Разрешение на ввод объекта

Разрешение на ввод объекта

Ввод недвижимости в эксплуатацию — это процесс, фиксирующий завершение строительных работ, в результате чего объект можно использовать по назначению. Государство может требовать получение разрешения на ввод в эксплуатацию, в зависимости от типа и статуса постройки. Без этого разрешения невозможно законно завершить строительство или реконструкцию.

Правовые нормы

Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию называют документ, удостоверяющий выполнение строительных работ в соответствии с проектной документацией и принятому плану застройки территории. Порядок получения регламентируется:

  • Градостроительным кодексом (ст. 55 ГрК РФ);
  • Постановлением Правительства РФ от 1.02.2006 N 54.

Порядок ввода в эксплуатацию

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию можно получить, когда строительство завершено и подведены коммуникации. Документ выдается тем же органом государственной власти, который выдал разрешение на строительство (п.2 ст.55 ГрК РФ).

Если в эксплуатацию вводится жилая недвижимость, то требуется подведение систем водоснабжения, электричества, канализации и отопления.

Объекты ИЖС

Объект ИЖС (Индивидуального жилищного строительства) — это жилой дом не более трех этажей в высоту, предназначенный для проживания одной семьи. Также это пристройки, мансарды и хозяйственные постройки.

До 1 марта 2020 года разрешение на ввод в эксплуатацию объекта ИЖС не требуется (п.4 ст.8 ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ, ред. от 03.08.2018).

Объекты капитального строительства

Объекты капитального строительства определяются Гражданским кодексом как здания, строения и сооружения. Для таких объектов требуется получать разрешения. Ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства происходит в несколько этапов:

  • Оформляется заявление и собираются необходимые документы;
  • Пакет документов передается в уполномоченный орган власти;
  • Проводится проверка документов;
  • Происходит осмотр объекта. Фактические параметры строения должны соответствовать информации, указанной в документах, и удовлетворять требованиям законодательства;
  • Уполномоченный орган выдает разрешение или отказ. Во втором случае обязательно объясняются причины негативного решения;
  • Информация об объекте вносится в реестры.

Документы для ввода в эксплуатацию

Требуется собрать следующий пакет документов (Согласно п.3 ст. 55 ГрК РФ):

  1. Заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
  2. Документы, подтверждающие право на владение участком, где велось строительство;
  3. Градостроительный план участка (ГПЗУ);
  4. Разрешение на строительство;
  5. Акт приемки объекта (Если строительство осуществлялось по договору строительного подряда);
  6. Акт о соответствии параметров строения установленным регламентам (Требования энергоэффективности и тд);
  7. Документы о соответствии постройки техническим условиям с подписями представителей компаний, которые производят эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
  8. Схема, где отображено расположение построек на территории участка;
  9. Заключение о соответствии (ЗОС) объекта проектной документации и установленным регламентам. Выдается государственным строительным надзором по итогам проверки строения;
  10. Страховка на случай причинения вреда в результате аварии (Для опасных объектов);
  11. Технический план (оформленный в соответствии с ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ)

Застройщик может не предоставлять документы 2 — 9, если они имеются в распоряжении государственных органов (п. 3.2, 3.3 ст. 55 ГрК РФ).

Документы могут быть отправлены в электронной форме (через портал Госуслуг).

Когда могут отказать в выдаче разрешения

Законом установлены основания для отказа (п.5 ст. 55 ГрК РФ):

  • Отсутствие указанных документов. При этом несвоевременное получение документации не может быть основанием для отказа (п.6.1 ст.55);
  • Характеристики объекта не удовлетворяют положениям градостроительного плана (на дату выдачи разрешения на строительство);
  • Строение не соответствует характеристикам, указанным в разрешении на строительство и в проектной документации;
  • Постройка не удовлетворяет требованиям по использованию земельного участка, установленным законодательством РФ (В том числе Земельным законодательством).

Застройщик может оспаривать отказ в суде.

Как проводится итоговая проверка

Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо заключение о соответствии (ЗОС). Оно выдается Госстройнадзором после прохождения итоговой проверки.

Получение ЗОС происходит в несколько этапов:

  1. Перед началом строительства в орган ГСН подается извещение об этом;
  2. Во время строительства происходит надзор (если требуется), и составляются акты проверок;
  3. После завершения строительства и устранения всех нарушений, если таковые имелись, застройщик или заказчик направляет в органы ГСН извещение (п. 25 РД-11−04−2006);
  4. Проверка объекта назначается в течение 7 раб. дней с момента получения извещения;
  5. По результатам итоговой проверки составляется положительный или отрицательный акт. В последнем случае указываются нарушения, которые необходимо устранить;
  6. Застройщик отправляет заявление на получение ЗОС, приложив к нему акт итоговой проверки;
  7. Заключение о соответствии (или решение об отказе) выдаются в течение 10 раб. дней с момента подачи заявления. В случае негативного решения должны быть указаны причины со ссылками на регламенты и документацию (п.19 Постановления Правительства РФ от1.02.2006 N 54). Отказ может быть оспорен в суде.

Если застройщик не уведомил Госстройнадзор о начале строительства и/или строительный надзор не осуществлялся должным образом (в тех случаях, когда он необходим), то получить ЗОС будет крайне проблематично. С высокой вероятностью потребуется провести независимую экспертизу и добиваться узаконивания постройки через суд.

В ходе итоговой проверки инспектор:

  • Изучает документы предыдущих проверок (если таковые проводились), приемки выполненных работ, документы от коммунальных служб;
  • Проверяет удовлетворение требованиям закона по подготовке участка, работам по монтажу фундамента, подземных и надземных конструкций;
  • Проверяет соблюдение норм в отношении энергоэффективности и оснащенности приборами учета энергии.

Для осуществления проверки может потребоваться проведение экспертиз, обследований, лабораторных испытаний выполненных работ и строительных материалов .

Инвентаризационные мероприятия

Технической инвентаризацией называют процесс измерения характеристик (в первую очередь площади) объекта недвижимости. Инвентаризация проводится кадастровыми инженерами, которые могут работать в БТИ, либо в частных компаниях.

По результатам инвентаризации оформляется технический план объекта, который входит в пакет документов, необходимых для получения разрешения на ввод в эксплуатацию.

Приемка в эксплуатацию

Если строительство происходило по договору строительного подряда, то для получения разрешения требуется предоставить акт приемки.

Для составления акта создается комиссия, в ее состав входят представители заказчика, застройщика и надзорных органов. Комиссия проводит осмотр строения, устанавливает соответствие объекта строительным нормам и правилам.

Действия после ввода объекта в эксплуатацию

После вступления в силу решения о выдаче разрешения (на ввод в эксплуатацию), орган власти, выдавший разрешение, обязан в течение 5 раб дней направить документы в кадастровую палату для внесения изменений в реестр (ЕГРН). То есть застройщику не нужно самостоятельно регистрировать объект в Росреестре, это происходит в рамках межведомственного взаимодействия. (ст. 19 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

После регистрации, необходимо оформить договоры с компаниями, предоставляющими доступ к коммунальным услугам, интернету, телефонной связи и т.д.

Получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию — достаточно сложная процедура, связанная со сбором большого количества документов и тесным взаимодействием с государственной бюрократией. В последние годы в законодательство вносятся поправки, которые призваны облегчить этот процесс. Так, например, объекты ИЖС освобождены от необходимости получать разрешение, что значительно упростило строительство собственных домов для огромного числа граждан нашей страны.

Вопрос от 14.12.2017:

При строительстве тепловых сетей нормативно-правовыми актами РФ предусмотрено огромное количество процедур от предоставления прав на земельный участок до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. При этом застройщик тратит значительное время на получение и согласование всех документов с органами власти и энергоснабжающей организацией. Планируется ли какое-то упрощение и сокращение количества этих процедур?

Ответ: С 27.10 2017 вступает в силу исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2017 года N 452.

Перечень направлен на сокращение избыточных и (или) дублирующих процедур предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ.

Указанный перечень определяет, в том числе, процедуры, связанные с предоставлением прав на земельный участок и подготовкой документации по планировке территории; заключением договоров технологического присоединения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также с архитектурно-строительным проектированием; строительством, реконструкцией; представлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и государственной регистрацией прав на построенный объект.

Вопрос от 15.01.2017:

О необходимости согласования проекта тепловой сети для теплоснабжения нежилого здания физическому лицу?

Ответ: Согласно Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 №401, согласование проектов тепловых сетей в функции управления Ростехнадзора не входит.

Вопрос от 08.06.2018:

Существует ли норматив, установленный нормативно-правовыми актами, по ежегодной замене тепловых сетей в процентном соотношении от общей протяженности тепловых сетей?

Ответ: Замена тепловых сетей должна проводиться в соответствии со сроками эксплуатации, указанной в проектной документации. Объем замены тепловых сетей определяется теплоснабжающей организацией в соответствии с Постановлением от 8 августа 2012 года N 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Предприятие должно определить систему мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения поселений, городских округов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе анализа и оценки надежности систем теплоснабжения.

По итогам анализа и оценки систем теплоснабжения поселений, городских округов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны разделить системы теплоснабжения на высоконадежные, надежные, малонадежные и ненадежные и определить систему мер по повышению надежности для малонадежных и ненадежных систем теплоснабжения с включением необходимых средств в инвестиционные программы и тарифы теплоснабжающих и теплосетевых организаций или с выделением средств из бюджетов субъектов Российской Федерации. В настоящее время необходимость ежегодной замены ветхих сетей обусловлена большим количеством ветхих, подлежащих замене трубопроводов.

Вопрос от 06.2018:

С целью соблюдения порядка ввода в эксплуатацию, пуска (включения) в работу и учета оборудования при покупке тепловых сетей, просим разъяснить следующие требования Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора (далее – ФНП ОРПД):

1. При осуществлении проверки комиссией в соответствии с п.206 (г) ФНП ОРПД, контролируется наличие положительных результатов технического освидетельствования (требования п. 207 (б)). Наличие какого освидетельствования контролируется, если на момент передачи оборудования основания для проведения технического освидетельствования, указанные в п. 360, отсутствуют?

2. При передаче оборудование под давлением другой эксплуатирующей организации, требуется ли перерегистрация заключения экспертизы промышленной безопасности на это оборудование и каким документов определен порядок перерегистрации?

Ответ: 1. В соответствии с п. 360 ФНП ОРПД техническое освидетельствование оборудования под давлением проводится:

  • а) до ввода в эксплуатацию после монтажа (первичное техническое освидетельствование);
  • б) периодически в процессе эксплуатации (периодическое техническое освидетельствование);
  • в) до наступления срока периодического технического освидетельствования в случаях, установленных настоящими ФНП (внеочередное техническое освидетельствование).

Согласно п. 398 ФНП ОРПД периодическое техническое освидетельствование трубопроводов пара и горячей воды проводится не реже одного раза в три года.

Требованиями пункта 364 ФНП ОРПД установлено, что результаты технического освидетельствования с указанием максимальных разрешённых параметров эксплуатации (давление, температура), сроков следующего освидетельствования должны быть записаны в паспорт оборудования под давлением лицами, проводившими техническое освидетельствование.

При проверке готовности ввода в эксплуатацию оборудования под давлением, в связи со сменой эксплуатирующей организации, контролируется соблюдение сроков проведения технического освидетельствования, установленных ФНП ОРПД:

  • в случае если срок проведения крайнего технического освидетельствования в предыдущей эксплуатирующей организации не превышает трёх лет и данный факт подтверждается соответствующей записью в паспорте трубопровода, то дальнейшее техническое освидетельствование необходимо проводить в соответствии с установленными сроками;
  • в случае если срок проведения технического освидетельствования превышает три года, такое оборудование не соответствует требованиям, установленным ФНП ОРПД, и для его ввода в эксплуатацию необходимо провести периодическое техническое освидетельствование.

2. При вводе в эксплуатацию оборудования под давлением, в соответствии с п. 206 ФНП ОРПД, контролируется наличие документации, подтверждающей соответствие оборудования требованиям статьи 7 Федерального закона № 116-ФЗ (проведение экспертизы промышленной безопасности технического устройства). Перерегистрация заключения экспертизы промышленной безопасности на оборудование, работающее под давлением, при его передаче для использования другой эксплуатирующей организации, не требуется.

Вопрос от 06.2018:

На трубопроводы, подпадающие под ФНП ОРПД, в составе теплосети уже есть паспорт теплосети. Правомочно ли требование инспектора иметь на предприятии паспорт на этот же трубопровод? Это не дублирование документов?

Ответ: Да, правомочно и это не является дублированием.

В паспорте теплосети трубопровод, подпадающий под ФНП ОРПД, является частью линейного сооружения и к теплосети применяются Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок.

Трубопровод, как ОРПД, попадает под закон «О промышленной безопасности» № 116-ФЗ и под ТР ТС 032/2013, и к нему предъявляются иные, более жесткие эксплуатационные требования. В техническом регламенте прописаны требования к технической документации, прилагаемой к трубопроводу, в т.ч. к паспорту.

Ввод объекта в эксплуатацию: как получить разрешение

Ввод объекта в эксплуатацию – завершающий момент строительства или реконструкции.

Каковы требования при получении разрешения по окончании строительства, читайте в нашей статье.

Правовая основа, регулирующая строительство

Главные принципы, регулирующие строительство, устанавливает Градостроительный кодекс, а иные нормативно правовые акты разрабатываются на его основе.

При реализации законодательства по подготовке разрешительной документации для объектов капитального строительства (ОКС) в регионах обычно разрабатываются местные регламенты, однако они не могут противоречить ГрК РФ (№190-ФЗ от 29.12.2004 г.).

Согласно поправкам, внесенным в Градостроительный кодекс, с 4 августа 2018 года упрощена оформительская процедура при строительстве индивидуальных и садовых домов.

Вместо разрешений подается уведомление о начале и завершении строительства.

Для всех других построенных объектов требуются разрешительные бумаги.

Об изменениях в области строительства на земельных участках садовых (дачных) и индивидуальных жилых домов прочитайте в публикации.

Список документов, необходимых для ввода объекта в эксплуатацию

Документом, на основании которого оформляется ввод, является разрешение на проведение работ.

Ниже приведен список необходимых документов, который надлежит подготовить для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию:

  1. Заявление на ввод объекта по завершению работ (заполняется с указанием реквизитов уже действующего решения на строительство либо реконструкцию).
  2. Разрешение на строительство.
  3. Градостроительный план.
  4. Подтверждение права на земельный участок (если в реестре недвижимости нет такой информации).
  5. Документы о том, что ОКС отвечает техническим условиям подключения к коммуникациям (света, газа, воды, связи и т.д.), как правило, это договора.
  6. Схема с расположением объекта, вводимого в эксплуатацию, в том числе, сетей в границах земельного участка (должна быть подписана лицом, осуществлявшим строительство).
  7. Технический план объекта, подготовленный по результатам замеров построенного объекта.

На последнем пункте мы остановимся более подробно.

Технический план, как и привычный для всех технический паспорт, содержит описание объекта, но это разные документы.

На сегодня законом предусмотрено: разрешение на ввод объекта после строительства недействительно именно без технического плана.

Однако многие заказывают еще и технический паспорт, а для целей ввода объекта после строительства (реконструкции) он вам не пригодится.

В чем отличие технического плана от технического паспорта .

Часто проводится реконструкция помещения в многоквартирном доме.

В этом случае еще понадобится согласие жильцов, а также уведомление о переводе жилого в нежилое (например, при реконструкции квартиры в коммерческий объект).

Обязательность акта приемки ОКСа

Также наиболее часто задаваемый вопрос наших читателей: обязательно ли привлекать для строительства подрядную организацию.

Вопрос возникает, потому как в списке необходимых документов для принятия решения на ввод объекта в эксплуатацию имеется акт приемки объекта капитального строительства от подрядной организации (ст.55 ГрК РФ).

Исходя из общего смысла Градостроительного кодекса, осуществлять строительство должны индивидуальные предприниматели или юридические лица, которые являются членами саморегулируемых организаций (СРО) в сфере строительства, реконструкции и т.д.

Вместе с тем, в случае, если размер обязательств по договору на строительство не превышает трех миллионов рублей, это могут быть лица, не являющиеся членами СРО.

Когда строятся объекты, требующие экспертизы и надзора, обязательное требование, чтобы подрядчики имели специальное разрешение.

Экспертиза не проводится в отношении объектов капитального строительства:

«Отдельно стоящих с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением особо опасных, технически сложных и уникальных объектов» (ст. 49 ГрК РФ).

Таким образом, если вы строите здание с характеристиками, не превышающими указанные параметры, возможно осуществлять строительство самостоятельно.

Поэтому, подавая бумаги для принятия решения на ввод в эксплуатацию, заполняете заявление о личной ответственности за то, что не нарушены строительные нормы и правила, а также техническая оснащенность объекта соответствует проекту и государственным стандартам.

Изменения в ЕГРН после разрешения на ввод в эксплуатацию

Очень важно не только получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, а еще учесть в реестре недвижимости (ЕГРН) сведения о законченном строительстве (реконструкции).

Изменения в отношении объекта, которые будут внесены в ЕГРН, орган регистрации прав подтверждает выпиской.

Не путать со «Свидетельством о государственной регистрации права собственности», такой документ не выдается с 15 июля 2016 года.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для застройщика/технического заказчика инициировать процедуру постановки объекта на кадастровый учет и оформление прав собственности. Далее разберемся, как получить данный документ, и какие процедуры необходимо пройти.

Кто выдает разрешение на ввод в эксплуатацию объектов строительства?

Обращаться за разрешением на ввод объекта в эксплуатацию следует в уполномоченный орган исполнительной власти (орган, выдавший разрешение на строительство). В Москве организацией, ответственной за выдачу разрешения на ввод объектов в эксплуатацию является Комитет государственного строительного надзора города Москвы. На сайте организации в разделе «Государственные услуги» приведена подробная информация о порядке предоставления государственной услуги «Получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию».

Реестр разрешений на ввод объекта в эксплуатацию.

Проверить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию можно на сайте Минстроя. Министерство Строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ ведет реестр всех выданных разрешений на ввод в эксплуатацию зданий и сооружений.

Ниже представлен образец разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Сдача объекта в эксплуатацию: перечень необходимых документов.

Для получения разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства (нелинейных объектов) коммерческого назначения застройщик подает следующие документы:Заявление на выдачу разрешения.Документ, удостоверяющий личность заявителя (оригинал для снятия копии) или документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя действовать от имени заявителя (если за услугой обращается не сам заявитель, а его уполномоченный представитель).

  1. Документы, подтверждающие право собственности на земельный участок.
  2. Акт ввода объекта в эксплуатацию (акт приемки) объекта капитального строительства. (Данный документ необходим в случае, если был заключен договор генподряда на строительство объекта).
  3. Документ, подтверждающий соответствие построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (оформляется и подписывается лицом, осуществляющим строительство).
  4. Документ, подтверждающий соответствие параметров построенного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе — требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (подписывается лицом, осуществляющим строительство).
  5. Справки о выполнении технических условий, подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
  6. Схему планировочной организации земельного участка, отображающую расположение построенного объекта капитального строительства, инженерных сетей.
  7. ЗОС (Заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации).
  8. Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  9. Технический план (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2013 № 175 «Об установлении документа, необходимого для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию»).
  10. Для объектов электроэнергетики, системы газоснабжения, транспортной инфраструктуры, трубопроводного транспорта или связи предоставляется еще текстовое и графическое описание границ охранной зоны.

Порядок получения ЗОС

Заказчик подает извещение о завершении строительства (реконструкции) в региональный орган государственного строительного надзора, который после проверки объекта выдает заключение о соответствии построенного (реконструированного) здания или сооружения в срок до 7 рабочих дней бесплатно. Подробнее о процедуре можно почитать в нашей статье о ЗОС.

Дополнительная документация, которая запрашивается из информационной системы.

Также при оказании данной услуги Госстройнадзор запрашивает из информационной системы следующую документацию:

  1. ГПЗУ (Градостроительный план земельного участка).
  2. Разрешение на строительство.
  3. Утвержденное АГР (Свидетельство об утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта) (при необходимости).

Срок ввода в эксплуатацию

Общий срок оформления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию составляет 10 дней, при этом от Вас не потребуется очного визита в государственный орган ни на одном из этапов рассмотрения заявления. Услуга предоставляется на бесплатной основе, а разрешение (либо мотивированный отказ в оформлении разрешения) направляется заявителю в электронном виде в личный кабинет на портале или вручается лично.

Получив разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, застройщик обретает право выполнить кадастровую регистрацию объекта и зарегистрировать право собственности на объект недвижимости.

В каких случаях может быть получен отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию?

Перечислим основные случаи, при которых заявителю может быть отказано в получении разрешения на строительство. К ним относятся:

  • несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка;
  • несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
  • несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации.

В каких случаях не требуется получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию?

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется для объектов некапитального строительства, в отношении которых не требуется получение разрешения на строительство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *