Спецсубъект УПК РФ

Спецсубъект УПК РФ

Ст. 447 УПК РФ направлена на установление перечня лиц, обладающих некими привилегиями по сравнению с другими людьми при ведении уголовного процесса. Формирование сводов законов и правил, которыми обязаны руководствоваться граждане, участвуя в общественном взаимодействии, основывается на понимании того, что все члены общества должны быть равны и одинаково честны друг перед другом и перед законом.

Однако законодателю приходится учитывать тот факт, что далеко не все граждане страны «одинаковы», то есть ряд из них может отличаться о других в силу каких-либо особенностей, зависящих или независящих от этих людей. В связи с этим для каждого подобного случая (а они также объединены в отдельные группы) законодательством предусматриваются некие исключения из общих правил и применяемых к преступнику норм. Такие исключения предполагают оговорённое законодателем изъятие определённого круга лиц из общей массы, на которую распространяется норма права.

Кого и почему наделяют процессуальным «иммунитетом»?

Подчёркивая обязательность соблюдения норм права всеми членами общества безоговорочно, законодатель в то же время выделяет из общей массы лиц, которые при ведении уголовного процесса наделяются своеобразным «льготами».

Например, особым образом рассматриваются дела с участием:

  • граждан, возраст которых не достиг совершеннолетия;
  • лиц, которые в силу психических отклонений от общепринятой нормы не могут в полном объёме отвечать за свои поступки.

Однако не только возрастные и психологические особенности могут иметь значение при решении вопроса о том, традиционно или в исключительном порядке будет вестись уголовный процесс.

Законодателем отмечено, что отдельные категории граждан, занимающие некоторые должности, должны быть наделены дополнительными гарантиями защиты личности, поскольку выполняемые ими обязанности по службе имеют особое значение для общества. Эти дополнительные гарантии и принято называть «процессуальным иммунитетом».

Такой иммунитет касается лиц, чей род деятельности связан с выполнением публичных обязанностей. Поскольку их род занятий существенно отличается от действий, выполняемых другими членами общества, они изначально наделены некоей неприкосновенностью.

Дополнительные гарантии, предусмотренные уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, не призваны расширить круг этой неприкосновенности. Их цель – с максимально возможной эффективностью обезопасить таких лиц от возможных преследований уголовного характера, когда для этого нет достаточных причин и оснований. Необходимо это для того, чтобы обеспечить максимально комфортную среду деятельности таких граждан.

Спецсубъекты по УПК РФ перечислены максимально полно в статье 447-й.

К ним относятся:

  1. Лица, исполняющие депутатские обязанности.
  2. Лица, занимающие должности судей различного уровня.
  3. Президенты (настоящий и бывший), кандидаты на эту должность.
  4. Некоторые сотрудники МВД.
  5. Адвокаты и их противники прокуроры, а также ряд других должностных лиц.

Однако действующая на сегодняшний день редакция закона подвергается в комментариях критике именно в этой части. Многие считают, что список привилегированных лиц нуждается в сокращении. Это возможно будет иметь последствия в виде внесения изменений в существующее законодательство.

Особенности наделения «иммунитетом»

Четыреста сорок седьмая статья является составной частью 52-й главы УПК. Эта глава рассматривает особенности, характеризующие судебные дела, в которых участвуют, в качестве обвиняемой стороны, перечисленные выше субъекты. Однако данная глава не охватывает всех возможных условий. Поэтому при ведении расследования и судебного разбирательства с участием специальных субъектов права необходимо учитывать не только те критерии, которые названы в данной главе, но и:

  • критерии, указанные в актах нормативно правового характера, в которых рассматривается правовой статус таких лиц;
  • сумму полномочий, которыми наделено подобное лицо;
  • пределы, на которые распространяется действие гарантийного иммунитета.

Это обусловлено тем, что УПК прописывает общие категории, тогда как более конкретные нормативные документы уточняют, в какой мере данные категории распространяются на должностных лиц разного уровня.

Кроме того, при решении вопроса о том, в какой степени обладает льготами человек, совершивший преступление, важно выяснить некоторые временные характеристики:

  1. Необходимо выяснить точное время, когда у обвиняемого появилось право на дополнительные гарантии и когда он это право утратит.
  2. Надо знать, когда было начато и окончено преступное деяние.
  3. Также необходимо учитывать дату, когда правовые органы приняли решение о возбуждении в отношении данного лица уголовного дела.

Такое внимание к временным признакам вызвано тем, что лица, перечисленные в 447-й статье, как правило, наделены иммунитетом только в период, когда они исполняют свои должностные обязанности, то есть со времени начала их деятельности в данном качестве до времени окончания этой деятельности.

Иными словами, преступные действия лиц и их особенный правовой статус в данном случае неразрывно связаны.

Кроме того, при расследовании преступлений, инициаторами или исполнителями которых являются личности, ранее обладавшие статусом спецсубъектов, необходимо учитывать и ещё одну временную закономерность. А именно нужно выяснить, было ли совершено преступления в то время, когда они имели правовые привилегии или уже после окончания этого периода. Иногда значение имеет даже срок, который прошёл с того момента: месяц, год или больший период.

Кроме того, для каждой отдельной группы специально обозначенных лиц законодателем предусмотрен особый порядок, в соответствии с которым выясняется:

  • является ли преследование данного лица обоснованным;
  • существует ли законная база такого преследования;
  • кем оно должно осуществляться;
  • каковы условия внесения представлений и т. п.

Выяснение каждого из перечисленных пунктов осуществляется в особом режиме, этим и обеспечивается соблюдение неприкосновенности данных категорий граждан.

Иммунитет с точки зрения права

Механизм, в соответствии с которым происходит преследование уголовного характера лиц, наделённых правовым иммунитетом, регулируется статьями 52-й главы УПК, а также статьями 144-147 и 171 данного кодекса, но только во взаимосвязи с нормативными документами, подробно характеризующими особый статус лиц с преимуществами правового плана.

Что же представляет собой правовой иммунитет для спецсубъектов уголовного права? Прежде всего, это элементарное усложнение процедуры возбуждения уголовного разбирательства или преследования в отношении таких граждан.

Например, для ведения каких-либо уголовных мероприятий с участием таких лиц инициатору этих мероприятий необходимо получить разрешение у соответствующего лица, дающее возможность проводить определённые действия по расследованию или преследованию.

Такими лицами в разных ситуациях могут быть:

  • председатель СК нашей страны (когда дело рассматривается, например, в отношении прокурора);
  • его заместитель (если обвиняется сам председатель СК);
  • руководитель следственного органа СК РФ в отдельно взятом субъекте страны (когда, например, речь идёт о депутатах).

Зависит это от того, какое должностное лицо становится объектом разбирательства. Инициатором разбирательства может стать потерпевший или его представитель. Последний может действовать по доверенности, заверенной у нотариуса.

Характерно, что подобное согласие ни в какой мере не может быть чисто формальным. Выдача подобного согласия предполагает проведение ряда необходимых мероприятий и действий тем, кто обязан решить вопрос о выдаче или невыдаче согласия на дальнейшее разбирательство.

Чтобы выдать разрешение для ведения уголовного дела в отношении специальных субъектов, уполномоченное лицо должно тщательно проверить:

  1. Имеет ли место преступление, о котором говорится в заявлении.
  2. Имеются ли реальные причины считать спецсубъекта причастным к совершению данного преступления.
  3. Позволяют ли временные сроки применить к обвиняемому лицу льготные санкции. То есть выяснение того, когда он стал их обладателем или же когда утратил их.
  4. Позволяют ли имеющиеся доказательства привлечь для разбирательства фигуру данного специального субъекта.

Отсутствие такой проверки лишает «льготника» его законных прав и не может гарантировать истинную неприкосновенность.

При этом необходимо строго соблюдать определённые законом сроки рассмотрения заявление на получение разрешения проводить расследование, осуществлять обыск, реализовывать задержание и т. п., установленные практикой современного судопроизводства.

Строение обращения для получения разрешения на ведение уголовного расследования в отношении перечисленных в 447-й статье лиц, его форма не определены в законодательстве. Однако важен факт обязательной проверки сведений, перечисленных в заявлении, для выдачи необходимого разрешения или отказе в выдаче.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ часть 1 статьи 447 настоящего Кодекса дополнена пунктами 6.1 и 6.2, вступающими в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст части в предыдущей редакции

1. Требования настоящей главы применяются при производстве по уголовным делам в отношении:

1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;

2) судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия;

3) Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;

4) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

5) Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации;

6) прокурора;

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ пункт 6.1 части 1 статьи 447 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 15 января 2011 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

6.1) Председателя Следственного комитета Российской Федерации;

6.2) руководителя следственного органа;

7) следователя;

8) адвоката;

9) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 64-ФЗ часть 1 статьи 447 настоящего Кодекса дополнена пунктом 10

10) зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Новая редакция Ст. 447 УПК РФ

1. Требования настоящей главы применяются при производстве по уголовным делам в отношении:

1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;

2) судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия;

3) Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;

4) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

5) Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации;

6) прокурора;

6.1) Председателя Следственного комитета Российской Федерации;

6.2) руководителя следственного органа;

7) следователя;

8) адвоката;

9) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;

10) зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

2. Порядок производства по уголовным делам в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, устанавливается настоящим Кодексом с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.

Комментарий к Статье 447 УПК РФ

Комментарий удалён по просьбе автора.

Другой комментарий к Ст. 447 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. По сравнению с прежним законодательством перечень лиц, пользующихся привилегиями при возбуждении уголовных дел и производстве расследования, значительно расширен (члены выборного органа местного самоуправления, следователи, адвокаты, Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ, руководитель следственного органа).

2. Наделение иммунитетом лиц, указанных в данной статье, носит публично-правовой характер, т.е. имеет целью обеспечить их независимость и защитить от противоправных воздействий со стороны заинтересованных лиц. Различие между преступлениями «по службе» и не связанными со «службой» не проводится.

3. В приведенном перечне пользующихся иммунитетом лиц под кандидатом в Президенты РФ следует понимать лицо, официально зарегистрированное в этом качестве Центральной избирательной комиссией; под прокурором — любого прокурора, его заместителя, помощника, начиная от районного (городского) и кончая Генеральным прокурором РФ; под следователем — любое лицо, официально назначенное на эту должность в прокуратуре, МВД, ФСБ, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; под адвокатом — лицо, получившее официальное свидетельство о допуске к адвокатской деятельности, независимо от того, в какой палате, коллегии, консультации, бюро оно состоит. Адвокат — это также лицо, имеющее свидетельство (лицензию) на право заниматься адвокатской деятельностью единолично либо в составе кабинета, фирмы. Иммунитетом в период осуществления правосудия пользуются присяжные, арбитражные заседатели.

Вчера Конституционный суд огласил постановление, уточняющее процедуру проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении их собственных коллег в мантиях.

Можно ли устанавливать прослушивающую аппаратуру в кабинете судьи? Не нарушает ли это Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», в частности, положений его пункта 7 статьи 16? На эти вопросы ответил Конституционный суд РФ, вынеся решение по делу, которое рассматривалось на основании жалобы судьи в отставке Ворошиловского районного суда Ростова-на-Дону Игоря Аносова.

В своей жалобе он просил проверить также конституционность части первой статьи 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Напомним, в отношении Аносова летом прошлого года было возбуждено уголовное дело по подозрению в вымогательстве им взятки «в обмен» на щадящий для подсудимой приговор. На основании постановления Краснодарского краевого суда следствием для проведения оперативно-розыскных мероприятий было запрошено разрешение на установку в кабинете судьи прослушивающей аппаратуры. Аносов и его адвокат, не отрицая, что само событие (вымогательство взятки) имело место, посчитали, что нарушен был порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий. В частности, с нарушением закона было добыто разрешение на «прослушку». Ведь судья, считают они, неприкосновенен. И органы дознания должны были обратиться за разрешением не в Краснодарский краевой суд, а в Ростовский областной.

Позиция КС РФ, озвученная вчера председательствующим на данном процессе судьей Конституционного суда Валерием Зорькиным, однозначна: ограничение прав на неприкосновенность частной жизни, жилища, тайну переписки и телефонных переговоров, гарантированных КС РФ, возможно лишь на основании судебного решения. В отношении судьи Верховного суда республики, края, области, Москвы и Питера, суда автономной области или автономного округа подобное решение может приниматься Верховным судом, точнее, его председателем или зампредом ВС. В то же время специфика оперативно-розыскной деятельности предполагает конспирацию, соблюдение гласных и негласных методов и средств. Особое значение имеет обеспечение тайны информации о планируемых мероприятиях в отношении лица, подозреваемого в подготовке или совершении преступления. Самостоятельно определять суд, в котором подлежат рассмотрению соответствующие материалы, следствие не вправе. Соответственно, оспариваемое И.В. Аносовым законоположение не содержит нормативных предпосылок для нарушения закрепленного Конституцией РФ права каждого на судебную защиту. А изменение территориальной подсудности вопроса о даче разрешения на проведение оперативно-розыскных мероприятий допустимо, если объективно необходимы неотложные действия, «промедление в проведении которых может привести к совершению преступления», как уточняется в постановлении КС.

Полномочный представитель президента РФ в Конституционном суде Михаил Кротов так прокомментировал это решение КС РФ:

— Тот аспект, который затронул сегодня в своем решении Конституционный суд, касается тех случаев, когда могут возникнуть сомнения в объективности суда, выдавшего разрешение для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Вот тогда нужно обращаться в вышестоящий судебный орган, чтобы он определил подсудность. Ну а вопросы оперативно-розыскной деятельности и предусмотренные процессуальным законом — это разные действия. Есть специальный Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», который не охватывается Уголовно-процессуальным кодексом. Поэтому, на мой взгляд, КС РФ принял сегодня логичное и обоснованное решение.

Каждый человек несет ответственность за совершенные им действия, в том числе и противоречащие действующему законодательству. Исключением не являются и лица, обладающие иммунитетом, наличие которого обусловлено занимаемой должностью. Такие лица, именуемые в УПК спец субъектами, могут быть привлечены к ответственности, но в особом порядке. Перечень спец субъектов и порядок ведения в отношении их уголовного преследования регламентирован ст 447 УПК РФ.

О чем статья 447 УПК РФ?

Ст. 447 УПК содержит в себе следующую информацию:

  • перечень лиц, в отношении которых применим особый порядок ведения уголовных дел;
  • порядок ведения дел в отношении лиц из указанного перечня, с применением положений 52 главы настоящего кодекса.

Специальные субъекты, перечисленные в 447 статье, обязаны наравне со всеми отвечать за совершенные ими противоправные деяния. При ведении в отношении них уголовного дела выполняются все установленные настоящим кодексом процессуальные действия, но при этом процесс их проведения значительно усложнен по разным причинам.

Основные положения

Ст. 447 УПК должна рассматриваться в контексте всей 52 главы. Первое, что в ней перечислено – это спецсубъекты по УПК РФ.

К их числу отнесены:

  • члены СФ РФ;
  • депутаты ГД РФ;
  • депутаты законодательного собрания субъекта РФ;
  • депутаты органов самоуправления;
  • судьи;
  • присяжные и арбитражные заседатели в период совершения ими своих процессуальных обязанностей;
  • председатель СП РФ;
  • заместитель председателя СП РФ;
  • аудиторы СП РФ;
  • омбудсмен РФ;
  • Президент РФ, сложивший с себя полномочия;
  • кандидаты в президенты РФ;
  • прокуроры;
  • председатель СК;
  • руководители следствия;
  • следователи;
  • адвокаты;
  • члены избиркома;
  • кандидаты в депутаты Госдумы и законодательного собрания субъекта.

Порядок производства уголовных дел в отношении специальных субъектов установлен кодексом, с учетом соблюдения норм, установленных в главе 52 УПК.

Когда применимы положения статьи 447 УПК?

Очевидно, что положения статьи 447 УПК, а также всей 52 главы настоящего Кодекса применимы, когда спец. субъекты совершают противоправные уголовно наказуемые деяния. Необходимость выделения ряда должностных лиц в отдельную правовую касту, обусловлена современными реалиями. Спец. субъекты должны быть надежно защищены от провокаций со стороны недоброжелателей, ведь от них во многом зависит жизнь других людей.

К сожалению, благие намерения законодателя, защитившего от разного рода посягательств высокопоставленных лиц, и людей, призванных временно вершить судьбы, не всегда идут на пользу населению страны и государству в целом. Некоторые спец. субъекты используют иммунитет как прикрытие для совершения противозаконных действий.

Комментарии к статье

Чтобы точно понять суть рассматриваемой части уголовно-процессуального закона, нужно изучать ст 447 УПК РФ с комментариями. Важнейший комментарий к рассматриваемой статье гласит о том, что положения всей 52 главы настоящего Кодекса, являются примером дифференциации уголовно-процессуального права в сторону усложнения.

В одном из определений КС РФ содержится правовая позиция, основной идеей которой является факт подтверждения того, что в отношении перечисленных в статье 447 лиц, гораздо сложнее возбуждать и вести уголовные дела. При этом важно понимать, что, предоставляя спец. субъектам дополнительные процессуальные гарантии, законодатель не исключает возможности привлечения их к ответственности.

Чтобы определить статус лиц, перечисленных в комментируемой статье, нужно обратиться к соответствующим нормативным актам. При этом важно учитывать, что законы РФ не всегда содержат однозначную дефиницию отдельных категорий лиц. Во избежание процессуальной ошибки при производстве уголовного дела, также требуется изучить специальные законы, которыми регулируется профессиональная деятельность таких лиц. В них уделено особое внимание признакам статуса с точки зрения права, присущим конкретной должности из указанного перечня.

Определения лиц, из перечня статьи 447 УПК таковы:

  • членом СФ является представитель субъекта РФ, который уполномочен соответствующим ФЗ осуществлять законодательные и прочие полномочия;
  • депутатом Госдумы предстает избранный в соответствии с ФЗ «О выборах в Госдуму» представитель народа, который уполномочен осуществлять законодательные и прочие полномочия;
  • депутат законодательно собрания субъекта РФ – это лицо, избранное жителями региона, путем реализации прямого избирательного права;
  • депутат – это лицо, которое выбрано избирателями конкретного округа в орган государственной власти или муниципального образования, путем реализации избирательного права;
  • член выборного органа самоуправления – это лицо, входящее в состав муниципалитета, который сформирован на муниципальных выборах;
  • выборное должностное лицо органа самоуправления – это гражданин РФ, выбранный путем тайного голосования для работы в указанном месте;
  • судья – это лицо, наделенное правом вершить правосудие;
  • присяжный заседатель – это гражданское лицо, привлеченное для участия в судебных разбирательствах в соответствии с положениями УПК;
  • арбитражный заседатель – это лицо, наделенное полномочиями, дающими право осуществлять правосудие;
  • председатель СП – это должностное лицо, назначенное на должность Госдумой по постановлению Президента РФ;
  • заместитель председателя СП – это должностное лицо, выполняющее обязанности, прописанные в Регламенте СП РФ, назначенное Госдумой по представительству Президента;
  • аудитор СП РФ – это должностное лицо, возглавляющее деятельность счетной палаты;

  • омбудсмен – это гражданин РФ, назначенный Госдумой с целью контроля соблюдения прав человека в стране;
  • Президент РФ прекративший исполнение обязанностей – это бывший глава государства;
  • кандидат в президенты – это лицо, выдвинувшее свою кандидатуру на должность главы государства;
  • прокурор – должностное лицо, действующее в пределах своей компетенции согласно ФЗ «О прокуратуре РФ»;
  • председатель СК РФ — это глава СК, несущий ответственность за выполнение комитетом различных задач;
  • руководитель следствия – должностное лицо, возглавляющее подразделение следователей;
  • следователь – должностное лицо, имеющее право выполнять следствие по уголовным делам;
  • адвокат – это лицо, имеющее право заниматься адвокатской деятельностью на основании ФЗ №63.

В отношении лиц, не содержащихся в перечне ст. 447 УПК, применимы общие правила производства.

Юридическая практика

Нельзя сказать, что примеры применения положений ст. 447 УПК распространены. Но все же они существуют:

  • 28.08.2017 в отделение полиции поступил звонок. Звонивший сообщил, что слышал выстрелы в своем подъезде. На место прибыл наряд ППС, которым был задержан гражданин С. Он ранил в ногу гражданина А. В последствии выяснилось, что гражданин С. является следователем. Он произвел выстрел в результате ссоры с гражданином А. В отношении следователя С. было возбуждено дело, которое расследовалось в особом порядке.
  • 21.09.2016 в прокуратуру поступило заявление о даче взятки гражданину Н., который исполняет обязанности присяжного заседателя. В результате проведения оперативных мероприятий гражданин Н. был задержан. В отношении его было возбуждено дело, ведение которого осуществлялось в особом порядке.
  • 24.12.2015 в ходе судебного заседания выяснилось, что данные материалов дела противоречат показаниям свидетелей. Было установлено, что следователь А., рассчитывавший на особый порядок судебного заседания, осуществил подлог. В отношении его было возбуждено дело, которое велось в особом порядке.

Чаще всего фигурантами уголовных дел, которые ведутся в особом порядке, становятся должностные лица низшего звена эшелонов власти.

Какие решения по уголовным делам в отношении спец. субъектов чаще всего принимаются?

Юридическая практика указывает на то, что подобные дела доходят до суда в исключительных случаях. Особенно, если речь идет о высокопоставленных должностных лицах. Следователей прикрывает собственное начальство, так как обвинительный судебный приговор в отношении их подчиненных негативно скажется и на них. Судей – коллегия, члены которой не стремятся скомпрометировать институт судебной власти. Осужденный депутат Госдумы или член совета Федерации – это и вовсе нечто из разряда фантастики.

Отягчающие обстоятельства для спецсубъектов по УПК

Главным отягчающим обстоятельством в уголовных делах в отношении лиц из перечня ст. 447 УПК, является совершение преступления с использованием должностного положения. От таких субъектов зависит жизнь многих граждан, а в случае с Госдумой и Советом Федерации и вовсе всего населения страны.

Преступные действия следователей и судей, совершенные с использованием служебного положения, также крайне опасны. Поэтому приговоры по подобным уголовным делам, если выносятся, то отличаются суровостью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *