Ст 45 закон о банкротстве

Ст 45 закон о банкротстве

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»:

Статья 57. Основания для прекращения производства по делу о банкротстве

1. Арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае:

восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления;

восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;

заключения мирового соглашения;

признания в ходе наблюдения необоснованными требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве, при отсутствии заявленных и признанных в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иных соответствующих положениям статьи 6 настоящего Федерального закона требований кредиторов;

отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или требования о признании должника банкротом;

удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве;

отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему;

в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.

2. В случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, применяются последствия прекращения производства по делу о банкротстве, установленные статьей 56 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

документа: Закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ

Содержание

Комментарии к статье 57 закона о банкротстве, судебная практика применения

Разъяснения Пленума ВАС РФ, ВС РФ:

В п. 11-13 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 53) содержатся следующие разъяснения:

Отказ от требования о признании должника банкротом при наличии и отсутствии других заявлений — прекращение производства по заявлению и по делу

Если до принятия судом определения по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом заявитель (в том числе сам должник) откажется от своего требования о признании должника банкротом (часть 2 статьи 49 АПК РФ), то при наличии других заявлений о признании должника банкротом суд прекращает производство по заявлению, от которого заявитель отказался, применительно к пункту 4 части 1 статьи 150 АПК РФ, а при отсутствии других заявлений — прекращает производство по делу о банкротстве на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.

В таких случаях повторное обращение того же кредитора в суд с заявлением о признании должника банкротом по тем же основаниям не допускается (часть 3 статьи 151 АПК РФ). Однако в случае введения процедуры банкротства по заявлению другого лица о признании должника банкротом упомянутый кредитор вправе обратиться с заявлением об установлении в деле о банкротстве своего требования, на котором было основано заявление о признании должника банкротом.

Отказ от требования после принятия определения о его обоснованности. Основания для прекращения производства по делу

Отказ лица, обратившегося с заявлением о признании должника банкротом, от своего требования о признании должника банкротом, поступивший в суд после принятия определения по результатам рассмотрения его обоснованности, не принимается судом применительно к части 5 статьи 49 АПК РФ.

Однако следует иметь в виду, что в силу абзаца шестого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований. По смыслу этой нормы в процедуре наблюдения прекращение производства по делу по данному основанию возможно только после истечения срока для заявления требований (пункт 1 статьи 71 Закона). Если к моменту рассмотрения судом в ходе любой процедуры банкротства вопроса о прекращении производства по делу по рассматриваемому основанию имеются предъявленные, но еще не рассмотренные требования, то для применения данного основания достаточно отказа от требований всех кредиторов, уже включенных в реестр, и не требуется отказа от заявленных, но не включенных в реестр требований. По общему правилу для применения абзаца шестого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве достаточно отказа только кредиторов, срок исполнения обязательств перед которыми наступил на дату рассмотрения судом вопроса о прекращении производства по делу; однако если будет установлено, что должник с учетом его текущего финансового состояния и разумных прогнозов его развития заведомо неспособен будет расплатиться по всем своим, в том числе непросроченным, обязательствам, то суд в отсутствие отказа включенных в реестр кредиторов, срок исполнения обязательств перед которыми еще не наступил, на основании части 5 статьи 49 АПК РФ не принимает отказ кредиторов с наступившим сроком исполнения от своих требований.

Разъяснения, содержащиеся в предыдущем абзаце, применяются также при прекращении производства по делу на основании абзаца седьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве. Кроме того, для прекращения производства по делу по данному основанию необходимо, чтобы требования кредиторов были погашены только в части, включенной в реестр; не требуется погашения процентов, предусмотренных пунктом 2 статьи 81, пунктом 2 статьи 95 и пунктом 2.1 статьи 126 Закона о банкротстве, и текущих платежей.

Прекращение производства по делу при заключении мирового соглашения

Обратившееся с заявлением о признании должника банкротом лицо и должник вправе до принятия определения по результатам проверки обоснованности этого заявления заключить мировое соглашение по правилам главы 15 АПК РФ. В случае утверждения судом такого мирового соглашения суд при отсутствии других заявлений о признании должника банкротом прекращает производство по делу о банкротстве в соответствии с частью 2 статьи 150 АПК РФ, а при наличии других таких заявлений прекращает производство по заявлению, по которому заключено мировое соглашение, применительно к части 2 статьи 150 АПК РФ. В таких случаях тот же заявитель вправе вновь обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом на основании требований, установленных мировым соглашением.

Оставление заявление о признании должника банкротом без рассмотрения при повторной неявке в судебное заседание

В силу пункта 9 части 1 статьи 148 АПК РФ, если обратившееся с заявлением о признании должника банкротом лицо повторно не явилось в судебное заседание по рассмотрению обоснованности его заявления, в том числе по вызову суда, и не заявило ходатайство о рассмотрении обоснованности его заявления в его отсутствие или об отложении судебного разбирательства, а должник не требует рассмотрения дела по существу, суд оставляет это заявление без рассмотрения. Указанная норма применяется и при рассмотрении требований кредиторов в порядке статей 71 или 100 Закона о банкротстве, а также при рассмотрении иных заявлений, жалоб или ходатайств при отсутствии возражений всех непосредственных участников обособленного спора.

Банкротство – это установленная судебным органом неспособность должника погасить финансовые обязательства перед кредиторами, включая денежные обязательства, выплату пособий, оплату труда работников, уплату налогов, сборов, платежей в пенсионный и страховые фонды. Банкротство устанавливается в процессе арбитражного судопроизводства. Должником могут выступать, юридические лица и граждане, обладающие и не обладающие статусом ИП. Отношения субъектов гражданско-правовых обязательств в рамках банкротства регулируются ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ. Прекращение производства по делу о банкротстве предполагает восстановление должника в своих правах относительно имущества.

Основания прекращения процесса банкротства

Основания для прекращения банкротного производства регламентированы ст. 57 регулирующего закона. К ним относятся:- восстановление платежеспособности должника.

Данное основание относится к стадиям финансового оздоровления и внешнего управления;- заключение участниками процесса мирового соглашения;- погашение денежных обязательств перед кредиторами, включенными в реестр;- установление факта необоснованности требований кредитора – заявителя о банкротстве лица;- отказ кредиторов от притязаний по обязательствам должника,- недостаточность средств на погашение судебных расходов, а также на оплату вознаграждения назначенного судом управляющего и другие.Следует отметить, что данная статья носит диспозитивный характер, позволяя дополнить перечень оснований иным законодательством, регулирующим вопросы несостоятельности.

Так, ст. 125 указанного закона содержит еще одно основание прекращения процесса банкротства, а именно: оплату финансовых требований к должнику в стадии конкурсного производства третьими лицами.

Причины прекращения производства по делу о банкротстве

Финансовый вопрос
  • Прекратить производство, открытое в рамках дела о банкротстве суд может только после получения отчетной документации, сопутствующей проведению конкурсного производства.
  • Одним из оснований такого прекращения служит отсутствие денежные средств, которые могут быть использованы для совершения правосудия и выплаты суммы вознаграждения, причитающейся арбитражному управляющему.
  • Прекратить производство можно только тогда, когда его фактическое завершение требует проведения дополнительных процедур, влекущих ряд расходов, средства на которые отсутствуют.
  • В итоге, несогласие кредиторов на финансирование процедур, связанных с банкротством, влечет невозможность и нецелесообразность дальнейшего выполнения мер, установленных конкурсным производством, что влечет прекращение производства.
  • Помимо прочего, со стороны законодателя не запрещено досрочное завершение конкурсного производства на основании полного достижения поставленных производством целей или же вследствие полной бесперспективности дальнейшей работы.
  • Полным нивелированием процессуальных решений грозит прекращение производства по завершению процедур, связанных с банкротством.
Ходатайство Ходатайство является тем документом, который передается в суд заинтересованной стороной и преследует целью назначение и проведение судом определенного действия. На основании такого документа должник вправе осуществить попытку предотвращения процедуры банкротства, для чего потребуются веские основания. В том случае, если само ходатайство исходит от арбитражного управляющего, в нем он должен сослаться на данные отчета и доказательства, подтверждающие невозможность признания должника банкротом. Таким доказательством могут послужить документы, подтверждающие факт полного удовлетворения требований имеющегося состава кредиторов.Выполнение обязательств должником относится к перечню оснований прекращения производства, что указано в ст. 53 ФЗ.Ходатайства могут исходить и от кредиторов. В нем кредиторы могут заявить о необходимости прекращения производства ввиду изучения данных, предоставленные в отчете управляющего, что определено ст. 118 ФЗ.Заявитель также наделен правом ходатайства о прекращении производства.Вместе с ним он обязан предоставить:

  • отчетную документацию управляющего;
  • документ, удостоверяющий регистрацию предприятия;
  • документ, обосновывающий право на обращение в органы правосудия;
  • протокол кредиторского собрания;
  • требования, предъявленные кредиторами, в реестре.
Мировое соглашение
  • Производство может быть прекращено на любой из стадий судебного процесса, в случае подписания должником и кредитором мирового соглашения.
  • В качестве основания такого соглашения выступают взаимные уступки сторон, предпринятые с целью прекращения спора. Фактически, мировое соглашение представляет собой одну из возможностей добровольного урегулирования ситуации, путем взаимного волеизъявления.
  • Сторонами данного документа выступают должник и конкурсный кредитор или их совокупность. Помимо них, участниками могут стать третьи лица, которые наделяются документом определенными правами и обязанностями.
  • Наличие нескольких конкурсных кредиторов означает необходимость принятия решения о заключении мирового соглашения на их собрании. Решение принимается простым большинством. От имени должника за решение ответственен сам гражданин-должник, руководитель предприятия (во время проведения наблюдательной процедуры), внешний управляющий (в процессе управления извне), конкурсный управляющий (на этапе конкурсного производства).
  • Подписанный сторонами документ передается на утверждение арбитражному суду. Суд обязан утвердить соглашение определением, которым и прекратить судебное производство.
  • Расторгнуть мировое соглашение можно только в судебном порядке в том случае, если должник не исполнил взятых обязательств по отношению, как минимум, к четверти кредиторов. После чего стороны вновь могут перейти к судебному разбирательству в границах нового дела.

Ликвидация, как одно из последствий банкротства означает полное прекращение деятельности должника и списание остатков кредиторской задолженности

Подробное описание порядка действий

Обычно рассмотрением подобных дел занимается арбитражный суд, который находится по месту жительства ответчика. Следующие оздоровительные меры предпринимаются во избежание наложения статуса банкрота:

  1. Подписание мировых соглашений с кредиторами.
  2. Реализация имущества.
  3. Реструктуризация долга, которая проводится только на определённый срок.

Сами заинтересованные лица так же подают ходатайство, если процесс требуется приостановить. Судья сначала изучает все предъявленные материалы.

И только после этого принимает решение о том, стоит ли признать необоснованным ранее выдвинутое требование относительно получения статуса несостоятельного лица.

Тогда происходит наложение моратория на то, чтобы исполнять обязательства. Судам чаще нравится применять реструктуризацию. Но, если должник не в состоянии справиться даже с этим:

  1. Ему присваивают статус банкрота.
  2. Дополнительные ограничения для тех, кто собирается покидать страну.
  3. Имущество реализуется путём проведения публичных торгов.

Последняя ситуация приводит к растяжению сроков до полугода и больше.

Оформление и составление ходатайства

Если же за составление отвечает только арбитражный управляющий, то он должен опираться на:

  1. Отчёты.
  2. Доказательства вместе с основаниями, уже не позволяющие использовать статус банкрота.

Особое внимание стоит обратить на статью 57 в Федеральном Законе о несостоятельности.

  1. Арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае:восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления;восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;заключения мирового соглашения;признания в ходе наблюдения необоснованными требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве, при отсутствии заявленных и признанных в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иных соответствующих положениям статьи 6 настоящего Федерального закона требований кредиторов;отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или требования о признании должника банкротом;удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве;отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему;в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.
  2. В случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, применяются последствия прекращения производства по делу о банкротстве, установленные статьей 56 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Она говорит, что банкротство останавливается после того, как все обязательства перед кредиторами. Что касается доказательств, то в их качестве можно использовать:

  • Отчёты от внешних управляющих.
  • Информация о регистрации с подтверждением в виде свидетельства.
  • Документ, согласно которому обращение к судебной инстанции законно.
  • Протокол, составленный на собрании.
  • Форма реестра для перечисления кредиторских требований.

Заявления и рекомендации к составлению

Следующие сведения нужно вписать в заявление, которое содержит просьбу прекратить процедуру банкротства:

  1. Прилагаемые документы.
  2. Дата с подписью, проставленные заявителем.
  3. Перечень требований со стороны заявителя.
  4. Перечень норм, отвечающих за регулирование вопроса.
  5. Описание обстоятельств по делу.
  6. Номерное обозначение дела или производства.
  7. Основание, по которому составлено само обращение в суд.
  8. Полные данные обо всех сторонах, заинтересованных в процессе.
  9. Обозначение суда, выступающего адресатом для документа.

Составление проекта мирового соглашения

Эта мера так же относится к антикризисным для тех, кто проходит процедуру банкротства.

Лучше всего обратиться при этом за помощью к специалистам, которые составят документ, учитывая все необходимые особенности.

Только в этом случае само мировое соглашение будет утверждено в суде.

Как и любому правовому действию, прекращению данной процедуры корреспондируют соответствующие последствия, в том числе, в виде прекращения всех ограничений, наступивших в связи с принятием судом соответствующего заявления и/или введением стадии наблюдения, в связи с чем:- восстанавливаются права кредиторов на предъявление к должнику своих требований в общем порядке;- возобновляются производства по спорам, связанным с финансовыми обязательствами должника, приостановленные по ходатайству кредитора;- приостановленная исполнительная деятельность в отношении должника возобновляется, в том числе подлежат восстановлению ранее снятые ограничения в отношении имущества должника;- восстанавливается правоспособность должника по финансовым обязательствам перед своими учредителями (участниками), и кредиторами, в том числе, по санкциям за нарушение порядка их исполнения, перед собственником имущества должника, если должником является унитарное предприятие;- прекращаются ограничения для руководящих органов должника, которым п. 3 ст. 64регулирующего закона в стадии наблюдения запрещено принятие локальных актов о ликвидации, реорганизации, создании представительств или филиалов и другом;

– прекращаются полномочия назначенного судом управляющего.

Практика прекращения процедуры банкротства

Как показывает практика, прекращение процесса банкротства чаще всего связано с заключением мирового соглашения, в рамках которого должнику предоставляется рассрочка по выплате имеющейся задолженности по всем обязательствам перед заявившимися кредиторами, а также в силу отсутствия денежных средств для дальнейшего финансирования процесса.Важное значение для практической реализации положений о прекращении разбирательства дела о банкротстве имеют разъяснения, содержащиеся в п. 11 и 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012г. № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве». Так, согласно данным разъяснениям, прекращение производства в рамках наблюдения в связи с отказом участвующих в процессе кредиторов от заявленных требований возможно только по прошествии 30-дневного срока с момента опубликования информации о введении наблюдения в отношении должника в целях осведомления кредиторов, желающих заявить свои требования. Указанное означает, что избежать введения конкурсного производства можно, оплатив лишь сумму задолженности, включенной в соответствующий реестр. Задолженность, не включенную в реестр требований, для прекращения банкротства оплачивать не нужно.

Также обращают на себя внимание свежие разъяснения ВС РФ, содержащиеся в Определении СКЭС ВС РФ от 15.08.2016 № 308-ЭС16-4658 по делу № А53-2012/2015, согласно которым правило о минимальном размере долга для признания должника банкротом (300 000,00 руб.) не применяется, если обстоятельства дела очевидно свидетельствуют о неплатежеспособности должника (например, если долги за должника платит третье лицо) и недобросовестности лиц, участвующих в спорных правоотношениях.

Ситуация приостановления

Требование о приостановлении производства в делах о неплатежеспособности, должно исходить от лица, являющегося участником дела.

Основанием для этого служат:

  • открытые процедуры по обжалованию актов судебной инстанции, которые установлены ст. 52 ФЗ;
  • открытые процедуры по обжалованию решений, которые были вынесены собранием кредиторов;
  • иные факторы, предусмотренные АПК РФ.

Определение о приостановлении дела, вынесенное судебной инстанцией, является основанием для невозможности принятия процессуальных актов, которые определены в ст. 52 ФЗ. Однако препятствовать вынесению иного рода определений по делу, приостановление не может.

Основания для решения

  • Решение о приостановлении дела принимается судебной инстанцией, на основании заявления, исходящего от участника, являющегося стороной по делу. Таким образом, заявление может быть подано должником или кредитором. Обязательным условием предъявления такого заявления является наличие оснований, наличие которых влечет приостановление дела.
  • В качестве лиц, представляющих кредитора или должника, могут выступать их представители, полномочия которых подтверждены уставными документами или доверенностью, прошедшей нотариальное удостоверение.
  • В ходе проведения процедуры наблюдения, может выявиться недостаточность стоимости имущества, относящегося к собственности должника, для покрытия расходов, связанных с судебным процессом и выплатой вознаграждения лицу, назначенному арбитражным управляющим.
  • В том случае, если кредиторами было предоставлено письменное согласие, о финансировании всего спектра мероприятий, касающихся рассматриваемого дела, данные расходы будут возложены на этих лиц.
  • Отсутствие согласия хотя бы одного кредитора на финансирование расходов, является основанием для прекращения судебного производства, открытого в рамках дела о банкротстве (п. 1 ст. 57 ФЗ № 127). Таким образом, суд не имеет возможности вынести процессуальное решение о банкротстве и перейти к конкурсному производству.
  • Наличие такого противозаконного решения является основанием для обращения конкурсного управляющего в суд. Его требования будут заключаться в прекращении производства, а обоснованием станет невозможность покрытия расходов за счет средств должника, в виду недостаточности его имущества.
  • В тех случаях, когда недостаточность имущества выявилась в процессе проведения конкурсной процедуры, конкурсный управляющий вправе требовать взыскания средств по понесенным расходам, с первоначального заявителя. У него возникают основания предъявления таких требований.

О последствиях

Описанию последствий посвящена статья 56 Федерального Закона о Несостоятельности.

Статья 56. Последствия принятия арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротомПринятие арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом является основанием для прекращения действия всех ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом и являющихся последствиями принятия заявления о признании должника банкротом и (или) введения наблюдения.

Обычно речь идёт о прекращении всех ограничений, которые действовали ранее. И тех ограничений, которые касаются распоряжения имуществом, свободы передвижения. Арбитражный суд после рассмотрения дела может вынести решение о банкротстве, о санации, либо вынести определение, согласно которому производство прекращается.

  • Если подтверждено, что платёжеспособность может восстановиться, то проводят санацию. И после того, как разрешаются любые споры с действующими кредиторами.
  • Когда складывается обратная ситуация, то переходят только к непосредственной ликвидации. Это становится подтверждением того, что никаких возможностей для восстановления платёжеспособности не осталось.

Исполнительные листы и производство

Когда процедура банкротства закончена, то исполнительные листы выдаются обратно заявителям. Или кредиторам. После того, как вынесено решение о прекращении банкротства, кредитор может предъявить дополнительные требования. Главное – следовать общим правилам, связанным с должниками.Судебный лист можно отнести приставам. Но надо помнить о том, что взысканию подлежат только текущие обязательства. Либо те, у которых нет денежного выражения. Если говорить о второй группе платежей, то к ней относят обязательства, связанные с:

  • Предупреждением действий, которые наносят вред интеллектуальной собственности.
  • Предотвращением нарушений прав, не связанных с лишением имущества.
  • Истребованием имущества, которое находится в чужом владении.

Если подобные основания отсутствуют, значит, нет повода и для самого обращения в судебные органы.

Взыскание денег в случае прекращения банкротства

Прекращение банкротства не означает, что ни один из кредиторов не предъявляет требований. Некоторые из них сохраняются. К группе таких обязательств относятся:

  • Выплата алиментов.
  • Обязательства, связанные с трудовыми отношениями.
  • Возмещение вреда, нанесённого жизни или здоровью.
  • Требования кредиторов в связи с текущими задолженностями.

Обычно такие требования непосредственно связаны с самим должником. Не важно, заявляют о них на протяжении самой процедуры банкротства, или же нет. Есть два варианта, согласно которым обязательства могут сохраниться.

  1. Суд выставляет исполнительный лист на тех кредиторов, которые не занесены ещё в специальный реестр. Это происходит после расчётов с другими партнёрами, которые предъявили требования ранее.
  2. Если кто-то из кредиторов не включается в процедуру банкротства, то средства требуют в обычном порядке, путём составления искового заявления.

В следующих случаях обязательства должника однозначно сохраняются:

  • Должник участвует в процессе привлечения к субсидиарной ответственности. Обычно эта схема применяется при работе с юридическими лицами.
  • Юридическому лицу нанесён ущерб, а гражданин был членом этого юридического лица.
  • Гражданин умышленно причинил ущерб юридическому лицу.

Заключение и дополнительные советы

Особое внимание следует уделять выбору арбитражного управляющего. Хорошо, если он входит в организацию с саморегуляцией. Сам должник не может рекомендовать отдавать предпочтение той или иной кандидатуре. Можно только указать на саму СРО, где выбирается подходящий кандидат.Суд тоже не может заставить СРО представить конкретного управляющего. Сама процедура банкротства – это целая система. В её рамках к должнику предъявляются определённые требования, позволяющие получить статус банкрота, а так же расплатиться с кредиторами. Либо возможно восстановление платёжеспособности по всем операциям.

Характерными особенностями наделяется каждая из стадий, входящая в процедуру банкротства. Есть определённый круг лиц, которые вступают в эту процедуру, а не только должники и кредиторы. Основанием для списания, либо истребования задолженностей чаще всего становятся судебные решения.

Они особенно важны для обязательств, не погашенных денежными средствами от реализации того или иного имущества. Потому и сам суд должен принимать меры по недопущению банкротства. Прекращение процедуры – одна из таких мер.

Статья 45. Порядок утверждения арбитражного управляющего

1. При получении определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором указана кандидатура арбитражного управляющего, или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих, членом которой является выбранный арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд информацию о соответствии указанной кандидатуры требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона.

В случае получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором не указана кандидатура арбитражного управляющего, или протокола собрания кредиторов о выборе саморегулируемой организации заявленная саморегулируемая организация представляет кандидатуру арбитражного управляющего из числа своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве.

Заявленная саморегулируемая организация не вправе представлять кандидатуру арбитражного управляющего, не имеющего допуска к государственной тайне установленной формы, если наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего.

2. Должник и территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности соответственно в течение двух дней и семи дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом обязаны представить в арбитражный суд и заявленную саморегулируемую организацию арбитражных управляющих информацию о форме допуска к государственной тайне руководителя должника и степени секретности сведений, которые обращаются на предприятии должника, либо об отсутствии такого допуска или таких сведений.

3. Заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана обеспечить свободный доступ заинтересованных лиц к проведению процедуры выбора кандидатуры арбитражного управляющего.

Решение о представлении кандидатуры арбитражного управляющего принимается заявленной саморегулируемой организацией на коллегиальной основе.

4. Не позднее чем в течение девяти дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих направляет в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, способом, обеспечивающим доставку в течение пяти дней с даты направления, либо представляет кандидатуру арбитражного управляющего, а также при необходимости информацию о наличии допуска арбитражного управляющего к государственной тайне.

Заявленная саморегулируемая организация несёт ответственность за предоставление недостоверных сведений об арбитражных управляющих.

Замена кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, указанных в заявлении о признании должника банкротом, допускается по ходатайству заявителя до даты направления в заявленную саморегулируемую организацию определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего.

5. По результатам рассмотрения представленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным пунктами 2 — 4 статьи 20 (в том числе требованиям, установленным саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в качестве условий членства в ней) и статьёй 20.2 настоящего Федерального закона, или кандидатуры арбитражного управляющего арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, соответствующего таким требованиям.

В случае представления саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации о несоответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьёй 20.2 настоящего Федерального закона, а также информации об отсутствии у арбитражного управляющего достаточной компетентности, добросовестности и независимости для проведения процедуры, применяемой в деле о банкротстве, арбитражный суд может принять решение об отказе в утверждении кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве.

В случае утверждения арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего, в отношении которого саморегулируемая организация арбитражных управляющих представила информацию, указанную в абзаце втором настоящего пункта, арбитражный управляющий обязан заключить дополнительный договор страхования ответственности арбитражного управляющего и представить данный договор в арбитражный суд и в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, членом которой он является, в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты его утверждения арбитражным судом. Размер страховой суммы по дополнительному договору страхования ответственности арбитражного управляющего должен быть не менее чем размер компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих на последнюю отчетную дату, предшествующую дате утверждения кандидатуры арбитражного управляющего.

6. В случае, если арбитражный управляющий освобожден или отстранен арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и решение о выборе иного арбитражного управляющего или иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих не представлено собранием кредиторов в арбитражный суд в течение десяти дней с даты освобождения или отстранения арбитражного управляющего, саморегулируемая организация, членом которой являлся такой арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд в порядке, установленном настоящей статьёй, кандидатуру арбитражного управляющего для утверждения в деле о банкротстве.

Одновременно с ходатайством арбитражного управляющего об освобождении его от исполнения обязанностей в деле о банкротстве заявленная саморегулируемая организация, членом которой является арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд кандидатуру нового арбитражного управляющего в порядке, установленном настоящей статьёй, за исключением случаев, если в саморегулируемой организации отсутствуют арбитражные управляющие, изъявившие согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве. О невозможности представления кандидатуры арбитражного управляющего в связи с отсутствием арбитражных управляющих, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве, саморегулируемая организация извещает арбитражный суд.

7. В случае непредставления заявленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в арбитражный суд кандидатуры арбитражного управляющего или информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, в течение четырнадцати дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом либо протокола собрания кредиторов о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражный суд откладывает рассмотрение вопроса об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве на тридцать дней. В этом случае заявитель, а также иные лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе обратиться с ходатайством об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве из числа членов другой саморегулируемой организации.

Если в течение установленного срока заявитель не обратился в арбитражный суд с ходатайством либо указанная в таком ходатайстве саморегулируемая организация не представила информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, или кандидатуру арбитражного управляющего, арбитражный суд рассматривает ходатайства иных лиц, участвующих в деле о банкротстве.

При поступлении нескольких ходатайств иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, кандидатура которого указана в ходатайстве, поступившем в арбитражный суд первым, или кандидатуру арбитражного управляющего, представленную саморегулируемой организацией, указанной в таком ходатайстве.

8. Утратил силу. — Федеральный закон от 27.07.2010 N 219-ФЗ.

9. В случае, если кандидатура арбитражного управляющего не представлена в течение трёх месяцев с даты, когда арбитражный управляющий в соответствии с настоящим Федеральным законом должен быть утвержден, арбитражный суд прекращает производство по делу.

10. В случае, если арбитражный управляющий, кандидатура которого указана в определении арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протоколе собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего, либо иные арбитражные управляющие — члены заявленной саморегулируемой организации арбитражных управляющих не имеют допуска к государственной тайне установленной формы и наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего, заявленная саморегулируемая организация в срок, установленный пунктом 4 настоящей статьи, сообщает об этом в арбитражный суд.

11. Арбитражный суд обращается в заявленную саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, если она не получила или несвоевременно получила информацию о наличии допуска руководителя должника к государственной тайне и о форме такого допуска, для подтверждения информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, или повторного представления саморегулируемой организацией кандидатуры арбитражного управляющего в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.

Статья 45 в 127-ФЗ определяет порядок утверждения арбитражного управляющего в деле о признании финансовой несостоятельности. За утверждение кандидатуры отвечает арбитражный суд, который ведет дело о банкротстве.

Структура и содержание ст. 45 127-ФЗ

Статья 45 127-ФЗ состоит из 11 пунктов и посвящена вопросам назначения арбитражного управляющего в деле о банкротстве. Это весьма важный этап, так как управляющий наделен широким спектром важных контролирующих, руководящих функций и обязанностей в процедуре признания юридического лица финансово несостоятельным. Специалист должен быть назначен после принятия судом заявления о банкротстве определенного юрлица и признания такого заявления обоснованным (при наличии признаков несостоятельности).

Статья 45 учитывает следующие вопросы назначения арбитражного управляющего:

  1. Действия СРО после получения определения суда или протокола собрания кредиторов о назначении управляющего.
  2. Предоставление информации о форме допуска к государственной тайне руководителя должника и степени секретности сведений.
  3. Утверждение арбитражного управляющего судом.
  4. Основания для отказа в утверждении управляющего судом.
  5. Действия при освобождении или отстранении арбитражного управляющего от возложенных на него обязанностей.

С полным текстом указанной статьи можно ознакомиться .

Получение СРО определения арбитражного суда

Предыдущая редакция закона о банкротстве регулировала процедуру назначения управляющего на должность в общих чертах. Так, в п. 3 ст. 41 Закона от 1998 года были указания на такой порядок:

  1. При введении в отношении должника наблюдательной процедуры назначался временный управляющий.
  2. Если после принятия заявления от должника невозможно определить кандидатуру управляющего, то суд выносит определение о назначении управляющего не позднее 10 дней после вынесения такого решения.

В настоящее время установлено правило о том, что управляющий в обязательном порядке должен входить в СРО. Данная организация следит за соответствием ее членов профессиональным стандартам.

В п. 1 ст. 45 127-ФЗ указан порядок действий СРО, которого должна придерживаться организация после получения определения суда о признании должника банкротом с указанной в нем кандидатурой управляющего или соответствующего протокола собрания кредиторов.

СРО обязана предоставить в арбитражный суд информацию о соответствии кандидатуры управляющего требованиям ст. 20, 20.2 127-ФЗ. В числе таких требований: наличие высшего образования, отсутствие судимостей, сдача теоретического экзамена по подготовке управляющего и пр.

При получении определения суда о признании юридического лица банкротом без указания в нем на конкретного управляющего СРО самостоятельно должна представить кандидатуру из числа своих членов. Аналогичным образом ей следует поступить при получении протокола кредиторского собрания без прописанной в нем конкретной кандидатуры.

Согласно нововведениям в закон 2008 года №296-ФЗ, заявителем или собранием кредиторов может быть не только выбрана СРО для предложения кандидатуры управляющего, но и сам кандидат. Ранее они были лишены такого права. Такое решение кредиторами может быть принято на первом кредиторском собрании. Это входит в сферу его исключительной компетенции.

С учетом того, что управляющий осуществляет свои функции по определению арбитражного суда, в письме Минэкономразвития от 2011 года №ОГ-Д06-2 отмечалось, что такой управляющий в целях осуществления профессиональной деятельности не заключает трудовой или гражданско-правовой договор с должником. Соответственно, ему не гарантируются трудовые права по ТК, а вознаграждение платится по нормам 127-ФЗ.

Особенности назначения управляющего при работе с государственной тайной

Заявленная СРО не может представлять кандидатуру управляющего, если он не имеет допуска к гостайне в тех случаях, когда это обязательно для банкротства данного предприятия. Наличие такого допуска является обязательным условием для утверждения судом кандидатуры управляющего.

Должник и орган исполнительной власти в течение 2 и 7 дней соответственно после принятия определения суда о принятии заявления предоставляют в суд и СРО сведения о форме допуска к гостайне руководителя юрлица и степень секретности сведений, которые есть на предприятии.

Положения об особенностях назначения управляющего с учетом допуска к гостайне появились в законодательстве, благодаря внесению изменений в редакцию статьи 45 127-ФЗ в 2015 году.

Направление суду, заявителю и должнику сведений о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям

По п. 3 ст. 45 заявленная СРО управляющих должна обеспечить свободный доступ для заинтересованных лиц к процедуре выбора управляющего. Решение о выборе управляющего принимается СРО коллегиально.

В течение 9 дней после получения определения о признании должника банкротом СРО направляет всем участникам дела о банкротстве (суду, собранию кредиторов или его представителю, должнику) сведения о соответствии кандидатуры управляющего требованиям по ст. 20, 20.2 127-ФЗ.

Данная СРО несет прямую ответственность за предоставление участникам дела о банкротстве недостоверных данных.

Заявитель вправе заявить о замене кандидатуры управляющего или СРО, которых он указал в заявлении о признании банкротом, но до того момента, пока не было направлено определение суда в СРО для предоставления управляющего. После передачи такого документа он утрачивает право на замену.

Утверждение арбитражного управляющего

В п. 5 ст. 45 127-ФЗ указано, что по результатам рассмотрения в СРО управляющих информации на предмет соответствия их требованиям по ст. 20, 20.2 127-ФЗ суд утверждает управляющего.

Во втором абзаце п. 5 ст. 45 127-ФЗ при предоставлении СРО управляющих информации о несоответствии требованиям, которые предусмотрены ст. 20, 20.2 ФЗ-127, и сведений о недостаточной компетенции, добросовестности и независимости выбранного управляющего суд может принять решение об отказе в его утверждении.

После утверждения кандидатуры управляющего судом тот должен заключить дополнительный договор страхования ответственности управляющего и предоставить его в суд, а также в СРО управляющих, членом которой он является. Это нужно сделать не позднее 10 дней после назначения его судебным решением.

При определении размера страховой суммы по дополнительному договору страхования она не должна быть менее размера компенсационного фонда СРО управляющих на последнюю дату, которая предшествовала дате утверждения управляющего. Требование о гражданском страховании ответственности управляющего является обязательным условием его работы.

Действия при освобождении или отстранении арбитражного управляющего от возложенных на него обязанностей

В том случае если арбитражный управляющий был отстранен или освобожден судом от дельнейшего исполнения обязанностей, то в течение 10 дней с даты его освобождения СРО должна представить новую кандидатуру управляющего для последующего утверждения. Но кандидатуру может выбрать и кредиторское собрание и указать ее в протоколе.

Также СРО должна информировать суд о невозможности предоставить управляющего из-за отсутствия заинтересованных в участии в деле кандидатур.

Иное

По п. 7 ст. 45 127-ФЗ при непредоставлении кандидатуры управляющего СРО в течение 14 дней арбитражный суд откладывает назначение данного лица на 30 дней. За этот временной промежуток должник или собрание кредиторов могут ходатайствовать перед судом о смене СРО и назначении нового кандидата. Если таких ходатайств не было, то суд рассматривает предложения от иных участников дела.

В случае поступления нескольких ходатайств суд утверждает кандидата, который был указан в первом заявлении или предоставленного СРО раньше других.

На основании п. 9 ст. 45 127-ФЗ, если с кандидатурой управляющего определиться так и не удалось в течение 3 месяцев, то производство по делу о банкротстве прекращается. Согласно изменениям 2010 года, сроки в п. 9 ст. 45 127-ФЗ для закрытия дела были сокращены в два раза: с шести месяцев до трех.

Пункт 8 ст. 45 утратил с 2008 года юридическую силу. В нем отмечалось, что в случае непредоставления кандидатуры управляющего в установленные сроки арбитражный суд должен был обратиться в органы по надзору. Но с учетом положений п. 9, который указал на целесообразность прекращения дела о банкротстве при отсутствии управляющего, данные функции контролирующей инстанции признали избыточными.

В случае если арбитражный управляющий не имеет допуска к государственной тайне установленной формы, а его наличие является обязательным, то СРО обязана сообщить об этом в арбитражный суд (на основании п. 10 127-ФЗ). При этом она должна придерживаться сроков по п. 4 ст. 45 127-ФЗ. Согласно пояснениям в п. 26 Постановления Пленума ВАС от 2009 №60, при применении данной правовой нормы порядок предоставления и утверждения управляющего должен соответствовать положениям п. 7 ст. 45. В этом случае арбитражный суд обязан повторно обратиться в СРО для предоставления кандидатуры управляющего, который соответствует условиям.

Таким образом, ст. 45 127-ФЗ определяет порядок утверждения и выдвижения арбитражного управляющего. Предоставление кандидатуры управляющего СРО осуществляет на основании определения суда или протокола собрания кредиторов.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Екатерина Алейникова Юрист. Автор статей. Практика в сфере госзакупок, недвижимости, ДТП, споров со страховыми компаниями Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *