Решение суда об установлении границ земельного участка

Решение суда об установлении границ земельного участка

Судебные споры о границах земельных участков

Правоприменительная практика последних лет свидетельствует, что категория дел, вынесенная в заголовок настоящей статьи, все чаще встречается в судебной практике. По наблюдениям автора статьи, связано это, прежде всего, с тем, что владельцы и собственники земельных участков под влиянием требований государственных и муниципальных земельных органов стали все чаще уточнять границы своих владений, приводить в порядок свою документацию на землю. Работа эта приводит к тому, что владельцы и собственники (часто к изумлению своему) узнают о наложениях границ земельных участков на картах (схемах) и на местности, о кадастровых ошибках, о нахождении своих объектов недвижимости в «чужих» границах и т.п.

Не претендуя на всесторонность исследования в рамках газетной статьи, попытаемся осветить некоторые проблемные вопросы, возникающие по такой категории споров, и сформулировать практические выводы. Начинающим юристам это может помочь, в том числе, найти правильные подходы к разрешению указанных споров.

В силу уже сложившейся судебной практики согласно статье 7 ранее действовавшей редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 221ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с 1 января 2017 года государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О государственной регистрации недвижимости», а сам закон № 221-ФЗ называется законом «О кадастровой деятельности») к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер, описание местоположения границ и площадь.

Таким образом, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении площади и (или) границ земельного участка вследствие корректировки местоположения его границ (поворотных точек), по сути, представляет собой распоряжение этим участком, в результате которого право собственности и иные производные вещные права на участок в прежнем виде, определяемом совокупностью уникальных характеристик, прекращаются.

Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства (пункт 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 этого же постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.

При этом заинтересованное лицо вправе обращаться в арбитражный суд с иском, направленным на изменение границ уже поставленного на кадастровый учет земельного участка (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.09.2011 № 4275/11).

Согласно правовой позиции, сформулированной в определении Верховного суда Российской Федерации от 07.10.2015 № 305-КГ15-7535 по делу № А41-47432/2012, когда предмет спора связан с пересечением (наложением) земельных участков, сведения о границах одного из которых внесены в государственный кадастр недвижимости, а другого подлежат уточнению, то требования заявителя в таком случае подлежат рассмотрению по правилам искового производства как требование об установлении границ земельного участка.

Таким образом, требование об установлении местоположения границ земельного участка является спором о праве.

Требование об установлении границ земельного участка направлено на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости. По таким искам ответчиком является смежный землепользователь, поскольку в рамках заявленного требования подлежит установлению смежная граница между земельными участками в соответствии с установленными координатами поворотных точек.

Приведенные здесь правовые позиции, сформулированные сложившейся судебной практикой, сразу позволяют сделать определенные первичные выводы при разрешении споров о границах земельных участков:

· Подобного рода споры рассматриваются по правилам искового производства, поскольку требование об установлении местоположения границ земельного участка является спором о праве;

· Вопрос об установлении (изменении) границ сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков находится в компетенции суда. Суд может изменять такие границы в установленном законом порядке;

· Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости;

· По искам об установлении (изменении) смежной границы между земельными участками ответчиками являются смежные землепользователи.

Согласно пунктам 1 и 2 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании указанного Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее – уточнение границ земельного участка).

Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Земельным участком признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (пункт 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации; часть 8 статьи 22 Закона № 218-ФЗ).

Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ).

В соответствии с частью 8 статьи 22 Закона № 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В соответствии со статьей 21 Закона № 218-ФЗ одним из необходимых документов для кадастрового учета является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 этого же Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона № 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Согласно части 7 статьи 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Из приведенного также можно сформулировать некоторые выводы, важные для понимания порядка разрешения судебных споров о границах (назовем их для краткости так):

· Уточнение границ земельных участков может осуществляться во внесудебном порядке (при наличии согласия смежных землепользователей, отсутствии спора);

· Межевой план, сформированный по итогам кадастровых работ – неизбежный атрибут иска о границах. Без информации, содержащейся в нем, суд попросту не сможет сформулировать резолютивную часть своего решения о границах. В некоторых судебных актах автор публикации даже увидел, что межевой план являлся приложением к судебному решению. Альтернативой межевого плана может выступать только заключение судебной землеустроительной экспертизы, проведенной судом;

· Местоположение границ земельного участка в решении суда устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ (так называемых поворотных точек);

· При вынесении судебных актов суды не связаны вариантами прохождения границ, предлагаемыми сторонами спора. Суд может установить границы по собственному варианту с учетом максимального баланса интересов сторон. Такие варианты прохождения границ должны определяться по итогам проведения кадастровых работ или по итогам судебной землеустроительной экспертизы.

(Окончание в № 02.2019)

МИХАИЛ СЛЕПЦОВ, АДВОКАТ, УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРТНЕР АДВОКАТСКОГО БЮРО «СЛЕПЦОВ И ПАРТНЕРЫ», КАНДИДАТ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЮРИСТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 01 (195) дата выхода от 21.01.2019.

Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».

>Образец межевого плана и порядок действий, как уточнить границы земельного участка, поставленного на кадастровый учет ранее

Что это такое?

Уточнение местоположения границ земельного участка – это вид кадастровых работ, предназначенный для определения координат поворотных точек участка, в соответствии с чем устанавливается:

  • местоположение ЗУ в окружающем контексте;
  • его точная площадь;
  • конфигурация.

Также, уточнение границ земельного участка – это важная и необходимая процедура для собственника надела. Во время процедуры допускается дооформление прилегающей бесхозной земли, в соответствии с нормами Федерального закона № 171-ФЗ, от 23.06.14 г.

Кадастровые работы входят в процедуру межевания, являясь её итогом. В виде электронной копии, составленной кадастровым инженером, передаются в государственный кадастр недвижимости (ГКН). Перенесённые на бумажный носитель и обеспеченные соответствующими актами, передаются правообладателю участка.

В пакет документации обязательно должен входить акт согласования границ ЗУ с соседями.

Бланк и образец заполнения акта согласования границ ЗУ с соседями.

Теперь выясним, что такое уточнение границ земельного участка, которые не установлены согласно законодательству.

Уточнение границ ранее учтённого ЗУ

Это процедура, требующая внесения изменений в сведения, хранящиеся в регистрационном банке ГКН. Происходит уточнение границ ранее учтенного земельного участка в случае выявления кадастровой ошибки, допущенной при предшествующем межевании.

Подробнее узнать, что делать, если границы ЗУ не установлены или установлены с ошибкой можно в другой нашей статье.

По преимуществу возникает как последствия споров между собственниками прилегающих участков. Иногда выявляется регистрирующим органом в результате проведения регистрации имущественной сделки.

В результате уточнения границ допускается увеличение площади ЗУ, на основании законных прецедентов. Так же может последовать её уменьшение, если территория надела произвольно и неправомерно расширена.

Что значит изменение границ ЗУ без изменения площади?

Изменение границ земельного участка без изменения площади – это проведение межевых линий по уточнённым координатам, которые могут связываться с более точным определением местоположения поворотных точек.

В таком случае допускается изменение конфигурации, при общем сохранении площади. Или частично изменяется местоположение надела, если один из собственников смежных участков расширил свои границы, а прилегающие земли сдвинулись, сохраняя установленные для законного использования площади. Относится к юридической и кадастровой процедуре восстановления границ.

Такие прецеденты по преимуществу возникают при наложении межевых границ. Связаны с тем, что по случайному или намеренно недобросовестному действию одного из собственников, произошёл прецедент самозахвата на основании нарушения норм ст. 7.1 КоАП РФ.

Отсчитывая свою законную площадь от ошибочно установленных межевых линий, владелец сдвигает свой участок. Либо – расширяет его за счёт муниципальных земель – например, придавая ему прямоугольную форму вместо квадратной.

Незаконное использование не принадлежащей собственнику площади, приводит к нарушению порядка регистрации и имущественных прав соседей (муниципалитета). Влечёт административную ответственность и штрафные санкции (подробнее об ответственности описано ).

Основания для проведения

Основанием для уточнения границ и площади земельного участка может стать:

  1. Заявление собственника ЗУ.
  2. Заявление его соседа.
  3. Решение суда.
  4. Инициатива административного органа.
  5. Инициатива регистрирующего органа.

При этом следует соблюдать ряд условий, в числе которых срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ).

Если установленные правила пользования землями были обнаружены более чем за 3 года до обращения, и существовали как приемлемая и открытая форма установленной площади, результаты межевания можно оспорить в суде в пользу лица, который установил данный негласный регламент. А если таковые существовали более 15 лет – они будут признаны на основании срока приобретательной давности.

При возникновении спора, нередко привлекается судебное решение, требующее изменение границ земельного участка, поставленного на кадастровый учет. Если ошибка выявлена при регистрации сделок с недвижимостью, на основании Федерального закона от 13.07.15 г., под № 218-ФЗ, допускается приостановление регистрации сделки и перепроверка внесённых ранее сведений о расположении межевых знаков.

Законность оснований опирается на Инструкции и Правила, сформированные для проведения регистрации, на основании Федерального закона о ГКН № 221-ФЗ от 24.07.07 г.

Уточнение границ земельного участка: порядок действий

Для проведения процедуры требуется исходить из мотивирующей ситуации, которая вызвала данную необходимость. Факт, требующий повторного межевания должен быть официально обоснован, то есть собственник ЗУ представляет наряду с пакетом документации один из документов:

  • кадастровую выписку, полученную в Росреестре;
  • административный акт;
  • решение суда.

В перечисленных документах должно излагаться требование о проведении повторного межевания, с целью уточнения координат поворотных точек и установленных на их основании межевых границ.

Если межевание ранее не проводилось – такой документ не обязателен. Узнать проводилось межевание или нет можно, посмотрев границы ЗУ. Если часть прилегающей земли выкупается у муниципалитета или садового товарищества – юридического лица, обязательно прилагается документация о проведении сделки или выкупа.

Причиной уточнения границ участка так же может оказаться его нестандартная площадь, не соответствующая минимальному или максимальному размеру, установленному администрацией населённого пункта.

Как заказать услугу?

Исполнителем работ должен являться кадастровый инженер, имеющий лицензию на обозначенный вид работ. А так же специалисты геодезисты, обеспеченные высокоточным спутниковым оборудованием, способные проводить съёмку местности с достоверной точностью.

Если масштабы измерений не соответствуют установленным законодательством параметрам, правоспособность межевания и полученных в результате его проведения, документов, можно оспорить.

Собственник участка может обратиться:

  • в кадастровую палату;
  • в геодезическую компанию.

Он подаёт заявку и прилагает требующиеся документы перед тем, как изменить границы земельного участка. После проверки их правоспособности составляется договор услуг между компанией и заявителем.

Заявление на выполнение работ по межеванию ЗУ.

Документы

К заявлению прилагается документация правоустанавливающего характера, на основании которой заказчик вступил в право владения участком. Это может быть акт выдела или договор имущественной сделки, а также иной аналогичный документ.

Если межевание проводилось ранее, предоставляется дополнительный документ, регламентирующий проведение повторной процедуры, выданный судом, администрацией или Росреестром. А так же – межевое дело, составленное ранее.

Кроме этого предъявляют:

  • свидетельство о собственности (ином виде права);
  • кадастровый паспорт ЗУ;
  • гражданский паспорт заявителя;
  • представители – нотариально удостоверенную доверенность.

Стоимость работ

Первичное межевание стандартных участков в региональных центрах стоит от 5 до 8 тысяч рублей. Повторная процедура оценивается равнозначно, если не возникли дополнительные нюансы, требующие расширения спектра услуг исполнителем.

Если при первичных работах допущены ошибки в расчётах или при перенесении сведений в информационный банк ГКН, неверно заполнен межевой план, уточнение границ земельного участка по решению суда проводится для заказчика бесплатно.

Подробнее узнать, сколько стоит межевание ЗУ можно .

Сроки

Если не учитывать времени, затраченного на оспаривание предшествующих результатов ранее проведённого межевания, процедура занимает не менее двух недель и не должна длиться более месяца.

Как проводится уточнение границ земельного участка, поставленного на кадастровый учет?

Кадастровые работы по уточнению границ земельного участка проводятся в 3 этапа:

  1. Подготовительный.
  2. Основной – работа на местности.
  3. Камеральный или отчётный.

Как уточнить границы земельного участка на подготовительном этапе? На этом этапе кадастровый инженер получает кадастровую выписку из ГКН и изучает её. Если межевание ранее проводилось – изучаемо межевое дело и прилагаемую документацию, которая отражает факт нарушения, требующий уточнение границ.

На основании полученных сведений подготавливается предварительный план границ ЗУ, с планируемой расстановкой поворотных точек. После этого составляется техническое задание для геодезистов, которое передаётся им для изучения.

В назначенный день на участок прибывают все заинтересованные лица из числа:

  • кадастровый инженер;
  • группа геодезистов с оборудованием;
  • заказчик работ;
  • его соседи.

Соседи уведомляются о проведении межевания официально под роспись, за один месяц до проведения работ. Если они отказываются от процедуры, тогда можно провести межевание без согласия соседей.

Образец межевого плана по уточнению границ земельного участка.

Работа на местности при уточнении границ ЗУ предусматривает проведение замеров геодезистами, проверку правильности расстановки межевых знаков в местах поворотных точек. На основании замеров кадастровый инженер поясняет всем участникам процедуры правила и нормы расположения межевых линий, отвечает на вопросы собственников в пределах требующейся от него компетенции.

В результате у собравшихся лиц должны отпасть все вопросы и сомнения, связанные с правоспособностью проведения процедуры и параметров установленных границ. После полученных пояснений, собственники смежных наделов подписывают акт согласования границ, который рассматривается как один из основных документов межевого дела.

Камеральные работы состоят из перепроверки полученных сведений и поиска ошибки, которая привела к повторному межеванию. Если ЗУ не состоял на кадастровом учёте – межевание проводится в обычном режиме, не требующем дополнительного акцента на процедуре уточнения, кроме случаев:

  • возникновения судебного или административного спора;
  • выявления кадастровой ошибки;
  • выявления наложения границ.

В этих случаях потребуется составление отдельной пояснительной записки, прилагаемой к результатам межевания.

Межевые знаки, установленные в местах поворотных точек, требуется передавать официальным актом, под роспись собственника ЗУ.

Акт установления и согласования границ ЗУ.

На основании проведённой процедуры споры должны прекратиться или передаваться для дальнейшего рассмотрения в суд.

Иногда полученные сведения затрагивают интересы третьих лиц, что требует специфического подхода. Например, если после уточнения границ ЗУ, произошло наложение границ на нескольких участках. Такие случаи требуют всестороннего подхода, основанного на поиске юридического компромисса.

Еще больше об изменении границ земельного участка смотрите в видео:

В статье показаны основные тенденции уточнения границы ЗУ в тех или иных случаях. Опираясь на представленный алгоритм действий, можно решить возникшую проблему с минимальными рисками для всех правообладателей. Затягивание сроков по решению обозначенного вопроса может привести к утрате правоспособности в вопросе восстановления нарушенных прав.

Если при рассмотрении заявлений о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости и представленных с ними межевых планов, подготовленных в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органом кадастрового учета на основании пункта 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.067.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (Далее –Закон о кадастре) приняты решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости, об отказе в снятии приостановления осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости.

Основанием для принятия указанных решений послужил тот факт, что в нарушение части 10 статьи 38 Закона о кадастре, пункта 26 Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенностей подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007г. » 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008г. № 412 (далее Требования), в состав приложения к межевым планам, представленным с заявлениями, не был включен документ, предусмотренный пунктом 22 требований, подтверждающий местоположение границ земельных участков при их образовании.
Как следует из анализа материалов учетных дел, сформированных по указанным выше заявлениям, кадастровым инженером при подготовке межевых планов были использованы судебные акты о признании права собственности на земельные участкибез определения местоположения границ данных земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК) образование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 ЗК.
В соответствии с частью 2 статьи 59 ЗК судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию прав на землю или сделок с ним в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Исходя из статьи 59 ЗК, судебное решение о признании права, в котором не определено местоположение границ земельного участка, не может являться документом об образовании земельного участка. Соответственно, образование земельного участка осуществляется по правилам, установленным ЗК, в том числе в отношении земельных участков, образованных из земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности .
В соответствии с частью 10 статьи 38 Закона о кадастре образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории , проекта межевания земельного участка или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Согласно пункту 22 Требований в случаях, предусмотренных, федеральными законами, для подготовки межевого плана используются:
— документы градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки);
-нормативно-правовые акты, устанавливающие предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков;
— документация по планировке территории (проекты межевания территории);
— документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании;
— утвержденные в установленном порядке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения;
-утвержденные в установленном порядке материалы лесоустройства;
Решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, решения предоставления земельных участков, иные документы о правах на земельные участки;
-вступившие в законную силу судебные акты;
— иные предусмотренные законодательством документы.
Исходя из положений пункта 22 Требований, вступившие в силу судебные акты могут являться основанием для подготовки межевого плана. Однако, если судебными актами не определено местоположение границ земельных участков (в них отсутствуют, в том числе сведения о координатах точек границ земельных участков), то в состав межевого плана подлежит включению документов, определяющих месторасположение границ образуемого земельного участка в соответствии с частью 10 статьи 38 Закона о кадастре, пунктом 22 Требований.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *