Строительство на территории оопт

Строительство на территории оопт

К «Октябрю» примыкает участок площадью 0,8 га, вокруг которого сейчас и идут баталии. В 1990-е он относился к территории стадиона: на нем располагались подсобные помещения — гаражи, мастерские, склады. В середине 1990-х все эти здания у собственника — профсоюза работников атомной энергетики и промышленности — выкупил крупный столичный девелопер, компания «Капитал Груп», заключившая с правительством Москвы договор аренды земельного участка с разрешенным использованием «для эксплуатации нежилых зданий».

Разумеется, у девелопера были более масштабные планы: в первой половине 2000-х годов «Капитал Груп» поднимала вопрос строительства здесь высотного жилого дома, но получила от мэрии отказ. Основанием послужил ряд факторов, в том числе местоположение участка — внутри соснового леса, на границе ООПТ природно-исторический парк «Москворецкий», отсутствие подъездных дорог общего пользования, нахождение в границах водоохранной зоны Москвы-реки.

В этом смысле ничего не изменилось и сейчас, считает ответственный редактор и автор Красной книги Москвы Галина Морозова. Однако на участок уже вышла строительная техника — в ближайшие полтора года на Живописной построят три жилых высотных здания.

Кому же удалось сделать то, что не получилось тогда у «Капитал Груп»?

Строитель парковочного пространства

В последний день календарной весны 2016 года ООО «Строитель» (входит в девелоперскую группу «Кортрос» Виктора Вексельберга) получило разрешение столичных властей на строительство на прилегающем к стадиону участке трех 22-этажных корпусов жилого комплекса бизнес-класса объемом 426 квартир общей площадью 32,24 тыс. кв. м.

У застройщика на руках весь необходимый пакет разрешительной документации, включая необходимые независимые экспертизы. Риелторы уже начали продажи квартир в комплексе, получившем название «Серебряный бор».

Как следует из набора разрешительных документов, с которыми ознакомился РБК, согласование проекта произошло стремительно: на получение всех необходимых виз у застройщика ушло чуть более трех месяцев — невероятная скорость для проекта такого масштаба.

Этому предшествовало другое важное событие. Прошлым летом, в июле, «Капитал Груп» получила в Москомархитектуре вожделенный документ — градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) по Живописной, 21, где был указан новый вид разрешенного использования территории — «объекты размещения жилых и нежилых помещений, инженерного оборудования многоквартирных жилых домов». Максимальная высота устанавливалась в 75 м.

Менее чем через две недели права и обязанности по договору аренды участка вместе с полученным разрешением перешли к другому девелоперу — ООО «Строитель».

Продажа квартир в непостроенном комплексе уже стартовала (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Новый арендатор участка действовал быстро. В феврале 2016 года он подписал с правительством города допсоглашение к договору аренды, предусматривающее изменение цели предоставления земельного участка на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства. Месяц спустя, в марте, арендатор получил положительное заключение независимой экспертизы об отсутствии нарушений при подготовке к строительству. В мае 2016 года были получены три последние разрешительные бумаги: свидетельство об утверждении архитектурно-градостроительного решения, положительное заключение департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы по дендрологической части проекта и, наконец, разрешение на строительство.

Противники стройки на Живописной уверены, что стремительное согласование всей документации связано с тем, что руководитель «материнской» компании ООО «Строитель» — компании «Элиткомплекс» — Игорь Кузнецов пришел в эту структуру из мэрии Москвы. Кузнецов с 2011 года возглавлял дирекцию гаражного строительства Москвы (отвечает за реализацию программы «Народный гараж»), затем руководил ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (занимается платными парковками в столице).

По мнению кандидата юридических наук, преподавателя юрфака ВШЭ Павла Блохина, большие вопросы вызывает процедура получения арендатором участка под строительство. Юрист отмечает, что в подобных случаях город должен проводить аукцион. По его словам, эта норма в российском законодательстве была специально установлена для развития конкуренции и эффективного управления госимуществом. «Да, собственники объектов на конкретном участке могут получить землю в аренду и без конкурса, — говорит эксперт. — Но только в том случае, если их цель — обеспечение возможности эксплуатации таких объектов. На Живописной же старые постройки были снесены сразу после получения застройщиком разрешения на строительство дома».

«Получение разрешения застройщиком я могу объяснить только связями Игоря Вячеславовича в градостроительном комплексе города», — считает один из собеседников РБК из числа активистов группы против строительства ЖК на Живописной, попросивший не называть его имени.

Пресс-служба «Кортроса» оставила без ответа просьбу РБК получить личный комментарий этой версии от Игоря Кузнецова.

Депутат Мосгордумы Андрей Клычков считает, что в Москве в принципе нет «случайных инвесторов». По его мнению, существует устойчивый пул строительных компаний, которые за короткий срок могут получить право на строительство практически любого объекта в столице. К ним относится и ГК «Кортрос».

Возглавляемая Кузнецовым компания «Элиткомплекс» (согласно выписке из ЕГРЮЛ, принадлежит RSG International Ltd, Кипр) руководит и другой скандальной столичной стройкой. Высотная гостиница в районе Теплый Стан должна появиться на месте сквера «Родничок», в благоустройство которого в прошлом году к 70-летию победы в Великой Отечественной войне город вложил 40 млн руб. Парк уже обнесен забором, в него вошла строительная техника. Возле стройплощадки с весны 2016 года проходят митинги местных жителей, которые время от времени перерастают в потасовки с полицией и охранниками объекта. Последняя акция прошла 12 декабря — противники строительства на 15 минут перекрыли движение на Профсоюзной улице.

Стройка на месте сквера «Родничок», 15 декабря 2016 года (Фото: Никита Попов / РБК)

«По информации жителей, строительство начато без проведения публичных слушаний. Граждане обращают внимание на то, что под видом возведения гостиницы происходит строительство элитного жилого комплекса, о чем в открытую сообщается на сайте застройщика ГК «Кортрос», — рассказал РБК собеседник в Совете по правам человека при президенте РФ.

Риелторы действительно продают жилье в «гостинице». Официально этот объект называется «Апарт-отель «Коньково». К продаже предлагаются одно- и двухкомнатные апартаменты.

Сколько заработает застройщик «Серебряного бора»

В рекламных проспектах продавцы подчеркивают преимущества площадки на Живописной, 21. «Проект расположен всего в 150 м от живописного берега Москвы-реки в окружении вековых сосен. Необычное архитектурное решение продиктовано природными характеристиками места», — подчеркивается на сайте риелторской компании «Метриум-Групп».

Планируемая стоимость строительства ЖК — 4,26 млрд руб. Нынешняя средняя цена за «квадрат» — 208,22 тыс. руб. Если застройщику удастся продать все квартиры в комплексе по нынешним ценам (а они по мере готовности дома будут расти), выручка составит 6,713 млрд руб., прибыль — более 2,5 млрд руб. И это не считая 1605 кв. м коммерческой недвижимости.

Близость к парковой зоне хотя и не является определяющим фактором при выборе жилья, но повышает привлекательность объекта и его стоимость, подтвердили РБК специалисты из риелторских компаний. По словам директора агентства эксклюзивной недвижимости «Усадьба» Надежды Хазовой, в Москве есть ряд «дорогих парков», куда входят и территории ООПТ «Москворецкий», где при условии отсутствия проезжей части между домом и парком стоимость квадратного метра в новостройке может прибавлять до 20% по сравнению с равноценным объектом без зеленой зоны поблизости.

Эксперты и противники застройки отмечают, что из комплекса не может быть выезда — дорогу и инженерные сети придется прокладывать через парк или через стадион

Экспертиза из-за Амура

Представитель группы «Кортрос», в которую входит застройщик Живописной, Ирина Опимах заверила РБК, что компания получила все необходимые согласования, которые неоднократно были проверены соответствующими органами по запросам жителей. По ее словам, опасения москвичей, что примыкающие к новостройке участки парка «Москворецкий» станут ее придомовыми территориями, беспочвенны.

Есть у экспертов замечания и к работе проектировщиков. В частности, они утверждают, что расположение участка физически не позволяет проложить необходимую инфраструктуру (автомобильную дорогу и инженерные сети) в обход запретных земель со статусом ООПТ. С этим согласен советник руководителя Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы Андрей Мухортиков. «Главное, что надо решить в первую очередь: как автомобили будут выезжать со двора — или через парк, или через территорию стадиона, — говорит эксперт. — Другого не дано, ведь проезжую часть для выезда строить все равно придется». При этом Мухортиков уверен, что появление на Живописной нескольких сотен автомобилей жильцов нового комплекса к транспортному коллапсу в районе не приведет. «Движение здесь относительное свободное», — отмечает он.

Однако всего этого не выявила независимая экспертиза проектной документации, без которой застройщик не смог бы получить разрешение на строительство. Ее в марте 2016 года проводило столичное ООО «Судебные экспертизы и исследования». Теоретически ее можно было бы оспорить в суде. Однако, как следует из данных СПАРК, в октябре компания-эксперт начала процесс реорганизации через присоединение к другому юрлицу — ООО «Бойд», зарегистрированному в Комсомольске-на-Амуре, в квартире на окраине.

В СПАРК содержится информация о том, что учредитель ООО «Бойд» Евгений Качанов в период с марта 2016 года зарегистрировал по одному и тому же адресу 49 различных ООО, к каждому из которых затем присоединились компании, работавшие в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Две из этих реорганизованных компаний уже запустили процесс ликвидации; возможно, подобная судьба ждет и «Судебные экспертизы и исследования».

«Процедура с реорганизацией позволяет переложить ответственность за результаты проведенной экспертизы на новое юридическое лицо и его руководство, так как обязанности перед клиентом переходят к последним в порядке правопреемства, — объяснил РБК адвокат Олег Сухов. — С ликвидацией юрлица прекращаются и все его обязательства».

Представитель ООО «Судебные экспертизы и исследования» по телефону, указанному на сайте компании, подтвердил РБК факт проведения экспертизы проектной документации по Живописной, 21, отметив, что «никаких отклонений от законодательства в проекте не увидели». Факт реорганизации в компании тоже подтвердили, однако объяснить ее причины не смогли.

Что же касается ответственности органа, выдавшего разрешение на строительство дома на Живописной, 21, — Мосгосстройнадзора, то его функция заключается лишь в том, чтобы проверить у застройщика наличие всех необходимых документов, но не их обоснованность и законность.

Об этом Мосгосстройнадзор сообщил в ответе на обращение депутата Госдумы Геннадия Онищенко. Экс-глава Роспотребнадзора заинтересовался стройкой на Живописной не случайно — здесь живут его нынешние избиратели. По словам Онищенко, он дважды за последний месяц ездил на место будущей стройки, писал запросы в надзорные органы. «Получил невнятный, я бы даже сказал, полуоскорбляющий ответ, — сообщил РБК депутат. — Некоторые ведут себя в лучших традициях 1990-х годов. Видимо, в расчете на то, что все это дозволено». Онищенко пообещал, что будет отстаивать интересы избирателей «вплоть до суда».

Фото: Олег Яковлев / РБК

Вопрос федерального масштаба

Юрист Павел Блохин, по просьбе участников инициативной группы жильцов изучив ответы государственных органов по поводу стройки на Живописной, 21, пришел к выводу, что изменение вида разрешенного использования земельного участка департамент госимущества произвел автоматически согласно параметрам, содержащимся в градостроительном плане земельного участка. В свою очередь, указанный в нем вид разрешенного использования территории предопределен решением градостроительно-земельной комиссии города Москвы. Ее решение независимо и не базируется на документах территориального планирования и градостроительного зонирования.

Руководство Москомархитектуры утверждает, что возможность строительства здесь жилого дома и допустимая высотность в 75 м установлены ГЗК на основании принятого в мае 2010 года Генплана Москвы и потому не противоречат законодательству.

С этим не согласна ответственный редактор Красной книги Москвы Галина Морозова. По ее словам, в Генплане говорится, что назначение участка по адресу Живописная, владение 21, «относится к функциональной зоне №59 «специализированные спортивно-рекреационные общественные зоны» с высотностью до 15 м и имеет индекс планируемого функционального назначения зоны №100 «общественно-деловой».

«Можно быть уверенным, что, если бы проектом действующего ныне Генерального плана Москвы предусматривалось размещение высотного жилого комплекса на расположенном внутри соснового леса земельном участке по Живописной, вл. 21, жители районов Хорошево-Мневники и Щукино однозначно выразили бы свой протест на публичных слушаниях в августе 2009 года», — считает она.

Слушания перед выдачей разрешения на строительство жилого комплекса не проводились. «Данный участок расположен вне границ жилых территорий, поэтому в соответствии со ст.44 Градостроительного кодекса города Москвы публичные слушания по проекту градостроительного плана не проводились», — поясняется в официальном ответе мэрии на запрос РБК.

Впрочем, слушания все еще могут состояться, сообщил РБК руководитель группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса регионального штаба ОНФ в Московской области Антон Хлынов. По его словам, противостояние вокруг проекта на Живописной не просто локальный конфликт.

«С точки зрения пространственного развития это вопрос политический и федерального масштаба, — уверен Хлынов. — Это тот самый случай, когда если нельзя, но очень хочется, то можно. Мы наблюдаем случай с абсолютно неприемлемой градостроительной политикой, когда нет целостного видения развития города, а решение принимается в интересах конкретного застройщика. При этом игнорируется мнение граждан, потому что законодательство по формальным причинам разрешает не проводить публичные слушания».

По словам Хлынова, эта ситуация обсуждалась в ОНФ на круглом столе, по итогам которого представитель застройщика пообещал, что подаст документы на государственную экологическую экспертизу проекта. «Кроме того, в январе все-таки должны пройти публичные слушания», — уверен представитель ОНФ.

В ожидании новых конфликтов

В Совете по правам человека при президенте России (СПЧ) РБК сообщили, что от москвичей поступает огромное число жалоб на выделение участков под строительство на сомнительных, с точки зрения жителей столицы, основаниях.

СПЧ направил в правительство Москвы и прокуратуру рекомендации по введению моратория на исполнение решений градостроительно-земельной комиссии; совет рекомендует проверить их законность, а саму комиссию — упразднить. В СПЧ считают, что она неподотчетна населению, деятельность ее закрыта и непрозрачна. Протоколы не публикуются, в открытом доступе отсутствуют. При этом на них базируются все последующие градостроительные решения и документы.

Ответа от мэрии и прокуратуры в СПЧ до сих пор не получили.

Согласно полученным в СПЧ выводам Министерства строительства России, одной из основных причин конфликтов между застройщиками и местными жителями является отсутствие в Москве утвержденных Правил землепользования и застройки (ПЗЗ). Это «создает предпосылки для осуществления градостроительной деятельности «по усмотрению властей» и без учета мнения населения», говорится в письме Минстроя.

Правила землепользования и застройки — документ градостроительного зонирования, определяющий, что, где и когда будет построено. Как сообщили РБК в Москомархитектуре, проект правил уже подготовлен и 22 декабря будет вынесен на публичные слушания. Они пройдут в каждом административном округе города. Слушания и последующее утверждение правил правительством города станут «одобрением» для нового строительства в районах.

«По идее правила землепользования и застройки должны соответствовать Генплану, но представители стройкомплекса города уже указали, что в среднем 17% территорий Москвы ждет изменение функционального назначения, — рассказала РБК член Общественного экологического совета Москвы Алина Енгалычева. — И, увы, эти изменения не в пользу жителей. В последние годы бывали случаи, когда на фоне возмущений горожан по поводу незаконных строек их приостанавливали. Люди успокаивались, хотя сами разрешения не аннулировались. Так вот, все эти стройки есть в проекте ПЗЗ. Поэтому, думаю, в будущем в городе громкие конфликты на стройках продолжатся».

Конфликты в связи с застройкой рекреационных зон в Москве

Застройка земель Тимирязевской сельхозакадемии

Когда возник: в марте 2016 года

Из-за чего возник: правительство Москвы передало 100 га земель Тимирязевской сельхозакадемии, расположенных вдоль Лиственничной аллеи и Большой Академической улицы, фонду РЖС для жилой застройки в связи «с неэффективностью их использования».

Текущий статус: 14 апреля во время прямой линии с населением на вопрос о судьбе экспериментальных полей академии Владимир Путин сообщил, что все земли останутся у вуза.

Жилой комплекс возле парка «Дубки»

Когда возник: в марте 2016 года

Из-за чего возник: возведение 22-этажного дома с подземной парковкой на месте детского сада, представляющего собой образец архитектуры начала XX века, возле парка «Дубки» в Тимирязевском районе Москвы

Текущий статус: строительство начато, ввод жилого комплекса в эксплуатацию запланирован на четвертый квартал 2018 года; инициативная группа запустила сбор подписей под петицией с требованием остановить строительство

Футбольные поля в парке «Дружба»

Когда возник: в августе 2015 года

Из-за чего возник: строительство двух футбольных полей и площадки общей площадью 4,59 га в парке «Дружба» в районе метро «Речной вокзал». Парк является объектом культурного наследия регионального значения

Текущий статус: проверка департамента культурного наследия Москвы выявила, что строительные работы велись с отклонением от проектной документации, но работы продолжились; сдача объекта была запланирована на октябрь 2016 года

Храм в сквере в 1-м Краснокурсантском проезде

Когда возник: в октябре 2016 года

Из-за чего возник: инициатива Росгвардии согласовать строительство храма на площади 900 кв. м в сквере в 1-м Краснокурсантском проезде. Сквер находится в охранной зоне памятника архитектуры федерального значения «Екатерининский дворец»

Текущий статус: проект проходит согласование

Строительство храма на Лодочной улице

Когда возник: в апреле 2016 года

Из-за чего возник: планы строительства храмового комплекса и стадиона с изменением границ парка вдоль Химкинского водохранилища по Лодочной улице

Текущий статус: протесты продолжаются, началась вырубка деревьев

Памятник князю Владимиру на Воробьевых горах

Когда возник: летом 2015 года

Из-за чего возник: планы установки 24-метрового памятника возле смотровой площадки на Воробьевых горах

Текущий статус: решение о размещении памятника было вынесено на голосование в приложении «Активный гражданин», после чего памятник был размещен на Боровицкой площади

Храм в парке «Торфянка»

Когда возник: в апреле 2013 года

Из-за чего возник: планы строительства храма в парке «Торфянка» в Лосиноостровском районе в рамках программы «200 храмов»

Текущий статус: строительство храма перенесли на ул. Анадырский проезд.

Храм в парке на Зеленом проспекте

Когда возник: в 2012 году

Из-за чего возник: планы строительства храма на территории природного комплекса №​72-ВАО

Текущий статус: строительство не начато; продолжаются протестные акции жителей. Активисты согласны на перенос строительства на историческое место расположения храма, на улицу Лазо

Храм в лесопарке между Кронштадтским бульваром и Большим Головинским прудом

Когда возник: в конце 2011 года

Из-за чего возник: планы строительства храма в лесопарке между Кронштадтским бульваром и Большим Головинским прудом в рамках программы «200 храмов». Территория сквера относится к зоне регулируемой застройки

Текущий статус: в конце 2015 года проект на повторном голосовании был согласован, построена временная деревянная часовня

Энциклопедия МИП » Земельное право » Категории земель » Земли особо охраняемых природных территорий

Перечисленные в ст. 2 Федерального закона № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» земли подлежат специальной правовой охране со стороны государства.

Понятие правового режима отдельных особо охраняемых природных территорий

Перечисленные в ст. 2 Федерального закона № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» земли подлежат специальной правовой охране со стороны государства. Ее суть сводиться к установлению правого режима, подразумевающего запрет на реализацию видов хозяйственной деятельности, могущих привести к:

  • нарушению природного баланса экосистем;
  • уничтожению/повреждению природных комплексов;
  • исчезновению редкостных видов животных и растений.

Законодатель разделил земли особо охраняемых природных территорий на 6 категорий. Каждой из них характерен специфический природоохранный режим. Очевидна логическая связь между очередностью упоминания категорий охраняемых территорий в тексте Закона № 33-ФЗ и строгостью их правового режима. От начала содержания Закона до его конца режим сменяется с очень строгого на более мягкий.

В границах заповедников запрещена всякая хозяйственная деятельность, связанная с вмешательством человека в ход естественных процессов, кроме случаев предотвращения стихийных бедствий, эпизоотий и достижения иных благих целей.

Имущество заповедников исключено из гражданского оборота, его земли не могут использоваться для туризма или охоты.

Природоохранный режим национальных и природных парков более благоприятен для природопользования. В парки допускаются частные лица (туристический поток регулируется). Земли могут использоваться для организации спортивных и культмероприятий, рекреационных целей и строительства объектов недвижимости. Отдельные участки парков предоставляются сотрудникам администрации в качестве служебных наделов.

Земли, на которых размещены памятники природы, могут находиться в частных руках. А дендропарки не являются даже природными образованиями. Коллекции специально высаженных в открытый грунт деревьев и кустарников – результат антропогенной деятельности.

Государственные природные заповедники

Природные заповедники – это госучреждения научно-исследовательского, природоохранного либо эколого-просветительского профиля. Создаются с целью:

  • обеспечения естественного хода природных процессов;
  • сохранения генофонда растительного и животного мира, а также биоразнообразия;
  • поддержания типичных или уникальных экосистем в их первозданном виде;
  • проведения исследований;
  • осуществления экологического мониторинга;
  • организации экологического просвещения;
  • развитие познавательного туризма.

Ст. 58 Федерального закона РФ № 7 «Об охране окружающей среды» относит природные заповедники к числу объектов общефедерального значения, пребывающих под особой охраной правительства. Они также признаются составляющей природно-заповедного фонда.

Заповедники учреждаются правительственными постановлениями по инициативе Минприроды России. В таком же порядке происходит расширение географических границ заповедников (ст. 8 33-ФЗ).

В 2013 году в России насчитывалось 103 заповедника суммарной площадью без учета акваторий более 27 млн. га. В связи с созданием «Шайтан-Тау» и присоединением Крыма в 2014 году их количество достигло 109 единиц.

Как госучреждение природный заповедник имеет правовой статус юридического лица, к нему применимы положения главы 4 ГК РФ. Государственный природный заповедник:

  • наделен гражданской правосубъектностью;
  • подлежит госрегистрации в ЕГРЮЛ;
  • может заключать гражданские сделки;
  • вправе выступать работодателем;
  • может быть истцом/ответчиком в судебном разбирательстве.

Правовое положение имущества природного заповедника определено ст. 6 Закона РФ № 33-ФЗ. Активы, находящиеся в его пределах, в том числе природные ресурсы и недвижимость, признаются общефедеральной собственностью. Они изъяты из гражданского оборота.

Правовой режим территорий природных заповедников определяется ст. 9 вышеназванного Закона как режим особой охраны. Всякая хозяйственная деятельность здесь запрещена. Дозволены исключительно работы:

  • предусмотренные в положении, определяющем правовое положение конкретного заповедника;
  • оговоренные п. 2 ст. 9 вышеназванного Закона РФ.

На территории всех заповедников разрешены мероприятия, направленная на:

  • предотвращение стихийных бедствий;
  • обеспечение противопожарной и санбезопасности;
  • осуществление экологического надзора;
  • выполнение исследовательских задач.

Научная деятельность разрешена со значительными оговорками. Запрещено внесение в заповедные экосистемы чуждых им растений и животных для акклиматизации (интродукция). Здесь нельзя разводить домашних животных, проводить селекционные работы.

Чиновники и деятели науки (кроме сотрудников заповедника и госструктур, в ведении которых они находятся) могут находится в заповеднике на основании специального разрешения. За посещение заповедника туристами взыскиваться плата, размер которой регламентирован Приказом Минприроды РФ № 546 от 09.12.14 г.

Для сохранения природного комплекса в его первозданном виде могут выделяться зоны, в пределах которых категорически запрещено любое антропогенное вмешательство. На специально выделенных участках, не включающих особо ценные экосистемы и объекты, может разрешаться хозяйственная деятельность. Ее виды и объем определяются Положением о заповеднике.

Государственные природные биосферные заповедники

Каждой категории особо охраняемых территорий Федеральный закон РФ № 33 отвел по разделу. При этом биосферным заповедникам посвящена всего одна статья (ст. 10).

Это позволяет с уверенностью утверждать, что категории «природные заповедники» и «биосферные заповедники» соотносятся как общее и частное. Биосферными признаются заповедники, включенные в международную систему биосферных резерватов на основании программ под эгидой ЮНЕСКО.

Цель учреждения биосферного заповедника:

  • поддержание природных экосистем в неизменном виде;
  • сохранение биоразнообразия и генофонда соответствующего региона;
  • мониторинг состояния окружающей среды в пределах заповедника и вблизи него.

Биосферные заповедники могут включать полигоны. По общему правилу для их создания используют примыкающие к заповеднику участки. В некоторых случаях под полигоны отводят часть заповедной территории. Биосферные полигоны используются для:

  • научных исследований;
  • экологического мониторинга;
  • апробации и внедрения методик щадящего природопользования.

Правовой режим полигона определяется Положением о биосферном заповеднике. Он может быть дифференцированным и подразумевать разрешение на некоторые способы хозяйствования.

Для организации физкультуры и познавательного туризма допускается размещение на территории биосферных полигонов объектов капитального строительства и сопутствующей инфраструктуры.

Национальные и природные парки

Правовой статус парков как природных комплексов общефедерального значения регламентирован разделом III Закона РФ № 33-ФЗ. Хозяйственная деятельность в национальных парках ограничена, тогда как в заповедниках она запрещена.

На территорию национальных парков допускаются туристы, хотя их количество и уровень антропогенной нагрузки в целом регулируются. Ключевые задачи национальных парков определяются соответствующим индивидуальным административным актом и могут включать:

  • апробацию новых научных методов природоохраны;
  • восстановление историко-культурных объектов;
  • поддержание в неизменном виде эталонных либо уникальных природных объектов, участков;
  • регулирование туризма и рекреации;
  • осуществление экологического мониторинга.

В число национальных парков включают территории, на которых расположены комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность.

Природные ресурсы и недвижимость, расположенные на территории национальных парков, по общему правилу признаются федеральной собственностью.

Администрацией природного парка может быть принято решение о выделении служебных наделов сотрудникам национальных парков.

Земли рекреационной зоны могут передаваться в аренду частным лицам для организации физкультурно-оздоровительной деятельности и спортивных мероприятий.

Для национальных парков характерно функциональное территориальное деление. Правовой режим участка зависит от принадлежности к той или иной зоне. Перечень зон согласно ст.15 Закона РФ № 33:

  • заповедная, в пределах которой всякая хозяйственная деятельность запрещена;
  • особо охраняемая, используемая для познавательного туризма;
  • рекреационная, среди прочего может вмещать объекты туристской индустрии, музеи;
  • охраны объектов культурного наследия, может дополнительно использоваться для рекреации;
  • хозяйственного назначения;
  • традиционного экстенсивного неистощительного природопользования коренных малочисленных народов.

Посещение национальных парков лицами, не являющимися сотрудникам администрации парка или представителями контролирующих госструктур, возможно с письменного разрешения компетентного органа. С туристов и других частных лиц взыскивается плата.

В отличие от национальных, природные парки признаются особо охраняемыми территориями регионального значения. Земли особо охраняемых природных территорий этого вида и расположенные на них объекты признаются региональной собственностью.

Положения о природных парках утверждаются решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Как и национальные, природные парки подлежат функциональному зонированию. Они могут быть: природоохранными, рекреационными, агрохозяйственными.

Государственные природные заказники

Природными заказниками признаются специально выделенные площади суши или акватории, оказывающие значимое влияние на сохранение и/или восстановление экосистем, их компонентов, поддержание экобаланса в целом.

Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий этого вида регламентирован Законом РФ № 33-ФЗ. Выделяются заказники, имеющие общефедеральное и региональное значение. Учреждение заказников возможно как с изъятием у частных владельцев входящих в него участков, так и без такового.

Заказники не могут располагаться на территориях государственных заповедников и национальных парков.

Профили заказников:

  • ландшафтные, предназначенные для сохранения и восстановления целостных природных комплексов;
  • биологические, созданные для сохранения исчезающих видов живых организмов (в зависимости от специализации подразделяются на ботанические и зоологические);
  • палеонтологические, используемые для сохранения естественного состояния ископаемых объектов;
  • гидрологические (морские, озерные, болотные);
  • геологические, созданные для защиты неживой природы.

Заказники общефедерального значения создаются по решению центрального Правительства. Инициатором выступает Минприроды РФ. Заказники регионального значения учреждаются по решению высшего органа власти субъекта РФ.

Допускается преобразование заказника федерального значения в заказник регионального при условии, что природоохранная зона в целом не выходит за пределы соответствующего субъекта РФ. Заказники управляются теми же бюджетными госучреждениями, в ведении которых находятся заповедники и природные парки. Для обеспечения функционирования заказников на местах создается администрация.

Памятники природы

В силу ст. 25 Закона РФ № 33 к памятникам природы причисляют уникальные, редкие и невосполнимые объекты естественного и искусственного происхождения, ценные в экологическом, эстетическом, научном или культурном плане. Памятниками могут признаваться, например:

  • отдельно стоящие объекты: пещеры, истоки рек, реликты, деревья-долгожители;
  • живописные или эталонные участки природных комплексов, старинные парки, каналы, участки со следами сейсмических явлений, гидроминеральные комплексы, лагуны.

По сравнению с другими природоохранными территориями памятники природы занимают меньшую площадь. Памятники могут иметь местное, региональное или общефедеральное значение. В зависимости от специализации памятники подразделяются на:

  • ботанические;
  • геологические;
  • гидрологические;
  • комплексные.

Отдельно стоящие объекты или комплексы признаются памятниками природы:

  • общефедерального значения – Правительством РФ по представлению Минприроды;
  • регионального значения – органами госвласти субъектов РФ.

Учреждение памятников природы влечет запрет реализации на соответствующей территории всякой хозяйственной деятельности. Учитывая этот факт, в большинстве случаев соответствующие участки изымаются у собственников в порядке ст. 279 Гражданского, главы VII.1 Земельного и ст. 60 Водного кодексов РФ.

Дендрологические парки и ботанические сады

Понятие особо охраняемых природных территорий этого вида содержит ст. 28 Федерального закона РФ № 33-ФЗ. Они определяются как природоохранные госучреждения, созданные для формирования коллекций живых растений и поддержания биоразнообразия.

Дендрарий представляет собой территорию, специально отведенную под культивацию в открытом грунте деревьев, кустарников и лиан. Древесная растительность размещается согласно определенной системе, например, по географическим, систематическим или декоративным признакам. Примыкающая к дендрарию зона, предназначенная для отдыха и рекреации, именуется дендропарком.

Имущество, находящееся на территории дендропарков и ботанических садов, ограничено в гражданском обороте. Управление дендропарками и ботаническими садами может обеспечиваться органами государственной власти федерального уровня, их бюджетными учреждениями, научно-исследовательскими учреждениями и профильными ВУЗами.

Правовое положение дендропарков и садов определяется соответствующим административным актом, утвержденным учредившим его органом. В положении отображаются такие сведения:

  • цели учреждения;
  • научный профиль;
  • организационное устройство;
  • особенности режима охраны (по необходимости).

Дендропарки и ботанические сады подлежат территориальному зонированию. Выделяются следующие зоны:

  • экспозиционная, на посещение которой нужно специальное разрешение;
  • научно-экспериментальная, рассчитанная на посещение сотрудниками дендропарков/садов и других узкопрофильных учреждений;
  • административная.

Финансирование дендропарков и ботанических садов осуществляется за счет бюджетных средств. Они также вправе получать средства от хозяйственной деятельности и расходовать их на реализацию уставных целей. Возможные источники доходов дендропарков и садов:

  • рекреационная деятельности;
  • издательская работа;
  • безвозмездная помощь частных лиц и международных организаций.

Правовая охрана особо охраняемых природных территорий отдельных видов

Хозяйственная деятельность человека в пределах заповедника запрещена. Малозначимые исключения по этому поводу предусмотрены в отношении исследовательских работ и туризма.

Для национальных парков устанавливается куда менее жесткий режим. Возможности реализации той или иной деятельности на конкретных участках зависят от их принадлежности к функциональным зонам.

Примечательно, что п. 1.1 ст. 15 Закона РФ № 33-ФЗ установлен императивный запрет на увеличение площадей других зон национального парка за счет заповедной. На территориях национальных парков запрещена:

  • деятельность, наносящая вред природным комплексам, представителям животного и растительного мира, культурно-историческим объектам, почвенному покрову;
  • разработка полезных ископаемых;
  • мероприятия, которые могут изменить гидрологический режим;
  • предоставление участков под садоводство, дачное хозяйство;
  • строительство линейных объектов, кроме тех, которые обеспечивают функционирование природных парков;
  • лесозаготовка в промышленных масштабах;
  • стоянка, движение автомобилей и спецтехники, кроме используемых для обеспечения функционирования природного парка;
  • выпас и прогон домашних животных, кроме путей общего пользования;
  • сплав древесины по водотокам;
  • организация массовых мероприятий, разбивка туристских стоянок, разведение костров за пределами специально предусмотренных мест;
  • самовывоз предметов, имеющих культурную или историческую ценность.

Вопросы хозяйственной деятельности компаний, действующих на территории национальных парков, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на их территории подлежат согласованию с Минприроды РФ и его уполномоченными органами.

В силу вышеназванного Закона РФ № 33-ФЗ на территории природных заказников запрещается деятельность, могущая причинить вред природным комплексам или их компонентам. Правовой режим земель заказников, а также объем ограничений устанавливается Положением о заказнике.

Малочисленным народам, для которых территория заказника является исконной средой обитания, разрешается общее и специальное природопользование в традиционной для них форме. На участках под памятниками природы, а также на территориях дендропарков и ботанических садов запрещается всякая хозяйственная деятельность, не связанная с защитой таких памятников, обеспечением функционирования дендропарков и садов.

Ответственность за нарушение правового режима особо охраняемых природных территорий

Законодатель установил возможность привлечения правонарушителей к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности. Причиненный природным объектам и комплексам вред подлежит компенсации согласно специально утвержденным методикам и таксам, утвержденным Приказом Минприроды РФ. Если применимая к конкретной ситуации методика расчета экологического ущерба отсутствует, компенсация проводится по фактическим расходам на восстановление (п. 3 ст. 36 Закона РФ № 33-ФЗ).

Компенсация причиненных убытков не освобождает правонарушителя от административной, а в некоторых случаях и уголовной ответственности. В силу ст. 8.39 КоАП РФ нарушение режима охраны природных объектов и ресурсов в пределах особо охраняемых территорий влечет наложение административных штрафов.

Размеры штрафов для разных типов нарушителей:

  • частные лица – до 4 тыс. руб.;
  • должностные лица – 20 тыс. руб.;
  • организации – 500 тыс. руб.

В качестве дополнительных взысканий применяется изъятие орудий совершения правонарушения, а также продукции самовольного природопользования.

Уголовная ответственность оговорена ст. 262 УК РФ. Нарушение режима особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, карается:

  • штрафом до 200 тыс. руб. либо в размере зарплаты виновного за полтора год;
  • лишением специального права (занимать должность, заниматься деятельностью) до трех лет;
  • обязательными работами до 480 часов;
  • исправительными работами до 2 лет.

Конструкция административного деликта, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, предусматривает формальный состав правонарушения. Иными словами, для определения возможности привлечения виновного к ответственности достаточно деяния как такового.

Наличие негативных последствий для квалификации не имеет значения, хотя факт нанесения ущерба обязательно учитывается для определения степени вины и тяжести наказания.

Применительно к уголовному деликту все наоборот: «причинение значительного ущерба» – непременное условие вменения статьи 262 УК РФ. Дело, начатое как административное, по результатам экспертизы и подсчета вреда может перерасти в уголовное и наоборот.

Таким образом, нарушая закон, правонарушитель во многих случаях не может предсказать, какого рода преследованию (административному или уголовному) он в итоге может быть подвергнут.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *