Срок добровольного исполнения

Срок добровольного исполнения

В результате вынесенного постановления в отношении должника (взыскателем или канцелярией суда) в ФСПП отправляется исполнительный лист. Пристав в течение 3 дней возбуждает производство (ИП) (ст. 30 п. 7 ФЗ-229), при этом устанавливается срок для добровольного погашения долга.

Содержание

Максимально допустимый срок

Согласно ст. 30 п.12 ФЗ №229, срок добровольного исполнения составляет 5 дней с момента получения уведомления об открытии ИП. Период установлен законом, если дело возбуждается впервые (30 п.11 ФЗ 229).

Многие, получив извещение, не идут на почту за получением постановления, ошибочно полагая, что раз нет подписи о получении, то и к ответственности привлечь не смогут. Однако, ст. 29 ФЗ-229 гласит, что лицо передающее уведомление, должно самостоятельно сделать отметку о доставке, даже при отсутствии адресата или отказа принять повестку.

Именно от даты, которую проставит почтальон и будет исчисляться срок добровольного исполнения требований. Исчисление начнется на следующий день. Например, письмо получено третьего числа, отсчет начнется со следующего дня, т. е. с четвертого числа.

В уведомлении будет находиться ксерокопия ИП, с указанием:

  • срока добровольного исполнения;
  • последствий, ожидающих должника в случае нарушения;
  • данных пристава;
  • обязанностей ответчика о предоставлении сведений касательно счетов, имущества, доходов, ответственность, наступающая при их сокрытии,
  • мер и действий, которые применяются к неплательщику при невыполнении требований взыскания.

Последствия нарушения

Если срок добровольного исполнения истек, то:

  1. К общей задолженности добавится сумма исполнительного сбора. которая составит минимум 1 тыс. рублей или 7% от сумы долга.
  2. Если осуществление принудительных мер по взысканию повлечет за собой финансовые затраты на должника будет возложена обязанность их возместить (112,116 ФЗ-229).
  3. Возможен арест имущества и счетов.
  4. Ограничен выезд из страны.
  5. Принудительное удержание средств из доходов (зарплата, получение арендной платы).

Когда срок не устанавливается

Причины невозможности предоставления срока для оплаты долга в добровольном порядке:

ИП окончено, но исполнительный сбор не уплачен.
ИП открыто повторно по обращению взыскателя или по изменившимся обстоятельствам.
Дело по решению суда подлежит незамедлительному исполнению.
Если ИП связано с поиском несовершеннолетнего ребенка, изъятием имущества, восстановлением на рабочем месте.
Срок выполнения установлен законом.

Немедленному исполнению подлежит ИП на основании решения законодательного органа согласно ст. 211 ГПК.

Под нее подпадают:

  • алименты, их взыскание;
  • заработная плата, не выплачиваемая в течение трех месяцев.

Требование должно быть исполнено на следующий день после вынесения определения судебной инстанции.

По просьбе взыскателя суд может вынести решение о немедленном исполнении требований (212 ГПК). Данное действие обжалуется, однако, на время выполнения не влияет (212 п. 3 ГПК).

Если заявитель докажет, что предоставленное время повлияет на возможность осуществления взыскания, суд имеет право вынести решение о незамедлительном исполнении (182 п. 3 АПК).

Изменение срока судом

Срок свершения решения устанавливается судом. Производство может быть отложено на неопределенный или конкретный период по ходатайству самого должника, взыскателя или пристава в случае если:

  1. Взыскание связано с возникновением затруднений ст. 434 ГПК РФ, 358 КАС, 324 АПК. Процедура откладывается до момента устранения, например, в случае болезни, бедственном имущественном положении, длительной командировке должника. Бланк заявления можно скачать здесь.
  2. Если взыскатель или ответчик умер, до того момента пока не будет установлен правопреемник.

Если должник получил отсрочку или рассрочку, то в течение этого периода к нему не применяются меры принудительного взыскания, а также не налогается исполнительный сбор.

Чтобы суд вынес положительное решение о рассрочке, следует правильно оформить документы:

  • заявление — образец;
  • предоставить бумаги, подтверждающие доходы (справка 2НДФЛ, о получении пособия, пенсии, зарплаты),
  • документы, указывающие на величину расходов (коммунальные платежи, оплата учебы, наличие иждивенца),
  • подтверждение причины для получения рассрочки (справка из лечебного учреждения, органов социального обеспечения).

Потребуется сделать ксерокопии для всех заинтересованных лиц.

Любое решение суда подлежит обжалованию в вышестоящей инстанции одной из сторон процесса в течение 15 дней.

Должник имеет право подать иск повторно учтя все допущенные ошибки при предыдущем обращении.

Следует отметить, одобренная рассрочка отменяется, если человек хотя бы дважды нарушит график платежей.

Изменение срока приставом

Изменить срок действия ИП может пристав, но в этом случае время, добровольной оплаты, уже истечет.

Следует отметить, что в исчисление срока не входят рабочие дни и счет начинается после дня календарной даты ст.15 ФЗ-229. Например, если срок окончания выпадает на 5 число календарного месяца, то на следующий день, шестого числа, приставом будет вынесено постановление о предъявлении к взысканию назначенного сбора. В том случае, когда 5 число окажется выходным днем, в расчет брать не следует и датой окончания добровольной оплаты следует считать 7 число (16 ФЗ-229).

Сотрудник ФСПП самостоятельно устанавливает срок в пределах определенных законом (5 дней). Но он может быть сокращен и до одного, трех дней, если пристав посчитает нужным сделать это в интересах дела.

Решение пристава обжалуется у вышестоящего по должности лица или в суде (19 ФЗ-229). В последнем случае это является основанием для приостановления ИП до рассмотрения дела и принятия решения, которое также обжалуется в арбитражном суде, отложив, таким образом, взыскание на несколько месяцев.

Образец жалобы можно скачать .

Что делать если должник хочет исполнить требования, но не может

Обратиться в суд

Если ответчик хочет выполнить требование, но у него нет возможности это сделать он обращается с ходатайством в суд и просить изменить сроки.

Это возможно в случае несогласия:

  • с описью имущества, человек просит исключить из списка какую-либо часть (39 п.1 ФЗ-229);
  • с указанной оценщиком стоимостью имущества;
  • с размером исполнительного сбора;
  • с определением суда;
  • если гражданин вынужден долго отсутствовать в связи с выполнением должностных обязанностей;
  • при оспаривании действия должностного лица, считая их неправомерными;
  • ответчик просит внести ясность в положения ИП, порядок, способ выполнения.

Заявление подается с указанием одной из вышеперечисленных причин.

Согласно ст. 440 ГПК суд в течение 10 дней рассматривает ходатайство и выносит определение, с которым будут ознакомлены все участники процесса. Копия решения высылается всем сторонам. Присутствовать на заседании необязательно. Чье-либо отсутствие не повлияет на законность решения.

При наличии несогласия с решением следует обратиться в арбитражный суд (265.1 АПК).

Обратиться к приставу

Согласно статье 64.1 лицо, в отношении которого открыто ИП, обращается с ходатайством о прекращении или приостановлении дела к приставу, в ведении которого находится производство. В течение 10 дней оно должно быть рассмотрено (64.1 п. 5 ФЗ-229).

Основанием для обращения служит:

  • признание человека умершим или безвестно пропавшим, находящимся в розыске;
  • признание недееспособным;
  • если должник проходит процедуру банкротства ст. 69 ФЗ-229;
  • суд принял к рассмотрению заявление о рассмотрении спорных и неясных вопросов дела;
  • ходатайство о внесении судебной инстанцией изменений в способ, сроки и порядок уплаты денежного взыскания за несвоевременное исполнение требований.
  • ответчик вынужден по состоянию здоровья находиться на лечении (40 ФЗ-229);
  • проходит срочную службу в воинской части;
  • принимает или принимал участие в военных действиях.

Важно! Пока срок добровольной оплаты не истек ответчику будет проще найти общий язык с приставом по поводу рассрочки выплат.

Осуществление принудительных мер и действий используется приставом как крайняя мера.

Однако, на практике случается, что предоставленное для добровольной оплаты время используется в корыстных целях. Арестованное имущество продается, а ответчик скрывается от взыскания.

Такие деяния попадают под действия Уголовного кодекса и ни к чему хорошему не приводят.

Правильнее было бы продать имущество, пока на него не наложен арест, а вырученные деньги направить на уплату долга, тем самым максимально избежав финансовых потерь, которые могут возникнуть при уплате сбора или возможной конфискации. Ведь на торгах стоимость снижается в два раза ниже рыночной, да и сумма сбора, возможно, будет существенной.

Исполнительный сбор

Когда основное ИП закрывается, но исполнительный сбор не выплачен, пристав открывает новое дело. Срок, для добровольной уплаты не устанавливается. Должнику желательно с этим не затягивать и быстрее выполнить требование.

Дело в том, что по ст. 17.14 п 1 КоАПФ он может быть привлечен к административной ответственности с наложением штрафа от 1-2.5 тыс. рублей. В худшем случае такие деяния могут попасть под действие ст. 315 УК с более существенными штрафными санкциями (до 200 тыс. рублей) на основании статьи 113 ФЗ-229.

Постановление о возбуждении ИП, в отношении уплаты сбора отправляется по почте. Поэтому во избежание лишних расходов, следует отслеживать корреспонденцию или вовремя уплачивать штрафы.

Если, по мнению ответчика, он является завышенным, следует обратиться в суд с ходатайством о уменьшении.

На основании ст. 112 п. 7 ФЗ-229 сумма сбора может быть уменьшена на 25%, а период выплаты отсрочен или растянут по времени.

Суд отменяет решение пристава о денежном взыскании, наложенного за несвоевременное выполненние требований, основываясь на 112 п. 6 ФЗ-229

Если ответчик предоставит должностному лицу документ, который подтверждает невозможность добровольной оплаты в указанный срок, то сбор не будет применим (112 п.2 ФЗ 229).

Требования к кандидатам на должность судебных приставов определены Федеральным законом № 118-ФЗ, Приказом ФССП России от 10.06.2019 № 251. Дополнительным требованием является прохождение психофизиологического исследования и тестирования на предмет употребления наркотиков, психотропных веществ, наличия алкогольной или иной токсической зависимости. Такая проверка проводится по Приказу Минюста РФ от 30.09.2015 № 230.

Требования к кандидатам на работу в ФССП

Занять должность пристава может дееспособный граждан РФ, достигший возраста 21 год, способный по своим деловым и личным качествам, состоянию здоровья, исполнять возложенные обязанности.
Для претендентов на должности старшего судебного пристава или его заместителя, либо пристава-исполнителя, требуется наличие высшего образования по специальностям, указанным в Приказе ФССП № 251.

Согласно данного приказа утвержден перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, которые должен подтвердить претендент на должность судебного пристава:

  • «Психологические науки»;
  • «Экономика и управление»;
  • «Юриспруденция»;
  • «Образование и педагогические науки».

Для вышестоящих должностей ФССП Приказом № 251 предусмотрен расширенный перечень направлений высшего образования.

Причины по которым гражданин не может быть принят на гражданскую службу

Не может претендовать на занятие должности пристава гражданин:

  • осужденный за преступление по приговору суда;
  • имеющий судимость, в том числе снятую или погашенную;
  • привлеченный к качестве подозреваемого, обвиняемого или подсудимого по уголовному делу;
  • освобожденный от уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, по акту об амнистии, либо в связи с деятельным раскаянием.

Проверять факт привлечения к уголовному преследованию будут путем запроса в единый информационный центр МВД.

После утверждения кандидата на должность ему нужно пройти психофизиологическое исследование и тестирование на предмет употребления наркотиков, психотропных веществ, наличия алкогольной или иной токсической зависимости. Направление на такую проверку дает представитель работодателя, а гражданин должен дать согласия на исследование и тестирование.

Конкурс на замещение должности пристава

Служба в ФССП происходит путем занятия должностей государственной гражданской службы. В зависимости от должности, прием на службу может осуществляться на условиях служебного контракта или по итогам конкурса.

Конкурс заключается в оценке профессионального уровня на замещение должности, соответствия квалификационным требованиям. Конкурс не проводится:

  • при назначении на должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» с определенным сроком полномочий;
  • при заключении срочного служебного контракта;
  • при назначении служащего на иную должность в пределах ФССП;
  • при назначении на должность гражданина, состоящего в кадровом резерве;
  • по решению руководителя при назначении на должности, относящиеся к группе младших должностей.

О наличии вакансий или проведении конкурса можно узнать на официальном сайте ФССП, подразделений и Управления ведомства.

Нормативная база для проведения конкурса в ФССП

Избежать конкурса при поступлении на работу в ФССП можно только в ограниченных случаях. Обычно таки происходит трудоустройство по срочным контрактам, в отношении кандидатов из кадрового резерва. Также решение о назначении на группу младших должностей без проведения конкурса может принять руководитель Управления или подразделения ФССП.

Конкурс по должностям ФССП проводится в соответствии со следующими нормативными актами:

  • Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»;
  • Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»;
  • Приказ ФССП от 29.03.2007 № 107 «Об утверждении Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности ….».

Конкурс проводится на конкурентной основе, т.е. будут рассмотрены документы всех претендентов.

Для реализации конкурсных процедур в ФССП создана специальная комиссия. В нее входят представители центральных органов управления службы и подразделения, в котором открыта вакантная должность.

Порядок проведения конкурса

Конкурс проводится по мере высвобождения должностей, при расширении штата, при проведении реорганизационных мероприятий. Проведение конкурса заключается в организации двух этапов, по итогам которых будет определен победитель.

Первый этап

На первом этапе конкурса принимается решение о замещении должности, после чего кадровые органы ФССП обеспечивают:

  • подготовку публикации о приеме документов на конкурс не менее чем в одном периодическом печатном СМИ, размещение аналогичных сведений на официальном портале ФССП;
  • проверку документов и достоверности информации, представленных претендентом на должность;
  • проверку на предмет квалификационным требованиям.

В перечень квалификационных требований могут включать уровень и характер знаний и навыков, наличие определенного образования, стаж службы или опыт работы по специальности. Если должность предусматривает работу со сведениями гостайны, гражданину будет предложено пройти процедуру допуска. При отказе в получении допуска документы на замещение должности отклоняются.

Документы на участие в конкурсе нужно подать не позднее 21 дня с момента размещения объявления (как правило, в публикации будет указан предельный срок подачи документов). Заявление пишется на имя главного судебного пристава РФ. Ознакомиться со списком документов, которые обязательно нужны для участия в конкурсе, вы можете ниже.

Документы передаются в Управление государственной службы и кадров ФССП для проверки полноты, правильности их оформления и достоверности сведений. После указанной проверки документы регистрируются в журнале учета участников и передаются в Конкурсную комиссию.

В случае выявления обстоятельств и фактов, препятствующих поступлению гражданина на службу, гражданину направляют письменное уведомление с указанием причин отказа. Также отказ в допуске конкурсу может выноситься в связи с несоответствием квалификационным требованиям. Указанные отказные решения кандидат может обжаловать.

Не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса участнику направляется письменное уведомление о дате, месте, времени и условиях его проведения. Уведомление можно получить и непосредственно в кадровых органах ФССП, о чем ставиться личная отметка в журнале.

Второй этап

На втором этапе комиссия оценивает знания, навыки и умения (профессиональный уровень) кандидатов на основании представленных документов. Закон предусматривает следующие виды конкурсных процедур, которые может выбрать руководство ФССП:

  • устное или письменное тестирование;
  • проведение групповых мероприятий с кандидатами (дискуссий, беседы, опросы);
  • написание рефератов, эссе;
  • индивидуальное собеседование;
  • иные процедуры, не ограничивающие принцип равенства прав на замещение должности.

Применение всех перечисленных методов не является обязательным. Необходимость, а также очередность их применения определяется комиссией. В случае выявления победителя на вакантную конкурс может считаться завершенным.

По результатам конкурса не позднее чем через месяц после его проведения издается приказ по ФССП о назначении победителя конкурса на вакантную должность, заключается служебный контракт с победителем. О результатах конкурса все кандидаты уведомляются в письменной форме в течение 7 дней со дня его завершения. Также информация о результатах конкурса размещается на официальном портале ФССП.

Если по конкурсу не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям, может приниматься решение о проведении повторной процедуры.

Документы на должность судебного пристава

Для участия в конкурсе гражданин должен представить в отдел кадров подразделения или Управления ФССП следующие документы:

  • анкета (скачать образец);
  • две фотографии размером 3,5 х 4, 5 без светлого угла (на матовой бумаге, в костюме, цветные 2 штуки);
  • одна фотография 9×12 (цветная, в костюме);
  • автобиография (скачать образец);
  • копии документов об образовании;
  • копия трудовой книжки;
  • копия военного билета для военнообязанных (все страницы);
  • справка из МВД для кандидатов, служивших в этом ведомстве;
  • выписка из приказа для уволенных из ВС, МВД;
  • копии документов о награждениях (почетное звание, ордена, медали);
  • выписка о выслуге лет;
  • выписка о присвоенных классных чинах;
  • медицинское заключение о состоянии здоровья по форме № 001-ГС/у (форма утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 984н, предусматривает обязательное заключение специалистов, нарколога, психиатра).

При оформлении на должность потребуется дополнительный комплект документов:

  • справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, его супруги и несовершеннолетних детей;
  • справка о заработной плате с предыдущего места работы (2-НДФЛ);
  • характеристика;
  • свидетельство ИНН;
  • страховое свидетельство СНИЛС;
  • копии свидетельств о заключении (расторжении) брака, о рождении детей ;
  • копия полиса ОМС.

Для граждан, впервые принятых на должность старшего пристава устанавливается испытание на срок от трех месяцев до одного года. В остальных случаях испытание устанавливается по нормам ТК РФ.

Нормативно-правовые акты, подлежащие изучению кандидатам на должности ФССП России

Желающим вступить в ряды государственных служащих требуется изучить ряд законов, которые впоследствии будут неразрывно связаны с их работой. Содержание таких документов должен знать каждый кандидат на должность в ФССП России, направляясь на квалификационный экзамен, от которого зависит, примут его на должность или нет.

Кандидаты на замещение вакансий судебный пристав-исполнитель, дознаватель и судебный пристав по ОУПДС обязательно должны знать положения ФЗ «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ. Кроме того, они хотя бы вкратце должны быть способны ответить на вопросы, которые он регламентирует. Причем для каждой должности это отдельные вопросы.

Тесты судебных приставов

При желании служить государству всем категориям должностей ФССП также следует знать положения ФЗ «О государственной гражданской службе» № 79-ФЗ, который регламентирует, что запреты, ограничения и требования ко всем государственным служащим (статьи 15-18 ФЗ).

Квалификационные требования к кандидату на должность судебного пристава-исполнителя (СПИ)

Наиболее широко ФЗ № 229 полагается знать именно СПИ. На экзамене, предшествующем поступлению на должность ему могут задать практические любые вопросы по этому закону.

Как рассказывают приставы прошедшие экзамен, чаще всего из ФЗ № 229 спрашивают следующее:

  • о размерах исполнительского сбора для каждой категории лиц по статье 112 ФЗ;
  • просят назвать виды документов, предъявляемых к исполнению по статье 12 ФЗ;
  • просят перечислить требования к содержанию исполнительных документов по статье 13 ФЗ;
  • просят назвать отдельно основания окончания и прекращения исполнительного производства по статьям 46 и 47 ФЗ;
  • просят назвать поводы для отказа в возбуждении производства по статье 31 ФЗ.
  • просят рассказать об исполнительных действиях и их видах по статье 64 ФЗ;
  • просят рассказать о мерах принудительного исполнения и их видах по статье 68 ФЗ.

Также будущий судебный пристав должен знать положения:

  1. ФЗ «О судебных приставах» № 118-ФЗ;
  2. ГПК РФ;
  3. КоАП РФ.

Из ФЗ № 118 могут спросить о правах и обязанностях судебного пристава, описанных в статье 12 этого закона.

Из ГПК РФ будущий работник обязан знать перечень имущества, на которое он не вправе обращать взыскание (ст. 446 Кодекса), положения о рассрочке и об отсрочке исполнения (ст. 434 ГПК). А для большей уверенности на экзамене следует прочитать весь раздел VII ГПК, посвященный исполнительному производству.

Из КоАП РФ судебный пристав должен знать порядок привлечения к административной ответственности должников и иных лиц, способных препятствовать исполнению его законных требований, а также конкретные составы административных правонарушений (в т.ч. статьи 5.35.1, 17,14, 17.8, 19.7 Кодекса).

Вопросы для тестирования на квалификационный экзамен СПИ

Квалификационные требования к кандидату на должность судебного пристава по ОУПДС (СП по ОУПДС)

ФЗ-229 содержит совсем небольшое количество норм, связанных с непосредственной работой СП по ОУПДС. Тем не менее, из этого закона на экзамене могут спросить о порядке исполнения административного выдворения за пределы РФ (ст.109.1) и о порядке оспаривания действии или бездействий должностных лиц ФССП (глава 18 ФЗ).

Прежде всего, порядок работы на данной должности регламентирует ФЗ «О судебных приставах» № 118-ФЗ. Поэтому, если ФЗ № 229 кандидатам на эту должность можно почитать поверхностно, то ФЗ № 118 стоит изучить хорошенько, так как вопросы на экзамене вероятнее всего последуют именно по нему.

Как рассказывают приставы прошедшие экзамен, чаще всего из ФЗ № 118 спрашивают следующее:

СП по ОУПДС является должностным лицом, уполномоченным на составление протоколов об административных нарушениях. Поэтому по КоАП РФ следует знать:

Вопросы для тестирования на квалификационный экзамен СПИ по ОУПДС

Квалификационные требования к кандидату на должность дознавателя ФССП России

Будущему дознавателю из ФЗ № 118 и ФЗ № 229 следуетзнать порядок взаимодействия между ним и судебными приставами, порядок вызова сторон исполнительного производства. Он должен знать, что дознаватель вправе выносить постановления о приводе, подлежащие исполнению СП по ОУПДС, привлекать судебных приставов для оказания содействия при осуществления дознания.

Но прежде всего для непосредственной работы дознаватель должен хорошо знать нормы из УПК РФ и УК РФ.

Прежде всего, из УПК РФ дознавателю следует знать:

  • статью 41 о полномочиях дознавателя;
  • ст. 42 и 47 о потерпевшем и обвиняемом;
  • ст. 144 о порядке рассмотрения сообщений о преступлениях;
  • правила составления обвинительного акта по ст. 225 Кодекса;
  • главы 32 и 32.1 о дознании, его порядке и сроках;
  • п. 4 ч. 3 ст. 151 о составах преступлений, по которым производится дознание в ФССП.

Также дознаватель хорошо должен знать составы преступлений по УК РФ, непосредственно связанные с исполнительным производством, в т.ч.:

  • ст. 157;
  • ст. 177;
  • ч. 1 ст. 294
  • ст. 297;
  • ч. 1 ст. 311;
  • ст. 312;
  • ст. 315.

Вопросы для тестирования на квалификационный экзамен дознавателя

Установление должнику срока для добровольного исполнения, контроль исполнения и соблюдения установленного срока

Установление должнику срока для добровольного исполнения исполнительного документа является неотъемлемым элементом как подготовки судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению, так и самого принудительного исполнения. Так, согласно ч. 2 ст. 68 Закона об исполнительном производстве если в соответствии с названным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.

Таким образом, установление срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа является обязательной предпосылкой принудительного исполнения.

Согласно ч. 11 ст. 30 Закона об исполнительном производстве если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 112 и 116 Закона об исполнительном производстве.

Следует обратить внимание на то, что срок для добровольного исполнения устанавливается лишь при первичном поступлении исполнительного документа в службу судебных приставов. При последующих поступлениях исполнительного документа в службу судебных приставов должнику срок для добровольного исполнения не устанавливается. Логика закона заключается в том, что должнику срок для добровольною исполнения может быть установлен только единожды, а в случае последующего предъявления исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства срок для добровольного исполнения не устанавливается.

Информацию о предъявлениях исполнительного документа судебный пристав-исполнитель может получить из отметки на оборотной стороне исполнительного документа или информации, представленной взыскателем, в том числе путем представления постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства.

Однако при повторном предъявлении исполнительного документа срок для добровольного исполнения не подлежит повторному установлению лишь в случае, если этот срок при первом предъявлении истек. Так, например, если до истечения срока для добровольного исполнения взыскателем исполнительный документ был отозван, а исполнительное производство окончено, то при повторном предъявлении того же исполнительного документа срок для добровольного исполнения подлежит установлению.

Согласно ч. 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

Многими учеными неоднократно высказывалось мнение, что срок, установленный российским законодательством для добровольного исполнения исполнительного документа (не более пяти дней), а для исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, — в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства нельзя считать реальным — необходимо его увеличение и установление дифференцированного подхода исходя из характера исполнения1Например, ТА. Григорьева и Л.Г. Щербакова писали, что «необходимо увеличить срок, который предоставляется должнику для добровольного исполнения. В настоящее время… этот срок не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Увеличение этого срока до 15-20 дней позволит должнику вполне реально осуществить инициативу, направленную на добровольное исполнение» (Григорьева Т.А., Щербакова Л.Г. Действие принципа диспозитивности в исполнительном производстве // Исполнительное производство: процессуальная природа и цивилистические основы: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Д.Х. Валеева. М.Ю. Челышева. М., 2009)..

Закон, оговаривая установленный должнику срок для добровольного исполнения, действительно содержит достаточно размытую, по выражению Конституционного Суда РФ, в правовом плане «неопределенную»2Постановление Конституционного Суда РФ от 21 января 2010 г. № 11-П. формулировку: «Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства…» (ч. 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).

Практика работы судебных приставов-исполнителей свидетельствует о «двояком подходе»3Закарлюка Л.В. Срок для добровольного исполнения: миф или реальность // Исполнительное производство. 2010. № 2. к установлению срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Первый предусматривает установление максимально допустимого Законом срока — пять дней со дня получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства. В данный срок, как исчисляемый днями, не включаются нерабочие дни (ч. 2 ст. 15 Закона об исполнительном производстве). Это поставило точку в вопросе о том, включаются ли в указанный срок нерабочие дни: срок для добровольного исполнения должен быть не мнимым, а реальным, обеспечивающим должнику реальную возможность исполнения.

Второй подразумевает, что в отсутствие конкретного минимального срока для добровольного исполнения исполнительного документа срок исполнения требований исполнительного документа устанавливается должнику по усмотрению судебного пристава- исполнителя. Усмотрение предполагает существование правовой проблемы, имеющей более одного законного способа ее решения. К определению исполнительского усмотрения можно применить удачное определение судейского усмотрения, отражающее сущность данного явления, предложенное А. Бараком: «Судейское усмотрение — это полномочие, которое закон дает судье, чтобы сделать выбор из нескольких альтернатив, из которых каждая законна»4Барак А. Судейское усмотрение. М., 1999.. По мнению М.С. Студеникиной, «усмотрение означает известную степень оперативной самостоятельности при разрешении дела, наиболее оптимальное исполнение предписаний закона или иного нормативного акта»5Студеникина М.С. Содержание и границы усмотрения в деятельности государственных органов и должностных лиц, осуществляющих правоприменение в сфере управления // Правоприменение в Советском государстве. М., 1985. С. 41..

Судебный пристав вправе установить своим постановлением какой угодно срок на добровольное исполнение требований исполнительного документа — от одного до пяти дней; у него есть даже возможность потребовать исполнения немедленно, к примеру в течение суток. Судебной практике известны случаи признания законности действий приставов, устанавливающих от одного до трех дней срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа6Установление ФАС Уральского округа от 15 декабря 2008 г. по делу № Ф09-9295/08-С2: Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29 октября 2009 г. № 07АП-7069/09(2): Постановление ФАС Московского округа от 10 апреля 2009 г. № КА-А40/2673-09; Постановление ФАС Московского округа от 9 апреля 2009 г. № КА-А40/782-09; Решение Ленинского районного суда г. Владимира от 12 октября 2007 г. по делу № 2-6015/ 2007.. Например, ФАС Московского округа в постановлении от 9 апреля 2009 г. № КА-А40/782-09 указал, что двухдневный срок для добровольного перечисления денежной суммы был вполне достаточным и соразмерным.

Законным может быть признан и однодневный срок на добровольное исполнение. Так, судебным приставом-исполнителем Отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области на основании исполнительного листа Арбитражного суда Новосибирской области от 13 июля 2009 г. № 223786 по делу № А45-1732/2009 о взыскании с должника в пользу взыскателя суммы в размере 41 048 700 руб. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 50/15/8990/3/2009, должнику установлен срок для его добровольного исполнения в один день с момента получения постановления.

Доводы заявителя о том, что срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа был необоснованно установлен всего в один день, определены судом как необоснованные, поскольку «установленный судебным приставом срок не противоречит пункту 12 статьи 30 Закона, в соответствии с которым срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства»7Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29 октября 2009 г. № 07АП-7069/09.

Однако в большинстве случаев все суды единодушны во мнении, что разумным минимальным сроком на добровольное исполнение нужно считать не менее трех дней.

Вместе с тем при определении срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа ФССП России рекомендует судебному приставу- исполнителю «исходить из требований исполнительного документа и устанавливать разумные сроки в пределах, установленных законом»8Методические рекомендации по порядку взыскания исполнительского сбора, утвержденные И.о. директора Федеральной службы судебных приставов — главного судебного пристава Российской Федерации С.В. Сазановым 23 декабря 2010 г. № 01-8., поскольку имеется и практика признания действий судебного пристава-исполнителя по установлению ничтожно малого срока для добровольного исполнения незаконными9Решение Ленинского районного суда г. Владимира от 12 октября 2007 г. по делу № 2-6015/ 2007..

Так, отказывая в удовлетворении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора по мотиву нереальности срока для добровольного исполнения (взыскатель и должник находятся в разных регионах, задолженность — 3 482 027 руб., а срок перечисления денежных средств безналичным путем составляет два операционных дня). Арбитражный суд Свердловской области указал следующее: «…Срок 1 день для добровольного исполнения требований исполнительного документа устанавливается судебным приставом-исполнителем в соответствии с федеральным законодательством в пределах данных ему полномочий»10Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 мая 2008 г. по делу № Л60-5599/2008-С5. оставленное без изменений постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2008 г..

Таким образом, устанавливая срок для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель должен учитывать следующее.

Во-первых, срок для добровольного исполнения исчисляется днями.

Во-вторых, устанавливаемый срок должен быть достаточным и соразмерным для исполнения требований исполнительного документа, т.е. разумным.

Под разумным сроком следует понимать время, необходимое разумному человеку для совершения действия (осуществления права или исполнения обязанности) в конкретном случае. В юридической литературе разумным человеком называют «обычного»11Брагинский М.И. Осуществление и защита гражданских прав // Вестник ВАС РФ. 1995. № 7. С. 101. человека, в британской литературе встречается этимология «человек из автобуса»12Martin E.A. Oxford Dictionary of Law. Oxford. 1997. P. 383..

В-третьих, срок для добровольного исполнения исчисляется со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, т.е. со дня надлежащего извещения должника о возбуждении исполнительного производства.

Здесь следует отметить, что в п. 12 ст. 30 и ст. 24 Закона об исполнительном производстве содержатся различные формулировки, а именно «получение должником постановления» и «извещение об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения». При этом порядок надлежащего извещения определен ст. 24-29 указанного Закона. Термин «получение постановления» в Законе не раскрывается, что на практике может вызвать споры, связанные с установлением этого факта.

Однако полагаем, термин «получение» является закономерным и неизбежным результатом надлежащего извещения.

Таким образом, если должник надлежащим образом извещен или в силу ст. 24, 26-29 Закона об исполнительном производстве считается таковым, то также он считается и получившим постановление.

Согласно ч. 13 ст. 30 Закона об исполнительном производстве если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то устанавливаемый срок для добровольного исполнения не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства.

Часть 14 ст. 30 Закона об исполнительном производстве перечисляет случаи, при которых срок для добровольного исполнения не устанавливается. В этих случаях требования исполнительных документов подлежат немедленному исполнению, а судебный пристав-исполнитель вправе (обязан) немедленно применить меры принудительного исполнения.

Так, судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства:

  • в соответствии с ч. 16 ст. 30 Закона об исполнительном производстве;
  • при последующих предъявлениях исполнительного документа;
  • о восстановлении на работе;
  • об административном приостановлении деятельности;
  • о конфискации имущества;
  • по исполнительному документу об обеспечительных мерах;
  • об административном выдворении за пределы Российской Федерации в формах принудительного и контролируемого перемещения иностранных граждан или лиц без гражданства за пределы Российской Федерации.

Следует отметить, что перечень таких исполнительных производств, по которым срок для добровольного исполнения не устанавливается, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Установив должнику срок для добровольного исполнения, судебный пристав- исполнитель должен осуществлять контроль исполнения должником требований исполнительного документа и соблюдение установленного срока.

Факт истечения срока для добровольного исполнения не должен оставаться без внимания судебного пристава-исполнителя и должника. Факт истечения срока обязательно должен быть ознаменован каким-либо исполнительным действием (наложением ареста на имущество должника, совершением действий по обращению взыскания на имущество, вызовом должника, наложением штрафа за неисполнение законных требований, уведомлением о применении мер принудительного исполнения).

Статья 6. Обязательность требований судебного пристава-исполнителя
Комментарий к статье 6
1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает обязательность законных требований судебного пристава-исполнителя, без которых невозможно добиться исполнения судебных актов и актов других органов и должностных лиц. В ней говорится исключительно о законных требованиях судебного пристава-исполнителя. Законность требований определяется двумя основными факторами:
1) применением закона и исполнением предусмотренных законом полномочий судебного пристава-исполнителя. При осуществлении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель применяет далеко не только Закон об исполнительном производстве, но и процессуальное законодательство, ГК, БК, НК и др. Все действия должны быть осуществлены в рамках предписания законов. Определенную помощь в сложных правоприменительных ситуациях (например, при несложившейся практике или появлении новых «схем» ухода от исполнения судебных актов и пр.) судебному приставу-исполнителю может оказать знание судебной практики;
2) пределами исполнительного документа: судебный пристав-исполнитель не вправе выходить за пределы требований исполнительного документа.
Обязательность законных требований обладает свойством всеобщности:
— по кругу лиц — распространяется на все субъекты: государственные органы, органы местного самоуправления, граждан и организации. Под перечисленными субъектами понимаются не только лица, участвующие в исполнительном производстве, но и те, к кому обращается судебный пристав-исполнитель. Так, для выявления имущества должника судебный пристав-исполнитель направляет запросы в банки, иные кредитные учреждения, органы ГИБДД, кадастровые палаты и пр., которые обязаны направить достоверные и надлежаще оформленные ответы. В силу обязательности требований судебного пристава-исполнителя информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами своих функций, представляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок <1>;
———————————
<1> Постановлением КС РФ от 14 мая 2003 г. N 8-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О судебных приставах» в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа» данное положение признано не противоречащим Конституции РФ в его нормативном единстве с положениями п. 2 ст. 12 Закона о судебных приставах в той мере, в какой ими предусматривается право судебного пристава-исполнителя в связи с исполнением постановления суда запрашивать и получать в банках, иных кредитных организациях необходимые сведения о вкладах физических лиц в том размере, который требуется для исполнения исполнительного документа, и в пределах, определяемых постановлением суда.
— по территории — распространяется на всю территорию РФ. В любой части РФ требования судебного пристава-исполнителя обязательны. Комментируемым Законом определены правила о месте совершения исполнительных действий (ст. 33). При необходимости судебный пристав-исполнитель вправе применять отдельные меры принудительного исполнения и на той территории, на которую не распространяется его юрисдикция, с помощью поручения (ч. 6 ст. 33).
Обязательность законных требований судебного пристава-исполнителя предполагает их неукоснительное выполнение, в противном случае лицо будет привлечено к ответственности (ч. ч. 2, 3 ст. 6 комментируемого Закона).
Информация, в том числе персональные данные, в объеме, необходимом для исполнения судебным приставом служебных обязанностей в соответствии с законодательством РФ об исполнительном производстве, предоставляется по требованию судебного пристава в виде справок, документов и их копий безвозмездно и в установленный им срок. С согласия судебного пристава указанная информация может быть представлена в форме электронного документа с использованием в случае необходимости организационных и технических мер для защиты информации (п. п. 2, 3 ст. 14 Закона о судебных приставах).
2. Комментируемый Закон предусматривает наказание за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя. Так, в качестве такового можно считать исполнительский сбор, который является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (см. комментарий к ст. 112 Закона о судебных приставах). В п. 4 ст. 14 Закона о судебных приставах более детально изложено рассматриваемое положение: невыполнение законных требований судебного пристава, в том числе непредоставление информации или предоставление недостоверной информации, а также действия, препятствующие исполнению служебных обязанностей судебным приставом, влекут ответственность, установленную законодательством РФ.
Привлечение к ответственности за неисполнение исполнительного документа предусмотрено и в отношении банков или иных кредитных организаций (см. комментарий к ст. 114 настоящего Закона).
3. Часть 3 комментируемой статьи говорит об ответственности, предусмотренной иными актами законодательства РФ, кроме настоящего Закона, за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также за воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Речь идет об административной и уголовной ответственности. К примеру, КоАП РФ предусматривает ответственность по следующим административным составам, связанным с исполнительным производством, в том числе применение штрафных санкций:
— воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов (ст. 17.8);
— незаконное использование слов «судебный пристав», «пристав» и образованных на их основе словосочетаний (ст. 17.8.1);
— заведомо ложные показания свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод при производстве по делу об административном правонарушении или при исполнительном производстве (ст. 17.9);
— нарушение законодательства об исполнительном производстве, выразившееся:
— в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства;
— в неисполнении банком или иной кредитной организацией содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника;
— в неисполнении содержащихся в исполнительном документе требований о списании с лицевого счета или счета депо должника и зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя стоимости эмиссионных ценных бумаг при наличии ценных бумаг на соответствующем счете должника эмитентом, самостоятельно осуществляющим деятельность по ведению реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг, профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим учет прав на эмиссионные ценные бумаги, принадлежащие должнику;
— в невыполнении лицом, не являющимся должником, законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, несвоевременном отправлении исполнительного документа, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя (ч. 3 ст. 17.14);
— неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, а также после наложения административного штрафа (ч. ч. 1, 2 ст. 17.15);
— неисполнение должником — оператором поисковой системы содержащихся в исполнительном документе требований о прекращении выдачи ссылок, позволяющих получить доступ к информации о гражданине в сети Интернет, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, а также в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа (ч. ч. 1.1, 3 ст. 17.15);
— неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем (ч. 2 ст. 17.15).
Иное наказание предусмотрено за нарушение установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом в виде права управления транспортным средством: такое нарушение влечет обязательные работы на срок до 50 часов или лишение специального права на срок до одного года (ст. 17.17 КоАП РФ). Так, УК предусматривает ответственность:
— за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157);
— за неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315);
— за незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (ст. 312).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *