Разрешение на водопользование

Разрешение на водопользование

1. Лицензирование скважин – для чего это нужно?
2. Что такое лицензия на пользование недрами?
3. Кому необходимо получать лицензию на скважину?
4. Когда можно не получать лицензию на скважину?
5. Какой штраф предусмотрен за отсутствие лицензии на скважину?
6. Как получить лицензию на добычу подземных вод в 2016 году?
В сегодняшней статье мы ответим на эти и некоторые сопутствующие вопросы. А для начала, давайте разберемся на основании чего собственник или арендатор земельного участка должен получать разрешения для использования скважины на воду.
Лицензирование скважин – для чего это нужно?
Подземные воды в соответствии с законодательством РФ являются частью земных недр. Об этом свидетельствует ФЗ «О недрах» – главный нормативный правовой акт, который регулирует вопросы недропользования. Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии ниже земной поверхности.
Право собственности на недра принадлежит государству, включая подземное пространство, полезные ископаемые и прочие виды ресурсов. Любое использование недр является законным только после получения соответствующего разрешения со стороны государства. Данное разрешение оформляется в виде лицензии на недропользование, с указанием разрешенных видов деятельности при пользовании недрами.
Для организации водоснабжения за счет подземных вод, государством выдается два вида лицензий:
· Лицензия на геологическое изучение
· Лицензия на добычу подземных вод
Что такое лицензия на пользование недрами?
Каждая лицензия на недропользование состоит из фирменного бланка с указанием кому, для каких видов пользования недрами и на какой срок она выдана. Кроме этого, каждая лицензия содержит приложения, в которых указаны условия лицензионного соглашения. В них прописаны требования, выполнение которых принимает на себя недропользователь и сроки их реализации.
Лицензия на геологическое изучение и лицензия на добычу подземных вод всегда получаются последовательно, одна за другой. При этом получение лицензии на добычу подземных вод возможно только после выполнения условий пользования недрами, прописанных в лицензии на геологическое изучение.
Главным условием пользования недрами в лицензии на геологическое изучение является проведение комплекса геологоразведочных работ. Такие работы проводятся на основании проекта на геологическое изучение участка недр, который проходит обязательную государственную экспертизу.
Главная задача, которая решается при проведении работ по геологическому изучению участка недр для поисков и оценки подземных вод заключается в следующем. Вновь пробуренная или уже давно существующая, но эксплуатируемая без лицензии водозаборная скважина, не оказывала негативного влияния на другие скважины, которые расположены по соседству и уже имеют лицензии на добычу подземных вод. Кроме этого скважина должная обеспечивать то количество воды, требуемого качества, которое необходимо недропользователю.
Кому необходимо получать лицензию на скважину?
Важно понимать, что получение скважины «в наследство» от предыдущего владельца, а также бурение ее «в прошлом веке», не освобождает нынешнего владельца от необходимости соблюдать законодательства в сфере недропользования.
Таким образом, абсолютно каждая скважина, используемая для целей водоснабжения, вне зависимости от года ее бурения, должна эксплуатироваться только при наличии лицензии на добычу подземных вод.
Когда можно не получать лицензию на скважину?
Не получать лицензию на добычу подземных вод при эксплуатации водозаборных скважин, на сегодняшний день, возможно в единственном случае. В соответствии со статьей 19 ФЗ «О Недрах», собственники или арендаторы земельных участков имеют право добывать подземные воды без лицензии для личных, бытовых и других, не связанных с предпринимательской деятельностью нужд. При этом подземные воды не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому.
Водоносный горизонт, в такой ситуации, не должен являться источником централизованного водоснабжения. Кроме этого, он должен располагаться над другими водоносными горизонтами, которые являются источниками централизованного водоснабжения.
На практике это означает, что ни один водоносный горизонт не может быть источником водоснабжения в отсутствие лицензии на скважину. Исключение составляют лишь грунтовые воды, так называемая верховодка. Такие воды, чаще всего, добываются с помощью колодцев и обладают низким качеством, вследствие загрязнения с поверхности.
Какой штраф предусмотрен за отсутствие лицензии на скважину?
А теперь давайте остановимся на том, какова ответственность за использование скважины без лицензии. Ответственность за добычу подземных вод в отсутствие лицензии предусмотрена статьей 7.3 КоАП РФ. Пользование недрами в отсутствие лицензии предполагает штраф в размере:
· 3000 – 5000 рублей для граждан
· 30 000 – 50 000 рублей для должностных лиц
· 800 000 — 1 000 000 для юридических лиц
Кроме этого, в соответствии со статьей 49 ФЗ «О Недрах» привлечение к ответственности за нарушение законодательства о недрах не освобождает от обязанности устранить нарушение. Таким образом, после уплаты штрафа виновное лицо обязано провести работы по получению лицензии на скважину, либо ее ликвидировать.
Необходимо отметить, что данные штрафы предусмотрены за нарушение законодательства в сфере недропользования, однако, сложность отнесения правоотношений, возникающих при добыче подземных вод, к одной отрасли права усложняет ситуацию.
Являясь частью земных недр, подземные воды относятся также и к категории водных объектов. Это однозначно указано в пункте 5 статьи 5 Водного Кодекса РФ. В статье 1 ФЗ «О недрах» также указано, что отношения, связанные с использованием и охраной водных объектов регулируются соответствующим законодательством.
Но и это еще не все. Использование подземных вод, как объекта окружающей среды накладывает на лицо, проводящее такое использование, обязанности по охране окружающей среды и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Таким образом, суммарный штраф, на который можно нарваться при незаконном использовании подземных вод и которое может повлечь за собой их загрязнение, а при наиболее неблагоприятном стечении обстоятельств и угрозу здоровью и жизни населения в соответствии со статьями:
· 7.3 КоАП
· 8.13 пункт 2 КоАП
· 8.13 пункт 4 КоАП
· 8.42 пункт 1 КоАП
· 8.45 пункт 1 КоАП
· 8.45 пункт 2 КоАП
составляет до 4 500 000 рублей.
Как получить лицензию на добычу подземных вод в 2016 году?
А теперь давайте разберемся, каким образом избежать обозначенных выше неприятностей и получить лицензию на скважину, а также некоторые сопутствующие разрешения, необходимые для законного использования подземных вод для водоснабжения.
Сразу оговорюсь, что в данной статье я акцентирую внимание именно на вопросах получения лицензии на добычу подземных вод, в особенности тех изменениях в законодательстве, которые вступили в силу в 2016 году. Полную информацию, касающуюся законного использования водозаборных скважин вы можете получить, прочитав небольшую серию публикаций по данной теме:
· Законное использование водозаборных скважин. Часть I. Как и у кого получить разрешение
· Законное использование водозаборных скважин Часть II. Согласование с Роспотребнадзором
· Законное использование водозаборных скважин Часть III. Получение лицензии на скважину
Необходимо отметить, что основные изменения в процедуре получения лицензий на недропользование произошли после внесения изменений в ФЗ «О недрах» в 2015 году. С 1 января 2015 года полномочия по выдаче лицензий на недропользование делятся между федеральными органами власти и органами местного самоуправления.
Многообещающие изменения в Федеральном законе «О недрах», которые отменили обязательную государственную экспертизу запасов подземных вод, при суточном объеме их потребления менее 100 кубических метров, не принесли недропользователям желаемого упрощения процедуры получения лицензий.
На сегодняшний день, при любом объеме потребления воды для законного использования скважин необходимо реализовать полный комплекс мероприятий по геологическому изучению участка недр для поисков и оценки подземных вод:
· Получить лицензию на геологическое изучение;
· Разработать проект геологического изучения;
· Пройти государственную экспертизу проекта;
· Провести работы по геологическому изучению, включающие:
1) Анализ фондовых материалов по геолого-гидрогеологической обстановке в районе водозабора;
2) Гидрогеоэкологическое обследование территории;
3) Бурение скважин;
4) Геофизические исследования;
5) Опытно-фильтрационные работы;
6) Гидрогеохимические исследования;
7) Анализ опыта эксплуатации соседних водозаборов
· Написать отчет по геологическому изучению с подсчетом запасов подземных вод;
· При объеме потребления воды менее 100 кубических метров в сутки – пройти согласование отчета в органах местной исполнительной власти
При объеме потребления воды более 100 кубических метров в сутки – пройти государственную экспертизу запасов подземных вод
· Если вода используется для целей питьевого или хозяйственно-бытового водоснабжения:
1) разработать проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения;
2) получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения в органах Роспотребнадзора;
3) получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
· Получить лицензию на добычу подземных вод;
· При объеме потребления воды более 100 кубических метров в сутки – разработать технический проект разработки месторождения подземных вод (технический проект водозабора)
Важным моментом в определении требований для получения лицензии на скважину в 2016 году стал выход Постановления Правительства № 94 от 11 февраля 2016 года «Об утверждении правил охраны подземных водных объектов». Правила охраны подземных вод при эксплуатации водозаборных скважин отражены в III и IV статьях данного документа.
В первую очередь нужно отметить, что теперь все водозаборные скважины, в обязательном порядке, должны быть оборудованы счетчиками расходы воды, а также устройствами для замера уровней подземных вод. Данные требования существовали и ранее, однако, они были разрознены. Так, например, учет расхода потребляемой воды был обязателен с учетом требований пункта 3.2.1.5 «СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения».
При выездных проверках факт оборудования скважин такими приборами был интересен, в основном, работникам Роспотребнадзора а со стороны Природоохранной прокуратуры мало контролировался.
Оборудование скважин приборами для замера уровней подземных вод носило рекомендательный характер, в соответствии с «Методические рекомендации по организации и ведению мониторинга подземных вод на мелких групповых водозаборах и одиночных эксплуатационных скважинах» и вообще не могло быть обязательным требованием при проверках.
С 2016 года оборудование абсолютно всех водозаборных скважин приборами учета объемов потребления воды, а также устройствами для замеров уровней подземных вод стало строго обязательным.
Вторым важным изменением является требование об обязательном наличии мониторинговых, а не только эксплуатационных скважин при суточном объеме потребления воды более 100 кубических метров. На сегодняшний день, неясно могут ли резервные скважины быть приравнены к категории мониторинговых или последние должны быть оборудованы отдельно. Запрос относительно данного момента уже отправлен в государственные органы и как только ответ будет получен, я скорректирую данный пост в части этого интересного нововведения.
Однозначно можно утверждать одно, при суточном объеме потребления воды более 100 кубических метров, с 2016 года, водозабор должен состоять минимум из двух скважин.
Третье существенное нововведение обусловлено требованиями пунктов 16-18 статьи IV Постановления № 94 от 11 февраля 2016 года.
В соответствии с пунктом 16 все неиспользуемые и аварийные скважины должны быть ликвидированы в соответствии с проектной документацией. Больше никаких актов о тампонаже в произвольной форме и решений в стиле » … просто зальем оголовок бетоном, да и все». Все в полном соответствии с проектом на ликвидацию или консервацию скважины, что, кстати, существенно усложнит работу организаций, занимающихся ремонтом и ликвидацией скважин, и увеличит стоимость их услуг.
В пункте 17 указано, что подземные воды должны выводиться на поверхность минимальным количеством каптажных сооружений (скважин, в большинстве случаев). Таким образом, остро встает вопрос об оценке максимальной производительности каждой скважины. Этот параметр может быть достоверно определен только по результатам проведения опытно-фильтрационных работ на водозаборе. Опытно–фильтрационные работы, по сути своей, есть натурный эксперимент, в ходе которого регистрируются понижения уровней подземных вод в скважине при водоотборе имитирующем реальную эксплуатацию. На основании этих опытных данных рассчитываются гидрогеологические параметры водоносного горизонта, вскрытого скважиной, которыми, по большей части, и лимитируется ее максимальная производительность.
Существовавшая ранее практика полного игнорирования опытно-фильтрационных работ или проведение весьма кратковременных исследований, по всей видимости, должна прекратиться. Кстати, отсутствие жестких требований в части организации таких работ, а как следствие невозможность (отсутствие необходимости и желания), кроме прочего, привело и к снижению общей квалификации гидрогеологов.
Главный вывод из сложившейся ситуации: для проведения работ по лицензированию скважин ищите профессиональных гидрогеологов. Обращайте внимание, чтобы они проводили качественные опытно-фильтрационные работы, продолжительностью не менее 1 суток (а лучше не менее 3х). Очень хорошо, если специалисты предлагают проводить интерпретацию таких работ на численных гидрогеологических моделях, имитирующих ход проведения опытно-фильтрационных работ.
В завершение статьи, нельзя не обратить внимания на пункты 18 и 19 статьи IV. В них содержатся требования, касающиеся принятия необходимых мер при бурении новых и ремонте уже существующих скважин, в части предотвращения разгерметизации обсадной колонны, изолирующей водоносные горизонты. А также требования о недопустимости выпуска добываемых подземных вод, не предусмотренного проектом.
Все это свидетельствует о том, что при выборе буровой компании пора перестать ориентироваться на дешевизну погонного метра бурения. В дальнейшем несоблюдение технологии сооружения скважины может привести к нарушению требований законодательства и необходимости ее ремонта, что всегда сложнее бурения «с нуля», или ее ликвидации, а кроме этого и повлечь за собой штрафы за нарушения законодательства о защите подземных вод от загрязнения.
С уважением,
Николай Николаевич Михальчук
Руководитель по организации работ
Старший специалист-гидрогеолог
Гидрогеологического центра «WaterUp»
Научно-производственной группы «Тектоника»
тел. +7 921 776 2366
e-mail: geohydrology@yandex.ru
Нужен опытный специалист-гидрогеолог для оформления лицензии на скважину?
Научно-производственная группа «Тектоника». Наши контакты.

Понятия специального и особого водопользования

Специальное и (или) особое водопользование предусматривалось Водным кодексом РФ от 16.11.1995 № 167-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2007 года в связи с введением в действие нового Водного кодекса РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ.

Согласно ст.86 ранее действовавшего Водного кодекса РФ специальным водопользованием признается использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств. Оно осуществляется исключительно на основании лицензии на водопользование и заключенному на его основании договору водопользования, являющихся основанием для приобретения права на пользование водным объектом, кроме случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов. Также существует Перечень видов специального водопользования, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 23 марта 2005 г. № 70 «Об утверждении Перечня видов специального водопользования». К специальному водопользованию относится пользование водными объектами или их частью в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, здравоохранения, промышленности и энергетики, сельского хозяйства, лесного хозяйства, гидроэнергетики, рекреации, транспорта, строительства, рыбного хозяйства, охотничьего хозяйства, лесосплава, добычи подземных вод, полезных ископаемых, торфа и сапропеля, а также для иных целей, если указанные цели водопользования осуществляются с применением сооружений, технических средств и устройств, указанных в данном Перечне. В отношении видов специального водопользования подземными водными объектами существует официальное разъяснение в виде Письма Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 19 марта 1998 г. № 11-2-19/55, определяющее следующий список таких видов.

Согласно ст.87 ранее действовавшего Водного кодекса РФ в особое водопользование водные объекты предоставляются для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных или муниципальных нужд по решению и в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. В самом ранее действовавшем ВК РФ ничего не было сказано о лицензии на особое водопользование, однако необходимость ее получения была установлена Постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии» от 3 апреля 1997 г. № 383. С 1 января 2007 года Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1997 г. № 383 утратило силу (Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование»).

Приказ МПР РФ от 23 октября 1998 г. N 232

Об утверждении документов по лицензированию пользования поверхностными водными объектами

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1997 г. N 383 «Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензий на водопользование и распорядительной лицензии» приказываю:

1. Утвердить:

перечень видов специального водопользования по поверхностным водным объектам (приложение 1);

формы бланков лицензий на водопользование по поверхностным водным объектам и распорядительной лицензии (приложения 2 и 3);

формы реестров регистрации лицензий на водопользование, распорядительных лицензий (приложения 4 и 5) и договоров пользования поверхностными водными объектами (приложение 6).

2. Бассейновым водохозяйственным управлениям, комитетам природных ресурсов, территориальным комитетам водного хозяйства МПР России обеспечить соблюдение порядка выдачи лицензий на водопользование по поверхностным водным объектам в соответствии с водным законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и настоящим приказом.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра Н.Н. Михеева.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г., N 47, ст.4471.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997 г., N 14, ст.1636.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 января 1999 г.

Регистрационный N 1690

Приложение 1

Перечень видов специального водопользования (по поверхностным водным объектам)

К специальному водопользованию относится пользование водными объектами или их частью для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, потребностей в воде сельского хозяйства, промышленности, энергетики, водного транспорта, лесосплава, добычи полезных ископаемых из водных объектов, торфа и сапропеля со дна водных объектов и для иных государственных и общественных надобностей, строительства зданий, причалов, портовых и других сооружений (кроме сооружений для защиты от вредного воздействия вод и улучшения качества вод), а также для сброса сточных вод, если указанные виды водопользования производятся с применением следующих сооружений, технических средств и устройств:

1) стационарных, передвижных и плавучих сооружений по механическому и самотечному забору воды из поверхностных водных объектов;

2) водоотводящих сооружений, предназначенных для сброса в поверхностные водные объекты промышленных, коммунально-бытовых, коллекторно-дренажных (кроме осушительных систем), ливневых и других сточных вод, а также вод, откачиваемых из шахт, карьеров, разрезов;

3) плотин, шлюзов и других водорегулирующих сооружений (в том числе временных перегораживающих сооружений);

4) гидравлических электростанций (приплотинных, деривационных, приливных, гидроаккумулирующих);

5) платформ и искусственных островов;

6) оросительных, обводнительных и оросительно-обводнительных мелиоративных систем;

7) водохозяйственных сооружений тепловых станций и атомных электростанций, предприятий ядерного топливного цикла, предназначенных для водоснабжения, сброса отработанных вод, а также для охлаждения вод;

8) землеройной, буровой, грузоподъемной, другой спецплавтехники при выполнении строительно-монтажных, изыскательских, дноуглубительных, разгрузочно-погрузочных (кроме транспортных и по предотвращению вредного воздействия вод), строительство и эксплуатация сооружений, подводных коммуникаций, прокладка кабелей, строительство мостов, подводных переходов газопроводов, продуктопроводов и других работ, добычи полезных ископаемых из недр, торфа и сапропеля со дна водного объекта.

9) судов и других плавательных средств (кроме маломерных), используемых в транспортных целях, а также сплав леса в плотах и кошелях.

Приложение 2

Лицензия на водопользование

(поверхностные водные объекты)

Серия

Номер

Вид лицензии

Дата регистрации ________________________________________________________

Специально уполномоченный государственный орган управления использованием

и охраной водного фонда, выдавший лицензию _____________________________

——————————————————————————————————————

Выдана __________________________________________________________________

(Ф.И.О. физического лица или наименование юридического лица)

——————————————————————————————————————

Цели использования водного объекта ______________________________________

——————————————————————————————————————

Наименование водного объекта и его пространственные границы _____________

——————————————————————————————————————

(координаты водного объекта или его части, места забора (сброса) воды)

——————————————————————————————————————

Сведения о водном объекте _______________________________________________

(гидрологические характеристики применительно

к целям водопользования)

Сведения о лимитах водопользования ______________________________________

(млн.м3/год или тыс.м3/сутки)

——————————————————————————————————————

Количество и качество сбрасываемых сточных вод __________________________

——————————————————————————————————————

Срок действия лицензии __________________________________________________

N 00000

Неотъемлемыми составными частями настоящей лицензии являются следующие

документы:

1. ______________________________________________________________________

(название документа, количество страниц)

——————————————————————————————————————

——————————————————————————————————————

Уполномоченный представитель государственного органа, выдавшего лицензию

(должность, Ф.И.О.)

Подпись __________________________

Дата ______________________________

М.П.

Уполномоченный представитель субъекта хозяйственной деятельности, получившего лицензию (водопользователь)

(Ф.И.О.)

Подпись _____________________________

Дата ________________________________

М.П.

Приложение 3

Распорядительная лицензия на право пользования водным объектом

Серия

Номер

Дата регистрации ________________________________________________________

Специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда, выдавший распорядительную лицензию

——————————————————————————————————————

——————————————————————————————————————

——————————————————————————————————————

Выдана __________________________________________________________________

(субъект предпринимательской деятельности, получивший данную лицензию)

——————————————————————————————————————

——————————————————————————————————————

в лице __________________________________________________________________

(Ф.И.О., почтовый адрес и паспортные данные лица, представляющего

субъект предпринимательской деятельности)

——————————————————————————————————————

Владелец лицензии на водопользование ____________________________________

(Ф.И.О., почтовый адрес лица,

——————————————————————————————————————

представляющего субъект предпринимательской деятельности)

Реквизиты лицензии на водопользование____________________________________

(серия, номер, вид, дата регистрации)

——————————————————————————————————————

Целевое назначение водопользования ______________________________________

——————————————————————————————————————

Наименование водного объекта и его пространственные границы

(координаты водного объекта и его части, места забора (сброса) воды)

——————————————————————————————————————

——————————————————————————————————————

Сведения о водном объекте

(гидрологические характеристики применительно к целям водопользования)

Срок действия распорядительной лицензии _________________________________

N 00000

Неотъемлемыми составными частями настоящей лицензии являются следующие документы:

1. ______________________________________________________________________

(название документа, количество страниц)

——————————————————————————————————————

——————————————————————————————————————

——————————————————————————————————————

Уполномоченный представитель государственного органа, выдавшего распорядительную лицензию

(должность, Ф.И.О.)

Подпись __________________________

Дата ______________________________

М.П.

Представитель субъекта хозяйственной деятельности, получившего распорядительную лицензию (водопользователь)

(Ф.И.О.)

Подпись _____________________________

Дата ________________________________

М.П.

Приложение 4

Реестр регистрации лицензий на водопользование

Дата представления лицензионных документов на регистрацию

Владелец лицензии (юридическое или физическое лицо) и его местонахождение

Дата государственной регистрации лицензии

Государственный регистрационный номер

серия

номер

вид лицензии

Наименование водного объекта

Местоположение водного объекта

Целевое назначение использования водного объекта

Орган, выдавший лицензию

Срок окончания действия лицензии

Подпись лица, принявшего лицензию на хранение

Особые отметки

Приложение 5

Реестр регистрации распорядительных лицензий на право пользования водными объектами

Дата регистрации распорядительной лицензии

Распорядительная лицензия

Кто передает (паспортные данные или юридические реквизиты)

Лицензия на водопользование, на основании которой выдана распорядительная лицензия

Кому передает (паспортные данные или юридические реквизиты)

Какие права передаются

Срок окончания действия распорядительной лицензии

серия

номер

серия

номер

вид

Приложение 6

Реестр регистрации договоров пользования поверхностными водными объектами

Дата заключения договора

Водопользователь (предприятие, фирма и т.п. и его место нахождение)

Орган исполнительной власти субъекта РФ, заключивший договор (или по его поручению — теркомвод)

Дата государственной регистрации договора

Наименование водного объекта

Лицензия на водяную скважину выдается не на само устройство, а на пользование недрами для добычи подземных вод. Ведают вопросами выдачи разрешений окружные департаменты по недропользованию. Эксплуатация артезианских источников без оформления лицензии наказуема.

Лицензирование скважины.

Всегда ли нужно получать разрешение

Отношения в области пользования подземными водоисточниками регулируются Законом о недрах 2395-1 от 21.02.1992. Ст. 19 закрепляет право собственников земельных участков добывать общераспространенные полезные ископаемые, включая воду, для собственных нужд. На водопользования артезианскими и промышленными скважинами оформляются лицензии. В предусмотренных законом случаях получать разрешение не требуется.

Это касается владельцев частных домов и дачных участков в условиях, когда одновременно выполняются 3 обстоятельства:

  • водопотребление <100 м³/сутки;
  • ресурсный горизонт находится выше, чем пласт, используемый для центрального водоснабжения;
  • владелец скважины не пытается заработать на воде из-под земли, а использует источник исключительно для собственных нужд.

Пояснение к первому требованию: проживающая в коттедже семья из 4 человек расходует за сутки 1-1,5 м³ жидкости, имея при этом бассейн и расход на полив огорода. Это намного меньше нормативного потребления.

Проверка нахождения водоносного горизонта на принадлежность к разрешенному для безлицензионного использования интервалу осуществляется специалистами Фонда геологической информации. В территориальный отдел учреждения подается заявка и карта участка М1:10000, которая заказывается в муниципалитете.

Если целью водопользования собственника участка является добыча для извлечения прибыли, то, независимо от расположения заборного горизонта, оформляется лицензия на скважину.

Лицензирование для физических лиц

Образцы лицензий на скважину.

На территориях частной застройки центральное водоснабжение отсутствует. Такое положение является основанием, чтобы не получать разрешения на скважину. Глубина водозаборных сооружений в этом случае ограничивается только стоимостью, которую готов оплатить владелец участка.

В законе нет прямого указания на необходимость получения лицензии для физического лица: пользователями признаются юрлица, включая индивидуальных предпринимателей — ИП. Запрет также отсутствует.

Чтобы получить подтверждение права на использование скважинной воды с собственного земельного участка, нужно соблюсти нормативные расстояния:

  • 60 м — радиус свободной от построек зоны;
  • 400 м — до ближайших мест расположения скотомогильников, свалок, канализаций и хранилищ отходов фермерских хозяйств;
  • 600 м — расстояние от автозаправок и промышленных объектов, использующих химические вещества.

На водоснабжении питьевом используются артезианские скважины. Это возможно осуществить бурением на своем участке, если владелец оформит соответствующие бумаги.

Особенности регистрации для юридических лиц

Отличительной чертой водоснабжения предприятий и организаций является необходимость строительства выработок с большим дебитом, который достигается на артезианской скважине. С ее помощью достигается второй уровень подземных водных залежей. Обладателям такого водозабора нужно зарегистрироваться как недропользователям.

Для юридического лица существует 3 варианта получения лицензии:

  1. Скважина действующая, но без оформления. В этом случае получают документ, который разрешает геологоразведку и водопользование одновременно: бумага называется совмещенной лицензией.
  2. Выработка для водозабора планируется на территории с изученной гидрогеологической обстановкой и подсчитанными водными ресурсами. Поисковые и геологоразведочные работы уже выполнены. На участок оформляется только добычная лицензия.
  3. Заложение скважины осуществляется на неосвоенной территории при отсутствии информации о строении пород и гидрологической обстановке. Оформление права пользования заключается в получении двух лицензий: для геологического изучения недр, на добычу подземных вод.

Лицензирование можно осуществить на стадии бурения скважины.

Для юрлиц строительство или эксплуатация водозаборных сооружений без разрешений обернется штрафами. Чтобы узаконить артезианскую скважину, потребуется время: около года, если начинать с пустого места, 3 месяца, если сконцентрироваться на добыче воды.

Как получить разрешение на водопользование

Информация о порядке и сроках получения документа, разрешающего пользование недрами, содержится в Административном регламенте, утвержденном приказом Минприроды в сентябре 2009 г. На действующий объект выдается бумага о праве оценки водных ресурсов на 3-5 лет.

Лицензию добычную на срок до 25 лет получают после подсчета запасов и составления протокола соответствующей комиссией. Результаты гидрогеологических изысканий, как и характеристики воды, заносятся в технический паспорт артезианской скважины.

Все объекты, на которые оформлены лицензии, внесены в государственный реестр и используются в целях:

  • полива приусадебных садово-огородных посадок и ягодных, овощных культур, выращиваемых в дачных кооперативах;
  • технологического и хозяйственно-бытового водообеспечения предприятий и организаций;
  • питьевого водоснабжения населения из артезианских скважин.

Порядок получения лицензии на водозабор.

Процедура лицензирования предусматривает многостадийную работу от составления проекта геологического изучения территории до подготовки отчетных документов о запасах воды, выполненных на основании полевых исследований. Все эти материалы потребуются при заключении лицензионного соглашения на недропользование.

Порядок и сроки получения документа

Регламенты на оформление скважины для физлица и компании отличаются незначительно. В первом случае это сведение баланса потребления и отведения жидкости, получение справки о возможности строительства водозабора. На основании этих документов пишется проект организации бурения и зон санитарной охраны (ЗСО) скважины. Свидетельство об условиях ЗСО получают в Роспотребнадзоре. Собранные сведения согласовываются в областном отделе Минприроды, после чего передаются с пакетом иных бумаг в департамент пользования недрами.

Посчитать, во сколько месяцев выполняется подготовительная работа, затруднительно: неспециалист составить проект не сможет. Рассмотрение представленных материалов продлится 65 дней — такой срок установлен Административным регламентом для вынесения решения по заявкам на недропользование. Если замечаний по документам нет, выдается лицензия, приступают к обустройству скважины.

Завершающим моментом оформления является регистрация водозабора:

  • специалисты по недропользованию проводят на месте забуривания экспертизу соответствия проекта геологического разреза и обустройства ЗСО фактическому исполнению;
  • представитель Роспотребнадзора отбирает пробы воды, результаты анализов и решение о годности для питьевого или хозяйственного водоснабжения передаются владельцу водоисточника;
  • присвоение регистрационного кода скважине, внесение в государственный водный реестр.

На этом процедура заканчивается. Если оформление лицензии сопровождается специализированной юридической компанией, весь процесс занимает 12-14 месяцев.

Геологические изыскания с экспертом.

Этапы оформления

Стадий получения добычной лицензии 4: обретение права на изучение гидрогеологии недр, написание проекта на поиск и разведку водяных пластов, отчет о результатах оценки запасов, выдача разрешительного документа на основании пакета представленных бумаг. Начинается оформление с подтверждения принадлежности территории претенденту на лицензию.

Дальнейшие этапы продвижения:

  • согласование количества водопотребления в отделении Фед. агентства по воде;
  • обращение к Роспотребнадзору о подтверждении правомерности использования участка для обустройства ЗСО первой зоны скважины размером 60х60 м;
  • получение разрешения на проектирование водозабора в соответствии с приказом Минприроды №463 и правительственным постановлением №118 от октября и марта 2010 г.;
  • разработка технического задания на бурение горной выработки и согласование его положений в департаменте по недропользованию;
  • составление проекта на строительство артезианской скважины специалистами профильной организации;
  • бурение водозаборной выработки и выполнение комплекса работ по подготовке гидрогеологического отчета по эксплуатационным характеристикам объекта, количеству и составу артезианских вод;
  • получение лицензии на скважину <100 м³/сутки осуществляется без прохождения госэкспертизы запасов, в ином случае число этапов увеличивается.

Запуск скважины.

Финальный момент — запуск водоисточника в эксплуатацию комиссией с участием представителей государственных учреждений. При положительном решении скважине присваивается шифр, производится запись в госреестре.

Какие документы необходимы для регистрации

Порядок предоставления бумаг единый для физлиц и компаний. В обоих случаях составляется заявление на использование недр, которое направляется в окружной департамент ресурсопользования. Различия имеются в передаче отдельных бумаг. Для получения лицензии нужны:

  1. Уставной пакет для юрлица: договор о создании фирмы, свидетельства об учете в налоговой инспекции, в Госкомстате, справка ЕГРЮЛ, банковские реквизиты компании и устав. Представляется решение о назначении руководителя фирмы. Паспорт и ИНН — для физлица.
  2. Бумаги, удостоверяющие право владения землей: генплан с указанием скважины М1:500 или 1:1000, 1:2000, обзорная карта территории М1:10000, кадастровый план, выписка из госреестра недвижимости ЕГРН или договор аренды, дарения земли. Представляются компаниями и физлицами.
  3. Расчет баланса водозабора и водоотведения, договоры подряда на бурение скважины, подсчет запасов. Предприятиям нужно представить бухгалтерский отчет с отметкой налоговой инспекции о принятии баланса, приказ о назначении лица, ответственного за сооружение водозаборного узла.
  4. Технические документы: акт осмотра участка, первичная лицензия на поиски и разведку, проекты на гидрогеологические работы и ЗСО, программа отслеживания качества воды, отчет о подтверждении запасов.

Все представляемые копии документов заверяются нотариусом. Для действующих скважин дополнительно потребуется представить бумаги, подтверждающие утилизацию сточных вод.

Скважина на участке: всегда ли нужна лицензия?

Новая редакция Закона «О недрах», в отличие от предыдущего текста закона, строго устанавливает условия, при которых получение лицензии установленной формы на добычу воды из подземного источника является обязательным. Ещё в январе 2015 года сообщение о новых правилах строительства скважин и санкциях, предусмотренных за нарушение законодательства о недрах, вызвали определенный ажиотаж среди частных лиц, владеющих источником подземных вод на жилом или дачном участке. Связано это было в большинстве случаев с довольно высокой стоимостью процедуры лицензирования и жесткими обязательными требованиями эксплуатации скважины, практически невыполнимыми на обычном дачном участке. Иными словами, дачники и владельцы частных подворий опасались просто остаться без источника воды на своей земле.

Ясность внесли пояснения Министерства экологии и природопользования столичного региона, опубликованные в нескольких изданиях. Новые условия эксплуатации такого природного ресурса, как подземные воды, по утверждению главы лицензиата, касаются предпринимателей и организаций, добывающих воду для коммерческих целей, а лицензия на скважину для воды на загородном участке или в сельском домовладении не требуется.

Но не все так просто. Статья 19 четко определяет условия, при которых пробурить скважину или колодец можно, не проходя процесс лицензирования и регистрации источника воды. При несоответствии хотя бы одному из указанных факторов лицензия на скважину для физических лиц должна быть получена в обязательном порядке.

При каких условиях добычи воды лицензия не нужна?

Итак, какой, согласно поправкам в Закон «О недрах», должна быть скважина (колодец) на участке, чтобы владельцу не потребовалась лицензия на скважину?

  • Вода, добываемая из скважины, предназначена исключительно для нужд владельца источника воды и не употребляется для каких-либо коммерческих целей. На практике это условие устанавливает обязательное лицензирование не только для частных предпринимателей или садоводческих товариществ, но и для личной скважины, которой безвозмездно пользуются соседи собственника.
  • Суточный объем ресурса, то есть подземных вод, добываемых из скважины, должен быть не более 100 м³.
  • Скважина устроена на уровне первого водоносного горизонта. Здесь требуется пояснить, что речь идет о так называемых грунтовых водах, природные залежи которых находятся на глубине до 5 метров от земной поверхности.
  • Источник, из которого добывается вода, не является источником централизованного водоснабжения и не находится на балансе государства. Организация, которая может дать сведения об источниках, находящихся на гос. учете – Отдел фонда геологической информации, к которому территориально относится земельный участок. Для получения этой информации собственнику участка потребуется подать заявку и оплатить стоимость услуги.

Особенности лицензирования скважины для личного пользования физических лиц

Независимо от того, нужна ли лицензия на скважину артезианской воды или источник воды, принадлежащий физическому лицу, требуется официально зарегистрировать по иной причине, пройти весь процесс лицензирования придется на тех же условиях, что и крупному юридическому лицу. Ситуация осложняется тем, что эффективной и быстрой разрешительной процедуры для физических лиц до сих пор не существует. По этой причине лицензия на скважину для физических лиц – это «долго и дорого». Весь процесс, от получения лицензии до кадастровой регистрации, может тянуться не один месяц. Стоимость лицензии на скважину, с учетом всех работ по приведению территории в соответствие с требованиями санитарной безопасности и затратами на сбор и оформление пакета документов, уже на сегодняшний день варьируется от полумиллиона до миллиона рублей.

Значительно облегчить и ускорить процесс выдачи разрешительных документов можно, обратившись к компаниям, профессионально специализирующимся на получении лицензий. Подобные организации действуют практически в любом регионе и, после заключения договора, собственник участка будет избавлен от утомительного «хождения по кабинетам». Единственным недостатком обращения к посреднику, пожалуй, будет то, что стоимость лицензии на скважину обойдется ещё дороже – услуги «помощников» тоже обойдутся недешево.

Ответственность за пользование недрами без лицензии

Самый весомый аргумент в пользу получения лицензии в законном порядке – ответственность, которую придется понести физическому лицу, пробурившему на своем участке артезианскую скважину или иной источник, попадающий под требования о получении лицензии. Отсутствие лицензии на скважину влечет за собой наложение штрафа на владельца участка, сумма которого для физического лица может составить от 3000 до 5000 рублей (статья 7.3 КоАП РФ). По итогам проверки документов и условий эксплуатации источника воды проверяющий, обнаруживший это нарушение, выдаст предписание, документ, в котором указаны все нарушения по добыче подземных вод, а также сроки, в которые их следует устранить. Неисполнение предписания или исполнение с нарушением установленных документом сроков, приведет к штрафным санкциям. В дальнейшем, может быть принято решение о ликвидации скважины путем тампонирования.

Отдельно в той же статье КоАП РФ определена ответственность для частников, имеющих действующую лицензию, но нарушающих лицензионные условия эксплуатации: штраф от 2000 до 3000 рублей.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *