Школа это коммерческая организация или нет?

Школа это коммерческая организация или нет?

* В расчетах используются средние данные по России

Качество образовательной системы в Российской Федерации, особенно в сфере общего школьного образования, оставляет желать лучшего. В связи с этим ещё в конце прошлого века с приходом капитализма появились частные школы, предлагающие своим ученикам более современный и качественный подход. Такие учебные заведения были и остаются привилегией детей богатых родителей. Частные школы, как правило, дают более качественное образование, больше времени и внимания уделяют индивидуальным способностям учеников и предлагают дополнительные услуги своим клиентам.

Но и частные школы могут работать в разном формате, практически не отличаясь от государственных образовательных учреждений или, наоборот, предлагая совершенно другой курс обучения со многими дополнительными дисциплинами, что также поддерживается хорошей материально-технической базой. Однако, стоит сразу заметить, что частная школа, предлагающая своим клиентам услуги общего образования, не может быть субъектом предпринимательской деятельности.

В деятельности частной школы существует множество особенностей и сложности, но при этом ожидать серьёзной конкурентной борьбы обычно не приходится, владельцы частных школ чётко сегментируют рынок, благодаря чему каждый из них получает своих учеников. Главное, при выходе на рынок предложить своим клиентам что-то новое, интересное и то, чего еще нет в других школах. Это не слишком сложно, потому что имеется множество возможностей для развития тех или иных качеств ребенка, а на базе одного учебного заведения организовать всеобщую подготовку по всем направлениям не просто сложно, но и не нужно, потому что очень редко находится ребёнок, готовый заниматься всем и сразу.

В связи с этим многие частные школы имеют «уклон» в ту или иную образовательную сферу. Это может быть изучение дополнительных предметов, углубленное обучение предметам общеобразовательным, и специальная подготовка к поступлению в ВУЗЫ на определённые специальности, и предоставление каких-либо особых возможностей вроде своего собственного ипподрома или плавательного бассейна. В связи с этим перед открытием нужно точно сформировать концепцию своей будущей работы, изучить рынок и предложения конкурентов, узнать спрос родителей на те или иные образовательные услуги, предложить клиентам то, чего нет ещё не в одной школе. Если впоследствии будут открываться новые частные школы, они с большой долей вероятности не станут занимать уже используемую нишу, а предложат что-то своё. Частные школы редко противостоят друг другу, чаще им приходится объединяться для противостояния государству.

В настоящее время согласно последнему принятому закону заниматься образовательной деятельностью могут и коммерческие организации, хотя до недавнего времени такая возможность была только у некоммерческих организаций. В связи с этим все частные школы не являются субъектами предпринимательской деятельности, то есть не имеют права получение прибыли в качестве основного направления своей деятельности. Новый закон разрешил вести образовательную деятельность и коммерческим структурам, но их возможности существенно ограничены. Так, они не могут заниматься только профессиональным обучением, дошкольным образованием, дополнительным общеобразовательным обучением и реализовывать дополнительные профессиональные образовательные программы. То есть, коммерческая организация не может предоставлять услуги обычные школы по общеобразовательной программе, в связи с чем частная школа всё же должна быть оформлена как НКО.

Предпринимательскую деятельность можно будет вести, если открыть в школу, предлагающую дополнительное образование, например, на базе государственной школы. Но это не значит, что с точки зрения извлечения прибыли открытие своей частной школы бесперспективно, её основной деятельностью станет обучение учеников, что не противоречит положение о некоммерческих организациях. Определение своей деятельности можно выбрать из подраздела (ОКПД 2) 85.1 Услуги в области общего образования в случае, если будет вестись именно предпринимательская деятельность. Если же всё-таки открывается полноценная частная школа, она регистрируется как любая некоммерческая организация, документы подаются в местный налоговый орган, но после регистрации предстоит ещё и сложный этап получения образовательной лицензии.

В министерстве образования можно получить соответствующую лицензию на определённый тип образовательной деятельности. Возможно, если открывается сразу две организации — коммерческая и некоммерческая — для предоставления разных видов услуг, с части которых планируется получать прибыль, потребуется получения нескольких лицензий для разных предприятий. Для этого в лицензирующий орган передаётся следующий пакет документов:

  • Нотариально заверенная копия устава.

  • Копия свидетельства о внесении записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц сличения и/ или копии сведений о регистрации филиала по фактическому адресу, копии решения о создании филиала и утвержденного в установленном порядке Положения о филиале.

  • Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

  • Документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий.

  • Справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам.

  • Копия заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о соответствии (несоответствии) санитарным правилам используемых образовательными учреждениями (организациями) зданий и помещений для осуществления образовательного процесса.

  • Копия заключения Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса.

  • Свидетельство об уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии.

  • Опись документов, представленных для получения лицензии.

Далее следует разработать полностью план образовательной программы, который формируется педагогическим составом и директором школы, после чего он передается на рассмотрение в лицензирующий орган. План образовательной программы проверяется на соответствие общим положением об образовании, и в случае нарушения последует отказ в выдаче лицензии. Стоимость государственной пошлины составляет 6 тысяч рублей, решение о выдаче лицензии будет рассмотрено в течение двух месяцев. Для упрощения своей задачи можно обратиться в специальные фирмы, которые за предпринимателя решат все юридические вопросы; но иногда более целесообразно нанять грамотного юриста, который будет помогать не только на этапе регистрации, но и в последующей деятельности организации.

Именно получение лицензии разрешает частной школе заниматься образовательной деятельностью, именно её выдача даёт возможность беспрепятственно проводить обучение школьников без всяких ограничений, но такая организация всё ещё не имеет право выдавать аттестаты, свидетельства и дипломы государственного образца, то есть по сути с юридической точки зрения организация имеет право преподавать, но результаты этого преподавания не учитываются. Для того, чтобы иметь возможность выдавать документы государственного образца, нужно пройти аккредитацию.

Именно по причине того, что аккредитация не является необходимой для ведения своей образовательной деятельности, многие частные школы и вовсе не получают её, потому что выпускники данного заведения имеют возможность экстерном сдать все предметы в другом образовательном учреждении, прошедшем аккредитацию. Это, безусловно запятая лишняя сложность, которая не добавляет привлекательности такому заведению для клиента, родителей от частной школы ждут полноценного предоставления всех услуг, в том числе и выдачу государственных документов. Но при всем желании получить аккредитацию можно только через пять лет своей деятельности, причём должны быть выпуски учеников для того, чтобы была возможность проверить качество образования. Это та сложность, с которой сталкиваются все частные школы, ввиду отсутствия аккредитации можно потерять определённый процент клиентов. Однако существуют частные школы, которые принципиально не получают аккредитацию.

Для получения аккредитации, когда выполнены все условия для её получения, следует подать заявление в аккредитационный орган. После проверки документов составляется аккредитационное дело и проводится аккредитационная экспертиза, которая проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Аккредитация проверяет не только качество образования, но и материально-техническую базу, причём эти требования могут несколько отличаться от требований лицензирующего органа. Проведение аккредитации может сильно затянуться, при этом ученики, попавшие под аккредитацию обычно на себе испытывают немалый дискомфорт. В любом случае, даже в случае неудачи и не получения свидетельства об аккредитации можно продолжать свою деятельность, после подав новое заявление об аккредитации. Аккредитация нужно даже скорее не для школы, а для её учеников, которым гораздо проще сдавать экзамены непосредственно в своём учебном заведении.

Но сложности у частной школы существуют и в других направлениях. Для начала стоит определиться, на какой контингент будет рассчитана школа. В общем и целом качество преподавания общей программы в частных школах не сильно отличается от государственных учебных учреждений, в частных школах упор делается на дополнительное образование и получения специальных знаний. В дополнение проводятся работы психолога и индивидуальная работа с детьми, выделяется каждому ученику повышенное внимание; взаимодействие ученика и учителя значительно более продуктивно благодаря хорошему педагогическому составу.

Уровень школы определяется в большей степени именно материально-техническим оснащением, и некоторые частные заведения представляют собой учебный комплекс, в котором имеется своя обсерватория, ипподром, спортзал со всем современным оснащением, общежития, столовые, оранжереи, свой школьный автобус и так далее. Безусловно, такое заведение рассчитано на очень обеспеченных людей, является элитарным. Но гораздо большую популярность имеют частные школы, которые рассчитаны на средний класс, в них стоимость обучения не является высокой, но и родители платят только за более качественный подход к преподаванию, каких-то особых услуг и возможностей такая школа обычно не предоставляет. Правильный выбор своего направления является важной частью успеха.

У подавляющего числа частных школ имеются проблемы с помещением, потому что требуются значительные площади, обустроенные здания и прилегающие территории. Частная школа должна занимать не меньше десяти аров земли, но некоторые учреждения снимают какую-то часть государственной школы, более успешные арендуют невостребованные школы и детские сады. Для аренды лучше всего сначала обратиться к государственным структурам, которые имеют во владении значительные территории и могут в рамках развития образования в своём регионе выделить под частную школу здание и территорию на льготных условиях. Если только после этого не удалось договориться с администрацией, можно попытаться найти здания и комплексы у частных арендодателей. Но в этом случае придётся рассчитывать на значительное увеличение стоимости аренды.

Аренда может отнимать значительные средства и быть вообще основной статьёй расходов, из-за которой невозможно развитие частной школы. При наличии достаточных средств гораздо выгодней построить свою собственную частную школу, но для этого потребуется не меньше десяти миллионов рублей на относительно небольшое учреждение, хотя все эти суммы очень условны и зависят от города работы и местоположения в нём.

Один из самых важных моментов — подбор персонала, потому что в большинстве случаев именно педагоги позволяют значительно повысить уровень школы по сравнению с государственными учреждениями. Обычно в частных школах работают успешные молодые преподаватели, но обязательно с опытом работы, хотя некоторые старые школы самостоятельно выращивают специалистов из выпускников педагогических ВУЗов.

При приёме на работу учитывается множество факторов, рекомендации с прежних мест работы и, конечно же, профессиональные достижения. Однако работа педагогом в частной школе значительно сложнее, чем в государственном учреждении, потому что здесь требуется повышенное внимание к каждому ученику, и старые методы, столь популярные у педагогов в обычных школах, здесь непозволительны. Клиент отдаёт свои деньги за то, чтобы его ребёнок был в безопасности, хорошо обучен и не имел проблем со сверстниками или преподавателями. Порою это может привести к тому, что дети начинают испытывать вседозволенность, и только грамотный педагог может правильно работать с учениками. Помимо учителей в школе обычно работает психолог, проводящий беседы с учениками и оценивающий ситуацию в школе в целом.

В некоторых случаях частная школа работает по принципу пансиона, когда дети не только учатся, но и живут на территории учебного комплекса. В этом случае приходится организовывать работа всех вспомогательных учреждений, способных постоянно работать с большим количеством людей. Но даже в простых частных школах, которые работают по принципу посещения школ ребенком только в первую (или вторую) половину дня в стоимость обучения обычно входит питание и предоставление всех остальных вспомогательных услуг по необходимости. То есть, к примеру, от ребёнка не потребуют полис, если в школе ему потребуется медицинская помощь. В связи с этим штат частной школы может включать несколько десятков человек.

К услугам частной школы по понятным причинам обращается совсем небольшой процент населения, поэтому число учеников в частной школе редко превышает 200 человек. Размер класса составляет примерно пятнадцать человек, и это позволяет более эффективно проводить учебный процесс, потому что выделяется больше внимания каждому ребёнку. В связи с этим частная школа может обладать меньшим количеством аудиторий, а большие площади выделяются под остальные нужды. Это несколько снижает стоимость оборудования кабинетов, хотя каждый из них имеет гораздо лучше оснащение, чем в государственных учреждениях. При этом редкая школа содержит свой собственный школьный автобус, обычно эта услуга предлагается при заключении договора со сторонней фирмой, которая предоставляет транспорт.

Но, тем не менее, оснащение школы потребует больших инвестиций, в связи с чем подобное начинание требует привлечение спонсоров или оформление больших кредитов. Также стоит отметить, что некоторые крупные организации иногда открывают свои собственные школы для детей сотрудников, которые являются по сути закрытыми. Поэтому, если найти такую организацию и предложить ей хороший бизнес-план, то можно рассчитывать на инвестиции, но небольшую долю в проекте.

Стоимость обучения в частных школах существенно различается в зависимости от их класса, и может составлять как 60, так и 500 тысяч рублей в год. Как отмечают многие участники рынка, почти вся прибыль уходит на развитие своей школы, да и саму получение прибыли противоречит уставу некоммерческой организации. В связи с этим благодаря новому законодательству можно ввести дополнительный заработок путём предоставления дополнительного образования. Как уже было замечено, для этого лучше оформить две фирмы, одна из которых будет коммерческой и извлекать прибыль, предлагая дополнительное обучение. По факту и общее, и дополнительное обучение будет проводиться на территории одной школы. Чтобы население узнало о новой открытой школе, желательно провести рекламную кампанию и создать свой собственный сайт, но самой лучшей рекламой станет хорошие предоставление услуг и популярность среди населения.

Матиас Лауданум
(c) www.openbusiness.ru — портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса 10.01.2015

Все материалы по тегу: частная школа

5777 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 184271 раз.

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Запомнить статью

Вы можете сохранить данную страницу при помощи:

Особенностью нынешней ситуации является то, что с начала XXI века российская школа вступила в полосу обновления – модернизации.

Образование рассматривается государством как институт, который должен способствовать осуществлению «прорыва” России к новому уровню экономики и новому качеству жизни её граждан.

Среди главных задач модернизации российского образования – достижение современного качества, доступности и эффективности образования, рост его открытости и общественной привлекательности. Это означает, что выпускники должны выходить из стен своих школ компетентными людьми, способными успешно действовать в сложных ситуациях, активными гражданами, а сами школы должны научиться более эффективно использовать, имеющиеся в их распоряжении возможности и ресурсы и привлекать дополнительные.

Именно поэтому в рамках документов по модернизации школы большое внимание уделено повышению качества управления, и именно поэтому среди приоритетных задач – задача развития институтов общественного участия в управлении. А в Национальном проекте в области образования, в рамках которого тысячи школ страны смогут получить солидную финансовую поддержку государства, наличие в школе действующего органа государственно-общественного управления.

Когда школой управляют только представители официальной «властной вертикали” — учредители школы (ГУО, РУО, главы местных администраций), члены школьной администрации во главе с директором (а именно так пока обстоят дела в большинстве наших школ), характер управления можно обозначить как исключительно «государственный”, ведомственный.

Но если к реальному управлению школой начинают привлекаться и представители общественности, прежде всего родительской, возникает иной, более демократический государственно-общественный характер управления. Необходимость такого подхода к управлению зафиксирована в ст. 35 Закона РФ «Об образовании”

Формы самоуправления ОУ

Современная школа находится в условиях стабильного, но недостаточного бюджетного финансирования, поэтому естественно всех нас волнует проблема привлечения дополнительного финансового источника, как для поддержания функционирования учреждения, а прежде всего развития образования. И ПС – дает такую возможность

Цель создания попечительского совета — развитие государственно-общественных форм управления в сфере образования, дополнительное привлечение финансовых, материальных и иных ресурсов для обеспечения развития образования

Задачи:

  • содействие привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития ОУ;
  • участие в разработке и реализация программы развития ОУ;
  • содействие совершенствованию материально-технической базы ОУ, благоустройству его помещений и территории;
  • содействие в создании оптимальных условий для обучения и воспитания, улучшение условий труда сотрудников;
  • содействие внедрению инновационных технологий;
  • содействие организации конкурсов, соревнований и других массовых внешкольных мероприятий ОУ.
  • и другие (полномочия ПС определяются Положением и Уставом школы)

Деятельность попечительского совета основывается на принципах:

  • Демократичности
  • Добровольности
  • Свободы выбора направлений

Состав Попечительского совета

  • Педагоги
  • Родители
  • Учащиеся (с целью повышения социальной активности детей)
  • Представители бизнеса
  • Представители органов власти и управления

Варианты создания Попечительского совета:

  1. ПС как структурная часть образовательного учреждения.
  2. ПС как самостоятельная организация.
  3. ПС как самостоятельное юридическое лицо в виде общественной организации.

Попечительский совет как структурная часть образовательного учреждения

Нормативные документы: Закон РФ «Об образовании”, Указ Президента РФ (№ 1134 от 31.08.1999 г.) «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в РФ”; Постановление Правительства РФ (1379 от 10.12.1999 г.) «Об утверждении Примерного положения о Попечительском совете общеобразовательного учреждения”

ПС не имеет юридического лица, функционирует как форма соуправления школой, его деятельность регламентируется Положением (локальным актом).

«+”

  • Родители совместно с администрацией решают проблемы школы
  • Прозрачность привлеченных родительских средств

«-”

Нет официальных бухгалтерских документов

  • Отсутствие стимула к работе в составе попечительского совета
  • Попечительский совет как самостоятельная организация

    Нормативные документы: Гражданский Кодекс РФ, ст. 48–53, ст. 117–121; Закон РФ «Об общественных объединениях”, принятый Государственной думой 14 апреля 1995 г.; Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (от 11.08.1995 г.).

    ПС имеет право не регистрироваться в органах юстиции и не приобретать прав юридического лица. ПС действует на основании Устава и договора о сотрудничестве между организациями и ОУ

    Возможность прописать в договоре о сотрудничестве основные направления финансовых потоков и источников их получения.

    • Возможность прописать в договоре о сотрудничестве основные направления финансовых потоков и источников их получения.
    • Возможность официального сбора денег в соответствии со сметой на нужды ОУ

    Совет как самостоятельное юридическое лицо в виде общественной организации

    Попечительские советы в этом статусе имеют: Устав, юридический адрес, учет во всех фондах и инспекциях, собственные счета и печати. Ведут самостоятельно делопроизводство, имеют свой штат, фонд оплаты труда, смету расходов на реализацию уставной деятельности.

    Правовые формы: объединение; организация; фонд.

    Уставную деятельность в ОУ реализует в соответствии с договором о сотрудничестве между общественным объединением (организацией, фондом) и образовательным учреждением.

    Алгоритм создания органа государственно-общественного управления ОУ (ПС, УС)

    Попечительский совет не скорая помощь, не пожарная команда и не группа сборщиков денег для нужд школы, а стратегический штаб школы.

    И если раньше стратегия школы определялась её руководителями без участия общественности, то сегодня ПС начинает выступать как постоянный конструктивный помощник и советчик, иногда – контролер и дружественный критик в определении и реализации намеченных целей и стратегии их достижения.

    В перспективе в школе возникнет единая «стратегическая команда” из профессионалов и представителей общественности, которые вместе решают важные вопросы улучшения и обновления школьной жизни.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *