Российское авторское общество

Российское авторское общество

Сообщите всем о своих авторских правах
Депонирование произведения Оформление авторского права

Российское авторское общество (РАО)

Российское Авторское Общество (РАО) — общественная организация, созданная авторами для реализации и охраны авторских прав в сфере интеллектуальной деятельности. РАО является организацией по управлению авторскими правами на коллективной основе.

Российское Авторское Общество (РАО) создавалось путем неоднократной реорганизации и в советское время имело название ВААП (Всероссийское агентство по авторским правам)

Как общественная организация (ОО) РАО действует на основе принципов членства авторов физических лиц. Юридические лица не могут становиться членами РАО.

Общество осуществляет коллективное управление авторскими правами на всей территории Российской Федерации и имеет представительства в большинстве регионов России.

Устав РАО зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 30 сентября 1993 г.

Главные задачи Российского авторского общества — РАО

  • Управление имущественными авторскими правами авторов на коллективной основе в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно (публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, воспроизведение произведений путем механической, магнитной записи, тиражирование произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства в промышленности и другие случаи);
  • Содействие авторам (их правопреемникам) в передаче прав на использование произведений науки, литературы и искусства на индивидуальной основе, а также регистрацию авторских прав;
  • Представительство законных интересов авторов (их правопреемников) в государственных и общественных органах и организациях, а также за рубежом в соответствии с соглашениями о взаимном представительстве интересов с иностранными авторско-правовыми обществами — партнерами РАО.

На сегодняшний день РАО — крупнейшая из российских организаций по охране и реализации авторских прав. Имеет договоры более чем с 20 000 авторов, преимущественно композиторов и авторов текстов песен.

РАО осуществляет коллективное управление правами и масштабное лицензирование использования произведений при:

  • телевизионном вещании
  • радиовещании
  • концертной и театральной деятельности
  • публичном исполнении в барах, ресторанах, гостинницах и других общественных местах
  • механической записи, т.е. записи на носителях музыкальных произведений
  • других аналогичных видах использования

Портал Копирайт.ru осуществляет независимый обзор и мониторинг информации о деятельности Российского Авторского Общества:

26.07.2010 Авторы могут быть довольны сборами, распределением гонораров и налогами

Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) за 2009 год собрали авторских отчислений приблизительно на 3,3 млрд. рублей >>>

08.07.2010 Кабельное вещание против условий РАО

Оператор кабельного вещания выступает против полномочий Российского авторского общества устанавливать финансовые условия лицензионного соглашения >>>

24.06.2010 Малый бизнес обсуждает РАО

Вопрос защиты авторских прав в нашей стране — один из самых насущных, и деятельность Российского авторского общества требует к себе повышенного внимания >>>

21.06.2010 Новые инициативы Российского авторского общества

Российский союз правообладателей усиливает позиции как претендент на получение государственной аккредитации на сборы вознаграждения >>>

17.05.2010 Предприниматели ждут разъяснений от Российского авторского общества

Большинство предпринимателей в принципе готовы платить за публичное исполнение музыки, но только в том случае, когда в договоре будет все четко регламентировано и обосновано, включая тарифы вознаграждения>>>

14.04.2010 РАО прошло с очередными проверками

В Волгограде провели проверки в торговых организациях, на предмет законности исполнения музыкальных композиций>>>

08.04.2010 РАО оправдывают сторонники

Композиторы, исполнители и актеры подписали открытое письмо Владимиру Путину в защиту РАО>>>

25.03.2010 РАО предлагает изменить Гражданский кодекс ко Дню Победы

РАО адресовало обращение в Госдуму с просьбой рассмотреть предложение внести изменения в Гражданский кодекс РФ.>>>

17.03.2010 Новая строка расходов — отчисления правообладателям и авторам музыки

Это рождение нового «налога за воздух» — полагают эксперты в области авторского права. >>>

04.03.2010 Российское авторское общество РАО предлагает новые пути борьбы с пиратством в Сети

Для борьбы с пиратами, незаконно скачивающими музыку из Интернета, РАО собирается создать новую организацию>>>

01.02.2010 Кабельное ТВ хочет соблюдать авторские права

Ассоциация кабельного телевидения и Российское авторское общество РАО планируют подписать лицензионное соглашение об авторских отчислениях>>>

25.01.2010 Кинотеатры опять нарушают авторские права композиторов

Директора кинотеатров считают, что производить отчисления в РАО они должны когда сами авторы музыкальных произведений к фильмам лично потребуют авторского вознаграждения>>>

05.01.2010 Авторские права в концертной деятельности и взаимоотношения с РАО

Концертные организации надеются найти общий язык и выработать нормальные рабочие взаимоотношения между концертными организациями и Российским Авторским Обществом

Финансы за романсы — Российская Газета рассматривает «новую» для сферы авторского права проблему использования музыки в местах общественного питания. Одним из участников, принимавших непосредственное участие в обсуждении и решении данной проблемы, была РАО. В статье присутствует мнение специалистов Ассоциации по вопросу, краткий экскурс в историю образования РАО и обзор направлений деятельности организации.

Российское авторское общество собрало в 2005 году для вознаграждения авторов более миллиарда рублей — название заметки говорит само за себя. Краткое информационное сообщение о том, как работала РАО в 2005 г.оду.

В России процветает «подпольное» караоке — статья РБК: о караоке в целом и об определении понятия «караоке» в Уставе РАО в частности.

РАО взыскало авторские отчисления с концерта Gipsy Kings (Manolo) — о незаконном использовании названия известной группы и о том, что в связи с этим предприняла Российская Авторская Организация.

Авторские права и их защита в интернете — большой материал о защите авторских прав на просторах мировой сети, есть информация и о возможностях, которые предоставляет в этом отношении РАО.

Мосгордума объявляет бой пиратству — об участии РАО и других организаций по защите авторских прав в «противопиратских» акциях Мосгордумы.

Статьи и новости по теме:

27.09.2018 Роскомнадзор заявляет президенту о гигантской работе

Глава Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Александр Жаров на встрече с Владимиром Путиным отчитался

03.12.2014 Конституционный суд о противоречиях коллективного управления правами и ВТО

Конституционный Суд остался в стороне от разрешения правовой коллизии – противоречий между положениями Гражданского кодекса РФ и международным договором ВТО (Всемирная торговая организация) в части бездоговорного коллективного управления авторскими правами, но определил обязательства

02.12.2014 Юрий Антонов и РАО предупреждают нарушителей прав в интернете

Один из самых популярных советско-российских композиторов Юрий Антонов всегда отличался непримиримым отношением к пиратам, о чем не уставает напоминать последние четверть века. Теперь Маэстро выступил с претензиями к iTunes (принадлежит корпорации Apple), требуя от него 450 миллионов рублей компенсации за нарушения авторских прав

31.10.2014 Автор Илья Резник изымает права из РАО и просит государственного контроля

Один из самых известных отечественных поэтов-песенников Илья Резник отказался продлить делегирование РАО прав на управление всеми своими произведениями. Информация стала доступной через твиттер-сообщение адвоката Сергея Жорина. Который объяснил поступок маэстро размером получаемых авторских отчислений — «смехотворных и унизительных»

25.11.2013 Российского авторское общество (РАО) освободили от крупного налогового бремени

Собранное, но нераспределенное в течение трёх лет авторское вознаграждение, хранящееся на счетах организации по коллективному управлению, не должно облагаться налогами. Соответствующее решение было принято Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ по заявлению РАО 19 ноября 2013 г.

28.08.2013 500 миллионов долга налогов от РАО: быть или не быть?

ВАС (Высший Арбитражный суд Российской Федерации) пошел навстречу РАО (Российское авторское общество) и признал целесообразным передать в президиум ВАС в порядке надзора дело о взыскании с крупнейшего российского коллективного правообладателя недоначисленных налогов (плюс штрафы и пеня) на сумму в 500 миллионов рублей. Истцом выступает ФНС (Федеральная налоговая служба) РФ

19.08.2013 Российское авторское общество получит продление аккредитации

Министерство культуры Российской Федерации собирается продлить полномочия Российского авторского общества — РАО по сбору авторских отчислений за публичное исполнение музыкальных произведений от имени всех авторов

05.06.2013 РАО выплатит 550 миллионов доначисленных налогов

Представителем Федерального арбитражного суда Московского округа, где рассматривалась кассация на решение суда первой инстанции о выплате Российским авторским обществом в бюджет государства доначисленных ему налогов в размере более 550 миллионов рублей*.

03.06.2013 Владимир Мединский: Меняем стереотипы и движемся в регионы

Об успехах Министерства культуры РФ и стратегических целях на предстоящий год рассказал Министр культуры РФ Владимир Ростиславович Мединский

15.05.2013 Как министерство культуры регулирует коллективное управление правами

С 2008 года 4-ая часть Гражданского Кодекса РФ содержит нормативно-правовую базу системы коллективного управления авторскими и смежными правами: ст. 1242 регламентирует правовое положение, функции и обязанности организаций, которые осуществляют коллективное управление имущественными правами от имени авторов и иных правообладателей. Подобную схему контролирует и всецело поддерживает Министерство культуры РФ

Российское авторское общество (rao.ru) — это крупнейшая и старейшая российская организация, созданная для коллективного управления авторскими правами.

Имеет государственную аккредитацию в сфере управления правами на музыкальные произведения. Оказывает услуги по депонированию произведений и управлению правами в сферах, не охваченных государственной аккредитацией.

Никоим образом не умаляя роли РАО в обеспечении функционирования рынка и учитывая все его отдельные достижения, следует отметить, что на примере этого общества в силу его масштаба особенно ярко видны недостатки и пороки российской системы коллективного управления.

Руководство РАО

Генеральный директор

С января 2018 года генеральным директором является Александр Сухотин.

До него эту должность занимал Макcим Дмитрирев, получивший её в конце 2016 в результате перехвата корпоративного контроля у группы Сергея Федотова, возглавлявшего общество с 2007 года.

Правление

Председателем Правления с января 2018 является Максим Дмитриев, пониженный до этой должности с позиции Генерального директора.

Совет Директоров

Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью РАО.

Председатель совета директоров — Андрей Кричевский, секретарь — Олег Некрасов.

Авторский совет

В состав Авторского совета входят заслуженные деятели культуры.

С 2017 года Президентом является Игорь Бутман, до него эту должность занимал Игорь Матвиенко, ранее остро критиковавший работу РАО.

Формально к компетенции совета отнесено утверждение руководящих внутренних документов, в том числе о размерах авторских сборов, и ряд других ключевых полномочий. Однако на практике этот орган носит декоративный характер, реального руководства деятельностью общества он не осуществляет, а лишь без возражений согласовывает все, что предлагают .

Конференция

Созывается не реже чем раз в 6 лет для избрания совета и ревизионной комиссии. Иных полномочий фактически не осуществляет.

Порядок созыва конференции определяется советом.

Учитывая большое количество членов РАО (более 29 тысяч) и непрозрачность процедуры голосования за делегатов-представителей, проверить соблюдение формальной законности при созыве конференции практически невозможно.

Ревизионная комиссия

Состоит из пяти уважаемых деятелей сферы культуры — неспециалистов в финансах, экономике и юриспруденции.

До смены руководства Ревизионная комиссия всегда без возражений утверждала все отчеты менеджмента РАО, что вызывало сомнения у правообладателей. На требования аудита со стороны правообладателей Ревизионная комиссиия отмалчивалась, возможно, в силу особо тесных связей с должностными лицами, чью работу они должны были контролировать.

Давать оценки деятельности нового составаа Ревизионной комиссии высказывать суждения преждевременно.

Государственная аккредитация

РАО имеет государственную аккредитацию на управление исключительными правами на публичное исполнение, сообщение в эфир и по кабелю в отношении музыкальных произведений (пп. 1 п. 1 ст. 1244 ГК РФ), т. е. в кино, видеороликах, рекламных клипах и т. д.

На практике государственная аккредитация позволяет РАО без заключения договоров с авторами музыкальных произведений и их уведомления, но от их имени собирать плату:

  • за публичное исполнение музыкальных произведений с организаторов концертов, театров, телерадиоканалов, кафе, магазинов, прочих мест, где используются объекты авторских прав;
  • за использование музыки в составе аудиовизуальных произведений (кино, видео, реклама и пр.) кинотеатрами, телерадиоканалами (известно также как «таперский сбор»).

Первый раз РАО было аккредитовано в 2008 году сроком на 5 лет.

В 2013 году аккредитация была продлена еще на 10 лет.

Резонансные события

РАО регулярно становится фигурантом громких скандалов (не всегда заслуженно) и судебных процессов (не всегда обоснованно). В офисе РАО периодически проводятся обыски, а однажды «доброжелатели» принесли в офис надгробие в виде бюста теперь уже бывшего генерального директора общества Сергея Федотова.

Немало прецедентов, когда известные музыканты отказывались от членства в РАО (в этом случае оно теряет права на сбор вознаграждения за использование их произведений).

Широко обсуждались претензии РАО к Российской профессиональной футбольной лиге (по поводу «Футбольного марша» Матвея Блантера), Администрации Октябрьского района города Самары (ошибочно описанная в прессе как претензия к хору ветеранов), издательству «О.Г.И.» (по поводу песен А. Галича).

Характерен случай, когда РАО потребовало у Youtube заблокировать доступ к песне La Adelita — гимну Мексиканской революции 1910–1917 годов, являющемуся общественным достоянием.

Скандальная смена руководства

Воспользовавшись тем, что Генеральный директор Сергей Федотов взят под стражу поделу о мошенничестве, чьим спикером являлся Максим Дмитриев, решила перехватить корпоративный контроль над РАО , успешно провела конференцию, на которой было избрано новое руководство, и, несмотря на попытки оспорить ее результаты через суды, смогло получить контроль над обществом и добиться легитимности. Судебные процессы сопровождались громкими заявлениями, петициями, попытками вовлечь в конфликт органы государственной власти и прочими прелестями корпоративных конфликтов — читайте подробности вот в этой статье.

Ччрез пару месяцев после победы новое руководство заявило о том, что провело аудит, который выявил множественные нарушения в части распределения авторского вознаграждения, платежи в адрес фирм

Судебные процессы

Отдельную категорию дел представляют претензии РАО к организаторам концертов. Наиболее известны дела о защите прав авторов песен, исполняемых группой Deep Purple. Элтоном Джоном, Бейонсе, группами «Сплин», «Ария», «Хор Турецкого».

Серьезные проблемы с распределением собранного вознаграждения между авторами и правообладателями были выявлены в деле о налоговых претензиях к РАО. Налоговая служба посчитала, то нераспределенное вознаграждение является доходом общества и должно облагаться налогом на прибыль. Выяснилось, что за три года размер нераспределенного вознаграждения составил 4 млрд рублей, то есть примерно годовой сбор РАО.

Весьма курьезны иск РАО к администраторам доменных имен antirao.ru, и (другой иск) к bespredelrao.ru, будто бы причиняющим вред деловой репутации общества.

Уголовные дела

Летом 2017 года в связи с этим делом генеральный директор Сергей Федотов был осужден за мошенничестве путем вывода из общества 557 млн рублей через операции с недвижимостью.

Попытка объединения РАО, ВОИС и РСП

Предполагавшееся летом 2015 года объединение нескольких организаций деятелей культуры в одну под наименованием «Профсоюз деятелей культуры РАО» не состоялось — во многом из-за противодействия президента совета ВОИС Александру Соколову его приближенных. По их версии, такое объединение прикрывало рейдерский захват ВОИС.

Тем не менее наименование РАО было изменено и стало включать в себя слова «профессиональный союз деятелей культуры».

Связи РАО

В сфере коллективного управления

РАО является учредителем Российского союза правообладателей (коллективное управление в сфере частного копирования).

Генеральный директор общества Сергей Федотов в 2012 году в интервью журналу «Форбс» утверждал, что именно он и его команда управляет «почти всеми ОКУПами с государственной аккредитацией «.

Сейчас это уже не так.

Фонд «Петр Великий» и Национальный фонд поддержки правообладателей

РАО — учредитель Национального фонда поддержки правообладателей и Национального фонда культурных инноваций «Петр Великий».

Другими учредителями этих фондов (о чем, правда, не указано на их сайтах) являются соответственно ООО «Энигма» и ООО «Титул-право», связанные с менеджментом РАО.

Общенациональный фонд развития культуры и защиты интеллектуальной собственности

Этот фонд был создан по инициативе Александра Соколова (Минкульт, ВОИС) и Ахмеда Тагибова (РОСП, РОУПИ). В первый состав правления фонда был избран генеральный директор РАО Сергей Федотов.

Агентство интеллектуальной собственности

До апреля 2018 РАО принадлежало 20% акций в Агентстве интеллектуальной собственности — юридической фирме со «штатом детективов и сотрудников, обладающих специальными познаниями в области брендпротекшн». Редакция сайта пока не нашла объяснений, как владение долями в юридической фирме такого рода соотносилось с уставными целями РАО.

23.04.2018 РАО передало принадлежащую ему в ООО «АИС» дочрну по Управлению Непрофильными и Проблемными Активами (АУНПА).

Остальные 80% принадлежат выше ООО «Энигма».

Студия «Союз»

РАО (через АО «СЭК») владеет 51% акций студии, остальные 49% принадлежат генеральному директору студии Алексею Бочкову.

Студия «Союз» является одним из крупнейших российских правообладателей и, таким образом, имеет право на получение от РАО весьма существенного вознаграждения.

При этом непрозрачные процедуры распределения собранного вознаграждения открывают перед РАО реальные возможности для злоупотребления в виде неподконтрольного перекладывания вознаграждения из общего кармана в свой собственный.

АО «Сервисно-эксплуатационная компания» (АО «СЭК»)

СЭК — 100% дочерняя организация РАО. По версии следствия, использовалась для вывода 557 млн рублей из Российского авторского общества.

Через СЭК РАО владеет информационным агентством «Интермедиа», студией «Союз» и информационной группой «Билбоард».

Также на эту организацию была оформлена некая недвижимость, деньги от продажи которой, по утверждению Сергея Федотова, планировалось потратить на разработку реестра интеллектуальной собственности для обеспечения сбора так называемого налога на интернет.

НП «МАК»

РАО являлось одним из учредителей Некоммерческого партнерства по содействию развитию рынка музыкального и аудиовизуального контента в сети интернет. Это партнерство было создано крупными игроками медиарынка («Юниверсал мьюзик», «Первое музыкальное издательство», «МУЗ.РУ», «Фидел Солюшнс», «Фирма Грамзаписи Никитин») и известно связанными с ним судебными процессами против Мэйл.ру, Вконтакте и Одноклассников.

В апреле 2018 НП «МАК» было исключено из реестра юридических лиц как недействующее.

Пп. 1 п. 1 ст. 1244 ГК РФ: управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции (подпункты 6-8.1 пункта 2 статьи 1270)

Пп. 1 п. 1 ст. 1244 ГК РФ: осуществление прав авторов музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение либо сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения (пункт 3 статьи 1263)

Топ-менеджеры Российского авторского общества (РАО) Александр Сухотин и исполнительный директор Алексей Карелов получили 40% в бизнесе «Национального цифрового агрегатора» (НЦА). Это один из крупнейших в России посредников между музыкальными лейблами и стриминговыми сервисами. Баланс заинтересованности между должностями в РАО и коммерческих структурах должен регулироваться уставом общества, раньше у государства не возникало вопросов к такому совмещению, говорят эксперты.

Гендиректор РАО Александр Сухотин и исполнительный директор общества Алексей Карелов (также возглавляет Всероссийскую организацию интеллектуальной собственности, ВОИС) стали совладельцами ООО НЦА, следует из данных «СПАРК-Интерфакс». С 20 марта они владеют по 20% компании, продавцом выступила британская Prime Time AV Lab Ltd, у которой осталось 30%. Еще 30% владеет зарегистрированная на Сейшельских Островах «Веонплюс Инвестмент Инк.». В НЦА и РАО оперативно не ответили на запросы, с господами Сухотиным и Кареловым связаться не удалось.

НЦА занимается размещением музыки на стриминговых платформах. По данным сайта компании, она сотрудничает с Apple Music, iTunes Store, Google Play, «Яндекс.Музыкой», Spotify, YouTube, Amazon и крупнейшими российскими сотовыми операторами, а со стороны музыкальных лейблов — с «Первым музыкальным издательством» (ПМИ), Velvet Music, «Союз Мьюзик», «Студией Союз», музыкальным издательством «Монолит», Gazgolder Records, продюсерским центром Игоря Матвиенко и др.

Собеседник «Ъ” в одном из стриминговых сервисов называет НЦА крупнейшим партнером.

«Стриминговые сервисы в основном платят не музыкантам, а именно агрегаторам. НЦА — это российский аналог мейджора. В России, как и везде в мире, было три основных мейджора — Sony Music, Warner Music Group и Universal Music Group, пять лет назад появился НЦА и начал конкурировать с ними»,— объясняет собеседник. По словам другого собеседника, бизнес-модель подобных агрегаторов заключается в том, что они выкупают у лейблов или реже у самих артистов права на музыкальные треки на срок, который в среднем составляет год-два, и выплачивают им сумму минимальной гарантии плюс потенциальный процент от сбора.

Участники музыкального рынка связывают НЦА с соучредителем ПМИ и председателем правления РАО Максимом Дмитриевым. «По сути, он является основателем»,— говорит один из них. В 2016 году Максим Дмитриев говорил «Ведомостям», что доля НЦА на рынке смежных прав на российскую музыку составляет около 25%.

Собеседники «Ъ” затруднились оценить бизнес НЦА, но указывают, что стоимость доли в 40% может быть значительной, так как это одна из крупнейших компаний в сегменте. Согласно «СПАРК-Интерфакс», выручка НЦА в 2019 году составила 448,46 млн руб., чистая прибыль — 13,3 млн руб.

Гендиректор и организатор конференции музыкальной индустрии Сolisium Сергей Бабич видит в сделке логичное продолжение развития обществ по коллективному управлению правами, которые «наращивают цифровую экспертизу и теперь получают свой интерес в цифровой дистрибуции напрямую».

«Это, безусловно, происходит в интересах авторов, подписавшихся с РАО, которое таким образом увеличивает свое влияние на рынке»,— считает он. Другой собеседник указывает, что представители музыкальной индустрии в руководстве авторскими обществами — общемировая практика. «У этих представителей могут быть свои коммерческие интересы. Баланс между такими должностями должен соблюдаться, но это уже вопрос устава РАО»,— добавил он.

Само по себе вхождение топ-менеджеров РАО в капитал НЦА не означает наличия заинтересованности при заключении агрегатором сделок о выплатах в пользу авторского общества, отмечает заместитель председателя комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Анатолий Семенов. В целом государство ранее не видело проблемы в подобном совмещении позиций, напоминает он: например, Андрей Кричевский был гендиректором фирмы «Мелодия» и ВОИС.

Валерия Лебедева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *