Решение суда и исполнительный лист

Решение суда и исполнительный лист

1. Исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения. Абзац утратил силу с 15 сентября 2015 года — Федеральный закон от 8 марта 2015 года N 23-ФЗ.Исполнительный лист по определению о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, выдается взыскателю не позднее следующего дня после дня вынесения такого определения.(Абзац дополнительно включен с 1 августа 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 187-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 мая 2015 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 364-ФЗ.Исполнительный лист может направляться судом для исполнения в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.(Абзац дополнительно включен с 9 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 41-ФЗ)
2. Выдача судебного приказа для исполнения осуществляется по правилам, предусмотренным статьей 130 настоящего Кодекса.

3. Если судебное постановление предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к выдаваемому исполнительному листу должна прилагаться заверенная судом в установленном порядке копия судебного постановления, для исполнения которого выдан исполнительный лист. Исполнительный лист вместе с копией судебного постановления, для исполнения которого выдан исполнительный лист, может направляться судом для исполнения в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.(Часть дополнительно включена с 1 января 2006 года Федеральным законом от 27 декабря 2005 года N 197-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 41-ФЗ.

4. Исполнительный лист, выданный до вступления в законную силу судебного постановления, за исключением случаев немедленного исполнения, является ничтожным и подлежит отзыву судом, вынесшим судебное постановление.

5. Формы бланков исполнительных листов, порядок их изготовления, учета, хранения и уничтожения, требования к форматам исполнительных листов, направляемых для исполнения в форме электронного документа, утверждаются Правительством Российской Федерации.(Часть дополнительно включена с 1 февраля 2008 года Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 225-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 41-ФЗ.

Комментарий к статье 428 Гражданского Процессуального Кодекса РФ

1. Выдача судом исполнительного листа является первым процессуальным действием в исполнительном производстве, началом стадии возбуждения исполнительного производства.

Исполнительный лист в отечественном законодательстве был введен в 1864 г. с принятием Устава гражданского судопроизводства. Установленные тогда требования к содержанию исполнительного листа (ст. 927 УГС, разъяснения Правительствующего сената 1879 г. N 347) с определенными изменениями сохранились в действующем законодательстве. Однако уже в ходе подготовки той реформы введение исполнительного листа в предложенном правовом оформлении вызвало определенные замечания. Было высказано мнение выдавать вместо исполнительных листов только копии решений <1>. В дальнейшем такой порядок критиковался многими авторами <2>.

Интересна правовая природа исполнительного листа. Действующее законодательство, устанавливая содержание исполнительного листа, предписывает указывать в нем резолютивную часть решения, а также некоторые сугубо формальные данные. По сути дела, в исполнительном листе в настоящее время копируется содержание отдельной части вынесенного решения. Поэтому некоторые авторы пришли к выводу, что исполнительный лист является простым техническим актом <1>, выпиской «из решения с прибавлением исполнительной надписи» <2>. Более того, если не изменить действующее законодательство в части содержания исполнительного листа, то вообще возникает вопрос о нецелесообразности существования этого института, поскольку нет необходимости в копировании содержания вынесенного решения.

Выдача исполнительного листа должна быть, с нашей точки зрения, одним из наиболее значимых процессуальных действий суда в стадии возбуждения производства. Возможно, содержание исполнительного листа нужно пересмотреть. В исполнительном листе необходимо более детально определять основные вопросы исполнения вынесенного судьей решения. В таком случае дальнейшая деятельность по исполнению этого решения будет ограничена рамками модели, установленной судьей в исполнительном листе.

В настоящее время в резолютивной части решения, которая приводится в исполнительном листе, излагаются выводы суда об удовлетворении либо об отказе в иске, а также в некоторых случаях и отдельные вопросы исполнения. Однако их число незначительно (ст. ст. 203, 206 ГПК РФ). Кроме того, действующие нормы недостаточно четко определяют именно обязанность суда перечислять в резолютивной части решения, а следовательно, и в исполнительном листе вопросы исполнения. В результате на практике в большинстве исполнительных листов приводятся только выводы суда об удовлетворении либо об отказе в иске.

В то же время разрешение судом в исполнительном листе вопросов исполнения является, по нашему мнению, важным аспектом процессуального участия суда в процессе исполнения. Поэтому суд должен более детально устанавливать реальный механизм исполнения. В частности, в исполнительном листе должны быть по возможности указаны:

— способ и порядок исполнения;

— сроки исполнения;

— признаки имущества, если взыскание обращается на это имущество.

Причем разрешение указанных вопросов исполнения должно осуществляться именно в исполнительном листе, а не в резолютивной части решения. В итоге исполнительный лист приобретает самостоятельное процессуальное значение, а судебное решение не «перегружается» вопросами исполнения.

Суд должен изначально, а именно в исполнительном листе, обязательно указывать способ исполнения. Следует отметить, что правовой институт способа исполнения урегулирован в нашем законодательстве достаточно противоречиво. Определен, по сути дела, только порядок изменения способа исполнения. Практика применения этого института <1> показывает некоторую неэффективность действующего законодательства по данному вопросу <2>. Трудности применения этих норм вызваны прежде всего тем, что понятие, виды, а также порядок выбора способа исполнения в законодательстве не определены. Получается, что, установив порядок изменения, законодатель не урегулировал порядок первоначального определения способа исполнения. На практике же судебный пристав самостоятельно, исходя из характера резолютивной части решения определяет способ исполнения.

До реформы 1864 г. действовал порядок, согласно которому «судебные места, постановляя решения, должны постановлять и способы их исполнения.» (ст. 2010 Свода законов 1832 г.) <1>. Норма эта была предусмотрена в Уложении 1649 г. (ст. 113) и ликвидирована только в 1864 г. В настоящее время похожий порядок установлен во французском Указе о новых правилах исполнительного производства (ст. 23) <2>.

Порядок определения способа исполнения должен быть урегулирован в нашем законодательстве более подробно. Оперативность при выборе способа исполнения не учитывается. Однако очевидно, что способ исполнения в большой степени зависит от резолютивной части решения и затрагивает права сторон. Поэтому суд не только должен иметь возможность изменять способ исполнения, но также изначально в исполнительном листе определять способ исполнения вынесенного решения.

Наряду с установленным общим двухмесячным сроком исполнения нужно предоставить суду возможность устанавливать в каждом конкретном случае иные сроки в зависимости от сложности исполнительных действий. Применение на практике ст. 13 Закона об исполнительном производстве о двухмесячном сроке показало недостаточную эффективность этой нормы <1>. Сроки часто не соблюдаются, не установлен механизм продления сроков. Некоторые авторы предлагали увеличить сроки <2> или вообще не ограничивать исполнение временными рамками <3>.

КП: примечание.

Научно-практический комментарий к Федеральному закону Российской Федерации «Об исполнительном производстве» (постатейный) (под ред. В.М. Шерстюка, М.К. Юкова) включен в информационный банк согласно публикации — Городец, 2004 (издание второе, исправленное, дополненное и доработанное).

Установленный двухмесячный срок, а также какой-либо иной срок не может применяться в отношении всех исполнительных производств. Очевидно, что сложность совершения тех или иных исполнительных действий по конкретным делам различна и требует затраты разного времени. Соответственно, сроки совершения исполнительных действий могут быть различны. Суд, разрешая спор между сторонами, а также определяя в исполнительном листе иные вопросы исполнения, имеет возможность оценить степень сложности необходимых исполнительных действий. Поэтому установление судом в исполнительном листе конкретных сроков исполнения позволит в одних случаях повысить оперативность исполнения, а в других — правомерность увеличения сроков исполнения, что в итоге позволит повысить эффективность соблюдения сроков исполнения.

Что касается признаков имущества, подлежащего взысканию, то действующее законодательство (ст. 205 ГПК РФ, ст. 171 АПК РФ) предусматривает в некоторых случаях указание в резолютивной части решения отдельных признаков имущества. Нужно более четко обозначить именно обязанность суда детально указывать в исполнительном листе признаки имущества, подлежащего взысканию.

Таким образом, внесение в исполнительный лист указанных вопросов исполнения позволит суду изначально определять важнейшие аспекты процесса исполнения судебных решений, установить своеобразную модель будущего исполнительного производства. Дальнейшее развитие процесса исполнения судебных решений будет обусловливаться рамками, установленными судом в исполнительном листе. Выдача же такого исполнительного листа становится одним из наиболее эффективных действий суда по исполнению вынесенных решений.

2. Процедура выдачи судом исполнительного листа регулируется также Инструкцией по делопроизводству в районном суде (утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. N 36 (в ред. от 3 декабря 2010 г.) (п. п. 9.1.1 — 9.1.7)).

3. Следует учитывать, что действующее российское законодательство предусматривает особый порядок исполнения судебных постановлений по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы. Он установлен специальной гл. 24.1 «Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» Бюджетного кодекса РФ. В части выдачи исполнительного документа также действует особая процедура, которая заключается в необходимости приложения копии судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист.

4. Порядок изготовления, учета, хранения и уничтожения бланков исполнительных листов урегулирован Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2008 г. N 579 «О бланках исполнительных листов», а также Методическими рекомендациями о порядке приема, учета, хранения, использования и уничтожения бланков исполнительных листов (утв. Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде РФ 30 октября 2009 г.), а также Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 9 июня 2011 г. «Об утверждении Перечня документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения», Инструкцией о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учета и использования (утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28 декабря 2005 г. N 157).

Правовая инструкция расскажет, в каком порядке выдается исполнительный лист и предъявляется по месту исполнения, какие требования должны быть соблюдены при этом.

Как получить исполнительный лист?

Исполнительный лист — это документ, выдаваемый на основании вступившего в законную силу решения суда общей юрисдикции или арбитражного суда, с целью возбуждения исполнительного производства и совершения судебным приставом-исполнителем действий по принудительному исполнению судебных решений. Процедура возбуждения исполнительного производства состоит из нескольких этапов: выдача взыскателю исполнительного листа, предъявление его ко взысканию в службу судебных приставов и вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (ст.30 Закона «Об исполнительном производстве»).

Исполнительный лист по просьбе взыскателя направляется судом для исполнения в отдел ФССП либо по заявлению взыскателя, подаваемому в канцелярию суда по гражданским делам, выдается на руки или направляется по почте. Ст. 428 ГПК РФ предусматривает единственный случай, когда суд по своей инициативе направляет исполнительный лист для исполнения — при вынесении решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок. При этом «Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде» предписывает направление непосредственно судом листа для исполнения и в некоторых других случаях.

Как взыскать долг по расписке?

По каким категориям дел выдается исполнительный лист?

Согласно п. 9.3.8. Приказа Судебного департамента при ВС РФ от 29.04.2003 N 36 суд направляет документы для исполнения по следующим категориям дел:

  • о взыскании ущерба, причиненного преступлением (в случаях назначения судом конфискации имущества по искам о защите интеллектуальной собственности, наложения штрафов и присуждения к взысканию иных денежных сумм в доход государства);
  • о взыскании госпошлины с должника в доход бюджета (взыскатель — налоговый орган);
  • о взыскании алиментов (кроме случаев, когда исполнительный документ по заявлению взыскателя выдан ему на руки); при взыскании алиментов в пользу одиноких матерей на содержание детей, родившихся вне брака, копия решения высылается органу соцзащиты для прекращения выплаты пособия на их содержание;
  • о возмещении вреда здоровью и в связи со смертью кормильца;
  • о восстановлении на работе незаконно уволенных или переведенных работников и взыскании заработной платы за вынужденный прогул, а также о взыскании денежных сумм с должностных лиц, виновных в незаконном увольнении или переводе работников либо в неисполнении решения суда о восстановлении на работе.

Суд не вправе отказать в просьбе взыскателя о направлении исполнительного документа для исполнения непосредственно судом и по другим категориям гражданских дел. В остальных случаях исполнительный документ выдается взыскателю на руки под расписку в справочном листе по делу либо высылается взыскателю заказным отправлением с уведомлением.

Как обжаловать действия судебного пристава?

Каким требования должны быть соблюдены?

Судебный пристав-исполнитель перед принятием исполнительного листа к исполнению должен проверить, не истек ли срок предъявления исполнительно документа (ст.21 Закона «Об исполнительном производстве») к исполнению и соответствует ли данный документ требованиям ст.13 Закона. Также в возбуждении исполнительного производства может быть отказано по основаниям, указанным в ст. 31 Закона. По общему правилу срок исполнительной давности составляет три года со дня вступления судебного акта в законную силу. Общий срок взыскания по исполнительному листу — 2 месяца со дня возбуждения исполнительного производства (ст. 36 Закона).

По требованиям о взыскании периодических платежей, исполнительные документы могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока. В тех случаях, когда судебный акт должен исполняться немедленно, срок для предъявления исполнительного листа исчисляется со следующего дня после дня его вынесения судом. При предоставлении отсрочки (рассрочки) исполнения — исчисляется с момента окончания такого предоставленного срока. Требования о восстановлении на работе должны быть исполнены не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение ФССП.

В заявлении о выдаче исполнительного листа необходимо указать следующие сведения:

  • наименование судебной инстанции и состав суда, принявшего решение по гражданскому иску;
  • суть искового требования;
  • данные об участниках судебного разбирательства;
  • номер дела, дата принятия судом решения;
  • данные о заявителе;
  • подпись истца и дата составления заявления.

Судебный приказ – как получить, исполнять и оспорить?

В связи с возникающими вопросами по применению ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2008 №229-ФЗ в части направления исполнительных документов по месту работы должника разъясняем, что в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей. В этом случае по месту работы должника в организацию или лицу, производящему удержания из заработной платы судебным приставом-исполнителем направляется соответствующее постановление и копия исполнительного документа. Установленная в законе невозможность окончания исполнительного производства (по непериодическим платежам) при обращении взыскания на доходы должника до полного погашения долга, предполагает определенный контроль за указанной процедурой. Согласно п. 16 ч. 1 ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель вправе проводить проверку правильности удержания и своевременности перечисления денежных средств по судебным актам, актам других органов или должностных лиц по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. Проверка бухгалтерии может проводиться также в порядке ч. 6 ст. 33 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Одновременно разъясняем, что исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме двадцати пяти тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем. Для этого необходимо одновременно с исполнительным документом представить заявление, в котором указать реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств, фамилию, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность взыскателя-гражданина; наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя-юридического лица.

Время создания/изменения документа: 13 июля 2011 02:57 / 11 августа 2011 19:35

Версия для печати

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 322 «Восстановление пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению» АПК РФ
(ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ»)Руководствуясь статьей 322 АПК РФ и указав, что приведенные заявителем обстоятельства не свидетельствуют о наличии уважительных причин пропуска, которые объективно препятствовали участнику процесса своевременно совершить соответствующие действия, в том числе в отношении бездействия правопредшественника заявителя, арбитражные суды правомерно отказали в восстановлении срока для предъявления исполнительного листа к исполнению, установив, что доказательств того, что предпринимались попытки предъявить исполнительный лист к исполнению в пределах установленного законом трехгодичного срока с даты вступления судебного акта в законную силу, в материалы дела не представлено; в службу судебных приставов исполнительный лист не предъявлялся, при этом отсутствие «рабочего» расчетного счета уважительной причиной пропуска 3-годичного срока не является.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *