Срок сервитута

Срок сервитута

На вопросы, связанные с установлением сервитута на земельные участки, отвечает главный специалист-эксперт отдела регистрации прав на земельные участки Управления Росреестра по Орловской области Наталья Козлова.

1) Вопрос: — Наталья Анатольевна, расскажите нашим читателям, что включает в себя такое понятие как сервитут и в каких случаях он устанавливается?

Ответ : — В повседневной хозяйственной деятельности нередко возникают случаи, когда необходимо обеспечить проход и проезд через соседний земельный участок, обеспечить водоснабжение и мелиорацию, прокладку и эксплуатацию линий электропередачи, связи и иных линейных объектов, в частности трубопроводов, а также другие нужды собственника недвижимого имущества. Для решения подобных вопросов законодатель предусмотрел возможность установления сервитута. Сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком, зданием, сооружением и другим недвижимым имуществом. Различают два вида сервитутов: публичный и частный.

Частный сервитут устанавливается по соглашению между конкретными участниками гражданско-правовых отношений, а именно между лицом, требующим установления сервитута в отношении определенного объекта недвижимости и обладателем соответствующего права подобного объекта недвижимости.

Публичный сервитут — это сервитут, установленный в отношении земельного участка законом или иным нормативным актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения.

Сервитут может быть срочным или постоянным.

В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитуты могут устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора воды и водопоя;

6) прогона скота через земельный участок;

7) сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;

8) использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

2) Вопрос : — Подлежит ли сервитут государственной регистрации? Какие документы необходимы для государственной регистрации сервитута?

Ответ: — Сервитут подлежит обязательной государственной регистрации в соответствии с нормами, установленными Федеральным Законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Закон о регистрации). Согласно статьи 27 Закона о регистрации государственная регистрация сервитута проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав. Также, государственной регистрации подлежат и прекращения сервитутов.

Для государственной регистрации сервитута необходимыми документами являются:

-заявление собственника о государственной регистрации сервитута или заявление лица, в пользу которого установлен сервитут (в случае установления публичного сервитута заявление о регистрации подается органом государственной власти или органом местного самоуправления, его установившим);

-документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за -регистрацию в установленных законодательством размерах. Размер государственной пошлины за государственную регистрацию сервитута в настоящее время составляет: для физических лиц – 1000 рублей, для юридических лиц – 4000 рулей.

-документ, удостоверяющий личность заявителя или его представителя;

-документ, свидетельствующий об установлении сервитута. Таким документом может быть: соглашение (договор) лиц об установлении частного сервитута, копия распорядительного акта соответствующего государственного органа об установлении публичного сервитута или судебное решение об установлении сервитута;

-учредительные документы правообладателя сервитута (если это юридическое лицо) и учредительные документы юридического лица, на основании соглашения с которым сервитут установлен (если речь идет о частном сервитуте);

-документы, подтверждающие полномочия руководителей юридических лиц на подписание соответствующих документов;

-документы, описывающие земельный участок или иной объект недвижимого имущества, в отношении которого установлен сервитут (кадастровый план или кадастровый паспорт земельного участка, технический паспорт или кадастровый паспорт иного объекта недвижимости). При этом следует учитывать, что если сервитут устанавливается в отношении всего объекта недвижимости, то предоставление подобного документа не требуется. Если сервитут относится только к части земельного участка или иного объекта недвижимости, то прилагается кадастровый паспорт такого объекта недвижимости, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка о таком объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта недвижимости, на которую распространяется сфера действия сервитута. При этом кадастровый паспорт земельного участка орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, может запросить у органа кадастрового учета самостоятельно;

-иные необходимые для проведения регистрации документы.

3) Вопрос: — Наталья Анатольевна, хотелось бы коснуться вопроса установления сервитута между арендаторами, а именно, может ли арендатор одного земельного участка, обратиться к арендатору смежного участка с требованием установить сервитут? В каком порядке можно установить сервитут?

Ответ: — Арендатор одного земельного участка не может обратиться к арендатору смежного участка с требованием установить сервитут. Однако в данном случае, арендатор может требовать от арендодателя устранения препятствий в пользовании арендованным имуществом, а также требовать устранения нарушения своего права, не связанного с лишением владения. Сервитут может быть установлен как по соглашению собственников недвижимости, так и на основании решения суда.

4) Вопрос : — И в завершении нашей беседы еще один не маловажный вопрос. Сохраняется ли сервитут при переходе прав на земельный участок?

Ответ: — Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу.

При этом сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Реклама.

На необходимость государственной регистрации сервитута на земельный участок указано в п. 3 ст. 274 ГК РФ, п. 17 ст. 23 ЗК РФ и ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ » О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации).

Однако, можно не регистрировать частный сервитут, в случае если одновременно выполняются следующие условия (п. 4 ст. 39.25ЗК РФ):

  • он устанавливается в отношении части публичного земельного участка;
  • его срок составляет менее трех лет;
  • в соглашении об установлении сервитута стороны определили, что он устанавливается без проведения кадастрового учета части участка и госрегистрации права (ограничения, обременения) на него.

В этом случае границы действия сервитута устанавливаются согласно схеме, приложенной к соглашению (п. 4 ст. 39.25ЗК РФ).
За регистрацией сервитута может обратиться одно из следующих лиц:
1) лицо, приобретающее право ограниченного пользования земельным участком. В этом случае будет зарегистрировано вещное право такого лица, а также ограничение права и обременение участка;
2) собственник (лицо, права которого ограничиваются). При этом регистрируется ограничение, обременение права.
Если за регистрацией обратятся оба лица, сервитут будет зарегистрирован и как вещное право, и как ограничение, обременение.
Отметим, что государственная регистрация частного сервитута может проводиться:

  • без одновременного кадастрового учета, если в реестр уже включены сведения о земельном участке или его части, на которую устанавливается сервитут;
  • с одновременным кадастровым учетом, если сервитут устанавливается на часть земельного участка, не учтенную в реестре. В этом случае обращаются те же лица, что и при государственной регистрации сервитута без одновременного кадастрового учета.

Для государственной регистрации необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы:
— соглашение об установлении сервитута. Его нужно представить в следующем количестве экземпляров :
— не менее чем в двух подлинниках, если оно совершено в простой письменной форме;
— не менее одного подлинника и копии, если оно нотариально удостоверено.
Если комплект документов направляется на регистрацию почтой, то соглашение должно быть удостоверено нотариально. Если оно подписано представителем по доверенности, также нужно приложить нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую полномочия представителя на его подписание.
— решение суда, вступившее в законную силу. Его нужно представить в виде копии в одном экземпляре;
2) доверенность и иные документы, подтверждающие личность и полномочия представителя Их нужно представить в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинным;
3) иные документы. Они могут потребоваться в отдельных ситуациях. Например, если сервитут публичного участка допускается только с согласия органов государственной власти или местного самоуправления, такое согласие нужно приложить к заявлению. Акты органов власти представляются в виде одной надлежаще заверенной копии.
Если одновременно проводитсягосударственная регистрация сервитута и кадастровый учет части земельного участка, дополнительно нужно приложить межевой план. В этом случае в нем должны быть приведены сведения о части участка.
План не потребуется, если ранее часть объекта недвижимости уже ставилась на кадастровый учет, но была снята в связи с прекращением ограничения (обременения). В этом случае часть участка будет поставлена на учет по ранее представленному межевому плану, при условии, что не изменились ее границы.
При подаче документов учитывайте, что:

  • по своей инициативе вы можете представить и другие документы, необходимые для государственной регистрации прав;
  • существуют специальные требования при подаче документов в электронном виде.

Размер пошлины за государственную регистрацию сервитута составляет (пп. 31 п. 1 ст. 333.33 НК РФ):

  • 6 000 руб., если сервитут устанавливается в интересах организаций;
  • 1 500 руб., если сервитут устанавливается в интересах граждан.

Срок уплаты госпошлинызависит от способа подачи документов на государственную регистрацию (пп. 5.2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ):
1) до подачи документов — если они подаются лично или направляются по почте;
2) после их подачи, но до принятия документов к рассмотрению — если они подаются в электронной форме.
Если на момент приема документов госпошлину вы не уплатили, то вам выдадут (направят) уникальный идентификатор платежа (УИН) для ее уплаты с указанием даты, до которой необходимо уплатить государственную пошлину. Укажите этот УИН в платежном поручении, чтобы Росреестр мог идентифицировать вас и получить подтверждение оплаты в системе о государственных и муниципальных платежах.
Уплатить госпошлину должен тот, кто обращается за государственной регистрацией.
Обратите внимание, что если соглашение заключено с органом государственной власти или местного самоуправления, то обратиться за регистрацией должен именно этот орган. При этом они освобождены от уплаты госпошлины. Следовательно, в этом случае госпошлина уплачиваться не будет.
Если за регистрацией одновременно обращаются обе стороны соглашения, то госпошлина распределяется между ними. В данном случае размер госпошлины делится на количество участников. При наличии лиц, освобожденных от уплаты госпошлины, она распределяется на всех лиц, но названные лица ее не уплачивают.
Если соглашение заключено между организацией и гражданином (в том числе ИП), организация не будет уплачивать госпошлину, если обращаться за государственной регистрацией будет физическое лицо. Если же организация и гражданин обратятся за регистрацией сервитута одновременно, то размер госпошлины для организации будет меньше, чем если бы обращалась только она.
Документы для государственной регистрации сервитута подаются в общем порядке, предусмотренном для государственной регистрации прав на недвижимость.
Срок регистрации сервитута составляет (ч. 1 ст. 16 Закона о регистрации):

Ситуация Срок проведения регистрации, если документы представлены
в офисы и приемные Росреестра или Кадастровой палаты через МФЦ
Регистрация сервитута 7 рабочих дней 9 рабочих дней
Регистрация сервитута на основании нотариально удостоверенного соглашения 3 рабочих дня 5 рабочих дней
Регистрация на основании нотариально удостоверенного соглашения при его подаче в электронном виде В течение следующего рабочего дня
Одновременное проведение кадастрового учета части земельного участка и госрегистрации сервитута 10 рабочих дней 12 рабочих дней

Установленный земельный сервитут должен быть зарегистрирован, так как является одним из вариантов вещных прав, означающих использование участка, находящегося в привилегированном положении, для улучшения положения других участков, находящихся по соседству.

Правила регистрации такого обременения рассматриваются в Гражданском и Земельном Кодексе Российской Федерации.

Законодательное регулирование

Вопрос установления и регулирования сервитута на законодательном уровне освещается двумя крупнейшими в этой сфере нормативными актами — Гражданским и Земельным Кодексами.

Земельный Кодекс допускает возможность установления обременения на земельный участок, если целью такого обременения становится обеспечение нормальных условий существования, а также полноценного функционирования других участков, чье положение хуже, но может улучшиться за счет установления режима использования в определённых целях соседнего участка.

Что же касается Гражданского Кодекса, то он в положениях, закрепленных в статьях 274-277, формулирует основные принципы действия сервитута как особого вещного права, формирующего обременение и режим особого использования для подчиненного надела.

Однако вопросов, касающихся правил регистрации сервитута как вида права, эти статьи не касаются.

Говоря о регистрации сервитута, следует подразумевать, что осуществление этой процедуры должно происходить также, как и регистрация любых других прав на недвижимость.

Подробно этот процесс рассматривается в статье 27 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

Когда необходимо регистрировать сервитут, а когда — нет?

По общему правилу, распространяющемуся на все действующие в современном государстве права, сервитут как вещное право должен проходить обязательную регистрацию.

Исключение может быть только в том случае, если действие сервитута в отношении обремененного имущества было прекращено еще до момента подписания соответствующего соглашения (например, прокладка инженерных коммуникаций к участку через соседний, на который должно было быть наложено обременение, произошла быстрее, чем стороны подготовили и подписали соглашение).

Еще один случай, когда установленный сервитут не надо регистрировать, связан с переходом обремененного земельного участка по наследству. В этом случае для имущества действует принцип следования, когда вместе с недвижимостью к наследнику переходят права на нее, а также все наложенные обременения.

Во всех остальных случаях регистрация такого права пользования землей должна происходить.

Процедура регистрации сервитута

Процедура такой регистрации занимает достаточно продолжительный срок и состоит из четырех этапов.

Как уже говорилось выше, процедура регистрации сервитута носит обязательный характер и должна осуществляться также, как и регистрация других прав владения и использования недвижимости. Именно по этой причине, а также из-за особенностей сервитута как вещного права, необходимо уделить особое внимание всей процедура регистрации, а также необходимым для получения соответствующего свидетельства, документам.

Вся процедура состоит из четырех частей, каждая из которых оказывает существенное влияние на последующий этап:

  1. Приём документов. На этом этапе происходит не только приём документов под подпись, но и первичная проверка правильности их заполнения.
  2. Правовая экспертиза. Этот этап посвящён более детальному изучению всех представленных документов с целью установления законности совершенной сделки, а также исключения возможности оспаривания подписанного соглашения.
  3. Внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость. На этом этапе происходит внесение соответствующих изменений в данные, хранящиеся в Едином государственном реестре прав, а на правоустанавливающих документах по результатам таких изменений ставится соответствующая отметка.
  4. Выдача свидетельства о регистрации сервитута. Это финальный этап, который завершает весь процесс регистрации сервитута как права обременения на недвижимость. В случае возникновения спорных ситуаций полученное на этом этапе свидетельство можно рассматривать как одно из доказательств законности подписанного соглашения.

Необходимые документы

Для того чтобы сервитут прошел государственную регистрацию в полном объёме, весь необходимый пакет документов должен быть подготовлен в полном соответствии с установленными законом требованиями. К перечню необходимых документов будут относиться:

  • Сам договор об установлении сервитута (в трёх экземплярах, так как один из них остаётся в Росреестре);
  • Заявления сторон о регистрации возникшего права пользования;
  • Кадастровый паспорт земельного участка, на который наложено обременение;
  • Квитанция об оплате госпошлины за регистрацию права.
  • В том случае, если одной из сторон соглашения выступает юридическое лицо, такому участнику соглашения надо будет предоставить действительную выписку из ЕГРЮЛ, а также заверенные копии уставных документов, где будут зафиксированы полномочия представителя организации.

Размер госпошлины за регистрацию права и внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость составляет две тысячи рублей для физических лиц и двадцать две тысячи — для юридических.

Если регистрация осуществляется по доверенности

В том случае, если один или оба участника соглашения не могут лично подать документы о регистрации сервитута, это могут сделать их представители по доверенности. Для этого в пакет документов, подаваемых в Росреестр, должна быть включена нотариально заверенная доверенность, срок действия которой не истечет до момента завершения процедуры регистрации, а в тексте этого документа должны быть зафиксированы все те полномочия, которыми доверенное лицо наделено волей доверителя.

Никаких ограничений, если доверительный документ правильно оформлен, на осуществление своих действий доверенное лицо не имеет, а отказ в регистрации права таким путём можно будет обжаловать ввиду его недействительности.

Признание права собственности на долю в квартире может происходить в судебном порядке.
Покупка земли у администрации в большинстве случае более выгодная чем покупка у частного лица. Подробности вы найдете в этой статье.
При покупке земельного участка составление акта приема-передачи является обязательным. Как должна происходить данная процедура и как правильно составить этот документ, вы узнаете .

Каких проблем опасаться?

Государственная регистрация сервитута на земельный участок осуществляется в обычном порядке регистрации прав на недвижимость, если речь идёт об установлении какого-либо обременения или возникновения права пользования. Именно поэтому проблемы, возникающие при регистрации сервитута и вызывающие отказ во внесении соответствующих сведений, носят классический характер:

  • Неправильно или не полностью оформленные документы. В этом случае весь пакет направляется на повторное оформление;
  • Невозможность осуществления регистрации по причине того, что наложенное обременение может серьезно ухудшить имущественное или материальное положение владельца обремененного имущества. В этом случае происходит пересмотр условий договора;
  • Отказ в регистрации такого права из-за наступления обстоятельств непреодолимой силы, которые не позволят полноценно использовать полученное право.

Сервитут представляет собой обременение недвижимого имущества, из которого появляется право пользования этим имуществом. И это право должно быть официально зарегистрировано.

Чтобы такая процедура прошла, сторонам, чьи интересы затрагиваются установлением сервитута, необходимо подготовить весь пакет документов, который потребуется для доказательства законности подписанного соглашения.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *