Социальное обслуживание лиц без определенного места жительства

Социальное обслуживание лиц без определенного места жительства

Принят Государственной Думой 27 мая 2020 года

Одобрен Советом Федерации 2 июня 2020 года

Статья 1

1) в пункте 7 части 1 статьи 2 слова «В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи, определяемых в соответствии с пунктом 9 настоящей части, могут выступать также иностранный гражданин или лицо без гражданства, относящиеся к высококвалифицированным специалистам в соответствии с пунктом 8 настоящей части и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации» заменить словами «В качестве принимающей стороны могут выступать иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации и предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации это жилое помещение в пользование для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства»;

2) часть 5 статьи 7 признать утратившей силу;

3) в статье 13:

а) пункт 1 части 1 после слов «Российской Федерации» дополнить словами «(далее — федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел)»;

б) дополнить частями 3-5 следующего содержания:

«3. Порядок осуществления учета по месту пребывания иностранных граждан, указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в место пребывания, перечень сведений, содержащихся в указанном уведомлении, перечень прилагаемых к нему документов, а также сроки хранения указанного уведомления в федеральном органе исполнительной власти, ведающем вопросами иностранных дел, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Форма уведомления об убытии иностранного гражданина, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, из места пребывания, перечень сведений, содержащихся в указанном уведомлении, порядок его направления в орган миграционного учета, а также сроки хранения указанного уведомления в федеральном органе исполнительной власти, ведающем вопросами иностранных дел, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.»;

4) часть 1 статьи 16 после слов «своего места жительства,» дополнить словами «непосредственно — лично или в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — электронная форма) либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр)»;

5) в статье 17:

а) в абзаце первом части 1 слова «должностному лицу органа миграционного учета предъявляются» заменить словами «в орган миграционного учета или многофункциональный центр представляются»;

б) в части 2 слово «предъявлять» заменить словом «представлять», слова «либо органов местного самоуправления» заменить словами «, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций», слова «органах местного самоуправления» заменить словами «, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях»;

6) в статье 18:

а) в части 1 слова «предъявлении данным иностранным гражданином» заменить словами «представлении иностранным гражданином лично либо через многофункциональный центр»;

б) в части 11 слова «либо органов местного самоуправления» заменить словами «, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций»;

в) дополнить частью 12 следующего содержания:

«12. В случае поступления в орган миграционного учета документов, необходимых для регистрации иностранного гражданина по месту жительства, в электронной форме соответствующая отметка в виде на жительство или разрешении на временное проживание проставляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в орган миграционного учета оригиналов указанных документов и документа (сведений о нем), подтверждающего право пользования жилым помещением.»;

7) пункт 6 части 1 статьи 19 изложить в следующей редакции:

«6) установления органом миграционного учета факта фиктивной регистрации по месту жительства. Форма заключения об установлении факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина в жилом помещении утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.»;

8) в статье 20:

а) части 2, 3 и 31 изложить в следующей редакции:

«2. Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляется в орган миграционного учета принимающей стороной или непосредственно данным иностранным гражданином в случаях, предусмотренных частями 3, 31, 32 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона.

3. Срок представления уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания составляет семь рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, если иностранный гражданин:

1) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания;

2) осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом в организации в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;

3) находится в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства;

4) находится в учреждении, исполняющем административное наказание.

31. В случаях, предусмотренных пунктами 1 — 4 части 3 настоящей статьи, уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранного гражданина в место пребывания. Если иностранный гражданин прибыл в место пребывания в нерабочий день (в том числе в один из дней в течение нескольких нерабочих дней), уведомление о прибытии в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета в течение одних суток, являющихся рабочим днем и следующих непосредственно за нерабочим днем (несколькими нерабочими днями).»;

б) в части 32 слова «не позднее» заменить словами «в течение»;

в) дополнить частью 42 следующего содержания:

«42. Иностранные граждане, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей, переселяющиеся совместно с ними в Российскую Федерацию, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на учет по месту пребывания на срок, не превышающий тридцати дней со дня прибытия иностранного гражданина в место пребывания. После истечения такого срока указанные иностранные граждане обязаны выполнить действия, необходимые для их постановки на учет по месту пребывания, в срок, не превышающий семи рабочих дней.»;

9) в статье 22:

а) в части 2:

в пункте 1:

подпункт «а» дополнить словами «(за исключением случаев освобождения иностранного гражданина от обязанности по заполнению миграционной карты в соответствии с международным договором Российской Федерации)»;

подпункт «б» после цифр «3, 31» дополнить цифрами «, 32»;

в пункте 2:

подпункт «а» изложить в следующей редакции:

«а) представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно — лично или в электронной форме либо через многофункциональный центр либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном частью 10 настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 31, 32 и 4 настоящей статьи;»;

в подпункте «б» слово «пребывания.» заменить словами «пребывания. В случае, если уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания подано в электронной форме, принимающая сторона после поступления отрывной части данного уведомления в электронной форме, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа миграционного учета, изготавливает путем распечатки на бумажном носителе копию отрывной части указанного уведомления и передает ее прибывшему иностранному гражданину.»;

б) дополнить частью 21 следующего содержания:

«21. Перечень документов, которые иностранный гражданин представляет принимающей стороне для постановки его на учет по месту пребывания наряду с документами, указанными в подпункте «а» пункта 1 части 2 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.»;

в) часть 31 изложить в следующей редакции:

«31. При наличии у иностранного гражданина в собственности жилого помещения, находящегося на территории Российской Федерации, он может в случае фактического проживания в данном помещении заявить его в качестве своего места пребывания. В этом случае для постановки на учет по месту пребывания такой иностранный гражданин представляет уведомление о своем прибытии в место пребывания и документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение, в орган миграционного учета непосредственно — лично или в электронной форме либо через многофункциональный центр. Иностранный гражданин вправе не представлять документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение, если сведения, содержащиеся в данном документе, находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. В этом случае орган миграционного учета самостоятельно запрашивает данные документы (сведения о содержании данных документов, выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации) в соответствующих государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.»;

г) дополнить частью 32 следующего содержания:

«32. В случае, если жилое или иное помещение, предоставленное иностранному гражданину для фактического проживания (временного пребывания), принадлежит на праве собственности гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему за пределами Российской Федерации, иностранному гражданину, иностранному юридическому лицу или иной иностранной организации, находящимся за пределами территории Российской Федерации, иностранный гражданин обязан лично уведомить орган миграционного учета о своем прибытии в место пребывания. В этом случае для постановки на учет по месту пребывания такой иностранный гражданин к уведомлению о своем прибытии в место пребывания дополнительно прилагает нотариально удостоверенное согласие принимающей стороны на фактическое проживание (нахождение) у нее иностранного гражданина.»;

д) в части 4 слова «соответствующий орган миграционного учета непосредственно» заменить словами «орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр»;

е) в части 6 слова «учета и» заменить словами «учета, многофункциональным центром или»;

ж) часть 7 после слова «гостиницей» дополнить словами «, многофункциональным центром», дополнить предложением следующего содержания: «В случае, если уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания подано в электронной форме, подтверждением выполнения принимающей стороной действий, необходимых для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания, является копия отрывной части указанного уведомления, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа миграционного учета.»;

з) часть 8 изложить в следующей редакции:

«8. Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, перечень сведений, содержащихся в указанном уведомлении, требования к его оформлению, порядок его направления в орган миграционного учета, в том числе в электронной форме, форма выражения принимающей стороной согласия на фактическое проживание (нахождение) у нее иностранного гражданина, перечень прилагаемых к нему документов, а также сроки хранения указанного уведомления в органе миграционного учета, организации федеральной почтовой связи или многофункциональном центре устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 13 настоящего Федерального закона.»;

10) в статье 23:

а) в части 1:

пункт 1 дополнить словами «, за исключением случая, предусмотренного частью 11 настоящей статьи»;

пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4) установления органом миграционного учета факта фиктивной постановки на учет по месту пребывания. Форма заключения об установлении факта фиктивной постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел;»;

пункт 5 дополнить словами «, частью 11 настоящей статьи»;

б) дополнить частью 11 следующего содержания:

«11. Снятие иностранного гражданина с учета по прежнему месту пребывания не осуществляется при постановке его на учет по новому месту пребывания по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, кемпинга, туристской базы, детского оздоровительного лагеря, за исключением случая, если прежняя постановка данного иностранного гражданина на учет по месту пребывания осуществлена по адресу другой организации из числа указанных в настоящей части.»;

в) в части 22 слова «непосредственно или через» заменить словами «непосредственно — лично или в электронной форме либо через»;

г) часть 23 изложить в следующей редакции:

«23. Форма уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания, перечень сведений, содержащихся в указанном уведомлении, требования к его оформлению, порядок его направления в орган миграционного учета, в том числе в электронной форме, а также сроки хранения копии указанного уведомления в многофункциональном центре или организации федеральной почтовой связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 статьи 13 настоящего Федерального закона.»;

д) часть 3 после слов «двенадцати часов» дополнить словом «рабочего»;

11) часть 2 статьи 24 признать утратившей силу.

Социальную работу по обслуживанию населения, оказание социальной помощи и услуг с целью преодоления или смягчения сложной жизненной ситуации ведут социальные службы государственных специализированных учреждений и негосударственных структур.

К государственным социальным службам относятся органы управления, учреждения и предприятия социального обслуживания населения, министерств и ведомств РФ, к компетенции которых относится функция предоставления социальной помощи населению. К негосударственным относятся предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными организациями, частными лицами. К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания населения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

Согласно постановлениям Правительства РФ и приказам Министерства социальной защиты населения в стране открыты специализированные учреждения для лиц БОМЖ, утверждены Примерные положения об учреждении социальной помощи для данной категории населения, о межведомственных комиссиях по проблемам профилактики бродяжничества, порядок приема лиц БОМЖ в учреждение, правила регистрации и снятие граждан РФ с учета по месту пребывания.

Услуги реабилитационной направленности оказывают в настоящее время 117 домов ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и реализуют региональные программы социальной поддержки и помощи дезадаптированным группам населения .

В г. Новосибирске функционирует областной центр срочной социальной помощи, основной задачей которого является оказание экстренной помощи людям, попавшим в сложную ситуацию, оставшиеся без постоянного места жительства, прописки, работы и средств к существованию. Среди его клиентов лица БОМЖ составляют 36,8%; лица, освободившиеся из мест лишения свободы – 9,0% и вынужденные переселенцы – 5,3%. Социальную помощь лицам БОМЖ оказывает Новосибирский дом ночного пребывания. В настоящее время на базе этих учреждений создан комплексный центр социального обслуживания для лиц БОМЖ .

В Астраханской области действует социальный центр кризисной реабилитации, в структуру которого входят: дом ночного пребывания, дом кризисной реабилитации и социальная благотворительная столовая.

В Нижнем Новгороде с 1995 года работает Центр социально-трудовой реабилитации граждан, в структуре которого отделение ночного пребывания на 90 мест, социальная гостиница на 12 мест.

В Екатеринбурге с 1995 года предоставляет услуги дом ночного пребывания на 50 мест лицам БОМЖ, здесь можно жить и питаться бесплатно 3 раза в год по 10 дней.

Заслуживает внимания опыт Камчатской области по предоставлению комплекса услуг бездомным в социальном приюте (на 60 мест), который включает в себя социальную гостиницу на 30 мест – для временного проживания иногородних престарелых и инвалидов, социальный приют на 18 мест – для временного проживания лиц БОМЖ, отделение ночного пребывания на 12 мест – для ночлега «бомжей».

В Самарской области лица БОМЖ получают медицинские, жилищные, социально-бытовые, социально-психологические и правовые услуги в отделении ночного пребывания на 70 мест в структуре социального приюта г. Самары, а также в структуре социальной гостиницы г. Тольятти.

В Краснодарском крае действует Центр социальной адаптации на 100 мест (г. Краснодар) и 3 дома ночного пребывания: в г. Туапсе (на 15 мест), в г. Кропоткине (на 30 мест) и Курганинском районе (на 15 мест). В г. Лабинске функционирует социальная гостиница для лиц от 16 до 30 лет на 27 мест .

В Республике Марий Эл лица БОМЖ могут получить широкий спектр услуг по решению своих проблем в «Доме ночного пребывания»: бесплатно для ночлега в течение 12 часов койко-место с постельными принадлежностями; одноразовое бесплатное питание; консультативную помощь в вопросах бытового и трудового устройства, определения в стационарные учреждения социального обслуживания; нуждающиеся — первую доврачебную помощь и санобработку .

В Ставропольском и Хабаровском краях имеется практика использовать социальные номера на базе временного проживания бездомных.

В г. Калининграде в центре социально-трудовой реабилитации предоставляется социальная поддержка лицам БОМЖ. В структуре центра есть дом ночного пребывания, социальная гостиница, социальная столовая, отдел содействия в трудоустройстве. Важнейшим направлением в работе специалистов центра является организация их трудовой деятельности .

В центре реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий Владимирской области клиентам предоставляются следующие услуги: социально-бытовые, правовые, психологические, по восстановлению документов, временной регистрации, жилищные услуги, оформление инвалидности и пенсии, санитарно-гигиенические, содействие в поиске работы и родственников, получения профессии через службу занятости .

В Мурманской области сложилась система работы по профилактике бездомности и оказанию социальной поддержки лицам БОМЖ. Права лиц БОМЖ регламентируются правовыми актами, в частности, законом Мурманской области от 23.12.2004 № 550-91 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», закон от 29.12.2004 № 572001 – ЗМО «О социальном обслуживании населения в Мурманской области». Этот правовой акт характеризует лиц без определенного места жительства как лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации и относит их к клиентам социальной службы, им гарантировано предоставление материальной помощи в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, одежды, временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания .

На федеральном уровне в Российской Федерации права лиц без определенного места жительства защищаются федеральными законами: «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (8), «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» , «О государственной социальной помощи» .

Чтобы представить полную картину социальной помощи лицам БОМЖ в РФ, то необходимо отразить деятельность общественных институтов.

В России традиционно, исторически, приоритет работы с этой категорией лиц был у общественных организаций, попечительских советов и Русской Православной Церкви. В наше время социальная помощь бездомным со стороны гражданских структур заметно активизировались.

Русская Православная Церковь обычно занимается организацией бесплатных обедов при крупных приходах и предоставлением сезонной работы в монастырях. Также при некоторых храмах нуждающимся может быть предоставлено кратковременное пристанище (ночлег). Но, к сожалению, подобные меры не имеют системности и зависят от инициативы епархий на местах и личного подвижничества священников.

Наибольшую активность в предоставлении социальной помощи лицам БОМЖ проявляют филиалы иностранных благотворительных организаций. Они имеют серьезные материальные ресурсы. Благотворительные гуманитарные организации могут получать средства от международных правительств и международных структур, таких как Европейский Союз, Верховного комиссариата ООН по делам беженцев.

Одной из международных независимых общественных гуманитарных организаций является «Medecins sans frontienes» («Врачи без границ»). Ее целью является оказание бесплатной помощи населению во время кризисных ситуаций. Организация основана в 1971 году и опирается в своей деятельности на специалистов — добровольцев. Ее представители работают в 72 странах мира.

На территории России «Врачи без границ» оказывают помощь осужденным, больным туберкулезом в виде консультаций, материальной помощи и медикаментами . Для помощи бездомным с 1992 года организация открыла передвижные амбулатории на Казанском и Павелецком вокзалах г. Москвы. За время работы «Врачами без границ» дано около 100 тысяч бесплатных консультаций медицинского и социального характера. Сделано 2,5 тысячи вакцинаций против столбняка и дифтерии. В среднем за помощью к «Врачам без границ» обращаются от 2500 до 3000 человек в месяц. При необходимости осуществляется направление на госпитализацию. Социальные консультации проводятся с целью решения первостепенных проблем бездомных и определения направления дельнейших действий. «Врачи без границ» оказывают помощь другим государствам и неправительственным организациям в России, ведущим работу с лицами БОМЖ. Между ними сложились деловые отношения и ведется активное сотрудничество . Помощь лицам БОМЖ оказывают гуманитарные организации, такие как «Армия спасении», Красный крест», Новый Дом», «Твое право», ЦГП «Лепта», «Благовест», «Каритас», «Милосердие» в виде организации питания в местах их скопления и выдачи подержанных вещей (second hand); различные религиозные миссии: «Освобождение в Иисусе», «Братство и милосердие», «Сознание Кришны», мусульманские общества, некоторые национальные диаспоры (армянская, еврейская).

К сожалению, деятельность общественных организаций сосредоточена в Москве, Санкт-Петербурге, а в остальных регионах страны развиты слабо, так как имеют небольшие финансовые и организационные возможности . Частные благотворители в современной России большая редкость. Помощь коммерческих структур незначительна.

Таким образом, самое главное в работе государственных, муниципальных и общественных организаций, учреждений для лиц БОМЖ то, что они, предоставляя ночлег, питание и одежду, помогают бездомным лицам в оформлении необходимых документов (регистрация, назначение и получение пенсии, установление групп инвалидности, направлении в дома-интернаты и т.д.), содействие в трудоустройстве. Следовательно, разработка государственного законодательства, регламентирующего область трудовой адаптации лиц «бомж» представляется достаточно значимой задачей.

ГОСТ Р 53064-2008
Группа Т50

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Типы учреждений социального обслуживания и социальные услуги лицам без определенного места жительства и занятий

ОКС 03.080

Дата введения 2010-01-01

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 «Социальное обслуживание населения»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. N 441-ст

4 В настоящем стандарте реализованы нормы:
федеральных законов Российской Федерации:
— от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;
— от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;
— от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
постановлений Правительства Российской Федерации:
— от 5 ноября 1995 г. N 1105 «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий»;
— от 25 ноября 1995 г. N 1151 «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания»;
— от 8 июня 1996 г. N 670 «Об утверждении Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий»

5 Настоящий стандарт разработан по заказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые лицам без определенного места жительства и занятий (далее — бездомные граждане), учреждения социального обслуживания этих лиц (далее — учреждения).
Стандарт устанавливает типы учреждений социального обслуживания бездомных граждан, состав, объемы и формы предоставляемых им услуг.
Учреждения социального обслуживания бездомных граждан, руководствуясь положениями Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», при определении в своих документах состава, объемов и форм предоставляемых ими услуг, должны выполнять требования настоящего стандарта.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52143-2003 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг
ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52495.

4 Типы учреждений социального обслуживания бездомных граждан

4.1 Общие положения

4.1.1 Настоящий стандарт разработан в соответствии с положениями законов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации (пункт 4 предисловия к настоящему стандарту) и положениями ГОСТ Р 52143, ГОСТ Р 52495.

4.1.2 Учреждения всех типов, установленных в стандарте, осуществляют свою деятельность под руководством органов социальной защиты населения субъекта Российской Федерации во взаимодействии с территориальными органами исполнительной власти, местного самоуправления, органами и учреждениями здравоохранения, внутренних дел, общественными, благотворительными и другими организациями.

4.1.3 Деятельность учреждений всех типов имеет своей целью:
— оказание неотложной социальной помощи и поддержки бездомных граждан;
— проведение социальной адаптации и реабилитации бездомных граждан;
— возвращение бездомных граждан к нормальной жизни в обществе.

4.1.4 Основными задачами деятельности учреждений социального обслуживания бездомных граждан являются:
— обеспечение временного размещения;
— оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации;
— осуществление мероприятий по профилактике бездомности.

4.1.5 Деятельность учреждений всех типов, установленных в стандарте, характеризуют следующие общие нормы и правила.

4.1.5.1 При получении социальных услуг в учреждении любого типа бездомные граждане имеют право на:
— выбор учреждения социального обслуживания в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами;
— информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания учреждением социальных услуг;
— уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждения;
— конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения в ходе предоставления социальных услуг; эта информация является профессиональной тайной, за разглашение которой виновные несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— защиту своих законных прав и интересов, в том числе в судебном порядке;
— отказ от социального обслуживания.

4.1.5.2 Социальные услуги предоставляют при условии добровольного обращения бездомных граждан, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4.1.5.3 При предоставлении социальных услуг должна быть обеспечена безопасность для жизни и здоровья граждан — клиентов учреждений, соблюдены все установленные нормы и правила санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности, приняты все необходимые меры по профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев.

4.1.5.4 Учреждения должны обеспечивать защиту своих клиентов от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, грубого обращения.

4.1.5.5 Бездомным гражданам, помещенным в учреждения, должны предоставлять социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические, социально-правовые услуги по ГОСТ Р 52143 в объемах и формах, соответствующих типу учреждения, из числа установленных разделом 5 настоящего стандарта.

4.1.5.6 Прием в учреждение проводят на основании личного заявления обратившегося бездомного гражданина по установленной форме, в котором (в заявлении) указывают паспортные данные (при наличии паспорта), адрес последнего постоянного места жительства (адрес последней регистрации по месту жительства), причины утраты жилья (в случае его утраты), причину невозможности проживания по адресу регистрации по месту жительства (в случае наличия жилья).

4.1.5.7 Учреждения круглосуточно принимают для временного пребывания граждан старше 18 лет, в первую очередь бездомных инвалидов и граждан пожилого возраста, в том числе не имеющих документов, удостоверяющих личность, по разным причинам утративших свою жилую площадь, оказавшихся в ситуации, угрожающей их жизни и здоровью, и нуждающихся в оказании им социально-медицинской помощи.

4.2 Характеристика типов учреждений

4.2.1 В настоящем стандарте устанавливаются следующие типы учреждений социального обслуживания бездомных граждан:
— центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий;
— социальная гостиница для лиц без определенного места жительства и занятий;
— дом ночного пребывания для лиц без определенного места жительства и занятий.
Примечание — В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания являются полномочиями органов государственной власти субъектов Российский Федерации. В связи с этим они вправе создавать на своей территории необходимые учреждения других типов наряду с указанными в настоящем стандарте.

4.2.2 Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий (далее — центр) — государственное учреждение социального обслуживания населения, предназначенное для временного размещения бездомных граждан и осуществления комплекса мероприятий, способствующих реализации государственной социальной политики в вопросах профилактики бездомности и ресоциализации бездомных граждан*.
________________
* Ресоциализация бездомных граждан — система мер, направленных на ликвидацию бездомности как социальной проблемы, обеспечение бездомных жилыми помещениями, создание надлежащих условий для реализации бездомными общепризнанных прав и свобод человека и гражданина и возвращения бездомных к нормальной жизни в обществе.

4.2.2.1 Свои функции центр осуществляет путем предоставления бездомным гражданам социальных услуг в соответствии с Положением о центре из числа указанных в разделе 5 настоящего стандарта, и которые могут быть расширены в соответствии с его назначением.

4.2.2.2 В состав центра решением его руководства по согласованию с органом социальной защиты населения, которому центр подчинен, могут быть включены различные структурные подразделения, в том числе такие, как:
— медико-социальное отделение (для приема и размещения инвалидов);
— отделение ночного пребывания (для первичного приема и размещения мужчин);
— отделение ночного пребывания женское (для первичного приема и размещения женщин);
— смешанное отделение (социальная гостиница);
— другие отделения.

4.2.3 Социальная гостиница для лиц без определенного места жительства и занятий (далее — гостиница) — это государственное учреждение социального обслуживания населения, предназначенное для предоставления временного места пребывания бездомным гражданам, в первую очередь — гражданам пожилого возраста и инвалидам.
Максимальная продолжительность непрерывного пребывания бездомного гражданина в гостинице устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, составляет, как правило, один год и отражается в Положении об учреждении.

4.2.3.1 Свои функции гостиница осуществляет путем предоставления бездомным гражданам различных полагающихся им в соответствии с Положением о гостинице социальных услуг из числа указанных в разделе 5 настоящего стандарта.

4.2.3.2 В составе гостиницы, при необходимости, решением ее руководства по согласованию с органом социальной защиты населения, которому подчинена гостиница, могут быть созданы различные структурные подразделения.

4.2.4 Дом ночного пребывания для лиц без определенного места жительства и занятий (далее — ночлежка) — это государственное учреждение социального обслуживания населения, предназначенное для предоставления ночлега бездомным гражданам.
Максимальное время непрерывного пребывания (в часах) в течение суток, дней подряд, и суммарное количество дней пребывания в году устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, составляют, как правило, соответственно 12 часов, 10 дней и 30 дней и отражаются в Положении об учреждении.
Свои функции дом ночного пребывания осуществляет путем предоставления бездомным гражданам различных полагающихся им в соответствии с Положением о доме ночного пребывания социальных услуг из числа указанных в разделе 5 настоящего стандарта.

5 Состав, объемы и формы социальных услуг

5.1 Социально-бытовые услуги

5.1.1 Социально-бытовые услуги бездомным гражданам предоставляют в следующих объемах и формах.

5.1.1.1 Прием и временное размещение бездомных граждан с учетом пола, возраста и состояния здоровья, физической и психологической совместимости.

5.1.1.2 Материально-бытовое обеспечение (предоставление койкоместа, мебели, инвентаря, постельных принадлежностей и предметов личной гигиены согласно утвержденным нормам).

5.1.1.3 Предоставление бесплатного горячего питания в период пребывания в учреждении в соответствии с утвержденным руководителем учреждения Положением о порядке предоставления бесплатного питания (талонов) в учреждении.

5.1.1.4 Проведение опроса и первичной социальной диагностики граждан для оценки их реального положения с составлением (при необходимости) «Анкеты первичного приема лиц без определенного места жительства и занятий» (приложение А).

5.1.1.5 Уход и наблюдение за бездомными гражданами, в первую очередь гражданами пожилого возраста и инвалидами.

5.1.1.6 Предоставление услуг по стирке белья, чистке одежды, парикмахерских услуг.

5.1.1.7 Содействие в активизации собственных возможностей бездомных граждан по преодолению возникшей экстремальной ситуации.

5.1.1.8 Осуществление мероприятий по трудоустройству и социально-трудовой адаптации бездомных граждан:
— поиск необходимых организаций и предприятий, заключение с ними договоров по трудоустройству бездомных граждан, оказание им помощи в трудоустройстве путем переговоров с работодателями и ходатайств перед ними;
— содействие в трудоустройстве на рабочие места в самом учреждении или создаваемых при нем подразделениях;
— учет занятости трудоспособных бездомных граждан для решения вопросов их трудовой адаптации.

5.1.1.9 Содействие в социальной адаптации к условиям жизни в обществе.

5.1.1.10 Предоставление помещений для отправления религиозных обрядов, создание для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка работы учреждения и учитывающих интересы верующих различных конфессий и атеистов.

5.1.1.11 Оформление документов для направления в учреждения стационарного социального обслуживания или иные учреждения социального обслуживания (по показаниям).

5.1.1.12 Содействие в отправке к прежнему либо избранному месту жительства путем приобретения проездных документов и обеспечения продуктами питания на время пути следования согласно установленным нормам трехразового питания в день.

5.1.1.13 Содействие в восстановлении способностей к бытовой, социальной и профессионально-трудовой деятельности.

5.1.1.14 Содействие в организации ритуальных услуг.

5.1.1.15 Профилактика бродяжничества и реабилитация, в первую очередь бывших воспитанников детских домов, школ-интернатов и специализированных учреждений социального обслуживания несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, при особом внимании в отношении которых на:
— создание условий для жизнедеятельности, позволяющих оптимально решать задачи реабилитации;
— содействие в преодолении возникших трудностей собственными силами;
— осуществление комплекса профориентационной работы на базе данных анализа профпригодности;
— содействие в решении вопросов жизнеустройства;
— предоставление временного проживания (на период реабилитации) до определения их дальнейшего жизнеустройства;
— содействие в формировании устойчивой жизненной позиции и модели поведения применительно к реальной жизни.

5.2 Социально-медицинские услуги

5.2.1 Социально-медицинские услуги бездомным гражданам предоставляют в следующих объемах и формах.

5.2.1.1 Оказание доврачебной медицинской помощи, проведение санитарной обработки, дезинфекции белья, одежды и других вещей.

5.2.1.2 Содействие в госпитализации больных, нуждающихся в лечении, в стационарные учреждения здравоохранения.

5.2.1.3 Содействие в обеспечении нуждающихся протезно-ортопедическими изделиями, специальными средствами для самообслуживания и ухода, другими средствами реабилитации.

5.2.1.4 Оказание санитарно-гигиенической и противоэпидемической помощи.

5.2.1.5 Содействие в проведении медико-социальной экспертизы на предмет установления или изменения группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности.

5.2.1.6 Содействие в оказании бездомным гражданам медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации.

5.2.1.7 Содействие в получении полиса обязательного медицинского страхования.

5.2.1.8 Организация и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

5.2.1.9 Содействие в проведении реабилитационных мероприятий медицинского и социального характера, в том числе для инвалидов на основании индивидуальных программ реабилитации.

5.3 Социально-психологические услуги

5.3.1 Социально-психологические услуги бездомным гражданам предоставляют в следующих объемах и формах.

5.3.1.1 Предоставление срочной психологической помощи для поддержания жизнедеятельности бездомных граждан, включающей в себя психодиагностику и обследование личности, психологическое консультирование, психологическую коррекцию и т.д.

5.3.1.2 Оказание квалифицированной психологической помощи клиентам, злоупотребляющим алкоголем и употребляющим наркотические средства.

5.3.1.3 Оказание морально-психологической поддержки в период трудовой реабилитации, включающее в себя психологическое консультирование, беседы, стимулирование к активности.

5.4 Социально-педагогические услуги

5.4.1 Социально-педагогические услуги бездомным гражданам предоставляют в следующих объемах и формах.

5.4.1.1 Содействие в обучении бездомных граждан, не имеющих профессиональных навыков.

5.4.1.2 Осуществление мероприятий по восстановлению профессиональных навыков, в том числе содействие в направлении на общественные работы.

5.4.1.3 Оказание помощи в приобретении (восстановлении) трудовых навыков бездомным, бывшим воспитанникам детских домов, школ-интернатов и специализированных учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних.

5.4.1.4 Организация досуга, проведение культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных и других мероприятий.

5.4.1.5 Обеспечение книгами, журналами, газетами, настольными играми и иным, необходимым для организации досуга.

5.4.1.6 Организация и привлечение к различным видам общественно полезного труда на добровольной основе.

5.5 Социально-экономические услуги

5.5.1 Социально-экономические услуги бездомным гражданам предоставляют в виде оказания разовой материальной помощи (выдача продуктовых наборов, талонов на бесплатное горячее питание, помощь одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости).

5.6 Социально-правовые услуги

5.6.1 Социально-правовые услуги бездомным гражданам предоставляют в следующих объемах и формах.

5.6.1.1 Содействие в восстановлении документов, удостоверяющих личность, включая фотографирование на документы.

5.6.1.2 Содействие в оформлении регистрации по месту пребывания в паспортно-визовой службе органов внутренних дел.

5.6.1.3 Содействие в поиске родственников и в восстановлении утраченных связей с ними.

5.6.1.4 Содействие в вопросах восстановления утраченной жилплощади, работы:
— содействие в подготовке документов для постановки на учет нуждающихся в получении жилой площади (при наличии оснований);
— судебное сопровождение по вопросу восстановления прав на утраченное жилье (при наличии оснований);
— содействие в подготовке запросов, заявлений и т.п.

5.6.1.5 Содействие в решении вопросов пенсионного обеспечения.

5.6.1.6 Оказание помощи в подготовке документов, направляемых в различные инстанции по конкретным проблемам клиентов.

5.6.1.7 Оказание правовой помощи в защите прав и интересов клиентов перед работодателями.

5.6.1.8 Консультирование по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство и др.), а также по вопросам, касающимся охраны прав, свободы и здоровья клиентов.

Приложение А (справочное). АНКЕТА первичного приема лиц без определенного места жительства и занятий

Приложение А
(справочное)

(отмечать только один вариант, если не указано иное)

1

Ваш пол?

1) мужчина

2) женщина

Ваш возраст?

3

Ваше семейное положение?

1) не был женат (замужем)

4) живем вместе, но не зарегистрированы

2) женат (замужем)
3) разведен (разведена)

5) вдовец (вдова)

4

Есть ли у Вас дети?

1) нет

2) да

5

Если есть, то сколько?

1) один ребенок

3) трое детей

2) двое детей

4) более трех детей

6

Ваше образование?

1) начальное, неполное среднее

3) среднее специальное

2) среднее

4) неоконченное высшее, высшее

7

Где Вы работали?

1) промышленность

5) сельское хозяйство

2) строительство

6) транспорт, связь

3) торговля, сфера обслуживания

7) наука, образование

4) армия

8) нигде не работал

8

Кем Вы работали?

1) специалист (инженерно-технический)

5) рабочий в сельском хозяйстве

2) специалист (гуманитарный)

6) военнослужащий

3) квалифицированный рабочий

7) нигде не работал

4) разнорабочий

8) другое

9

Считаете ли Вы себя верующим человеком?

1) да

2) нет

10

Имеете ли Вы судимости?

1) да

2) нет

11

Если да, то укажите общее количество лет, проведенных в местах лишения свободы

1) от 1 года до 3 лет

3) от 5 лет до 10 лет

2) от 3 лет до 5 лет

4) свыше 10 лет

12

Из какого населенного пункта (города, области, страны, республики) Вы приехали?

13

Как давно Вы ведете бездомный образ жизни?

1) до 1 года

3) от 3 лет до 5 лет

2) от 1 года до 3 лет

4) свыше 5 лет

14

Что явилось причиной Вашего бездомного образа жизни?

1) утрата средств к существованию

6) недружелюбные отношения с родственниками, конфликт в семье

2) отсутствие постоянного места работы

7) смерть близких родственников

3) возвращение из мест заключения

8) стремление к вольной жизни

4) болезнь

9) другое

5) квартирные махинации

15

Что Вас больше всего тревожит в настоящее время? (не более 5 ответов)

1) болезнь

9) правовая незащищенность

2) отсутствие продуктов питания

10) гигиеническое состояние тела

3) страх перед завтрашним днем

11) мысли об окончании жизни

4) отсутствие документов и прописки

12) отсутствие общественно полезного дела

5) необходимость добраться до дома

13) сложность человеческих отношений и общения

6) недоступность медицинского обслуживания

14) одиночество, отсутствие родственных связей

7) устройство в дом-интернат

15) другое

8) невозможно получить постоянную работу

16

Какие у Вас сложились отношения с другими бездомными?

1) нас связывают взаимопонимание и взаимопомощь

4) наши отношения можно назвать конфликтными

2) стараемся не вступать в конфликты друг с другом

5) другое

3) не замечаем друг друга, не общаемся между собой

17

Проживая без крыши над головой, Вы предпочитаете?

1) быть одному
2) собираться по 2-3 человека

3) собираться большой группой

18

Какие меры Вы предпринимали для определения на жительство?

1) обращался в органы милиции

4) обращался к своим родственникам и знакомым

2) обращался в органы социальной защиты

5) никуда не обращался

3) хотел вернуться на прежнее место жительства

6) другое

19

Вы пытались искать работу?

1) да

2) нет

20

Если да, то какие меры Вы предпринимали, чтобы найти постоянную работу?

1) обращался на биржу труда
2) обращался в органы социальной защиты

3) обращался по прежнему месту работы

21

Ваши планы на будущее? (не более трех ответов)

1) обращусь на биржу труда

6) постараюсь найти работу

2) обращусь за помощью в органы милиции

7) постараюсь найти жилье

3) обращусь в органы социальной защиты

8) ничего не буду делать, мне привычно так жить

4) вернусь домой, в семью

9) не знаю, не думал

5) постараюсь устроиться в дом-интернат

10) другое

22

Находились ли Вы раньше в специальных учреждениях?

1) в приемнике-распределителе

4) пребывал в ночлежном доме (ночлежке)

2) отбывал срок заключения

5) другое

3) жил в специальном интернате

23

Если находились в специальном интернате или ночлежке, то почему покинули их?

1) плохое отношение персонала

5) стало скучно

2) плохие отношения с проживающими

6) хотелось свободы

3) хотел встретиться с друзьями

7) другое

4) окончился срок пребывания

24

Чем бы Вы хотели заниматься для того, чтобы отвлечься от повседневной жизни, Ваши увлечения?

1) вышивать или шить

7) рыбачить, собирать грибы

2) работы по дереву

8) работать на земле

3) работы по железу

9) писать стихи

4) пение

10) никакого

5) художественная самодеятельность

11) другое

6) чтение книг и газет

25

Отметьте, какой вид социальных услуг Вам жизненно необходим (на каждый из вариантов не более 3-4 ответов)

Вариант А

Вариант Б

1) материальная помощь в виде продуктов питания

1) медицинская помощь

2) материальная помощь в виде одежды

2) психологическая и психотерапевтическая помощь

3) материальная помощь в виде обуви

3) юридическая помощь

4) предоставление места в доме интернате

4) социально-консультативная помощь

5) содействие социальной и трудовой реабилитации

5) консультация геронтолога (специалист по работе с людьми пожилого возраста)

6) предоставление временного ночлега

6) другое

7) другое

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2009

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *