Прямое подчинение родственников

Прямое подчинение родственников

Принято считать, что близким родственникам и своякам работать в одном учреждении запрещено. Действительно, есть ряд мест, где подобное сотрудничество под запретом, но, как и у любого закона, в данном случае есть ряд исключений. Рассмотрим организации, в которых родственные связи являются нарушением и наоборот, при каких обстоятельствах можно работать с родными.

Где ограничена совместная работа близких родственников?

В свое время государственному аппарату пришлось ввести жесткие ограничения на рабочие отношения между людьми, имеющими родственные связи. Коснулось это не только родных по крови, но и так называемых «свояков» — родных супруга, мужей/жен брата или сестры. Сделано это было для того, чтобы сократить количество коррупционных правонарушений, а также исключить различные привилегии и мошенничество.

В частности, запрет стоит на такие рабочие отношения между родственниками, где подразумевается финансово-хозяйственная деятельность и при которой один близкий находится в подчинении другого.

Близкие родственники не могут работать вместе:

Кроме того, Федеральный закон «О противодействии коррупции» запрещает близким родственникам работать в следующих учреждениях:

  • в государственных корпорациях;
  • в Пенсионном Фонде России;
  • в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования;
  • в публично-правовых компаниях;
  • в Фонде социального страхования РФ;
  • в иных организациях, созданных государством на основании федеральных законов.

Согласно Федеральному закону «О противодействии коррупции» допускается ограничение на деятельность лиц, которые занимают должности федеральной государственной службы (отдельные категории работников). В частности, это относится к директорам, начальникам, управляющим и главному бухгалтеру.

Разъяснения Минтруда о том, когда не распространяется запрет на совместную работу родственников

16 мая 2017 года в Министерстве труда России дали комментарии о тех случаях, когда запрет на совместную рабочую деятельность родственников не распространяется. Согласно им, финансово-хозяйственные полномочия между подобными работниками должны протекать вне условий непосредственного подчинения или контроля.

Под непосредственным подчинением подразумевается ситуация, когда начальник руководствуется внутренним регламентом и, согласно положению о структурном подразделении, является прямым начальником в отношении работника. То есть имеет право давать обязательные для исполнения указания и приказы, контролировать их выполнение, влиять на повышение в должности, назначать меры поощрения и взыскания за нарушение трудовой дисциплины, оформлять назначение на новую должность или перевод в другой отдел.

Запрет не актуален и в том случае, если один из работников осуществляет деятельность, связанную с оказанием услуг или выполнением работ, которые относятся к основным видам организации. Например, это касается сфер науки, культуры, здоровья, спорта, образования. То есть один из работников является спортсменом, танцором, актером, врачом, ученым или учителем.

Запретят ли работу родственников в прямом подчинении? Изменения в Закон о коррупции

На практике соискателю часто отказывают в трудоустройстве, ссылаясь на действующее законодательство и аналогии. Якобы совместная работа родственников в одном учреждении строго запрещена. Данная отсылка не всегда верна, однако необходимо заметить, что такой закон в скором времени действительно может появиться.

В начале 2015 года в Государственную думу РФ внесли проект федерального закона с планами на изменения в законе «О противодействии коррупции». Изначально предлагалось добавить статью с запретом на работу родственников в одной муниципальной или государственной организации, или в их обособленном подразделении.

Данное предложение до сих пор находится в стадии рассмотрения и с уверенностью утверждать, что его примут или отклонят нельзя. Депутаты склонны к тому, что даже при внесении такой поправки будут действовать определенные исключения. Например, подобное правило не коснется совместной работы близких родственников в заведениях социального направления (образование, медицина, культура), если работники проживают в сельской местности. Скорее всего, данное исключение связано с нехваткой специалистов в отдаленных поселениях. Для такой местности характерны целые династии учителей, врачей и работников культуры.

Есть ли запрет на «родственные связи» в частных компаниях?

Многих волнует вопрос о том, правомерно ли отказывать работнику в трудоустройстве при его обращении в частную компанию, в которой числится его родственник или свояк. Здесь нужно внимательно изучить российское законодательство, чтобы при необходимости защитить свои права.

В Трудовом кодексе РФ нет ограничений на работу родственников в коммерческой компании. Данное ограничение относится только к государственным и муниципальным учреждениям.

Обращаясь к 64-ой статье Трудового Кодекса РФ, можно увидеть, что работодатель при найме соискателя на работу должен руководствоваться только его деловыми качествами и не принимать во внимание расу, национальность, религию, пол, социальное, материальное или семейное положение, место жительства или возраст. Отказ в трудоустройстве по вышеперечисленным причинам приравнивается к ущемлению прав на рабочую деятельность.

В самом ТК РФ нет расшифровки понятия «деловые качества», однако подобное разъяснение можно обнаружить в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ. Деловые качества трудящегося подразумевают под собой:

  1. обладание профессиональными качествами, навыками и квалификацией для занимаемой должности;
  2. личные качества, которые могут повлиять на выполнение обязанностей: состояние здоровья, уровень образования, опыт работы по специальности или конкретно в данной сфере.

Многие компании пытаются обойти стороной этот закон, вводя локальные акты с подобными ограничениями. Важно понимать, что подобная документация не имеет законной силы, так как идет вразрез с Трудовым Кодексом. Любые запреты в данной области должны приниматься на федеральном уровне. При отказе в трудоустройстве из-за родственных связей с кем-либо из работников, даже при занимаемой им руководящей должности, соискатель вправе обратиться в суд.

Подводя итоги, стоит подчеркнуть, что близкие родственники на работе не могут обладать какими-либо преимуществами и в равной степени не могут подвергнуться дискриминации. Данный вопрос четко регулируется российским законодательством на федеральном уровне. Ограничение на рабочие отношения между родными и свояками касаются только государственных и муниципальных учреждений, при условии непосредственного подчинения в финансово-хозяйственной деятельности. К частным (коммерческим) компаниям подобный запрет неприменим.

Даны комментарии положений Постановления Правительства РФ от 05.07.2013 N 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции».

Запрет на совместную работу родственников и свойственников в федеральных государственных учреждениях и в федеральных государственных унитарных предприятиях, федеральных казенных предприятиях распространяется на работников, замещающих должности, включенные в перечень должностей, предусмотренный пунктом 1 постановления, при условии, что данные работники являются близкими родственниками или свойственниками, замещают должности руководителя, главного бухгалтера или иные должности, связанные с осуществлением финансово-хозяйственных полномочий в одной организации в условиях непосредственной подчиненности или подконтрольности одного из них другому.

Таким образом, данный запрет не распространяется на вышеуказанных работников в случаях:

если финансово-хозяйственные полномочия работниками — близкими родственниками (свойственниками) осуществляются вне условия непосредственной подчиненности или подконтрольности одного из них другому;

если один из работников осуществляет непосредственно деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к основным видам деятельности организации, например, в сфере науки, культуры, здравоохранения, социальной защиты, образования, спорта (ученый, искусствовед, балерина, актриса, практикующий врач, учитель, спортсмен, юрист и т.п.).

О непосредственном подчинении может свидетельствовать ситуация, когда руководитель в соответствии с должностным регламентом, положением о структурном подразделении является прямым (непосредственным) начальником работника и имеет в отношении него право давать обязательные для исполнения поручения, контролировать их выполнение, вносить предложения о повышении в должности, об изменении круга должностных обязанностей, о принятии мер поощрения и дисциплинарного взыскания и пр.

С 24 января 2016 г. действует Закон от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон), в соответствии с п. 5 ст. 47 которого часть первая ст. 27 ТК изложена в новой редакции: для лиц, состоящих в близком родстве и свойстве предусмотрены ограничения в отношении совместной работы. Однако они касаются только некоторых должностей в одной и той же организации либо ее обособленном подразделении (ч.1 ст. 27 ТК, ч. 2 ст. 18 Закона).

Запрет на совместную работу: нормы трудового законодательства

Частью второй ст. 18 Закона установлен запрет на совместную работу в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира супругов, близких родственников или свойственников, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Аналогичная норма продублирована в части первой ст. 27 ТК и содержит исчерпывающий перечень должностей, работа на которых запрещается лицам, состоящим между собой в близком родстве или свойстве.

Исходя из приведенных выше норм законодательства запрет на совместную работу распространяется на:

  • руководителя (его заместителей) государственной организации (обособленного подразделения);
  • главного бухгалтера (его заместителей);
  • кассира.

Из анализа части первой ст. 27 ТК следует, что запрет на совместную работу близких родственников и свойственников применяется при одновременном наличии следующих условий:

условие 1: совместная работа осуществляется в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении);

условие 2: совместная работа осуществляется на конкретных должностях (руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира);

условие 3: совместная работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Кроме того, запрет на совместную работу распространяется, если работа выполняется по совместительству или носит временный характер (например, замена заболевшего работника (ч. 1 ст. 27, ч.3 ст. 348 ТК)).

Например, заместитель руководителя организации и главный бухгалтер являются супругами. Оба находятся в непосредственном подчинении руководителя организации. В случае, когда обязанности руководителя на период его отпуска или болезни возложат на его заместителя, возникнет ситуация, противоречащая Закону. Так как, хотя и временно, но один из супругов будет непосредственно подчиняться другому.

Таким образом, если близкие родственники занимают в организации должности руководителя, главного бухгалтера, их заместителей, кассира и их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного другому, то это является нарушением законодательства, которое необходимо устранить.

Кроме того, запрет на совместную работу распространяется и на лиц, осуществляющих совместную работу, которые состоят между собой в близком родстве или свойстве (например, родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруги и такие же родственники супруга (супруги)).

Данный запрет установлен частью первой ст. 27 ТК и распространяется на лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве.

Итак, на основании нормы части первой ст. 27 ТК можно сделать вывод о том, что совместная работа близких родственников или свойственников в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) допускается, если только один из них занимает должность, предусмотренную в указанной статье.

Запрет на совместную работу: практические примеры

Далее на примерах подтвердим сказанное выше.

Пример

В одном из районов в двух учреждениях дошкольного образования в должностях заведующих и заведующих хозяйством находятся лица, состоящие в родстве: в одном случае – дочь и мать, в другом – дочь и отец. Контролирующий орган указал на неправомерность такой ситуации и необходимость уволить заведующих хозяйством.
В данной ситуации отсутствует нарушение нормы части первой ст. 27 ТК, поскольку должность заведующего хозяйством не подпадает под условие ограничений, установленных законодательством о борьбе с коррупцией и о труде.

Следует отметить, что понятия «подчиненность», «подконтрольность» не раскрыты ни в законодательстве о борьбе с коррупцией, ни в законодательстве о труде.

Вместе с тем подчиненность можно рассматривать как такие отношения между работником и руководителем, при которых последний вправе издавать распоряжения (приказы), давать указания и требовать их исполнения, а работник в свою очередь обязан их исполнять.

Подконтрольность представляет собой отношения между исполнителем, выполняющим определенные обязанности, и лицом, которому этот исполнитель подотчетен по определенному направлению или в целом по работе.

Непосредственность означает, что подчиненность и подконтрольность между лицами является прямой, т.е. между руководителем (лицом, осуществляющим контроль) и работником отсутствует другой руководитель (лицо, осуществляющее контроль), в подчинении которого находится работник.

Таким образом, при отсутствии непосредственной подчиненности или подконтрольности запрет, предусмотренный частью первой ст. 27 ТК, не применяется.

Подчиненность (подконтрольность) для близких родственников и свойственников определяется по должностным инструкциям и другим документам, регламентирующим права, обязанности и взаимоотношения работников.

Нарушение запрета, касающегося совместной работы близких родственников или свойственников, возможно в двух случаях:

  • при приеме на работу;
  • в период трудовых отношений.

Безусловно, такие нарушения законодательства о борьбе с коррупцией и о труде влекут правовые последствия, как правило, в виде увольнения.

Пример

Руководитель государственной организации вступил в брак с главным бухгалтером организации.
Поскольку ограничения на совместную работу в одной и той же государственной организации, установленные частью первой ст. 27 ТК, возникли в период трудовых отношений, то такие обстоятельства должны быть устранены, например, путем:

  • перевода на другую должность одного из работников;
  • увольнения по п. 7 ст. 44 ТК (возникновение установленных законодательством ограничений на занятие определенными видами деятельности, препятствующих продолжению работы).

Норма п. 7 ст. 44 ТК означает, что при установлении актами законодательства каких-либо ограничений на занятие определенными видами деятельности, препятствующих продолжению работы по заключенному трудовому договору, трудовой договор с работником подлежит прекращению.

Увольнение по данному основанию не является увольнением по инициативе нанимателя, в этой связи порядок и условия, установленные ст. 43 ТК, а также гарантии, предусмотренные частью третьей ст. 268 ТК в отношении беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, одиноких матерей, имеющих детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов до 18 лет), не применяются. Следовательно, по данному основанию увольнению подлежит любая категория работников (молодые специалисты, беременные женщины, работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, работники предпенсионного возраста и т.п.).

При увольнении работника в соответствии с п. 7 ст. 44 ТК выплата выходного пособия законодательством о труде не предусмотрена.

Пример

В организацию на должность заместителя руководителя принята работница, которая, как впоследствии выяснилось, приходится сестрой руководителю организации. Следовательно, требования части первой ст. 27 ТК были нарушены при заключении трудового договора с заместителем руководителя государственной организации.
В данной ситуации имеет место нарушение установленных правил приема на работу и принятый в их нарушение работник подлежит увольнению на основании п. 3 ст. 44 ТК.

Мария Ковалевич, юрист

Настоящий обзор подготовлен по итогам обобщения результатов мониторинга применения мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в государственных и муниципальных органах, Центральном банке Российской Федерации, иных организациях, на работников которых распространяются положения статьей 10, 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ), в том числе решений соответствующих комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (далее — комиссии).

Обзор структурирован в соответствии с перечнем функций, связанных с высоким коррупционным риском, и направлен на обеспечение единства подходов при квалификации ситуаций в качестве конфликта интересов, а также на унификацию представления информации при формулировании рассматриваемых на заседаниях комиссий вопросов о соблюдении требований об урегулировании конфликта интересов.

Анализ правоприменительной практики показывает, что в целях квалификации ситуации в качестве конфликта интересов и определения конкретных мер ответственности за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов комиссии при подготовке протоколов руководствуются следующим.

На первоначальном этапе установлению и последующему отражению в протоколе подлежит информация о лицах, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, выражающаяся в возможности получения этими лицами доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) (далее — доходы, выгоды) в результате осуществления должностным лицом своих полномочий и обязанностей.

Такими лицами могут быть:

само лицо, на которое в соответствии с антикоррупционным законодательством Российской Федерации распространена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (далее — должностное лицо);

близкие родственники или свойственники (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) должностного лица;

иные граждане или организации, с которыми должностное лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

В дальнейшем выявляется и фиксируется в протоколе наличие у должностного лица соответствующих полномочий.

Затем анализируется возможность влияния личной заинтересованности должностного лица на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им своих должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

В случае установления того факта, что личная заинтересованность должностного лица влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), фиксируется факт наличия конфликта интересов.

При решении вопроса о привлечении к ответственности лица, не исполнившего обязанности по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, устанавливаются обстоятельства, которые могут повлиять на определение конкретной меры ответственности, в том числе:

факт подачи должностным лицом уведомления о личной заинтересованности;

наличие установленных фактов ненадлежащего исполнения рассматриваемым лицом должностных (служебных) обязанностей (осуществления полномочий) в ситуации, когда существовал конфликт интересов;

величина нанесенного ущерба (при наличии);

самостоятельное принятие (непринятие) должностным лицом мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;

соблюдение должностным лицом других требований законодательства о противодействии коррупции, а также предшествующие результаты исполнения должностных обязанностей.

По итогам рассмотрения указанных вопросов комиссия фиксирует в протоколе принятое решение относительно соблюдения (не соблюдения) должностным лицом требований об урегулировании конфликта интересов; рекомендует конкретную меру ответственности; дает предложения по предотвращению или по возможному урегулированию конфликта интересов (в случае, если принято решение о том, что должностное лицо не соблюдало требования по предотвращению или урегулированию конфликта интересов).

Применение указанного алгоритма представления информации в протоколах заседаний комиссий способствует обеспечению достоверности и обоснованности изложения мотивировочной и резолютивной частей протокола.

I. Осуществление организационно-распорядительных функций

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. N 19 под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, связанные с руководством трудовым коллективом или находящимися в его подчинении отдельными работниками (служащими), с формированием кадрового состава и определением трудовых функций, применением мер поощрения или наложения взысканий.

К данной категории функций относятся также полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Ситуация 1

В департаменте федерального государственного органа муж сестры супруги директора департамента замещает должность начальника отдела.

В соответствии с должностными полномочиями директор департамента планирует работу департамента, дает поручения и распределяет задачи между сотрудниками департамента, в пределах имеющегося фонда оплаты труда определяет конкретный размер премий служащих департамента, инициирует проведение служебных проверок.

Принятие директором департамента решений об установлении размера премии, выплачиваемой мужу сестры супруги, напрямую влияет на возможность получения дохода в виде денег лицом, состоящим с директором департамента в отношениях свойства (сестрой супруги) в связи с тем, что в соответствии со статьей 34 Семейного кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, к которой, в частности, относятся доходы каждого из них от трудовой деятельности.

Возможность получения указанного дохода сестрой супруги должностного лица в качестве общего семейного дохода в результате осуществления этим должностным лицом своих полномочий в отношении ее мужа образует личную заинтересованность этого должностного лица.

Данная личная заинтересованность может повлиять на объективность и беспристрастность исполнения этим должностным лицом своих обязанностей при осуществлении им своих полномочий, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона N 273-ФЗ свидетельствует о возникновении у него конфликта интересов.

В ходе проведенной проверки обоснованности решений, принятых директором департамента в отношении мужа сестры супруги, было установлено, что указанное лицо добросовестно исполняло свои обязанности, величина выплачиваемых данному лицу премий не превышала среднего уровня по подразделению. Фактов нарушения мужем сестры супруги служебной дисциплины не выявлено.

Уведомление о личной заинтересованности директором департамента направлено не было.

Иных нарушений антикоррупционного законодательства в предыдущие периоды в деятельности директора департамента установлено не было. Дисциплинарных взысканий данное лицо не имеет, непосредственным руководителем представлена положительная характеристика.

Комиссией приняты решения:

установить, что директор департамента не исполнил обязанность по направлению уведомления о возникновении личной заинтересованности и не принял иных мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

учитывая, что в ходе проведенной проверки фактов необоснованного начисления премии, а также злоупотреблений при определении размера премий, выплачиваемых мужу сестры супруги директора департамента, выявлено не было, рекомендовать руководителю государственного органа применить к директору департамента меру ответственности в виде выговора;

указать на недопустимость исполнения служебных обязанностей (осуществления полномочий) в условиях конфликта интересов.

Решение представителя нанимателя:

к директору департамента применена мера ответственности в виде выговора;

муж сестры супруги директора департамента по собственному желанию переведен в другое структурное подразделение государственного органа.

Ситуация 2

В учреждении, подведомственном федеральному государственному органу, супруга руководителя учреждения на протяжении нескольких лет замещает должность инженера.

В соответствии с должностными полномочиями руководитель учреждения осуществляет общую организацию деятельности учреждения, определяет конкретный размер заработной платы и премий работников организации, принимает решение о наложении дисциплинарных взысканий.

Таким образом, осуществление организационно-распорядительных функций должностным лицом в отношении своей супруги влияет на получение ею дохода.

Возможность получения указанного дохода супругой должностного лица в результате осуществления этим должностным лицом своих полномочий образует личную заинтересованность этого должностного лица.

Данная личная заинтересованность может повлиять на объективность и беспристрастность исполнения этим должностным лицом своих обязанностей при осуществлении им своих полномочий, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона N 273-ФЗ свидетельствует о возникновении у него конфликта интересов.

В ходе проведенной проверки было установлено, что супруга руководителя учреждения систематически уклонялась от исполнения своих трудовых обязанностей, выявлены неоднократные факты ее отсутствия на рабочем месте без уважительных причин. При этом за периоды необоснованного отсутствия супруге руководителя учреждения заработная плата выплачивалась в полном объеме. Дисциплинарные взыскания наложены не были.

Кроме того, как стало известно в ходе проверки, руководителем учреждения оказывалось давление на работников кадрового подразделения учреждения в целях сокрытия фактов допущенных нарушений. При этом информация об оказании воздействия и склонении к совершению неправомерных действий работниками кадрового подразделения учреждения в вышестоящий государственный орган или прокуратуру направлена не была.

Комиссией приняты решения:

признать, что руководитель учреждения не исполнил обязанность по направлению уведомления о возникновении личной заинтересованности и не принял иные меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, в связи с этим, а также учитывая систематическое неисполнение руководителем учреждения своих должностных обязанностей в отношении работника учреждения, являющегося его близким родственником (супруга), и неоднократное умышленное использование должностных полномочий в личных целях, рекомендовать представителю нанимателя применить к руководителю учреждения меру ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения;

указать работникам кадрового подразделения на недопустимость исполнения неправомерных решений руководителя учреждения, необходимость уведомления подразделения федерального государственного органа, ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений, об оказании руководителем учреждения давления в целях сокрытия правонарушения;

рекомендовать подразделению федерального государственного органа, ответственному за профилактику коррупционных и иных правонарушений, провести дополнительные мероприятия по профилактике коррупционных и иных правонарушений в подведомственных организациях;

рекомендовать направить материалы проверки в органы прокуратуры.

Решение представителя нанимателя:

руководитель учреждения уволен в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения;

врио руководителя учреждения проинформирован о нарушениях, выявленных в ходе проверки, для принятия мер дисциплинарной ответственности к супруге руководителя учреждения, замещающей должность инженера, а также к работникам кадрового подразделения учреждения, допустившим сокрытие фактов совершенных нарушений.

Дополнительно:

к ответственным работникам кадрового подразделения применена мера ответственности в виде замечания;

супруга руководителя учреждения уволена за систематические грубые нарушения трудовой дисциплины;

в отношении руководителя учреждения возбуждено уголовное дело.

II. Осуществление административно-хозяйственных функций

Под административно-хозяйственными функциями целесообразно понимать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, об осуществлении контроля за движением материальных ценностей, по определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием) (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. N 19).

Заместитель руководителя администрации муниципального образования (далее — заместитель руководителя администрации) в период временного исполнения полномочий руководителя администрации муниципального образования издал распоряжение о наделении себя полномочиями представителя муниципального образования в органе управления коммерческой организации (совет директоров), учредителем которой является муниципальное образование. При этом полномочия единоличного исполнительного органа управления (генерального директора) в данной организации осуществляет его родной брат.

В соответствии с уставом коммерческой организации к компетенции совета директоров относится установление размера вознаграждения и денежных компенсаций ее единоличному исполнительному органу (генеральному директору).

Таким образом, возможность должностного лица при осуществлении им полномочий представителя муниципального образования в совете директоров организации участвовать в принятии решения об установлении размера вознаграждения и денежной компенсации единоличному исполнительному органу (генеральному директору) этой организации напрямую влияет на возможность получения дохода его родным братом.

Возможность получения указанного дохода братом должностного лица в результате осуществления этим должностным лицом своих полномочий образует личную заинтересованность этого должностного лица.

Данная личная заинтересованность может повлиять на объективность и беспристрастность исполнения этим должностным лицом своих обязанностей при осуществлении им своих полномочий, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона N 273-ФЗ свидетельствует о возникновении у него конфликта интересов.

В ходе проведенной проверки фактов недобросовестного исполнения рассматриваемым должностным лицом своих полномочий в качестве представителя муниципального образования в органах управления коммерческой организации, учредителем которой является муниципальное образование, выявлено не было.

Уведомление о личной заинтересованности заместителем руководителя администрации направлено не было.

Анализ должностного регламента заместителя руководителя администрации показал, что вопросы деятельности рассматриваемой коммерческой организации не входили в сферу его полномочий.

Комиссией приняты решения:

установить, что заместитель руководителя администрации не исполнил обязанность по направлению уведомления о возникновении личной заинтересованности и не принял иных мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

учитывая, что фактов ненадлежащего исполнения заместителем главы администрации служебных обязанностей в качестве представителя муниципального образования в органе управления коммерческой организации (совет директоров), а также злоупотребления полномочиями в отношении близкого родственника (брат) выявлено не было, рекомендовать руководителю администрации муниципального образования применить к заместителю руководителя администрации меру ответственности в виде выговора;

рекомендовать исключить заместителя руководителя администрации из состава органов управления коммерческой организации, учредителем которой является муниципальное образование.

Решение представителя нанимателя:

к заместителю руководителя администрации применена мера ответственности в виде выговора;

заместитель руководителя администрации исключен из состава органов управления коммерческой организации, учредителем которой является муниципальное образование.

III. Осуществление контрольных и надзорных мероприятий

Государственный служащий включен в состав ревизионной комиссии подведомственной организации в качестве ее председателя, в которой его родная сестра замещает должность главного бухгалтера.

В соответствии с положением о ревизионной комиссии, а также уставом организации ревизионная комиссия проводит проверки финансово-хозяйственной деятельности организации, выявляет нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и предоставления финансовой отчетности, информирует о результатах проведения проверок учредителей.

Обязанность по ведению бухгалтерского учета организации возложена на главного бухгалтера. В случае выявления нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации к главному бухгалтеру может быть применена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Возможность получения выгоды близким родственником (сестрой) должностного лица в результате осуществления этим должностным лицом своих полномочий в качестве члена ревизионной комиссии образует личную заинтересованность этого должностного лица.

Данная личная заинтересованность может повлиять на объективность и беспристрастность исполнения этим должностным лицом своих обязанностей при осуществлении им своих полномочий, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона N 273-ФЗ свидетельствует о возникновении у него конфликта интересов.

Уведомление о личной заинтересованности государственным служащим направлено не было.

В ходе проведенной проверки были выявлены существенные нарушения правил ведения бухгалтерского учета.

Комиссией приняты решения:

признать, что государственный служащий не исполнил обязанность по направлению уведомления о возникновении личной заинтересованности и не принял иных мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

учитывая ненадлежащее исполнение государственным служащим своих обязанностей в качестве председателя ревизионной комиссии подведомственного учреждения, направленное на сокрытие нарушений, совершенных близким родственником (сестрой), рекомендовать представителю нанимателя применить к государственному служащему меру ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения;

рекомендовать направить материалы проверки в органы прокуратуры.

Решение представителя нанимателя:

государственный служащий уволен в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения;

материалы проверки в отношении государственного служащего и главного бухгалтера подведомственного учреждения направлены в правоохранительные органы.

IV. Распределение ограниченного ресурса

Заместитель руководителя государственного органа субъекта Российской Федерации (далее — заместитель руководителя) по трудовому договору выполняет иную оплачиваемую работу в одном из подведомственных учреждений данного государственного органа.

Заместитель руководителя связан с рассматриваемым учреждением имущественными отношениями, так как получает в нем заработную плату.

В соответствии с должностными полномочиями по месту службы заместитель руководителя входит в состав комиссии государственного органа по распределению контрольных цифр приема граждан и численности обучающихся (далее — комиссия), на основе которых в том числе формируется государственное задание на оказание образовательных услуг.

Финансирование рассматриваемого учреждения осуществляется на основании государственных заданий, в связи с чем величина значений контрольных цифр приема граждан и численности обучающихся влияет на возможность получения дохода в виде денег организацией, связанной с рассматриваемым должностным лицом имущественными отношениями.

Возможность получения дохода в виде государственных субсидий на выполнение государственных заданий организацией, связанной с должностным лицом имущественными отношениями в результате осуществления этим должностным лицом своих полномочий в качестве члена комиссии, образует личную заинтересованность этого должностного лица.

Данная личная заинтересованность может повлиять на объективность и беспристрастность исполнения этим должностным лицом своих обязанностей при осуществлении полномочий члена комиссии, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона N 273-ФЗ свидетельствует о возникновении у него конфликта интересов.

Уведомление о личной заинтересованности заместителем руководителя направлено не было.

В целях установления всех обстоятельств дела государственным органом проведена проверка обоснованности решений, принятых заместителем руководителя в отношении данного учреждения.

В ходе проверки заместитель руководителя дал пояснения, что уведомление не направлял, так как полагал, что решения, принимаемые им в составе коллегиального органа (комиссии), не могут составлять конфликт интересов.

Вместе с тем установлено, что заместитель руководителя отстаивал интересы данного учреждения на заседаниях комиссии, ходатайствовал перед руководителем государственного органа субъекта Российской Федерации о направлении в уполномоченный федеральный государственный орган предложений о корректировке проекта контрольных цифр приема, подготовленных в интересах рассматриваемого учреждения.

Дополнительно было установлено, что заместителем руководителя было своевременно направлено уведомление о намерении выполнять иную оплачиваемую работу. Таким образом, ответственным должностным лицам подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственного органа было заранее достоверно известно о месте работы заместителя руководителя.

Комиссией приняты решения:

установить, что заместитель руководителя не исполнил обязанность по направлению уведомления о возникновении личной заинтересованности и не принял иных мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

с учетом результатов проверки рекомендовать руководителю государственного органа применить к заместителю руководителя меру ответственности в увольнения в связи с утратой доверия;

рекомендовать принять меры по урегулированию возникшего конфликта интересов;

учитывая, что при получении уведомления о намерении заместителя руководителя выполнять иную оплачиваемую работу ответственными должностными лицами уполномоченного подразделения мер по предотвращению конфликта интересов принято не было, рекомендовать руководителю государственного органа применить к ответственным должностным лицам уполномоченного подразделения меру дисциплинарной ответственности в виде замечания;

обратить внимание ответственных должностных лиц уполномоченного подразделения на необходимость проведения мероприятий по выявлению возможности возникновения личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, своевременному реагированию на возникновение конфликта интересов.

Решение представителя нанимателя:

к заместителю руководителя применена мера ответственности увольнения в связи с утратой доверия;

к ответственным должностным лицам уполномоченного подразделения применена мера ответственности в виде замечания.

V. Осуществление государственных закупок

Бывшая супруга начальника отдела органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее — Отдел) является генеральным директором и учредителем организации (далее — Организация), осуществляющей выполнение работ по договорам субподряда с организациями-победителями соответствующих закупочных процедур рассматриваемого органа исполнительной власти.

В ходе проведенной проверки было установлено, что несмотря на тот факт, что брак был расторгнут, бывшие супруги продолжают проживать вместе в одном жилом помещении, ведут совместное хозяйство, а также совместно воспитывают несовершеннолетних детей, что свидетельствует о наличии между ними близких отношений.

Бывшая супруга начальника Отдела получает доход от Организации как учредитель, а также заработную плату как генеральный директор Организации.

Руководитель Отдела осуществляет рассмотрение документов, представляемых Организацией, согласовывает акты сдачи-приемки выполненных работ и счетов-фактур, отражающих сведения об объемах выполненных работ, в целях обеспечения дальнейшей приемки работ у исполнителя соответствующего государственного контракта органом исполнительной власти.

При этом документы Организации, представляемые на согласование в Отдел, содержат в том числе, информацию об организациях, осуществляющих выполнение работ в соответствии с государственным контрактом по договорам субподряда, а также о руководителях данных организаций, в связи с чем начальнику Отдела было заранее достоверно известно об участии Организации в выполнении рассматриваемых работ.

Получение материальных выгод Организацией связано с возможностью осуществления заказчиком приемки у исполнителя работ, не соответствующих требованиям государственного контракта, непредъявлением штрафных санкций за несвоевременное и некачественное выполнение работ.

Таким образом, согласование начальником Отдела документов, на основании которых осуществляется приемка и оплата выполненных Организацией работ, напрямую влияет на получение дохода его бывшей супругой (в виде дивидендов и заработной платы, выплачиваемых Организацией), которая связана с ним близкими отношениями.

Возможность получения указанного дохода бывшей супругой должностного лица в результате осуществления этим должностным лицом своих должностных полномочий образует личную заинтересованность этого должностного лица.

Данная личная заинтересованность может повлиять на объективность и беспристрастность исполнения этим должностным лицом своих обязанностей при осуществлении им своих должностных полномочий, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона N 273-ФЗ свидетельствует о возникновении у него конфликта интересов.

Уведомление о личной заинтересованности начальником Отдела направлено не было.

Дополнительно в ходе проведения проверки обоснованности решений, принятых начальником Отдела в отношении рассматриваемой организации, было установлено, что контроль хода исполнения государственных контрактов в отношении Организации не осуществлялся. Экспертиза соответствия выполненных работ требованиям государственных контрактов не проводилась.

Комиссией приняты решения:

установить, что начальник Отдела не исполнил обязанность по направлению уведомления о возникновении личной заинтересованности и не принял иных мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

с учетом выявленных фактов неисполнения требований антикоррупционного законодательства, а также наличия грубых нарушений порядка приема выполненных Организацией работ рекомендовать руководителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации применить к начальнику Отдела меру ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения;

рекомендовать направить материалы проверки в правоохранительные органы.

Решение представителя нанимателя:

начальник Отдела уволен в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения;

материалы проверки направлены в правоохранительные органы.

опубликовано: 24.11.2017

В Постановление Правительства РФ от 05.07.2013 N 568 в феврале 2017 года внесены изменения.

С 25.02.2017 г. не допускается совместная работа близких родственников при совокупном выполнении следующих условий:

  • Каждый из родственников является руководителем, главным бухгалтером или занимает иную должность, связанную с осуществлением финансово-хозяйственных полномочий.
  • Родственники работают в федеральных государственных учреждениях или в федеральных государственных унитарных предприятиях (федеральных казенных предприятиях).
  • Данные федеральные учреждения или предприятия созданы для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
  • Один родственник непосредственно подчинен или подконтролен другому.

Вас может заинтересовать: Онлайн юрист по трудовому праву.

Соответственно, если какое-либо из вышеуказанных условий не выполняется, то близкие родственники могут работать вместе, даже если один из них подчинен или подконтролен другому.

Если в круг должностных обязанностей заместителя входят финансово-хозяйственные функции (при условии, что данное учреждение создано для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами), то заместитель не вправе работать совместно с руководителем-близким родственником.

Кто является близким родственником по законодательству РФ?

К близким родственникам относятся: родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей.

У вас похожий вопрос? Воспользуйтесь услугой: Юридическая консультация онлайн.

Запрет на совместную работу близких родственников

Работа близких родственников совместно допускается, если заместитель обладает только организационно-распорядительными функциями (например, назначать и увольнять работников, изменять условия труда, выполнять иные поручения руководителя), и при этом не связан с выполнением финансово-хозяйственных функций, то его работа может осуществлять без ограничений.

Иными словами, закон не содержит прямого запрета на совместную работу руководителя и его заместителя, являющихся близкими родственниками, если заместитель не выполняет финансово-хозяйственные функции.

При определении финансово-хозяйственных полномочий следует иметь ввиду, что к ним относятся функции, связанные с приобретением имущества для ФГУЗ, распоряжением. На негосударственные учреждения вышеуказанные запреты на распространяются.

Возможно, вас заинтересует: Абонентское юридическое обслуживание государственных учреждений.

Если вам понравилась статья, подпишитесь на наши группы в соц. сетях и порекомендуйте Прайм лигал друзьям и знакомым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *