Собрание работников в наблюдении

Собрание работников в наблюдении

Но формулировки корявые. Не просто корявые, а ужасные. Такое ощущение что двоечники писали этот закон. Или люди далекие от банкротства.
Я для одного сайта делал обзор по изменениям, выложу его здесь.
Банкротство работодателя как инструмент борьбы с невыплатами зарплаты.
В период когда вся юридическая и неюридическая общественность бурно обсуждала будущее вступление с силу с 01 октября 2015 г. изменений к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. (далее – Закон о банкротстве) о банкротстве граждан, тихо и без лишней помпы вступили в силу изменения к указанному Закону, касающиеся прав работников, перед которыми работодатель имеет задолженность по заработной плате.
Так сложилось, что до 29.09.2015 года, пока не вступили в силу изменения в Закон о банкротстве, работники были наиболее незащищенной категорией кредиторов в делах о банкротстве должников – юридических лиц.
По старой редакции Закона о банкротстве работники имели право только избрать представителя их законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, но какими-либо реальными рычагами воздействия на должника или арбитражного управляющего они не обладали. При этом размер задолженности перед работниками не имел никакого значения. Такому представителю отводилась роль «свадебного генерала» на собраниях кредиторов: представитель работников мог присутствовать на собраниях кредиторов без права голоса по вопросам повестки дня, знакомиться с копиями документов. Отсутствие представителя работников на собрании кредиторов (комитете кредиторов) не только не препятствовало его проведению, но и молчаливо одобрялось кредиторами, должником и арбитражным управляющим. А если нарушались интересы отдельного работника, например, по включению его требований во вторую очередь кредиторов, то работник самостоятельно пытался восстановить свои нарушенные права и законные интересы. Представитель работников мог участвовать только в урегулировании разногласий с арбитражным управляющим связанных с очередностью, составом и размером требований работников о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам или общей суммы капитализированных платежей во внебюджетные фонды.
Нарушение прав работников должника начиналось практически сразу с того момента, когда должник принимал решение обратиться в суд с заявлением о банкротстве.
Закон о банкротстве предусматривает, что должник обязан приложить к заявлению о банкротстве копию протокола, в котором работники избрали своего представителя для участия в арбитражном процессе по банкротству работодателя. Но это требование обязательно только в случае, если такое собрание работников проводилось. Подвох заключается в том, что законодательно не установлена обязанность контролирующих должника лиц ставить в известность трудовой коллектив о том, что было принято решение о подаче в суд заявления о банкротстве. Таким образом, работники, не избравшие своего представителя до подачи заявления должника в суд, с самого начала исключались работодателем-должником из числа лиц, участвующих в арбитражном процессе. Наверно чтобы не мешали собственникам должника «реструктурировать» свой проблемный бизнес.
Тут надо указать еще на один нюанс, существовавший в старой редакции Закона о банкротстве: кредиторы по задолженности по заработной плате были работниками только до начала процедуры конкурсного производства, так как в соответствии со ст. 129 Закона о банкротстве последствием введения данной процедуры является уведомление работников о предстоящем расторжении трудовых договоров и увольнение работников. А теперь самое главное: понятие «бывший работник» старая редакция Закона о банкротстве не содержала! Таким образом, почти мифический представитель работников практически полностью исчезал из числа лиц, активно участвующих в процедуре банкротства должника.
Все это порождало большое количество нарушений прав работников-кредиторов при злоупотреблении правами должником или арбитражным управляющим, так как законодатель не предусмотрел право представителя работников на подачу в суд жалоб на действия (бездействие) арбитражного управляющего и заявления о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, если они причинили ущерб кредиторам.
Итак, рассмотрим какие новеллы внес законодатель в наш многострадальный Закон о банкротстве в части прав работников должника.
1. Законодатель уточнил состав кредиторов и признал, что кредиторами являются не только действующие, но и бывшие работники должника.
2. Уточнен состав задолженности перед работниками. Теперь в него включается задолженность по выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору. Фактически это вся задолженность работодателя перед работником.
3. Представителя работников могут избирать не только действующие работники, но и бывшие работники должника.
4. Задолженность по выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, теперь является признаком несостоятельности (банкротства) и учитывается при рассмотрении обоснованности заявления должника о признании банкротом.
5. Установлен порядок определения задолженности по выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору:
— задолженность, возникшая на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, подлежит включению во вторую очередь реестра требований кредиторов;
— задолженность, возникшая после возбуждения дела о банкротстве, подлежит включению во вторую очередь текущих платежей.
6. Если должник оспаривает требования кредиторов-работников, то размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, определяется арбитражным судом в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. Ранее такие разногласия рассматривались в судах общей юрисдикции.
7. Самая главная новелла – работники теперь наделены правом подачи заявления о банкротстве работодателя. Законодатель установил только одно условие для возникновения такого права – задолженность по оплате труда или выплате выходных пособий должна составлять более трех месяцев. При этом размер задолженности должен быть подтвержден решением суда, вступившим в законную силу. Однако размер этой задолженности законодатель прямо не ограничил, а только указал в Законе о банкротстве, что для возбуждения дела о банкротстве должника задолженность перед кредиторами должна составлять не менее трехсот тысяч рублей. Таким образом, имея на руках вступившее в силу решение суда о взыскании задолженности по оплате труда в размере более трехсот тысяч рублей, работник обращается в арбитражный суд с заявлением о банкротстве работодателя.
Какие неограниченные возможности это дает!!! Изменения в Закон о банкротстве от 29.12.2014 года, касающиеся запрета на выбор должником кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих, казалось навсегда закрыли возможность должникам совершить «самострел» с «дружественным» арбитражным управляющим. Но, не прошло и года как «калитка» вновь приоткрылась: никто и ничто не мешает единоличному исполнительному органу (да, собственно, и участникам юридического лица) быть теми самыми кредиторами-работниками с требованиями по зарплате более трехсот тысяч рублей.
8. Новая редакция Закона о банкротстве предусмотрела процедуру созыва и проведения собрания работников, бывших работников должника и избрание представителя работников должника. Организация и проведение собрания работников, бывших работников должника осуществляются арбитражным управляющим. Данное собрание должно проводиться не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов. При этом собрание правомочно, если на нем присутствует более чем половина числа работников, бывших работников должника, известных на дату созыва такого собрания. Арбитражный управляющий обязан письменно уведомить всех известных работников должника о созыве собрания и опубликовать сообщение о собрании в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, а в случае если число работников более ста он обязан опубликовать сообщение о собрании в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве и в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации (в настоящий момент таким изданием является еженедельное приложение к газете «КоммерсантЪ»).
Следует обратить внимание на несколько моментов:
— ни Закон о банкротстве, ни Трудовой кодекс, ни иные нормативные акты не регламентируют порядок созыва собрания работников до начала процедуры банкротства (кто инициирует, где проводится собрание, как извещают работников и тем более бывших работников, участвуют ли только работники, перед которыми есть задолженность или весь трудовой коллектив, кворум и т.п.).
— Закон о банкротстве не содержит указаний не конкретный перечень решений, которые может принять собрание работников. По умолчанию Закон дате право работникам и бывшим работникам принять следующие решения: избрание/прекращение полномочий представителя работников, размер вознаграждения. Могут ли работники принимать иные решения? Например, решение подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц.
— Так же из Закона о банкротстве явно не следует, что собрание работников должно проходить с той же периодичностью, что и собрание кредиторов должника.
— Не предусмотрена ответственность представителя работников за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Например, если представитель работников не присутствует на собраниях кредиторов, не обращается с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц.
9. Оплата услуг представителя должника осуществляется теперь за счет должника. Эта новелла позволит работникам более эффективно защищать свои права, выбирая в качестве своего представителя профессионального юриста или адвоката.
Мы настоятельно рекомендуют избирать представителя работников при обращении в суд с заявлением о банкротстве должника, так как имеется правовая неопределенность в следующем вопросе: может ли работник самостоятельно участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве? Дело в том, что статья 34 Закона о банкротстве не упоминает работников и бывших работников в числе лиц, участвующих в деле о банкротстве должника, а статья 35 Закона предусматривает, что в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника может участвовать только представитель работников должника. Работник, как самостоятельный субъект арбитражного процесса в Законе о банкротстве не предусмотрен, в связи с чем есть риск недопущения работника в процесс по рассмотрению обоснованности заявления о признании должника банкротом.
10. Представитель работников теперь имеет право на подачу заявления о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности в ходе конкурсного производства. Это хороший шанс работникам восстановить социальную справедливость, потрепав нервы бывшему директору или собственникам бизнеса.
11. Требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, включаются в реестр требований кредиторов арбитражным управляющим или реестродержателем по представлению арбитражного управляющего, а в случае оспаривания этих требований ― на основании судебного акта, устанавливающего состав и размер этих требований. Эта новелла, на наш взгляд дает более эффективную защиту прав работника и ограничивает произвол арбитражного управляющего по определению размера требований работника.
12. При санации должника теперь учитываются все требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору.
13. Для целей подачи заявления о банкротстве работодателя работники, бывшие работники должника вправе объединить свои требования к должнику.
14. Если при рассмотрении обоснованности заявления кредитора-работника о ведении в отношении должника процедуры банкротства судом будет установлено отсутствие у должника средств, достаточных для погашения расходов при проведении процедуры банкротства, то эти расходы не могут быть возложены на заявителя-работника.
15. Изменен порядок удовлетворения требований работников-кредиторов, включенных во вторую очередь реестра требований кредиторов.
Требования кредиторов второй очереди подлежат пропорциональному удовлетворению в следующем порядке:
в первую очередь ― требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, в размере не более чем тридцать тысяч рублей за каждый месяц на каждого человека;
во вторую очередь ― оставшиеся требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;
в третью очередь ― требования о выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.
16. Требования по выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору применяются также при банкротстве особых субъектов-должников: финансовых организаций, субъектов естественных монополий, крестьянского (фермерского) хозяйства.
Резюмируя выше изложенное можно сделать следующие выводы:
Вывод № 1. Предоставляя большой объем прав работникам должника, перед которыми имеется задолженность по выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, законодатель дает им очень эффективный инструмент для погашения задолженности. И если еще недавно очень широко использовался термин «корпоративный шантаж», то можно смело говорить о появлении понятия «трудовой шантаж» — угроза банкротства работодателя по требованию работников с целью ускорения выплаты задолженности.
Вывод № 2. Изменения в Закон о банкротстве в отношении прав работников и бывших работников должника имеют серьезные пробелы и требуют законодательной доработки по следующим направлениям:
— определить размер задолженности перед работниками и бывшими работниками, при котором они имеют право на подачу заявления в банкротстве должника-работодателя. Сейчас этот размер приравнивается к общей норме о задолженности юридического лица в размере триста тысяч. По нашему мнению, для целей подачи заявления в суд и возбуждения дела о банкротстве размер следует изменить в меньшую сторону. Например, можно установить, что для целей возбуждения дела о банкротстве должника-работодателя размер задолженности должен быть больше либо равен оплате труда работника за три месяца, в соответствии с трудовым договором.
— установить, что к заявлению должника о банкротстве в обязательном порядке прикладывается протокол собрания работников и бывших работников, которым избирается представитель работников должника либо справка должника об отсутствии задолженности перед данной категорией кредиторов. Отсутствие протокола собрания работников или непроведение собрания работников перед подачей заявления должника о банкротстве, а также предоставление с суд недостоверных сведений об отсутствии задолженности по оплате труда и выпале выходных пособий, влечет для контролирующих должника лиц субсидиарную ответственность в размере непогашенных требований перед данной категорией кредиторов.
— регламентировать права работников, подавших заявление о банкротстве должника-работодателя при рассмотрении судом обоснованности данного заявления. Таким образом, дать возможность работнику реализовать свои процессуальные права, как заявителю в деле о банкротстве должника.
(с) Jason Voorhees

Статья 12.1. Собрание работников, бывших работников должника, избрание представителя работников должника

1. Организация и проведение собрания работников, бывших работников должника осуществляются арбитражным управляющим.

Собрание работников, бывших работников должника проводится не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов.

При невозможности проведения собрания работников, бывших работников должника по месту нахождения должника или органов управления должника место проведения такого собрания определяется арбитражным управляющим.

По решению арбитражного управляющего собрание работников, бывших работников должника может быть проведено в форме заочного голосования.

2. Для целей настоящего Федерального закона надлежащим уведомлением работника, бывшего работника должника признаётся направление им сообщения о проведении собрания работников, бывших работников должника по почте не позднее чем за десять дней до даты его проведения или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания работников, бывших работников должника, а также опубликование такого сообщения в порядке, установленном статьёй 28 настоящего Федерального закона.

В случае, если количество работников, бывших работников должника превышает сто, их надлежащим уведомлением признаётся опубликование сообщения о проведении собрания работников, бывших работников должника в порядке, установленном статьёй 28 настоящего Федерального закона.

При невозможности выявить сведения, необходимые для личного уведомления работника, бывшего работника должника по месту их постоянного или преимущественного проживания либо месту нахождения, либо при наличии иных обстоятельств, делающих невозможным такое уведомление указанных лиц, надлежащим уведомлением указанных лиц признаётся опубликование сведений о проведении собрания работников, бывших работников должника в порядке, установленном статьёй 28 настоящего Федерального закона.

3. В сообщении о проведении собрания работников, бывших работников должника должны быть указаны:

  • 1) форма проведения собрания работников, бывших работников должника (собрание, заочное голосование);
  • 2) дата, место и время проведения собрания работников, бывших работников должника, в случае проведения такого собрания в форме заочного голосования дата окончания приема бюллетеней для голосования и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени для голосования;
  • 3) повестка дня собрания работников, бывших работников должника.

4. При проведении собрания работников, бывших работников должника в форме заочного голосования к сообщению о проведении собрания работников, бывших работников должника, включенному в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, должны быть приложены бюллетени для голосования.

5. В случае, если собрание работников, бывших работников должника не проведено арбитражным управляющим в сроки, предусмотренные настоящей статьёй, собрание работников, бывших работников должника может быть проведено лицом или лицами, требующими его созыва.

6. Собрание работников, бывших работников должника правомочно, если на нем присутствует более чем половина числа работников, бывших работников должника, известных на дату созыва такого собрания.

7. Решения собрания работников, бывших работников должника принимаются большинством голосов от числа голосов работников, бывших работников должника, присутствующих на таком собрании, или в случае проведения его путем заочного голосования — большинством голосов от общего числа голосов работников, бывших работников должника.

8. Протокол собрания работников, бывших работников должника составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через три дня с даты проведения такого собрания.

В случае проведения собрания работников, бывших работников должника в порядке, установленном пунктами 3 и 4 настоящей статьи, протокол такого собрания составляется в трёх экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй — арбитражному управляющему не позднее чем через три дня с даты проведения такого собрания. Третий экземпляр протокола собрания работников, бывших работников должника хранится у лица, проводившего такое собрание.

На основании указанного в настоящем пункте протокола представитель работников должника осуществляет свои полномочия.

Сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием работников, бывших работников должника, подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней с даты проведения такого собрания, а в случае его проведения иными лицами — в течение трёх рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания работников, бывших работников должника. Это сообщение наряду со сведениями, указанными в пункте 8 статьи 28 настоящего Федерального закона, должно содержать сведения о количестве работников, бывших работников должника, присутствующих на собрании работников, бывших работников должника, и о сумме требований кредиторов второй очереди.

9. Собрание работников, бывших работников должника в любое время вправе избрать нового представителя работников должника взамен представителя работников должника, ранее избранного собранием работников, бывших работников должника.

В целях избрания нового представителя работников должника не менее половины числа работников, бывших работников должника должны обратиться с соответствующим заявлением к арбитражному управляющему.

Представитель работников должника вправе отказаться в одностороннем порядке от осуществления полномочий представителя работников должника, направив соответствующее заявление арбитражному управляющему в срок не менее чем за два месяца до даты прекращения данных полномочий.

В целях избрания нового представителя работников должника в случаях, указанных в настоящем пункте, арбитражный управляющий не позднее чем в течение двадцати рабочих дней с даты поступления заявления, указанного в настоящем пункте, сообщает представителю работников должника о прекращении его полномочий, а также организует и проводит собрание работников, бывших работников должника по вопросу избрания представителя работников должника в порядке, установленном настоящей статьёй.

10. Представитель работников должника при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей, предусмотренных федеральными законами, должен действовать в интересах всех работников, бывших работников должника.

11. Оплата услуг представителя работников должника осуществляется за счёт должника. По ходатайству арбитражного управляющего размер оплаты услуг представителя работников должника устанавливается арбитражным судом.

Кредиторы наряду с самим должником и управляющим являются ключевыми участниками процедуры банкротства. Собрание кредиторов выступает исполнительным органом, который действует в ходе процесса признания финансовой несостоятельности. Целью его создания является защита и представление интересов лиц, перед которыми у должника имеется задолженность по обязательствам. Статья 12 127-ФЗ регулирует вопросы состава собрания, его компетенцию и порядок его созыва.

По ст. 12 ФЗ «О банкротстве» регулируется вопрос проведения собраний кредиторов. Данная статья регламентирует общие правила, которые регулируют организацию и деятельность кредиторского собрания вне зависимости от текущей процедуры банкротства, введенной в отношении юрлица.

Статья структурно состоит из 7 частей. В ней затрагиваются следующие важные вопросы проведения собраний:

  • определения;
  • перечень участников с правами голоса и без них;
  • исключительная сфера полномочий, которые не допускается передать другим лицам;
  • правила учета голосов участников собрания;
  • условия для признания собрания правомочным;
  • правила и сроки подготовки протокола по его итогам;
  • возможный функционал и полномочия реестродержателя;
  • требования к хранению документов.

С полным текстом указанной статьи можно ознакомиться .

Понятие и отличительные черты собрания

В ч. 1 ст. 12 127-ФЗ приведено определение понятия собрания кредиторов.

Под ним понимается специальный орган, который представляет интересы кредиторов, созданный в случае инициации процедуры признания несостоятельности должника. В ходе процедуры признания финансовой несостоятельности юридическому лицу запрещено совершать действия, которые направлены на удовлетворение требований, в самостоятельном порядке в обход установленного процесса и очередности. В результате таких действий интересам отдельных кредиторов может быть причинен ущерб. От лица кредиторов все действия в отношении должника должны совершаться собранием или избранным комитетом компаний, перед которыми у потенциального банкрота возникли долговые обязательства.

По общим правилам первое кредиторское собрание созывает временный управляющий в период наблюдения в срок до 10 дней до заседания арбитражного суда. Исключениями являются ситуации, когда к должнику не может применяться процедура наблюдения. Это, например, банкротство кредитных учреждений (по ст. 182 127-ФЗ), банкротство юрлиц в стадии ликвидации или в отношении отсутствующих должников (с учетом положений ст. 225, 228 127-ФЗ).

В остальных главах Закона о банкротстве, которые регулируют отдельные этапы признания компании финансово несостоятельной, содержатся специальные нормы относительно порядка и условий деятельности собрания кредиторов. Они могут применяться в частном порядке при проведении соответствующих процедур: наблюдение, финансовое оздоровление, конкурсное производство, внешнее управление или мировое соглашение.

Участники собрания кредиторов с правом и без права голоса

На всех этапах процедуры банкротства участниками кредиторского собрания с правом голоса выступают конкурсные кредиторы, а также уполномоченные органы. Кредиторы из привилегированных групп, которые не входят в число конкурсных, не выступают участниками такого собрания с правом голоса, но вправе выступать по повестке дня. Речь идет о кредиторах, требования которых были подтверждены и обеспечены залогом.

Привилегированные конкурсные кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества, обладают правом голоса на собраниях:

  • в ходе процедуры наблюдения;
  • в ходе финансового оздоровления и внешнего управления, но только при отказе от реализации предмета залога;
  • по выбору управляющего или СРО;
  • по обращению в арбитражный суд с ходатайством об отстранении управляющего;
  • о прекращении конкурсного производства;
  • при реструктуризации задолженности должника-физлица;
  • при реализации имущества физлица.

В предыдущей версии Закона о банкротстве уполномоченные органы могли стать участниками кредиторского собрания только при первом таком собрании, которое проводилось в период наблюдения.

Теперь, согласно Закону о банкротстве по п. 1 ст. 12, уполномоченные органы с требованиями в области обязательных платежей являются полноправными участниками собрания с правом голоса.

Представитель работников должников и учредителей должника и собственника имущества также является участником кредиторского собрания и может выступать по повестке дня, но без права голоса.

Участник собрания кредиторов без права голоса — это также и арбитражный управляющий. Причем это не зависит от того, на каком этапе банкротства находится должник: это касается временного, административного, внешнего или конкурсного управляющего. Арбитражный управляющий лишен права голоса, так как он должен находить баланс между интересами должника и кредиторов.

На управляющего возложен целый ряд важных полномочий в деле о банкротстве:

  1. Созыв собрания (в частности, уведомление кредиторов о дате и месте его проведения).
  2. Подготовка материалов и обеспечение права на ознакомление с ними участников.
  3. Реализация решений собрания кредиторов и представление их на утверждение в арбитражный суд.

Ранее в судебно-арбитражной практике часто возникали проблемы, которые связаны с участием в деле о банкротстве единственного кредитора или уполномоченной инстанции. Теперь аналогичные проблемы решаются с учетом законодательно установленного права такого кредитора на единоличное разрешение вопросов, относящихся к компетенции собрания.

Как учитываются голоса

Число голосов, которыми обладают конкурсные кредиторы, а также уполномоченные органы, определено законом пропорционально включенным в реестр требованиям по денежным обязательствам и обязательным платежам (требования, которые не были включены в реестр, не учитываются). В данном случае учитывается общая сумма задолженности по гражданско-правовым договорам (требованиям, сформированным конкурсными кредиторами).

Количество голосов конкурсных кредиторов, налоговых органов и уполномоченных органов определяется пропорционально требованиям с учетом суммы задолженности по требованиям кредиторов и уполномоченных органов как в части денежных требований, так и обязательных платежей.

Не учитываются при определении числа голосов по п. 3 ст. 12 127-ФЗ штрафы и пени, проценты за просрочку, неисполнение обязанностей по уплате платежей.

Исключительная компетенция собрания

В п. 2 ст. 12 приведены права собрания, которые можно считать исключительными. В указанном пункте представлен перечень вопросов, по которым могут принимать решения только кредиторы должника на собрании, и они не являются исчерпывающими вопросами для его созыва.

Сфера исключительной компетенции исполнительного органа включает:

  1. Введение в отношении должника одной из процедуры банкротства: введение внешнего управления, финансовое оздоровление либо изменение сроков их проведения (с подобным ходатайством он обращается в суд).
  2. Утверждение плана внешнего управления или финансового оздоровления вместе с графиком погашения задолженности.
  3. Дополнительные требования к кандидатурам управляющего в деле о банкротстве.
  4. Выбор управляющего или СРО, из которых судом будет выбран управляющий.
  5. Определение дополнительного размера вознаграждения в пользу управляющего, увеличение фиксированной суммы его вознаграждения (оно состоит из фиксированной части и переменной, которая зависит от размера погашенных требований кредиторов).
  6. Выбор реестродержателя (он должен входить в аккредитованную управляющим СРО).
  7. Подписание мирового соглашения с должником.
  8. Обращение в арбитраж с ходатайством о признании должника банкротом и открытие конкурсного производства.
  9. Образование комитета кредиторов и определение его количественного состава, выбор его участников, досрочное прекращение полномочий, определение его полномочий.
  10. Избрание представителя собрания.

Прочие вопросы, решаемые на собраниях, содержатся в статьях, которые действуют применительно к отдельным процедурам банкротства и определены в соответствующих главах 127-ФЗ. Например:

  • в период финансового оздоровления собрание вправе принять решение об освобождении от исполнения обязанностей управляющего (хотя оно само не решает этот вопрос, но наделено полномочиями передачи соответствующего ходатайства в арбитраж по п. 5 ст. 83);
  • в период внешнего управления – решение о передаче согласия управляющему на совершение сделки и сделки с заинтересованностью определенного лица по п. 1 ст. 101 и решение по результатам представленной управляющим отчетности;
  • при конкурсном производстве – о порядке оплаты услуг оценщиков, привлеченных управляющим по п. 1 ст. 130, об утверждении разработанного управляющим порядка формирования конкурсной массы по ст. 139;
  • собрание также заслушивает отчет управляющего о расходовании денежных средств должника по п. 3 ст. 133 127-ФЗ.

Вместе с тем нужно понимать, что перечисленный в п. 2 ст. 12 перечень вопросов не вправе решать никто, кроме собрания. Их нельзя передать в пользу комитета кредиторов или на усмотрение определенных лиц или органов.

В каких случаях правомерно собрание кредиторов

Ранее действующее законодательств о банкротстве признавало собрание состоявшимся при соблюдении единственного условия – уведомить всех кредиторов о времени и месте его проведения.

Закон о банкротстве в нынешней своей версии в п. 4 ст. 12 127-ФЗ приводит четкие правила о кворуме собрания, при котором оно признается правомочным. Так, на нем должны присутствовать конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, которые обладают более 50% голосов от общей численности кредиторов и уполномоченных органов из реестра требований.

В случае проведения повторного собрания кредиторов его правомочность может быть обусловлена присутствием конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, которые обладают не менее 30% голосов при условии, что конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были уведомлены о собрании должным образом.

В ситуации, если инициатива о проведении собрания исходила от комитета, отдельных конкурсных кредиторов или уполномоченных инстанций, управляющий обязан созвать его не позднее, чем через 3 недели после поступления подобного требования по п. 3 ст. 14 127-ФЗ. При этом, согласно п. 5 ст. 12, предусмотрены правовые последствия от невыполнения своей обязанности управляющим: заинтересованные лица могут провести собрание самостоятельно, не дожидаясь управляющего.

Функции реестродержателя, согласно п. 6 ст. 12 127-ФЗ

Часть технических функций может быть возложена управляющим и иными участниками дела о банкротстве на профессионального реестродержателя, который уполномочен за ведение реестра требований.

Возможный функционал реестродержателя, который ведет реестр требований кредиторов, в процессе проведения собрания может осуществлять такие полномочия:

  1. Проверять полномочия участников.
  2. Регистрировать их.
  3. Обеспечивать предусмотренный законом порядок голосования.
  4. Подсчитывать голоса.
  5. Подготавливать протокол по итогам голосования.

Протокол собрания

Порядок подготовки и оформления протокола собрания кредиторов, его представления в арбитражный суд прописаны в п. 7 ст. 12 127-ФЗ. Также здесь содержатся требования к срокам хранения документов по уже проведенным сборам и результатам голосования.

Протокол кредиторского собрания составляется в 2-х экземплярах, один из которых направляется в арбитраж. Сделать это управляющий обязан в течение 5 дней после проведения кредиторского собрания.

В исключительных ситуациях, когда за проведение собрания отвечает не арбитражный управляющий, а иные участники дела о признании финансовой несостоятельности, протокол следует составить в трех экземплярах. Один – для управляющего, второй – для арбитражного суда, а третий остается на хранении у организатора (кредитора или уполномоченного органа).

К подготовленному протоколу следует приложить определенный комплект документов, перечень которых содержится в п. 7 ст. 12 127-ФЗ. Он включает в свой состав:

  1. Реестр требований кредиторов (составленный на дату сбора кредиторов).
  2. Бюллетени для голосования, которые использовались в процессе вынесения решений по повестке дня (речь идет о заполненных участниками бюллетенях).
  3. Документы, которые подтверждают полномочия и правовой статус участников.
  4. Материалы, которые были представлены участникам для ознакомления или утверждения.
  5. Документы, которые свидетельствуют о надлежащем уведомлении кредиторов и уполномоченных органов о месте и времени сбора.
  6. Прочих документов, которые участники посчитают важными.

Оригиналы документов подлежат хранению управляющим или реестродержателем до завершения процедуры банкротства. Они в любой момент могут быть запрошены судом и предоставляются ответственным за хранение лицом по требованию.

Стоит отметить, что нормами законодательства могут быть предусмотрены иные более продолжительные сроки для хранения сведений при возникновении спорных ситуаций.

Иное

Статья 12 останавливается и на требованиях к размещению информации о банкротстве. Сообщение, которое содержит сведения о результатах сбора участников дела о признании компании несостоятельной, передается управляющим в ЕФРСБ. На это ему отводится 5 рабочих дней.

Если управляющий получил данные о проведенном собрании из присланного ему протокола (когда оно было проведено по п. 5 ст. 12 127-ФЗ), то у него есть 3 дня на размещение в открытом доступе данной информации.

В обязанности управляющего входит обеспечение доступа к копиям протокола и приложенным к нему документам:

  • участникам процедуры банкротства;
  • представителям работников должника;
  • представителям учредителя банкротившегося юрлица;
  • представителям собственника имущества должника в статусе унитарного предприятия.

Таким образом, в п. 1 ст. 12 127-ФЗ освещается вопрос проведения кредиторских собраний. Оно выступает органом, который защищает права и законные интересы кредиторов банкрота.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Светлана Асадова Эксперт в сфере права и финансов Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *