Регистрация кредитной организации

Регистрация кредитной организации

Какие бывают лицензии

Выдача характеризуется передачей банку полномочий по осуществлению разрешенных действий относительно юридических или физических лиц. Официальные переходы с одной лицензии на другую и обратно могут совершаться в рамках закона. Происходит это путем внесения изменений в устав и уровень капитала предприятия (в большую или меньшую сторону).

Ранее в Российской Федерации действовал норматив по выдаче разноплановых сертификатов. Система лицензирования являлась многоуровневой и предполагала переход на следующую ступень при соблюдении конкретных условий. Самым высоким уровнем в этой иерархии выступала генеральная лицензия, которая была присвоена Сбербанку и имела бессрочный характер.

За последние годы в России произошли существенные изменения, и классификация сейчас подразумевает лишь базовую и универсальную альтернативы. Этот норматив был введен Федеральным Законом № 92 в 2017 году, согласно которому с 1 мая 2017 года все учреждения поделились на две категории. Фактические лицензии являются действующими до момента замены.

Универсальный вариант дает право на:

  1. Открытие счетов и вкладов и их ведение частным лицам и организациям для хранения денег и драгоценностей.
  2. Размещение наличных на данных счетах.
  3. Осуществление валютных переводов при поручительстве и через открытые счета или без таковых.
  4. Инкассацию наличных со счетов, а также платежных документов.
  5. Расчетно-кассовое обслуживание клиентов.
  6. Скупку и перепродажу иностранной валюты.

Официальным функционалом выступает и выдача гарантий гражданам о добросовестном совершении предусмотренных обязательств. Разница между универсальной и базовой лицензией заключается в том, что вторая значительно укорачивает рассмотренный перечень.

Имеющаяся на январь 2019 года у Сбербанка генеральная лицензия должна быть заменена в скором времени на расширенную универсальную. Стоит еще раз отметить, что в этот переходный период Сбербанк по-прежнему считается лицензированным и осуществляет деятельность на законных основаниях.

Обязаны ли банки иметь лицензию на кредитование физических лиц

Специализированного лицензирования по вопросам кредитования не существует. Предполагается обобщенное разрешение на осуществление услуг. Кредитование входит в этот перечень. Во многом даже стандартное обслуживание без такого документа выступает основанием для судебного разбирательства.

После подачи Центробанком соответствующего искового заявления в Арбитражный суд можно добиться решения о привлечении к административной и уголовной ответственности. Отдельные граждане, осуществляющие операционное обслуживание, могут быть наказаны по гражданско-правовому кодексу. Более того, взыскание штрафных санкций предполагается не только в пользу клиентов, но и федерального бюджета.

Как банковские, так и небанковские кредитные учреждения могут проводить кредитование юридических и частных лиц. Выдача конкретного вида лицензии банковскому учреждению сопряжена с наделением его стандартными или расширенными полномочиями. Небанковские кредиторы также осуществляют деятельность под контролем ЦБ.

Как получить лицензию

Для аккредитации и получения лицензии организация должна ознакомиться с законодательными нормами и определить собственный уставной капитал, который тоже влияет на вид лицензии: для базовой минимальный порог составляет 300 млн руб., а для универсальной – 1 млрд руб.

Формируется пакет документов для обращения в ЦБ:

  1. Заявление и ходатайство о регистрации и выдаче лицензионного сертификата.
  2. Договор учредителей и устав учреждения.
  3. Бизнес-программа, принятая учредителями.
  4. Квитанция об оплате госпошлины за аккредитацию и выдачу лицензии.
  5. Документальное подтверждение происхождения бюджета учреждения.
  6. Анкеты претендентов на руководящие посты в кредитной организации.
  7. Документы для оценки репутации значимых лиц, в том числе учредителей, приобретающих от 10% акций.
  8. Документы кредитной организации и ее представителей, осуществляющих контроль в отношении учредителей.

Центробанк сам запрашивает документы в государственных органах регистрации ИП, налоговой инспекции. Это необходимо для уточнения благонадежности выдвигаемых учредителей и исполнения ими установленных обязательств перед федеральным бюджетом.

Существуют сроки ожидания решения о выдаче лицензии: 6 месяцев для банковской организации и 3 для небанковской. После принятия резолюции ЦБ направляет информацию в регистрирующий орган для внесения данных в реестр.

В каких случаях отзывается лицензия

Лицензия может быть отозвана ЦБ на законных основаниях. Банк России сотрудничает со всеми финансовыми учреждениями на постоянной основе, контролируя деятельность банков по всей России.

Причины для отзыва:

  • недостоверность предоставляемых сведений или отчетной информации;
  • годовая просрочка по вступлению в банковско-операционную деятельность;
  • 15-дневная просрочка по представлению помесячной отчетности;
  • выполнение операций, не входящих в перечень разрешенной деятельности;
  • игнорирование законодательных норм и норм ЦБ, контролирующих банковскую деятельность;
  • неисполнение требований, описанных в судебных исполнительных документах;
  • периодическое несвоевременное предоставление обновленных данных, отражающихся в федеральном реестре;
  • неисполнение распоряжений относительно ипотечных ценных бумаг (в том числе векселей);
  • невыполнение предписаний по устранению нарушений;
  • неоднократные нарушения при использовании инсайдерских сведений;
  • недостаточность средств у банка (меньше требуемого уровня на момент госрегистрации или в процессе дальнейшей деятельности) из-за самостоятельной деятельности организации или изменения методики расчетов ЦБ;
  • невыполнение организацией денежных обязательств.

Такие меры, как усложненный процесс выдачи лицензии и система дальнейшего контроля банковской деятельности с возможностью отзыва лицензии защищают клиентов от незаконной деятельности кредитной организации.

Ни один банк не имеет лицензии на кредитование.

Внимание! Ответ от пользователя, не зарегистрированного в качестве юриста.

Генеральные лицензии есть у всех банков. По письменному требованию высылают все банки. Это прописано в ст.8 Закона 395-1 О банках. Кредитование не прописано, так как в самом законе 395-1 нет такой банковской операции как кредит. ФЗ-99 о лицензировании не регламентирует банковскую деятельность и отсылает к закону О банках 395-1. При издании закона 395-1 в 1990 году среди банковских операций было и кредитование. Затем примерно к 1996 году Федеральным законом № 17 и другими законами внесены поправки и в 395-1. В нынешней редакции кредитование заменено размещением средств. По ген. лицензии банк может размещать средства. А значит и договор должен быть на размещение средств, а не на кредитование. Банки, осуществляя деятельность по кредитованию физических лиц без наличия у них на данный вид деятельности ЛИЦЕНЗИИ, поступают незаконно. А осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии, влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Лицензии на кредитование физических лиц нет ни у одного банка. Понятие кредитного договора появляется в ГК РФ (ст. 819 и относится к банковской деятельности на основании ФЗ «О банках и банковской деятельности». Ростовщичество запрещено как российскими, так и международными законами. Поэтому ни у одного банка (как минимум российского) нет лицензии на кредитование (фактически на ростовщичество). Из этого следует что банки нарушают Российское законодательство. Согласно конституции РФ и законодательству — рубль является денежной единицей Российской федерации и используется только для оплаты. Т.е. его нельзя продавать как товар и/или сдавать в аренду. По своей сути ростовщичество или кредитование является процедурой сдачи рубля в аренду, что, прежде всего, не предусмотрено Конституцией РФ. Т.е. банки нарушают Конституцию и занимаются экстремистской деятельностью, подрывая основы конституционного строя Российской Федерации и закладывая основы для возникновения ненависти между социальными слоями населения и основы для территориального раскола государства. На основании всего этого, можно ли кредитный договор признать незаконным, недействительным и ничтожным?

> Лицензирование деятельности кредитных организаций

Лицензирование кредитных организаций

Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.

Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России.

В настоящий момент вновь созданному банку могут выдаваться следующие виды лицензий:

— лицензия на ведение банковских операций в рублях (без права привлечения во вклады денег физических лиц);

— лицензия на ведение банковских операций в рублях ‘и иностранных валютах (без права привлечения во вклады денег физических лиц); при наличии такой лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным числом иностранных банков;

— лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Данная лицензия может быть выдана банку одновременно с лицензией второго вида.

Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, осуществляет взаимодействие по вопросам государственной регистрации кредитных организаций с Федеральной налоговой службой, ее территориальными органами (далее — уполномоченный регистрирующий орган), выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, ведет реестр выданных лицензий на осуществление банковских операций и Книгу государственной регистрации кредитных организаций в целях осуществления контрольных и надзорных функций.

Документы, представляемые в соответствии с настоящей Инструкцией, могут быть направлены в Банк России (территориальные учреждения Банка России) в форме электронных документов в порядке, определенном Банком России. В таком случае взаимодействие между кредитной организацией, территориальным учреждением Банка России и Банком России осуществляется в электронном виде.

В случае представления документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в форме электронных документов кредитная организация обязана по письменному запросу территориального учреждения Банка России представить документы, предусмотренные Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», на бумажном носителе в течение трех календарных дней с момента получения указанного запроса в количестве экземпляров, предусмотренных Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Свидетельство Банка России о государственной регистрации, лицензия на осуществление банковских операций направляются кредитной организации на бумажном носителе, а в случае представления документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в форме электронных документов — в форме электронного документа и на бумажном носителе. (п. 1.4 в ред. Указания Банка России от 22.07.2013 N 3029-У).

Банк, желающий расширить свою деятельность, должен получить дополнительные лицензии; для этого ему необходимо соблюдать следующие условия:

1) быть в течение последних шести месяцев финансово устойчивым;

2) выполнять резервные требования Банка России;

3) не иметь долгов перед бюджетами и внебюджетными фондами;

4) иметь адекватную организационную структуру, в том числе службу внутреннего контроля;

5) иметь сотрудников, отвечающих квалификационным требованиям Банка России;

6) соблюдать технические требования, включая требования к оборудованию, необходимому для осуществления банковских операций.

При соблюдении указанных условий действующему банку могут быть выданы следующие виды лицензий:

— на ведение операций в рублях и иностранных валютах (если до этого банк имел только лицензию первого вида),

— работу с драгоценными металлами (если банк до этого не получил такую лицензию отдельно или одновременно с лицензией второго вида). Как и в случае с вновь создаваемым банком, данная лицензия может быть выдана действующему байку при наличии или одновременно с лицензией второго вида;

— лицензия на привлечение во вклады денег (в рублях) физических лиц; данная лицензия может быть выдана банку, с даты регистрации которого прошло не менее двух лет;

— лицензия на привлечение во вклады денег физических лиц (в рублях и иностранных валютах). Такая лицензия может быть выдана банку, с даты регистрации которого прошло не менее двух лет, при наличии у него лицензии старого вида или одновременно с ней;

— генеральная лицензия, которая может быть выдана банку, с даты регистрации которого прошло не менее двух лет, имеющему перечисленные выше лицензии на ведение всех банковских операций в рублях и иностранных валютах и выполняющему установленные Банком «России требования к размеру собственного капитала. Наличие лицензии третьего вида не является обязательным условием получения генеральной лицензии.

Согласно ст. 11.2 Федерального закона от 03.12.2011 N 391-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» минимальный размер собственных средств (капитала) устанавливается для банка в сумме 300 миллионов рублей, за исключением случаев, предусмотренных частями четвертой — седьмой настоящей статьи. Размер собственных средств (капитала) небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении статуса банка, на 1-е число месяца, в котором было подано в Банк России соответствующее ходатайство, должен быть не менее 300 миллионов рублей. Лицензия на осуществление банковских операций, предоставляющая кредитной организации право осуществлять банковские операции со средствами в рублях и иностранной валюте, привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц в рублях и иностранной валюте (далее — генеральная лицензия), может быть выдана кредитной организации, имеющей собственные средства (капитал) не менее 900 миллионов рублей по состоянию на 1-е число месяца, в котором было подано в Банк России ходатайство о получении генеральной лицензии.

Банк, имеющий на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) менее 180 миллионов рублей, вправе продолжать свою деятельность при условии, если размер его собственных средств (капитала) не будет уменьшаться по сравнению с уровнем, достигнутым на 1 января 2007 года.

Размер собственных средств (капитала) банка, отвечающего требованиям, установленным частью четвертой настоящей статьи, с 1 января 2010 года должен быть не менее 90 миллионов рублей.

Размер собственных средств (капитала) банка, отвечающего требованиям, установленным частями четвертой и пятой настоящей статьи, с 1 января 2012 года должен быть не менее 180 миллионов рублей.

При рассмотрении вопроса о выдаче банку генеральной лицензии в нем проводится комплексная инспекционная проверка или принимаются во внимание результаты инспекционной проверки, если она была завершена не ранее чем за три месяца до представления ходатайства о выдаче данной лицензии.

Банк, получивший генеральную лицензию, имеет право (дополнительно к правам, предоставляемым лицензиями 1—5) в установленном порядке создавать филиалы за границей и/или приобретать доли в уставных капиталах кредитных организаций — нерезидентов.

Для получения лицензии, позволяющей расширить деятельность, банк должен представить в соответствующее территориальное учреждение Банка России следующие документы:

* ходатайство (включающее бизнес-план банка или дополнения к нему), подписанное председателем совета или другим уполномоченным лицом;

* опубликованный годовой отчет, заверенный аудиторской организацией, и аудиторское заключение за год, предшествующий обращению за получением лицензии, расширяющей деятельность;

* баланс и расчет экономических нормативов на последнюю отчетную дату. За рассмотрение вопроса о выдаче лицензии взимается лицензионный сбор в размере, определяемом Банком России, но не более 1% от объявленного уставного капитала кредитной организации. Указанный сбор поступает в доход федерального бюджета.

Кроме этого, кредитная организация подает ходатайство о государственной регистрации в Центральный Банк России, которое содержит: экономическое обоснование технической возможности и квалифицированной готовности кредитной организации совершать банковские операции; информацию об учредителях кредитной организации, сфере их деятельности, финансовом состоянии, перспективах их развития; цель создания кредитной организации; приоритетные направления ее деятельности; предполагаемую клиентуру; ресурсы, которые будут привлекаться для развития кредитной организации; планируемое управление деятельностью кредитной организации (в том числе создание службы внутреннего контроля).

Учредители также представляют документы, подтверждающие право собственности одного из них на здание (помещение), в котором будет располагаться кредитная организация, или обязательство арендодателя о предоставлении здания (помещения) в аренду в случае регистрации кредитной организации. Банковское здание (помещение) кредитной организации должно иметь оборудование, пожарную и охранную сигнализацию, а также кассовый узел (технически укрепленный) для осуществления кассовых операций в соответствии с требованиями Банка России.

При приобретении более 5% долей (акций) кредитной организации в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом, либо группой юридических и, (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, учредители кредитной организации уведомляют об этом Банк России. Для этого к ходатайству о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций прилагаются сведения об имущественных отношениях участников.

К ходатайству о, регистрации также прилагаются расчетный баланс и план доходов, расходов и прибыли кредитной организации на первые три года деятельности (отдельна на каждый год). Коллектив авторов. Банковское право РФ 2010, Курс лекций.

Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций.

Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России («Вестнике Банка России») не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр.

В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

Лицензия на осуществление банковских операций подписывается Председателем Банка России или его заместителем, возглавляющим Комитет банковского надзора Банка России, или лицами, их замещающими. Подпись скрепляется печатью Банка России с изображением Государственного герба Российской Федерации. (в ред. Указания Банка России от 26.11.2013 N 3124-У).

Таким образом, лицензионный режим банковской деятельности — есть система регулятивного воздействия на вид деятельности, потенциально представляющий угрозу причинения значительного вреда обществу и государству, обуславливающая необходимость для занятия этим видом деятельности получения лицензии и соблюдения в процессе ее осуществления лицензионных требований и условий.

Выдаваемая Банком России и получаемая кредитной организацией лицензия — это бессрочное разрешение на совершение банковских операций. В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций.

При рассмотрении вопроса лицензировании мы сталкиваемся со следующей проблемой: в ст.5 Закона о банках приводится перечень операций и сделок, отсюда возникает вопрос — какие из них подразумевают получение лицензии? Данный вопрос осложняется тем, что, как известно, отдельные сделки требуют, чтобы юридические лица для их совершения имели специальную лицензию.

Во-первых, необходимо различать лицензию, выдаваемую кредитной организации: банку, небанковской кредитной организации, представительству иностранного банка. Цели создания каждого из вида кредитных организаций предопределяет строго определенные законом виды банковских операций и лицензию.

Во-вторых, на наш взгляд верной представляется точка зрения С.В. Пыхтина логично заключающего, что банковская лицензия легитимирует, помимо банковских операций, также ряд сделок, указанных в ч.3 ст.5 Закона о банках, но не непосредственно, а косвенно, опосредованно. Таким образом, для кредитных организаций при совершении сделок, перечисленных в ч.3 ст. 5 Закона, даже если на них распространяется лицензионный режим, получения дополнительной лицензии не требуется; указанные организации заключают сделки на основании полученной банковской лицензии. Следовательно, перечень видов предпринимательской деятельности, которые имеют право осуществлять кредитные организации, шире, чем прямо записанный в банковской лицензии. Соответственно, перечень банковских операций, приведенный в лицензиях, уже, чем фактический перечень видов предпринимательской деятельности, право на занятие, которыми лицензия предоставляет.

В-третьих, необходимо учитывать действующую редакцию нормативных актов Банка России регламентирующих получение и содержание лицензий. Так согласно Инструкции Банка России от 02.04.2010 N 135-И (ред. от 25.11.2014) «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций», согласно п.1.2 лицензия на осуществление банковских операций, выдаваемая Банком России, содержит указание на один из видов лицензий, перечень банковских операций, право на осуществление которых предоставлено кредитной организации.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается на бланке, защищенном от подделок. Лицензия на осуществление банковских операций подписывается Председателем Банка России или его заместителем, возглавляющим Комитет банковского надзора Банка России, или лицами, их замещающими. Подпись скрепляется печатью Банка России с изображением Государственного герба Российской Федерации. Банковское право. Правовое регулирование банковской деятельности в РФ. Место ЦБ РФ в банковской системе РФ. Учебное пособие // Авторский коллектив Allpravo.Ru 2007.

Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.

Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.

Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Банковская деятельность, во-первых, затрагивает имущественные интересы неограниченного круга субъектов, а во-вторых, в силу своей специфики способна оказывать решающее влияние на экономические процессы в стране в целом. Указанные обстоятельства являются вполне закономерной предпосылкой для установления в отношении банков более строгих требований в целях обеспечения общественной безопасности по сравнению с другими субъектами предпринимательской деятельности.

Институт лицензирования банковской деятельности призван защитить интересы вкладчиков и других клиентов банков от некомпетентного управления и рисков, а также интересы государства по поддержанию стабильности в экономике.

Как подчеркнул Конституционный суд РФ, лицензирование кредитных организаций, а также отзыв у них лицензии на осуществление банковских операций, по существу, являются законодательной реализацией конституционной функции Банка России, который осуществляет банковское регулирование, надзор и контроль посредством принятия нормативно-правовых актов и индивидуально-правовых (ненормативных) актов на основе оперативной информации как о состоянии экономики в целом, так и в области денежно-кредитной политики (Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. №268-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») Банковское право. Правовое регулирование банковской деятельности в РФ. Место ЦБ РФ в банковской системе РФ. Учебное пособие // Авторский коллектив Allpravo.Ru 2007.

Данное решение оформляется приказом Центрального банка Российской Федерации (далее по тексту — Приказ) на основании ходатайства территориального Главного управления (Национального банка) Центрального банка РФ или Центрального операционного управления (ЦОУ) при Центральном банке РФ. Кроме того, основанием для издания Приказа могут стать решение Совета директоров Центрального банка РФ или соответствующие предложения структурных подразделений Банка России. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Вопросы и ответы. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Юриспруденция, 2003.

Отзыв лицензии на осуществление банковских операций может быть произведен в следующих случаях:

* установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;

* задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;

* установления фактов недостоверности отчетных данных;

* осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России;

* неисполнения требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры воздействия, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

* неудовлетворительного финансового положения кредитной организации, неисполнения ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами, являющегося основанием для подачи заявления о возбуждении в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации. Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000.

Банк России обязан отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях:

— если достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2 %. Если в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту, когда в соответствии с настоящей статьей у кредитной организации должна быть отозвана указанная лицензия, Банк России изменял методику расчета достаточности капитала кредитных организаций, в целях настоящей статьи применяется та методика, в соответствии с которой достаточность капитала кредитной организации достигает максимального значения;

— если размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного ЦБ РФ на дату регистрации кредитной организации; Указанное основание для отзыва лицензии на осуществление банковских операций не применяется к кредитным организациям в течение первых двух лет со дня выдачи лицензии на осуществление банковских операций;

3) если кредитная организация не исполняет в срок, установленный параграфом 4.1 главы IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ (принят ГД ФС РФ 27.09.2002), требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала); О порядке приведения в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала) кредитных организаций см. Указание Банка России от 24 марта 2003 г. N 1260-У

— если кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 14 дней с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, если требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее одной тысячи минимальных размером оплаты труда установленных федеральным законом. При этом банк может обратиться в ЦБ с прошением о переводе его в категорию небанковских кредитных организаций.

— если банк не достиг на 1 января 2015 года минимального размера собственных средств (капитала), установленного частью седьмой статьи 11.2 настоящего Федерального закона, и не подает в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации;

— если банк в период после 1 января 2015 года в течение трех месяцев подряд допускает снижение размера собственных средств (капитала) ниже минимального размера собственных средств (капитала), установленного частью седьмой статьи 11.2 настоящего Федерального закона, за исключением снижения вследствие изменения методики определения размера собственных средств (капитала), и не подает в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации;

— если банк, размер собственных средств (капитала) которого на 1 января 2007 года равен 180 миллионам рублей или выше, а также банк, созданный после 1 января 2007 года, в течение трех месяцев подряд допускают снижение размера собственных средств (капитала) ниже минимального размера собственных средств (капитала), установленного на соответствующую дату частями шестой и седьмой статьи 11.2настоящего Федерального закона, за исключением снижения вследствие изменения методики определения размера собственных средств (капитала), и не подают в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации;

— если банк, размер собственных средств (капитала) которого на 1 января 2007 года менее 180 миллионов рублей, не достиг на соответствующую дату размера собственных средств (капитала), установленного частями пятой — седьмой статьи 11.2 настоящего Федерального закона, или если этот банк в течение трех месяцев подряд допускает уменьшение размера собственных средств (капитала), за исключением случаев такого снижения вследствие применения измененной методики определения размера собственных средств (капитала) банка, до значения, меньшего, чем большая из двух величин: размера собственных средств (капитала), имевшихся у него на 1 января 2007 года, или размера собственных средств (капитала), установленного частями пятой — седьмой статьи 11.2 настоящего Федерального закона, и не подает в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации;

— если банк, имевший на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) в размере, равном 180 миллионам рублей и выше, а также банк, созданный после 1 января 2007 года, не выполнили требований, установленных частью восьмой статьи 11.2 настоящего Федерального закона, и не подали в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации;

— если банк, имевший на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) в размере менее 180 миллионов рублей, не выполнил требований, установленных частью восьмой статьи 11.2 настоящего Федерального закона, и не подал в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации.

В случаях, предусмотренных частью второй настоящей статьи, Банк России отзывает у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в течение 15 дней со дня получения органами Банка России, ответственными за отзыв указанной лицензии, достоверной информации о наличии оснований для отзыва этой лицензии у кредитной организации.

Отзыв лицензии на осуществление банковских операций по другим основаниям, за исключением оснований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается.

Решение Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций вступает в силу со дня принятия соответствующего акта Банка России и может быть обжаловано в течение 30 дней со дня публикации сообщения об отзыве лицензии на осуществление банковских операций в «Вестнике Банка России». Обжалование указанного решения Банка России, а также применение мер по обеспечению исков в отношении кредитной организации не приостанавливают действия указанного решения Банка России.

Только в перечисленных случаях ЦБ РФ обязан отозвать лицензию. Сообщение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций публикуется ЦБ РФ в «Вестнике Банка России» в недельный срок со дня принятия соответствующего решения.

На практике ЦБ чаще всего отзывает лицензии у банков со следующими формулировками: в связи с неисполнением федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Центробанка, установлением фактов существенной недостоверности отчетных данных, а также неспособностью удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам. Именно так были лишены лицензий Межпромбанк в ноябре 2010 года и АМТ Банк в июле 2011-го. Кроме того, имеются прецеденты отзыва лицензий у банков за неоднократное нарушение в течение одного года Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Самое громкое разбирательство такого рода — история закрытия Содбизнесбанка, приведшая к межбанковскому кризису в мае 2004 года. Всего за 2009 год лицензий лишились 44, а за 2010-й — около 20 банков. Интернет-портал Банки.ру. Словарь банковских терминов

§ 3. Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности

Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банков­ской деятельности установлен ранее названными Федеральными законами «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», а также принятой на их основе Инструкцией Цен­трального Банка России, в соответствии с которыми кредитные организации подлежат государственной регистрации в Банке России, который не только их регистрирует, но и ведет Книгу государственной регистрации кредитных орга­низаций, а также выдает лицензии на осуществление банковских операций.

Учредителями кредитной организации могут быть юридические и физи­ческие лица, участие которых в кредитной организации не запрещено дейст­вующим законодательством.

Для государственной регистрации и выдачи лицензии кредитная органи­зации должна представить целый ряд документов, к числу которых относятся:

1) ходатайство о государственной регистрации и выдаче лицензии на осу­ществление банковских операций;

2) учредительный договор (в случае создания кредитной организации в фор­ме общества с ограниченной ответственностью);

3) устав кредитной организации;

4) протокол общего собрания учредителей, содержащий решение о ее созда­нии, утверждении наименования, устава, кандидатур для назначения на долж­ности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера и т.д.;

5) свидетельство (копия платежного поручения) об уплате государствен­ной пошлины за регистрацию кредитной организации. За регистрацию кре­дитных организаций взимается сбор в размере, определяемом Банком России, но не более одного процента от объявленного уставного капитала кредитной организации. В случае отказа в регистрации сбор не возвращается;

6) нотариально удостоверенные копии свидетельств о государственной ре­гистрации учредителей — юридических лиц, аудиторские заключения о досто­верности их финансовой отчетности с приложением балансов и отчетов о при­были и убытках за три последние года деятельности, а также подтверждения органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам выпол­нения учредителями — юридическими лицами обязательств перед бюджетами всех уровней за последние три года;

7) декларации о доходах учредителей — физических лиц, заверенные на­логовыми органами, что подтверждает источники происхождения средств, вносимых в уставный капитал кредитной организации;

8) анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных орга­нов и главного бухгалтера кредитной организации, содержащие сведения о на­личии у этих лиц высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации не менее одного года, а при отсутствии специального образования — опыта ру­ководства таким подразделением не менее двух лет; а также сведения о наличии (отсутствии) судимости;

9) список учредителей кредитной организации.

Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкла­дов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирую­щего интересы ее кредиторов. Минимальный размер уставного капитала уста­навливается Банком России. Вклады в уставный капитал могут быть в виде денежных средств, а также материальных активов. При этом не могут быть ис­пользованы для формирования уставного капитала привлеченные денежные средства, а также средства федерального бюджета и государственных внебюд­жетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, за ис­ключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Предельный размер неденежной части уставного капитала кредитной орга­низации не должен превышать 20 процентов в первые два года деятельности кредитной организации и 10 процентов в последующие годы. Не могут быть внесены в уставный капитал нематериальные активы, в том числе права арен­ды помещения, и ценные бумаги.

Приобретение в результате одной или нескольких сделок одним юриди­ческим или физическим лицом либо группой лиц, связанных между собой или зависимыми друг от друга, более 5 процентов акций (долей) кредитной организации требует уведомления Банка России, более 20 процентов — пред­варительного согласия.

Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации.

Кредитные организации приобретают статус юридического лица с момента их государственной регистрации. Сообщение о государственной регистрации кредитной организации публикуется в «Вестнике Банка России». Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации и без ограничения сроков ее действия. Осуществ­лять банковские операции кредитная организация может только с момента по­лучения лицензии, в противном случае с юридического лица взыскивается вся сумма, полученная в результате осуществления данных операций, а также взыс­кивается штраф в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взы­скание производится в судебном порядке. Банк России вправе предъявить в ар­битражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.

Кредитная организация может осуществлять только те банковские опера­ции, которые указаны в лицензии. В настоящее время в ст. 5 Федерального за­кона «О банках и банковской деятельности» (с изменениями и дополнениями, внесенными 31 июля 1998 г.) дан исчерпывающий перечень банковских опера­ций, к которым относятся:

— привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;

— размещение указанных средств от своего имени и за свой счет;

— открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

— осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

— инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных доку­ментов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

— купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

— привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

— выдача банковских гарантии;

— осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Принятие решения о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления всех названных ранее документов. О принятом решении в трехдневный срок сообщается кре­дитной организации и одновременно предъявляется требование об оплате в ме­сячный срок 100 процентов ее объявленного уставного капитала. Неоплата или неполная оплата уставного капитала в установленный срок является осно­ванием для аннулирования решения о государственной регистрации кредитной организации. Для оплаты уставного капитала Банк России открывает зарегист­рированному банку корреспондентский счет в Банке России. При предъявле­нии документов, подтверждающих оплату уставного капитала в полном объеме, Банк России в трехдневный срок выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.

Вновь созданной кредитной организации могут быть выданы следующие виды лицензий:

— лицензия на осуществление банковских операций со средствами в руб­лях (без права привлечения во вклады средств физических лиц);

— лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без привлечения во вклады средств физических лиц);

— лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных метал­лов. Данная лицензия выдается Центральным банком по согласованию с Ми­нистерством финансов РФ.

Кредитная организация может расширить круг выполняемых операций путем получения следующих видов лицензий:

— лицензии на осуществление операций с драгоценными металлами;

— лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях, которая может быть выдана по истечении двух лет с даты государственной регистрации кредитной организации;

— лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, которая также выдается по истечении двух лет со дня го­сударственной регистрации кредитной организации;

— генеральной лицензии, которая может быть выдана банку, имеющему лицензию на выполнение банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте. Генеральная лицензия не расширяет круга выполняе­мых банком операций. Банк, имеющий Генеральную лицензию, имеет право в установленном порядке открывать филиалы за рубежом и (или) приобре­тать доли в уставном капитале кредитных организаций — нерезидентов.

Для банков, претендующих на получение Генеральной лицензии, мини­мальный уставный капитал определен в размере, эквивалентном 5 млн. ЕВРО.

Кредитная организация, получившая лицензию на осуществление какой-либо названной ранее банковской операции, вправе осуществлять следующие сделки:

— выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

— приобретение права требования от третьих лиц исполнения обяза­тельств в денежной форме;

— доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

— осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

— предоставление в аренду специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

— лизинговые операции;

— иные сделки.

В Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» определены основания и порядок отказа в государственной регистрации кредитной орга­низации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций. Этот пе­речень носит исчерпывающий характер и не может быть расширен по усмот­рению Банка России. Таким образом, отказ допускается только по следующим основаниям:

— несоответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к предлагаемым кандидатам на должности руководителей исполнительных ор­ганов и (или) главного бухгалтера, что включает в себя: отсутствие у них не­обходимого образования и опыта руководящей работы в кредитной организа­ции не менее двух лет; наличие судимости за совершение преступления против собственности, хозяйственных и должностных преступлений; совер­шение в течение года административного правонарушения в области торгов­ли и финансов;

— наличие в течение последних двух лет фактов расторжения с указанными лицами трудового договора по инициативе администрации по основаниям, пре­дусмотренным п. 2 ст. 254 КЗоТ РФ;

— неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или невыполнение ими своих обязательств перед бюджетом за последние три года;

— несоответствие документов, поданных для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии, требованиям федеральных за­конов.

Отказ в государственной регистрации и выдаче лицензии, непринятие Бан­ком России в установленный срок соответствующего решения могут быть об­жалованы в арбитражный суд.

Кредитные организации могут открывать обособленные подразделения (представительства, филиалы), а также внутренние структурные подразделе­ния вне места нахождения головного офиса с момента уведомления Банка Рос­сии. За открытие филиалов кредитных организаций взимается сбор в размере, определяемом Банком России, но не более 1000-кратного минимального раз­мера оплаты труда.

Регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиала иностранного банка имеет свои особенности. Они должны дополнительно представить в Банк России такие документы, как:

— решение иностранного юридического лица о его участии в созда­нии кредитной организации или об открытии филиала банка на территории России;

— документ, подтверждающий регистрацию юридического лица, и балан­сы за три предыдущих года, подтвержденные аудиторским заключением;

— письменное согласие соответствующего контрольного органа страны его местопребывания на участие в создании кредитной организации на тер­ритории РФ или на открытие филиала банка в тех случаях, когда такое раз­решение требуется по законодательству страны его местопребывания.

Иностранные физические лица представляют подтверждение первокласс­ным (согласно международной практике) иностранным банком платежеспо­собности этого лица.

Размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе страны устанавливается федеральным законом по предложению Правительства Россий­ской Федерации, согласованному с Банком России.

Законодательством предусмотрены основания для отзыва лицензииБанком России у кредитной организации на осуществление банковских операций. К ним относятся:

— установление недостоверности сведений, на основании которых выда­на лицензия;

— задержка начала осуществления банковских операций, предусмотрен­ных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;

— установление фактов недостоверности отчетных данных, задержки бо­лее чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной докумен­тации);

— осуществление, в том числе однократное, банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России;

— неисполнение требований законодательства, нормативных актов Банка России, если в течение года к кредитной организации неоднократно приме­нялись меры, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном бан­ке Российской Федерации (Банке России)»;

— неспособности кредитной организации удовлетворить требования креди­торов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их испол­нения, если требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом;

— неоднократное в течение года виновное неисполнение содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыс­кании денежных средств со счетов (вкладов) клиентов кредитной организа­ции при наличии денежных средств на счете (во вкладе) указанных лиц.

Только в перечисленных случаях Банк России может отозвать лицензию. Сообщение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций пуб­ликуется Банком России в «Вестнике Банка России» в недельный срок со дня принятия соответствующего решения.

С момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций:

1) срок исполнения обязательств кредитной организации считается насту­пившим. Обязательства кредитной организации в иностранной валюте учиты­ваются в рублях по курсу Банка России, действовавшему на дату отзыва у кре­дитной организации лицензии на осуществление банковских операций;

2) прекращается начисление процентов, а также неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых (экономических) санкций по обязательствам кредитной организации;

3) приостанавливается исполнение исполнительных документов по имуще­ственным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных докумен­тов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, али­ментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и мо­рального вреда, вступивших в законную силу до момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;

4) до момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) или назна­чения арбитражным судом конкурсного управляющего запрещается заключение сделок кредитной организации и исполнение обязательств по сделкам кредит­ной организации, за исключением сделок, связанных с текущими коммуналь­ными и эксплуатационными платежами кредитной организации, а также с вы­платой выходных пособий и оплатой труда лиц, работающих по трудовому договору (контракту), в пределах сметы расходов, согласуемой с Банком России либо с уполномоченным представителем Банка России в случае его назначения.

Глава II. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 06.06.2019) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2019)

  • Статья 12. Государственная регистрация кредитных организаций и выдача им лицензий на осуществление банковских операций
  • Статья 13. Лицензирование банковских операций
  • Статья 13.1. Утратила силу
  • Статья 14. Документы, необходимые для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций
  • Статья 15. Порядок государственной регистрации кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций
  • Статья 16. Основания для отказа в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций
  • Статья 17. Государственная регистрация кредитной организации с иностранными инвестициями и выдача ей лицензии на осуществление банковских операций
  • Статья 18. Дополнительные требования к созданию и деятельности кредитных организаций с иностранными инвестициями (инвестициями нерезидентов)
  • Статья 19. Меры Банка России, применяемые им в порядке надзора в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов и нормативных актов Банка России, а также нарушения в деятельности банковской группы
  • Статья 20. Основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций
  • Статья 21. Рассмотрение споров с участием кредитной организации
  • Статья 22. Филиалы, представительства и внутренние структурные подразделения кредитной организации
  • Статья 23. Ликвидация или реорганизация кредитной организации
  • Статья 23.1. Ликвидация кредитной организации по инициативе Банка России (принудительная ликвидация)
  • Статья 23.2. Ликвидатор кредитной организации
  • Статья 23.3. Последствия принятия решения арбитражным судом о ликвидации кредитной организации
  • Статья 23.4. Регулирование процедур ликвидации кредитной организации
  • Статья 23.5. Особенности реорганизации кредитной организации в форме слияния, присоединения и преобразования
  • Статья 23.6. Получение микрофинансовой компанией статуса банка с базовой лицензией или небанковской кредитной организации

Открыть полный текст документа


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *