Реорганизация образовательных учреждений

Реорганизация образовательных учреждений

Реорганизация образовательной организации – это?

Под реорганизацией некоммерческой организации (НКО) следует понимать такой порядок действий, во время которого прекращается деятельность одного юридического лица, а его права и обязанности переходят к правопреемникам, то есть вновь созданным юрлицам в порядке универсального правопреемства. Процедура реорганизации образовательной организации может проводиться для того, чтобы оптимизировать процесс обучения, уменьшить расходы на содержание школ, усовершенствовать сетей образовательных учреждений.

Вышеуказанные изменения подлежат обязательному прохождению регистрационных действий в налоговом органе с последующим внесением сведений о реорганизуемой образовательной организации в Единый государственный реестр юридических лиц. Только при соблюдении данного порядка реорганизация будет иметь юридическую силу.

Формы и способы процедуры находят свое отражение в статье 57 Гражданского кодекса РФ, а также ст. 22 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Особенности реорганизации государственных муниципальных образовательных организаций

Принципы данной процедуры следующие:

  • соблюдение и исполнение права на получение образования независимо от формы и способа реорганизации;
  • сохранение права получения образования вне зависимости от результатов процедуры.

Получить консультацию

Процесс реорганизации образовательных госучреждений в 2020 году выглядит следующим образом:

  1. Принимается решение учредителем или уполномоченным госорганом о реорганизации.
  2. Принимается постановления о проведении процедуры.
  3. Определяется, будет ли сокращен штат сотрудников или изменятся ли условия трудового договора.
  4. Создается разделительный баланс (передаточный акт).
  5. Официальное уведомление публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации».
  6. Кредиторы и дебиторы обязательно оповещаются о реорганизации.
  7. В налоговую инспекцию направляются документы.
  8. Проводятся регистрационные действия.

Процедура одинакова как для субъектов образовательных госучреждений местного значения, так и федерального. Реорганизация образовательного учреждения сельского значения требует единоличного согласия жителей территориального образования.

Порядок реорганизации и ликвидации образовательной организации

Правила прохождения процедуры установлены Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 года № 539. В соответствии с этим документом для реорганизации необходимо, чтобы было принято решение Правительства, а также решение органа исполнительной власти, курирующего образовательную организацию.

В решении указываются:

  • названия, участвующих организаций;
  • форма реорганизации;
  • название, которое будет иметь в своем наименовании организация после завершения процедуры;
  • перечень и наименования конкретных органов исполнительной власти, которые могут впоследствии стать учредителями.

Порядок закрытия образовательной организации мало чем отличается от упразднения любого другого юридического лица. Ознакомиться с инструкцией ликвидации образовательных учреждений вы можете на нашем сайте.

Ликвидация НКО в 2020 году государственного или муниципального значения требует обязательного образования комиссии, принимающей заключение о необходимости и целесообразности упразднения организации.

Присоединение образовательной организации

Под реорганизацией в форме присоединения понимается процедура, при которой одно юридическое лицо присоединяется к другому с последующим переходом имущественных прав и обязанностей. Порядок реорганизации путем присоединения выглядит следующим образом:

  1. Принятие нескольких независимых друг от друга организаций решения о присоединении.
  2. Отображение вышеуказанного решения в соответствующем протоколе совместного собрания.
  3. Издание приказа о реорганизации.
  4. Заключение договора о присоединении.
  5. Принятие решения относительно сотрудников реорганизованного юрлица.
  6. Уведомление регистрирующего органа о принятом решении в течение трех дней.
  7. Уведомление кредиторов.
  8. Размещение в специальном журнале «Вестник государственной регистрации» информации о начале процедуры.
  9. Подача документов в регистрационный орган.

Слияние образовательной организации

При слиянии образовательных учреждений происходит регистрация нового учреждения с последующим переходом имущественных прав и обязательств к вновь созданному юридическому лицу. Две или более организации прекращают свою деятельность и исключаются из реестра юрлиц.

Для проведения слияния необходимо удовлетворение требований по договорным обязательствам перед третьими лицами, чтобы исключить возможную вероятность отказа в регистрации по причине задолженностей.

Реорганизация образовательной организации в форме выделения

Сущность реорганизации путем выделения заключается в том, что создается одно или несколько юридических лиц, которые выделяются из первоначального учреждения. При этом определенные части прав и обязанностей передаются от предшественника к правопреемникам.

При выделении создается передаточный акт, по которому может быть принято имущества или часть имущества, согласно статье 59 Гражданского кодекса Российской Федерации. Характер и последовательность действий при государственной регистрации выделяемых организаций регламентируется Федеральным законом № 129-ФЗ.

Проконсультируйтесь у юристов компании «Старт» о порядке проведения реорганизации в форме выделения. У вас есть вопросы? Напишите нам

В соответствии с пунктом 10 статьи 22 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: «Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании». Приведенная выдержка из закона об образовании, на первый взгляд, может показаться достаточно запутанной человеку, не имеющему юридического образования. Однако, в приведенной статье нет ничего сложного для понимания, стоит лишь разобраться в терминологии.

В целях настоящей статьи следует определить значение и смысл слов «Реорганизация» и «Ликвидация» образовательного учреждения. Поскольку любое образовательное учреждение является юридическим лицом (т.е. организацией, которая имеет закрепленное за собой имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам), для образовательных организаций предусмотрена не только четко регламентированная законом процедура создания, но и порядок прекращения своей деятельности. Существует две формы прекращения деятельности образовательного учреждения – реорганизация и ликвидация.

Реорганизация – представляет собой прекращение деятельности юридического лица (образовательной организации), влекущее переход его прав и обязанностей к другому юридическому лицу (к другой образовательной организации). В результате реорганизации образовательного учреждения происходит одновременное создание одного, либо нескольких новых, и/или прекращение одного, либо нескольких прежних образовательных организаций. Реорганизация может быть в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования:

Слияние – это форма объединения двух организаций (н-р объединения двух среднеобразовательных школ в одну), где права и обязанности обоих организаций переходят друг к другу.

Присоединение – это объединение организаций, где одна примыкает к другой (н-р присоединение маленькой школы к гимназии), при этом присоединившаяся организация фактически прекращает существование, её права и обязанности переходят к новой организации по передаточному акту.

Разделение – это расщепление одной образовательной организации на две и более (н-р той же гимназии на несколько школ), при этом права, обязанности и имущество делятся по разделительному балансу.

Выделение – это противоположность присоединения, когда образовательная организация отделяется от другой, тем самым создавая новое юридическое лицо, при этом права, обязанности и имущество делятся по разделительному балансу .

Преобразование – это смена организационно-правовой формы юридического лица (н-р когда частная школа созданная в форме учреждения преобразовывается в автономную некоммерческую организацию, у которой свои преимущества).

Таким образом, реорганизация это прекращения деятельности образовательной организации, посредством передачи своих прав и обязанностей к другой образовательной организации (за исключением выделения). Реорганизация может быть сопряжена с возникновением новых, или прекращением ранее функционировавших юридических лиц. Простое изменение наименования образовательного учреждения не является реорганизацией —
Ликвидация юридического лица — это прекращение его деятельности без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (ст. 61 Гражданского кодекса РФ). Иными словами, при ликвидации образовательного учреждения фактически прекращается существование и функционирование данной организации, т.е. в отличии от реорганизации, её права и обязанности не переходят к другому лицу.

Возвращаясь к статье 22 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует разъяснить её содержание. По смыслу данной статьи, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Приведённый пункт означает, что ликвидация и реорганизация образовательной организации осуществляется не в соответствии с законом об образовании, а в соответствии с другим законом, которым у нас является Гражданский кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ). Как уже было сказано, образовательные учреждения являются юридическими лицами, а всё что связано с юридическими лицами в РФ, регулируется Гражданским кодексом. В статье 22 закона об образовании также говорится и об особенностях реорганизации и ликвидации, предусмотренных законодательством об образовании, которые мы будем рассматривать позже, разобрав, для начала, порядок реорганизации и ликвидации юридических лиц предусмотренный ГК РФ.

Итак, реорганизация образовательных учреждений осуществляется по общему порядку, предусмотренному статьями 57-60 ГК РФ, а ликвидация в порядке, предусмотренном статьями 61-64 ГК РФ. Постараемся привести схожие положения из вышеназванных статей.

  1. Решение о реорганизации или ликвидации образовательного учреждения принимается учредителем этой организации, либо органом, уполномоченным на то учредительными документами (уставом). Т.е. если учредителем школы является государство либо муниципалитет, то решение о её реорганизации или ликвидации будет принимать соответствующий государственный или муниципальный орган – являющийся её учредителем по уставу. Если школа частная, то подобное решение будет принимать собственник имущества данного учреждения. Ликвидация образовательного учреждения также может быть принудительной, в силу вступившего в законную силу судебного решения.
  2. Образовательное учреждение считается реорганизованным либо ликвидированным только с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности юридического лица. Давайте поподробнее остановимся на последнем пункте. Для того чтобы прекратить деятельность образовательной организации, нужно внести соответствующую запись в реестр министерства юстиции. Однако, чтобы не получить отказ в реорганизации или ликвидации от государственного органа, несмотря на принятое учредителем решение, нужно соблюсти соответствующую процедуру:

Для реорганизации —
1. Составить передаточный акт или разделительный баланс в зависимости от вида реорганизации
2. В течение 3 рабочих дней после принятия решения, уведомить государственный орган осуществляющий регистрацию
3. Дважды с периодичностью один раз в месяц размещать в СМИ уведомление о реорганизации
4. Принять меры по разрешению своих обязательств перед кредиторами и обязательств дебиторов перед организацией
5. Предоставить соответствующий пакет документов в регистрирующий орган

Для ликвидации —
1. В течение 3 рабочих дней после принятия решения, уведомить государственный орган осуществляющий регистрацию
2. Формирование ликвидационной комиссии или назначение ликвидатора
3. Размещение в СМИ уведомления о ликвидации
4. Составление промежуточного ликвидационного баланса
5. Принятие мер по удовлетворению требований кредиторов
6. составление окончательного ликвидационного баланса
7. представление документов в регистрирующий орган

Общая процедура реорганизации и ликвидации состоит из вышеуказанных шагов, однако мы не должны забывать об особенностях предусмотренных законодательством об образовании, так:

  1. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.
  2. Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.

Очевидно, что процесс реорганизации или ликвидации юридического лица достаточно трудоемкий процесс, а если данное юридическое лицо является ещё и образовательным учреждением трудности лишь увеличиваются. Есть также нюансы и с трудовым законодательством — о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации работники должны быть предупреждены работодателем персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения (ст. 180 ТК РФ).

В заключении следует отметить, что знание правовой сущности и порядка реорганизации (ликвидации) образовательных организаций позволит минимизировать риски от прекращения столь значимой для общества деятельности. Практика проведения указанных процедур свидетельствует, что наиболее предпочтительным вариантом между реорганизацией и ликвидацией в большинстве случаев является реорганизация, поскольку дает массу возможностей продолжать деятельность юридического лица.

Объединять сейчас стало модно. Объединяют больницы, библиотеки, детские сады, школы… Зачем? И кто в итоге выиграет от всего этого? Простые горожане? Власти? Руководство учреждений?Корреспондент «АиФ-Прикамье» выслушал мнение каждой стороны, и вот что в итоге получилось.

Родители не в восторге

«Я с трудом понимаю, что у нас происходит, – написала в редакцию «АиФ-Прикамье» пермячка Наталья Некрасова, живущая в микрорайоне Садовый. – Во-первых, детский сад № 40, куда ходит мой сын, собрались объединять с соседним 176-м. С мая у них будет единая бухгалтерия, а с 1 сентября садики станут одним целым. Во-вторых, на днях собралась записать ребёнка в библиотеку на ул. Крупской (единственную, кстати, оставшуюся в нашем микрорайоне). Мы пришли и наткнулись на объявление, что её закрыли в связи с укрупнением библиотек. Ну и в-третьих, мы собираемся поступать в школу №127, но и её, говорят, тоже собираются объединять со школой № 50. Объясните смысл этого малопонятного объединения».

Однако вопрос стоит не только об объединении школы 50 и 127, речь идёт о реорганизации многих учебных заведений. И против такого решения чиновников пермяки стали организовывать акции протеста. Не так давно в Рабочем посёлке прошёл митинг против объединения школ № 48 и 49. На площади перед памятником Воину-Победителю собрались десятки родителей, педагогов и учеников школ.

«Школа всегда была связана со зданием, – считает многодетный отец Юрий Бобров, чей сын учится в школе № 49. – Школьник не должен один урок провести в одном корпусе, а на другую пару идти за пять кварталов. Школа – это всегда сложившийся коллектив, у которого есть свои традиции, история и культура. И это обеспечивает директор. Несколько лет назад в Перми началась волна, когда ликвидировали институт школьных директоров. На эту должность начали ставить эффективных менеджеров. А сейчас вообще говорят, что школьное здание может существовать и без директора. Якобы он может быть на аутсорсинге. В итоге ради экономии зарплаты директора сейчас объединяют школы».

Новость по теме В Перми не стали увольнять охранника, на глаза у которого подрались ученики

Против слияния выступила и родительница из 48-й школы. Она переживает, что из их учебного заведения могут сделать второсортную учебную организацию, куда отправят учиться всех троечников и нарушителей дисциплины.

«Полгода назад мы высказывали своё мнение в кабинетах вышестоящих организаций. Нас выслушали, но мнение проигнорировали, – говорит мама, ребёнок которой учится в школе № 48, Ирина Дубровских. – Нам говорят об экономии, но мы понимаем, что это приведёт к снижению уровня образования. И кто в этих условиях будет в выигрыше – неизвестно. Холдинги, которые сейчас активно организовывают, имеют подводные камни. Например, сделать из одной школы изгоя, где будут обучаться неугодные ученики. А в элитную будут стремиться попасть всеми правдами и неправдами. Искусственное расслоение может привести к возникновению враждующих группировок среди детей внутри этого холдинга. Это мина замедленного действия».

Ни одну школу не закроют

В департаменте образования подтвердили, что объединение школ и детских садов неизбежно, однако успокоили, что процесс будут вести взвешенно и обдуманно. А из 287 образовательных учреждений города объединят около двух десятков.

«Не сокращается ни один класс, ни одна ставка учителя или воспитателя. Речи о закрытии учебных заведений нет, мы говорим о переструктурировании сети под эффективное и результативное использование, – объясняет нач. департамента образования администрации Перми Людмила Серикова. – Сейчас работают 14 тыс. педагогов, и это мало. Вместе с тем, уменьшение управленческого и обслуживающего штаба – а это административная команда и бухгалтерия – продиктовано временем: процессы цифровизации заменяют человеческие ресурсы. С уволенными специалистами ведут индивидуальную работу, им предлагают рабочие места».

В департаменте говорят, что объединение школ и детсадов – процесс не быстрый, он займёт от нескольких месяцев до полугода.

Новость по теме Стала известна причина, по которой обрушился потолок в детском саду Перми

«Это медленный, обдуманный, взвешенный процесс, в котором нет чётких графиков и дедлайнов, – говорит Людмила Серикова. – Прежде чем его начинать, мы будем обсуждать все вопросы с педагогическими коллективами и родителями. Не отрицаем, что не всё удастся объяснить на первой встрече. Если это необходимо, будем организовывать больше индивидуальных и групповых встреч. Педагоги тоже тревожатся понапрасну. Мы ведём с ними разъяснительную работу, объясняем, что процесс объединения их не коснётся. Сейчас педагогические коллективы должны погрузиться в создание совместной программы развития. При этом мы хотим, чтобы уникальность и история каждой школы сохранялись. Это можно сделать через создание, к примеру, музея, если его ещё нет в школе».

Кого коснётся реорганизация?

Что влияет на решение о слиянии? Во-первых, в департаменте анализируют результаты работы за последние несколько лет: выясняют, насколько качественно дети сдают выпускные экзамены, как развита материально-техническая база, кто является социальным партнёром общеобразовательного учреждения. Во-вторых, под объединение попадают школы с небольшим количеством учащихся или те, которые находятся в старых зданиях.

«К примеру, школа № 48 участвует в объединительном процессе потому, что это здание несовременное, в нём не хватает помещений, чтобы развернуть новую образовательную среду, – поясняет Людмила Серикова. – На данный момент мы просматриваем участки в этом же микрорайоне для перспективного строительства, но это возможно через три-пять лет. Сейчас же мы можем изменить образовательную среду, объединяя ресурсы. В этом случае идёт объединение двух юридических лиц в одно, чтобы уже сегодня дети могли получать качественное образование».

В-третьих, при объединении изучается территориальный прин­цип. Школы, находящиеся на удалении друг от друга, планируют объединять с образовательными учреждениями, находящимися в центре района. Это нужно для того, чтобы преподаватели общались друг с другом и наращивали свои компетенции.

Существует ли в городах России подобное явление? Изучили ли его чиновники перед тем, как внедрять новшество в Перми?

В стране известна московская модель объединения. Однако она проводилась так: брали микрорайон и территориально объединяли по 10-15 юридических лиц – и школы, и детские сады, при этом педагоги этих учреждений продолжали жить микроколлективами.

«Мы не собираемся так крупно объединять, – объясняют в городском департаменте. – У нас в связке может быть два-три юрлица. Принципиально объединяем школы со школами, дет­ские сады с детсадами. И только в некоторых случаях соединяем детский сад со школой. Например, уже много лет детсад «Совушка» объединён с гимназией № 31. У работников гимназии и детского сада появились общие педагогические и методические задачи. Укрупнение позволило провести ремонт, закупить новое оборудование и мебель».

Сейчас в пермских школах учится 117 тыс. детей, а детские сады посещают 64 тыс. дошколят. Вдобавок ежегодно детское население краевой столицы увеличивается примерно на три тысячи человек. Понятно, что существующие школы и садики не справляются с нагрузкой. Поэтому без новых мест городу не обойтись. Какими станут учреждения, в которых будут получать образование наши дети? Этот вопрос во многом зависит и от родителей. У активных мам и пап из школы № 48 после акций протеста и длительных переговоров появился шанс отменить эту реформу в своём учебном заведении. Как ситуация будет развиваться в других школах и детских садах, покажет время.

Экономия позволит увеличить зарплаты

Пресс-секретарь Министерства образования и науки Пермского края Ксения Хромко:

«Процесс объединения инициирует муниципалитет. Министер­ство образования берёт на себя функцию внешнего наблюдения. Мы смотрим за тем, чтобы не нарушались права детей, чтобы школа имела всё необходимое, ради чего это объединение и проводится. Причин реорганизации может быть несколько. Но первая и основная – обеспечить детей качественным образованием. У нас не стоит задача реорганизовать или закрыть то или иное учебное заведение. Вопрос закрытия учебного заведения возникает только в самом крайнем случае. Если школа, к примеру, не отвечает требованиям безопасности или вызывает опасения её санитарное состояние. Чаще всего речь идёт не о закрытии, а о юридическом объединении учреждений, когда ресурсы объединяются в одно юрлицо и вторая школа становится структурным подразделением первой. Это позволит обеспечить учителей достаточным количеством часов за счёт преподавания в обоих учебных заведениях. При реорганизации идёт высвобождение ставок административного персонала, а значит, экономия может увеличить зарплаты педагогов и позволит обновить спортивный инвентарь, лабораторное оборудование и т. п.»

Боимся остаться без работы

Профорг школы № 48 Татьяна Баянова:

«Наши учителя переживают, что останутся без работы. В течение года нас обещали не трогать, этот год мы с детьми проведём в нашем здании. Что будет потом – неизвестно. А ведь школе более 90 лет, здесь учатся дети работников завода. Школа маленькая, можно сказать – семейная, с давними традициями. Детям здесь комфортно. В школе работает исторический музей с уникальными фотографиями и интересными экспозициями. У нас сложившийся педколлектив. Учителя уходят из стен школы только по двум причинам: в декрет или на заслуженный отдых. Текучка небольшая. Нас волнует, что обе школы, которые планируют объединять, сейчас переполнены».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *