Ст 108 об образовании

Ст 108 об образовании

Статья 108. Заключительные положения

1. Образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке:

  • 1) среднее (полное) общее образование — к среднему общему образованию;
  • 2) начальное профессиональное образование — к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);
  • 3) среднее профессиональное образование — к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена;
  • 4) высшее профессиональное образование — бакалавриат — к высшему образованию — бакалавриату;
  • 5) высшее профессиональное образование — подготовка специалиста или магистратура — к высшему образованию — специалитету или магистратуре;
  • 6) послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
  • 7) послевузовское профессиональное образование в ординатуре — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры;
  • 8) послевузовское профессиональное образование в форме ассистентуры-стажировки — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

2. Образовательные программы, реализующиеся в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, тождественны в части наименований образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом:

  • 1) основные общеобразовательные программы дошкольного образования — образовательным программам дошкольного образования;
  • 2) основные общеобразовательные программы начального общего образования — образовательным программам начального общего образования;
  • 3) основные общеобразовательные программы основного общего образования — образовательным программам основного общего образования;
  • 4) основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования — образовательным программам среднего общего образования;
  • 5) основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования — программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);
  • 6) основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования — программам подготовки специалистов среднего звена;
  • 7) основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования (программы бакалавриата) — программам бакалавриата;
  • 8) основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования (программы подготовки специалистов) — программам подготовки специалистов;
  • 9) основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования (программы магистратуры) — программам магистратуры;
  • 10) основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре (адъюнктуре) — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
  • 11) основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в ординатуре — программам ординатуры;
  • 12) основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в форме ассистентуры-стажировки — программам ассистентуры-стажировки;
  • 13) образовательные программы профессиональной подготовки — программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;
  • 14) дополнительные общеобразовательные программы — дополнительным общеобразовательным программам;
  • 15) дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств — дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств;
  • 16) дополнительные профессиональные образовательные программы — дополнительным профессиональным программам.

3. Обучающиеся, которые приняты на обучение по образовательным программам, не предусмотренным настоящим Федеральным законом (за исключением основных профессиональных образовательных программ послевузовского медицинского и фармацевтического образования в интернатуре), до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, считаются принятыми на обучение по образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом в соответствии с частью 2 настоящей статьи. На указанных обучающихся распространяются права и обязанности обучающихся по соответствующим образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

4. Реализация основных профессиональных образовательных программ послевузовского медицинского образования и фармацевтического образования в интернатуре осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» до истечения нормативных сроков освоения указанных образовательных программ лицами, принятыми на такое обучение. Прием в образовательные и научные организации на обучение по программам послевузовского медицинского и фармацевтического образования в интернатуре прекращается 1 сентября 2016 года.

5. Наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 июля 2016 года с учётом следующего:

  • 1) специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации;
  • 2) образовательные учреждения начального профессионального образования и образовательные учреждения среднего профессионального образования должны переименоваться в профессиональные образовательные организации;
  • 3) образовательные учреждения высшего профессионального образования должны переименоваться в образовательные организации высшего образования;
  • 4) образовательные учреждения дополнительного образования детей должны переименоваться в организации дополнительного образования;
  • 5) образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов должны переименоваться в организации дополнительного профессионального образования;
  • 6) специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы, должны переименоваться в общеобразовательные организации со специальным наименованием «специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением»;
  • 7) специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы и образовательные программы начального профессионального образования, должны переименоваться в профессиональные образовательные организации со специальным наименованием «специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением».

6. При переименовании образовательных организаций их тип указывается с учётом их организационно-правовой формы.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, осуществляют образовательную деятельность на основании лицензий на осуществление образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации (за исключением имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ), выданных им до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

8. Свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ являются недействующими со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

9. В целях приведения образовательной деятельности в соответствие с настоящим Федеральным законом ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются до 1 января 2017 года.

9.1. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и реорганизованной в форме присоединения к ней иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, временное свидетельство о государственной аккредитации переоформляется на свидетельство о государственной аккредитации на период до окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации, ранее выданного реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность.

10. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность с привлечением педагогических работников, должны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности до 1 января 2014 года. В случае неполучения до истечения указанного срока индивидуальными предпринимателями лицензий они обязаны прекратить осуществление образовательной деятельности с привлечением педагогических работников.

11. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в оклады (должностные оклады) по должностям научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования включаются размеры надбавок за ученые степени и по должностям, которые действовали до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с учётом требуемых по соответствующим должностям ученых степеней. В установленные на день вступления в силу настоящего Федерального закона оклады (должностные оклады) педагогических работников включается размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31 декабря 2012 года.

12. Положения части 3 статьи 88 настоящего Федерального закона не распространяются на образовательные отношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

13. До 1 января 2014 года:

  • 1) органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования осуществляют:
    • а) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных организациях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных организаций, расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, осуществляемых за счёт средств местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;
    • б) финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим основным общеобразовательным программам частных общеобразовательных организациях в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организаций;
  • 2) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в рамках решения вопросов местного значения в сфере образования осуществляют:
    • а) организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, указанных в пункте 1 настоящей части и отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
    • б) финансовое обеспечение получения детьми дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях в размере, необходимом для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами, установленными для муниципальных образовательных организаций.

14. До 1 января 2021 года предусмотренное статьёй 71 настоящего Федерального закона право приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний распространяется также на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 — 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах».

15. Лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации «дипломированный специалист», имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования.

16. Особенности правового регулирования отношений в сфере образования со дня образования в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя устанавливаются Федеральным законом «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

1. Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием сетевой формы реализации образовательных программ наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе.

Принят Государственной Думой 27 мая 2020 года

Одобрен Советом Федерации 2 июня 2020 года

1) в статье 46:

а) часть 1 дополнить словами «, если иное не установлено настоящим Федеральным законом»;

б) дополнить частями 3 — 5 следующего содержания:

«3. Лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения, допускаются к занятию педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам.

4. К занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется работодателем.

5. Порядок допуска лиц, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, к занятию педагогической деятельностью устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.»;

2) статью 108 дополнить частью 18 следующего содержания:

«18. На педагогических работников, принятых на работу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежащих аттестации и признанных аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности, не распространяется требование части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона о наличии среднего профессионального образования или высшего образования.».

Президент Российской Федерации В. Путин

1. Образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке:

  • среднее (полное) общее образование — к среднему общему образованию;
  • начальное профессиональное образование — к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);
  • среднее профессиональное образование — к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена;
  • высшее профессиональное образование — бакалавриат — к высшему образованию — бакалавриату;
  • высшее профессиональное образование — подготовка специалиста или магистратура — к высшему образованию — специалитету или магистратуре;
  • послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
  • послевузовское профессиональное образование в ординатуре — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры;
  • послевузовское профессиональное образование в форме ассистентуры-стажировки — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

2. Образовательные программы, реализующиеся в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, тождественны в части наименований образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом:

  • основные общеобразовательные программы дошкольного образования — образовательным программам дошкольного образования;
  • основные общеобразовательные программы начального общего образования — образовательным программам начального общего образования;
  • основные общеобразовательные программы основного общего образования — образовательным программам основного общего образования;
  • основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования — образовательным программам среднего общего образования;
  • основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования — программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);
  • основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования — программам подготовки специалистов среднего звена;
  • основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования (программы бакалавриата) — программам бакалавриата;
  • основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования (программы подготовки специалистов) — программам подготовки специалистов;
  • основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования (программы магистратуры) — программам магистратуры;
  • основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре (адъюнктуре) — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
  • основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в ординатуре — программам ординатуры;
  • основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в форме ассистентуры-стажировки — программам ассистентуры-стажировки;
  • образовательные программы профессиональной подготовки — программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;
  • дополнительные общеобразовательные программы — дополнительным общеобразовательным программам;
  • дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств — дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств;
  • дополнительные профессиональные образовательные программы — дополнительным профессиональным программам.

3. Обучающиеся, которые приняты на обучение по образовательным программам, не предусмотренным настоящим Федеральным законом (за исключением основных профессиональных образовательных программ послевузовского медицинского и фармацевтического образования в интернатуре), до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, считаются принятыми на обучение по образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом в соответствии с частью 2 настоящей статьи. На указанных обучающихся распространяются права и обязанности обучающихся по соответствующим образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

4. Реализация основных профессиональных образовательных программ послевузовского медицинского образования и фармацевтического образования в интернатуре осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» до истечения нормативных сроков освоения указанных образовательных программ лицами, принятыми на такое обучение. Прием в образовательные и научные организации на обучение по программам послевузовского медицинского и фармацевтического образования в интернатуре прекращается 1 сентября 2016 года.

5. Наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 июля 2016 года с учетом следующего:

  • специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации;
  • образовательные учреждения начального профессионального образования и образовательные учреждения среднего профессионального образования должны переименоваться в профессиональные образовательные организации;
  • образовательные учреждения высшего профессионального образования должны переименоваться в образовательные организации высшего образования;
  • образовательные учреждения дополнительного образования детей должны переименоваться в организации дополнительного образования;
  • образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов должны переименоваться в организации дополнительного профессионального образования;
  • специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы, должны переименоваться в общеобразовательные организации со специальным наименованием «специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением»;
  • специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы и образовательные программы начального профессионального образования, должны переименоваться в профессиональные образовательные организации со специальным наименованием «специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением».

6. При переименовании образовательных организаций их тип указывается с учетом их организационно-правовой формы.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, осуществляют образовательную деятельность на основании лицензий на осуществление образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации (за исключением имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ), выданных им до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

8. Свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ являются недействующими со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

9. В целях приведения образовательной деятельности в соответствие с настоящим Федеральным законом ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются до 1 января 2017 года.

9.1. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и реорганизованной в форме присоединения к ней иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, временное свидетельство о государственной аккредитации переоформляется на свидетельство о государственной аккредитации на период до окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации, ранее выданного реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность.

10. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность с привлечением педагогических работников, должны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности до 1 января 2014 года. В случае неполучения до истечения указанного срока индивидуальными предпринимателями лицензий они обязаны прекратить осуществление образовательной деятельности с привлечением педагогических работников.

11. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в оклады (должностные оклады) по должностям научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования включаются размеры надбавок за ученые степени и по должностям, которые действовали до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с учетом требуемых по соответствующим должностям ученых степеней. В установленные на день вступления в силу настоящего Федерального закона оклады (должностные оклады) педагогических работников включается размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31 декабря 2012 года.

12. Положения части 3 статьи 88 настоящего Федерального закона не распространяются на образовательные отношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

13. До 1 января 2014 года:

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования осуществляют:

  • обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных организациях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных организаций, расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, осуществляемых за счет средств местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;
  • финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим основным общеобразовательным программам частных общеобразовательных организациях в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организаций;

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в рамках решения вопросов местного значения в сфере образования осуществляют:

  • организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, указанных в пункте 1 настоящей части и отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • финансовое обеспечение получения детьми дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях в размере, необходимом для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами, установленными для муниципальных образовательных организаций.

14. До 1 января 2019 года предусмотренное статьей 71 настоящего Федерального закона право приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний распространяется также на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 — 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах».

15. Лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации «дипломированный специалист», имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования.

16. Особенности правового регулирования отношений в сфере образования со дня образования в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя устанавливаются Федеральным законом «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Законы и кодексы » Закон об образовании в РФ » Глава 15. Заключительные положения » Статья 108. Заключительные положения » Дело NАПЛ16-362.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 сентября 2016 г. N АПЛ16-362

История рассмотрения дела

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

членов коллегии Зайцева В.Ю., Меркулова В.П.,

при секретаре Г.

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Т. о признании частично недействующим приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 февраля 2014 г. N 112 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов» в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г. N 481 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации»

по апелляционной жалобе административного истца на решение Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2016 г., которым в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителя Министерства образования и науки Российской Федерации Ф., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (далее — Минобрнауки России) от 13 февраля 2014 г. N 112 (далее — Приказ N 112), зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 марта 2014 г., регистрационный номер 31540, и опубликованным 19 марта 2014 г. в «Российской газете», утвержден Порядок заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов (далее — Порядок). Абзац третий пункта 3 Порядка в первоначальной редакции предусматривал, что документы о высшем образовании и о квалификации (далее — дипломы) выдаются указанным в пункте 2 Порядка лицам, принятым на обучение по соответствующим образовательным программам как после вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об образовании , Федеральный закон ), так и до его вступления в силу (с учетом тождественности наименований образовательных программ, установленной частью 2 статьи 108 Федерального закона ) и освоившим образовательные программы высшего образования — программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) — вне зависимости от обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (далее — ФГОС ВО) или при их отсутствии.

Приказом Минобрнауки России от 12 мая 2014 г. N 481 (далее — Приказ N 481) утверждены изменения, которые внесены в некоторые приказы Минобрнауки России (далее — Изменения). Согласно подпункту 1 пункта 2 Изменений слова «вне зависимости от обучения в соответствии с ФГОС ВО или при их отсутствии» в абзаце третьем пункта 3 Порядка заменены словами «в случае обучения в соответствии с ФГОС ВО».

Т., полностью освоивший в 2015 г. образовательную программу послевузовского профессионального образования в соответствии с федеральными государственными требованиями по научной специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (менеджмент) (экономические науки), обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим Приказа N 112 в редакции Приказа N 481, фактически оспаривая абзац третий пункта 3 Порядка в редакции подпункта 1 пункта 2 Изменений в той части, которая исключает получение документа (диплома) об окончании аспирантуры государственного образца аспирантами, поступившими в учебное заведение до издания Федерального закона об образовании и успешно овладевшими программой обучения не в соответствии с ФГОС ВО. В обоснование заявленного требования указано, что оспариваемое предписание противоречит частям 2 и 3 статьи 108 Федерального закона и ограничивает его право и право других лиц, успешно освоивших после 1 сентября 2013 г. основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре, которые признаются тождественными программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, на получение документа государственного образца об окончании аспирантуры. По мнению административного истца, поступая в аспирантуру в 2011 г. и успешно окончив ее в 2015 г., он считается поступившим и окончившим аспирантуру по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, и, следовательно, ему должен быть выдан диплом об окончании аспирантуры, а не справка, которая им получена.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2016 г. в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе Т. просит решение отменить и вынести новое решение об удовлетворении его требования. Как указано в жалобе, при рассмотрении настоящего дела необходимо определить наличие или отсутствие нарушения прав обратившегося лица в совокупности с действующим законодательством, а не ограничиться установлением соответствия оспариваемого нормативного правового акта одному лишь закону. Суд первой инстанции не дал оценку тому обстоятельству, что возможность проведения государственной аттестации аспирантов, обучающихся по государственным требованиям, поступивших в аспирантуру до вступления в силу Федерального закона об образовании, не реализована, а соответственно, не зависит от воли аспирантов и находится вне поля их влияния. Суд не учел, что, исключив возможность получения документа об образовании всеми аспирантами без государственной аттестации (в том числе обучающимися по государственным требованиям) и не предусмотрев порядка прохождения государственной аттестации аспирантами, для которых ее проведение законодательством не урегулировано, Минобрнауки России нарушило конституционное право Т. на получение образования, так как он не знал и не мог знать, что до окончания им аспирантуры будет принят закон, который с учетом установленных Минобрнауки России правил исключит получение документа об образовании государственного образца, в связи с чем административный истец утратит свое право на получение образования. Кроме того, Т. ссылается на нерассмотрение судом заявленного им требования.

В поступивших возражениях Министерство юстиции Российской Федерации поддержало свою позицию о соответствии оспариваемого предписания действующему законодательству Российской Федерации, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства.

Т. и его представитель П. о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены, в суд не явились.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда не находит.

При рассмотрении дела суд первой инстанции правильно исходил из того, что Минобрнауки России, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, наделено федеральным законодателем, Правительством Российской Федерации компетенцией по установлению порядка заполнения, учета и выдачи документов об образовании, документов об образовании и о квалификации и их дубликатов ( часть 4 статьи 60 Федерального закона об образовании, пункт 1 , подпункт 5.2.39 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466), в связи с чем Приказы N 112 и 481 , утвердившие Порядок и Изменения в него, изданы Министерством в рамках предоставленных ему полномочий.

Как верно указано в обжалуемом судебном решении , общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом об образовании, вступившим в силу с 1 сентября 2013 г. и устанавливающим правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, а также определяющим правовое положение участников отношений в сфере образования (статья 1) .

Вывод суда о том, что документ об окончании аспирантуры (адъюнктуры) выдается лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), соответствует части 4 статьи 60 Федерального закона о выдаче документов об образовании и документов об образовании и о квалификации лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, и пункту 5 части 7 этой статьи, согласно которой высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), подтверждается дипломом об окончании аспирантуры (адъюнктуры).

При этом в силу части 4 статьи 59 Федерального закона государственная итоговая аттестация, представляющая собой итоговую аттестацию, завершающую освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта. В свою очередь, федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования , определены законодателем как основа объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения ( часть 2 статьи 11 Федерального закона ).

В статье 108 «Заключительные положения» Федерального закона об образовании закреплено, что основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре (адъюнктуре), которые реализовывались в Российской Федерации до дня вступления в силу Федерального закона , тождественны в части наименований программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), предусмотренным Федеральным законом (пункт 10 части 2) . Обучающиеся, которые приняты на обучение по образовательным программам, не предусмотренным Федеральным законом (за исключением основных профессиональных образовательных программ послевузовского медицинского и фармацевтического образования в интернатуре), до дня вступления в силу Федерального закона, считаются принятыми на обучение по образовательным программам, предусмотренным Федеральным законом в соответствии с частью 2 данной статьи. На указанных обучающихся распространяются права и обязанности обучающихся по соответствующим образовательным программам, предусмотренным Федеральным законом (часть 3) .

Проанализировав приведенные нормы, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) может быть выдан лицам, принятым на обучение по основным профессиональным образовательным программам послевузовского профессионального образования в аспирантуре (адъюнктуре) до 1 сентября 2013 г., лишь при успешном прохождении ими государственной итоговой аттестации.

Федеральными государственными образовательными стандартами, разрабатываемыми по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), предусмотрено прохождение государственной итоговой аттестации. В частности, пунктом 6.6 федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.06.01 Экономика (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 июля 2014 г. N 898, определено, что в Блок 4 «Государственная итоговая аттестация» входят подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена, а также представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации), оформленной в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Минобрнауки России.

В связи с изложенным, как правильно отмечено в обжалуемом решении, установленное в абзаце третьем пункта 3 Порядка, действующем в редакции подпункта 1 пункта 2 Изменений, предписание о выдаче дипломов лицам, принятым на обучение по соответствующим образовательным программам как после вступления в силу Федерального закона об образовании , так и до его вступления в силу и освоившим образовательные программы высшего образования — программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) — в случае обучения в соответствии с ФГОС ВО, принято Минобрнауки России в целях реализации требований закона и ему не противоречит.

Вывод суда об отсутствии какого-либо противоречия оспариваемого предписания частям 2 , 3 статьи 108 Федерального закона об образовании , на наличие которого ссылался Т. при обращении в Верховный Суд Российской Федерации с данным иском, полностью согласуется с содержанием этих норм.

Вопреки доводам апелляционной жалобы отсутствие в Приказе N 112 указываемого Т. нормативного правового регулирования не свидетельствует о его незаконности. Суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении заявленного требования, поскольку правовых норм большей юридической силы, которым бы не соответствовал абзац третий пункта 3 Порядка в действующей редакции, не имеется ( пункт 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При рассмотрении дела суд обоснованно принял во внимание то обстоятельство, что послевузовское профессиональное образование, получаемое в аспирантуре согласно утратившему силу с 1 сентября 2013 г. Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», не рассматривалось как получение высшего профессионального образования ( статьи 24 , 25 ) в отличие от действующего правового регулирования, исходя из которого обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров является получением высшего образования лицами, имеющими диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук ( часть 8 статьи 69 Федерального закона об образовании).

Несостоятельно утверждение административного истца в апелляционной жалобе о нерассмотрении судом первой инстанции заявленного им требования, так как оно не соответствует материалам дела, из которых следует, что предметом рассмотрения суда являлось требование, сформулированное Т. в просительной части иска.

Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь статьями 308 — 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *