Реестрах недобросовестных поставщиков

Реестрах недобросовестных поставщиков

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Наверняка вы уже слышали о реестре недобросовестных поставщиков или же встречали такую аббревиатуру, как РНП. В настоящей статье я подробно расскажу вам о том, что собой представляет данный реестр, для чего он нужен, какая информация в нем содержится и как в него не попасть. Информации будет много, поэтому на изучение статьи вам потребуется минут 10 свободного времени. И так, давайте начнем…

Что такое реестр недобросовестных поставщиков?
Кто занимается ведением РНП?
Что является основанием для включения сведений об участнике в реестр недобросовестных поставщиков?
Какая информация включается в РНП?
На какой срок информация об участнике закупки (поставщике) вносится в РНП и чем это чревато?
Как подтвердить отсутствие сведений об участнике закупки (поставщике) в РНП?
Процедура внесения информации об участнике закупки (поставщике) в РНП
Административная ответственность заказчика за непредставление или несвоевременное представление информации и документов в ФАС
Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ

Содержание

Что такое реестр недобросовестных поставщиков?

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) — это ресурс в сети интернет с открытым доступом, в который включаются сведения об неблагонадежных участниках закупок, так называемый черный список поставщиков.

Согласно части 8 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее 44-ФЗ) информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе (ЕИС) и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

До 01.01.2014 года данный реестр располагался по адресу — http://rnp.fas.gov.ru/.

В настоящее время и до ввода в эксплуатацию единой информационной системы РНП по 44-ФЗ располагается на официальном сайте по адресу — http://zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier/dishonestSuppliersQuickSearch/search.html

Вы можете перейти по указанной выше ссылке и сразу попасть в данный реестр, либо зайти на главную страницу сайта — www.zakupki.gov.ru.

Далее в левом столбце сайта найти раздел «Реестры”.

Затем в данном разделе нажать по пункту «Реестр недобросовестных поставщиков”. После чего перед вами откроется сам реестр с находящейся в нем информацией о недобросовестных поставщиках.

Кто занимается ведением РНП?

Согласно части 1 статьи 104 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок — Федеральной антимонопольной службой (в соответствии с п. 2 постановления правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации»). Сайт ФАС — http://www.fas.gov.ru/.

Что является основанием для включения сведений об участнике в реестр недобросовестных поставщиков?

Согласно части 2 статьи 104 44-ФЗ основаниями для включения сведений об участнике закупки (поставщике) в РНП являются:

  1. Уклонение участника закупки от заключения контракта;
  2. Расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по решению суда в связи с существенным нарушением им условий контракта;
  3. Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Какая информация включается в РНП?

Согласно части 3 статьи 104 44-ФЗ в реестр включается следующая информация:

  1. Наименование организации (для юридического лица), Ф.И.О. (для физического лица);
  2. Место нахождения организации (для юридического лица), место жительства (для физического лица);
  3. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (ИНН);
  4. Наименование, ИНН юридического лица или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог ИНН, являющегося учредителем юридического лица, сведения о котором вносятся в РНП;
  5. Ф.И.О. (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, сведения о которых вносятся в РНП;
  6. Даты проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонился от заключения контракта, дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта, дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
  7. Объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
  8. Идентификационный код закупки (с 1 января 2017 года);
  9. Основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта;
  10. Дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков.

На какой срок информация об участнике закупки (поставщике) вносится в РНП и чем это чревато?

Согласно части 9 статьи 104 44-ФЗ информация по истечении 2-х лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков исключаются из указанного реестра.

Т.е. в течение 2-х лет участники закупок (поставщики), попавшие в «черный список», практически полностью ограничены в участии в государственных (муниципальных) торгах.

Согласно части 1.1 статьи 31 44-ФЗ, заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица.

Но, как показывает практика, данное требование включается практически в каждую тендерную документацию. Даже многие коммерческие компании прописывают данное требование в своих Положениях о закупках. Таким образом, становится очевидно, что включение сведений об участнике закупки (поставщике и т.д.) в РНП накладывает серьёзные ограничения и может негативно сказаться на имидже и деловой репутации организации.

Как подтвердить отсутствие сведений об участнике закупки (поставщике) в РНП?

Еще раз повторюсь, что согласно части 1.1 статьи 31 44-ФЗ, заказчик вправе установить требование об отсутствии в РНП сведений об участнике закупки (поставщике). Т.е. как вы понимаете, заказчик может и не устанавливать данное требование в своей документации, что на практике встречается очень и очень редко.

И так, заказчик установил требование об отсутствии сведений в РНП в своей документации, как быть в данной ситуации участнику, какой подтверждающий документ необходимо предоставить?

В части 8 статьи 31 говорится о том, что комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям. Т.е. заказчик должен самостоятельно проверить наличие или отсутствие сведений об участнике (поставщике) в данном реестре. Однако участник может по собственной инициативе подготовить справку об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков.

Раньше такую справку можно было сформировать в самом реестре. В видеоролике расположенном ниже показано, как это можно было сделать на практике.

Теперь же вместо такой справки можно предоставить заказчику обычное письмо на бланке организации за подписью руководителя, где в произвольной форме указывается, что информация об участнике закупки, в том числе информация об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки отсутствуют в РНП.

Или же можно подготовить декларацию об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, как отдельно, так и в составе декларации о соответствии участника закупки пунктам 3-5, 7, 9 части 1 статьи 31 44-ФЗ. Образец такой декларации вы можете скачать на моем сайте в разделе «Формы и шаблоны” — пункт 24.

Процедура внесения информации об участнике закупки (поставщике) в РНП

В том случае, если контракт заключен с участником закупки, заявке которого присвоен второй номер, при уклонении победителя от заключения контракта, заказчик в течение 3-х рабочих дней с даты заключения контракта с указанным участником (второй номер) направляет в ФАС информацию, предусмотренную пунктами 1 — 3 части 3 статьи 104, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок или из протокола о результатах закупки, и иные свидетельствующие об отказе победителя от заключения контракта документы.

В том случае, если единственный участник закупки, с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 44-ФЗ, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение 5-и рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта направляет в ФАС, информацию, предусмотренную пунктами 1 — 3 части 3 статьи 104, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок или из протокола о результатах закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер, и иные свидетельствующие об отказе победителя от заключения контракта документы.

В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение 3-х рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в ФАС информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

В течение 10-ти рабочих дней с даты поступления вышеуказанных документов и информации от заказчика, ФАС осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов ФАС включает информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104, в реестр недобросовестных поставщиков в течение 3-х рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.

Для того чтобы упростить вам понимание данного вопроса ниже разместил интеллект-карту к статье 104 44-ФЗ из электронного сборника «Интеллект-карты по 44-ФЗ». Узнать подробнее о данном сборнике вы сможете .

Картинка кликабельна. Если вы щелкните по ней левой кнопкой мыши, она откроется на весь экран.

Административная ответственность заказчика за непредставление или несвоевременное представление информации и документов в ФАС

Согласно ст. 19.7.2 КоАП непредставление или несвоевременное представление в ФАС информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с 44-ФЗ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 15 000 рублей; на юридических лиц – в размере 100 000 рублей.

Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ

Ведение РНП в рамках Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее 223-ФЗ) регламентируется статьей 5 настоящего закона.

Ведением реестра также занимается Федеральная антимонопольная служба. Срок включения информации об участнике (поставщике) в реестр по 223-ФЗ составляет — 2 года. Основания для включения информации в данный реестр аналогичны основаниям по 44-ФЗ.

Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 №1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» утверждены:

  • перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков;
  • правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков;
  • правила ведения реестра недобросовестных поставщиков;
  • требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков.

Скачать письмо ФАС № ИА/100065/19 от 14.11.2019 о включении в реестр недобросовестных поставщиков

Новые правила включения компаний в РНП

На сайте ФАС опубликовали сообщение о переходе на новый порядок включения компаний в список недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ из-за разъяснений Верховного Суда. Для подробного ознакомления с новым порядком, сроками включения и исключения данных из РНП Антимонопольная служба подготовила письмо-разъяснение № ИА/100065/19 от 14.11.2019. Собрали основные выводы из этого письма в таблицу.

Вопрос Разъяснение
Какой срок направления заказчиком обращения о включении информации об участниках закупки в РНП?

3 рабочих дня от даты совершения действий, которые предусмотрены ч. 4 — 6 ст. 104 44-ФЗ.

Учитывайте, что при направлении заказчиком информации о недобросовестном поставщике почтой датой направления сведений считается дата подтверждения приема почтового отправления, которая указана на почтовом штемпеле.

Какой срок рассмотрения обращения о включении информации об участниках закупок в РНП? Общий срок рассмотрения обращения о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков — не больше 8 рабочих дней с даты поступления документов и информации, которые указаны в ч. 4 — 6 ст. 104 44-ФЗ.
Какой срок исключения информации об участниках закупки из РНП?

Срок исключения информации о недобросовестном поставщике из РНП исчисляется с даты, когда ФАС должна была разместить информацию в рамках требований контрактного законодательства.

Например, если заказчиком информация об участнике закупки для включения в РНП направляется в ФАС с опозданием на 30 дней с регламентированной даты (по ч. 4 — 6 ст. 104 44-ФЗ — три рабочих дня с момента признания победителя уклонившимся от заключения контракта или с даты расторжения контракта), то информация о таком участнике исключается из реестра недобросовестных поставщиков раньше соответствующего срока на 30 дней.

Нахождение информации о недобросовестном поставщике в РНП по истечении 2 лет с даты наступления у ФАС обязанности по его включению в реестр нарушает его права и законные интересы.

В этом же письме ФАС учла позицию Верховного Суда и рекомендовала территориальным контрольным органам в резолютивной части решения или в приказе (если участник закупки по решению суда включается в реестр) указывать информацию о недобросовестных поставщиках в табличной форме. Такую таблицу ФАС приложила к письму.

Так выглядит таблица с информацией, которую указывают в резолютивной части решения или в приказе о включении сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.

Почему изменили порядок включения в РНП

Последняя судебная практика говорит о том, что суды стали отменять решения ФАС о включении компаний в РНП за то, что ФАС включала компании в реестр недобросовестных поставщиков с опозданием, иногда на полгода, тем самым искусственно продлевая 2-летний срок нахождения компании в этом реестре. Собрали в таблицу примеры из практики:

Скачать постановление 9-го арбитражного апелляционного суда от 25.07.2019 по делу № А40-226492/18

Что такое реестр недобросовестных поставщиков

В законодательстве отсутствует определение, что такое РНП в госзакупках. В широком понимании, это систематизированные сведения об исполнителях, которых признали недобросовестными. Реестр ведет Федеральная антимонопольная служба, руководствуясь порядком ведения реестра недобросовестных поставщиков, который утвержден постановлением правительства от 25.11.2013 № 1062. Официальный сайт реестра недобросовестных поставщиков ФАС находится в ЕИС в разделе «Контроль и аудит». Ссылка на сайте ФАС перенаправляет в ЕИС.

Список недобросовестных поставщиков позволяет предупредить других участников о неблагонадежности контрагентов. Если в нем нет информации о компании или индивидуальном предпринимателе, это говорит либо об их добропорядочности, либо о том, что они не участвовали в закупках или не выигрывали их. Если информация об ИП, компании, ее руководителе и учредителях, членах правления или иного коллегиального органа юрлица есть в списке, это ограничивает их возможности участвовать в других закупках.

ВАЖНО! Общий срок нахождения сведений на официальном сайте РНП составляет два года. Затем информация удаляется.

Направление информации в ФАС для включения в реестр недобросовестных поставщиков является обязанностью заказчика, а не его правом. Если он этого не сделает, ему грозит административная ответственность.

В ЕИС реестр недобросовестных поставщиков размещен в свободном доступе.

Основания для внесения в РНП

РНП по 44-ФЗ в области контрактной системы (государственных и муниципальных заказов) содержит информацию об участниках, которые уклонились от заключения контракта или не исполнили обязательства.

На стадии заключения контракта основаниями для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков являются:

  • уклонение победителя процедуры от заключения контракта (и заключение контракта с участником закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер);
  • уклонение единственного участника закупки, с которым заключается контракт в предусмотренных 44-ФЗ случаях.

Победителя включат в список, если он:

  • не подписал к установленному сроку проект контракта;
  • не предоставил все экземпляры контракта заказчику;
  • не предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта.

Основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков уже на стадии исполнения контракта:

  • заказчик расторг контракт в судебном порядке в связи с существенным нарушением его условий;
  • односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением исполнителем условий (например, нарушение сроков выполнения работ, установленных госконтрактом).

Какая информация включается в РНП

Информация, которая находится в реестре неблагонадежных поставщиков, перечислена в ч. 3 ст. 104 44-ФЗ. В ней указано, что в него попадают:

  • название, в т. ч. фирменное (если есть), место нахождения (для юрлица), Ф.И.О. (если есть), ИНН или аналог этого номера для иностранного лица в рамках зарубежного законодательства и ИНН учредителей и лиц, исполняющих функции исполнительного органа в организации или симметричный номер для иностранных компаний. Исключение — публично-правовые образования;
  • дата проведения электронного аукциона, подведения результатов конкурсных торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель уклонился от заключения контракта;
  • дата, когда госзакупку признали несостоявшейся, в которой единственный пришедший участник уклонился либо отказал заказчику в подписании контракта;
  • дата заключения соглашения, которое не исполнили или исполнили ненадлежащим образом;
  • предмет госконтракта, цена и срок его выполнения;
  • ИКЗ;
  • повод и дата расторжения, если его расторгли по решению суда или в связи с отказом в одностороннем порядке;
  • дата, когда внесли эту информации в реестр недобросовестных поставщиков.

Реестр недобросовестных участников закупок по 223-ФЗ

Его ведут органы Федеральной антимонопольной службы. Перечень сведений и документов, которые включаются в реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ, и порядок их направления заказчиками в ФАС РФ установлены постановлением правительства РФ от 22.11.2012 № 1211.

В рамках 223-ФЗ заказчикам дается право установить к участникам процедуры требование об отсутствии сведений как в реестре по 223-ФЗ, так и по 44-ФЗ.

Основания для внесения в РНП по 223-ФЗ

В РНП включаются сведения:

  • об участниках, которые уклонились от заключения договора (только если заключение договора по итогам процедуры являлось обязательным);
  • об исполнителях, с которыми договоры расторгнуты по решению суда.

При решении вопроса о включении участника в РНП необходимо проанализировать положение о закупках и закупочную документацию. К случаям обязательного заключения договора относятся конкурентные процедуры (конкурс, аукцион и т. п.) и не относятся остальные способы закупок (запрос предложений, запрос цен, запрос котировок и т. п.).

Расторжение договора во внесудебном порядке освобождает заказчика от обязанности направлять сведения в РНП.

Какая информация включается в реестр по 223-ФЗ

Список сведений утвержден постановлением правительства № 1211 от 22.11.2012. В РНП по 223-ФЗ попадают такие сведения:

  1. Запись из реестра и дата, когда уполномоченный орган включил в него сведения о недобросовестном поставщике.
  2. Название органа, который включил сведения о неблагонадежности подрядчика в реестр.
  3. Название ООО или другой организационно-правовой формы юрлица, Ф.И.О. физлица, которые уклонились от заключения договоров или с которыми соглашения по решению суда расторгнуты за существенные нарушения.
  4. Сведения о том, где находится юрлицо или живет физлицо: для компании — страна, индекс, название единицы административно-территориального деления страны, муниципального образования, населенного пункта и улицы, номер дома, корпуса и офиса; для физического лица — страна, почтовый индекс, название единицы административно-территориального деления Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта и улицы, номер дома, корпуса и квартиры, где физлицо зарегистрировано по месту жительства.
  5. ИНН, который присваивается налоговыми органами, или аналог этого номера в рамках законодательства зарубежных стран.
  6. Дата, когда комиссия подвела итоги закупки (если победитель уклонился от подписания договора), либо дата, когда признали закупку несостоявшейся, в которой единственный участник закупки уклонился от заключения договора (если участник по документации обязан это сделать), дата заключения договора, который не исполнили или выполнили, но ненадлежащим образом, реквизиты документа, которые подтверждают это.
  7. Сведения о договоре: наименование товаров, работ, услуг; код ОКПД 2 (нужно обязательно заполнить разделы, классы и подклассы, группы и подгруппы видов продукции и категорий и подкатегорий продукции); валюта; цена; срок исполнения; код валюты договора.
  8. День, когда расторгли договор. Укажите основания (существенное нарушение поставщиком условий соглашения) и документ, на котором основано расторжение (например, решение суда).

Алгоритм проверки поставщика в РНП

Вот пошаговая инструкция, как проверить в реестре недобросовестных поставщиков:

Шаг 1. На главной странице сайта ЕИС нажимаем кнопку «Органам контроля».

Шаг 2. В открывшейся вкладке находим раздел «Контроль и аудит» и кликаем на вкладку «Реестр недобросовестных поставщиков».

Шаг 3. Настраиваем фильтры поиска. В этом разделе размещены и реестр недобросовестных поставщиков по 44 ФЗ по 223-ФЗ, и реестр недобросовестных подрядных организаций по ПП № 615. По умолчанию выбраны три варианта. Но ищут только по одному из них, убрав лишнюю галочку.

Шаг 4. Чтобы проверить ИНН в реестре недобросовестных поставщиков, ФАС достаточно ввести данные в строке поиска и нажать на лупу. ИНН — обязательный параметр в ЕИС, без него юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не сможет зарегистрироваться. Быстрый поиск делайте и по наименованию контрагента.

Шаг 5. Если есть дополнительные данные, воспользуйтесь опцией «Расширенный поиск».

Шаг 6. Выберите, по какому закону хотите искать, введите известную информацию о поставщике и нажмите на кнопку «Найти».

Как автоматически проверить сведения из РНП

Сайт ЕИС автоматически проверяет информацию об участниках закупок в РНП. Проверка проводится, когда в системе формируют итоговые протоколы, в которых определяется поставщик, в том числе протоколы рассмотрения одной заявки на участие в конкурсе или по итогам конкурентных процедур, которые проводятся в неэлектронной форме. Проверяется информация из РНП о победителе и об участнике, заявке которого присвоен второй порядковый номер (если такой участник есть).

Когда сохраняете протокол, система проверит сведения об участниках на предмет наличия в едином реестре РНП. Если окажется, что участники в нем есть, система предупредит об этом.

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ включает информацию об участниках закупок по 44-ФЗ, которые уклонились от подписания контракта и не исполнили взятые на себя обязательства.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

8 (800) 350-31-84

Кто ведет

За ведение реестра отвечает ФАС. При этом антимонопольная служба должна придерживаться порядка, утвержденного Постановлением Правительства от 2013 года №1062. Антимонопольная служба несет ответственность за включение сведений о поставщике в реестр и об их исключении.

Ранее реестр располагался на сайте антимонопольной службы. Теперь реестр расположен на официальном сайте в области госзакупок ЕИС.

Где найти

С реестром недобросовестных поставщиков можно ознакомиться . На ресурсе содержится одновременно три реестра недобросовестных поставщиков: по 44-ФЗ, по 223-ФЗ и по Постановлению Правительства №615 от 2016 года (подрядчиков в области государственного контракта). Данные реестры не пересекаются друг с другом: участники, которые состоят в реестре по 44-ФЗ, могут участвовать в закупках по 223-ФЗ и наоборот.

Сведения о недобросовестных поставщиках находятся в открытом доступе и доступны для ознакомления всем желающим.

Но при закупках по 223-ФЗ заказчики вправе установить требование об отсутствии поставщика в РНП по 44-ФЗ. Это значит, что если участник закупки указан только в одном реестре по 44-ФЗ, то его могут отстранить от участия в закупке по 223-ФЗ.

Для удобства в реестре доступны фильтры: по дате включения в реестр и номеру закона, в рамках которого сведения о поставщике попали в реестр.

Причины включения в реестр

В ст. 104 44-ФЗ предусмотрено три основания для включения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков. Такими основаниями являются:

  1. Уклонение от подписания контракта победителем закупки.
  2. Расторжение контракта в одностороннем порядке из-за существенного нарушения условий договора.
  3. Расторжение контракта по судебному решению.

Если контракт был расторгнут по соглашению сторон или без существенного нарушения условий его реализации, то сведения в реестр не передаются.

Причинами уклонения от подписания контракта не всегда бывает злой умысел. Например, участника могут признать уклонистом, если:

  1. Он своевременно не предоставил протокол разногласий или допустил ошибки при его оформлении.
  2. Он предоставил банковскую гарантию, которая не отвечает требованиям.
  3. Поставщик не успел оформить банковскую гарантию, и у него отсутствуют денежные средства для внесения обеспечения (данная причина актуальна при реализации контракта на крупную сумму).
  4. Не предъявил заказчику документы, подтверждающие внесение обеспечения.
  5. Не перечислил обеспечение исполнения контракта в полном объеме. Такая ситуация может возникнуть, например, при применении антидемпинговых мер к поставщику (когда начальная цена контракта снизилась на 25% и более). В указанном случае поставщик должен перечислить обеспечение исполнения контракта в 1,5-м размере от стандартного.
  6. Контракт не был подписан из-за человеческого фактора. Например, сотрудник не успел подписать контракт на электронной площадке из-за того, что перепутал сроки, или заболел ответственный за подписание контракта сотрудник.
  7. Контракт не был подписан по техническим причинам. Например, при подписании контракта у поставщика возникли сбои с программным обеспечением или проблемы с доступом в интернет.
  8. Истек срок действия ЭЦП, которая необходима для подписания контракта в электронном формате.

Некоторых проблем при подписании контракта поставщику можно избежать. Если поставщик не успевает оформить банковскую гарантию к нужному сроку, то он может продлить временные рамки на подписание контракта через оформление протокола разногласий. Но право на оформление такого протокола ему принадлежит только единожды.

В некоторых случаях победитель закупки может отказаться от подписания контракта на законных основаниях, и тогда у него есть возможность оспорить включение в реестр в антимонопольной службе. Например, победитель может отказаться от подписания контракта, если его предлагается заключить на условиях, отличающихся от условий документации, заявки на участие и проекта контракта.

Другое основание для внесения сведений о поставщике в реестр – это односторонний отказ от исполнения контракта со стороны заказчика в связи с существенным нарушением договорных условий. На основании п. 9 ст. 95 44-ФЗ заказчик вправе принять такое решение, если подобная возможность была прописана в тексте контракта. Случаи, когда контракт допускается расторгнуть в одностороннем порядке, прописаны в Гражданском кодексе. Это, например, выполнение работ с ненадлежащим уровнем качества, если такие недостатки не могут быть устранены в разумные сроки, или поставщик отказался от устранения недостатков.

Также к существенному нарушению условий исполнения контракта относят:

  1. Неоднократное нарушение сроков и объема выполнения работ, которые предусмотрены контрактом, включая график (календарный план).
  2. Подрядчик не приступает к исполнению контракта в установленные сроки или выполняет работы настолько медленно, что их своевременное завершение недопустимо.
  3. При отступлении в выполнении работ от условий контракта.
  4. В случае если по результатам экспертизы были выявлены существенные нарушения условий исполнения контракта.
  5. Если поставщик предоставил недостоверные сведения о себе в процессе закупки.

Если в контракте не предусмотрена возможность для одностороннего расторжения, то договор допускается расторгнуть в судебном порядке. Наличие судебного решения о расторжении контракта является основанием для включения сведений в реестр.

Основания для включения поставщика в реестр появляются после вступления решения суда в законную силу (на основании п. 3 ст. 453 Гражданского кодекса).

Информация, включаемая в РНП

В РНП передаются сведения об уклонившихся от подписания контракта поставщиках, которые были признаны победителями по результатам конкурентной процедуры. Если от подписания контракта уклонился единственный поставщик (например, субъект естественных монополий), то сведения о нем не включаются в реестр.

Информация об уклонившемся победителе закупки включается в реестр независимо от факта подписания заказчиком контракта с участником, который стал вторым. Даже если второй участник так же уклонился от подписания контракта, то информация о победителе закупки включается в реестр.

Законодательно предусмотрено только одно основание для включения сведений о единственном поставщике в реестр – если тот уклонился от подписания контракта по результатам несостоявшейся конкурентной процедуры. Например, данный поставщик стал единственным участником, который подал заявку на участие в аукционе. По результатам закупки заказчик принял решение признать ее несостоявшейся и решил подписать контракт с единственным поставщиком (на основании ч. 5 ст. 104 44-ФЗ). Если поставщик откажется от подписания контракта, то данные о нем будет переданы в РНП.

В реестр передаются сведения обо всех недобросовестных участниках сферы государственных закупок: юридических лицах, индивидуальных предпринимателях и физических лицах. Перечень лиц, включаемых в реестр, который указан в ч. 2 ст. 104, является закрытым. В связи с этим передача сведений в реестр об участнике, который стал вторым, не допускается. Связано это с тем, что у второго участника отсутствует обязанность подписать контракт при уклонении победителя. И возможность передачи сведений от второго участника в реестр не предусмотрена.

По письму МЭР от 2015 года №Д28и-3717 можно сделать вывод, что информация о расторгнутых контрактах с единственным поставщиком не включается в реестр. Это связано с тем, что информация о контрактах с единственным поставщиком отсутствует в реестре контрактов и в РНП нужно указывать дату проведения конкурентной процедуры. Но в ч. 2 ст. 104 44-ФЗ сказано, что в реестр передаются сведения обо всех поставщиках, с которыми были расторгнуты контракты из-за существенного нарушения условий исполнения. Исключения в части контрактов с единственным поставщиком в 44-ФЗ не представлены.

Сведения об участниках, которые были отстранены заказчиком от дальнейшего участия в закупке, в реестр не передаются.

Правовые последствия для поставщиков

Реестр недобросовестных поставщиков стимулирует компании к добросовестному исполнению обязательств в рамках государственной закупки, ведь попадание в реестр исключает для поставщика возможность участия в закупках в течение 2 лет. Именно столько будут находиться сведения о компании в реестре. По окончании этого срока сведения из реестра недобросовестных поставщиков исключают (по ч. 9 ст. 104 44-ФЗ).

Отсутствие компании в реестре указывает на то, что компания ранее добросовестно исполняла свои обязательства или является новичком в сфере государственных закупок.

На основании 44-ФЗ заказчики вправе установить требование об отсутствии сведений о компании в реестре недобросовестных поставщиков в закупочной документации. Хотя данное требование не является обязательным, но практически все закупки проводятся с данным условием.

Так как в реестр передаются сведения не только о поставщике, но и об учредителях юрлица, то это исключает возможность учреждения нового общества собственниками для свободного участия в закупках.

Сведения о компании в реестре могут быть исключены досрочно, если поставщику удастся их обжаловать в суде или ФАС.

Процедура внесения информации об участнике закупки в РНП

Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, включая требования к технологическим и программным средствам его ведения, определены Постановлением Правительства от 2013 года №1062 и ст. 104 44-ФЗ.

Процедура включения сведений об участнике закупки в реестр включает в себя следующие этапы:

  1. Заказчик формирует и передает в ФАС установленный комплект документов. Сведения в ФАС направляются в электронном или бумажном формате. Сопроводительное письмо подписывает уполномоченный сотрудник заказчика собственноручно или посредством ЭЦП.
  2. ФАС проверяет предоставленный комплект документов в течение 5 рабочих дней.
  3. По результатам проверки предоставленных сведений ФАС передает данные в реестр в течение 3 рабочих дней.

При отсутствии каких-либо документов ФАС вернет их заказчику в течение 3 рабочих дней. Причины возврата предоставленных сведений антимонопольный орган должен изложить в письменной форме и передать их заказчику (например, неполный комплект сведений). В этом случае сведения о поставщике не передаются в реестр.

В случае если ФАС своевременно не внесла сведения о единственном поставщике в реестр контрактов, то заказчик вправе пожаловаться на нее в уполномоченную инстанцию. Для этого ему следует обратиться в прокуратуру (по ч. 1 ст. 1 Закона от 1992 года №2202-1).

Перечень документов и сроки передачи информации

При отправке сведений о поставщике для включения их в реестр заказчику нужно учитывать комплект документов, которые он передает в реестр, и сроки для передачи. Нарушение комплектности сведений и сроков передачи информации приравнивается к неисполнению заказчиком своих обязанностей о включении информации в РНП.

Перечень документов и сроков будет отличаться в зависимости от основания включения сведений о компании в реестр. Если таким основанием является уклонение победителя закупки от подписания контракта (наиболее распространённая причина передачи сведений в реестр), то в ФАС передаются такие сведения:

  1. Наименование компании, ее местонахождение, ИНН или его аналог в отношении юрлиц.
  2. ФИО, ИНН или аналог (для иностранных граждан) в отношении физлиц.
  3. Наименование компании-учредителя и ее ИНН или ФИО учредителей компании, членов исполнительного органа юрлиц.
  4. Дата проведения электронного аукциона, подведения итогов конкурса, запроса предложений и котировок.
  5. Выписка из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие.
  6. Прочие документы, которые подтверждают уклонение от подписания контракта.

При уклонении победителя закупки от подписания контракта сведения о нем передаются в РНП в течение 3 рабочих дней после уклонения победителя от подписания контракта, согласно ч. 4 ст. 104 44-ФЗ.

Если от подписания контракта уклонился единственный поставщик, то, помимо общих сведений о компании и ее учредителе, в реестр передаются следующие данные:

  1. Дата признания закупки несостоявшейся.
  2. Протокол рассмотрения заявок на участие, где указано решение о признании закупки несостоявшейся и подписании контракта с единственным поставщиком.
  3. Прочие документы, свидетельствующие об отказе подписывать контракт единственным поставщиком.

В указанном случае сведения об уклонившемся единственном поставщике передаются для включения в реестр в течение 3 дней после истечения сроков для подписания контракта (по ч. 5 ст. 104 44-ФЗ).

В случае расторжения контракта в одностороннем порядке и по решению суда заказчик передает в ФАС следующую информацию:

  1. Дата заключения неисполненного контракта или исполненного ненадлежащим образом контракта.
  2. Объект закупки, цена контракта и сроки его исполнения.
  3. Идентификационный код закупки (начиная с 2017 года).
  4. Копия решения об одностороннем расторжении с обоснованием причин.
  5. Копия судебного решения.

Сведения передаются в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта (по ч. 6 ст. 104 44-ФЗ).

Административная ответственность заказчика за непредоставление или несвоевременное предоставление сведений и документов в ФАС

Включение сведений о компании в реестр недобросовестных поставщиков – это не право, а обязанность заказчика.

Если заказчик не исполнит обязанность по внесению сведений о компании в реестр недобросовестных поставщиков, допустит просрочку при ее исполнении либо предоставит в ФАС недостоверную информацию, то ему грозит административный штраф в размере 20 тыс. р. на основании ч. 2 ст. 7.31 КоАП.

Таким образом, реестр недобросовестных поставщиков представляет собой общедоступную информацию, которая размещается в ЕИС и содержит данные об участниках закупок, признанными недобросовестными в результате их уклонения от подписания контракта или в связи с существенным нарушением условий контракта. За ведение реестра уполномочен контролирующий орган в сфере государственных закупок – Федеральная антимонопольная служба. Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру воздействия на поставщиков, направленную на стимулирование участников к добросовестному исполнению обязательств в рамках подписания и реализации контрактов.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *