Ростелеком естественная монополия

Ростелеком естественная монополия

В настоящий период времени процесс закупок товаров (работ, услуг) регулируется не Законом №94-ФЗ (утратил силу), о котором речь идет в запросе, а Федеральным законом «О контрактной системе…» №44-ФЗ, в связи с чем говорить о нарушении Закона №94-ФЗ нельзя.

Если рассматривать описанные действия на предмет их соответствия Закону №44-ФЗ, то можно сделать следующий вывод.

Часть 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ предусматривает заключение контракта с естественным монополистом как с единственным поставщиком (неконкурентный способ определения поставщика).

Такое основание для заключения контракта предусмотрено пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

При этом для определения того, является ли хозяйствующий субъект, с которым заказчик намерен заключить контракт, естественным монополистом, нужно определить, осуществляет ли такой хозяйствующий субъект естественно-монопольные виды деятельности. Именно по виду деятельности можно точно определить статус естественного монополиста.

Сферы деятельности субъектов естественных монополий определены в статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях». К ним относятся следующие:

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
транспортировка газа по трубопроводам;
железнодорожные перевозки;
услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
услуги по передаче электрической энергии;
услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
услуги по передаче тепловой энергии;
услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
захоронение радиоактивных отходов;
водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;
ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

Если хозяйствующий субъект, с которым заказчик намерен заключить контракт, осуществляет один из указанных видов деятельности, то контракт с ним может быть заключен на основании п.1 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ как с единственным поставщиком.

При этом в некоторых случаях нужно дополнительно анализировать подзаконные

правовые акты, которые определяют состав и виды тех или иных естественно-монопольных услуг.

Например, услуги общедоступной электросвязи являются естественно-монопольным видом деятельности. В то же время Перечень услуг общедоступной электросвязи установлен не в Законе об естественных монополиях, а в подзаконном правовом акте — Постановлении Правительства РФ от 24.10.2005 N 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи». В частности, данным Постановлением определено, что к услугам общедоступной электросвязи относятся услуги местной, внутризоновой и междугородной связи. А вот услуги международной телефонной связи в такой перечень не входят.

При таких обстоятельствах заказчик может заключить контракт с естественным монополистом, с лицом, которое оказывает не просто услуги связи, а услуги местной, внутризоновой или междугородной связи, но не международной.

При этом не будет иметь значения название хозяйствующего субъекта, с которым заказчик намерен заключить договор (Ростелеком или Норильск-Телеком). Определяющим фактором будет вид деятельности, который оказывает такой субъект в рамках заключаемого контракта.

Таким образом, для правильного заключения контракта с единственным поставщиком заказчик должен, прежде всего, определить: входит ли точное название услуги связи, которая является предметом контракта, в перечень услуг общедоступной электросвязи, который относится к сферам деятельности субъектов естественных монополий. Если входит, то заказчик вправе на основании п.1 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе №44-ФЗ заключить с таким субъектом контракт как с единственным поставщиком (в упрощенной порядке).

Если же хозяйствующий субъект не осуществляет вид деятельности, относящийся к сфере деятельности естественных монополий, но такой контракт с ним нельзя заключать, даже если сам субъект по другим видам деятельности (не являющимся предметом контракта) будет относиться к естественным монополиям.

Например, ОАО «Ростелеком», несмотря на то, что является естественным монополистом, по некоторым услугам не будет являться естественным монополистам при оказании услуг интернет, телематических услуг связи, услуг международной телефонной связи и некоторых других услуг, не входящих в вышеуказанный перечень.

Нужно обращать внимание на вид деятельности, а не название субъекта.

Ответ подготовил: Дмитрий Свиридов эксперт антимонопольной практики

Раскрытие информации субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в области оказания услуг связи в соответствии с:

  • приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 28.02.2011 № 21
  • приказом ФАС России от 21.06.2016 № 790/16
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 № 242
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 570

Раскрытие информации ПАО «Ростелеком», чьи акции находятся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 11.05.2011 № 208

Разъяснения по Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА)

Раскрытие информации ПАО «Ростелеком» согласно Постановлению Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. №1284 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи»:
портал NDD.rostelecom.ru — информация об условиях и порядке доступа к инфраструктуре ПАО «Ростелеком»

PDF, 1.3 МБ Рекомендации ФАС России по вопросу сроков раскрытия информации в соответствии с Правилами недискриминационного доступа PDF, 573.71 КБ Соглашение об использовании электронных документов

Сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных

МРФ «Урал» ПАО «Ростелеком»:

PDF, 673.27 КБ Политика в отношении обработки персональных данных в Макрорегиональном филиале «Урал» ПАО «Ростелеком» (Редакция 1); PDF, 572.81 КБ Положение по организации и проведению работ по защите персональных данных при их обработке в информационных системах в зоне ответственности Макрорегионального филиала «Урал» ПАО «Ростелеком» (Редакция 1)

МРФ «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком»:

DOC, 240 КБ Инструкция по обработке и защите персональных данных PDF, 150.22 КБ Приказ 376-15

МРФ «Дальний Восток» ПАО «Ростелеком»:

PDF, 556.45 КБ Положение об обработке и защите персональных данных в Макрорегиональном филиале «Дальний Восток» ПАО «Ростелеком»

МРФ «Сибирь» ПАО «Ростелеком»:

PDF, 281.54 КБ Политика обработки персональных данных в Макрорегионе «Сибирь» ПАО «Ростелеком»

МРФ «Волга» ПАО «Ростелеком»:

PDF, 494.16 КБ Положение об обработке и защите персональных данных абонентов в филиалах макрорегиона «Волга» ПАО «Ростелеком»

МРФ «Центр» ПАО «Ростелеком»:

PDF, 569.25 КБ Положение об обработке и обеспечении безопасности персональных данных в Макрорегионе «Центр» ПАО «Ростелеком» (Редакция 1)
PDF, 360.51 КБ Политика обработки персональных данных в ПАО «Ростелеком»
Правила оказания услуг связи ПАО «Ростелеком» физическим лицам, утвержденные приказом ПАО «Ростелеком» от 04.09.2018 № 01/01/950-18
Правила оказания услуг телефонной связи, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 № 1342 Правила оказания телематических услуг связи, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 № 575 Правила оказания услуг связи по передаче данных, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2006 № 32 Правила оказания услуг связи проводного радиовещания, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2005 № 353 Правила оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 № 785 Правила оказания услуг телеграфной связи, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 222
Программа отчуждения непрофильных активов и Реестр непрофильных активов «ПАО Ростелеком» (публикация согласно распоряжению Правительства РФ от 10.05.2017 №894-р):
Программа отчуждения НПА, утв. 27.10.2017 Реестр НПА Ростелеком, утв. 03.07.2020

Реестр субъектов естественных монополий — это единая информационная база данных, в которой содержится информация о хозяйствующих субъектах, занятых производством и реализацией товаров или услуг в условиях монополизации в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, связи, водоснабжении и водоотведении, захоронении радиоактивных отходов.

Перечень субъектов естественных монополий (СЕМ), которые регулирует и контролирует государство по состоянию на 01.09.2019

Скачать реестр СЕМ в сфере захоронения радиоактивных отходов

Скачать реестр СЕМ в топливно-энергетическом комплексе

Скачать список СЕМ в сфере транспорта

Скачать реестр СЕМ в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем коммунальной инфраструктуры

Скачать реестр субъектов естественных монополий в области связи

Скачать список СЕМ в сфере транспортировки нефти или нефтепродуктов по магистральным трубопроводам

Скачать список СЕМ в сфере транспортировки газа по трубопроводам

Какой перечень использовать в закупках

На сайте ФАС выложен реестр монополистов, но он не имеет отношения к госзакупкам. В п. 1 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ указано, что закупка у единственного поставщика проводится заказчиком, если он покупает товары, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в рамках Федерального закона № 147-ФЗ от 17.08.1995. Сферы деятельности перечислены в ст. 4, а список естественных монополий упоминается в ст. 10.

Заказчикам этот список не помогает. Например, организация есть в этом списке, но заказчик покупает у нее то, что не относится к сфере деятельности естественных монополий, то п. 1 ч. 1 ст. 93 не работает. И наоборот: если организации нет в перечне организаций по 147 ФЗ о естественных монополиях 2020 года, но она работает в сфере из ст. 4 этого закона, то закупить у нее как у единственного поставщика можно.

ВАЖНО!

Отдельного списка монополистов по 44 ФЗ нет. Ориентируйтесь на сферы деятельности, которые закреплены в ст. 4 147-ФЗ.

Кто ведет

В бумажном и электронном виде перечень формирует и ведет ФАС в полном соответствии с информационными данными, предоставленными уполномоченными органами исполнительной власти всех уровней, и с заявлениями, полученными непосредственно от самих предприятий, претендующих на включение (изменение, прекращение деятельности) в списки ЕМ.

Актуальные реестры монополистов на 2020 год выложены на сайте ФАС. Там же есть специальный сервис по поиску таких субъектов. Он работает для таких направлений деятельности:

  • нефтепромышленность;
  • услуги транспорта;
  • захоронение радиоактивных отходов;
  • энергокомплекс;
  • природные ресурсы: газ, вода.

Чтобы проверить организацию на наличие сведений в реестре, заполните наименование или ИНН, территориальный и тип реестра. Есть списки, в которых подразделы детализированы с учетом отраслевых особенностей.

Как попасть

В законе нет инструкции, как рассматривают и решают, включать или не включать экономический субъект в реестр субъектов естественных монополий на 2020 год. Приказом ФСТ № 481-э от 13.10.2010 утвержден порядок рассмотрения документов и принятия решения о начале, смене или остановки работы монополиста.

Документы с приложениями и допсведениями заявитель отправляет в ФАС дистанционно или по почте. Представители компании подают заявления о введении, изменении или прекращении деятельности лично. Полный пакет документов в бумажном виде нумеруют, визируют подписью руководителя и скрепляют «живой» печатью юрлица.

Как рассматривают

Если в сведениях для попадания в список естественных монополий в России 2020 года, которые предоставил заявитель, есть неполные, некорректные или недостоверные сведения, сотрудники антимонопольного органа отправляют документы обратно в течение 10 рабочих дней после даты их принятия. Это указано в п. 15 Порядка.

Если сведения корректны, достоверны и относятся к вопросу о введении, изменении или прекращении деятельности субъекта естественных монополий, то их рассматривают и согласовывают в течение 6 месяцев от даты, когда они поступили. Это указано в п. 19 Порядка.

Когда документы изучили и проанализировали, принимают одно из двух решений:

  1. Ввести, изменить, прекратить госрегулирование деятельности субъекта.
  2. Не вводить, не изменять, не прекращать госрегулирование деятельности.

История произошла со мной и ещё не закончилась. Постараюсь кратко.

В январе, мне на мобильный телефон раздался звонок. Поднимаю трубку, играет музыка. Кладу трубку. Через пару часов снова. Поднимаю трубку, играет музыка и я понимаю, что пока меня не соединят с оператором, звонки будут продолжаться, а мне надо работать. Дождался оператора, поздоровался, и он (О — оператор) начал:
О: Меня зовут Оператор, я представляю компанию Ростелеком, мы хотим вам предложить подключиться к услугам оптоволоконной сети… и далее гора преимуществ.
Я: А вопрос можно?
О: Да, конечно.

Я: А вы сами мой номер набирали или автоматически система набирала?

О: Номер набирался автоматически.
Я: Всего доброго, я буду обращаться в ФАС по нарушению закона «О рекламе».
Серьезно, стул прожёг. Здесь всё:
1) Я не являлся и не являюсь абонентом Ростелекома. Разрешение на обработку персональных данных у них нет, на рекламу (вы же, как я считаете, предложение подключиться рекламным?) я не давал.
2) Рекламу распространять по сетям электросвязи с автодозвоном нельзя. И без разрешения тоже нельзя.

Пишу претензию в Ростелеком и, соответственно, УФАС (они же за рекламу). Ростелеком присылает письмо, что сорян, но мы всё проверили, законов не нарушаем, но по вашему требованию номер ваш из рекламной базы удалим.

ФАС попоросили разрешение на обработку персональных данных, а потом попросили ещё месяц на рассмотрение. За этот месяц они нашли Контактный центр, который обслуживал Ростелеком, запросили у них кучу документов, кроме (ВНИМАНИЕ!) записи звонка. Потом было заседание. на которое сотрудники КЦ не явились, РТ прислал 6 (шесть) юристов, а мне было приходить не обязательно, я и не пошел, уехал в командировку.

В результате этого заседания было выявлено, что КЦ предоставляет рекламно-информационные услуги для РТ, РТ заявил, что у них есть разрешение на обработку моих персональных данных и согласие на рекламу я, оказывается, давал. ФАС переносит заседание, запрашивает документы, скрипты обслуживания, договора, и просит явиться меня и пояснить за дела.

Новое заседание уже в мае, на нём Ростелеком предъявляет «скриншоты программы», на котором есть мой номер (правильно, он есть — я же сам лично звонил, потому что абонентом Ростелекома является мой отец, в работе интернета он разбирается не очень хорошо, поэтому в колл-центром всегда общался я, вначале как «пользователь услугами связи» — жил с ними, потом просто потому что родителям помогать надо, но повторюсь, разрешение на передачу данных третьим лицам или рекламу я не давал).
ФАС (мне): Ваш номер?
Я: Мой номер, я звонил, но разрешение на рекламу и передачу данных не давал.
ФАС (РТ): У вас есть разрешение?
РТ: Да, вот договор.
ФАС (РТ): Тут другой номер и другие ФИО.

РТ: Ну ведь звонили с этого, мы и решили

ФАС (РТ): А где разрешение в договоре на передачу данных третьим лицам?

РТ: Мы передавали номер на декабрь. В декабре не звонили же!

ФАС (РТ): А разрешение где?
В итоге заседание перенесли, попросили РТ и их КЦ предоставить скрипт разговора, и запись разговора, если велась (в мае, ага, хранить они его будут). Мне заявили, что будут рассматривать только вопрос о незаконности рекламы, а передача данных третьим лицам и автодозвон — это не ведение ФАС, это в Роскомнадзор.
И вот сегодня было заседание. На котором выяснилось, что РТ заявляет, что
а) запись действительно не велась
б) рекламное предложение озвучено не было

в) с КЦ на момент звонка договора не было, поэтому вообще какое отношение дело имеет к РТ?

И вот уже теперь ФАС просит от меня доказать, что это был именно рекламный звонок. А то что у него в деле есть скрипт с рекламным предложением, есть сообщение, что мой номер исключили из рекламной базы, этого недостаточно. Слова к делу не пришьешь.
А в коридоре сотрудник РТ заявляет: «Вы считаете нормальным, что договор оформлен не на вас, но вы обращаетесь по техническим проблемам на номере?», и «Какую выгоду вы хотите получить? Вам интересно таскаться по судам?»
Что скажете, господа пикабушники и легионеры-юристы?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *