Руководитель следственного органа

Руководитель следственного органа

Сергей Борисович РоссинскийУголовный процесс: учебник для вузов

Руководитель следственного органа – это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п. 38.1 ст. 5 УПК РФ).

Таким образом, этим процессуальным статусом обладают любые руководители любых следственных подразделений независимо от уровня или ведомственной принадлежности, а именно: начальники и заместители начальников следственных отделений, отделов, частей, комитетов, управлений и главных управлений органов СК при прокуратуре Российской Федерации, ФСБ России, МВД России, ФСКН России. Полный перечень соответствующих должностных лиц регламентирован частью 5 ст. 39 УПК РФ.

Руководитель следственного отдела – это субъект, наделенный комплексом полномочий различной правовой природы. Во-первых, он – руководитель государственного органа и, следовательно, в соответствии с занимаемой должностью выполняет множественные административные, организационно-распорядительные и методические функции, в том числе решает кадровые, дисциплинарные и тому подобные вопросы. Во-вторых, он является субъектом уголовного судопроизводства и в связи с этим имеет широкие процессуальные полномочия, установленные статьей 39 УПК РФ. Такие полномочия в первую очередь направлены на обеспечение максимальной эффективности работы подчиненных ему следователей и ведомственный контроль за их деятельностью.

Ведомственный контроль – это форма обеспечения законности и обоснованности действий (бездействия) и решений субъектов уголовной юрисдикции, в частности, следователя, осуществляемая в рамках одного органа (ведомства), т. е. со стороны должностных лиц, занимающих в системе данного органа более высокое служебное положение.

Руководитель следственного органа – это новый субъект уголовно-процессуальной деятельности. Он пришел на смену другому субъекту – начальнику следственного отдела – участнику, обладающему значительно меньшим объемом процессуальных полномочий (см. ст. 39 УПК РФ в ред. до 5 июня 2007 г.).

Появление руководителя следственного органа на поле российской уголовной юрисдикции было обусловлено проведенной в 2007 г. реформой органов прокуратуры и предварительного следствия, сопровождающейся изменением соотношения надзорных (прокурорских) и контрольных (ведомственных) полномочий за действиями и решениями следователя (см. федеральные законы от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ и от 3 декабря 2007 г. № 323-ФЗ).

Основная концепция данной реформы, как уже было отмечено выше, заключалась в серьезном разделении полномочий прокурора и органов предварительного следствия. При этом руководитель следственного органа получил в свое ведение практически все контрольные полномочия за подчиненными следователями, которые ранее находились в компетенции прокурора (см. ст. 37 УПК РФ в ред. до 5 июня 2007 г.). Но вместе с тем он сохранил за собой и полномочия существовавшего ранее начальника следственного отдела.

Так, этот участник уголовного процесса вправе: а) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, создавать следственную группу, изменять ее состав; б) передавать уголовное дело от одного следователя к другому с обязательным указанием оснований такой передачи; в) проверять материалы уголовного дела; г) отменять незаконные или необоснованные постановления следователя; д) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения; е) давать согласие следователю на направляемые в суд ходатайства о производстве действий (принятии решений), ограничивающих конституционные права и свободы личности; ж) разрешать самоотводы следователя и заявленные ему отводы; з) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований закона; и) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа; к) продлевать срок предварительного расследования; л) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу; м) давать согласие следователю на обжалование решения прокурора, вынесенного в соответствии с пунктом 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ; н) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; о) осуществлять иные полномочия.

Помимо этого руководитель следственного органа рассматривает требования прокурора об устранении нарушений закона, допущенных в ходе предварительного следствия, а также письменные возражения следователя на такие требования и дает следователю письменные указания об их исполнении либо информирует прокурора о несогласии с его требованиями.

Указания руководителя следственного органа даются следователю в письменном виде и обязательны для исполнения. Исключение составляют только случаи, когда следователь обжалует эти указания в порядке части 3 ст. 39 УПК РФ.

Руководитель следственного органа также имеет право принять уголовное дело к своему производству и самостоятельно провести по нему расследование, обладая при этом всеми полномочиями следователя (руководителя следственной группы).

Рассматривая вопрос о процессуальном статусе руководителя следственного органа, необходимо отметить, что современная система органов предварительного следствия Российской Федерации предполагает существование следственных органов различного уровня:

– федерального уровня, охватывающих своими юрисдикционными полномочиями всю территорию России (центральный аппарат СК при прокуратуре Российской Федерации, Следственный комитет при МВД России, следственное управление ФСБ России; следственный департамент ФСКН России);

– регионального уровня, охватывающих своими полномочиями территорию субъекта Федерации;

– местного (районного, городского) уровня.

К указанным органам приравниваются определенные военно-следственные органы, следственные органы на транспорте, следственные органы по обслуживанию специализированных объектов и т. д.

Подобная система предполагает дифференциацию полномочий руководителей следственных органов различного уровня. Например, существует ряд процессуальных полномочий, находящихся в исключительном ведении руководителей следственных органов федерального уровня. В частности, только они имеют право продлевать сроки предварительного следствия по уголовному делу свыше 12 месяцев (ч. 5 ст. 162 УПК РФ) и т. д. Некоторые полномочия находятся в ведении руководителей следственных органов не ниже регионального уровня. К подобным полномочиям в том числе относится решение вопроса о согласовании ходатайства на продление срока содержания обвиняемого под стражей от 6 до 12 месяцев и т. д.

При этом конкретные должностные лица органов предварительного следствия наделяются теми или иными процессуальными полномочиями руководителей следственных органов посредством издания специальных внутриведомственных нормативных правовых актов.

См. приказы председателя СК при прокуратуре Российской Федерации от 18 декабря 2007 г. № 43 «Об установлении объема и пределов процессуальных полномочий руководителей следственных органов (следственных подразделений) системы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации»; начальника следственного управления ФСБ России от 17 января 2008 г. № 7 «Об объеме процессуальных полномочий»; начальника Следственного комитета при МВД России от 17 декабря 2007 г. № 38 «О процессуальных полномочиях руководителей следственных органов»; руководителя Следственного департамента ФСКН России от 8 февраля 2008 г. № 6 «Об установлении объема процессуальных полномочий руководителей следственных органов Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков».

Орган дознания. Дознаватель

Органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (ч. 24 ст. 5 УПК РФ).

Дознанием является одна из форм предварительного расследования. Однако, как следует из текста закона, полномочия органа дознания не сводятся лишь к ней. Так, органы дознания вправе осуществлять отдельные следственные действия и иные процессуальные мероприятия в рамках другой формы расследования – предварительного следствия, временно возлагая на себя функции следователя или выполняя его поручения. Поэтому предусмотренные законом полномочия органа дознания можно условно разделить на следующие группы:

– производство дознания как формы предварительного расследования (ст. 32 УПК РФ);

– производство неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно предварительное следствие (ч. 1–3 ст. 157 УПК РФ);

– выполнение следственных действий по поручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

Таким образом, деятельность органов дознания, как и всех остальных субъектов уголовной юрисдикции со стороны обвинения, носит досудебный характер.

В соответствии с частью 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся:

– органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, а именно: а) органы внутренних дел Российской Федерации; б) органы ФСБ России; в) органы ФСО России; г) органы ФТС России; д) органы СВР России; е) органы ФСИН России; ж) органы ФСКН России; з) оперативные подразделения органов внешней разведки Минобороны России (ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»);

– определенные законом должностные лица ФССП России;

– командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

– органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы МЧС России.

На практике нередко возникают ситуации, когда преступление совершается вдали от населенных пунктов, а порой – и вообще за пределами основной территории России. Следовательно, быстрое прибытие должностного лица органа дознания на место для расследования уголовного дела также является весьма затруднительным. Поэтому в соответствии с частью 3 ст. 40 УПК РФ полномочия органа дознания по возбуждению уголовных дел и производству неотложных следственных действий также возлагаются на:

– капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании;

– руководителей геологоразведочных партий и зимовок, расположенных в удаленных местах;

– глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.

Орган дознания является коллегиальным субъектом уголовной юрисдикции. Структурно он состоит из следующих звеньев:

– начальника органа дознания;

– начальника подразделения дознания;

– дознавателя.

Начальник органа дознания – это должностное лицо, осуществляющее общее руководство органом дознания, а также ведомственный контроль за деятельностью дознавателей.

При этом необходимо обратить внимание, что УПК РФ прямо не предусматривает, какие конкретно должностные лица наделяются полномочиями начальников органов дознания. Данный вопрос регламентируется ведомственным законодательством (см., например, ст. 8–9 Закона Российской Федерации «О милиции»; ст. 2 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности»).

В соответствии со статьей 41 УПК РФ начальник органа дознания (его заместитель) вправе: а) поручать осуществление полномочий органа дознания конкретному дознавателю; б) давать дознавателю обязательные для исполнения письменные указания.

Существует и еще одно специфическое полномочие начальника органа дознания: так, если определенное процессуальное решение относится к компетенции не собственного дознавателя как должностного лица, а именно органа дознания, то оно подлежит утверждению начальником органа дознания.

Таким образом, законодатель предусматривает два различных порядка принятия решений в процессе деятельности органов дознания:

– принятие решения органом дознания. В данном случае постановление выносит дознаватель и утверждает начальник органа дознания. Подобная форма принятия решений распространяется главным образом на проведение органом дознания неотложных следственных действий в порядке части 1–3 ст. 157 УПК РФ;

– принятие решения дознавателем как должностным лицом. В данном случае постановление дознавателя согласованию с начальником органа дознания не подлежит. Данное правило касается полномочий органов дознания, установленных главой 32 УПК РФ.

Начальник подразделения дознания – должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК РФ).

Начальник подразделения дознания осуществляет непосредственное руководство деятельностью дознавателей и контроль за законностью и обоснованностью их действий (бездействия) или решений.

Следовательно, руководитель подразделения дознания представляет собой как бы промежуточное положение в системе определенного органа дознания. Появление подобной процессуальной фигуры на поле российской уголовной юрисдикции было обусловлено сложной, многозвенной структурой дознания; практической невозможностью начальника органа дознания в ряде случаев осуществлять непосредственный контроль за деятельностью подчиненных дознавателей.

Так, по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям начальник подразделения дознания уполномочен: а) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении и принятие по нему решения, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу; б) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи; в) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу; г) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела. Помимо этого начальник подразделения дознания вправе самостоятельно возбудить уголовное дело, принять его к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

При осуществлении возложенных на него полномочий начальник подразделения дознания вправе: проверять материалы уголовного дела и давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения. Эти указания обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть им обжалованы начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Дознаватель – это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные предусмотренные законом полномочия (п. 7 ст. 5 УПК РФ).

Таким образом, дознаватель – это субъект уголовной юрисдикции, на которого возложено непосредственное осуществление полномочий органа дознания.

В соответствии с частями 3 и 4 ст. 41 УПК РФ дознаватель самостоятельно направляет ход расследования по уголовному делу, находящемуся в его производстве, имеет право производить процессуальные действия, а также принимать решения по делу. Вместе с тем дознаватель обладает значительно меньшей процессуальной самостоятельностью, чем следователь, поскольку многие свои решения должен согласовывать с начальником органа дознания. В предусмотренных законом случаях дознаватель должен согласовывать проведение процессуальных мероприятий и принятие процессуальных решений с судом и (или) прокурором. Указания прокурора или начальника органа дознания обязательны для дознавателя, однако он может их обжаловать соответственно прокурору или вышестоящему прокурору. Обжалование таких указаний не приостанавливает их исполнения.

Дознаватель не может быть допущен к производству предварительного расследования в форме дознания, если ранее он участвовал в проведении по этому уголовному делу оперативно-розыскных мероприятий (ч. 2 ст. 41 УПК РФ).

Потерпевший

Потерпевший – это физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный или моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения вреда его имуществу или деловой репутации (ч. 1 ст. 42 УПК РФ).

Законодатель совершенно справедливо относит потерпевшего к участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения, поскольку последний лично заинтересован в уголовном преследовании лица, совершившего преступление, и назначении ему справедливого наказания. Более того, по делам частного и частно-публичного обвинения без волеизъявления потерпевшего вообще не может быть возбуждено уголовное дело. Однако статус потерпевшего существенным образом отличается от рассмотренных выше участников со стороны обвинения: прокурора, следователя, руководителя следственного органа и органа дознания.

Так, потерпевший отстаивает в уголовном процессе не публичный, государственный, а свой, личный интерес, затронутый в связи с совершением преступления. Поэтому потерпевший не наделен государственно-властными юрисдикционными полномочиями, а также освобожден от обязанности уголовного преследования. Более того, потерпевший далеко не всегда является обязательным участником производства по уголовному делу. Его появление в уголовном процессе обусловлено характером соответствующего преступления, которое посягает не только на государственные интересы, но и причиняет физический, имущественный или моральный вред интересам частного лица (подробнее о сущности и содержании физического, имущественного или морального вреда см. в главе 11). Если же преступление затрагивает только публичные интересы, то в этом случае уголовное преследование осуществляет исключительно само государство в лице органов дознания, предварительного следствия и прокурора.

По этому поводу Конституционный Суд в определении от 4 декабря 2007 г. № 812-О-О отметил, что часть 1 ст. 42 УПК РФ имеет своим предназначением обеспечение в уголовном судопроизводстве защиты нарушенных преступлением прав и законных интересов граждан и их объединений и не регламентирует вопросы, связанные с защитой пострадавших от преступления публично-правовых интересов государства и местного самоуправления, которая обеспечивается публично-правовыми средствами путем осуществления от имени государства специально уполномоченными органами уголовного преследования, включая поддержание государственного обвинения в суде, и не предполагает привлечение к участию в уголовном деле таких субсидиарных обвинителей, как потерпевшие.

При этом необходимо учитывать, что данное правило вовсе не исключает возможности признания потерпевшими по уголовному делу отдельных органов государственного или муниципального управления. Так, если преступление причиняет вред их интересам не публичного, а частного характера, они должны быть признаны потерпевшими на правах юридических лиц.

Рассматривая данный вопрос, Конституционный Суд в том же определении подчеркнул, что органы государственной власти и органы местного самоуправления как юридические лица не лишены права требовать признания их потерпевшими в случае причинения преступлением вреда непосредственно их имуществу или деловой репутации.

Из следственной практики

Так, по уголовному делу, находящемуся в производстве органов предварительного следствия при ГУВД г. Москвы, потерпевшим была признана Управа одного из районов города, из помещения которой неизвестные лица тайно похитили находящиеся на ее балансе компьютерные средства: 2 системных блока и монитор.

Признание лица потерпевшим по уголовному делу осуществляется на основании специального уголовно-процессуального акта – постановления дознавателя, следователя или суда. При этом фактическим основанием для вынесения такого решения будут являться достаточные данные о том, что:

– физическому лицу преступлением причинен физический, имущественный или моральный вред;

– юридическому лицу преступлением причинен вред имуществу или деловой репутации.

Обратим внимание: действующий УПК РФ впервые предусматривает возможность признания потерпевшим юридического лица. Подобная законодательная новелла была обусловлена переходом нашего государства к новым экономическим отношением, связанным с приватизацией существовавших и появлением большого количества новых негосударственных предприятий, учреждений, организаций.

Для участия в уголовном деле со стороны обвинения, для возможности отстаивать свои права и законные интересы законодатель наделяет потерпевшего целым комплексом процессуальных возможностей (ч. 2 ст. 42 УПК РФ). Так, например, потерпевший вправе: а) знать о предъявленном обвиняемому обвинении; б) давать показания, в том числе на любом языке, и при необходимости бесплатно пользоваться помощью переводчика; в) отказаться свидетельствовать против самого себя и близких родственников; г) представлять доказательства; д) заявлять ходатайства и отводы; е) иметь представителя; ж) участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя; з) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания; и) в предусмотренных случаях знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта; к) знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств; л) получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, признании его потерпевшим или об отказе в этом, о прекращении уголовного дела, приостановлении производства по уголовному делу, а также копии приговора суда первой инстанции, решений судов апелляционной и кассационной инстанций; м) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй и надзорной инстанций; н) выступать в судебных прениях; о) поддерживать обвинение; п) знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания; р) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда; с) обжаловать приговор, определение, постановление суда; т) знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и подавать на них возражения; у) ходатайствовать о применении мер безопасности; ф) осуществлять иные полномочия.

Как разъяснил Конституционный Суд, нормы уголовно-процессуального закона в своей системе не исключают права потерпевшего до окончания предварительного расследования по уголовному делу знакомиться с постановлениями о привлечении конкретных лиц в качестве обвиняемых, знать состав следственной группы, осуществляющей предварительное расследование по этому делу, а также знакомиться с постановлениями о назначении судебных экспертиз, независимо от их вида, с экспертными заключениями и поступившими от участников производства по уголовному делу жалобами и представлениями в случаях, когда ими затрагиваются его права и законные интересы (см. определение от 11 июля 2006 г. № 300-О).

Помимо этого потерпевший имеет право на возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в уголовном деле (ч. 3 ст. 42 УПК РФ).

Свои права потерпевший – физическое лицо может реализовывать как лично, так и через своего представителя. Причем наличие такого представителя не лишает потерпевшего возможности участвовать в уголовном деле самостоятельно (ч. 10 ст. 42 УПК РФ). А по уголовным делам, делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть лица, права потерпевшего переходят к близким родственникам (ч. 8 ст. 42 УПК РФ).

Как отметил Конституционный Суд, то обстоятельство, что в части 8 ст. 42 УПК РФ указывается на возможность перехода прав потерпевшего лишь к одному из его близких родственников, само по себе не может рассматриваться как основание для лишения прав всех иных близких родственников (определение от 18 января 2005 г. № 131-О).

В случае признания потерпевшим юридического лица его права осуществляет представитель (ч. 9 ст. 42 УПК РФ).

Законодатель закрепляет за потерпевшим и некоторые процессуальные обязанности. Так, в соответствии с частью 5 ст. 42 УПК РФ потерпевший не вправе: а) уклоняться от явки по вызову дознавателя, следователя и в суд; б) давать заведомо ложные показания или отказываться от дачи показаний, за исключением отказа свидетельствовать против самого себя и близких родственников, круг которых определен законом; в) разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден. Боле того, за неисполнение или ненадлежащие исполнение своих процессуальных обязанностей к нему могут быть применены уголовно-правовые или уголовно-процессуальные санкции. Например, при неявке потерпевшего по вызову субъекта уголовной юрисдикции без уважительной причины он может быть подвергнут приводу. А за отказ от дачи показаний, за дачу заведомо ложных показаний или за разглашение данных предварительного расследования потерпевший вообще подлежит уголовной ответственности в соответствии со статьями 307, 308 и 310 УК РФ.

33. Подробно см., напр.: Суд и правоохранительные органы: Учебник/ Под ред. Ю.К. Орлова. – М.: Юристъ, 2006. – С. 399–405. 34. Подробно этот вопрос будет рассмотрен в главе 14.

Статья 39. Руководитель следственного органа

СТ 39 УПК РФ

1. Руководитель следственного органа уполномочен:

1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;

2) проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

2.1) отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования;

3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;

4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;

5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;

6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;

7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном настоящим Кодексом;

7.1) возбуждать перед судом ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в случае, предусмотренном частью первой.1 статьи 214 настоящего Кодекса;

8) продлевать срок предварительного расследования;

9) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу, а также об осуществлении государственной защиты;

10) давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решения прокурора, вынесенного в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса;

11) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

12) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

2. Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными настоящим Кодексом.

3. Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

4. Руководитель следственного органа рассматривает в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства, а также письменные возражения следователя на указанные требования и сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений либо выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое в течение 5 суток направляет прокурору.

5. Полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные настоящей статьей, осуществляют Председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководители следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти).

Комментарий к Статье 39 Уголовно-процессуального кодекса

1. Руководитель следственного органа осуществляет в уголовном судопроизводстве функцию уголовного преследования, выступая при этом в качестве участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Реализуя функцию уголовного преследования, он обладает теми же полномочиями, что и следователь на досудебной части уголовного судопроизводства. (Более подробно см. комментарий к ст. 38 УПК РФ.) Но при этом в рамках реализации функции уголовного преследования основная задача полномочий руководителя следственного органа связана с осуществлением ведомственного процессуального контроля за процессуальной деятельностью следователя. Речь в данном случае идет о процессуальном контроле за принимаемыми процессуальными решениями и совершаемыми процессуальными действиями следователем при осуществлении им уголовно-процессуальной деятельности в ходе производства по уголовному делу. Для этого он наделен рядом полномочий по проверке материалов уголовных дел, поручению ведения предварительного следствия одному либо нескольким следователям, по даче указаний, обязательных для исполнения следователем, и др.

2. К основным полномочиям руководителя следственного органа, которые связаны с осуществлением процессуального контроля, действующее законодательство относит следующие:

1) дача поручений о производстве предварительного следствия следователю либо нескольким следователям. Речь в данном случае идет о принятии процессуального решения руководителем следственного органа в зависимости от сложности уголовного дела, объема производства следственных и иных процессуальных действий, от характера совершенного преступления и т.д. Создание следственной группы для производства предварительного следствия по данному уголовному делу. В этом случае в соответствии с ч. 2 ст. 163 УПК РФ руководитель следственного органа должен вынести постановление о создании следственной группы с перечислением всех следователей, а также с указанием, кто из следователей назначается руководителем следственной группы. Руководитель следственного органа вправе и изменять состав следственной группы. (Более подробно см. комментарий к ст. 163 УПК РФ.) Кроме того, руководитель следственного органа в зависимости от профессиональной подготовки следователя, его опыта, от сложности уголовного дела, объема производства следственных и иных процессуальных действий, от характера совершенного преступления поручает производство предварительного следствия конкретному следователю;

2) изъятие уголовного дела у следователя и передача его другому следователю. Основания изъятия уголовного дела у следователя могут быть всевозможные. Но в первую очередь они связаны с положениями УПК РФ. К таким основаниям относятся случаи, когда: уголовное дело подследственно другому следственному органу, в силу того что предварительное следствие должно производиться на территории юрисдикции другого следственного органа (ст. 152 УПК РФ), предварительное следствие должно производиться другим следователем в силу подследственности другим следственным органом (статья 151 УПК РФ), и т.д. При этом данное процессуальное решение и действие руководителем следственного органа должно быть обосновано. Свое процессуальное решение руководитель следственного органа оформляет в форме постановления. Руководитель следственного органа в соответствии с ч. 6 ст. 152 УПК РФ должен письменно уведомить прокурора о принятом процессуальном решении и совершенном процессуальном действии. Кроме того, данное процессуальное решение и действие следователем в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи может быть обжаловано руководителю вышестоящего следственного органа;

3) принятие уголовного дела к своему производству. В этом случае в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи руководитель следственного органа обладает всеми полномочиями следователя, которые предусмотрены ст. 38 УПК РФ;

4) проверка материалов сообщения о преступлении или материалов уголовного дела. Данное полномочие по осуществлению процессуального контроля руководителем следственного органа заключается в самостоятельной проверке материалов уголовного дела посредством рассмотрения соответствующих постановлений, которые находятся в контрольном производстве в следственном органе. При этом руководитель следственного органа при проверке материалов сообщения о преступлении или материалов уголовного дела должен сделать отметку в соответствующей карточке процессуального контроля <1>;
———————————
<1> См. в системе ГВСУ СК РФ: Инструкция об организации и осуществлении процессуального контроля в военных следственных органах Следственного комитета РФ, утвержденную Приказом заместителя Председателя СК — руководителя Главного военного следственного управления от 12 августа 2010 г. N 130.

5) отмена незаконного или необоснованного постановления следователя. Речь идет о том, что если постановление вынесено следователем незаконно или одновременно и необоснованно, то руководитель следственного органа обладает полномочиями об отмене данного постановления. Такое постановление руководитель следственного органа выносит в соответствии с п. 2 комментируемой статьи и ч. 6 ст. 148 УПК РФ об отмене постановления следователя об отказе в возбуждении уголовного дела и других случаях;

6) отмена по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконных или необоснованных постановлений руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования. Нередко в производстве у следственного органа имеются уголовные дела, по которым уже осуществлялась уголовно-процессуальная деятельность другими следователями, руководителями следственного органа либо дознавателями. В дальнейшем такие уголовные дела были переданы в соответствии с УПК РФ руководителю соответствующего следственного органа и находятся в производстве у следователя следственного органа либо у самого руководителя следственного органа. При этом в ходе дальнейшей уголовно-процессуальной деятельности по данному уголовному делу следователь либо сам руководитель следственного органа, выявив обстоятельства, свидетельствующие о том, что уже имеющиеся в уголовном деле постановления следователя, руководителя следственного органа либо дознавателя незаконны или одновременно необоснованны, руководитель следственного органа принимает процессуальное решение в форме постановления об отмене уже вынесенных постановлений;

7) в качестве особых полномочий по осуществлению процессуального контроля руководитель следственного органа вправе давать следователю указания по вопросам о направлении расследования. Реализация данного полномочия по осуществлению процессуального контроля в части направления расследования заключается в совместной со следователем выработке следственных версий, которые формируются в зависимости от следственной ситуации, и в зависимости от этого выработке дальнейшего плана расследования уголовного дела. Речь идет о начальном и дальнейшем этапе расследования по уголовному делу, а также, в зависимости от оснований принятия процессуального решения, о приостановлении либо прекращении уголовного дела; о производстве отдельных следственных действий; о привлечении лица в качестве обвиняемого; об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения; о квалификации преступления и об объеме обвинения. При этом все вышеназванные полномочия руководителя следственного органа в случае их реализации в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи могут быть обжалованы следователем руководителю вышестоящего следственного органа и приостанавливают их исполнение;

8) дача согласия следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения;

9) дача согласия следователю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения. Речь идет о реализации таких следственных и иных процессуальных действий, которые должны в соответствии со ст. 165 УПК РФ производиться на основании судебного решения;

10) разрешение отводов, заявленных следователю, а также его самоотводы. В соответствии со ст. ст. 61 и 67 УПК РФ разрешать заявленные отводы следователю имеет право только руководитель следственного органа;

11) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущены нарушения требований УПК РФ. За какие нарушения руководитель следственного органа имеет право отстранить следователя от дальнейшего производства предварительного расследования, действующий УПК не предусматривает. Как правило, речь идет о фальсификации доказательств, фальсификации процессуальных документов, которые связаны с пометкой процессуальных документов задним числом, запоздалым собиранием подписей и т.п. Кроме того, к таким нарушениям могут быть отнесены и прекращение уголовного дела и уголовного преследования, возвращение дела для производства дополнительного следствия или пересоставления обвинительного заключения, и т.д. Отстранение следователя от дальнейшего производства предварительного расследования возможно не только в случае допущения им нарушений требований УПК РФ, но и при нарушении им норм Конституции РФ, УК РФ, ГК РФ и других федеральных законов, которые так или иначе применяются при производстве предварительного расследования по уголовному делу. За данные нарушения следователь может нести не только дисциплинарную, но и уголовную ответственность, предусмотренную ст. ст. 299 — 304, 312 УК РФ;

12) отмена незаконных или необоснованных постановлений нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК РФ. Речь идет о том, что если процессуальные решения и действия руководителя следственного органа, которые он реализовал при осуществлении процессуального контроля в форме соответствующих постановлений, признаны вышестоящим руководителем следственного органа незаконными и, соответственно, необоснованными, то данное постановление отменяется посредством вынесения постановления;

13) продление срока предварительного расследования. Так, в соответствии со ст. 162 УПК РФ продление срока предварительного следствия свыше 2 месяцев осуществляется только на основании процессуального решения, которое принимает руководитель следственного органа;

14) утверждение постановления следователя о прекращении производства по уголовному делу. Речь идет о процессуальном решении следователя, которое он принимает при наличии оснований, предусмотренных ст. ст. 24 — 281 УПК РФ. Прекращение уголовного дела осуществляется в порядке, предусмотренном ст. ст. 212, 213 УПК РФ;

15) утверждение постановления следователя об осуществлении государственной защиты лиц, перечисленных в ст. 2 Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Порядок принятия мер государственной защиты осуществляется на основании постановления следователя, которое выносится в соответствии с ч. 3 ст. 11 и ч. 9 ст. 166 УПК РФ. При этом руководителю следственного органа в системе Следственного комитета РФ необходимо руководствоваться указанием Следственного комитета от 26 декабря 2008 г. N 6/206 «О порядке применения следственными органами Следственного комитета при прокуратуре РФ мер государственной защиты участников уголовного судопроизводства», а также рекомендациями, изложенными в информационном письме Следственного комитета от 24 декабря 2009 г. N 226-28538-09 «О положительном опыте государственной защиты участников уголовного судопроизводства»;

16) дача согласия следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК РФ, решения прокурора, вынесенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ. Содержание данных полномочий руководителя следственного органа связано с несогласием с прокурором о принятом им процессуальном решении, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ. (Более подробно см. комментарий к ст. 221 УПК РФ.) При этом само обжалование процессуального решения прокурора в соответствии с ч. 5 ст. 221 УПК РФ приостанавливает его исполнение;

17) возвращение уголовного дела следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования. Принятие такого процессуального решения руководителем следственного органа, как правило, связано с необходимостью изменить объем обвинения, изменить квалификацию действий обвиняемого <1>, пересоставления обвинительного заключения, устранения иных недостатков, которые были выявлены по данному уголовному делу. Данное процессуальное решение оформляется в форме постановления, о котором уведомляется обвиняемый, его защитник, потерпевшие. Кроме того, им должно быть разъяснено их право на обжалование и порядок обжалования данного постановления. При этом в соответствии с ч. 6 ст. 162 УПК РФ руководитель следственного органа продлевает срок предварительного следствия на один месяц со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока осуществляется в порядке, предусмотренном п. п. 4, 5 и 7 ст. 162 УПК РФ;
———————————
<1> В некоторых случаях, когда производство по уголовному делу осуществляется следователем в форме дознания, то и подозреваемого.

18) осуществление иных полномочий, которые предусмотрены УПК РФ. К таким полномочиям относится полномочие продлевать по ходатайству следователя до 10 суток срок доследственной проверки в стадии возбуждения уголовного дела, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий продлить этот срок до 30 суток (ч. 3 ст. 144), и т.д.

3. Некоторые полномочия руководителя следственного органа не связаны с осуществлением уголовного преследования при производстве по уголовному делу и осуществлением процессуального контроля. Руководитель следственного органа, осуществляя уголовно-процессуальную деятельность при производстве по уголовному делу, выполняет функции по административно-процессуальному руководству предварительного расследования. В связи с этим он организует и контролирует обязательное участие следователей, а в необходимых случаях и сам участвует в судебных заседаниях, когда необходимо судебное решение при производстве по уголовному делу. Кроме того, руководитель следственного органа должен организовать производство самого предварительного расследования. При этом руководитель следственного органа в соответствии с имеющимися полномочиями, предусмотренными УПК РФ, лично рассматривает сообщения о преступлении; участвует в проверке сообщения о преступлении; лично допрашивает подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом ходатайств, связанных с избранием, продлением, отменой или изменением меры пресечения, а также при возбуждении перед судом ходатайства о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, и т.д.

4. Ряд полномочий руководителя следственного органа в системе Следственного комитета РФ конкретизированы в Приказе Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. N 1 «Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации» <1>.
———————————
<1> .

5. Одновременно руководитель следственного органа может осуществлять функцию уголовного преследования, в связи с этим он вправе принимать уголовные дела к своему производству, производить предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя и (или) руководителя следственной группы, отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении предварительного следствия, и т.д. (Более подробно см. комментарий к ст. 38 УПК РФ.)

В России

История

Дореволюционный период

25 июля 1719 г. указом Петра I была создана следственная канцелярия гвардии майора Семеновского полка Михаила Ивановича Волконского. Таким образом он стал первым лицом, возглавившим независимое от органов государственной власти специализированное следственное подразделение России.

В СССР

В советский период процессуальный статус начальника следственного отдела был введён Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 14 декабря 1965 года. В соответствии с ним начальники наделялись следующими полномочиями: осуществление контроля за действиями следователей в части расследования уголовных дел, дача указаний о производстве отдельных следственных действий, передавать уголовное дело от одного следователя другому, создавать для расследования следственную группу.

В современной России

Изначально следственное подразделение возглавлял начальник следственного отдела, который преимущественно выполнял организационно-распорядительные полномочия. Процессуальное руководство предварительным следствием осуществлял прокурор. В ходе реформы уголовно-процессуального законодательства 2007 г. начальник следственного отдела был выведен из законодательства и заменён на новое лицо — руководителя следственного органа. Большинство полномочий по процессуальному контролю за следствием прокурором было передано руководителю следственного органа.

Текущий правовой статус

Уголовно-процессуальный кодекс России относит руководителя следственного органа к участникам уголовного процесса со стороны обвинения.

Российское законодательство предусматривает должности руководителей следственных органов в:

  • Следственном комитете Российской Федерации,
  • органах внутренних дел,
  • Федеральной службе безопасности

Полномочия руководителя следственного органа

Руководитель следственного органа вправе:

  • поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять её состав либо принимать уголовное дело к своему производству;
  • проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;
  • давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объёме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;
  • давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;
  • разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;
  • возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
  • осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ

Решение вопроса о возбуждении уголовного дела или привлечения в качестве обвиняемого отдельных категорий лиц, в отношении которых действует особый порядок производства по уголовным делам, входит в исключительную компетенцию руководителей следственных органов Следственного комитета Российской Федерации. В ряде случаев для этого требуется согласие другого государственного органа.
При осуществлении своей деятельности руководитель следственного органа также обладает полномочиями следователя и руководителя следственной группы.

> См. также

  • Следователь
  • День сотрудника органов следствия Российской Федерации

Что такое следственный орган

Данная структура входит в централизованную систему Следственного комитета РФ. Он разделен по субъектам страны, районам, городам и т.д. В обязанности этих государственных организаций входят расследование преступлений различной степени тяжести и установление личностей правонарушителей.

При этом сотрудники ведомства обязаны гарантировать всем участникам уголовных процессов соблюдение их прав и свобод, которые обеспечены им Конституцией РФ и прочими нормативными правовыми актами.

Однако эти органы не являются контролирующими и не имеют права разрешать гражданско-правовые или административные споры. Также в их функции не входит надзор за деятельностью прочих структур. Поэтому туда не следует обращаться с жалобами на бездействие сотрудников из других органов или ненадлежащее исполнение ими своих непосредственных обязанностей.

Подведомственность органа

Все следственные органы входят в состав Следственного комитета РФ. Это федеральный орган, который осуществляет свои полномочия в области уголовного судопроизводства, согласно законодательству РФ.

В функции СК РФ входят:

  • доследственная проверка по преступлениям, сообщения о которых поступают туда;
  • предварительное следствие по правонарушениям;
  • криминалистическое сопровождение расследований злодеяний;
  • судебно-экспертная деятельность;
  • контроль над процессом, проверка деятельности следственных органов и т.д.

Какими полномочиями наделен руководитель следственного органа

В полномочия руководителя следственного органа входят следующие действия:

  • поручать расследование по различным правонарушениям следователю или нескольким из них;
  • забирать дело у следователя и передавать другому, но с обязательными разъяснениями причин принятия подобного решения;
  • участвовать в создании следственной группы и изменять ее;
  • отменять решения следователя по прекращению расследования, если они не были обоснованы законодательно;
  • подавать ходатайства на имя прокурора на противоправные решения следователя.

Следователь и руководитель следственного органа — два должностных лица, которые сталкиваются с преступлениями различного типа. Они оба должны обеспечивать при этом все права участникам процесса, как потерпевшему, так и подозреваемому в совершении деяния.

В судебных процессах

Когда дело попадает в суд, начальник следственного органа должен продолжать осуществлять контроль над действиями следователей, которые продолжают свою работу над окончанием расследования или подготовки доказательной базы.

Он также рассматривает постановления прокуроров и частные определения судов, содержащие нарушения норм УПК РФ, если таковые имели место, а также жалобы на действия его сотрудников в ходе предварительного следствия. В соответствии с этим он принимает меры по устранению недостатков работы его структуры.

Ответственность за неисполнение обязанностей

Если руководитель данного ведомства не выполняет свои обязанности или ничего не предпринимает по какому-либо делу, он будет отвечать по ст. 293 УК РФ, которая трактует такое преступление со стороны должностных лиц как халатность.

По данной статье могут быть назначены такие наказания, как штраф, исправительные или обязательные работы, арест, запрет на занятие некоторых должностей или осуществление некоторых видов деятельности.

Как и куда можно пожаловаться

Если вы хотите пожаловаться на начальника этого ведомства, следует обратиться в центральный аппарат СК РФ. Для этого нужно либо записаться на прием к начальнику главного управления СК РФ, либо подать жалобу в приемную, либо отправить ее заказным письмом.

Следует составлять жалобу на руководителя следственного органа по образцу и указывать в ней суть претензии с детальным описанием противоправных действий или бездействия должностных лиц.

Следственный орган занимается расследованием преступлений различной степени тяжести, но не осуществляет контроль за прочими правоохранительными структурами. Процессуальное положение руководителя следственного органа включает контроль деятельности своих сотрудников и проверку соответствия ее действующим законодательным актам РФ.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *