Ст 110 ФЗ о несостоятельности

Ст 110 ФЗ о несостоятельности

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О несостоятельности (банкротстве)

Принят Государственной Думой 27 сентября 2002 года

Одобрен Советом Федерации 16 октября 2002 года

Глава I. Общие положения

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ)

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 01.12.2007 № 318-ФЗ)

3. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются настоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют несостоятельность (банкротство) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и содержатся в иных федеральных законах, могут применяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

31. Порядок выплаты компенсации работнику в случае утраты заработной платы, причитающейся работнику, но не выплаченной работодателем, являющимся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в отношении которых возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), устанавливается федеральным законом. (Пункт введен — Федеральный закон от 29.06.2015 № 186-ФЗ; вступает в силу с 1 января 2022 года)

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

5. К регулируемым настоящим Федеральным законом отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

6. Решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

При отсутствии международных договоров Российской Федерации решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

несостоятельность (банкротство) (далее также — банкротство) — признанная арбитражным судом или наступившая в результате завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей; (В редакции федеральных законов от 29.06.2015 № 186-ФЗ, от 31.07.2020 № 289-ФЗ)

должник — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом; (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 186-ФЗ)

денежное обязательство — обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию;

обязательные платежи — налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы;

руководитель должника — единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности;

кредиторы — лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору; (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 154-ФЗ)

конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, имеет обязательства по выплате компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации (компенсации сверх возмещения вреда, причиненного в результате разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения), вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия); (В редакции федеральных законов от 28.11.2011 № 337-ФЗ; от 23.06.2016 № 222-ФЗ)

уполномоченные органы — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

орган по контролю (надзору) — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих; (В редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 219-ФЗ)

регулирующий орган — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления;

санация — меры, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве;

наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

реструктуризация долгов гражданина — реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов; (Абзац введен — Федеральный закон от 29.06.2015 № 154-ФЗ)

реализация имущества гражданина — реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов и освобождения гражданина от долгов; (Абзац введен — Федеральный закон от 29.06.2015 № 154-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 289-ФЗ)

мировое соглашение — процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами;

представитель учредителей (участников) должника — председатель совета директоров (наблюдательного совета) или иного аналогичного коллегиального органа управления должника, либо лицо, избранное советом директоров (наблюдательным советом) или иным аналогичным коллегиальным органом управления должника, либо лицо, избранное учредителями (участниками) должника для представления их законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия — лицо, уполномоченное собственником имущества должника — унитарного предприятия на представление его законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

представитель комитета кредиторов — лицо, уполномоченное комитетом кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени комитета кредиторов;

представитель собрания кредиторов — лицо, уполномоченное собранием кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени собрания кредиторов;

арбитражный управляющий — гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих;

временный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

административный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с настоящим Федеральным законом;

внешний управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий;

конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий, или государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее — Агентство), осуществляющая указанные полномочия в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; (В редакции федеральных законов от 28.12.2013 № 410-ФЗ; от 23.06.2016 № 222-ФЗ)

финансовый управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина; (Абзац введен — Федеральный закон от 29.06.2015 № 154-ФЗ)

мораторий — приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей;

представитель работников должника — лицо, уполномоченное работниками, бывшими работниками должника представлять их законные интересы при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве; (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 186-ФЗ)

саморегулируемая организация арбитражных управляющих (далее также — саморегулируемая организация) — некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих;

национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее также — национальное объединение саморегулируемых организаций) — некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана саморегулируемыми организациями, объединяет в своем составе более чем пятьдесят процентов всех саморегулируемых организаций, сведения о которых включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, и целью деятельности которой является формирование согласованной позиции арбитражных управляющих по вопросам регулирования осуществляемой ими деятельности;

(Абзац введен — Федеральный закон от 28.04.2009 № 73-ФЗ; утратил силу — Федеральный закон от 29.07.2017 № 266-ФЗ)

вред, причиненный имущественным правам кредиторов, — уменьшение стоимости или размера имущества должника и (или) увеличение размера имущественных требований к должнику, а также иные последствия совершенных должником сделок или юридически значимых действий либо бездействия, приводящие к полной или частичной утрате возможности кредиторов получить удовлетворение своих требований по обязательствам должника за счет его имущества; (Абзац введен — Федеральный закон от 28.04.2009 № 73-ФЗ; в редакции Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ)

недостаточность имущества — превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника; (Абзац введен — Федеральный закон от 28.04.2009 № 73-ФЗ)

неплатежеспособность — прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное; (Абзац введен — Федеральный закон от 28.04.2009 № 73-ФЗ)

федеральные стандарты — федеральные стандарты профессиональной деятельности арбитражных управляющих и федеральные стандарты деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, разработанные национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, утвержденные регулирующим органом в соответствии с настоящим Федеральным законом и являющиеся обязательными для исполнения арбитражными управляющими и саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих. (Абзац введен — Федеральный закон от 27.07.2010 № 219-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 01.12.2014 № 405-ФЗ)

Для целей настоящего Федерального закона цифровая валюта признается имуществом. (Часть введена — Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ, вступает в силу с 1 января 2021 года)

(Статья в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ)

Статья 3. Признаки банкротства юридического лица

(Наименование в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 154-ФЗ)

1. (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 29.06.2015 № 154-ФЗ)

2. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 186-ФЗ)

3. Положение, предусмотренное пунктом 2 настоящей статьи, применяется, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 154-ФЗ)

Статья 4. Состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей

(Наименование в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 186-ФЗ)

1. Состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 186-ФЗ)

Состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления, определяются на дату введения первой проц

1. Для целей настоящего Федерального закона под предприятием должника понимается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности (далее также — предприятие).

2. Продажа предприятия может быть включена в план внешнего управления на основании решения органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих крупных сделок должника.

3. При продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, а также права на средства индивидуализации должника, его продукцию (работы, услуги) (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), другие принадлежащие должнику исключительные права, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам.

При продаже предприятия, осуществляемой в соответствии с настоящей статьей, денежные обязательства и обязательные платежи должника не включаются в состав предприятия, за исключением обязательств должника, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом и могут быть переданы покупателю предприятия в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

4. Продажа предприятия осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, путем проведения торгов в форме аукциона, за исключением имущества, продажа которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса.

Продажа предприятия осуществляется путем проведения открытых торгов, за исключением случая наличия в составе предприятия имущества, относящегося в соответствии с законодательством Российской Федерации к ограниченно оборотоспособному имуществу. В этом случае продажа предприятия осуществляется путем проведения закрытых торгов, в которых принимают участие только лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности или на ином вещном праве имущество, относящееся к ограниченно оборотоспособному имуществу.

В случае продажи объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации к обязательным условиям конкурса относятся также обязательства покупателей по соблюдению установленных в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ограничений права пользования данным объектом культурного наследия, требований к его сохранению, содержанию и использованию, обеспечению доступа к данному объекту культурного наследия, сохранению его облика и интерьера (если интерьер относится к предмету охраны), выполнение в отношении данного объекта требований охранного документа, соблюдение особого режима использования земель в границах охранной зоны данного объекта культурного наследия и заключение договора о выполнении указанных требований.

Конкурс по продаже предприятия, в состав которого входит объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации, проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества для продажи объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации путем проведения конкурса. Договор купли-продажи такого предприятия должен соответствовать требованиям к договору купли-продажи объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, установленным законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества.

В случае продажи объекта соглашения о государственно-частном партнерстве, объекта соглашения о муниципально-частном партнерстве обязательным условием конкурса является исполнение покупателем обязательств частного партнера, не исполненных им к моменту проведения конкурса, на основании данных о фактически исполненных частным партнером к моменту проведения конкурса обязательствах по соглашению о государственно-частном партнерстве, соглашению о муниципально-частном партнерстве. Участники конкурса по продаже объекта соглашения о государственно-частном партнерстве, объекта соглашения о муниципально-частном партнерстве должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и утвержденной для проведения конкурсов на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве конкурсной документации.

В случае, если объект соглашения о государственно-частном партнерстве, объект соглашения о муниципально-частном партнерстве не были проданы в порядке, установленном настоящей статьей, указанные объекты подлежат передаче в соответствии с настоящей статьей публичному партнеру, являющемуся стороной соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, при условии компенсации осуществленных в соответствии с прямым соглашением затрат частного партнера и (или) финансирующего лица, размер которой уменьшен на сумму убытков, причиненных публичному партнеру и третьим лицам в связи с неисполнением частным партнером своих обязательств.

5. Продажа предприятия осуществляется путем проведения аукциона в случае, если в отношении этого предприятия покупатель не должен выполнять какие-либо условия.

Выигравшим аукцион признается участник, предложивший наиболее высокую цену за продаваемое предприятие (далее — победитель аукциона).

Продажа предприятия осуществляется путем проведения конкурса в случае, если в отношении этого предприятия покупатель должен выполнять условия, установленные решением собрания кредиторов или комитета кредиторов в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — условия конкурса).

Выигравшим конкурс признается участник, предложивший наиболее высокую цену за продаваемое предприятие, при условии выполнения им условий конкурса (далее — победитель конкурса).

5.1. В течение тридцати рабочих дней с даты включения сведений о результатах инвентаризации имущества должника в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве конкурсный кредитор или уполномоченный орган, если размер требования конкурсного кредитора или размер требования уполномоченного органа превышает два процента общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, вправе направить внешнему управляющему требование о привлечении оценщика с указанием имущества, в отношении которого требуется оценка.

В течение двух месяцев с даты поступления такого требования внешний управляющий обязан обеспечить проведение оценки указанного имущества за счет имущества должника.

При недостаточности денежных средств должника для проведения оценки имущества по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа внешний управляющий уведомляет об этом лицо, заявившее соответствующее требование, в течение двух рабочих дней с даты его поступления. В данном случае оценка имущества должника проводится, если конкурсный кредитор или уполномоченный орган, заявившие требование о проведении оценки имущества, перечислит на счет должника денежные средства для оплаты услуг оценщика в размере их стоимости. По итогам продажи предприятия (имущества) должника указанные денежные средства подлежат возврату конкурсному кредитору или уполномоченному органу в очередности, установленной пунктом 2 статьи 134 настоящего Федерального закона.

Отчет об оценке имущества должника подлежит включению внешним управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение двух рабочих дней с даты поступления копии этого отчета в электронной форме.

Повторная оценка имущества должника, в отношении которого ранее было заявлено требование о проведении оценки в соответствии с настоящим пунктом, проводится в случае принятия на себя конкурсным кредитором или уполномоченным органом расходов на проведение такой оценки.

6. Начальная цена продажи предприятия определяется решением собрания кредиторов или комитета кредиторов с учетом рыночной стоимости имущества должника, определенной в соответствии с отчетом оценщика, в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с настоящим Федеральным законом.

7. При проведении торгов по продаже предприятия может использоваться закрытая форма представления предложений о цене предприятия (предложения о цене предприятия представляются одновременно с заявкой на участие в торгах и не подлежат разглашению до начала проведения торгов) или открытая форма представления предложений о цене предприятия (предложения о цене предприятия заявляются участниками торгов открыто в ходе проведения торгов).

Торги по продаже предприятия проводятся в электронной форме.

7.1. Внешний управляющий представляет собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения предложения о продаже предприятия должника, включающие в себя сведения о предприятии, его составе, характеристиках, о сроках его продажи, о форме торгов (аукцион или конкурс), об условиях конкурса (в случае, если продажа предприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса), о форме представления предложений о цене предприятия, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети «Интернет», где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже предприятия, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения.

Предложение о продаже предприятия должника представляется для утверждения собранию кредиторов или в комитет кредиторов после включения отчета об оценке имущества должника в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В случае, если в сроки, установленные планом внешнего управления, или в течение двух месяцев с даты представления внешним управляющим собранию кредиторов или в комитет кредиторов предложений о продаже предприятия должника (если планом внешнего управления сроки утверждения не установлены) собранием кредиторов или комитетом кредиторов не утверждены сведения о предприятии, о сроках его продажи, о форме торгов, об условиях конкурса (в случае, если продажа предприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса), о форме представления предложений о цене предприятия, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети «Интернет», где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже предприятия, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения, внешний управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении порядка, сроков и условий продажи предприятия должника.

Определение арбитражного суда об утверждении порядка, сроков и условий продажи предприятия должника может быть обжаловано.

Обжалование отчета об оценке, подготовленного в случае, предусмотренном пунктом 5.1 настоящей статьи, не является основанием для приостановления торгов.

8. В качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет предприятия должника. Указанная организация не должна являться заинтересованным лицом в отношении должника, кредиторов, внешнего управляющего.

Организатор торгов выполняет следующие функции:

опубликовывает и размещает сообщение о продаже предприятия и сообщение о результатах проведения торгов;

принимает заявки на участие в торгах, предложения о цене предприятия;

заключает с заявителями договоры о задатке;

определяет участников торгов;

осуществляет проведение торгов в случае использования открытой формы представления предложений о цене предприятия;

определяет победителя торгов и подписывает протокол о результатах проведения торгов;

уведомляет заявителей и участников торгов о результатах проведения торгов.

Размер задатка для участия в торгах устанавливается внешним управляющим и не должен превышать двадцать процентов начальной цены продажи предприятия.

Срок представления заявок на участие в торгах должен составлять не менее чем двадцать пять рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов.

9. Не позднее чем за тридцать дней до даты проведения торгов их организатор обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, и в печатном органе по месту нахождения должника.

10. В сообщении о продаже предприятия должны содержаться:

сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием;

сведения о форме проведения торгов и форме представления предложений о цене предприятия;

требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги;

условия конкурса в случае проведения торгов в форме конкурса;

порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия (даты и время начала и окончания представления указанных заявок и предложений. В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием открытой формы представления предложений о цене предприятия время окончания представления предложений не указывается);

порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению;

размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток;

начальная цена продажи предприятия;

величина повышения начальной цены продажи предприятия («шаг аукциона») в случае использования открытой формы подачи предложений о цене предприятия;

порядок и критерии выявления победителя торгов;

дата, время и место подведения результатов торгов;

абзац утратил силу;

порядок и срок заключения договора купли-продажи предприятия;

сроки платежей, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи;

сведения об организаторе торгов, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона.

При подготовке к проведению торгов по продаже предприятия организатор торгов осуществляет прием заявок на участие в торгах и предложений участников торгов о цене предприятия, а также заключает договоры о задатке.

Проект договора купли-продажи предприятия и подписанный электронной подписью организатора торгов договор о задатке подлежат размещению на электронной площадке и включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве без опубликования в официальном издании.

11. Заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа.

Заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения:

наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица);

фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица);

номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя.

Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.

В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием закрытой формы представления предложений о цене предприятия заявка на участие в торгах может содержать предложение о цене предприятия, не подлежащее разглашению до начала проведения торгов.

К заявке на участие в торгах должны прилагаться копии следующих документов:

выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.

В случае проведения закрытых торгов к заявке на участие в торгах должны прилагаться документы, подтверждающие соответствие заявителя требованиям к участнику торгов, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении ограниченно оборотоспособного имущества и указанным в сообщении о проведении торгов.

При проведении конкурса заявка на участие в торгах должна содержать обязательство заявителя исполнять условия конкурса.

Представленная организатору торгов заявка на участие в торгах подлежит регистрации в журнале заявок на участие в торгах с указанием порядкового номера, даты и точного времени ее представления.

Подтверждение регистрации представленной заявки на участие в торгах также направляется заявителю в форме электронного документа в день регистрации такой заявки на указанный в ней адрес электронной почты заявителя.

Документы, прилагаемые к заявке, представляются в форме электронных документов, подписанных электронной подписью заявителя.

Организатор торгов обязан обеспечить конфиденциальность сведений и предложений, содержащихся в представленных заявках на участие в торгах, или предложений о цене предприятия до начала торгов либо до момента открытия доступа к представленным в форме электронных документов заявкам на участие в торгах.

Заявитель вправе изменить или отозвать свою заявку на участие в торгах в любое время до окончания срока представления заявок на участие в торгах.

12. Решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.

Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:

заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов;

представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;

поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.

Организатор торгов уведомляет всех заявителей о результатах рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и признании или непризнании

Главная страница Правовые основы ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (с изменениями и дополнениями)
Справка к документу

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ»О несостоятельности (банкротстве)»

Принят Государственной Думой 27 сентября 2002 года

Одобрен Советом Федерации 16 октября 2002 года

Глава I. Общие положения

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

3. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются настоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют несостоятельность (банкротство) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и содержатся в иных федеральных законах, могут применяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

5. К регулируемым настоящим Федеральным законом отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

6. Решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

При отсутствии международных договоров Российской Федерации решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

несостоятельность (банкротство) (далее также — банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

должник — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом;

денежное обязательство — обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию;

обязательные платежи — налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы;

руководитель должника — единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности;

кредиторы — лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;

конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, имеет обязательства по выплате компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации (компенсации сверх возмещения вреда, причиненного в результате разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения), вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия);

уполномоченные органы — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

орган по контролю (надзору) — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

регулирующий орган — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления;

санация — меры, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве;

наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

реструктуризация долгов гражданина — реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов;

реализация имущества гражданина — реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

мировое соглашение — процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами;

представитель учредителей (участников) должника — председатель совета директоров (наблюдательного совета) или иного аналогичного коллегиального органа управления должника, либо лицо, избранное советом директоров (наблюдательным советом) или иным аналогичным коллегиальным органом управления должника, либо лицо, избранное учредителями (участниками) должника для представления их законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия — лицо, уполномоченное собственником имущества должника — унитарного предприятия на представление его законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

представитель комитета кредиторов — лицо, уполномоченное комитетом кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени комитета кредиторов;

представитель собрания кредиторов — лицо, уполномоченное собранием кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени собрания кредиторов;

арбитражный управляющий — гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих;

временный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

административный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с настоящим Федеральным законом;

внешний управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий;

конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий, или государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее — Агентство), осуществляющая указанные полномочия в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;

финансовый управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина;

мораторий — приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей;

представитель работников должника — лицо, уполномоченное работниками, бывшими работниками должника представлять их законные интересы при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

саморегулируемая организация арбитражных управляющих (далее также — саморегулируемая организация) — некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих;

национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее также — национальное объединение саморегулируемых организаций) — некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана саморегулируемыми организациями, объединяет в своем составе более чем пятьдесят процентов всех саморегулируемых организаций, сведения о которых включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, и целью деятельности которой является формирование согласованной позиции арбитражных управляющих по вопросам регулирования осуществляемой ими деятельности;

абзац утратил силу с 30 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 266-ФЗ

вред, причиненный имущественным правам кредиторов, — уменьшение стоимости или размера имущества должника и (или) увеличение размера имущественных требований к должнику, а также иные последствия совершенных должником сделок или юридически значимых действий либо бездействия, приводящие к полной или частичной утрате возможности кредиторов получить удовлетворение своих требований по обязательствам должника за счет его имущества;

недостаточность имущества — превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника;

неплатежеспособность — прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное;

федеральные стандарты — федеральные стандарты профессиональной деятельности арбитражных управляющих и федеральные стандарты деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, разработанные национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, утвержденные регулирующим органом в соответствии с настоящим Федеральным законом и являющиеся обязательными для исполнения арбитражными управляющими и саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих.

Статья 3. Признаки банкротства юридического лица

1. Утратил силу с 1 октября 2015 г.

2. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

3. Положение, предусмотренное пунктом 2 настоящей статьи, применяется, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей

1. Состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления, определяются на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве.

Абзац третий утратил силу.

Состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей, выраженных в иностранной валюте, определяются в рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

В целях участия в деле о банкротстве учитываются требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых не наступил на дату введения наблюдения.

Последняя редакция законодательства о банкротстве теперь содержит статью 110, которая регламентирует процедуру продажи компании должника как имущественного комплекса на стадии внешнего управления.

Структура и содержание

Ст. 110 освещает перечень вопросов, которые связаны с продажей предприятия как имущественного комплекса на стадии внешнего управления. В связи с важностью и многоаспектностью затрагиваемой темы статья является достаточно объемной и состоит из 20 пунктов.

В ней затрагиваются вопросы проведения оценки предприятия, определения порядка и организации торгов, возможные формы торгов, требования к участникам и представленным ими заявкам, порядок проведения торгов, требования к выбору победителю, заключаемому контракту по итогам и пр.

Сущность данной статьи сводится к тому, что она позволяет продать активы должника еще на этапе внешнего управления, не дожидаясь, пока в отношении него будет введена последняя стадия банкротства – этап конкурсного производства. Мера по продаже предприятия должника для недопущения его ликвидации является достаточно действенной и распространенной.

Для продажи обычно требуется заручиться поддержкой собственников, так как это крупная сделка.

С полным текстом ст. 110 можно ознакомиться .

Согласно законодательству, изменение владельца предприятия совсем не означает, что оно прекратит свою деятельность, а все сотрудники будут уволены. Между тем новые собственники по объективным основаниям могут предпочесть сменить старый руководящий состав: руководителя и бухгалтера.

Правила и порядок продажи предприятия должника

Продажа предприятия должна проводиться в рамках внешнего управления, и сделка требует обязательного согласия собственников или управляющего органа компании на основании п.2 ст. 110 127-ФЗ.

В первом пункте сказано, что под термином «предприятие» в данном случае понимается определенный имущественный комплекс, который используется в производственной деятельности. Состав предприятия складывается на основании положений ст. 132 Гражданского кодекса и п. 3 ст. 110 127-ФЗ. Сюда включаются земля, инвентарь, помещение, оборудование, сооружения, строения, сырье, произведенная продукция и пр. Все они подлежат отчуждению при продаже предприятия как имущественного комплекса.

Совместно с предприятием допускается продажа товарного знака (коммерческого наименования), права требования и обязательства. К финансовым обязательствам в данном случае можно отнести денежные ресурсы и иные обязательства, которые сформировались после начала процесса банкротства. Не подлежат передаче права и обязанности, которые по нормам закона не могут перейти к другим лицам.

В случае продажи предприятия по нормам п. 3 ст. 110 127-ФЗ денежные обязательства компании-должника и ее обязательные платежи не подлежат включению в состав предприятия. Но по договоренности между сторонами долги предприятия, которые образовались у него после принятия заявления на банкротство, допускается передать покупателю.

За организацию торгов в данном случае может отвечать внешний управляющий или специализированная компания, услуги которой оплачиваются должником. Организатор не должен быть заинтересованным лицом по отношению к должнику, кредиторам или управляющему.

Форма проведения торгов при продаже предприятия

В пп. 4-9 ст. 110 127-ФЗ регламентируются торги и правила назначения минимальной цены за предприятие.

В п. 4 ст. 110 указано, что продажа предприятия по умолчанию происходит через торговые процедуры в виде аукциона кроме того имущества, которое реализуется через конкурс по нормам законодательства. Продажа предприятия может происходить через закрытые торги, в которых участвуют только лица, имеющие в собственности имущество из ограниченной оборотоспособности.

В ситуациях, в которых имущество не относится к объектам ограниченной оборотоспособности, назначается открытый аукцион, в котором вправе участвовать все заинтересованные лица.

Выбор способа продажи предприятия производится с учетом положений п. 5 ст. 110 127-ФЗ:

  1. Аукцион стоит выбрать, если победитель закупки не должен предпринимать никаких дополнительных действий по отношению к предприятию. Победителем становится участник, который смог предложить наиболее высокую цену.
  2. Продажа предприятия происходит через проведение конкурса в том случае, если победителю нужно выполнить ряд дополнительных условий, предложенных собранием кредиторов. Победителем станет участник, предложивший наиболее выгодную стоимость за предприятие и при выполнении им особых условий.

Указанная статья содержит регламент проведения торгов в отношении предприятия на стадии банкротства. Так, согласно п. 17 ст. 110 127-ФЗ, предприятие должно продаваться в ходе открытых торгов с численностью подавших заявку участников не менее двух человек.

Особенности продажи объекта культурного наследия

В ст. 110 дополнительно оговариваются особенности продажи объектов культурного наследия (исторических памятников и культурных объектов).

Здесь налагаются обязательства на покупателей по соблюдению требований 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия», в частности, ограничение права пользования, обеспечение сохранности, содержание и использование, сохранение облика и интерьера и пр.

Продажа объектов культурного наследия производится через конкурс в порядке, установленном законодательством о приватизации государственного и муниципального имущества. Также договор купли-продажи такого предприятия должен соответствовать требованиям законодательства о приватизации.

Особенности продажи объекта соглашения о государственно-частном партнерстве

При продаже объекта соглашения о государственно-частном партнерстве обязательным условием, которое должен исполнить победитель конкурса, является исполнение обязательств частного партнера, которые не были исполнены им к моменту проведения конкурса. Также, участники должны соответствовать требованиям законодательства о государственно-частном партнерстве.

В случае если торговые мероприятия не привели к успеху, то объекты передаются публичному партнеру, который является стороной соглашения о партнерстве при условии компенсации, согласно прямому соглашению затрат частного партнера или финансирующего лица.

Порядок проведения оценки имущества должника

Согласно положениям п. 5.1 ст. 110 127-ФЗ, управляющий обязан провести инвентаризацию и оценку предприятия. Сведения по результатам оценки подлежат включению в ЕФРСБ, и с ними могут ознакомиться все желающие.

В случае если требования конкурсного кредитора или уполномоченных органов превышают 2% от общей суммы требований из реестра, то они вправе потребовать от внешнего управляющего привлечь независимого оценщика. В подаваемом требовании о привлечении оценщика должно быть указано имущество, в отношении которого нужна оценка.

В течение 2 месяцев после поступления указанного требования управляющий обязан провести оценку имущества. Оценку должен производить независимый оценщик, который входит в СРО. Он оказывает данные услуги на платной основе.

По умолчанию оплата за проведение оценочных мероприятий производится из средств компании-должника. Но в случае когда на счетах должника отсутствует необходимая сумма для оплаты услуг оценщика, порядок действий будет следующим:

  1. Управляющий уведомляет о недостаточности средств лицо (конкурсного кредитора или уполномоченный орган), которое инициировало процедуру проведения оценки имущества, в течение 2 рабочих дней.
  2. Если инициатор перечислит на счет должника сумму для проведения оценочных мероприятий, то оценка будет произведена.
  3. По итогам продажи предприятия денежные средства возвращается конкурсному кредитору или уполномоченному органу с учетом установленной очередности по п. 2 ст. 134 127-ФЗ.

Подготовленная оценщиком отчетность подлежит включению управляющим в реестр в течение 2 дней после того, как ему передали электронный формат отчета.

Если заинтересованные лица выразили свое несогласие с результатами оценки, то повторные оценочные мероприятия проводятся при их полной оплате из средств конкурсного кредитора и уполномоченного органа.

Решение о назначении минимальной цены предприятия принимается собранием (комитетом) кредиторов. Оценка должна быть основана на среднерыночной стоимости или на отчетности оценщика по п. 6 ст. 110 127-ФЗ.

Порядок представления предложений о покупке предприятия

Следующий этап после проведения оценки предприятия – предоставление управляющим предложения о порядке продажи для утверждения собранию кредиторов. Они, в свою очередь, вправе утвердить иной порядок, который отличается от предложенного управляющим. Порядок должен иметь целью привлечение как можно большего числа участников к торгам, что позволит продать предприятие по максимально приближенной к рыночной цене.

Кредиторы, на которых приходится более 20% в общем объеме долговых обязательств, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством о принятии альтернативного порядка продажи предприятия.

Как минимум за 30 дней до проведения торгов организатор обязан опубликовать сообщения о продаже предприятия в ФРСБ в порядке, который содержится в ст. 28. В нем должны содержаться:

  • сведения о реализуемом предприятии, его характеристики и описание;
  • сведения о форме проведения торгов и представления предложений по цене;
  • требования к участникам торгов при закрытых торгах;
  • требования конкурса;
  • порядок оформления участия в торгах;
  • размер задатка, сроки и порядок его внесения;
  • начальная цена продажи предприятия;
  • критерии выбора победителя;
  • сроки платежей;
  • данные об организаторе торгах и его контакты;
  • прочие сведения.

Требования к заявкам на участие

Перечень документов, которые прилагаются вместе с заявкой на участие в торгах, прописан в п. 11 ст. 110 127-ФЗ «О несостоятельности».

Участие в закупке предполагает внесение обеспечительной меры в виде задатка. Он возвращается в установленные сроки всем участникам торгов, чье предложение не позволило победить в торгах. При уклонении победителя от подписания договора задаток ему не возвращается.

Заявка на участие в торгах по п. 11 ст. 110 127-ФЗ оформляется в электронном виде. Она готовится в произвольной форме и должна содержать следующие сведения, которые прописаны в сообщении о проведении торгов:

  1. Наименование, форма собственности, фактический и юридический адреса заявителя (если он имеет статус юридического лица).
  2. ФИО, паспортные сведения, адрес проживания (при подаче заявления физлицом).
  3. Контактные сведения: номера телефона и адрес электронной почты заявителя.

Заявка на участие в торгах в закрытой форме содержит также предложение о цене контракта, которая не подлежит разглашению до начала процедуры торгов. Она должна содержать сведения:

  1. О наличии или отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к компании-должнику, кредитору, внешнему управляющему.
  2. Данные о наличии сведений о доле в уставном капитале заявителя управляющего, СРО управляющих, из состава которых выбран управляющий.

К поступившей заявке на участие в торгах прилагаются следующие документы:

  1. Выписка из ЕГРЮЛ или выписка из ЕГРИП для предпринимателей.
  2. Документы, которые удостоверяют личность для физлица.
  3. Заверенный нотариально перевод на русский язык документов о госрегистрации в качестве ИП или юрлица по правовым нормам иностранного государства.
  4. Документы, подтверждающие право участника на покупку предприятия с ограниченной оборотоспособностью (они определяются собранием кредиторов).
  5. Обязательства исполнителя выполнить условия конкурса.

При передаче указанных документов в электронном виде они вместе с самой заявкой подписываются ЭЦП. Стоит отметить, что перечисленный перечень документов является исчерпывающим и от заявителя не допускается требовать иные документы.

Заявка на участие в торгах подлежит регистрации в специальном журнале регистрации заявок с указанием порядкового номера, даты и времени представления. О том, что заявка была зарегистрирована, заявителя нужно уведомить по электронной почте.

Непосредственный организатор торгов должен обеспечить конфиденциальность сведений из заявок.

За заявителем закреплено право отзыва заявки в любой момент до открытия к ней доступа в ходе торгов. Никаких правовых последствий это иметь не будет.

Решение организатора о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения заявок и оформляется протоколом определения участников. К таким относят тех заявителей, которые предоставили все необходимые документы и полностью соответствующие требованиям законодательства.

Заявителям могут отказать в участии по следующим причинам:

  1. Заявка на участие не соответствует требованиям.
  2. Документы не соответствуют требованиям или недостоверны.
  3. Отсутствует задаток.

Организатор торгов обязан уведомить заявителей о результатах рассмотрения заявок на участие в торгах, предоставленных ими в бумажной или электронной форме. Уведомление может иметь форму копии протокола.

Решение об отказе заявителя в участии в торгах допускается обжаловать.

Порядок и организация проведения торгов

К полномочиям кредиторского собрания относится и определение порядка проведения торгов. Предприятие может быть выставлено на аукцион неограниченное количество раз.

Согласно п. 13 ст. 110 127-ФЗ, в процессе проведения торгов в открытой форме организатору следует провести аукцион, при котором участниками подаются предложения по цене предприятия. Они предполагают повышение начальной цены продажи предприятия на установленный «шаг аукциона». Он прописывается в диапазоне от 5 до 10% от стоимости имущества.

В ситуации, когда до третьего объявления последнего ценового предложения ни одним из участников не было сделано нового, победителем становится участник, который сделал последнее предложение.

При проведении торгов в закрытой форме предложения по цене предоставляются участниками до указанного в сообщении о проведении торгов времени. В назначенный день организатор оглашает все предложения и определяет победителя. Если несколько участников выступили с одинаковыми предложениями, то побеждает тот, который представил свою заявку раньше.

В случае если на участие в аукционе поступило менее 2 заявок, то он признается несостоявшимся, и предприятие может быть выставлено на торги повторно. Если в ходе вторичных торгов реализовать имущество также не удалось, то может быть назначен третий аукцион. Его ключевая особенность состоит в наличии права у внешнего управляющего на снижение стартовой цены по своему усмотрению (на 10% начальной цены контракта).

Основное условие состоит в том, что предложенная управляющим начальная стоимость не может быть ниже минимального значения, которое было определено ранее. После того, как и третий аукцион был проведен неуспешно и не привел к продаже предприятия, собирается совет директоров компании для принятия решения об изменении порядка продажи предприятия.

В частности, представители совета директоров наделены правом подготовки публичного торгового предложения. По такой схеме предприятие продается тому, кто в течение месяца предложит максимальную цену за него.

При проведении торгов по продаже имущества в электронной форме управляющему необходимо подписать договор с оператором специализированной электронной площадки (согласно п. 20 ст. 110 127-ФЗ). Оператору следует заключить с заявителями договор о задатке.

Определение победителя и подписание договора

В установленный день по п. 15 ст. 110 организатор торгов должен определить победителя и оформить результаты в виде протокола. В нем следует прописать следующие сведения:

  1. Наименование и местонахождение юридического лица, ФИО и местожительства для каждого участника торгов.
  2. Ценовые предложения, которые поступили от каждого участника.
  3. Результаты рассмотрения предложений по цене предприятия.
  4. Указание на победителя торгов.
  5. Обоснование решения о признании данного участника победителем.

После подписания данного итогового протокола не позднее следующего дня участников торгов нужно ознакомиться с его копией.

Сообщения по результатам торгов публикуется в открытом доступе в течение 15 рабочих дней после подписания протокола. В течение 5 рабочих дней после подписания протокола управляющий обязан направить победителю проект договора для ознакомления. Эти сроки прописаны в п. 16 ст. 110. У победителя есть пять дней на подписание такого договора. В случае его уклонения организатор может предложить заключить договор с участником, который стал вторым, с точки зрения выгодности предложения.

Если в торгах принял участие только один заявитель, торги признаются недействительными, но управляющий вправе подписать договор с единственным участником.

Договор купли-продажи предприятия, который заключается управляющим, подписывается с учетом п. 19 ст. 110. Обязательными условиями такого договора становятся:

  1. Данные о предприятии, его составе, важнейших характеристиках, его описание.
  2. Цена продажи предприятия.
  3. Порядок и сроки для передачи предприятия покупателю.
  4. Условия покупки предприятия (при закупках посредством конкурса) и оформленное письменное обязательство по исполнению указанных условий.
  5. Сведения о наличии или отсутствии обременений в отношении предприятия.
  6. Прочие условия.

Передача предприятия производится через передаточный акт, который подписывается сторонами.

Денежные средства, вырученные от продажи предприятия должника, включаются в состав его имущества.

По условиям проведения торгов их победитель обязан в течение месяца внести плату за приобретенное им имущество. После чего подписывается договор и переоформляются права стоимости (путем внесения изменения в ЕГРЮЛ).

Таким образом, ст. 110 127-ФЗ останавливается на требованиях к процедуре продажи предприятия как меры по восстановлению платежеспособности компании на этапе внешнего управления. Под предприятием в данном случае понимается определенный имущественный комплекс, который создан для осуществления предпринимательской деятельности.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Светлана Асадова Эксперт в сфере права и финансов Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *