РФ нелегитимна

РФ нелегитимна

Конституция Российской Федерации — это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему органов государственной власти; принципы организации местного самоуправления.

Юридические свойства Конституции- это признаки, позволяющие отличить ее от актов текущего законодательства.

К юридическим свойствам Конституции относятся: учредительный характер.легитимность, верховенство, стабильность, прямое действие, база текущего законодательства, реальность, программность.

1. Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.

2. Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства — парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, — учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти.

3. ВерховенствоКонституции РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» — закрепляет ч. 1 ст. 15 Конституции РФ.

4. Стабильность Конституции — важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. * Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.

5. Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм.

6. Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний (юридической конституции) складывающимся в действительности общественным отношениям (конституции фактической). Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах, в противном случае она будет фиктивной.

О реальности конституции свидетельствует исполнимость и гарантированность ее предписаний. Например, возможность граждан, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее, обращаться за судебной защитой своих прав и свобод является показателем реальности конституционных норм, посвященных правовому статусу личности.

7. Конституция является юридической базой текущего законодательства. Данное свойство Конституции проявляется в том, что конституционные нормы служат отправной точкой для всех отраслей российского права. Так, на базе конституционных положений, закрепляющих свободу экономической деятельности, равенство всех форм собственности развивается гражданское право России.

8. Программность. Проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства. Так, характеристика Российского государства в качестве правового, содержащаяся в ч. 1 ст. 1.

10. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок. Федеральный закон » О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ».

1. Предложение о поправке к Конституции Российской Федерации вносится в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума) субъектом права инициативы такого предложения, установленным статьей 134 Конституции Российской Федерации, в виде проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, предполагающего исключение, дополнение, новую редакцию какого-либо из положений глав 3 — 8 Конституции Российской Федерации.

2. Предложение о поправке к Конституции Российской Федерации должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции Российской Федерации, либо текст новой редакции статьи (части или пункта статьи) Конституции Российской Федерации, либо положение об исключении статьи (части или пункта статьи) из Конституции Российской Федерации.

3. Если поправка к Конституции Российской Федерации требует внесения изменений в другие статьи глав 3 — 8 Конституции Российской Федерации, то предложение о поправке к Конституции Российской Федерации должно содержать также текст новой редакции или предложение об изменении текста статей (частей, пунктов статей) Конституции Российской Федерации, необходимость изменения либо дополнения которых вытекает из их внутренней взаимосвязи.

4. Если поправкой к Конституции Российской Федерации из текста Конституции Российской Федерации исключаются глава, статья, часть или пункт статьи, исключаемый текст заменяется словами «Исключен (исключена) поправкой к Конституции Российской Федерации» с указанием наименования закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. При этом номера и наименования исключаемых глав, номера исключаемых статей или их частей или буквы, обозначающие исключаемые пункты, сохраняются.

5. Вместе с проектом закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации представляются обоснование необходимости принятия данной поправки, а также перечень законов Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данной поправки.

Статья 4. Принятие предложения о поправке к Конституции Российской Федерации к рассмотрению Государственной Думой

1. Поступившее в Государственную Думу предложение о поправке к Конституции Российской Федерации направляется в комитет Государственной Думы, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства, для проверки соблюдения требований Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального закона об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции Российской Федерации.

2. По результатам проверки указанный комитет Государственной Думы вносит предложение о принятии к рассмотрению Государственной Думой проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации либо предложение о возвращении его инициатору в случае несоблюдения требований Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального закона об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции Российской Федерации.

Россия погружается в политический хаос и всеобщую истерику. Об этом, как передает корреспондент РИА «Новый День», заявил экс-член Общественной палаты РФ, лидер движения «Гражданская солидарность» Георгий Федоров. По его оценке, нищета, голод и нелегитимная Конституция – уже не гипотетические риски, а возможная реальность ближайшего будущего.

По его словам, сегодня одним из важнейших факторов риска является «турбулентная фаза нелегитимности Конституции». «Кампания, которую они начали по конституционной реформе, захлебнулась. В такой общей истеричной обстановке ни о каком голосовании речи не идет», – считает Федоров.

С его точки зрения, может быть несколько вариантов дальнейшего развития событий. «Есть огромные риски, что голосования может не быть. Часть группировок во власти понимают всю пагубность голосования для них, понимают, что оно может стать детонатором серьезных революционных потрясений. Я думаю, там весы качаются. Но сам Путин будет продвигать голосование – ему нужна легитимность», – отметил он в видеоролике на youtube-канале «Гражданской солидарности».

Федоров полагает, что, если голосование по поправкам в Конституцию РФ состоится, оно будет срежиссировано. «Формально, голосование ничего не решит. Но им нужна легитимность. Они будут пытаться продавить эту историю, будут всякими возможными методами нагонять явку и сделать голосование управляемым. Под шумок коронавируса был принят закон, что можно проводить голосование по почте. Мы понимаем, к чему это все ведет», – подчеркнул он.

Федоров обратил внимание, что сегодня практически ни у кого уже не возникает сомнений, что политическая система пришла к логическому завершению. «Та более-менее сытая жизнь, к которой мы привыкли, закончилась. У нас 20 млн человек уже были за чертой бедности, в результате кризиса, еще 10 млн могут потерять работу. В Москве стали глодать, 80% бизнеса умрет. Посмотрите, сколько стоит доллар, сколько стоит нефть. Ближайшие пять лет мы будем находиться в плачевном состоянии», – сказал он.

«Даже если бы не было коронавируса, ситуация была бы очень плачевной. Доверие к власти падает повсеместно, это показывают все социологические опросы. По некоторым замерам, доверие к Путина на минимальном уровне – около 25-30%», – сказал Федоров.

В этой связи он также подчеркнул, что еще одним негативным фактором является экономический и социальный кризис, который власти, судя по всему, будут решать за счет населения. Поэтому именно сейчас крайне важно вернуть в повестку вопрос о пенсионном возрасте, уверен Федеров.

«Государство будет сокращать расходы, но не на чиновников, а рубить по низам. Поэтому вопрос о возвращении пенсионного возраста серьезен, как никогда. Учитывая кризис, людям после 50 лет очень трудно будет устроиться на работу, мы получим огромный пласт людей предпенсионного возраста, которые останутся без средств к существованию. Пенсия могла бы быть минимальным подспорьем в эти годы. Всем социальным ориентированным силам нужно поднимать вопрос, начинать компанию возвращении пенсионного возраста», – считает политик.

Более того, как полагает Федоров, ситуация настолько тревожная, что необходимо проработать возможность ввода карточной системы. «Людям есть нечего. Даже в Москве деньги кончатся. Что будет дальше – непонятно. Голодный человек – это неправильно, особенно в 21 веке», – заключил он.

Москва, Мария Вяткина

Москва. Другие новости 21.05.20

Минфин РФ не готов отменить налоги на региональные доплаты врачам и соцработникам. / «Прошлись по Конституции»: Госдума под давлением «ЕР» одобрила законопроект о федеральном регистре населения. / США заблокировали в ООН резолюцию России по Венесуэле.

Поводом для высказываний известных экспертов в деле права стала петиция на одном из сайтов, направленная в Совет Европы. Ее составили и продвигают 120 правозащитников из России, эксперты и общественные деятели. Они запросили в своем обращении мнение Венецианской комиссии по всем поправкам к Конституции и процедуре их принятия. Пока это обращение изучается, а комментарии от Совета Европы по данному вопросу сдержанные.

Эту сдержанность легко объяснить, отмечают эксперты, ведь вопрос серьезный, международная практика широкая, а доводы представляются больше эмоциональными. «Международные акты не затрагивают вопросы регламентации принятия конституций и внесения в них изменений. В общемировой семье не существует наднационального органа, которому народы планеты делегировали право создавать основные законы для конкретной страны (с развитием цивилизации канули в лету колонии и метрополии). При этом, что несомненно учитывается при внесение поправок в Конституцию, права человека остаются универсальной ценностью и должны быть обеспечены без различия расы, пола, языка и религии. Что, несомненно, требует универсальных международных подходов к их реализации и обеспечению при сохранении существующего национального многообразия во всех сферах и, следовательно, предельной деликатности в оценке конституционных актов государств со стороны международных структур», — отмечает Игорь Борисов, председатель Совета Российского общественного института избирательного права.

Эксперт отмечает, что в мире и в Европе в частности успешно работают международные организации, регулярно высказывающиеся на тему организации правовой системы государств, возможности ее изменения и пределов усмотрения национального законодателя. Одной из ведущих по данному вопросу является Венецианская комиссия. Она анализирует законы и законопроекты государств-участников, затрагивающие проблемы конституционного права. И мнение экспертов комиссии рекомендательное. «За время своей работы Венецианская комиссия неоднократно обнародовала свои позиции по подходам к изменению основного закона страны, которые в полном объеме были учтены при подготовке поправок к Конституции Российской Федерации 2020 г. (см. Доклад РОИИП «Международный опыт изменения основного закона»)», — отмечает Игорь Борисов.

Участие Комиссия принимала и при анализе текста Конституции РФ в 1993 году. Тогда ее представители подчеркивали, что нет универсальных рецептов. Принятие Конституции — это вопрос, решаемый каждым государством, его политиками, членами парламента, конституционными экспертами и гражданами в соответствии со своими национальными особенностями и традициями. Отсюда следует, что мнение и обвинение, что процедура принятия предложенных поправок противоречит законодательству, необоснованны и безапелляционны.

Разделение властей, по мнению экспертов Комиссии Совета Европы, также является прерогативой конкретного государства. Еще в 1993 году, говорит Борисов, члены Комиссии указывали на довольно сильную федеральную централизацию. Кстати, тогда же эксперты комиссии обозначили и рекомендации на будущее по распределению полномочий между ветвями и уровнями власти, в том числе уточнению порядка взаимодействия между Президентом, Федеральным Собранием и Правительством. Практически все они так или иначе отражены в законе о поправках к Конституции 2020 года. Сейчас, учитывая оценки международных экспертов, происходит перераспределение полномочий в сторону представительства интересов регионов в Федеральном Собрании. Но даже это сейчас отдельные лица пытаются трактовать как отход от европейских конституционных ценностей и демократических норм.

Изменения, которые вносились в 2015 году, также были оценены в своде позиций Венецианской комиссии. «17. Принятие новой и качественной конституции должно основываться на самом широком консенсусе в обществе… широких и предметных дебатах с участием различных политических сил, неправительственных организаций и ассоциаций граждан, научных кругов и средств массовой информации, что является важной предпосылкой для принятия устойчивого текста, приемлемого для всего общества и соответствующего демократическим стандартам».

«Все перечисленные условия были выполнены. В рамках обсуждения Конституции на национальном уровне прошло общественное и парламентское обсуждение, вынесено решение Конституционного Суда. Все выводы однозначны — процедура конституционных поправок и сами поправки согласуются с рекомендациями и позициями Венецианской комиссии. Однако, невзирая на все это, продолжают оформляться письма в западные и международные инстанции, размещаются петиции… Такое впечатление, что кому-то очень нравится наступать на грабли по несколько раз», — говорит Борисов.

У экспертов вызывает удивление, а также они подчеркивают отсутствие логики в призывах инициаторов к гражданам страны подписываться против предоставленного им права голосовать по поправкам. Обоснованием, с их точки зрения, является, что голосование якобы нарушает конституционные процедуры и нарушает международные стандарты. Между тем, подчеркивает эксперт, доклад Венецианской комиссии о конституционных поправках 2009 года прямо указывает: «…легитимность конституционной поправки может быть усилена путем прямого участия народа в процедуре внесения поправок». По своей «природе конституция является стабильным актом, который не подлежит легким изменениям по прихоти большинства», — это уже подтверждение правильности подходов по организации общероссийского голосования, зафиксированное в Своде позиций Венецианской Комиссии по внесению изменений в конституцию 2015 года.

«Введение дополнительной процедуры с участием населения, с одной стороны, усложняет процесс, но с другой — обеспечивает дополнительные права народа на участие в управлении государством, тем более что речь идет об основном законе страны. Соответствие процедуры принятия поправок к Конституции, в том числе по возможности проведения общенародного голосования, отчетливо установил Конституционный Суд в своем решении от 16 марта 2020 года. Он подтвердил право законодателя установить процедуру конституционной легитимации своего решения, обратившись к общероссийскому голосованию, прямо не предусмотренному действующим правовым регулированием для принятия поправки. По возможным техническим расхождениям с законом, прописывающим типовую процедуру точечных конституционных поправок и принятом еще при президенте Ельцине, Конституционный Суд справедливо отметил, что положения закона о поправке к Конституции имеет большую юридическую силу, чем «простые» федеральные законы», — говорит Игорь Борисов.

Оспаривается и возможность принятия поправок единым пакетом. Но при этом в международном правовом поле в отношении проведения национальных референдумов допускается проведение голосования населения — и по неутвержденным, и по уже одобренным конституционным актам. Сжатые сроки обсуждения поправок Венецианской комиссией также подтвеждаются как возможные. «Короткие сроки формальных дебатов не означают, что проблема не была должным образом рассмотрена». Мировая практика знает немало примеров организации и проведения плебисцитов в более короткие сроки, чем это было запланировано в России. Впрочем, сейчас сжатым принятие поправок уже не назвать: ввиду угрозы коронавируса голосование отложено, отмечает эксперт.

Голосования и опросы общественного мнения показывают, что большинство россиян поддерживают социальный блок поправок к Конституции — больше 80%. Политические моменты в поправках поддерживаются 65% респондентов по вопросу полномочий президента, 64% — по созданию единой публичной власти, 55 и 53% соответственно — за расширение полномочий Думы и Совфеда.

«Таким образом, заключение Конституционного суда РФ, экспертные оценки правоведов, политологов России и зарубежных стран говорят, о том, что процедура легитимна и соответствует международной практике. Вопрос, быть или не быть поправкам, должен решаться на общероссийском голосовании. У оппонентов поправок есть такое же право голоса. Позиционирующие себя в европейских структурах как «правозащитники, представители экспертного сообщества, граждане России» имеют возможность высказать свое особое мнение и выразить свою волю единственным существующим демократическим путем — со всем народом (другой формы цивилизованного правления мир еще не придумал). Но вместо этого кому-то рентабельнее отписывать жалобами «от имени народа» в европейские структуры», — отмечает Игорь Борисов. Он отмечает, что появляющиеся в Сети петиции и коллективные воззвания составлены с использованием экспрессивной лексики, не подкреплены научно-методологической базой, отличаются передергиванием фактов.

Свое мнение по данному поводу высказывает и профессор политологии Будапештского университета Ласло Кемени, который уверен, что все происходящее надо рассматривать в историческом контексте.

Нынешний процесс разработки и обсуждения поправок в Конституцию России проходит открыто и демократично, отмечает профессор. «Сегодня россиянам в связи с поправками в Основной закон нужно понимать, что благодаря этим изменениям страна останется целой, а не будет разрушена, как в 1990-е годы. Думаю, для самого Владимира Путина, который уже вошел в историю как выдающийся государственный деятель, вопрос переизбрания не так важен, как представляется неолиберальной интеллигенции. Сторонники неолиберального мышления — это сироты ельцинской власти. Неолиберальное мышление уже исторически проиграло во всем мире, но его носители упорно не хотят это признавать», — говорит Ласло Кемени.

Профессор убежден, что голосование по поправкам пройдет без проблем. При этом он отмечает, что опыт организации процедур, связанных с волеизъявлением граждан, в современной России заслуживает быть предметом подражания для многих других государств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *