Проверка департамента образования

Проверка департамента образования

Под ведомственным контролем понимается процесс контроля деятельности подведомственных организаций с целью выявления и устранения нарушений требований нормативно-правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней в сфере образования посредством проведения проверок, мониторинга, обследований (далее — проверки), осуществляемых в установленном порядке органами управления в пределах их компетенции.

Проверки школ в рамках ведомственного контроля осуществляются руководителями и специалистами муниципального органа управления образованием (МОУО).

Цель, задачи, предмет и направления ведомственного контроля муниципальных школ

Целью ведомственного контроля муниципальных школ является повышение эффективности их деятельности на основе выявления и устранения нарушений требований нормативно-правовых актов в области образования, а также обмена передового опыта.

Основными задачами ведомственного контроля являются:

— обеспечение школами соблюдения уставных целей и видов деятельности;

— выявление в деятельности школ отклонений по исполнению муниципального задания (соотношение плановых и фактических значений результатов, осуществление дополнительных видов деятельности при невыполнении или некачественном выполнении основных видов деятельности) и выработка рекомендаций по их устранению;

— оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности школ;

— оценка эффективности использования и распоряжения имуществом, переданным школам на праве оперативного управления;

— получение достоверной и объективной информации об условиях организации, содержании и результатах образовательной деятельности в школах;

— осуществление контроля за исполнением действующего законодательства Российской Федерации;

— формирование информационной базы об объеме, качестве, порядке оказания школами в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполняемых работ) в целях оптимизации расходов бюджета;

— обеспечение школ публичности своей деятельности и доступности, в том числе информационной, оказываемых ими услуг;

— организация внутреннего контроля в школах;

— оказание методической помощи по вопросам применения действующих в сфере образования норм, правил и рекомендаций о корректировке или отмене их управленческих решений.

Предметом ведомственного контроля является соблюдение обязательных требований, установленных нормативно-правовыми актами федерального, регионального и муниципального уровней.

Контроль за деятельностью школ осуществляется по следующим направлениям:

1) осуществление школами предусмотренных уставом основных видов деятельности (исходя из основных видов деятельности, предусмотренных уставом):

— реализация образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе адаптированных;

— реализация дополнительных образовательных программ, в том числе адаптированных;

— реализация дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ;

— организация питания обучающихся;

— обеспечение гражданам, проживающим на территории муниципального образования, возможности выбора форм получения образования;

— обеспечение питанием обучающихся в случаях и в порядке, установленных нормативно-правовыми актами федерального, регионального и муниципального уровней;

— организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации);

— осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной помощи обучающимся;

— выполнение установленного порядка промежуточной и итоговой аттестаций и осуществления текущего контроля успеваемости обучающихся;

— повышение квалификации педагогических работников;

— состояние спортивно-оздоровительной, профилактической и воспитательной работы в школах, дополнительного образования детей;

— организация отдыха и оздоровления детей;

— организация разнообразной массовой работы с обучающимися и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся в сфере отдыха и досуга, в том числе клубных, секционных и других занятий, экспедиций, соревнований, экскурсий;

— выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности;

2) выполнение школами муниципального задания на оказание муниципальных услуг (предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в школах (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);

3) организация предоставления дополнительного образования детей в школах (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

4) осуществление школами деятельности по оказанию платных образовательных услуг (соответствие услуг, которые оказываются потребителям за плату, услугам, предусмотренным нормативно-правовыми актами);

5) качество предоставляемых школами образовательных услуг;

6) оплата труда педагогических работников, охрана труда и техника безопасности, другие вопросы трудовых отношений;

7) материально-техническое оснащение и финансовое обеспечение школ;

8) организация внутреннего контроля в школах;

9) готовность школ к новому учебному году;

10) соответствие локальных правовых актов требованиям законодательства и нормативно-правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней;

11) соответствие деятельности школ локальным правовым актам;

12) результаты управленческой деятельности в школах, в том числе порядок принятия решений органами управления школами;

13) установление фактического наличия и состояния муниципального имущества, находящегося у школ на праве оперативного управления, выявление неиспользуемого или используемого не по назначению имущества. Контроль за деятельностью школ в части использования и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся у них на праве оперативного управления, осуществляется МОУО совместно с управлением муниципальным имуществом администрации муниципального образования;

14) выполнение муниципальных заданий бюджетными школами, качество выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ);

15) организация работы с жалобами и обращениями граждан;

16) соблюдение иных требований, установленных уставом и локальными актами школы.

Формы ведомственного контроля и контрольные мероприятия

Ведомственный контроль осуществляется в форме проверок, мониторинга и обследования.

В срок не позднее 30 декабря года, предшествующего году проверок, управлением образования муниципального образования утверждается план проверок подведомственных организаций (приложение 1).

В зависимости от формы контроля могут проводиться выездные или документарные (камеральные) проверки.

В зависимости от основания проведения контроля проводятся плановые и внеплановые проверки.

Выездные проверки — проверки, которые проводятся по месту нахождения школы. Предметом выездной проверки являются сведения о фактическом состоянии дел в школе. Документарные проверки — проверки, которые проводятся по месту нахождения органа ведомственного контроля за деятельностью школ в лице МОУО. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в отчетах о деятельности школ и документах, предоставленных школами.

Плановые проверки — проверки, проводимые не чаще чем один раз в три года в соответствии с планом проверок, размещенным на официальном сайте органов местного самоуправления муниципального образования.

Внеплановые (оперативные) проверки — проверки, проводимые при поступлении в администрацию муниципального образования и (или) в управление образования мотивированных обращений физических или юридических лиц о ненадлежащем качестве оказываемых школами услуг (выполняемых работ); при возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью обучающихся, работников школ; при обнаружении в представленных школами документах нарушений, связанных с предметом контроля.

Внеплановые проверки проводятся в целях установления и проверки фактов нарушений, связанных с предметом контроля, способствующих возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью обучающихся и работников школ, нарушений их прав, указанных в обращениях граждан и организаций, в документах, предоставленных школами, в целях принятия эффективных мер реагирования.

Мониторинг системы образования (далее — мониторинг) — систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Мониторинг проводится путем сбора, обработки и анализа информации о деятельности системы образования муниципального образования, в соответствии с процедурами, сроками проведения и показателями, в порядке и пределах, установленных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании приказа органа ведомственного контроля.

Комплексная оценка деятельности школ — проверка деятельности школы по нескольким направлениям деятельности.

Тематическая оценка деятельности школ — проверка деятельности школы по определенному направлению деятельности.

В ходе проверки деятельности школ проводятся следующие контрольные мероприятия:

— анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность школы по вопросам, подлежащим проверке (при проведении документарных и выездных проверок);

— анализ наличия и достоверности информации, размещенной школой на ее официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

— анкетирование;

— собеседование;

— тестирование;

— опрос;

— наблюдение образовательной деятельности;

— иные способы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (при проведении документарных и выездных проверок).

Порядок проведения проверок деятельности школ

Инициаторами проведения проверок деятельности школ являются:

— администрация муниципального образования;

— управление образования муниципального образования в отношении подведомственных им организаций;

— структурные подразделения администрации муниципального образования, регулирующие имущественные, финансовые вопросы, возникающие в процессе осуществления школами своей деятельности.

Решение об отмене или переносе срока плановой проверки принимается администрацией муниципального образования.

Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней.

Проверка проводится в сроки, указанные в распоряжении администрации муниципального образования о проведении проверки.

Продолжительность проверок составляет:

— не более двух рабочих дней для внеплановых проверок;

— не более пяти рабочих дней для тематических проверок;

— не более десяти рабочих дней для документарных проверок;

— не более двадцати рабочих дней для комплексных проверок.

О проведении плановой проверки директор школы уведомляется управлением образования не позднее чем за три рабочих дня до начала проведения контрольных мероприятий путем доведения соответствующего распоряжения. О проведении внеплановой проверки школа может не уведомляться.

Проверка деятельности школы осуществляется должностным лицом (лицами), уполномоченным (уполномоченными) на проведение проверки.

Должностное лицо (лица), уполномоченное (уполномоченные) на проведение проверки, определяется распоряжением администрации муниципального образования.

К проведению мероприятий по ведомственному контролю могут привлекаться эксперты и экспертные организации.

Регламент работы должностного лица (лиц), уполномоченного (уполномоченных) на проведение проверки, устанавливается распоряжением администрации муниципального образования.

В распоряжении о проверке школы указываются:

— регламент ведомственного контроля;

— вид проводимой проверки (плановая, внеплановая);

— полное наименование школы, в отношении которой проводится проверка, место ее нахождения;

— должностное лицо (лица), уполномоченное (уполномоченные) на проведение проверки;

— основания проведения проверки;

— цель проведения проверки;

— предмет проверки;

— срок проведения проверки, даты начала и окончания проверки;

— период времени, относительно которого осуществляется проверка;

— мероприятия по ведомственному контролю;

— перечень документов, представление которых школой необходимо для достижения цели проведения проверки.

При осуществлении ведомственного контроля за деятельностью школы должностное лицо (лица), уполномоченное (уполномоченные) на проведение проверки:

— запрашивает у школы распорядительные документы, информацию о финансово-хозяйственной деятельности, финансовые, бухгалтерские и иные документы, материалы по вопросам, подлежащим проверке, иные документы;

— запрашивает информацию о деятельности школы у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у иных организаций в порядке, установленном действующим законодательством;

— составляет акт о результатах проверки;

— в случае выявления нарушений действующего законодательства или совершения школой действий, противоречащих целям, предусмотренным учредительными документами, устанавливают срок для устранения выявленных нарушений;

— посещает территорию и помещения школы;

— получает письменные объяснения должностных лиц школы в ходе проводимых контрольных мероприятий.

Должностное лицо (лица), уполномоченное (уполномоченные) на проведение проверки (далее — должностные лица), эксперты и представители экспертных организаций с целью проведения контрольных мероприятий, предусмотренных настоящим Положением, имеют право посещать школы при предъявлении копии распоряжения администрации муниципального образования о проведении проверки подведомственных школ.

При проведении мероприятий по ведомственному контролю должностные лица не вправе:

— проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции МОУО;

— требовать представления документов, информации, если они не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

— распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения контроля, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

— превышать установленные сроки проведения проверки.

Доступ должностных лиц на территорию школы для выполнения своих функций и возможности изучения вопросов, указанных в планах проверок образовательных организаций, обеспечивается руководителями проверяемых школ.

Факты воспрепятствования руководителем проверяемой организации доступу должностных лиц в школу либо на объекты, являющиеся предметом проверки, а также факты отказа от дачи необходимых объяснений подлежат отражению в акте проверки. Установление указанных фактов может являться основанием для применения к директору школы мер ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Оформление результатов проведения контрольных мероприятий

Результаты проверки в течение трех рабочих дней с момента окончания проверки оформляются актом проверки, к которому прилагаются экспертные заключения, подготовленные экспертами и представителями экспертных организаций (в случае если таковые принимали участие в проверке). Документация контрольной проверки подлежит хранению в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Акт проверки составляется в 2 экземплярах. В нем указываются:

— наименование органа ведомственного контроля;

— дата, время и место составления акта проверки;

— вид проверки (плановая либо внеплановая, документарная либо выездная);

— регламент ведомственного контроля;

— дата и номер приказа органа ведомственного контроля;

— фамилия, имя, отчество и должность должностного лица (лиц), проводившего (проводивших) проверку;

— наименование проверяемой школы, фамилия, имя, отчество и должность руководителя или уполномоченного им должностного лица, присутствовавшего при проведении проверки;

— дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

— сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях законодательства со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты;

— сведения о лицах, допустивших нарушения законодательства, если установление таковых лиц возможно на основании локальных нормативных актов;

— сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя или уполномоченного им должностного лица присутствовавшего при проведении проверки;

— подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

Акт проверки подписывается руководителем (уполномоченным им лицом) проверяемой школы.

Один экземпляр акта проверки в течение пяти рабочих дней с момента окончания проверки направляется в адрес проверяемой школы или вручается уполномоченному должностному лицу школы под роспись. В случае его отказа от подписания в акте проверки делается соответствующая запись.

В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте проверки, школа в течение пяти рабочих дней с даты получения акта проверки представляет в администрацию муниципального образования письменные возражения в отношении акта проверки в целом или его отдельных положений и документы или их заверенные копии, подтверждающие обоснованность возражений.

Управление образования ведет журнал учета проводимых проверок. Журнал учета проводимых проверок заполняется в соответствии с формой (приложение 2).

Действия по результатом контроля за деятельностью подведомственных школ

По итогам проверки руководитель МОУО принимает решение:

— об обсуждении итогов контроля на совещании с участием руководителей школ;

— о направлении письма или иных материалов контроля в соответствующие органы, уполномоченные принимать решения по представленным в них вопросам;

— о повторном контроле с привлечением соответствующих специалистов;

— о подготовке предложений о внесении соответствующих изменений в учредительные документы проверенной школы;

— о направлении ходатайства о привлечении к дисциплинарной ответственности директора школы;

— иные решения в пределах своей компетенции.

При принятии решения учитываются выводы, сделанные должностными лицами по результатам проведения проверки.

Результаты контроля за деятельностью школы учитываются МОУО при решении вопросов:

— о соответствии (несоответствии) результатов деятельности школы установленным показателям деятельности, отсутствии (наличии) выявленных в ходе контрольных мероприятий нарушений;

— о возможности (невозможности) дальнейшей деятельности школы с учетом оценки степени выполнения установленных показателей деятельности;

— о сохранении (увеличении, уменьшении) показателей муниципального задания и объемов бюджетных ассигнований;

— о направлении предложений администрации муниципального образования о реорганизации, ликвидации школы, изменении его типа, направлении предложений о необходимости принудительного изъятия имущества при наличии оснований, установленных действующим законодательством, а также выполнения мероприятий по обеспечению сохранности имущества.

Результатом исполнения контроля являются:

— обеспечение устранения нарушений законодательства;

— создание условий для недопущения указанных нарушений, способствующих повышению эффективности деятельности школы.

В случае выявления в ходе проверки нарушений норм действующего законодательства начальник МОУО незамедлительно уведомляет служебной запиской главу администрации муниципального образования.

Контроль выполнения рекомендаций и предложений по результатам проверок

Директор школы обязан устранить нарушения законодательства, выявленные при проведении проверки, в срок, указанный в акте проверки. В случае невозможности по независящим от директора школы причинам устранить выявленные в ходе проверки нарушения законодательства в срок, указанный в акте проверки, он обращается в администрацию муниципального образования с письменным ходатайством о продлении срока устранения нарушений законодательства.

Администрация муниципального образования вправе продлить указанный срок путем издания распоряжения, но не более чем на двадцать рабочих дней. По истечении срока устранения выявленных нарушений законодательства, установленного актом проверки с учетом срока, установленного распоряжением о продлении срока устранения нарушений (в случае продления указанного срока), директор школы обязан представить в управление образования отчет об их устранении с приложением копий документов, подтверждающих устранение нарушений.

В случае, если нарушения, выявленные в ходе проверки, не устранены в срок, установленный в акте проверки (с учетом в случае необходимости продления срока), управление образования в течение десяти рабочих дней направляет акт проверки в орган, уполномоченный на проведение государственного надзора за соблюдением законодательства в сфере образования.

По результатам анализа отчета школы должностные лица в течение трех рабочих дней готовят служебную записку руководителю МОУО о результатах выполнения рекомендаций, предложений должностных лиц проверенной школы, с предложением о снятии с контроля данного вопроса или другим предложением согласно результатам.

Руководитель МОУО по результатам контроля принимает решение:

— о снятии с контроля проверенной школы;

— иные решения в пределах своих полномочий.

Порядок обжалования действий (бездействия) и решений, принятых в ходе проведения ведомственного контроля

Действия (бездействие), решения должностных лиц, принятые в ходе контроля, могут быть обжалованы директором школы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Директор школы имеет право на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе проведения ведомственного контроля. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых и принятых в ходе проведения ведомственного контроля, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является обязательным.

Директор школы вправе подать жалобу на действия (бездействие) и решения должностных лиц, принятые в ходе проведения ведомственного контроля (далее — жалоба), в письменной форме, в том числе при личном приеме, или в электронном виде.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования директором школы решений и действий (бездействия) должностного (должностных) лица (лиц) в рамках проведения ведомственного контроля является:

— нарушение срока проведения ведомственного контроля;

— требование у директора школы документов, не предусмотренных действующим законодательством при проведении ведомственного контроля;

— отказ в приеме документов у директора школы, предоставление которых предусмотрено действующим законодательством для проведения ведомственного контроля;

— затребование с директора школы при проведении ведомственного контроля платы;

— отказ должностного (должностных) лица (лиц) в исправлении допущенных опечаток и ошибок либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Директор школы имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы (претензии), связанных с проведением ведомственного контроля.

Жалоба (претензия) на решение, принятое должностными лицами, а также в случае несогласия с ранее принятым решением на жалобу (претензию) подается в управление образования.

По результатам рассмотрения жалобы (претензии) управление образования принимает одно из следующих решений:

— удовлетворить жалобу (претензию), в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных в ходе проведения ведомственного контроля опечаток и ошибок в выданных в результате проведения ведомственного контроля документах, а также в иных формах;

— отказать в удовлетворении жалобы (претензии).

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, директору школы в письменной форме и, по его желанию, в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы (претензии).

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы (претензии) признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо МОУО, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб (претензий), незамедлительно направляет имеющиеся материалы в правоохранительные органы.

Приложение 1

ПЛАН ПРОВЕРОК

N

Наименование школы, деятельность которой подлежит плановой проверке, место нахождения

Цель и основание проведения плановой проверки

Форма проверки (документарная или выездная)

Дата начала и сроки проведения плановой проверки

Приложение 2

ЖУРНАЛ УЧЕТА ПРОВЕРОК

N

Наименование школы

Вид проверки

Сроки проведения мероприятий по контролю

Правовые основания для проведения проверки (План, распоряжение)

Дата составления и N акта проверки

Уполномоченное должностное лицо ведомственного контроля

Подпись уполномоченного должностного лица (лиц) органа ведомственного контроля

в соответствии с Планом

фактически

дата начала

дата окончания

дата начала

дата окончания

Лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности, которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 6 статьи 21 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности (с изменениями на 28 июля 2012 года)» и пунктом 23 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) ведет сводный реестр лицензий, включающий сведения о лицензиях, выданных лицензирующими органами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» Комитет по образованию ведет реестр лицензий, включающий сведения о действующих лицензиях.
В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.06.2011 N 802 «О создании государственной информационной системы Санкт-Петербурга «Комплексная автоматизированная информационная система каталогизации ресурсов образования Санкт-Петербурга» создано единое информационное пространство органов исполнительной власти Санкт-Петербурга и образовательных учреждений Санкт-Петербурга в сфере образования. В структуру системы входит подсистема «Портал «Петербургское образование». С помощью данного информационного сервиса можно получить информацию о лицензиях, с возможностью поиска по различным атрибутам.

Содержание

Где проверить лицензию на образовательную деятельность? Реестр образовательных учреждений

Любое обучение предполагает не только приобретение знаний, но и получение документа, который подтверждает образование. Однако если у образовательной организации нет аккредитации или лицензии, такой документ может быть не востребован у работодателей и даже не иметь юридической силы. Поэтому так важно проверять наличие аккредитации и лицензии в Реестре образовательных учреждений.

Что такое Реестр образовательных учреждений?

Это перечень образовательных организаций, подтвердивших свое соответствие стандартам образовательной деятельности и получивших соответствующую лицензию.

Он формируется на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Данные об учреждениях, внесенных в реестр, представлены на сайте Рособнадзора.

Почему так важно, чтобы учреждение было в реестре?

Если заведение, предоставляющее образовательные услуги, не имеет лицензии (лицензия отозвана или не получена вообще), оно не имеет права никого учить. Соответственно, любой документ об образовании не несет юридической силы (не действителен).

Важна и аккредитация учебного заведения, которая влияет на возможность выдавать документы государственного образца.

Но это еще не все. Даже если официальный документ не требуется, и вы хотите получить какие-то знания просто для себя, факт отсутствия лицензии должен настораживать. Организация, которая отвечает за предоставленные услуги, заинтересована работать официально.

Если никакой лицензии нет, это может означать, что у организации проблемы с законом, либо просто нет необходимой материальной базы, педагогического состава, нет подходящих помещений. Образно говоря, новые знания будут получены в «шарашкиной конторе» с «филькиной грамотой» на выходе.

Вот затем, чтобы не оказаться в такой ситуации, и нужно проверять наличие лицензии. А значит, следует обратиться к Реестру образовательных учреждений.

Нужна ли лицензия для обучения по программам ДПО?

Да, нужна. В законе выделяют три вида дополнительного профессионального образования:

Если образовательная организация проводит обучение хотя бы по одной из них, она по итогам должна выдавать документ об обучении (аттестат, диплом о профпереподготовке, удостоверение о повышении квалификации), следовательно, должна иметь право на выдачу подобных документов.

Поэтому любое учреждение ДПО обязано получить лицензию. Все необходимые документы должны быть размещены на сайте организации.

Если учреждение занесено в реестр, значит, у него все хорошо?

На данный момент – да. Но нужно понимать, что хотя лицензии имеют неограниченный срок действия, их могут отозвать или приостановить при обнаружении серьезных нарушений законодательства. Все это обязательно будет отражено в Реестре образовательных учреждений.

Поэтому информацию нужно периодически проверять.

Как проверить лицензию на образовательную деятельность?

Если организация работает законно, то на её сайте должны быть документы о лицензировании. Как правило, это сканированные копии (сама лицензия и приложение к ней), в которых указаны:

дата выдачи документа;

организация, которая его выдала (территориальный орган Рособрнадзора);

идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

основной государственный регистрационный номер юридического лица (ОГРН);

в приложении – вид образования (например, дополнительное профессиональное обучение).

Если таких документов нет или возникли сомнения в их подлинности, стоит проверить, находится ли организация в Реестре образовательных учреждений на сайте Рособрнадзора. У реестров есть электронные версии, доступ к которым бесплатный.

Проверить лицензию на образовательную деятельность у Рособрнадзора

Зайдите на официальный сайт Рособрнадзора.

В разделе «Государственные услуги и функции» выберите «Государственные услуги».

В левой колонке нажмите «Лицензирование образовательной деятельности».

Войдите в раздел «Сводный реестр лицензий».

В поисковую строку введите информацию, которой располагаете: номер лицензии, ИНН, название образовательной организации, или любую другую: субъект, орган, выдавший лицензию, дату выдачи. В результате появится информация о состоянии лицензии.

Вы можете увидеть, что лицензия действует – или не действует, или аннулирована; приостановлена полностью или частично.

Лицензия не действует, или аннулирована. В этом случае образовательная организация НЕ ИМЕЕТ права набирать новых абитуриентов, выдавать дипломы об образовании и вести образовательную деятельность. Фактически – вуз (ссуз, учебный центр) должен прекратить работу;

Лицензия приостановлена полностью или частично. Это означает, что организация не имеет права набирать новых абитуриентов, но может заниматься работой, которая не связана с учебным процессом, пока суд не примет решение: восстановить лицензию или аннулировать её окончательно.

Бывают случаи, когда информации о лицензии нет вообще. Проверьте правильность введения данных. Если ошибки нет, это означает, что лицензия поддельная.

Необходимо помнить, что лицензию должен иметь как головной вуз, так и все его филиалы.

Что делать, если организации нет в Реестре образовательных учреждений?

Если организация не представлена в реестре, значит, она не обращалась за лицензией или лишилась ее по той или иной причине. То есть ее деятельность незаконна. С ней не стоит связываться вообще.

Какие бывают реестры образовательных учреждений?

В поиске информации можно столкнуться с множеством различных реестров:

Реестром аккредитованных образовательных организаций,

Реестром лучших вузов страны,

Национальным Реестром «Ведущие образовательные учреждения России» и т.д.

Но все эти списки вторичны по отношению к Реестру образовательных учреждений и не так важны. Ведь в конечном счете главное – не статус учебного заведения и не его престижность, а полученные знания и легальность документа об образовании, на которое вы потратили много времени, сил и, возможно, денег.

Информация, адреса, документы, отзывы .

Как проверить ВУЗ на лицензию и аккредитацию?

На столичном рынке образовательных услуг работает большое количество образовательных учреждений — начиная с дошкольного, школьного, среднего образования и заканчивая ВУЗами, выдающих дипломы о высшем образовании государственного образца. Как определить, имеет ли право данное образовательное учреждение на образовательную деятельность? Прежде чем платить деньги за образование удостоверьтесь в том, что это учреждение (школа, колледж, ВУЗ) имеют на это право!

В последнее время уделяется повышенное внимание со стороны Рособрнадзора, Министерства образования качеству обучения в ВУЗах. Проводятся проверки и постоянный мониторинг учебного процесса.

На основании анализа различных данных даются рекомендации по прекращению работы неэффективных и некачественных образовательных учреждений. Происходит отзыв лицензии и аккредитации такого ВУЗа (колледжа, школы)

Однако, часто руководство подобных организаций, на спешат уведомить об этом своих студентов и продолжают вести образовательную деятельность. Более того, они продолжают набирать студентов и принимать плату за обучение, пользуясь неосведомленностью абитуриентов об истинном положении дел в институте.

Для того, чтобы не попасть в такую ситуацию и при выборе ВУЗа при поступлении — первое, на что должны обращать внимание поступающие — это наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности и аккредитации.

С 2011 года лицензии стали выдавать бессрочно, но это не значит, что она не может быть отозвана. Плановые проверки Рособрнадзора осуществляются не чаще, чем 1 раз в три года (это надо иметь ввиду). Но при возникновении жалоб и обращений — частота проверок не ограничена.

Основные моменты, на которые следует обращать внимание:

  • Название вуза в лицензии должно совпадать с названием во всех документах, приказах, договорах, справках вуза, в том числе и в дипломе.
  • Адрес вуза, указанный в лицензии, является юридическим адресом и может не совпадать с местом Вашей учебы. Главное, этот адрес должен совпадать с адресом, указанным в Уставе вуза и в договоре оказания платных образовательных услуг.
  • Лицензия имеет приложение – одно или несколько. В приложениях указываются образовательные программы, по которым вуз имеет право обучать, поэтому на это стоит обратить внимание при выборе вуза и специальности, по которой Вы хотите обучаться. В приложениях, выданных недавно по новой форме, также указываются места осуществления образовательной деятельности.

Государственная аккредитация – это подтверждение возможности данного учебного заведения соответствовать образовательным стандартам государственного образца.

Вузы получают аккредитацию после проведения экспертизы качества образования первого выпуска по каждой образовательной программе. Аккредитационную экспертизу проводит комиссия Рособрнадзора. Заключения комиссии рассматриваются на Аккредитационной коллегии.

По каждой образовательной программе выносится решение: аккредитовывать или отказать в аккредитации.

При положительном решении вузу выдается свидетельство о государственной аккредитации на определенный срок, обычно на 6 лет.

Свидетельство о государственной аккредитации, так же как и лицензия, имеет приложение, одно или несколько, в которых указаны аккредитованные направления подготовки.

Что дает аккредитация?

  • право на выдачу диплома государственного образца,
  • право на предоставление отсрочки от армии.

Важно: вуз не может гарантировать студентам получение аккредитации, так как это решение зависит от государственных органов.

Обращайте внимание на наличие в приложении к свидетельству о государственной аккредитации направления подготовки, по которой Вы хотите обучаться.

Также обращайте внимание на срок действия аккредитации, чтобы этот срок не истекал до момента завершения Вашего обучения в вузе.

Ну и, наконец, пользуйтесь дополнительными источниками оценки деятельности ВУЗа — отзывами о данном учебном заведении. При этом Вас должно насторожить, если отзывы на каком-то сайте только положительные. Скорее всего, они не соответствуют действительности.

Пользуйтесь надежными источниками, в которых публикуются острые, компетентные и реальные отзывы. Только от такой информации будет реальная польза!

Как проверить наличие лицензии и аккредитации учебного заведения?

1. Все образовательные учреждения, законно ведущие свою деятельность, располагают сведения о лицензии и аккредитации на своем сайте на видных местах. Проверить такую информацию не составляет труда, т.к. все документы пред Вами в наличии.

2. При отсутствии таких документов на сайте или в случае, если Вы сомневаетесь в их подлинности, проверить наличие или отсутствие лицензии можно на странице СВОДНОГО РЕЕСТРА ЛИЦЕНЗИЙ Рособрнадзора.

3. Проверить образовательную организацию можно и на этой странице Рособрнадзора (поиск организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам )

Для проверки достаточно ввести полное наименование организации и нажать кнопку «Поиск». Результаты будут представлены в виде таблицы:

Лицензирование образовательной деятельности

Формы документов, используемых при лицензировании образовательной деятельности

Обращаем внимание на необходимость использования данных форм документов при обращении в Департамент образования города Москвы за получением государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности.

В соответствии со статьей 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ (пункт 3 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 (далее — Положение).

Образовательная программа это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (часть 9 статьи 2 Закона об образовании).

К соискателям лицензии на осуществление образовательной деятельности предъявляются лицензионные требования, предусмотренные пунктами 4 и 5 Положения.

К лицензиатам предъявляются лицензионные требования, предусмотренные пунктами 6 и 7 Положения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *