Разрешенное использование земель сельхозназначения

Разрешенное использование земель сельхозназначения

Содержание

<Письмо> ФГБУ «ФКП Росреестра» от 29.06.2016 N 10-2688-КЛ
«О направлении позиции Росреестра относительно изменения разрешенного использования сельхозугодий»
(вместе с <Письмом> ФГБУ «ФКП Росреестра» от 09.11.2015 N 10-3957-КЛ «Об изменении разрешенного использования сельскохозяйственных угодий», <Письмом> Росреестра от 10.06.2016 N 14-04671/16)

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ»

ПИСЬМО

от 29 июня 2016 г. N 10-2688-КЛ

О НАПРАВЛЕНИИ

ПОЗИЦИИ РОСРЕЕСТРА ОТНОСИТЕЛЬНО ИЗМЕНЕНИЯ РАЗРЕШЕННОГО

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕЛЬХОЗУГОДИЙ

ФГБУ «ФКП Росреестра» (далее — Учреждение) направляет для сведения и учета в работе электронные образы письма Учреждения от 09.11.2015 N 10-3957-КЛ, подготовленного в том числе по результатам рассмотрения обращений филиала Учреждения по Самарской области и филиала Учреждения по Республике Татарстан и направленного в адрес Росреестра, и письма Росреестра от 10.06.2016 N 14-04671/16, содержащего позицию на поставленный в письме Учреждения вопрос относительно изменения вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.

Просим ознакомить сотрудников с позицией, изложенной в вышеуказанных письмах, в порядке, предусмотренном приказом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 21.03.2014 N П/057 «Об ознакомлении сотрудников филиалов ФГБУ «ФКП Росреестра» с письмами методического характера».

Органам, осуществляющим кадастровый учет объектов недвижимости, расположенных на территории Крымского федерального округа, направляется для сведения.

Заместитель директора

К.А.ЛИТВИНЦЕВ

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ»

ПИСЬМО

от 9 ноября 2015 г. N 10-3957-КЛ

ОБ ИЗМЕНЕНИИ

РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ

В соответствии с пунктами 3 и 7 Положения о рабочей группе по обсуждению вопросов, возникающих при реализации возложенных на филиалы ФГБУ «ФКП Росреестра» по субъектам Российской Федерации полномочий, в том числе подготовленных ФГБУ «ФКП Росреестра» писем методического характера, направленных в Росреестр, утвержденного приказом Росреестра от 30.09.2013 N П/394, ФГБУ «ФКП Росреестра» (далее — Учреждение) просит рассмотреть изложенные ниже вопросы на заседании указанной рабочей группы или высказать позицию по ним.

1. Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Возможность самостоятельного выбора любого вида разрешенного использования без дополнительных разрешений и процедур согласования предусмотрена при наличии зонирования территорий, которое осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс).

Частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса также установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, могут быть выбраны самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Согласно части 3 статьи 36 Градостроительного кодекса изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

При этом с учетом части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса, согласно которой градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, положения части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса к сельскохозяйственным угодьям не применяются.

2. Вместе с тем запрет на установление градостроительных регламентов в отношении всех земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в Градостроительном кодексе отсутствует.

Учреждение обращает внимание, что согласно статьи 77 Земельного кодекса к землям сельскохозяйственного назначения кроме сельскохозяйственных угодий (пашен, сенокосов, пастбищ, залежей, земель, занятых многолетними насаждениями) также относятся земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Исходя из изложенного, допускается изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, но не относящихся к сельскохозяйственным угодьям либо иным земельным участкам, указанным в частях 4 и 6 статьи 36 Градостроительного кодекса, на вид разрешенного использования, выбранный правообладателем такого земельного участка в соответствии с градостроительным регламентом.

Однако, учитывая, что содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о разрешенном использовании земельного участка могут иметь такие формулировки, как «сельскохозяйственное производство», «производство сельскохозяйственной продукции», «крестьянско-фермерское хозяйство» и т.п., возникает вопрос: каким образом определить, что земельный участок относится (не относится) к сельскохозяйственным угодьям.

Также можно отметить, что согласно Классификатору видов разрешенного использования, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, вид разрешенного использования «сельскохозяйственное использование» включает в себя не только осуществление хозяйственной деятельности на сельскохозяйственных угодьях, но и размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции

3. Позиция Учреждения по вопросу отнесения земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, к сельскохозяйственным угодьям следующая.

Пунктом 5 статьи 79 Земельного кодекса установлено, что использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом от 27.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон об обороте).

При этом в части 1 статьи 1 Закона об обороте указано, что его действие не распространяется на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с разрешенным использованием которых предусматриваются гаражное строительство, ведение личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.

Таким образом, по мнению Учреждения, к сельскохозяйственным угодьям относятся все земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, на которые распространяется действие Закона об обороте, в том числе образованные в порядке, установленном Законом об обороте, в частности, земельные участки, образованные в счет выдела доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Если из разрешенного использования земельного участка нельзя однозначно установить, распространяется на него действие Закона об обороте или нет, то, учитывая позицию Росреестра, изложенную в письмах Росреестра от 28.04.2015 N 14-исх/06064-ГЕ/15 и от 30.09.2015 N 14-09384/15@, информация об отнесении соответствующего земельного участка к сельскохозяйственным угодьям может быть представлена органом местного самоуправления либо иным уполномоченным органом, например, в виде информации о включении/невключении земельного участка в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий.

Также Учреждение отмечает, что, исходя из вышеприведенных положений Земельного кодекса и Закона об обороте, к сельскохозяйственным угодьям не относятся земельные участки, занятые зданиями, сооружениями.

Таким образом, по мнению Учреждения, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, на которых согласно сведениям государственного кадастра недвижимости расположены здания или сооружения, кадастровые сведения о которых имеют статус «ранее учтенные», не являются сельскохозяйственными угодьями.

4. Учреждение полагает, что орган кадастрового учета осуществляет кадастровый учет изменений вида разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на основании соответствующего заявления, в котором указан выбранный собственником земельного участка вид разрешенного использования, предусмотренный утвержденным градостроительным регламентом, в случае если с учетом изложенной в настоящем письме позиции Учреждения земельные участки не относятся к сельскохозяйственным угодьям (земельные участки, на которых расположены здания или сооружения; земельные участки, в отношении которых представлена информация о том, что они не включены в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий).

В случае если сведения о земельных участках, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости либо представленных заявителем документах, не позволяют однозначно установить, относятся они к сельскохозяйственным угодьям или нет, при этом заявителем по собственной инициативе не представлена информация об отсутствии земельного участка в перечне особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, то орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает такие сведения в уполномоченном органе.

Если земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям в соответствии с изложенной в настоящем письме позицией Учреждения либо отсутствует информация о том, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не включен в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий (в том числе с учетом сведений, полученных в ответ на межведомственный запрос органа кадастрового учета), то орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 26 Закона о кадастре.

5. Учреждение просит высказать позицию Росреестра относительно изложенной в настоящем письме позиции Учреждения о возможности изменения вида разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, отнесении земельных участков к сельскохозяйственным угодьям и принятии в описанной выше ситуации решения о приостановлении осуществления кадастрового учета в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 26 Закона о кадастре.

Кроме того, Учреждение просит сообщить, на основании каких документов и в каких органах также можно получить информацию об отнесении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения к сельскохозяйственным угодьям, возможно ли использовать для этого проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий, содержащихся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

И.о. директора

К.А.ЛИТВИНЦЕВ

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО

от 10 июня 2016 г. N 14-04671/16

Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Росреестра, рассмотрев письмо ФГБУ «ФКП Росреестра» от 09.11.2015 N 10-3957-КЛ, сообщает.

В соответствии с пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК) в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Статья 79 ЗК относит к сельскохозяйственным угодьям пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).

При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 79 ЗК особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель использование которых для других целей не допускается.

Статья 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон об обороте) устанавливает, что Закон об обороте регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения; действие Закона об обороте не распространяется на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с разрешенным использованием которых предусматриваются гаражное строительство, ведение личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями (при этом Закон об обороте не ставит в зависимость распространение его положений на указанные земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, от наличия сведений о таких зданиях, строениях, сооружениях в государственном кадастре недвижимости).

С учетом изложенного полагаем, что к земельным участкам из земель сельскохозяйственного назначения, на которые распространяется действие Закона об обороте, наряду с сельскохозяйственными угодьями относятся в том числе земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами.

При рассмотрении документов, необходимых для кадастрового учета изменений сведений о виде разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, предполагающего вывод земельного участка из-под действия Закона об обороте и, соответственно, ограничений, связанных с оборотом и использованием таких земельных участков, органу кадастрового учета необходимо, прежде всего, удостовериться, что земельный участок не относится к сельскохозяйственным угодьям.

Для этих целей органом кадастрового учета могут быть в том числе:

использован проект перераспределения сельскохозяйственных угодий, иные документы, включенные в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства;

направлен межведомственный запрос в орган местного самоуправления либо иной уполномоченный орган (например, в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий) с целью получения информации об отнесении земельного участка к сельскохозяйственным угодьям (в том числе особо ценным).

Отсутствие информации о том, что земельный участок не относится к сельскохозяйственным угодьям, на которые градостроительный регламент не распространяется и использование которого для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается, на наш взгляд, должно являться основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета изменений такого земельного участка в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Начальник Управления

методического обеспечения

и анализа в сфере регистрации

прав и кадастрового учета

Н.С.ЛЕЩЕНКО

>Все об изменении вида разрешенного использования земель сельхозназначения: полный алгоритм действий

Отказ

Законодательная база

Все земли сельхозназначения – это большая категория, определенная Земельным Кодексом РФ в пункте 1 статьи 77. Предназначение участков земель сельскохозяйственного назначения делятся по видам разрешенного использования на группы:

  • для ведения сельского хозяйства;
  • для ведения крестьянско-фермерского хозяйства;
  • для организации сельскохозяйственного производства;
  • для дачного строительства;
  • для садоводческой деятельности;
  • для животноводства;
  • прочие варианты.

Более детально ознакомиться с характеристикой и видами разрешенного использования земель сельхозназначения вы можете в отдельной статье.

Разграничение земельных угодий по видам разрешенного использования основывается на Приказе №540 Минэкономразвития, от 01.09.2014 года. Кроме основных и дополнительных ВРИ, есть условно-разрешительные. Такие виды указываются для конкретного участка в градостроительном регламенте в соответствии с Правилами землепользования и застройки. Это отдельно выделенные территории, для которых невозможно изменение ВРИ. К таким относятся земли лесного фонда и особо ценные сельскохозяйственные угодья.

Важно! Деятельность, ведущаяся на земельном участке, несоответствующая его виду разрешенного использования, влечет за собой привлечение к административной ответственности.

Ознакомиться с правовым режимом и особенностями использования земель сельхозназначения можно .

Действующие способы

Первый

Смена действующей категории – это продолжительная и трудоемкая работа. В законодательстве четко прописана вся процедура и сроки исполнения. Регламентируется смена категории ФЗ РФ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (с изменениями на 29.07.2017 года). Такой перевод необходим в случаях, если на участке планируется:

  • строительство коммерческой недвижимости или промышленных зданий;
  • постройка многоквартирного дома или организация заповедника.

Об особенностях перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и о том, как он осуществляется, мы подробно рассказывали в этом материале.

Второй

Изменение ВРИ земель сельхозназначения (без вывода из действующей категории) необходимо, чтобы использовать земельный участок сельскохозяйственного назначения для садоводства, возведения частного дома или строительства иных зданий (можно ли строить на землях сельхозназначения?), что невозможно при действующем ВРИ. Порядок изменения ВРИ предусмотрен Земельным Кодексом РФ статьей 8, где четко расписаны все требования.

Как изменить?

С чего начать?

Сначала необходимо узнать, возможна ли процедура изменения ВРИ. Для этого нужна справка о зонировании или выписка из Правил землепользования и застройки. Эти сведения можно получить в администрации, к которой территориально относится участок.

Это открытая информация и ее может запросить как собственник, так и арендатор земельного участка. Документ выдается через 30 дней с момента подачи заявления. В нем будут перечислены все возможные виды разрешенного использования: основные, дополнительные и условно разрешенные.

Необходимые документы

Уточняйте перечень требуемых документов в территориальном органе власти. Список формируется местной администрацией и может отличаться в каждом районе.

Основной список документов, которые необходимы для подачи в органы местного самоуправления для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения:

  • Заявление с просьбой о смене вида разрешенного использования.
  • Декларация о смене ВРИ.
  • Оригиналы и копии правоустанавливающих документов на земельный участок, а также всех строений на нем.
  • Кадастровый паспорт и другая техническая документация на участок:
    1. план межевания;
    2. результаты землеустроительных работ;
    3. результаты проведенных экспертиз.
  • Если участок принадлежит индивидуальному предпринимателю, то выписка из ЕГРИП.
  • Если собственник имеет юридическое лицо, то выписка из ЕГРЮЛ.
  • Подлинник и копию паспорта собственника.
  • При обращении доверенного лица, надлежащим образом оформленная нотариальная доверенность (подлинник и копия).

Как составить заявление?

В заявлении с просьбой о смене вида разрешенного использовании необходимо указать:

  1. местоположение, кадастровые характеристики и технические сведения участка;
  2. правоустанавливающий документ и свидетельство о праве собственности;
  3. причины, по которым возникло желание, изменить ВРИ;
  4. описать преимущества, которые появятся после смены вида разрешенного использования;
  5. высказать просьбу дать разрешение на данную процедуру;
  6. в конце подпись с расшифровкой и дата.
  • Составление декларации

    Строгого регламента по составлению нет, но это один из основных документов. Именно на основании декларации принимается решение об изменении вида разрешенного использования. Может показаться, что декларация полностью повторяет заявление.

    Однако это документы разной юридической силы. Тогда как заявлением выражается просьба, то декларация – это завершенное действие. Именно декларация служит основанием для выдачи акта, в котором будет разрешение на внесение изменений в реестр кадастра.

    Образец можно скачать в интернете, а можно написать самостоятельно, соблюдая основные правила:

    1. указать наименование органа власти, куда подаете документ;
    2. название самого документа (посередине строки);
    3. личные данные: Ф.И.О. и адрес регистрации;
    4. информация о земельных угодьях с указанием категории земель и способ правообладания;
    5. изложить просьбу об изменении вида землепользования с пояснением причин данного решения;
    6. указать на то, что совладельцы и собственники соседних участков не против планируемых изменений;
    7. поставьте подпись с расшифровкой и дату.
    • Сколько стоит?

      Госпошлина на изменение ВРИ, установленная налоговым законодательством РФ, составляет 2000 рублей. Для юридических лиц процедура обойдется дороже и составит 22 000 рублей.

      Куда обращаться и подавать документы?

      Все вопросы по изменению вида землепользования решаются в местных органах власти. Правила для проведения процедуры расписаны в Градостроительном кодексе РФ, статьи 37 и 38. Пакет документов подается в земельный комитет администрации, к которой территориально относится земельный участок.

      Сроки рассмотрения и принятия решения

      Когда заявление подано администрация имеет право организовать публичные слушания, где будут присутствовать граждане, живущие на смежных земельных участках и в районе данной территориальной области. Им предоставляется возможность давать рекомендации и выносить замечания. Результаты слушания публикуются в местном печатном издании.

      Опираясь на заключение комиссии, результаты общественных слушаний и всех обстоятельств дела администрация выносит решение. Как правило, если были публичные слушания и присутствующие граждане отнеслись положительно, то решение выносится в пользу собственника.

      Время принятия решения комиссией напрямую зависит от качества ее работы. Максимальный срок 30 дней. Если проводились публичные слушания, то вынесение решения может составлять 60 дней.

      Что делать при принятии положительного решения?

      В случае положительного решения администрация подаёт сведения в Росреестр об изменениях статуса землевладения. Собственнику следует самостоятельно обратится в кадастровую палату для внесения изменений. Для этого необходимо представить следующие документы с их нотариально заверенными копиями:

      • межевой план;
      • кадастровый паспорт;
      • правоустанавливающие документы на участок;
      • решение главы администрации об изменении вида разрешенного использования участка.

      При подаче заявления иметь при себе паспорт. Процесс внесения изменений занимает около 10 дней.

      После на руки выдается новая кадастровая выписка, где будет содержаться информация о новом виде разрешенного использования земельного участка. Одновременно вносятся изменения в ЕГРН. Свидетельство о праве собственности менять не нужно, так как все характеристики земельного участка указываются в кадастровом паспорте.

      Важно! Смена вида разрешенного использования несет за собой изменение кадастровой стоимости участка, что может привести к повышению суммы налога.

      О том, как рассчитать налог на земли сельскохозяйственного назначения и как варьируется размер ставки, мы рассказывали .

      Отказ

      Администрация может отказать в изменении ВРИ если:

      • не были исполнены все требования к ходатайству;
      • обратилось лицо не указанное в федеральном законе.

      Отказ выдается в письменном виде в тридцатидневный срок после принятия документов. В сопроводительном письме должно быть четко прописано обоснование. Опротестовать решение можно в трехмесячный срок со дня получения постановления об отказе, исправив все недочеты, изложенные в сопроводительном письме.

      Также отказать в изменении вида разрешенного использования земельного участка могут при соблюдении всех правил подачи документов. Основанием для такого отказа может служить ряд причин:

      1. несоответствие перевода действующему законодательству;
      2. решения экспертиз;
      3. расхождение в целевом назначении с официальной документацией по территориальному проектированию и землеустройству.

      Если основой отказа стали законодательные положения, нарушающие права заявителя, следует обращаться в суд с апелляцией.

      Если цели по использованию земельного участка не совпадают с его ВРИ, чтобы избежать проблем с законом, надо пройти процедуру изменения вида разрешенного землепользования. Это возможно при точном соблюдении алгоритма обращения в уполномоченные органы власти и соблюдении законодательных норм.

      Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

      Земли сельхозназначения: виды разрешенного использования

      Разграничение земельных участков на отдельные категории происходит с учетом различных критериев. Одним из самых распространенных классификаторов принято считать целевое назначение земельного участка.

      При этом каждая из обозначенных категорий земель разделена на подразделы, процедура выделения которых выполняется в соответствии с ее принадлежностью к определенной разновидности разрешенного использования. Земельное разграничение основывается на Приказе №450 Минэкономразвития, принятом 01 сентября 2014 г.

      В соответствии с действующим законодательством, обязательно соответствие вида разрешенного использования земли, обозначенного документально, реальному ее назначению.

      Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

      Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

      +7 (499) 703-47-59
      Москва, Московская область

      +7 (812) 309-16-93
      Санкт-Петербург, Ленинградская область

      8 (800) 511-69-42
      Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

      Земли сельскохозяйственного назначения: виды разрешенного использования

      Земельные участки, имеющие сельскохозяйственное предназначение – это отдельная земельная категория, определенная действующим Земельным кодексом РФ в пункте 1 статьи 77.

      К земельным участкам указанного назначения относят территории, располагаемые вне пределов населенного пункта, с непосредственным их предназначением для использования в том или ином сельскохозяйственном направлении.

      К примеру, земли могут предназначаться для обеспечения сельхозпроизводства с последующей переработкой полученной продукции, организации фермы, с целью создания рыбного хозяйства и прочее.

      Такой важный момент как вид разрешенного использования, позволяет конкретизировать предназначение земель сельскохозяйственного значения и, следовательно, рассматривать возможность использования их в определенном виде деятельности, организовывать на их территории соответствующие производственные объекты, оборудовать инженерные коммуникации на объектах, использовать землю с целью хранения полученной продукции или же определить запрет на ведение строительных работ.

      Новый классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

      Как изменить вид разрешенного использования земельного участка,

      О видах разрешенного использования земель поселений читайте по ссылке: http://o-nedvizhke.ru/zemlya/zemlya-poselenij-vidy-razreshennogo-ispolzovaniya.html

      Среди основного списка разрешенного землепользования в сельскохозяйственном направлении следует упомянуть такие виды:

      • для использования в сельскохозяйственных целях;
      • для организации сельхозпроизводства (здесь речь идет о пашнях, пастбищах, сенокосах, участках, на которых произрастают многолетние насаждения – виноградники, сады и прочее);
      • в целях организация фермы/крестьянского хозяйства;
      • для обеспечения своего подсобного хозяйства;
      • используемые в дачном строительстве – это такие земли, которые выделены гражданам либо приобретенные последними с целью отдыха (на таких землях разрешено возводить жилые дома и регистрироваться в них, возводить строения хозяйственного назначения, а также заниматься выращиванием различных культур: бахчевых, плодовых, овощных, ягодных, а также картофеля для обеспечения личных нужд);
      • для использования в садоводстве – данный вид участков, приобретенных гражданами или предоставленных им, применяется с целью высадки на них различных культур, к которым можно отнести: бахчевые, ягодные, овощные, плодовые, а также картофель, и с целью организации отдыха (при этом сохраняется право строительства на этой территории жилых строений, однако, без возможности регистрации в них);
      • используемые для животноводства;
      • эксплуатируемые с целью выпаса скота и заготовки сена;
      • для использования в огородничестве;
      • угодья для охоты;
      • земли для организации пчеловодства и прочее;
      • используемые с целью создания лесных массивов защитного значения;
      • применяемые для учебной, научно-исследовательской и другой цели (непосредственно связанной с сельхозпроизводством);
      • предназначенные для рыбного промысла;
      • для организации хозяйства по выращиванию форели;
      • прочие варианты.

      Следует рассмотреть чуть более детально каждый из вышеприведенных способов разрешенной эксплуатации земель, предназначенных для сельскохозяйственных целей.

      Подсобное хозяйство

      Данная разновидность участка предназначается только для организации в его пределах сельхозработ. По принятым правилам, строительные работы на территории, которая выделена под ЛПХ, воспрещены.

      Под полевым земельным участком подразумевают землю, предназначением которой является ведение ЛПХ, которая размещена вне городской черты.

      Участок для дачи

      Такого рода участок используется гражданином с целью отдыха, а также для высаживания на нем садово-огородных культур. Одним из немаловажных особенностей такого участка считается право строительства на нем жилых построек, однако, без возможности проводить регистрацию в них.

      Огородничество и садоводство

      СНО (садоводческое некоммерческое объединение) – это созданная гражданами организация некоммерческого направления, разделяемая на такие формы:

      • Некоммерческое садоводческое товарищество;
      • Некоммерческое садоводческое партнерство;
      • Потребительский садоводческий кооператив.

      Кроме осуществления работ сельхозназначения, в пределах таких земельных участков допустимо выстраивание дачных построек. Ко всему прочему, постановлением №7-П, принятым 14 апреля 2008 г. Конституционным судом РФ, установлено разрешение на оформление регистрации в таких постройках.

      Фермерское/крестьянское хозяйство

      Эта разновидность эксплуатации участков является объединением граждан, располагающих на праве совместного владения имуществом, используемым в целях производства/реализации сельхозпродукции.

      Основателями подобного хозяйства может быть как один, так и несколько граждан, с наличием оформленного на них права долевого владения участком, предметами труда и прочими средствами.

      Для животноводства

      На таких участках граждане имеют право занятия животноводством. Также здесь можно выпасать скот и допустимо сенокошение для обеспечения животных кормом на протяжении зимнего периода.

      Производство продукции сельскохозяйственного значения

      Целью использования подобных участков является выращивание/производство/переработка сельхозпродукции определенного вида.

      Если покупается участок земли с предназначением для выполнения сельскохозяйственной деятельности, необходимо акцентировать внимание на вид деятельности, в котором его разрешено использовать, его можно найти непосредственно в документах правоустанавливающего значения.

      Если он будет отличаться от целей, для которых участок и покупается, необходимо поразмыслить, насколько целесообразной будет такая сделка, поскольку чтобы переоформить вид разрешенной эксплуатации участка, потребуются существенные вложения и финансов, и времени.

      Изменение вида разрешенного использования земель сельхозназначения

      Земельные участки применяются владельцами, учитывая категорию предназначения. Однако разрешенное использование сельхозугодий вполне возможно поменять.

      Учитывая субъект собственности, за процесс перевода отвечают различные властные госорганы.

      Ответственными за перевод являются такие органы:

      • земли числятся в собственности Федерации – в данном случае, перевод осуществляется Правительством РФ (высшим исполнительным органом власти Федерации);
      • если земельные участки числятся во владении физлиц, включительно с землями сельхозпредназначения, находящимися во владении муниципального органа – за перевод отвечает исполнительная власть;
      • участки пребывают во владении муниципальных органов, помимо участков сельхозназначения – изменение проводится территориальными органами;
      • участки, владельцами которых выступают обычные физлица либо юрлица:
      • по отношению к землям сельхозназначения – изменения проводят исполнительные органы госвласти;
      • по отношению к землям иных целевых назначений – муниципальные госорганы.

      Всего различают два метода перевода земельных участков:

      • смена действующей категории;
      • процедура изменения вида (без вывода из действующей категории).

      Первый метод

      В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона под №172 от 21 декабря 2004 г., смена категории земель, имеющих особенную ценность, является недопустимой. Для осуществления перевода необходимо выполнить следующие действия.

      Стадия №1

      Владельцу необходимо направить соответствующей формы прошение (в виде ходатайства). Адресуется оно госорганам, уполномоченным на рассмотрение заявления на смену земельной категории.

      Ходатайство должно содержать такие сведения как:

      • нумерация, присвоенная земельному участку при его регистрации в кадастре;
      • земельная категория, к которой отнесен участок, и та, в которую будет осуществляться перевод;
      • обозначение мотива (для чего необходимо проведение перевода);
      • документ, служащий подтверждением наличия права владения земельным участком.

      Ко всему прочему, к направляемому ходатайству следует приобщить такую документацию:

      • проект (землеустроительный) для обоснования необходимости внесения изменений;
      • выписка, подготовленная из государственного земельного реестра по рассматриваемым угодьям;
      • копия документов для подтверждения личности: если это физлицо – паспорт, если же юридическое лицо/ИП – подготавливают выписку о проведении регистрации;
      • выписку, подготовленную из информационной базы ЕГРП на имущество;
      • если участок отнесен к категории, где необходима экологическая проверка, обязательным является составление такого заключения;
      • разрешение от владельца, оформленное в письменном виде на проведение соответствующих изменений;
      • в случае подачи прошения от имени представителя, потребуется подтвердить полномочия последнего (нужна доверенность).

      Стадия №2

      Государственными госорганами могут приниматься два варианта решения: это может быть отказ в удовлетворении ходатайства или же решение по одобрению смены земельной категории.

      Госорганы отказывают в прошении при таких обстоятельствах:

      • при подаче ходатайства ненадлежащим лицом;
      • если документация, прилагаемая заявителем к ходатайству, имеет несоответствия с законодательными требованиями.

      Такой акт должен быть направлен владельцу в двухнедельный срок (учитываются рабочие дни) со дня, когда документ был подписан. Владелец может при этом оспорить принятое решение, обратившись в судебную инстанцию.

      Акт, предусматривающий решение о переводе участка должен быть вынесен на определенный период, на протяжении которого владельцу необходимо провести регистрацию внесенных изменений.

      На вынесение этого решения, властные госорганы располагают двухмесячным сроком. Если документация направлена для ее последующего рассмотрения Правительством РФ, период будет составлять уже три месяца.

      Стадия №3

      Как только будет получен акт вместе с оформленным заключением на перевод участка в определенную категорию, новые сведения следует направить напрямую в государственный земельный кадастр, а также в ЕГРП. С момента внесения изменений в документацию правоустанавливающего значения, сделка будет считаться юридически завершенной.

      Второй метод

      Перевести земельный участок в пределах одной категории будет куда проще, да и к тому же, не потребует много времени. Для данной процедуры правила определяются в Градостроительном кодексе РФ (статьями 37 и 38).

      С этой целью, необходимо направить заявление в адрес территориальных органов. Они организовывают процедуру открытого слушания, где в качестве присутствующих лиц будут выступать граждане, проживающие на смежных участках и в районе данной территориальной области. Здесь участникам дано право предоставления примечаний и рекомендаций.

      После проведения слушания, его результаты будут опубликованы. Основываясь на заключении, сделанном при рассмотрении вопроса, руководителем органа местного самоуправления утверждается положительное решение об изменении вида разрешенного использования земли.

      Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

      Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

      +7 (499) 703-47-59
      Москва, Московская область

      +7 (812) 309-16-93
      Санкт-Петербург, Ленинградская область

      8 (800) 511-69-42
      Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

      Была ли Запись полезна? 86 из 106 читателей считают Запись полезной.

      Виды разрешенного использования земель сельхозназначения

      От того, к какому виду землепользования принадлежит участок земли, зависит деятельность, которую можно производить на данной территории. Все виды учтены в специальном классификаторе.

      На самом деле их довольно много, но среди всех основными являются:

      • Пчеловодство, добыча меда и других продуктов жизнедеятельности пчел;
      • Разведение домашних животных и покос травы на сено;
      • Выращивание овощных и бахчевых культур;
      • Пашенное земледелие;
      • Огородничество;
      • Создание рыболовецкого хозяйства;
      • Охотничья деятельность;
      • Ведение подсобного хозяйства, отнесенного к категории личного;
      • Выпас скота;
      • Ведение исследовательской и научной деятельности;
      • Строительство домов дачного типа (в них можно официально зарегистрироваться и проживать постоянно, при условии, что жилое помещение соответствует всем нормам);
      • Садоводческая деятельность;
      • Иные виды.

      Это лишь краткий перечень самых распространенных видов, в соответствии с которыми производится использование сельскохозяйственных земель. Для территорий, которые имеют статус особо охраняемых, предусмотрен свой вид использования земель.

      В случае если производимая в пределах землевладения деятельность не соответствует категории, в которой находится данный участок, государство вынуждено будет применить к нарушителю меры воздействия – чаще всего накладывается штраф. Если собственник решил эксплуатировать землю для иных целей, не предусмотренных установленным видом пользования, ему необходимо изменить последний.

      Возникает вопрос: можно ли вести строительные работы на сельхоз участках? Ответ прост: безусловно, если это позволяет установленный ВРИ. Если такое положение отсутствует, его необходимо установить в ходе предусмотренной законодательством процедуры.

      Что нужно знать для смены вида разрешенного использования

      Чтобы узнать предусмотренный законом порядок изменения ВРИ, достаточно обратиться к земельному законодательству: В Земельном кодексе, в статье 8, четко прописаны все требования. Согласно ей, все вопросы, возникающие в связи с желанием собственника изменить вид землепользования, подлежат рассмотрению в местных органах власти – администрациях, наделенных соответствующими полномочиями.

      При наличии в территориальном органе власти земельного комитета, подавайте запрос именно туда. Если подобный отдел отсутствует, необходимо выяснить, где он имеется: он должен находиться в администрации города, района или области. Данная информация обычно имеется на официальном интернет портале подобных органов, поэтому все сведения можно получить, не вставая из-за компьютера.

      Обязательно уточните в земельном комитете, какие документы предоставляются при смене категории разрешенного использования земель. Список отличается в каждом районе, так как формируют его местные органы самоуправления.

      При изменении ВРИ совсем не обязательно производить смену категории земель. Данное изменение будет иметь под собой основание только в том случае, если запланированная деятельность выходит за рамки разрешенной уже установленной категории. К примеру, построить многоэтажное здание на участке, который предназначен для сельскохозяйственной деятельности, не выйдет.

      Подобное строительство возможно только на землях, находящихся в пределах населенных пунктов и принадлежащих к жилой зоне городов и поселений.

      Изменение вида разрешенного использования земельных участков сельхозназначения

      Собственник должен заранее озаботиться подготовкой к запланированной процедуре, в первую очередь, собрать комплект необходимых для ее проведения бумаг. Также необходимо узнать в администрации населенного пункта, существует ли постановление, согласно которому становится возможной смена ВРИ. Перечень бумаг, которые необходимо предоставить для осуществления данной процедуры, четко не определен: местные органы власти сами устанавливают, какие документы будут в него входить.

      Лучше всего, если собственник лично передаст все необходимые бумаги и напишет ходатайство о смене вида пользования. Однако, при желании, он может поручить это доверенному лицу. В этом случае, последнее должно обладать соответствующими полномочиями, которые прописаны в доверенности, заверенной нотариально. В качестве заявителей также могут выступать арендаторы. Возможна отправка документов посредством Почты РФ.

      Классификатор видов разрешенного использования земельных участков 2017-2018.

      О переводе земель сельхозназначения в земли населенных пунктов

      Как поменять вид разрешенного использования земельного участка, читайте по ссылке: http://uropora.ru/zemlya/kak-izmenit-vid-razreshennogo-ispolzovaniya-zemelnogo-uchastka.html

      После получения ходатайства и документов администрация начнет рассмотрение вопроса по смене ВРИ. Данный орган местного самоуправление обязан принять решение либо об удовлетворении требований заявителя, либо отказать собственнику в проведении процедуры.

      Для получения результатов посетите администрацию. Не забудьте взять с собой документ, удостоверяющий личность. Доверенные лица также обязаны предоставить бумагу, уполномочивающую их на проведение подобных действий. Решение выдается в письменном виде. Если было решено отказать гражданину в запросе, то в бумаге обязательно указываются причины принятия подобного решения.

      Если владелец участка не согласен, он может использовать полученный документ для восстановления своих прав через суд. Можно подать иск и в вышестоящие инстанции.

      На основании полученного положительного решения, собственник должен подать запрос на внесение соответствующих изменений в ЕГРН. Сведения о последних в кадастровый орган направляет администрация, вынесшая решение.

      В ЕГРН изменения вносятся на заключительном этапе.

      Между моментом, когда орган местного самоуправления отправляет в Росреестр информацию об изменениях статуса земельного участка и самим внесением произошедших изменений должно пройти не более 15 дней. Данное правило вытекает из регламента, регулирующего информационное взаимодействие между различными ведомствами. А собственник должен быть поставлен в известность в течение 5 дней.

      Если владелец участка в течение данного промежутка не был извещен официально, он имеет право самостоятельно обратиться в Росреестр и подать ходатайство об изменении содержащихся в нем данных. Основанием для этого выступает ФЗ №218, статья 33.

      Далее Росреестр должен направить запрос в администрацию для подтверждения сведений, указанных в заявлении собственника. Данное действие должно быть осуществлено в течение 3 дней с момента поступления ходатайства. А владелец о внесенных изменениях должен узнать в течение 5 дней при помощи официального письменного уведомления, составленного на его имя.

      Декларация о смене разрешенного использования земельного участка

      Данный документ является обязательным приложением к заявлению о смене вида землепользования. Никаких строгих требований к ее составлению не выдвигается, однако помните, что данная бумага – одна из базовых. По факту, именно на ее основании принимается положительное решение об изменении ВРИ: декларация подтверждает, что гражданин имеет право запускать данную процедуру. Можно заполнять бумагу по образцу, который легко найти на интернет-ресурсах юридической направленности, а можно составить самостоятельно.

      Обязательно внести в документ следующие сведения:

      • Наименование органа власти, куда подается бумага;
      • Название самого документа;
      • Собственные данные: ФИО и адрес;
      • Краткая информация о владении, в которую обязательно включается категория земель и способ правообладания;
      • Собственно, просьба об изменении вида использования с обязательным пояснением причин данного решения;
      • Указание на то, что совладельцы и собственники прилегающих участков не возражают против планируемых изменений, а также на наличие бумаг, которые предоставляют право изменить ВРИ;
      • Подпишите документ и проставьте дату.

      На первый взгляд может показаться, что данный документ полностью идентичен заявлению. Однако это совершенно не так: ходатайство выражает просьбу, а декларация – уже по факту завершенное действие. Это означает, что декларация наделяется юридической силой после постановки подписи на заявлении и продолжает проведение процедуры.

      Она служит основанием для выдачи акта, в котором будет прописано разрешение на требуемые изменения и внесение их в реестр кадастра.

      Что будет, если не изменять вид разрешенного использования

      В случае если на участке производится деятельность, не предусмотренная установленным для нее видом использования, ее владелец будет подвергнут административному наказанию со стороны государства.

      В его качестве выступает штраф:

      • До 1% от стоимости, указанной в кадастре. Однако есть предел, меньше которого заплатить не удастся: 10000 рублей. Данный штраф выплачивается, если использование земель не соответствует их целевому назначению;
      • До 0,5% от стоимости, прописанной в кадастре, но не меньше, чем 3 тысячи рублей – если не производится ведение сельского хозяйства на выделенной для этого территории (к примеру, неиспользование пашни);
      • До 1,5% от стоимости, занесенной в кадастр, если не ведется строительство на участках, выделенных под ИЖС.

      Была ли Запись полезна? 36 из 39 читателей считают Запись полезной.

      Наша страна занимает первое место в мире по размеру территории. Казалось бы, вот где простор для реализации любых проектов, ведь земли у нас с избытком. Однако не все так просто. Каждый земельный участок предназначен для использования в определенных целях, перечень которых закреплен в Земельном Кодексе.

      Нередко у владельцев возникает необходимость изменить категорию участка для более эффективного его использования. Возможно ли сменить целевое предназначение земли? И каким образом подать заявку? Что делать в случае отказа? – обо всем этом вы узнаете из этой статьи.

      Характеристики и категории использования земельных участков

      Любой земельный участок является либо частной собственностью (физических или юридических лиц), либо собственностью государства, в лице органов власти федерального, регионального и муниципального уровня.

      В свою очередь, земля, как объект права собственности, имеет ряд индивидуальных характеристик: установленные границы, размер, кадастровый номер, адрес, категорию использования. Все эти параметры зафиксированы в государственной службе регистрации и кадастрового учета – Росреестре.

      Категория участка – это назначение использования земли, которое сформировалось в процессе многолетней эксплуатации и на основе территориального зонирования.

      Согласно положениям Земельного Кодекса, в России существует 7 категорий земель:

      1. земли сельскохозяйственного назначения, в том числе участки для садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства;
      2. территории городов, поселков, деревень, и других поселений;
      3. территории, занятые промышленными производствами, сооружениями инфраструктуры, телерадиовещания, энергетики, обороны, науки и космоса, земли государственных учреждений;
      4. заповедники и заказники, природоохранные земли;
      5. территории, занятые лесными массивами;
      6. территории, занятые объектами водного фонда;
      7. земли, находящиеся в запасе.

      В свою очередь, каждая категория земель имеет свою градацию. Например, земельные участки городов могут разделяться на зоны под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), зоны многоквартирной застройки, деловые, культурные и производственные территории.

      Самая распространенная категория участков для частной застройки — ИЖС. На таких земельных участках запрещено возводить магазины, либо многоквартирные дома. К сожалению, во многих населенных пунктах сегодня это практикуется, а документы оформляются задним числом, либо не оформляются совсем. Это влечет штрафные санкции, а также снос самовольных построек.

      Если владелец ЗУ хочет построить на земле, отведенной под ИЖС, дом выше 3-х этажей или какой-либо коммерческий объект, он сначала должен сменить целевое назначение участка.

      Причины смены целевого назначения участков

      В процессе экономической деятельности людей и предприятий постоянно меняется облик территорий. Строятся новые населенные пункты, открываются и закрываются промышленные производства, возводятся новые объекты, сооружения и коммуникации.

      Все эти преобразования должны производиться в рамках законодательства. Целевое назначение использования земельного участка – главное требование, которое должен соблюдать каждый собственник.

      Если категория земель не соответствует планам бизнеса или развития территории, можно изменить назначение участка. Это происходит в следующих случаях:

      1. Расширение территории населенного пункта (когда под застройку попадают земли сельскохозяйственного назначения, ранее принадлежащие совхозам и колхозам);
      2. Возведение загородных поселков коттеджного типа;
      3. Застройка пустующих территорий, принадлежащих Министерству обороны;
      4. Жилая застройка промышленных зон, заброшенных или используемых не по назначению;
      5. Создание новых садоводческих товариществ (СНТ), дачных кооперативов (ДНП);
      6. Создание фермерских хозяйств на территории населенного пункта;
      7. Создание новых предприятий;
      8. Строительство спортивных сооружений и баз на территории лесного фонда (потребуются согласования и допуски во многих инстанциях);
      9. Строительство дорог, мостов и коммуникаций, проходящих через земли лесного и водного фонда.

      Сегодня самая распространенная причина смены категории участка земли — когда физическому лицу необходимо построить жилой дом на землях сельскохозяйственного назначения.

      В каких случаях могут выдать отказ? И что делать?

      Отказать владельцу участка могут в следующих случаях:

      • обнаружены противоречия в правоустанавливающих документах по текущему целевому использованию земли;
      • документы оформлены с нарушениями;
      • земельный участок уникален, и менять его назначение запрещено;
      • имеются возражения у экологов;
      • смена категории запрещена федеральным, региональным или местным законодательным актом;
      • необходимы согласования органов власти более высокого ранга;
      • представленный пакет документов не полный.

      На основании положительного решения составляется акт об изменении разрешенного использования земельного участка. Собственник передает копию акта в органы кадастрового учета для корректировки информационной базы и правоустанавливающих документов.

      Оспаривание решения комиссии

      К сожалению, оспорить заключение комиссии достаточно сложно.

      Практика показывает, что добиться пересмотра решения возможно лишь в случаях, когда первоначальный отказ связан с оформлением документации. Тогда заявитель вновь собирает необходимый пакет документов, уточняет и корректирует содержащиеся в них сведения, и вновь обращается в администрацию.

      При необходимости изменить категорию земельного участка — это сделать вполне реально. Особенно высока вероятность если речь идет о землях в частной собственности и не предназначенной для сельхозназначения.

      Для этого достаточно собрать необходимые документы и подать заявку в исполнительные органы власти той территории, где расположена земля. Перечень документов следует уточнить в администрации, поскольку на местах требования к пакету могут отличаться.

      Как изменить вид разрешенного использования земельного участка?

      Все участки, находящиеся на территории РФ, в обязательном порядке имеют вид разрешенного использования. Он специально устанавливается для каждого участка. От него напрямую зависит, что вы сможете сделать с землей и какие постройки можно построить на ней. Иногда вид разрешенного использования можно поменять.

      Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка:

      1. Вид разрешенного использования земельного участка может меняться только по той схеме, которая имеется на этой территории зонирования.
      2. Нужно составить заявление и направить его в местную администрацию.
      3. После этого проводятся слушания, которые должны быть публичными. В них должны принять участие граждане, которые проживают в этом районе. На слушаниях могут присутствовать и правообладатели смежных территорий, в качестве которых могут выступать не только собственники, но и арендаторы участка.
      4. Все участники проведенного мероприятия предоставляют свои предложения. А результаты обязательно публикуются.
      5. На основе заключения организовавшей слушания комиссии принимается решение, которое может изменить вид использования земли. Но иногда в данном изменении отказывают.

      Как же установить и, при необходимости, изменить на более подходящий ВРИ участка земли?

      Раньше отдельные чиновники принимали решение об изменении категории участка. С этим было связано много проблем. Но началась земельная реформа, продолжающаяся до сих пор.

      В результате этой работы были выработаны определенные нормы, согласно которым выделяют определенные виды разрешенного использования участков земли:

      • Условно разрешенные,
      • Основные,
      • Вспомогательные.

      Вся нужная информация, распространяемая на конкретные участки, должна находиться в составе градостроительного права.

      Вы ее можете получить, для чего подходят данные способы:

      1. Получение справки о зонировании,
      2. Получение выписки из правил землепользования и застройки, так называемых ПЗиЗ.

      Получаем ГПЗУ и выясняем ВРИ участка земли:

      • В орган местного самоуправления необходимо подать заявление. При этом земельный участок должен относиться к территории этого органа. Причем заявление могут подавать не только собственники, но и арендаторы. Оно также может поступить и от заинтересованного в этом лица.
      • В местной администрации подготавливают и утверждают ГПЗУ в строго установленный период, который составляет 30 дней со времени получения заявления. При этом оплата за это не взимается.
      • Затем необходимо получить ГПЗУ. Обратите внимание на графу 2.1. в ней должны присутствовать сведения обо всех ВРИ, которые допускаются для данного земельного участка.

      Обратите внимание! У вас нет обязанности обосновывать цель истребования данного документа. В его подготовке вам не могут отказать, так как администрация обязана его предоставлять по требованию правообладателей.

      Всю необходимую для заполнения ГПЗУ информацию администрация собирает самостоятельно. Эта работа осуществляется в рамках сотрудничества между различными ведомствами. Если у вас запрашивают другие документы, помимо заявления, у вас есть право обратиться в прокуратуру.

      Как выбрать ВРИ земельного участка?

      Получив нужную информацию, правообладатель участка может подобрать любой ВРИ из доступных для него основных и дополнительных ВРИ. Для этого просто в комиссию нужно подать заявление. Комиссия находится в местной администрации.

      Сведения о принятом решении из администрации передаются в местное отделение кадастровой палаты. Заявитель не должен предпринимать никаких самостоятельных действий, чтобы это сделать. Вам остается только получить свидетельство о собственности, в котором будет указан новый ВРИ на землю.

      Как изменить ВРИ земельного участка?

      Это несложно сделать, если рассматривать вопрос теоретически. Но важно выполнить следующие условия:

      1. В муниципальном образовании должен находиться градостроительный регламент, находящийся в составе ПЗиЗ.
      2. Необходимый вам ВРИ должен присутствовать в перечне ВРИ для конкретного участка.

      Но в законодательстве на этот счет есть множество недоработок, которые ведут к многочисленным судебным спорам. Несоблюдение законодательства на любой стадии приводит к отмене ранее принятого решения, как в случае прокурорской проверки, так и в порядке самоконтроля со стороны местной администрации.

      Чтобы сменить ВРИ на землю необходимо сделать следующее:

      1. Подать заявление на получение выписки на землю. Оно подается в комиссию, находящуюся в районе расположения участка.
      2. Убедитесь, что ВРИ участка можно изменить.
      3. Выберите подходящий ВРИ из представленного списка самостоятельно.
      4. После этого заявление подается в кадастровую палату, чтобы изменить один ВРИ на другой. С заявлением необходимо подать выписку из ПЗиЗ и свидетельство о праве собственности.
      5. Кадастровая палата выдает кадастровый паспорт, в котором содержится новый ВРИ. Во время оформления любых сделок с участком этот документ будет необходимым.
      6. В Росреестре нужно получить новое свидетельство о собственности.

      Обратите внимание! Право на изменение ВРИ находится на стороне правообладателя. Но это не значит, что в качестве него может выступать только собственник.

      Правообладателем признается и арендатор. Но на самом деле поменять ВРИ на участок удается не во всех случаях.

      Для регистрации изменений арендатором срок его аренды должен составлять не менее 5 лет. Если же это не так, кадастровая палата может отказать в регистрации изменений.

      Получаем разрешение на условно разрешенный ВРИ (статья 39 Кодекса)

      Согласно 39 статье Кодекса, важно выполнить следующие действия:

      1. Подайте заявление в специально созданную для этого Комиссию,
      2. Пройдите публичные слушания. В них должны участвовать все заинтересованные лица, в качестве которых могут выступать местные жители и правообладатели, владеющие соседними участками.
      3. Получите кадастровый паспорт и новое свидетельство о собственности. Оно должно содержать новый условно разрешенный ВРИ.

      Комиссия предоставляет свои рекомендации, которые появляются в итоге слушаний. Они бывают следующими:

      • Обоснованный отказ,
      • Предоставление разрешения.

      Рекомендации представляют собой документ, направляемый главе администрации. Именно за ним остается окончательное принятие решения. Глава должен вынести решение за три дня и опубликовать его. Решение можно обжаловать, но для этого придется обратиться в суд. В целом же с момента получения заявления и до опубликования результатов должно пройти не больше 30 дней.

      Обратите внимание! Расходы на организацию и проведение слушаний будет нести в полной мере заявитель.

      Но есть территории, смена категории которых невозможна, хотя и допускается в исключительных случаях. К ним можно отнести следующие категории:

      • Угодья с особой ценностью и продуктивностью;
      • Земли лесного фонда, которые никогда не предоставляют под огородничество, садоводство и дачное строительство.

      Как можно поменять вид пользования?

      Все более актуальным для многих становится вопрос смены категории земельного участка. Особенно это относится к сельскохозяйственным землям. Многие хотят использовать эти земли под индивидуальное строительство.

      Основная причина связана с тем, что на сельскохозяйственной земле нельзя просто так построить дом. К тому же, стоимость земли сельскохозяйственного значения существенно ниже. Многие собственники именно по этой причине планируют поменять разрешенный вид использования на свои участки.

      Есть достаточно быстрые, а главное законные методы смены категории. В дальнейшем при желании на участке можно проживать комфортно. Вам не придется беспокоиться о необходимости смены категории.

      Так, на землях с сельскохозяйственным значением сегодня разрешается возвести дачу. В таком доме можно будет даже зарегистрироваться. Но понадобится разрешение на возведение дома. А территория может использовать под личные нужды.

      Если вы планируете сменить разрешенный вид использования, можно воспользоваться двумя основными вариантами:

      1. Перевести участок из одной категорию в другую,
      2. Сменить вид использования, не меняя категорию участка.

      Первый вариант предполагает получение любого варианта разрешенного использования. В другом случае вам достаточно просто выбрать категорию участка из списка, действующего для конкретной земли.

      Смена категории (целевого назначения) земель и вида разрешенного использования

      В ходе осуществления экономической и хозяйственной деятельности у предпринимателя или юридического лица нередко возникает необходимость в изменении категории земельного участка. Изменение бизнес-плана, расширение деятельности или иные обстоятельства – причин для изменения назначения земли может быть множество, но все они неминуемо влекут большой объём юридических хлопот, справиться с которыми бывает проблематично даже штатному юристу компании.

      Виды целевого назначения земель

      Перечень категорий земель указан в ст. 7 Земельного Кодекса РФ и является исчерпывающим.

      Закон выделяет:

      • земельные участки городов, городских поселений и прочих населенных пунктов;
      • земли для промышленного использования;
      • земельные участки лесного фонда;
      • участки, относящиеся к водному фонду (находящиеся под зеркалом водоема, а также водоохранные зоны);
      • земли сельхозназначения;
      • территории особой охраны со специальным правовым статусом (исторические места, места археологических раскопок, древние поселения);
      • земли «запаса», на которых фактически не ведется и не может вестись какая-либо деятельность.

      К каждой категории земель устанавливается Перечень видов разрешенного использования (ВРИ), который определен в классификаторе, утвержденном Минэкономразвития.

      Юридическое оформление изменения категории земель обязательно для легального функционирования предприятия. Использование земельного участка не по его допустимому категорией назначению влечет серьезные санкции и крупные штрафы, что крайне негативно скажется на деятельности фирмы. До завершения процедуры оформления изменения назначения категорически запрещается совершать какие-либо действия на земельном участке.

      Увы, самостоятельное изменение назначения земли силами юрисконсульта компании, не обладающим достаточным опытом в земельном праве, часто ведет или к отказу в изменении категории или к многомесячному согласованию и подготовке документов.

      Порядок изменения категории земли

      Процедура изменения категории земель урегулирована нормами ФЗ от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

      Для инициации процедуры изменения назначения участка заявителю нужно обратиться с заявлением в муниципальный орган (земельный комитет при данном органе) по месту нахождения участка. В случаях, когда земля находится в собственности или ведении органа федерального уровня – обращаться нужно в территориальное представительство Росимущества.

      В заявлении должны быть указаны следующие сведения:

      1. Кадастровый номер участка, в отношении которого необходимо произвести смену целевого назначения;
      2. Текущую категорию (назначение) участка и запрашиваемую для изменения;
      3. Сведения о владельце земельного участка;
      4. Обоснование необходимости изменения категории.

      Документы для смены категории земель

      Для осуществления изменения категории земель, помимо указанного выше заявления, необходимо представить:

      • Правоустанавливающие на документы земельный участок (если заявитель не является собственником участка – документы о праве аренды или иного использования);
      • Подтверждение полномочий лица на подачу соответствующего заявления;
      • Кадастровый паспорт на землю;
      • Согласие собственника участка на изменение категории земли;
      • Заключение экологической экспертизы (если таковая необходима).

      Самое главное при изменении категории земельного участка – строго соблюсти сложную процедуру и собрать все необходимые документы.

      ВАЖНО: Срок смены категории земли при самостоятельном оформлении всех документов может затянуться до 6 месяцев и более. Помощь опытного адвоката позволяет сократить данный срок индивидуально в каждой ситуации, с учетом сложности и специфики каждого вида земли.

      Примечание: Ряд категорий земель не может быть изменен, включая особо охраняемые территории или участки лесного фонда.

      Вид разрешенного использования земли и его изменение

      Вид разрешенного использования (ВРИ) – это носящая уточняющий характер характеристика участка, конкретизирующее допустимые виды использования земли в той или иной категории.

      Помимо основного вида использования участка, установление условно-разрешенных видов использования должно происходить путем согласования с соответствующим уполномоченным органом. При этом выбор вспомогательного ВРИ допускается лишь после определения основного разрешенного использования.

      Для изменения ВРИ необходимо обратиться с соответствующим заявлением на имя руководителя муниципалитета, в ведении которого находится земельный участок

      В заявлении указываются все те же сведения, что и при изменении категории земли, но применительно к процедуре смены ВРИ.

      Примечание: В ряде случаев может потребоваться организация и проведение публичных слушаний по данному вопросу. Такая необходимость возникает в случаях, если при этом могут быть затронуты права и интересы иных лиц – собственников смежных земельных участков или жителей близлежащей. Организация и расходы на проведение слушаний целиком и полностью возлагаются на заявителя.

      При отказе в изменении условного ВРИ можно обжаловать полученный отказ в судебный орган в порядке КАС РФ, предусмотренном для обжалования решений гос- и муниципальных органов. Общий срок для обжалования такого решения – 30 дней с момента его вынесения.

      Юридическая помощь в смене вида разрешенного использования

      Если вам необходимо оперативное изменение категории земли или вида разрешенного использования участка без лишних сложностей и многочисленных визитов в государственные органы, вы можете заказать пакет услуг «под ключ» с сопровождением адвокатом Коченковым В.В.

      Доскональное знание всех нюансов и «подводных камней» как федерального, так и регионального земельного законодательства позволяет мне успешно производить смену целевого назначения земель в Ижевске для моих клиентов, а также разрешать иные земельные вопросы.

      Поделиться «Изменение категории земли и вида разрешённого использования»


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *