Ст 47 исполнительное производство

Ст 47 исполнительное производство

Статья 47. Окончание исполнительного производства
Комментарий к статье 47
1. В исполнительном производстве существует две формы завершения исполнительного производства: 1) прекращение и 2) окончание. Эти формы существенно отличаются друг от друга. Основания прекращения исполнительного производства носят неустранимый характер, что делает невозможным повторное исполнение исполнительного документа после прекращения исполнительного производства. Основания окончания исполнительного производства могут быть изменены, ввиду чего возможно повторное обращение к исполнению. Прекращение исполнительного производства может быть осуществлено как судом, так и судебным приставом-исполнителем. Окончание исполнительного производства находится в компетенции только судебного пристава-исполнителя.
Закон об исполнительном производстве предусматривает исчерпывающий перечень оснований окончания исполнительного производства.
Так, суд признал недействительным постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства об обязании ИФНС возместить ООО суммы НДС из федерального бюджета, поскольку действующее законодательство не предусматривает такого основания для окончания исполнительного производства, как составление акта о невозможности взыскания задолженности в связи с тем, что общество не состоит на налоговом учете в инспекции <1>.
———————————
<1> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 февраля 2008 г. по делу N А56-6708/2007.
Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях:
1) фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Фактическим исполнением может признаваться исполнение обязанности по передаче непосредственно взыскателю денежных средств в конкретном размере или иного определенного имущества либо совершение в пользу взыскателя конкретных действий или воздержание от совершения этих действий (абз. 2 п. 35 Постановления Пленума ВС РФ от 17 ноября 2015 г. N 50).
Фактическое исполнение исполнительного документа (полностью или в части) может состояться при проведении судебным приставом-исполнителем зачета встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств, на основании которых возбуждены исполнительные производства (п. 36 Постановления Пленума ВС РФ от 17 ноября 2015 г. N 50).
Факт исполнения требований исполнительного документа может быть подтвержден различными документами в зависимости от категории дела. Например, должник может представить платежное поручение о произведенной оплате. Взыскатель может направить судебному приставу-исполнителю заявление о фактическом исполнении исполнительного документа должником. Судебный пристав-исполнитель фиксирует фактическое исполнение исполнительного документа составлением акта об исполнении. При решении вопроса об окончании исполнительного производства представленные доказательства должны быть проверены.
Так, по одному из дел в качестве доказательства оплаты задолженности были представлены платежные поручения, датированные периодом, наступившим ранее, чем выдан судом исполнительный лист. В связи с этим суд пришел к обоснованному выводу о незаконности окончания исполнительного производства и обязал судебного пристава-исполнителя его возобновить <1>.
———————————
<1> Постановление ФАС Уральского округа от 4 августа 2008 г. N Ф09-5513/08-С1.
По другому делу судебный пристав-исполнитель по возбужденному исполнительному производству направил в адрес должника предписание-требование, в котором должнику предписано исполнить требования исполнительного документа в трехдневный срок с момента окончания отложения срока исполнительных действий. В данном предписании-требовании указано, что в случае неисполнения решения Арбитражного суда г. Москвы в срок, указанный судебным приставом-исполнителем, принудительное выселение назначается на 25 сентября 2007 г. на 11 час. 00 мин. По окончании срока отложения исполнительных действий должник решение Арбитражного суда г. Москвы добровольно не исполнил, занимаемое помещение не освободил. 25 сентября 2007 г. в присутствии представителей взыскателя, должника, а также двух понятых были произведены исполнительные действия по выселению должника из занимаемых помещений, о чем составлен акт о выселении. Далее вынесено постановление об окончании исполнительного производства.
Судами сделан правильный вывод, что исполнительный документ был фактически исполнен, судебным приставом-исполнителем совершены все необходимые действия в рамках выполнения действующего законодательства об исполнительном производстве и имелись основания для окончания исполнительного производства <1>.
———————————
<1> Постановление ФАС Московского округа от 14 августа 2008 г. N КА-А40/6317-08.
Исполнительное производство оканчивается при полном исполнении исполнительного документа. Если исполнительный лист был исполнен частично, судебный пристав-исполнитель не выносит постановление об окончании исполнительного производства <1>. Если не исполнено полностью или частично постановление о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, то эти обстоятельства не препятствуют окончанию основного исполнительного производства (ч. 7 комментируемой статьи);
———————————
<1> См., например: Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2008 г. N 17АП-2665/2008-АК.
2) фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство. При исполнении одним или несколькими солидарными должниками требований исполнительных документов, объединенных в сводное исполнительное производство, исполнительное производство оканчивается. Такой подход соответствует гражданско-правовой природе солидарного взыскания;
3) возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46 настоящего Закона (см. комментарий к указанной статье);
4) возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 428 ГПК исполнительный лист, выданный до вступления в законную силу судебного постановления, за исключением случаев немедленного исполнения, является ничтожным и подлежит отзыву судом, вынесшим судебное постановление. Аналогичная норма закреплена в ч. 7 ст. 319 АПК;
5) ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 настоящего Закона (п. 8 ч. 1 комментируемой статьи). В соответствии с ГК учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с данным Кодексом, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК.
Так, судебный пристав-исполнитель исполнительное производство в отношении должника окончил постановлениями… Полагая, что судебным приставом-исполнителем допущено незаконное бездействие, выразившееся в игнорировании ходатайств взыскателя (в том числе о розыске имущества должника) и уклонении от совершения иных действий, направленных на исполнение требований исполнительных документов (чем нарушены права и законные интересы взыскателя), последний обратился в суд с соответствующим заявлением.
Оценив представленные сторонами доказательства, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований взыскателя ввиду осуществления судебным приставом-исполнителем необходимых мер, направленных на исполнение требований исполнительных документов. Кроме того, согласно выписке из ЕГРЮЛ должник с 10 октября 2011 г. находился в стадии ликвидации <1>;
———————————
<1> Определение ВАС РФ от 27 августа 2013 г. N ВАС-9691/13.
6) признания должника банкротом и направления исполнительного документа арбитражному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 69.1 и ч. 4 ст. 96 настоящего Закона (п. 7 ч. 1 комментируемой статьи).
Например, предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении его открыто конкурсное производство. По этой причине на основании подп. 5 п. 1 ст. 126 Закона о несостоятельности (банкротстве) судебный пристав-исполнитель правомерно вынес постановление об окончании исполнительного производства и направлении исполнительного листа конкурсному управляющему <1>.
———————————
<1> Постановление ФАС Уральского округа от 28 апреля 2008 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 126 Закона о несостоятельности (банкротстве) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства происходит следующее:
— прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено Законом о несостоятельности (банкротстве);
— исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с Законом о несостоятельности (банкротстве), подлежат передаче судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему в порядке, установленном федеральным законом;
— снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается;
— исполнение обязательств должника, в том числе по исполнению судебных актов, актов иных органов, должностных лиц, вынесенных в соответствии с гражданским законодательством, уголовным законодательством, процессуальным законодательством и законодательством РФ о налогах и сборах, осуществляется конкурсным управляющим;
7) направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом (см. подробнее комментарий к гл. 11 настоящего Закона). К примеру, исполнительный документ о взыскании алиментов направляется для исполнения по месту работы должника;
8) истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных ч. 9 ст. 36 комментируемого Закона) независимо от фактического исполнения этого акта (п. 9 ч. 1 ст. 47 комментируемого Закона). Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу (ч. 1 ст. 31.9 КоАП). Течение срока давности, предусмотренного ч. 1 ст. 31.9 КоАП, прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание (ч. 2 ст. 31.9 КоАП). В случае отсрочки или приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания в соответствии со ст. ст. 31.5, 31.6, 31.8 КоАП течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления исполнения (ч. 3 ст. 31.9 КоАП). В случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки (ч. 4 ст. 31.9 КоАП). Порядок исчисления срока давности раскрыт в информационном письме Президиума ВАС РФ от 24 октября 2006 г. N 115 «О некоторых вопросах, касающихся исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях».
Так, по одному из дел суд отказал в признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, выразившегося в неокончании исполнительного производства в связи с истечением срока для предъявления исполнительного документа к исполнению, поскольку основанием для окончания производства по исполнению постановления о назначении административного наказания является истечение годичного срока, исчисляемого со дня его вступления в законную силу <1>.
———————————
<1> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 мая 2008 г. по делу N А05-69/2008.
2. При окончании исполнительного производства в исполнительном документе судебный пристав-исполнитель делает отметку о полном исполнении требования исполнительного документа или указывает часть, в которой это требование исполнено.
Подлинник исполнительного документа в случаях, предусмотренных п. п. 1, 2, 8 и 9 ч. 1 настоящей статьи, остается в оконченном исполнительном производстве (ч. 2 комментируемой статьи). Например, как отметил окружной суд, в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, подлинник исполнительного листа остается в материалах оконченного исполнительного производства. При таких обстоятельствах у взыскателя не имеется правовых оснований для получения его дубликата <1>.
———————————
<1> Постановление ФАС Московского округа от 14 июля 2014 г. по делу N А40-52768/08.
В остальных случаях в оконченном исполнительном производстве остается копия исполнительного документа.
Об окончании исполнительного производства выносится постановление, в котором должна быть отражена следующая информация:
— в каком объеме исполнены требования исполнительного документа — полностью, частично либо не исполнены;
— с какого должника и в каком размере произведено солидарное взыскание — при окончании сводного исполнительного производства по исполнительным документам, содержащим требование о солидарном взыскании (ч. 3 комментируемой статьи);
— об отмене розыска должника, его имущества, розыска ребенка, а также об установленных для должника ограничениях, в том числе ограничениях на выезд из Российской Федерации, на пользование специальными правами, предоставленными должнику в соответствии с законодательством РФ, и ограничения прав должника на его имущество (за исключением окончания исполнительного производства по исполнительному документу об обеспечительных мерах) (ч. 4 комментируемой статьи).
Об окончании исполнительного производства выносится постановление судебного пристава-исполнителя, которое должно соответствовать Приложению N 24 Методических рекомендаций о порядке использования примерных форм процессуальных документов, необходимых для учета, ведения, формирования и хранения материалов исполнительного производства (утв. Приказом ФССП России от 30 января 2008 г. N 26), п. 5.10.
После окончания основного исполнительного производства возможно возбуждение исполнительного производства по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (ч. 7 комментируемой статьи). Ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства. Постановление о возбуждении такого исполнительного производства направляется вместе с постановлением об окончании основного исполнительного производства должнику, а при необходимости и другим лицам (ч. 5 комментируемой статьи).
Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 101-ФЗ внесены дополнения в ч. 2 комментируемой статьи. Эти изменения касаются тех случаев, когда исполнительное производство оканчивается в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46 настоящего Закона. В этом случае судебный пристав-исполнитель делает в исполнительном документе отметку, указывающую:
— основание, по которому исполнительный документ возвращается взыскателю. Такие основания предусмотрены в ч. 1 ст. 46 настоящего Закона (см. комментарий к соответствующей норме);
— период, в течение которого осуществлялось исполнительное производство;
— взысканную сумму, если имело место частичное исполнение.
3. Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются:
1) взыскателю и должнику;
2) в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшему исполнительный документ;
3) в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества;
4) в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка (ч. 6 комментируемой статьи).
Одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по основаниям, установленным п. п. 3 или 4 ч. 1 ст. 46 настоящего Закона либо п. п. 4, 6 или 7 ч. 1 комментируемой статьи, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Постановление о возбуждении такого исполнительного производства направляется вместе с постановлением об окончании основного исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по основаниям, установленным п. п. 3 или 4 ч. 1 ст. 46 настоящего Закона либо п. п. 4, 6 или 7 ч. 1 комментируемой статьи, должнику, а при необходимости и другим лицам.
4. По оконченному исполнительному производству о взыскании периодических платежей судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные п. 16 ч. 1 ст. 64 комментируемого Закона <1>, самостоятельно или в порядке, установленном ч. 6 ст. 33 настоящего Закона (направление поручения).
———————————
<1> Согласно п. 16 ч. 1 ст. 64 комментируемого Закона проводится проверка правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг, и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 8.1 и ч. 1 ст. 9 комментируемого Закона.
5. В течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения (в том числе повторного) мер принудительного исполнения. Если исполнительное производство было окончено на основании в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе (в том числе требований периодического характера), однако впоследствии в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению должник перестал совершать действия, исполнять требования периодического характера или нарушил запрет на совершение действий, в отношении которых был выдан исполнительный лист, старший судебный пристав или его заместитель (по собственной инициативе или по заявлению взыскателя) вправе в силу ч. 9 комментируемой статьи отменить постановление об окончании исполнительного производства с указанием на необходимость повторного совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (п. 37 Постановления Пленума ВС РФ от 17 ноября 2015 г. N 50).

В ходе исполнения судебного акта нередко возникают вопросы. Многие нормы сформулированы достаточно сложно для понимания, либо не содержат объяснения, что же следует за тем или иным действием судебных приставов.

Яркий пример – статьи, посвященные завершению исполнительного производства. Часто и должники и взыскатели не могут понять значения ст. 47 ч. 1 п. 7 ФЗ «Об исполнительном производстве» – что это значит у судебных приставов? На этот вопрос достаточно подробно постараемся ответить ниже.

Общие положения

Порядок осуществления принудительного взыскания практически полностью регулируется Федеральным законом ФЗ-229. Однако в некоторых случаях отсылочные нормы просто необходимы, ведь многие отрасли российского законодательства так или иначе взаимосвязаны.

Непосредственной целью всего исполнительного производства (далее по тексту просто ИП) как вида делопроизводства и принудительного взыскания как действия является удовлетворение требований кредитора (взыскателя), выполнение судебного акта. Однако это возможно далеко не всегда по объективным причинам, поэтому исполнительное производство может быть завершено по разным основаниям.

И есть две формы этого процесса: окончание (повторное обращение взыскателя возможно, если основания изменятся) и прекращение (повторное обращение уже невозможно). Как раз окончание ИП регулирует в некоторых пунктах отсылочная и не всем понятная ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве». «Ст. 47 ч. 1 п. 7 – что означает у судебных приставов?»? – такой вопрос нередко задают как должники, так и взыскатели.

Банкротство физических лиц – последствия для должника в 2019-2020 годах

Обзор правовой нормы

Обратимся к самому пункту статьи 47 ФЗ-229. Как правовая норма ст. 47 ч. 1 п. 6 229-ФЗ хотя и не является в прямом смысле отсылочной, то есть, не отправляет к другому закону, статья которого должна применяться в данном случае, но содержит упоминание такого процесса, как банкротство. То есть, становится понятно, что в данном случае для правильного осознания последствий может потребоваться и знание норм о банкротстве (ФЗ-127).

По сути сама формулировка ничего непонятного не содержит, она указывает, что ИП оканчивается в случае признания должника банкротом. Исполнительный лист, при этом отправляется арбитражному управляющему (по сути же конкурсному управляющему).

Исключения установлены только для следующих требований (ст. 69.1 ФЗ-229):

  • по истребованию имущества из чужого незаконного владения;
  • о взыскании задолженности по текущим платежам банкрота (денежные требования, возникшие после принятия судом заявления о признании субъекта банкротом в соответствии со ст. 5 ФЗ-127);
  • о признании права собственности;
  • о присуждении алиментов.

Данные требования продолжают исполнять судебные пристав ФССП РФ. Остальные листы передаются конкурсному управляющему.

Что означает для должника статья 46 ч. 1 п. 3 и 4 в ФЗ-229 — нужно ли платить, пустят ли за границу?

Последствия окончания ИП по п. 7 ч. 1 ст. 47

Завершение ИП в данном случае означает, что:

  • исполнительное производство оканчивается (но не прекращается, так как согласно нормам ФЗ-127 даже на этапе конкурсного производства, уже после признания должника неплатежеспособным, возможно прекращение дела об банкротстве в случае погашения всех долгов перед кредиторами ст. 129.1 Закона о банкротстве). То есть, основание открытия конкурсного производства законодатель не относит к необратимым;
  • исполнительный лист направляется конкурсному управляющему для принятия дальнейших действий по удовлетворению требований в рамках дела о банкротстве, с принятием мер по розыску имущества, его реализации и т.д. То есть, судебные приставы с этого момента больше не будут причастны к принудительному исполнению, всеми действиями и расчетами займется конкурсный управляющий.

Как применяется статья 47 пункт 1 часть 1 простыми словами?

Судебный пристав-исполнитель оканчивает ИП и отправляет лист управляющему, после чего исполнение всех требований кредитора осуществляется уже в рамках конкурсного производства.

Обзор статьи 101 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» – как избежать ареста социальных выплат?

Последствия для должника

Не все понимают, что означает для должника ст. 47 ч. 1 п. 7 ФЗ «Об исполнительном производстве». Последствия указаны также в ст. 47 ФЗ-229. Прежде всего, есть определенная процедура оформления исполнительного документа, которая позволит учесть все действия и взыскания, уже произведенные по конкретному решению суда.

Пристав:

  • указывает в самом документе о частичном исполнении требований, если данное исполнение имело место;
  • оставляет в деле (исполнительном производстве) копию исполнительного документа.

Есть и относительно положительные последствия отправления листа управляющему и окончания ИП, касающиеся физических лиц. А банкротом в настоящее время может быть признано и физическое лицо, как со статусом ИП, так и без него. Например:

  • отменяются установленные для должника меры ограничительного характера: запрет на выезд за пределы РФ, запрет на пользование специальным правом (управления ТС);
  • отменяется розыск гражданина, его имущества.

Таким образом, статья 47 ч. 1 п. 7 – это норма об окончании ИП в отношении должника, признанного банкротом. При этом взыскателям надо иметь в виду, что в рамках банкротства действуют собственные правила взыскания и удовлетворения требований кредиторов. Так, необходимо включение в реестр требований кредиторов как в целях представительства на собраниях, так и в целях своевременного погашения долгов («зареестровые» требования удовлетворяются после тех, что включены в реестр).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *