Расторжение договора по 223 ФЗ

Расторжение договора по 223 ФЗ

В отличие от законодательства о контрактной системе 44-ФЗ в законе о закупках отдельными юрлицами никак не регулируются вопросы расторжения подписанных по результатам торгов по 223-ФЗ.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

8 (800) 350-31-84

Возможность расторжения договора по 223-ФЗ

Законодательство только указывает на возможность расторжения договоров, заключенных по 223-ФЗ, а также на право сторон на изменения контрактов. Косвенно указывает на возможность изменения договора обязанность заказчика передать сведения о внесенных изменениях в договор в реестр договоров. Также в 223-ФЗ есть упоминание о необходимости внесения в реестр недобросовестных поставщиков сведений о поставщиках, договоры с которыми были расторгнуты в судебном порядке из-за существенных нарушений при исполнении контракта.

В 223-ФЗ указано, что, помимо самого закона о закупках отдельными юрлицами, заказчики должны руководствоваться в своей деятельности положениями гражданского законодательства (в частности, Гражданского кодекса) и локальным Положением о закупках.

Расторжение договора допускается по следующим основаниям:

  1. По соглашению сторон.
  2. В одностороннем порядке.
  3. По решению суда.

В Гражданском кодексе подчеркивается, что стороны могут расторгнуть договор по соглашению сторон. Но такая возможность должна быть предусмотрена договором. В некоторых соглашениях заказчики указывают на невозможность изменения договора по соглашению сторон.

Помимо Гражданского кодекса, заказчики должны учитывать нормы собственного Положения о закупке, которые он принимает в соответствии с ч. 2 ст. 2 223-ФЗ. Обычно в нем содержатся основания и порядок расторжения договора. Регламент расторжения контракта варьируется в разных закупочных Положениях заказчиков по 223-ФЗ. Так, в Положении о закупке допускается прописать, что договор может быть расторгнут по соглашению сторон (при существенном изменении условий исполнения контракта) или в одностороннем порядке (при существенном нарушении одной из сторон своих обязательств по контракту).

Расторжение по соглашению сторон

В отношении расторжения контракта в согласительном порядке никаких специальных норм в 223-ФЗ не содержится. Поэтому стороны могут ориентироваться на ст. 450 ГК, согласно которой, договор допускается расторгнуть по соглашению сторон.

Порядок действий

Порядок расторжения контракта по соглашению сторон следующий:

  1. Заказчик направляет поставщику предложение в письменном виде о расторжении контракта.
  2. При согласии поставщика стороны подписывают в установленные сроки дополнительное соглашение.
  3. Дата расторжения договора указывается в дополнительном соглашении или совпадает с датой его подписания обеими сторонами.

В случае если поставщик забирает поставленные товары, по которым заказчик перечислил аванс, то поставщик обязан вернуть средства заказчику, согласно Постановлению Пленума ВАС от 2014 года №35.

Заказчик по результатам расторжения государственного контракта обязаны внести сведения в реестр контрактов по ч. 2 ст. 4.1 ФЗ-223. При нарушении сроков для размещения сведений в реестр договоров должностное лицо должно заплатить штраф в размере 30000-50000 р., юрлицо – 100000-300000 р. Такие санкции предусмотрены в ст. 7.32.3 КоАП.

В реестр недобросовестных поставщиков при подписании дополнительного соглашения о расторжении контракта информация не передается.

При отказе второй стороны расторгнуть договор в согласительном порядке заказчик-инициатор может расторгнуть его по решению суда. Основанием для обращения в суд может стать только существенное нарушение договора второй стороной или изменение внешних обстоятельств реализации контракта, которые нельзя было предвидеть при его заключении.

Требование в суд может быть направлено только в следующем случае:

  1. От второй стороны был получен отказ на предложение изменить договор.
  2. От второй стороны не было получено ответа в 30-дневные сроки.

Оформление

В дополнительном соглашении о расторжении контракта необходимо прописать следующие сведения:

  1. Реквизиты договора, который расторгается (дата и номер).
  2. Наименование сторон: заказчика и поставщика.
  3. Наименование документа: «Дополнительное соглашение о расторжении контракта».
  4. Указание на то, что стороны достигли соглашение расторгнуть контракт.
  5. Ссылка на контракт, в котором указано право сторон на расторжение контракта в согласительном порядке.
  6. Дата вступления договора в силу (при необходимости отложить дату расторжения).
  7. Дополнительные обязательства: например, обязанность заказчика вернуть обеспечение исполнение контракта в установленные сроки или оплатить оказанные подрядчиком услуги на текущую дату.
  8. Дата подписания документа.
  9. Подписи и печати сторон (при наличии).

Дополнительное соглашение обязательно имеет письменный формат и оформляется по числу сторон контракта.

Расторжение в одностороннем порядке

Расторжение договора в одностороннем порядке допускается только в строго ограниченных случаях, которые содержатся в договоре, в Положении о закупке или Гражданском кодексе.

Случаи расторжения

По пояснениям письма Минэкономразвития России от 2015 года №ОГ-Д28-2482, основания для одностороннего расторжения должны опираться на нормы Гражданского кодекса. Согласно ст. 310 Гражданского кодекса, у заказчика и поставщика по умолчанию отсутствует право на расторжение контракта в одностороннем порядке, кроме предусмотренных законодательством случаев.

Заказчик может отказаться от исполнения договора поставки, если поставщиком был поставлен товар ненадлежащего качества, не соответствующий условиям закупки или с недостатками, которые не поставщик не смог устранить в приемлемые сроки. Также веской причиной станет то, что поставщиком неоднократно – два и более раз – нарушены сроки поставки товаров (обычно на период от 30 дней и более), а также если поставлен некомплектный товар, и поставщик в разумные сроки не устранил требование заказчика о доукомплектовании.

Поставщик вправе расторгнуть контракт, если заказчик неоднократно нарушил сроки оплаты товаров или допускал неоднократно невыборку партии товаров, предусмотренной контрактом.

Основаниями для расторжения контракта по оказанию услуг могут стать:

  1. Ситуации, когда подрядчик не приступил в установленные сроки к исполнению контракта или выполняет работы так медленно, что закончить их в установленные сроки не представляется возможным.
  2. При неоднократном нарушении сроков.
  3. При нарушении условий выполнения работ и при неустранении недостатков в отведенные заказчиком сроки либо если недостатки работ являются неустранимыми и существенными.
  4. При существенных претензиях заказчика к качеству выполненных работ.
  5. При существенном превышении суммы контракта.

В отношении договора возмездного оказания услуг заказчик может отказаться от договора при условии оплаты фактически понесенных расходов, а исполнитель – если полностью возместит убытки учреждению. В отдельных федеральных законах предусмотрен особый порядок расторжения договора в одностороннем порядке. Например, если заказчиком были нарушены сроки оплаты услуг связи, и это нарушение не было устранено в течение 6 месяцев и более после получения уведомления о намерении приостановить оказание услуг, то оператор связи расторгает договор в одностороннем порядке.

Также основаниями для одностороннего расторжения договора могут стать несоответствие поставщика требованиям закупки, отсутствие членства в СРО или отсутствие лицензии, которые обязательны для исполнения контракта.

Заказчик вправе расторгнуть контракт, если им был выявлен факт фальсификации сведений победителем закупки в момент подачи заявки на участие. Стоит отметить, что в данном случае заказчик вправе расторгнуть контракт, а не обязан это сделать, как это сказано в 44-ФЗ.

Алгоритм действий

При расторжении контракта в одностороннем порядке порядок действий следующий:

  1. Заказчик передает в адрес исполнителя уведомление. Такое уведомление содержит сведения о расторгаемом контракте, причину для возможного расторжения договора со ссылками на пункт договора, Положение о закупках или Гражданский кодекс. Для соблюдения всех формальностей заказчик должен предоставить исполнителю возможность исправить допущенные недостатки: например, допоставить товары, устранить недостатки в оказанных услугах и пр. На это обычно отводится 10-30 дней. Отправку уведомления заказчику следует обеспечить несколькими способами, один из которых – почтовая отправка заказным письмом с уведомлением о вручении.
  2. После получения исполнителем уведомления и неустранения исполнителем недостатков в установленные сроки договор автоматически расторгается.
  3. При существенных нарушениях подрядчиком своих обязательств заказчик передает сведения о нем в РНП. Необходимость передачи сведений в реестр предусмотрена в ч. 2 ст. 5 223-ФЗ. Решение о включении сведений в реестр по результатам рассмотрения информации от заказчика принимает ФАС.

При расторжении договора вторая сторона может требовать возмещения убытков, которые были причинены при расторжении договора.

Заказчик вправе удержать обеспечение исполнения контракта, внесенное поставщиком, если такая возможность была предусмотрена условиями договора или получить выплаты в рамках предоставленной банковской гарантии.

При расторжении договора из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств по контракту заказчик вправе направить предложение подписать контракт участнику, который стал вторым. Такой договор подписывается с согласия участника и на условиях, которые были указаны в поданной им заявке на участие в закупке.

Если перед расторжением контракта поставщик частично исполнил обязательства по контракту, то при подписании нового договора объем работ, услуг и поставляемого товара уменьшаются с учетом поставленной партии. Пропорционально уменьшается и стоимость контракта.

Образец соглашения о расторжении договора по 223-ФЗ можно посмотретьздесь.

Таким образом, в 223-ФЗ нет императивных норм относительно порядка расторжения контракта. Но право на расторжение контракта в одностороннем порядке и по соглашению сторон предусмотрено в законодательстве о закупке отдельными юрлицами. При расторжении контракта подрядчикам и заказчикам по 223-ФЗ необходимо опираться на Гражданский кодекс, условия Положения о закупках и сам контракт.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

Изменение и расторжение договора по Закону N 223-ФЗ

Анализ норм Гражданского кодекса РФ, которые применяются к отношениям, регулируемым Закон N 223-ФЗ, в силу ч. 1 ст. 2 этого Закона, показывает, что изменение и расторжение договора возможно в следующих случаях:

1) по соглашению сторон;

2) ввиду одностороннего внесудебного отказа одной из сторон от исполнения договора полностью или частично;

3) по решению суда по требованию одной из сторон.

По соглашению сторон изменение и расторжение договора согласно п. 1 ст. 450 ГК РФ возможны, если иное не предусмотрено самим Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором.

Закон N 223-ФЗ не содержит норм, прямо исключающих или ограничивающих возможность изменения условий заключаемых в ходе закупки договоров, равно как и расторжения договора. Более того, ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ предусматривает, что информация об изменении объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора, по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, подлежит размещению в единой информационной системе (далее — ЕИС). Кроме того, ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ предусматривает, что сведения об изменении и расторжении договора должны быть внесены в реестр договоров, заключенных заказчиками, а ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ указывает, что сведения о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров включаются в реестр недобросовестных поставщиков.

Следует также учитывать, что согласно п. 5 ст. 78.1 БК РФ в договоры автономных учреждений, подлежащие оплате за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, включается — по смыслу данной нормы — обязательно — условие о возможности изменения по соглашению сторон размера и (или) сроков оплаты и (или) объема товаров, работ, услуг в случае уменьшения получателю бюджетных средств, предоставляющему субсидии, ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии. А второй абзац п. 5 ст. 78.1 БК РФ указывает на возможность расторжения указанных договоров в случае признания утратившими силу положений закона (решения) о бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

Как видим, закон прямо предусматривает возможность как изменения, так и расторжения договора, требуя от заказчика только размещения информации об изменении договора в ЕИС и в реестре договоров, заключенных заказчиками, а о расторжении договора — в реестре договоров, заключенных заказчиками, и в реестре недобросовестных поставщиков.

Вместе с тем, следует учитывать, что возможны различные варианты трактовки ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ. Так, в письме Минэкономразвития России от 14.08.2015 N Д28и-2349 высказано мнение, что изменены могут быть только условия, упомянутые в этой норме: условия об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг и сроках исполнения договора. Однако, на наш взгляд, это слишком расширительное толкование приведенной нормы. Во-первых, сама она не содержит никаких запретов на изменение условий договора, а только устанавливает обязанность сообщать об этих изменениях. Во-вторых, следует заметить, что она говорит об изменении конкретных условий — части тех условий, которые обязательно должны включаться и в извещение о закупке, и в документацию о закупке (п.п. 3 — 5 ч. 9, п.п. 3 — 5 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ), а также вносятся в реестр договоров, заключенных заказчиками, отдельной строкой (пп. «д» п. 2 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденных на основании ч. 1 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 N 1132). Соответственно, можно сделать вывод, что такие условия договора предполагаются наиболее значимыми, по причине чего об изменении некоторых из них необходимо уведомлять публично. Видимо, именно на таком подходе основаны разъяснения, данные в другом письме Минэкономразвития России — письме от 04.08.2015 N Д28и-2250, в котором со ссылкой на ту же норму говорится о невозможности изменения конкретно предмета договора, как раз относящегося к указанной выше категории условий.

Кроме того, по нашему мнению, в отдельных случаях изменение договора в виде увеличения количества товаров, объема работ или услуг по соглашению сторон по сути также может расцениваться как заключение нового договора и, следовательно, как новая закупка, которая должна осуществляться в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ. Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.

В силу п. 1 ст. 452 ГК РФ соглашение о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное. Иного Законом N 223-ФЗ не предусмотрено, соответственно, расторжение договора по соглашению сторон оформляется по общему правилу в простой письменной форме.

По решению суда по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ только при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Нормы, позволяющие расторгнуть договор в суде по требованию одной из сторон в конкретных ситуациях, содержатся и в главах Гражданского кодекса РФ, регулирующих отдельные виды обязательств (см., например, ст.ст. 619, 620 ГК РФ).

Кроме того, в соответствии со ст. 451 ГК РФ возможно расторжение договора в судебном порядке в связи с существенным изменением обстоятельств. Такое расторжение допускается при одновременном наличии условий, перечисленных в п. 2 ст. 451 ГК РФ.

Односторонний отказ от договора (исполнения договора) полностью или частично, как следует из п. 1 ст. 450.1 ГК РФ, допускается в случаях, установленных самим Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором. Право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора).

В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (п. 2 ст. 450.1 ГК РФ).

Для осуществления государственных и муниципальных закупок на сегодняшний день используются два ключевых закона – Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», имеющий номер 44-ФЗ, и Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», получивший номер 223-ФЗ. Контракты и договоры, заключаемые по этим двум законам, нередко проходят процедуру расторжения по различным причинам – если речь идет о расторжении по причине неисполнения контракта или полного досрочного исполнения, о нарушении сторонами взятых на себя обязательств и т. д.

Варианты расторжения контракта по 223-ФЗ

Если в Федеральном законе №44-ФЗ есть четкое описание того, каким образом может быть расторгнут договор или контракт, заключенный в соответствии с нормами этого закона, то для Федерального закона за номером 223-ФЗ такой информации на сегодняшний день нет, в результате чего государственному или муниципальному заказчику, использующему указанный закон, приходится ориентироваться исключительно на Гражданский Кодекс Российской Федерации, а также на Положение о закупках, которое было создано в рамках функционирования конкретного заказчика.

В соответствии с такими особенностями Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на сегодняшний день можно сделать вывод о том, что для расторжения договора, заключенного на основаниях указанного нормативного акта, следует использовать положения Гражданского Кодекса РФ, который предусматривает следующие виды расторжения контракта или договора:

  • по соглашению сторон;
  • в одностороннем порядке;
  • на основании вынесенного и вступившего в силу решения суда.

В соответствии с требованиями Федерального закона №223-ФЗ и Гражданского Кодекса Российской Федерации данный вариант расторжения существующих соглашений происходит только в том случае, если между сторонами отсутствуют какие бы то ни было спорные ситуации относительно соблюдения взятых на себя обязательств по контракту. Если есть хоть какие-то неурегулированные вопросы, от расторжения по соглашению придется отказаться.

Ни в одном из современных нормативных актов, которые функционируют в сфере закупочной деятельности, не содержится указаний на то, каким образом должно происходить расторжение контракта или договора с использованием принципа соглашения сторон.

Сложившаяся практика показывает, что для такого расторжения чаще всего используется алгоритм, основанный на предоставлении официального письма, в котором будет содержаться предложение о прекращении существующих договорных правоотношений. В таком письме необходимо указать причину, по которой должен быть расторгнут указанный контракт или договор.

На основании полученного письма вторая сторона договорных правоотношений готовит проект дополнительного соглашения, на основании которого может быть расторгнут договор или контракт. При этом на этапе подготовки такого соглашения стороны должны договориться между собой по поводу того, с какого момента контракт должен признаваться расторгнутым, так как здесь есть два варианта развития событий:

  • контракт может быть расторгнут с даты подписания соглашения о расторжении (об этом в тексте соглашения должны быть указаны дата, с которой будет расторгаться контракт, и дата, с которой вступает в силу подписанное соглашение о расторжении. В случае если это одна и та же дата, то дважды ее указывать не нужно);
  • контракт расторгается с конкретной даты (в данном случае в тексте соглашения следует указать только информацию о дате расторжения контракта. Дата вступления в силу в данном случае не нужна).

В случае если по итогам исполнения взятых на себя обязательств по контракту сумма итогового исполнения меньше, чем была предусмотрена, то в тексте соглашения должна содержаться информация о том, на какую сумму данный контракт исполнен и что считать завершением исполнения.

В случае, если решение о расторжении контракта принято после того, как была проведена претензионная работа, обе стороны, участвующие в процедуре расторжения, должны провести проверку взаиморасчетов, чтобы избежать впоследствии возникновения каких-либо судебных тяжб.

В рамках такой проверки выясняется информация о том, были ли в полном объеме выплачены все виды неустойки, которые были установлены в рамках проведенной претензионной работы.

Расторжение контракта в одностороннем порядке

Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке на сегодняшний день имеет регламентацию только в Гражданском Кодексе Российской Федерации в части того, кто и по каким основаниям может выступать в качестве инициатора расторжения договора, заключенного в соответствии с положениями Федерального закона №223-ФЗ.

Так, в качестве сторон, инициирующих расторжение, могут выступать как заказчик, так и исполнитель по контракту.

Расторжение в одностороннем порядке происходит в следующих случаях:

  • если одна из сторон договора нарушила взятые на себя обязательства по договору или контракту, не исполнив их или исполнив с грубыми нарушениями;
  • если какая-либо из сторон договора полностью отказалась от исполнения договора в силу наступления непредвиденных обстоятельств;
  • если в период исполнения контракта было установлено, что исполнитель предоставил заведомо ложные сведения либо утаил часть сведений, например, о своем пребывании в Реестре недобросовестных поставщиков;
  • если в процессе исполнения контракта возникла конфликтная ситуация, требующая разрешения в виде претензионного порядка, который не был соблюден, либо выставленные штрафные санкции в рамках такого претензионного порядка не были удовлетворены.

Общий порядок действий по расторжению в одностороннем порядке договора или контракта, заключенного в соответствии с положениями Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выглядит следующим образом:

  • принятие решения о расторжении на основании проведенного анализа сложившейся конфликтной ситуации;
  • формирование документа о принятии решения о расторжении с обязательной опорой на нормативно-правовые акты, на основании которых был заключен расторгаемый контракт, а также которые являются обоснованием права стороны уведомить другую сторону о расторжении такого контракта;
  • направление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта второй стороне договорных правоотношений с целью ее уведомления о принятом решении;
  • расторжение контракта и размещение в Единой информационной системе информации о том, что контракт расторгается с указанием оснований для такого действия.

В случае расторжения контракта в одностороннем порядке потребуется уведомить вторую сторону о принятом решении и обосновать такое решение путем составления специального решения.

Обоснование, направляемое второй стороне, должно быть составлено только в соответствии с действующими нормами федерального законодательства. В тексте обоснования следует указать:

  • сведения о контракте, в отношении которого принято решение о расторжении (с кратким описанием предмета контракта и сроков его исполнения);
  • какие обстоятельства послужили основанием для принятия стороной решения о расторжении контракта (в случае, если были зафиксированы нарушения в части исполнения взятых на себя обязательств, необходимо указать, в чем именно заключались такие нарушения);
  • те правовые нормы, которые легли в основу принятия решения о расторжении контракта в одностороннем порядке;
  • дата вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта;
  • подпись руководителя организации, принявшей решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.

Образец уведомления о расторжении контракта по 223-ФЗ можно посмотреть поссылке.

В том случае, если решение об одностороннем расторжении контракта принято заказчиком, для исполнителя могут наступить штрафные последствия в виде включения исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *