Санация предприятия

Санация предприятия

Содержание

Какие мероприятия проводятся при санации предприятия

При проведении санации проводятся финансовые, экономические, производственные, технические, организационные и правовые мероприятий, которые направлены на то, чтобы достичь или восстановить платежеспособность, прибыльность и конкурентоспособность предприятия-должника на длительное время.

Особым пунктом в процедуре проведения санирования являются мероприятия, имеющие финансовый или экономический характер.

Финансово-экономические мероприятиям отражают характер финансовых отношений, которые возникают на протяжении процесса мобилизации и использования внутренних и внешних источников санации предприятий.

Ими могут выступать средства, которые были получены с условиями займов и собственности, на основании возвратном или безвозвратном.

Главная цель финансовой санации в оптимизации финансового потока предприятий, заключается в следующем.

Финансовая санация должна:

  • покрыть текущие убытки и устранить (ликвидировать) их причины;

  • восстановить или сохранить ликвидность и платежеспособность предприятия;

  • сократить все виды задолженностей;

  • улучшить структуру оборотного капитала;

  • сформировать фонды финансовых ресурсов, которые необходимы для того, чтобы провести мероприятия производственного, технического и организационного характеров.

При этом финансовая санация, как правило, осуществляется в несколько этапов.

Санационные мероприятия, обладающие организационным или правовым характером имеют направленность на улучшение организационных структур предприятий, организационных или правовых форм ведения бизнеса, улучшение качества менеджмента, а также на то, чтобы освободить предприятие от производственных структур, не являющихся продуктивными, улучшить отношения между членами трудового коллектива.

Санирование с ориентацией на реорганизацию задолженности

Отметим, что при выборе этого вида санации статус юридического лица остается неизменным.

Такой вид санации применяется для устранения неплатёжеспособности предприятия.

Он может быть осуществлен только в том случае, если состояние неплатежеспособности предприятие носит временный характер.

Тогда долговые обязательства предприятия будут погашаться за счет средств, поступающих из бюджета государства (если речь идет о санировании предприятия, принадлежащего государству).

Кроме этого, коммерческий банк, у которого стоит на обслуживании данное предприятие, может выдать этому предприятию целевой банковский кредит.

Такой кредит могут выдать после проведения аудиторской проверки.

Также помощь может предоставляться с другой стороны (долг предприятия может быть переведен на другое юридическое лицо, которое желает принять участие в санировании предприятия-должника).

Помимо этого, исходя из гарантий, установленных санатором, предприятием могут дополнительно выпустить облигации или другой вид ценных бумаг.

Стадия наблюдения в несостоятельности юридического лица

Законом Российской Федерации «О несостоятельности(банкротстве)» определен четкий механизм и последовательность введения этапов банкротства юридических лиц. Самым важным из пяти законодательно установленных стадий процедуры является наблюдение, результаты которого определяют дальнейшую судьбу организации. Наблюдение является подготовкой для запуска процесса ликвидации либо оздоровления компании и носит обязательный характер, что нельзя сказать о других этапах банкротства предприятия.

Когда вводится процедура наблюдения при банкротстве предприятия?

Введению стадии наблюдения при банкротстве предприятия предшествует принятие арбитражным судом ходатайства об инициировании процесса и проведение проверки на соответствие организации критериям банкротства:

  • сумма долга перед кредиторами составляет более 300 000 рублей;
  • просрочка по выплатам кредитору составила более 90 дней.

Организация может самостоятельно подать заявление о несостоятельности и признать свою неплатежеспособность или же инициатором процесса может выступать кредитор, желающий погасить свою дебиторскую задолженность.

К сведению Следует знать, что провоцирование процедуры о несостоятельности в корыстных целях, таких как сокрытие фактов хищения имущества и средств юридического лица или уклонение от обязательств перед контрагентами, является незаконным. Фиктивная несостоятельность может обернуться для руководителя компании уголовным наказанием, если его действия либо бездействие повлекли за собой долги или иной ущерб.

Проверка обоснованности заявления о банкротстве предприятия требует изучения судом финансовой отчетности компании. Бланки отчетности на дату, предшествующую текущему отчетному периоду, организация-должник как ответчик обязана предоставить в обязательном порядке в пятидневный срок после требования суда.

Информация Всего от подачи заявления до внедрения судом стадии наблюдения процедуры несостоятельности может пройти не более 30 дней, если решение не было обжаловано компанией-ответчиком.

Запуская процедуру наблюдения, суд преследует следующие цели:

  • анализ исков кредиторов, подсчет общего размера задолженностей и формирование списка;
  • обеспечение максимальной сохранности имущества юридического лица;
  • определение дальнейшего направления деятельности компании либо ее прекращение.

При незаконном привлечении денежных средств в отношении юридических лиц применение стадии наблюдения, как и само банкротство невозможно. Также вводить наблюдение как этап банкротства нельзя, если организация запустила процесс ликвидации.

Как проводится наблюдение при несостоятельности юридического лица?

Статья 28 ФЗ 128 обязывает информировать действующих и потенциальных контрагентов юридического лица об инициировании стадии наблюдения путем опубликования соответствующих данных в газете “Коммерсантъ”, которую Правительство определило официальным изданием. О начале процедуры несостоятельности предприятия также должны быть уведомлены банки, в которых имеется действующий расчетный счет должника, налоговый орган по месту регистрации, судебные приставы и иные контролирующие органы.

В период процедуря наблюдения деятельность организации осуществляется в прежнем режиме, за исключением некоторых ограничений:

  1. юридическое лицо не вправе проводить реорганизацию либо открывать дополнительные филиалы;
  2. запрещен выпуск ценных бумаг и перепродажа акций компании;
  3. состав учредителей не может быть изменен;
  4. запрещено перечисление дивидендов владельцам акций;
  5. имущественные сделки ограничены суммой, равной не более 5% от балансовой стоимости активов юридического лица.

Информация Наблюдение в банкротстве как оценочный этап не лишает руководителей должности и основных полномочий, но ограничивает их в принятии решений по вопросам, касательно выдачи займов, кредитов, предоставления поручительств. В перечисленных случаях руководителю придется согласовывать свои решения и предпринимать любые действия только с письменного разрешения независимого участника процесса — временного управляющего.

Временный управляющий в процедуре банкротства предприятия

Руководить стадией наблюдения при банкротстве юридического лица должен независимый эксперт, назначаемый арбитражным судом — временный управляющий. Управляющий в процессе своей работы должен выполнять ряд следующих задач:

  1. контроль действий и решений руководства для исключения фиктивности банкротства;
  2. анализ финансовых показателей организации;
  3. формирование списка кредиторов и проведение первого собрания;
  4. подготовка заключения и рекомендаций по результатам проверки.

Для выполнения перечисленных задач временный управляющий имеет право получить доступ к любой документации организации, в том числе и содержащей конфиденциальные данные. Отказ в предоставлении доступа со стороны руководства юридического лица расценивается как воспрепятствование работы управляющего в процедуре наблюдения и сокрытие достоверных данных.

Чтобы определить суммарную задолженность юридического лица перед его кредиторами временный управляющий формирует реестр должников, который фиксирует требования каждого отдельного кредитора и в зависимости от размера долга определяет его долю голоса. Реестр формируется в течение всей процедуры, однако кредиторы, предъявившие свои требования в первые 30 дней с момента введения наблюдения, входят в первое собрание кредиторов и имеют право голоса при принятии решений о дальнейшей судьбе должника.

Дата проведения собрания с целью совместного определения дальнейшей деятельности юридического лица назначается временным управляющим не позднее 10-ти дневного срока до окончания процедуры. На собрании управляющий озвучивает результаты собственной финансовой проверки и рекомендует варианты выхода из сложившейся ситуации, которые могут быть приняты либо оспорены кредиторами. Решение по каждому из выдвинутых вопросов принимается путем голосования. Результаты голосования и перечень вопросов фиксируется в протоколе процедуры наблюдения, который временный управляющий должен в пятидневный срок передать в арбитражный суд. К основным рассматриваемым вопросам относятся:

  1. определение дальнейших действий относительно должника — введение следующего этапа банкротства либо полное прекращение процедуры, что снимает все ограничения с деятельности организации и восстанавливает полномочия руководителя;
  2. если не было принято мировое соглашение и процесс признания несостоятельности перешел на следующий этап, большинством голосов назначается ответственный за его проведение арбитражный управляющий. Кроме того из числа присутствующих на собрании определяется кредиторский комитет, который будет представлять интересы всех кредиторов и назначается держатель реестра.

По завершении наблюдательного этапа формируется пакет документов, который временный управляющий должен передать в арбитражный суд для принятия окончательного решения о прекращении процедуры банкротства либо введении следующего этапа. Пакет документов включает отчет о деятельности управляющего, его экспертное заключение и рекомендации, а также протокол собрания кредиторов.

К сведению Что касается вознаграждения временного управленца, то его размер определяется в арбитражном суде при назначении его на должность в соответствии со статьей 20.7 закона о банкротстве. Вознаграждение выплачивается за весь срок процедуры, обязанность по его уплате ложится на должника.

Сколько длится процедура наблюдения при банкротстве организации?

Максимальный срок с момента принятия арбитражным судом заявления до передачи результатов наблюдения временным управляющим составляет 7 месяцев. Из этого срока месяц уходит на обоснование заявления и назначение судом управляющего и полгода непосредственно на его работу. На практике длительность этапа в среднем составляет 4-5 месяцев.

Если во время наблюдения юридическое лицо и его кредиторы сумели найти выход из ситуации и заключили мировое соглашение, по ходатайству кредиторов процедура наблюдения прекращается досрочно.

Права и обязанности участников наблюдения при несостоятельности юридического лица

На этапе наблюдения при банкротстве юридического лица участниками процедуры являются следующие субъекты:

  • юридическое лицо, являющееся ответчиком в данном процессе;
  • кредиторы организации;
  • временный управляющий.

Права и обязанности каждого из субъектов процедуры наблюдения регламентированы законодательством и для удобства восприятия представлены в таблице 1.

Таблица 1. Права и обязанности участников процедуры наблюдения

Субъект Имеет право: Обязан:
Должник
  • самостоятельно начать процесс признания несостоятельности;
  • осуществлять деятельность в период наблюдения с учетом введенных ограничений;
  • ознакомиться с заключением управляющего;
  • оспаривать решение арбитражного суда в установленном порядке.
  • соблюдать установленные судом ограничения;
  • действовать по согласованию с временным управляющим;
  • предоставлять все запрашиваемые документы управляющему;
  • не препятствовать работе управляющего;
  • оплачивать все расходы, связанные с процессом.
Кредиторы
  • подать заявление о начале процедуры банкротства;
  • участвовать в собрании кредиторов и изучать результаты работы управляющего;
  • выдвигать свою кандидатуру при формировании комитета кредиторов;
  • оспорить решение суда.
  • предоставить документальное обоснование иска;
  • предоставлять достоверные данные;
  • соблюдать закон о банкротстве и иные законодательные акты в период проведения процедуры.
Временный управляющий
  • изучать любые документы, связанные с деятельностью юридического лица;
  • осуществлять контроль за работой организации и ее руководителями;
  • получить вознаграждение, установленное законом о банкротстве;
  • отказаться от участия в банкротстве, подав соответствующее заявление в суд.
  • провести независимую оценку деятельности организации и предложить в качестве рекомендации мероприятия для выхода из сложившейся ситуации;
  • контролировать действия и решения руководства;
  • формировать реестр кредиторов;
  • провести совет первых кредиторов и зафиксировать его результаты в протоколе;
  • предоставить в арбитражный суд отчетную документацию.

Соблюдение прав и обязанностей участниками процесса установления несостоятельности юридического лица сокращает его длительность, исключая возникновения спорных ситуаций и дополнительных судебных разбирательств.

Последствия процедуры наблюдения при банкротстве предприятия

Этапу наблюдения не случайно отводится большая доля от общей длительности процесса банкротства юридического лица. Опираясь на последствия работы временного управляющего и протокол первого собрания, арбитражный суд определяет дальнейшие действия в отношении должника. Последствия полугодового наблюдения в зависимости от принятого в суде решения могут нести как негативный, так и позитивный посыл.

При заключении мирового соглашения между юридическим лицом и его кредиторами стороны самостоятельно оговаривают условия погашения долгов, такие как выплата долга частями, поставка дополнительного объема продукции или услуг или передача кредитору имущества, эквивалентного размеру задолженности, и возможности дальнейшего сотрудничества. В этом случае процесс признания несостоятельности юридического лица прекращается, и организация получает право осуществлять прежнюю деятельность. Однако несвоевременная выплата долгов и иски кредиторов негативно отражаются на репутации компании, что может привести к недостатку контрагентов для осуществления дальнейшей деятельности.

Если же к мирному соглашению прийти не удалось, на основании предоставленных документов о результатах наблюдения по решению суда осуществляется переход к одной из возможных стадий банкротства:

  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство.

Следует отметить, что переход к следующему этапу не всегда означает крах компании и признание его полной несостоятельности. Напротив, если наблюдение было направлено на анализ текущей ситуации и разработку мероприятий, направленных на решение проблем, то последующие стадии включают конкретные действия, направленные на стабилизацию платежеспособности организации, возврат существующих долгов и преодоление кризисного периода.

Информация Что касается последствий процедуры наблюдения для сотрудников организации, то на данном этапе они продолжают выполнять свои обязанности и работают в прежнем режиме. Но это не лишает их права при желании поменять место работы.

Банкротство является весьма сложным и дорогостоящим процессом, требующим четкого соблюдения действующего закона “О банкротстве” в последней редакции. Особое внимание требуется уделить этапу наблюдения как основополагающему при определении дальнейшей стратегии деятельности юридического лица.

1. Понятие, признаки и цели банкротства

Банкротство как правовое явление возникло в РФ и странах ближнего зарубежья относительно недавно.

Ещё 25 лет назад никакой законодательной базы для признания компаний и частных лиц финансово несостоятельными не существовало, поскольку рыночная экономика только начала своё становление на просторах бывшего СССР.

Первый закон о банкротстве был принят в 1992 году. С тех пор нормативные акты много раз менялись, так как менялась экономическая действительность в России и соседних странах.

Сегодня в РФ действует «Закон о несостоятельности» от 2002 года.

До октября 2015 года стать банкротами могли только юридические лица – компании, фирмы, организации. В связи с развитием института кредитования назрела необходимость в изменении правовых нормативов.

Сегодня объявить себя банкротом могут и рядовые граждане – физические лица и индивидуальные предприниматели. Закон о банкротстве физлиц нацелен на цивилизованное решение вопросов, связанных с нарушением долговых обязанностей.

Подробнее о том, что такое банкротство – в соответствующей статье ресурса.

Цели и виды банкротства

Сразу скажу, что банкротство как факт не освобождает от долгов. Финансовая несостоятельность фирм и граждан – это возможность выполнить обязательства по долгам альтернативными способами и хотя бы частично освободиться от давления со стороны кредиторов.

Пока должник обладает недвижимым и движимым имуществом, он будет продолжать рассчитываться по долгам, пока не погасит их полностью. Другое дело, что форма погашения задолженности будет принципиально иной.

Для предприятий долгосрочной целью банкротства является либо закрытие, либо кардинальная реорганизация бизнеса. Частные лица инициируют процедуру несостоятельности с целью прекратить прогрессирующий рост долгов по кредитам.

В настоящее время наблюдается массовый кредитный дефолт – люди, которые в своё время набрали потребительских и ипотечных займов, в период кризиса испытывают трудности с выплатой долгов.

Если говорить простым языком, доходы населения упали, стоимость жизни возросла, а долговые обязательства стали трудновыполнимыми.

Не улучшились дела и юридических лиц: кризис последних лет привёл к разорению множество компаний, особенно в сфере малого и среднего бизнеса.

Я как рядовой гражданин лично наблюдаю чуть ли не ежеквартальную смену вывесок в офисном здании напротив окон собственной квартиры – предприятия въезжают в новое помещение и уже через несколько месяцев сворачивают свою деятельность ввиду банкротства.

Есть несколько видов банкротства:

  1. Реальное банкротство – когда компании не могут восстановить свою платежеспособность самостоятельно в результате финансовых потерь. У предприятий просто нет капитала, чтобы вести полноценную деятельность.
  2. Временное банкротство (оно же условное) – когда активы предприятия повышаются, а пассивы наоборот. Такое происходит, если, например, у компании скопились излишки нереализованной продукции.
  3. Ложное банкротство. Намеренное объявление о своей несостоятельности с целью ввести в заблуждение кредиторов или добиться с их стороны послаблений и льгот. Данный вид деятельности преступен и чреват уголовной ответственностью.
  4. Умышленное банкротство – ещё один вид противоправных деяний. Преднамеренное банкротство осуществляется владельцами компаний с целью личной наживы или в интересах других лиц.

Задача судебных органов – как раз понять, с каким видом банкротства они имеют дело и инициировать соответствующую правовую процедуру.

Признаки банкротства

Главный признак несостоятельности компании или гражданина – неплатежеспособность: лицо не может оплачивать свои кредитные счета и имеет долги по кредитам. В наличии явная нехватка финансовых средств, а расходы превышают доходы. Это формальные признаки банкротства.

Есть и неформальные симптомы разорения, которые можно заметить до наступления реальной финансовой несостоятельности.

К ним относятся следующие факты:

  • в бухгалтерских документах во множестве присутствуют неточности;
  • отчетные бумаги подаются с опозданием;
  • внешний баланс предприятия меняется;
  • долги по зарплате сотрудникам растут;
  • выплаты инвесторам компании задерживаются или прекращаются;
  • меняется ценовая политика.

Лица, заинтересованные в выяснении финансового состояния фирмы, могут инициировать дело о банкротстве в суде, если получат на это соответствующие полномочия.

О банкротстве юридических лиц на сайте есть отдельная статья.

2. Как происходит признание банкротом предприятия – основные этапы

Процесс банкротства длителен и проводится поэтапно. Для открытия дела понадобится заявление о признании банкротства от должника, кредиторов или других уполномоченных органов.

Поскольку несостоятельность часто используется руководителями компаний с преступными целями, задача судебных инстанций – выяснить, каков на самом деле финансовый статус компании.

Специальные представители суда тщательно расследуют обстоятельства банкротства и фиксируют все признаки разорения.

После предварительной оценки назначается одна из процедур банкротства:

  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

Процедуры (или этапы) не всегда идут в указанном порядке.

Иногда после наблюдения и финансового оздоровления сразу переходят к конкурсному производству или уже на первой стадии стороны заключают мировое соглашение. В таких случаях другие этапы уже не нужны.

А теперь – в подробностях о процедурах банкротства.

Этап №1. Наблюдение

Приоритетная цель наблюдения – анализ финансового статуса компании. Деятельность компании продолжается, но в неё вносятся некоторые изменения. Например, ограничивается в правах руководитель фирмы, а его функции частично берет на себя временный управляющий.

Данное лицо назначается арбитражным судом: его деятельность регламентирована нормативными документами и направлена на всестороннее и объективное рассмотрение сложившейся на предприятии ситуации.

Управляющий и выступает главным наблюдателем: его цель – беспристрастная оценка и компетентные решения.

Характерные особенности «наблюдательного» периода:

  • дела, связанные со штрафными санкциями и взысканиями, временно приостанавливаются, что даёт возможность продолжать работу в спокойном режиме;
  • временно снимается арест на имущество;
  • все важные решения по дальнейшей работе предприятия принимаются на собрании кредиторов.

Временный управляющий действует от имени арбитражного суда. В его компетенции решить, требуется ли отстранить от дел её действующего директора. В ряде случаев именно неграмотное (или даже преступное) руководство становится причиной финансового кризиса на предприятии.

Временный управленец обладает почти неограниченными правами на производстве, однако имеет и ряд обязанностей. Он вправе получать любые сведения, в том числе секретные, связанные с деятельностью компании-должника.

Длительность этапа наблюдения регламентирована законом: сроки ограничены семью месяцами.

По завершению наблюдения временный уполномоченный передаёт в арбитраж отчёт, в котором представлены:

  • сведения о финансовых делах должника;
  • информация о возможности (или невозможности) восстановления платежеспособности организации;
  • требования и предложения кредиторов.

Суд определяет целесообразность проведения дальнейших процедур банкротства и выбирает направление деятельности.

Этап №2. Финансовое оздоровление

Прежде чем объявить компанию банкротом, арбитражный суд предпринимает попытки восстановить её функциональность. Проводится финансовое оздоровление предприятия – такая деятельность направлена на восстановление его платежеспособности с целью погашения долга по установленному графику.

Успешная «реанимация» компании зависит от слаженной работы специалистов со стороны собственника, кредиторов и представителей арбитражного суда. На общем собрании сторон составляется и утверждается предварительный план оздоровления.

На период санации отменяются:

  • штрафы и пени за просрочку по кредитам;
  • выплаты дивидендов по ценным бумагам предприятия;
  • аресты на имущество компании.

Для восстановления работоспособности должника требуется время. Максимальная длительность стадии оздоровления – 2 года. Если за такой срок платежеспособность субъекта не возвращается к норме, арбитражный суд продолжает свою работу.

Этап №3. Внешнее управление

Следующий шаг нельзя рассматривать как обязательную стадию банкротства. Внешнее управление вводится судом только в том случае, если это может помочь должнику восстановить свой финансовый статус и возобновить продуктивную деятельность.

Этап внешнего управления длится 12 месяцев и при необходимости продляется ещё на полгода. На это время руководство организации-должника отстраняется от своих обязанностей. Управление предприятием переходит в руки назначенного судом лица – внешнего управляющего.

На время вынужденной смены руководства вводится мораторий на удовлетворение кредитных требований: долги не выплачиваются, что даёт компании возможность действовать без давления со стороны.

В то же время прекращаются полномочия управляющих органов – совета директоров, собрания вкладчиков, комитета участников. Функции этих органов берёт на себя внешний управляющий.

Руководство обязуется в течение трёх дней передать этому лицу бухгалтерские документы, штампы, печати и прочие атрибуты власти.

Приступив к руководству, управляющий составляет план своих действий и направляет его в арбитражный суд. После этого федеральный орган утверждает этот план или корректирует его.

В документе должны быть представлены:

  • меры по устранению признаков банкротства;
  • порядок реализации этих мер;
  • расходы должника;
  • примерные сроки восстановления платежеспособности.

Какие меры обычно принимают внешние управляющие, чтобы реабилитировать потенциального банкрота?

Наиболее эффективными считаются следующие:

  • перепрофилирование предприятия;
  • закрытие нерентабельных цехов и производств;
  • взыскание задолженности с потребителей и покупателей;
  • частичная продажа имущества;
  • пересмотр ценовой политики;
  • увеличение уставного капитала компании (за счет третьих лиц или взносов участников);
  • выпуск и реализация дополнительного тиража ценных бумаг.

Длительность этапа внешнего управления – не более 18 месяцев.

Этап №4. Конкурсное производство

Финальная процедура банкротства (если стороны не пришли к мирному соглашению).

На данном этапе реализуются активы предприятия, а сама компания прекращает свою деятельность.

О ликвидации предприятия на нашем сайте есть развернутый и подробный материал.

На этапе конкурсного производства компания полностью отстраняется от управления своим имуществом. Реализацией собственности должника занимается назначенное судом лицо. Имущество компании распродаётся на свободных торгах. Приобрести его могут все желающие.

Благодаря развитию информационных технологий появилась возможность вести торги онлайн. Если вы хотите приобрести имущество разорившихся компаний, достаточно зайти на сайт единого реестра банкротов РФ и посетить соответствующий раздел.

Средства, вырученные на аукционе, направляются кредиторам и сотрудникам компании, перед которыми имеется задолженность по зарплате. Часть выручки уходит на покрытие судебных издержек.

Этап №5. Мировое соглашение

Данный этап значится в нашем списке под номером 5 чисто номинально. Мировое соглашение можно заключить на любой стадии банкротства – во время наблюдения или даже после объявления конкурсного производства.

Судебные споры прекращаются на основании взаимных уступок. Мирное урегулирование возможно только при наличии свободного волеизъявления обеих сторон – должников и кредиторов.

Пример

Компания имеет долг перед кредиторами в размере 500 000 рублей. После открытия дела о банкротстве руководством (или временным управляющим) принято решение реализовать излишки продукции по сниженной цене и погасить задолженность.

Кредиторы находят такое решение приемлемым и заключают с должником мирное соглашение о прекращении взысканий. Стороны довольные расходятся по домам.

Соглашение – полноценный юридический документ, который подписывают кредиторы и представители руководства фирмы-должника. Если компания по каким-то причинам нарушает условия договора, кредиторы вправе расторгнуть соглашение и возобновить дело о банкротстве.

Для наглядности представляю процедуры банкротства в виде таблицы:

Процедуры (этапы) банкротства Цель Длительность
1 Наблюдение Анализ финансового положения юридического субъекта до 7 месяцев
2 Санация (финансовое оздоровление) Восстановление платежеспособности компании не больше 2 лет
3 Внешнее управление Восстановление нормальной работы предприятия не более 18 месяцев
4 Конкурсное производство (торги) Ликвидация активов компании, возвращение долгов до 12 месяцев (+ ещё полгода при необходимости)
5 Мировое соглашение Мирное решение кредитного вопроса бессрочно

Как проходит упрощенная процедура банкротства

Допускается проведение упрощенной процедуры – фирма ликвидируется в кратчайшие сроки с минимальными финансовыми потерями для собственника.

Обычно такую схему используют небольшие предприятия с минимальными активами в виде имущества и денежных средств. Срок ускоренной ликвидации – 5-7 месяцев.

Никаких попыток санации и внешнего управления. После оперативного анализа бухгалтерских и финансовых бумаг фирмы суд принимает решение о ликвидации субъекта и переходит к конкурсному производству.

3. Как объявить себя банкротом физическому лицу – пошаговая инструкция

Коротко о том, как стать банкротом физлицам – рядовым гражданам и индивидуальным предпринимателям.

Закон о банкротстве частных лиц вступил в силу в октябре 15 года. До этого такими делами занимались коллекторы и судебные приставы, что часто приводило к конфликтным ситуациям. Сегодня вопрос несостоятельности граждан решается более цивилизованным путём.

Все подробности – в публикации «Банкротство физлиц».

Шаг 1. Оценить вероятность банкротства

Оценка вероятности банкротства проводится гражданином на основании анализа собственного финансового состояния.

Если физлицо теряет часть ежемесячных доходов и понимает, что в ближайшие месяцы долги по кредитам будут расти, самое время – подумать о признании банкротства. Для подачи заявления сумма долгов должна превышать полмиллиона рублей.

Несостоятельность не освобождает от долговых обязательств, но позволяет должникам хотя бы частично освободиться от психологического давления со стороны кредиторов.

Шаг 2. Подготовить документы в арбитраж

Список документов для предоставления в арбитраж стандартный и регламентируется законом.

Должнику понадобятся:

  • справки, подтверждающие наличие долга;
  • опись собственного имущества (составленная по форме и заверенная нотариусом);
  • справка о доходах;
  • выписка из банка о состоянии счета;
  • личные документы (удостоверение личности, свидетельство о браке и т.д.).

К пакету прикладывается составленное по утвержденной форме заявление.

Шаг 3. Дождаться результатов рассмотрения заявления

Все решения касательно несостоятельности граждан принимаются арбитражным судом.

Для информации

Такие суды работают далеко не во всех городах РФ, а только в региональных центрах. Кроме затрат на поездку, должникам придётся платить из своего кармана финансовому управляющему и покрывать судебные издержки.

Анализом реального финансового состояния гражданина занимается уполномоченное судом лицо. Финансовый управляющий должен установить признаки банкротства, рассмотреть возможность реструктуризации долга и при необходимости провести независимую оценку имущества гражданина.

Шаг 4. Согласовать график реструктуризации долга

Реструктуризация, как это следует из самого слова, есть изменение структуры долговых обязательств физлица. Под этим термином подразумевается также ряд мероприятий, призванных стабилизировать денежные дела гражданина.

Типичные действия такого плана – уменьшение размеров ежемесячных выплат с параллельным увеличением срока кредита, отмена репрессивных мер со стороны кредиторов на период реструктуризации.

Шаг 5. Реализовать имущество

Продажа личного имущества с молотка возможна после официального объявления должника банкротом. Торги назначаются, если реализация не дала нужного результата или доходы гражданина не позволяют погасить задолженность в необходимом объёме.

На аукцион выставляются ценные и ликвидные активы – транспортные средства, недвижимость, драгоценности, предметы роскоши, техника. Отнять у физлица единственную жилплощадь кредиторы и суды не вправе, но они могут потребовать выделения доли в совместно нажитом в законном браке имуществе.

В нашем журнале есть подробная статья о том, как объявить себя банкротом.

4. Сопровождение процедур банкротства – кто может оказать квалифицированную помощь

Признание несостоятельности требует затрат времени, сил, нервной и психической энергии. Чтобы процедура прошла гладко и с минимальными издержками, советую доверить сопровождение банкротства специалистам.

В онлайн и оффлайн режиме сегодня действует множество фирм, занимающихся профессиональной помощью по банкротству. Такие компании ведут дела юридических и физлиц, сокращая их расходы и помогая добиться наиболее оптимальных судебных решений.

Специалисты работают на стороне должника и оказывают услуги по оформлению документов, сокращению сроков дела, соблюдению юридической чистоты процесса.

Сопровождением банкротства занимаются следующие организации:

1) Национальный Центр Банкротства

Фирма работает в столице и регионах, проводит онлайн-консультации для своих клиентов. Не упустите возможность проконсультироваться удаленно.

2) СТОП-Кредит

Компания, специализирующаяся на спорах граждан и юридических лиц с кредитными организациями. Если у вас возникли проблемы с кредитными организациями или есть просрочки (большие задолженности), то вам сюда.

3) Всероссийская Служба по Банкротству

Фирма с филиалами во многих городах РФ, работающая с клиентами непосредственно в офисах и дистанционно. Даже из самых удаленных уголков нашей страны вы можете воспользоваться услугами этой организации.

4) Адвокатская консультация

Компания с сетью филиалов и головной конторой в Санкт-Петербурге. Особенно удобно обращаться в эту компании жителям «северной столицы».

5) ЦВД

Юридический супермаркет: защита граждан в любых юридических и финансовых спорах. Широкий спектр услуг компании поможет решить практически любую вашу задачу.

6) Игорь Носков – адвокат по банкротству

Если вы находитесь в Москве, юрист по банкротству Носков Игорь Юрьевич окажет квалифицированную юридическую помощь и защитит интересы предпринимателей и компаний, оказавшихся в спорной или затруднительной ситуации. Если ваша проблема связана с банкротством, подрядом, недвижимостью, оказанием услуг, торговлей или денежными обязательствами, вы пришли по адресу. «Если судиться, то побеждать» — это принцип, которому Игорь Юрьевич следует в своей работе, а десятки выигранных дел говорят сами за себя.

Немного о том, сколько стоят услуги таких компаний. Цены определяются сложностью дел и прочими объективными обстоятельствами. Для компаний стоимость услуг достигает нескольких сотен тысяч рублей, гражданам банкротство обходится несколько дешевле (30 000 – 100 000 руб.).

Для наглядного представления рекомендую посмотреть видео о профессиональной помощи должникам.

Понятие

Что такое санация предприятия? Это работа по преодолению кризиса компании-должника. Цели процедуры:

  • избежать банкротства и возобновить платежеспособность несостоятельного предприятия;
  • покрыть текущие расходы;
  • избавиться от задолженностей и улучшить структуру оборотного капитала;
  • устранить причины, спровоцировавшие несостоятельность.

Санация применяется только в том случае, если компания имеет необходимые ресурсы и возможности для восстановления финансовой стабильности. Чтобы выявить возможность санирования предприятия-должника, специальной комиссией проводится анализ деятельности компании. В результате санации компания может получить финансовую помощь.

Выделяют две формы проведения процедуры: судебная санация и досудебная санация.

Первая форма (досудебная санация) применяется в нескольких случаях:

  • если компания в целях предотвращения ликвидации обращается ко внешней помощи самостоятельно до начала судебного процесса;
  • если должник сам обратился в суд о признании несостоятельности и предложил готовый план санации предприятия;
  • если суд принял решение о санировании на основании обращения от лиц, желающих исполнить финансовые обязательства за должника.

Судебная санация проводится через арбитражный суд. Открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство регулируются законодательными нормами РФ. В законе о несостоятельности юридических лиц Российской Федерации данная форма санации называется внешним управлением и сопровождается передачей руководства компанией в руки внешнему управляющему, назначенному арбитражным судом.

Виды

Досудебная санация дает предприятию возможность восстановить платежеспособность за счет финансовой помощи кредиторов или государства. В зависимости от размера средств, ресурсов и степени кризиса в целях предотвращения банкротства применяется следующие виды санации: с изменением статуса компании и без него.

Реорганизация долга без изменения юридического статуса предприятия – это возможность сохранить фирму. В этом случае компания не утрачивает свой статус и название. Условия проведения санации без изменения юрлица: если кризис предприятия носит временный характер. Особенности этого вида санирования:

  • Чтобы восстановить его платежеспособность, кредиторы или государство выделяют средства.
  • Погашение задолженности осуществляется за счет активов фирмы;
  • реструктуризация долгов.
  • Другое юридическое лицо берет на себя часть финансовых обязательств компании-должника.
  • Выпуск ценных бумаг.

Санация с изменением статуса используется в том случае, если невозможно реорганизовать долг и использовать внешнюю помощь. Способы санации:

  • Сдача компании в аренду. Вариант применяется в отношении государственных компаний. Предприятие передается во временное пользование вместе с долгами.
  • Приватизация. Применима для муниципальных и государственных организаций. Влечет за собой передачу компании частному лицу.
  • Преобразование. Проводится только по решению учредителей. Компания меняет свой статус на акционерное общество.
  • Слияние. Предприятие становится частью другой компании.
  • Разделение. Применяется в том случае, если организация занимается несколькими отраслями деятельности.
  • Поглощение. Компания-санатор, которая поглощает несостоятельное предприятие, получает активы должника и имущество. Санируемая фирма становится дочерней компанией.

Наиболее благоприятной для должника формой проведения санации является процедура, при которой статус юридического лица не меняется. В этом случае компания получает поддержку кредиторов и иных лиц и не утрачивает своей самостоятельности.

Этапы проведения

Досудебная санация – это трудоемкий и сложный процесс, который состоит из нескольких этапов. Рассмотрим роль и порядок проведения досудебной процедуры.

Принятие решения о возможности восстановления стабильности компании. Решение принимается на основе результатов анализа деятельности.

  1. Выбор метода санирования – защитная досудебная санация или наступательная.
  2. Определение основных направлений деятельности. В результате выбора метода определяются направления санирования: реорганизация, рефинансирование и пр.
  3. Определение формы. Если было принято решение о реорганизации предприятия, то выбираются формы: слияние, преобразование, разделение и пр.
  4. Выбора санатора. Данный субъектом может быть собственник предприятия, кредитор, банк, обслуживающий должника. Если осуществляется реструктуризация долга, то санатором могут стать любые другие юридические лица и сотрудники компании.
  5. Подготовка плана. Порядок проведения, направления, меры по восстановлению платежеспособности компании при банкротстве фиксируются в плане. Он утверждается санаторами, кредиторами и судом.
  6. Реализация плана. Антикризисная комиссия проводит мероприятия, утвержденные в плане.

Срок осуществления процедуры не более 18 месяцев. По результатам работы комиссия должна предоставить за 2 недели до завершения процесса отчет. На основании него собрание кредиторов принимает одно из решений: завершить процедуру, отправить суду заявление о прекращении судебного процесса по причине восстановления платежеспособности фирмы, о продлении процедуры или о признании фирмы несостоятельной, заключить мировое соглашение.

Досудебные процедуры банкротства – важные мероприятия, направленные на стабилизацию деятельности компании. Фирма, которая является должником, в результате проведения санации может полностью восстановить деятельность и расплатиться с кредиторами. Если по итогу работы не удалось изменить ситуацию, принимается решение о признании компании банкротом с последующей ее ликвидацией.

Добавлено в закладки: 0

Что такое санация предприятия? Описание и определение понятия.

Санация – система мер, которые направлены на то, чтобы предотвратить ликвидацию предприятия по признакам банкротства. Санацией (или оздоровлением) предприятия, выступающего должником, можно назвать реорганизационную процедуру, направленную на это предприятие. По ходу воплощения ее в жизнь предприятие-должник получает от кредитора финансовую помощь, предоставляемые льготные кредиты и налогообложение. Государство оказывает финансовую поддержку тем предприятиям, которые с учетом наличия определенных возможностей могут в относительно короткие сроки использовать полученные ими средства как можно более эффективно.

Есть ли у предприятия способность восстановить платежеспособность, выясняется и оформляется с помощью плана последующего финансового выздоровления. Он должен включать в себя несколько разделов, в том числе:

  1. Общую характеристику описываемого предприятия.
  2. Короткие сведения о том, как собираются проводить финансовое выздоровление, приводят сумму финансовых средств и срок погашения оказываемой помощи.
  3. Проведенный анализ состояния предприятия в финансовом плане.
  4. Мероприятия, которые помогли бы восстановить платежеспособность.
  5. Перемену руководства указанного предприятия.
  6. Инвентаризацию (чтобы провести продажу лишних запасов товаров, материалов и оборудования).
  7. Оптимизацию дебиторских задолженностей.
  8. Понижение производственных издержек.
  9. Продажу дочерних фирм.
  10. Оптимизацию количества персонала.
  11. Условия рынка и конкуренции.
  12. Деятельность в направлении маркетинга.
  13. Составленный план производства с полным расчетом производственной программы, численности работников, фонда оплаты труда и прочее.
  14. Сформированный финансовый план, который определяет объемы прибыли, текущей стоимости, внутренней нормы рентабельности и сроки окупаемости.

Банкротство

Квалифицированно составленный план финансового оздоровления может быть основой во время принятия важных решений, касающихся оказания помощи. Он оценивает степень эффективности тех бизнес-планов, которые были предоставлены, по целому списку показателей внутренних форм рентабельности и чистой текущей ценовой политики и стоимости. Данные подходы к санации предприятия необходимо применять также оказывая негосударственную финансовую помощь.

В современном российском законодательстве процедура банкротства относится к Гражданскому Кодексу и юрисдикции арбитражных судов в частях, где приводится описание процедур банкротства, и также одновременно к Уголовному кодексу, если имело место выявление нарушений во время рассмотрения дела в арбитражных судах.

Уголовное законодательство предусмотрело формы наказания за неправомерное действие при несостоятельности, преднамеренный и фиктивный вид банкротства. Этим преследуют цели защищать установленный порядок для проведения процедуры несостоятельности, являющийся необходимым условием для оздоровления экономики и стабилизации функционирования отношений предпринимателей.

Непреднамеренными действиями при несостоятельности могут считаться:

  1. Попытка сокрыть имущество или имущественные обязательства, передачу имущества в иное владение, сокрыть, уничтожить или сфальсифицировать учетные документы, которые отражают экономическую деятельность, в том случае, когда эти действия совершал руководитель или собственник предприятия-должника.
  2. Попытка произвести неправомерное удовлетворение списка имущественных требований некоторых из кредиторов, что привело бы к ущербу других.

Преднамеренное банкротство – это процесс преднамеренного создания или увеличения неплатежеспособности компании, которое обусловлено изначально некомпетентным ведением работ.

Фиктивным банкротством является заведомо ложное объявление о банкротстве с намерением получить от кредиторов льготы в виде рассрочки или отсрочки платежей, скидок с размера долга или ликвидации предприятия.

Получается, что банкротство предприятий – это постоянный спутник рыночного типа экономики. Все мероприятия, описанные выше, изначально имеют направленность не в сторону предотвращения кончины деятельности предприятия, избежать которой может быть невозможным поскольку на то могут быть объективные причины, а в сторону качественного преобразования его производственной и хозяйственной деятельности.

Современные условия соответствуют международной практике и мнению большинства как зарубежных, так и отечественных специалистов, что под санацией стоит подразумевать комплекс, в который входят последовательные, взаимосвязанные мероприятия финансового, экономического, организационного, правового, производственного, технического и социального характеров, которые направлены на то, чтобы преодолеть кризис, произошедший на предприятиях и возобновить или достичь их прибыльности и конкурентоспособности на долгий период.

Досудебная санация

Стоит обратить внимание на то, что в переходной период к рыночному типу экономики законодательство устанавливало положения о банкротстве, которые были слишком строгими. Этого делать ни в коем случае не стоит, поскольку в противном случае экономику ждет огромная волна банкротств. При этом предоставлять такие же условия тем предприятиям, что уже были приватизированы совсем не целесообразно, потому что в случае, когда частные предприниматели не будут ограничены законодательством о признании несостоятельным, под удар может попасть финансовая дисциплина, что понизит уровень доверия населения к предприятиям с частными лицами и замедлит их развитие.

Российское законодательство предусматривает санацию предприятия-должника, которая может осуществляться в виде досудебного санирования, как один из пунктов в списке мероприятий, задача которых состоит в восстановлении платежеспособности должника и регулировании отношений со всеми кредиторами до того, как возбудить дело в арбитражном суде, одновременно с применением мер периода наблюдений и внешнего управления, несмотря на то, что порядок подачи ходатайства о проведении процесса санирования необходимо подавать в арбитражный суд. Как правило такие ходатайства удовлетворяются при наличии реальных возможностей восстановления платежеспособности предприятия.

Досудебную санацию могут проводить собственники предприятия, являющегося должником, кредиторами и инвесторами, которые заинтересованы в производстве, и осуществляется с помощью оказания финансовой поддержки компании-должника.

По ходу проведения досудебного санирования производится полное погашение требования по обязательствам и обязательных платежей. С этой целью должнику предоставляют финансовую помощь. Естественно, в процессе санирования должник берет на себя ряд обязательств, в частности, финансовых.

Если санирование происходит за средства, взятые из федерального бюджета или государственного внебюджетного фонда, бюджета одного из субъектов Российской Федерации, местного бюджета или соответствующего внебюджетного фонда, условия его досудебного проведения будут устанавливать и регулировать в течении текущего года Федеральный закон о федеральном бюджете и федеральные законы о бюджете государственного внебюджетного фонда или с помощью органов, представляющих государственную власть субъектов Российской Федерации или органами локального самоуправления в согласии с действующим законодательством.

Во многих странах законом запрещено оказывать помощь тем, кто является постоянным должником через финансирование, поскольку они усматривают в этом противодействие принципу содействия конкуренции и формирования одинаковых условий для нескольких предприятий. Однако, принимая во внимание российский опыт, и помня об огромном количестве градообразующих и оборонных предприятий стоит признать, что на определенном этапе развития предприятия подобного рода поддержка является необходимостью, а не прихотью, учитывая развитие экономической системы страны. Единственное условие – подобные происшествия не должны оставаться в качестве регулярной нормы, но быть исключением из правил, применяясь только в тех случаях, когда при объективном рассмотрении видно, что другого выхода из ситуации, которая сложилась, нет.

Экспертный анализ

Для того, чтобы принять окончательное решение про проведение досудебного санирования необходимо досконально проверить финансовое состояние должника. Это происходит для того, чтобы прийти к экономически правильным выводам о возможностях восстановления в течении некоторого срока платежеспособности предприятия без возбуждения дела о банкротстве с обращением в арбитражный суд.

Экспертный анализ проводит группа представителей независимых аудиторских или консалтинговых фирм. Подзаконные акты и инструктивно-методические материалы регулируют коэффициенты текущих ликвидностей, обеспечения оборотного актива с помощью собственных средств, восстановления способности оплачивать платежи.

Как показывает практика, показатели, которые были приняты как критерии, не могут в полной мере отобразить настоящее финансовое состояние компании, потому что находятся в зависимости от того, к какой отрасли принадлежит предприятие. Опыт осуществления подобной практики свидетельствует о том, что нормативные значения некоторых показателей можно определить глядя на отраслевую принадлежность компании-должника. Эти данные используют в целях проанализировать ситуацию, а не принять решение по поводу проведения санации.

Как правило, санацию проводят исходя из возможностей одного из приведенных внешних источников:

  • Слияние компании с другим, более мощным предприятием.
  • Выпуск новых ценных бумаг, чтобы мобилизировать денежный капитал.
  • Увеличение банковского кредита и получение субсидий.
  • Уменьшение выплаты по облигации и отсрочка ее погашения.
  • Полная или частичная покупка государством акций, которые принадлежат предприятию.

Финансовую санацию помимо этого можно также осуществлять через привлечение денежных средств владельцев компании, наибольших кредиторов или персонала, работающего на предприятии.

Чистая санация

При чтении научной литературы по изучению темы финансового оздоровления компаний часто можно встретить понятие чистой санации. Санация считается чистой в том случае, если компания способна покрыть убытки исходя из внутренних резервных страховых фондов.

Применение чистой санации не только значительно понижает риск обанкротиться, но и в серьезной мере снижает потребность в том, чтобы привлекать капитал из внешних ресурсов. Если децентрализованной финансовой поддержки для проведения санации компании не хватает, могут принять решение об оказании государственной поддержки предприятию. Если деятельность предприятия убыточна, но государство признает продукцию этой компании общественно необходимой, оно предоставляет предприятию дотацию или другой вид финансовой поддержки.

Если исполнительная власть принимает решение об оказании финансовой поддержки какому-либо конкретному предприятию, ей необходимо исходить из принципа выбора тех производственных структур, которые являются жизнеспособными и которые в состоянии использовать помощь с максимально большой отдачей и гарантией увеличения количества производства и продаж продукции, приносящей доход. Это решение может быть принято исходя из соответствия нескольким критериям:

  • Внедрения более новых, экономично и экологично выгодных технологий.
  • Экспорт продукции, способной создать конкуренцию, или его прирост.
  • Замена импортирования материала, запчасти, сырья и т.п.
  • Ликвидирование проблемы энергообеспечения народного хозяйства.
  • Сохранение исследований и разработок, являющихся приоритетными для экономической системы страны.
  • Сбыт продукции компании на внешние и внутренние рынки.
  • Наличие высокого уровня менеджмента в компании.

Централизованную санационную поддержку можно оказывать через прямое бюджетное финансирование и непрямые формы, создавая благоприятные условия.

Прямое бюджетное финансирование санаций компании могут осуществить исходя из принципов возвратности (с использованием бюджетных ссуд) и невозвратности (субсидий, дотаций, полного или частичного выкупа государством акций той компании, которая находится на грани банкротства.

Существует предложение, согласно которому в государственном бюджете необходимо сформировать специальный фонд для финансирования санаций и реструктуризаций, проводимых для государственных предприятий. Но в то же самое время большая часть западных исследователей однозначно заявили, что прямое финансирование государством не только стимулирует дефицит бюджета, но и является причиной некоторых негативных эффектов на макро- и микроуровне экономической системы. Помимо этого стоит отметить, что многие экономически развитые страны уже полностью или почти полностью отказались от этого вида финансирования предприятий.

Уровни оказания финансовой поддержки

При установленном порядке для предоставления финансовой поддержки путем кредитования распределение ресурсов происходит на двух возможных уровнях, которые называются централизованный и децентрализованный.

Централизованный уровень финансовых отношений – это такой уровень, который отображает финансовые отношения между государством, которое представляет Центральный банк Российской Федерации и коммерческими банками, с целью получения вторыми исходя из проведенного конкурса централизованного кредитного ресурса для того, чтобы в дальнейшем предоставить эти ресурсы для производственных структур, нуждающихся в кредитной поддержке.

Децентрализованный уровень – это вид отношений между коммерческим банком и предприятием, которое имеет право на то, чтобы получить кредитную поддержку, в согласии с понятиями по предоставлению финансов с целью кредитования санирования и реструктуризации. Вышеупомянутые виды отношения основываются на общих принятых принципах проведения кредитования. А значит приходим к выводу: прямых финансовых отношений между государством и компанией нет, так что целесообразно рассмотреть вопрос о том, чтобы предоставить конкретную финансовую поддержку конкретному субъекту хозяйствования на уровне санирования органами самоуправления. Это должно входить в область компетенции соответствующего банка, потому что именно он берет на себя полную ответственность перед государственными органами за целевые использования тех кредитных ресурсов, которые были предоставлены, и за порядок их своевременного погашения.

Правда механизм, который был рассмотрен совсем себя не оправдал. Проблема его применения связана с тем, что процентные ставки по использованию такого кредита очень высокие (некоторые компании, которым нужна была помощь подобного рода сами отказались от нее), а также с тем, что у многих из субъектов хозяйствования не было достаточного кредитного обеспечения, что является причиной отказа банков в предоставлении этим предприятиям и компаниям финансовой помощи.

Один из способов оказания государством финансовой помощи предприятиям – это санация в виде выкупа (полностью или частично) государством акций предприятий-должников. Выступая санатором, государство руководствуется в первую очередь тем, насколько эффективно и целесообразно поддерживать эти компании. В том случае, если государство решит принять участие в капитале, его нельзя рассматривать в качестве обычного акционера, потому что прибыль по монополии, как и прибыль вообще, никогда не стоит на первом месте в списке задач действий задач государства. Наиважнейшей целью государства в данном случае является желание содействовать восстановлению ликвидности и гарантия по жизнеспособности предприятия. Самая большая часть государственных секторов таких стран, как Германия, США, Швеция и многие другие были сформированы именно благодаря бывшим частным предприятиям, которые в свое время остались на грани банкротства. Как уже было отмечено, одним из самых главных причин частичного доступа предприятий, которые оказались на грани банкротства к тем ресурсам, которые полагаются им по кредиту, является недоступность для предприятия кредитных обеспечений.

Возможность выйти на финансовые рынки в таких случаях может быть только через получение санационных дотаций в виде государственной гарантии или поручительства (что является обязательством государства по осуществлению погашения долга данной компании, если оно окажется несостоятельным для выполнения условий своих кредитных договоров).

От экономической политики государства зависит то, можно ли будет использовать санационную поддержку фискального характера (как то списание или реструктуризация налогового обязательства, налогового кредитования, предоставления целевой налоговой льготы компании, которая непосредственно подлежит санации) или фискальных уступок в адрес основных кредиторов таких предприятий, чтобы активизировать их участие в процессе санирования. При этом крайне важно строго контролировать систему санкций, когда нарушаются сроки погашения реструктуризированных задолженностей.

Использование любого из вышеупомянутых методов государственного санирования или реструктуризаций зависит от того, каковы конкретные характеристики предприятия или компании, его значения в регионе и народном хозяйстве.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *