Сроки обжалования административного постановления

Сроки обжалования административного постановления

Административное правонарушение влечет за собой применение административных взысканий в виде штрафа или другого наказания. Это наиболее разнообразная и масштабная ниша в правовом поле.

Кодекс РФ, посвященный административным правонарушениям или КоАП РФ, предусматривает возможность пересмотреть постановления и решения по таким делам в порядке их обжалования. Этому посвящена глава 30 настоящего кодекса и об этом пойдет речь в статье — как и в какие сроки происходит процесс обжалования постановления об административном правонарушении.

Если вы столкнулись с постановлением о привлечении вас к административной ответственности, например, штрафа, и полны решимости обжаловать этот акт, тогда эта статья для вас. Когда, куда и как правильно подавать жалобу – об этом пойдет речь в статье.

Штраф – обжалованию подлежит?

Наиболее часто встречающимся административным правонарушением является нарушение правил дорожного движения водителями авто. Отсюда и наиболее распространенный штраф получают именно от сотрудника дорожной инспекции. Но всегда ли постановление о правонарушении составлено идеально верно и соответствует действительности? Очевидно, что не всегда, поскольку человеческий фактор никто не отменял. Если постановление составлено с нарушениями закона и является нарушением ваших прав, то защитить себя можно подав жалобу.

Многие водители авто сталкиваются с большими штрафами на дороге, а некоторые даже с лишением водительских прав на определенный срок. Знаете ли вы, что постановление ГИБДД можно обжаловать, если на то есть веские причины? Возможно, большинство знает об этом, но не знает порядка процедуры обжалования постановлений об административных правонарушениях. А ведь это может стать спасением, особенно когда вы «попадаете» на крупный штраф там, где не было вашей вины.

Сроки обжалования штрафа об административном правонарушении в 2019 году

Вот он первый важный момент, на который нужно обратить внимание, ведь если не вписаться в срок, то можно считать, что вы согласны с постановлением. И именно на этом этапе многие делают ошибку, затягивая с решением — обжаловать сомнительный штраф или оплатить его и не обременяться судебными хлопотами.

Срок подачи жалобы строго определен в нормативных документах (ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ) оговорен срок обжалования постановлений – 10 суток. И в этом вопросе нужно понимать тонкости, а именно:

  • срок начинается тогда, когда вам вручат письменное постановление с подписью и печатью. Это может быть постановление суда или должностного лица, а также копии постановления (если вы не присутствовали при его вынесении);
  • 10 суток это календарные дни, а не рабочие дни, поэтому официальные выходные и праздники тоже входят в этот срок;
  • направляйте жалобу с требованием обжаловать постановление, не дожидаясь окончания выходных дней, например, длительных новогодних каникул;
  • закон (во второй части ст. 30.3 КоАП РФ) предусматривает восстановление упущенного срока обжалования, но только при наличии уважительной причины, в которые не входит причина «я не знал». Это может быть травма, командировка и т.д.;
  • если у вас есть уполномоченный представитель, то даже ваши обоснованные преграды к подаче обжалования не сработают, поскольку вы имели поверенного с определенными полномочиями, который и должен был решить вопрос.

Не стоит затягивать с подачей жалобы по административному постановлению. Во-первых, за это время ничего не измениться и вам все равно нужно будет сделать этот шаг. Во-вторых, даже если вы имели причину не вложиться в 10 суток, то вы удваиваете себе работу.

Исключение: в статье 30.3 во третьей части КоАП РФ описаны исключения, когда жалобу можно подать в пятидневный срок от момента фактического получения постановления (или копии).

Не затягиваейте с подачей жалобы!

Такие действия очень часто делают невозможным дальнейшую ее подачу. Так, имея представителя, который советует потянуть время и взять больничный, некоторые делают ошибку, забывая что их справка по болезни не годится. Имея уполномоченное лицо, которое не имело причин затянуть срок обжалования, ваши помехи не имеют особого значения. Об этом важно помнить при желании «потянуть» сроки.

Кто подает жалобу?

Право на обжалование постановления об административном правонарушении могут несколько лиц:

  • лицо, которое привлекли к ответственности;
  • защитник;
  • уполномоченный представитель.

Жалобу может подать и пострадавшее лицо, если оно имеется при этом инциденте. Как правило, административные правонарушения имеют общий характер и пострадавших в виде конкретного лица нет. В частности в данной статье речь идет не об этих правонарушениях.

Лицо, подающее жалобу по такому делу, освобождено от государственной пошлины.

Куда подавать жалобу?

Итак, вы приняли решение не согласиться с постановлением об административном правонарушении, которое сулит вам штраф, но куда нести свою жалобу и кому? В соответствии со законом место обжалования постановления зависит от того, кем оно было вынесено. Об этом говориться в статье 30.1. КоАП РФ. Существует несколько вариантов в зависимости от источника постановления:

  • постановление вынесено должностным лицом (например, сотрудник ГИБДД или инспектор другой госслужбы), то обжаловать его можно у вышестоящего должностного лица — начальника того, кто вынес постановление, а также в вышестоящий орган. Если жалоба не удовлетворена, то в районный суд;
  • если постановление вынесено коллегиальным органом, то подавать жалобу нужно в районный суд по месту этого органа;
  • если постановление вынесено районным судом, то подавать жалобу нужно в областной суд;
  • если постановление вынесено мировым судьей, то подавать жалобу нужно в районный суд.

Как видно, логика подачи жалоб проста – ее подают в вышестоящий орган. При неудовлетворении жалобы районным судом, ее следует обжаловать в областном суде. Если и там не добьетесь положительного ответа, то подавайте надзорную жалобу в областной суд. Выше стоит уже председатель Верховного суда либо лицо его замещающее.

Юристы не советуют подавать жалобу в вышестоящий орган или начальству лица, которое вынесло постановление об административном правонарушении. Ведь никому не нужна плохая статистика, а отмена постановление по причине ошибки это не самая лучшая статистика. Поэтому существует опасность, что вашу жалобу не рассмотрят как должно, тогда как суд куда более нейтрален и объективен.

Вы можете подавать жалобу как в орган, который вынес ее, так и прямо в суд, который будет решать дело по вашему запросу. (статья 30.2. КоАП РФ).

Как писать жалобу?

Жалоба – это грамотное и лаконичное письмо в уполномоченные органы с конкретными требованиями. Нужно понимать, что суд будет рассматривать только объективные данные, которые вы укажите в этой жалобе. Ваши эмоции, страдания и обстоятельства к делу не имеет никакого отношения. Поверьте, это в суде никого не интересует, а что интересует, так это наличие фактов.

Состоит жалоба из трех частей:

  • описание ситуации, в связи с которой вынесено постановление;
  • причины обжалования этого постановления;
  • ваше требование, а именно отмена этого постановления или его изменение.

Не все причины, которые вам кажутся весомыми являются таковыми для суда. Чтобы облегчить вам принятие решения приведем несколько примеров как существенных нарушений в ходе вашего дела, так и тех, что суд сочтен несущественными.

Причины для обжалования постановления об административном правонарушении

Что можно назвать объективными причинами по отмене постановления? Приведем примеры:

  • составление протокола по административному нарушению не самим инспектором, а, к примеру, стажером;
  • неверная квалификация правонарушения и как результат незаконное вынесение постановления;
  • были использованы недопустимые доказательства, такие как измерение алкогольного опьянения прибором, который не сертифицирован;
  • составление протокола с явным нарушением требований законодательства;
  • в случаях, когда должны были быть понятые, их не было или это были сотрудники милиции;
  • отсутствие в составленном протоколе необходимых сведений, как было зафиксировано правонарушение. Например, сведений о приборах, при помощи которых оно было выявлено;
  • если постановление вынесено после истечения срока, в который можно быть привлеченным к административной ответственности. Это составляет 2 месяца с момента совершения этого правонарушения (статья 4.5. КоАП РФ);
  • есть еще один вариант, когда вы получили постановление, рассмотренное без вашего ведома. То есть вам не было сообщено о месте и времени рассмотрения дела должным образом. Но только стоит помнить, что неважно читали вы это уведомление или нет, если оно пришло по вашему месту прописки.

Вышеописанные и много других причин могут быть рассмотрены в суде как существенные факторы и ваше постановление может быть отменено или изменено.

Но стоит упомянуть какие факторы существенными не являются, поскольку об этом лучше узнать заранее. Итак, на какие нарушения не стоит обращать внимание:

  • различные грамматические и орфографические ошибки. Это, возможно, признак несовершенного образования лица писавшего постановление, но к делу это отношения не имеет;
  • неверная квалификация нарушения в протоколе. Протокол может содержать такую ошибку, но важно постановление, в котором квалификация может быть указана верно;
  • если протокол содержит недостатки, которые могут быть исправлены при рассмотрении дела. Так, личность правонарушителя, дата и прочие данные могут быть уточнены и вынесено постановление;
  • нарушенные сроки, когда составлен протокол (двое суток с момента выявления противоправного деяния). Это несущественное нарушение с точки зрения суда.

Эти нарушения не будут рассмотрены как веские причины к отмене вашего штрафа, вы только потратите время.

Как правильно отправить жалобу?

С вашей стороны не требуется знаний конкретных норм права с точным указанием их в жалобе. Достаточно четко изложенной целостной структуры жалобы, где вы опишите все известные вам нарушения по делу.

К этому письму можно приложить любое документальное доказательство того, что вы указываете в жалобе, чтобы суд мог быстрее принять решение.

Как направить жалобу решать вам, можно по почте, а можно лично обратившись в канцелярию суда. Копия жалобы должна быть у вас и не забывайте, что факт подачи жалобы нужно зафиксировать, в случае жалобы по почте – квитанцией почты, в случае с канцелярией – пометкой суда на копии жалобы.

Чего ждать? Наказать… нельзя… помиловать

Как в случае со знаменитым предложением, где решение поставить запятую решает судьбу, так и решение суда. Суд или орган, куда вы направили жалобу, может рассмотреть со следующими последствиями для обжалованного постановления и вас:

  • жалобу оставят неудовлетворенной, а постановление об административном нарушении без изменений. В этом случае вы обязаны будете либо понести ответственность, либо дальше обжаловать решение суда в более высоких инстанциях;
  • постановление будет изменено. Возможно, новое постановление будет иметь другую меру административного наказания согласно объективных причин;
  • постановление будет отменено и дело закрыто. Это и есть ваша победа, значит, вам не грозит взыскание и вы можете жить спокойно;
  • постановление будет отменено, а дело вернут на новое рассмотрение.

Напутствие для целеустремленных

Если вы решили обжаловать постановление об административном правонарушении и у вас на то есть веские причины, то делать это нужно незамедлительно. При отсутствии уважительных причин восстановления пропущенного срока обжалования можно и не добиться.

Если принятое судом (вышестоящим должностным лицом) решение вас не устроит, тогда можно обратиться в суды высших категорий. Порядок описан в статье ранее, но нужно знать, что решения принятые судами субъектов Российской Федерации (областные, краевые и республиканские) вступают в силу сразу после их оглашения. То есть для них нет срока обжалования, но для очень целеустремленных граждан есть возможность обжаловать и эти решения суда в порядке надзора.

Оспаривание протокола административного правонарушения проводится на основании несоблюдения правильности составления документа, отсутствия в действии подозреваемого состава правонарушения. Цель – отменить негативное действие акта, смягчить или отменить наказание.

Субъекты обжалования

Обжаловать постановление могут:

  1. Гражданин, ИП, юридическое лицо, на которых было возбуждено административное дело и которые не согласны с окончательным или промежуточным ведомственным (судебным) решением.
  2. Потерпевший – в качестве такого субъекта могут выступать физические и юридические лица, например, нарушители правил дорожного движения.
  3. Законные представители физического лица – в их перечень входят: родители, опекуны и попечители несовершеннолетних и недееспособных граждан.
  4. Законные представители юридического лица – в их перечень включены сотрудники, действующие в силу устава организации и по доверенности, профессиональные защитник.
  5. Уполномоченный по правам предпринимателей.

При оспаривании административного правонарушения в качестве субъектов защиты также выступают обвиняемый и защитник. Представителем правонарушителя может быть любое совершеннолетнее дееспособное лицо.

В перспективе предполагается, что осуществлять судебную защиту лиц, в том числе по административным делам, смогут лица, имеющие высшее образование или ученую научную степень в сфере юриспруденции.

Если постановление по делу об административном правонарушении вынес суд, то правоприменительный акт может быть опротестован уполномоченным должностным лицом. В качестве примера, можно указать апелляцию Роспотребнадзора на решение суда, состоявшегося не в пользу потерпевшего. Обжаловать судебные акты могут должностные лица, уполномоченные осуществлять контрольно-надзорные функции в определенной сфере деятельности – на транспорте, в торговле, в области банковских операций и т.д.

Как оспорить факт правонарушения? Порядок оформления жалобы

С учетом ч. 1 ст. 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление об административном правонарушении направляется в вышестоящий суд или вышестоящему должностному лицу. Рекомендовано подавать заявление именно в судебную инстанцию, так как она должна действовать объективно и беспристрастно и будет изучать дело с «нуля», запрашивая, при необходимости, данные от должностных лиц, результаты экспертиз и другие важные сведения.

Решить любые юридические проблемы можно легко с помощью юристов зарегистрированных на сайте — цену выполнения задания (проконсультировать, составить иск, подать жалобу и т.д) назначаете Вы сами, а юристы подают заявки на ваше задание, вам остается только выбрать лучшего. Оставить задание:

В рамках судебного процесса, который ведется по правилам гл. 30 КоАП РФ, могут быть назначены дополнительные экспертизы, осуществлены запросы об истребовании доказательств, заслушаны показания свидетелей. Суд вправе исследовать аудио-, видеозаписи правонарушений, проверить правомочия должностных лиц, привлекших гражданина или юридического лица к ответственности. Судебный порядок предполагает элемент состязательности, заслушивание показаний должностных лиц и правонарушителя. Решение суда должно быть строго мотивировано. В нем устанавливаются юридические факты, свидетельствующие о наличии состава административного правонарушения.

Если обжаловать административный протокол во внесудебном порядке, то он рассматривается без состязательного процесса. Несмотря на то, что решение должностного лица также должно быть логичным и основанным на выявленных фактах и доказательствах, в постановлении должностного лица вероятна доля усмотрения. Здесь очевидны ведомственная солидарность, личная заинтересованность и возможные злоупотребления.

В ней должно содержаться:

  • -наименование суда и (или) должностного лица;
  • -сведения о заявителе;
  • -информация о должностном лице, действия которого обжалуются, или который принял акт о привлечении к административной ответственности;
  • -контактные данные заявителя;
  • -описательная часть – последовательная характеристика событий, предшествующих вынесению акта по существу.
  • -информация, в чем конкретно заключаются правонарушения – неправильное оформление акта, неправильное производство процессуальных действий, ошибочная экспертиза, нарушение прав заявителя в процессе проведения действий по привлечению к административной ответственности.
  • -просьба об отмене действия постановления и завершении производства по делу.

К жалобе должны быть приложены письменные доказательства – документы, результаты независимой экспертизы, финансовые и другие документы, имеющие отношение к решению дела. Могут быть заявлены и другие ходатайства – об истребовании доказательств, если заявитель и его представители не в состоянии сделать это самостоятельно.

Заявление подается в суд или вышестоящему должностному лицу органа, принявшему постановление. Оспорить протокол можно в вышестоящем суде, куда нижестоящая инстанция обязана направить документы с делом в течение трех суток после поступления жалобы с документами. Жалоба на решение судьи на протокол об административном аресте или выдворении направляется в вышестоящий суд в день получения.

Если рассмотрение документа не входит в полномочия судьи или должностного лица, то жалоба вместе со всеми документами передается в суд в порядке подведомственности – в течение трех дней после поступления. Административные жалобы не облагаются государственной пошлиной.

Срок обжалования

Оспорить постановление об административном правонарушении можно в течение 10 суток после вынесения постановления или его вручения правонарушителю.

Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен.

Это возможно только в случае, если основания его пропуска уважительные и могут быть подкреплены конкретными письменными доказательствами (сведения) – справками из медицинского учреждения и т.д.

Просьба о восстановлении срока выражается в форме письменного ходатайства, которое прилагается к тексту жалобы. Оно подлежит отдельному рассмотрению. Ходатайство также может быть выражено в самой жалобе. Решение о восстановлении срока остается на усмотрение судьи или должностного лица. Оно будет положительным, если основания пропуска признаются уважительными и подкреплено достоверными сведениями.

По результатам изучения жалобы выносится одно из возможных решений, указанных в КоАП РФ – ст. 30.2. Решение по протоколу и назначенному наказанию может быть оставлено без изменения. Судья вправе отменить постановление и завершить производство по делу.

Предусмотрена возможность отмены постановления и возврата дела на новое рассмотрение, если в ходе производства были допущены существенные процессуальные нарушения и очевидна необходимость в назначении более строго наказания. Суд вправе отменить постановление и направить рассмотрение дела по подведомственности.

Дело должно быть рассмотрено в течение двух месяцев после поступления в суд и должностному лицу.

Суд вправе откладывать дело, если какая-либо сторона заявила об этом мотивированное ходатайство. Решение суда может обжаловаться далее – вплоть до Верховного Суда РФ. При оспаривании постановления целесообразно воспользоваться помощью квалифицированного юриста.

Момент начала и окончания срока обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях определяется в соответствии со ст. 4.8 КоАП РФ, согласно которой порядок исчисления процессуальных сроков в производстве по данным делам аналогичен порядку исчисления процессуальных сроков в гражданском судопроизводстве (ч. 3 ст. 107, ст. 108 ГПК РФ).

В соответствии с указанной статьей Кодекса началом отсчета срока обжалования необходимо считать день, следующий за датой вручения или получения копии постановления, а моментом его окончания — 24 ч. последнего 10-го дня срока. Если окончание срока приходится на нерабочий или праздничный день, то последним днем срока будет являться первый следующий за ним рабочий день. Все иные нерабочие дни из срока обжалования не исключаются.

Как определяется начальный момент течения срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении? Какие особенности, связанные с исчислением данного срока, предусмотрены в отношении протестов прокурора?

Как следует из системного толкования норм ч. 1 ст. 30.3 и ч. 2 ст. 29.11 КоАП, начальный момент течения срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении лицом, в отношении которого ведется производство по делу, его защитником, законным представителем, а также потерпевшим и его представителем не зависит от того, кто именно обращается в суд с жалобой, и определяется днем получения копии такого постановления лицом, в отношении которого оно вынесено.

Если копия постановления по делу об административном правонарушении не вручена лицу, привлекаемому к административной ответственности, непосредственно в день рассмотрения дела в виду неявки указанного лица в судебное заседание или отсутствия его в зале суда на момент оглашения постановления, то копия постановления должна быть направлена вышеупомянутому лицу по почте заказным почтовым отправлением. В этом случае срок обжалования постановления по делу будет исчисляться не со дня его вынесения, а со дня получения его копии лицом, в отношении которого ведется производство по делу.

Гораздо сложнее определить начало течения срока опротестования постановления по делу об административном правонарушении прокурором. Основные трудности, которые здесь возникают, связаны с отсутствием единообразного понимания того, с какого момента необходимо исчислять данный срок — с момента получения копии постановления лицом, в отношении которого оно вынесено, либо прокурором. Так, некоторые судьи считают, что по смыслу ч. 1 ст. 30.10 КоАП во взаимосвязи с ч. 1 ст. 30.3 КоАП отсчет срока на обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении должен дифференцироваться в зависимости от того, кто обращается в суд за защитой права. На этом основании делается вывод о том, что срок опротестования необходимо исчислять с момента получения копии постановления прокурором.

Определенная логика в этом имеется, если учесть, что согласно ст. 29.10 КоАП судья, орган или должностное лицо, рассмотревшие дело по существу, даже не обязаны направлять прокурору копию постановления. Однако при всей привлекательности данной точки зрения ее нельзя признать правомерной, поскольку дифференциация срока обжалования и опротестования в зависимости от того, кто обращается в суд за защитой права, может привести к тому, что в порядке главы 30 КоАП прокурор принесет протест на постановление по делу об административном правонарушении, которое в действительности уже вступило в законную силу, так как уже давно получено лицом, в отношении которого оно вынесено, и исполнено им.

С учетом сказанного не представляется возможным признать право прокурора на принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении с момента получения им копии соответствующего постановления и тем самым расширительно истолковать положение части 1 ст. 30.3 КоАП. В этом смысле формулировка анализируемой статьи не совсем удачна. В ней явно не хватает прямого указания на то, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления лицом, в отношении которого ведется производство по делу.

Вместе с тем такое положение закона не совсем оправданно, так как возникновение права на опротестование постановления по делу оказывается никак не связано с тем, когда прокурор узнал о наличии постановления, лежащего в основе данного права. Кроме того, совершенно очевидно, что предоставление прокурору полномочия приносить протест на постановления по делам об административных правонарушениях, не вступивших в законную силу, независимо от его участия в деле, становится абсолютно неэффективным и нерациональным, поскольку уложиться в 10-дневный срок подачи протеста со дня получения копии постановления лицом, правомочным обратиться с жалобой, можно только в том случае, если дело было возбуждено постановлением прокурора и гражданин присутствовал при рассмотрении дела.

С какого дня следует исчислять срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного должностным лицом, и (или) решения вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление?

Согласно ст. 30.9 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд в сроки, предусмотренные ст. 30.3 КоАП, т.е. в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения вышестоящего органа.

Таким образом, в случае последовательной подачи административной жалобы в несколько вышестоящих органов срок судебного обжалования будет исчисляться со дня вручения или получения копии последнего решения по жалобе. Следовательно, с момента вручения лицу, привлекаемому к административной ответственности, копии постановления по делу об административном правонарушении и до момента обращения его в суд с жалобой на это постановление может пройти достаточно длительный срок. Все будет зависеть от общего количества вышестоящих инстанций, в которые подавалась административная жалоба.

С какого момента постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу, если копия такого постановления, направленная по месту жительства или месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности, возвращена в орган, должностному лицу или судье, с отметкой на почтовом извещении об отсутствии этого лица по указанному адресу либо о его уклонении от получения почтового отправления, а также по истечении срока хранения?

Согласно ч. 2 ст. 29.11 КоАП копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Порядок пересылки почтовых отправлений регулируется Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221. В частности, в п. 22 Правил закреплено, что на почтовых отправлениях отправителем должны быть указаны точные адреса отправителя и адресата. Это дало основание Верховному Суду РФ прийти к выводу, что выполнение требований данных Правил свидетельствует о принятии органом (должностным лицом или судьей), вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, а также органом почтовой связи всех необходимых мер по направлению и надлежащему вручению лицу копии постановления.

Рассуждая таким образом, в Обзоре судебной практики за I квартал 2010 г. Верховный Суд РФ указал следующее: если копия постановления по делу об административном правонарушении, направленная лицу, привлекаемому к административной ответственности, по почте заказным письмом, не была вручена ему по причине отсутствия данного лица либо уклонения его от получения почтового отправления, то днем вступления постановления в законную силу будет считаться дата возвращения его копии в орган, должностному лицу или судье, вынесшим соответствующее постановление, указанная на почтовом отправлении.

Позднее Верховный Суд РФ уточнил свою позицию по данному вопросу и в п. 29.1 Постановления Пленума от 24.03.2005 N 5 (в ред. от 19.12.2013) разъяснил, что такое постановление вступает в законную силу по истечении 10 суток после даты поступления (возвращения) в суд его копии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *