Структурные элементы нормы права

Структурные элементы нормы права

Понятие и сущность права.

Человеческое общество объединено в сложной системе общественных отношений. Этой системе присущи внутренняя организованность и определенная степень упорядоченности складывающихся в обществе отношений. Для нормального существования общества необходимо, чтобы поведение людей регулировалось определенными правилами поведения, обязательными для исполнения. В современном мире такими правилами поведения являются нормы права, которые устанавливают органы, управомоченные государством.

Признаки права как социальной категории:

1. Право — это система норм. Правовые нормы регулируют различные по-своему характеру отношения. Но они связаны между собой общей задачей — обеспечить нормальное существование общества в целом путем правового регулирования всей совокупности общественных отношений, охваченных правовой регламентацией.

2. Право представляет собой правовую систему, общеобязательных норм поведения, закрепленных в формальных актах, исходящих от государства (закон, указ и т. п.).

3. Общеобязательность норм поведения гарантируется государством, которое в случае неисполнения кем-либо установленного в норме правила поведения вправе применить принуждение.

4. Право — это система общеобязательных норм, в которой выражена воля государства, адресованная воле исполнителя этих норм. Иными словами, право обладает волевым содержанием.

Итак, право — это система общеобязательных, гарантированных государством норм, выражающая волю государства и обеспечивающая регулирование общественных отношений.

Право проявляется:

1. Право объективное – совокупность общеобязательных правил поведения, выраженных в системе норм (предписывающих, обязывающих, запрещающих).

2. Право субъективное – право конкретного лица определять вид и меру поведения.

Нормы права: элементы и виды.

Норма права — это установленное государством и охраняемое им общеобязательное, формально определенное правило поведения, которое предоставляет участникам общественного отношения юридические права и налагает на них юридические обязанности.

Как правило поведения норма права обладает следующими специфическими признаками:

1. Норма права исходит от государства. Это правило поведения, содержащее требование о должном, необходимом поведении людей.

2. Норму права охраняет принудительная сила государства, ее исполнение обеспечивается принудительной силой государства.

3. Норма права носит общеобязательный характер. Это означает, что нормы права распространяются на участников отношений данного вида и должны быть исполнены каждым из них независимо от того, как относится к норме права тот или иной человек, согласен он с нормой или нет, одобряет ее содержание или нет.

4. Норма права — это формально определенное правило поведения, которое должно быть четко и категорично сформулировано и формально закреплено в конкретном источнике права (нормативном акте).

5. Норма предоставляет участникам общественных отношений данного вида субъективные права и возлагает на них субъективные юридические обязанности.

Структура нормы права выражается в ее логическом построении. Как правило, эта структура состоит из трех элементов:

1. Гипотеза — это условия, при наличии которых норма права начинает действовать, и круг лиц к которым она адресована.

2. Диспозиция — это правило поведения людей, субъектов права, которое установлено в данной норме права.

3. Санкция — это мера неблагоприятного последствия, которое вправе применить государство в случае нарушения или ненадлежащего исполнения установленного в диспозиции правила поведения.

Виды норм права:

а) управомочивающая,

б) обязующая,

в) запрещающая.

Толкование норм права

Толкование норм права — это уяснение смысла нормы права, установление ее содержания.

По юридической силе различаются официальное и неофициальное толкование. Первое дают управомоченные органы государства. Такое толкование нормы права является обязательным для исполнения. Неофициальное толкование могут осуществлять любые лица (гражданские организации), оно необязательно для исполнения.

Толкование осуществляется, во-первых, по юридической силе, во-вторых, по характеру. По характеру толкования норм право может быть нормативным, т.е. имеющим значение для всех случаев применения данной нормы, и казуальным, предназначенным для конкретного случая установления прав и обязанностей субъектов определенного правоотношения. Оба вида толкования могут быть как официальными, так и неофициальными.

Принято так же различать три способа толкования норм права:

1. Грамматический, при котором исходят из выяснения отдельных слов, терминов или их сочетания.

2. Систематический, (смысловой) — путем сопоставления содержания двух или более норм права в должном или нескольких нормативных актах,

3. Исторический, путем сравнения содержания действующей или вновь изданной нормы права с содержанием ранее действующей и отмененной или измененной с введением данной нормы права.

Указанные способы толкования могут применяться как каждый в отдельности, так и вместе взятые.

Субъекты права

Субъект права — физическое или юридическое лицо, обладающее по закону способностью осуществлять субъективные права и юридические обязанности.

Юридическое лицо — учреждение, предприятие или организация, выступающее в качестве самостоятельного носителя гражданских прав и обязанностей. Юридическое лицо имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица могут быть коммерческими и некоммерческими организациями.

Физическое лицо — в гражданском законодательстве — отдельный гражданин как субъект гражданского права. Наряду с гражданами государства физическими лицами являются иностранные граждане, проживающие в государстве, а также лица, не имеющие определенного гражданства. Физические лица обладают правоспособностью и дееспособностью.

Субъектом правоотношения является также и само государство.

Правоспособность — признанная государством способность физических лиц (граждан) и юридических лиц иметь права и нести обязанности, предусмотренные и допускаемые законом.

Дееспособность — способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Федеративное устройство РФ.

По своему устройству РФ — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Федеративное устройство России базируется на принципах:

— государственной целостности и единстве системы государственной власти;

— разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

— равноправия и самоопределения народов в РФ;

— равноправия субъектов РФ.

1) Государственная целостность означает, что РФ – цельное единое и нераздельное, хотя и федеративное государство, включающее другие государственные образования.

2) Конституция РФ определяет перечень вопросов ведения РФ, которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти. По этим вопросам принимаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты принимают свои законы и иные нормативные акты. В остальных вопросах (вне пределов полномочий федерации и совместного ведения) полнота власти у субъектов федерации. Законы и иные нормативные акты субъектов РФ не должны противоречить федеральным законам. Споры о компетенции между государственными органами РФ и органами государственной власти ее субъектов разрешаются Конституционным Судом РФ.

3) Формами самоопределения народов, народностей, населяющих РФ выступают республики, автономные округа, организованные на основе национально-территориального принципа. Это равноправие проявляется в равенстве их прав и обязанностей как субъектов федерации; в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов; в равном представительстве всех субъектов в Составе Федерации.

4) Субъекты РФ равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. В России 89 субъектов федерации — 21 республика, 6 краев, 2 города федерального значения 1 автономная область, 10 автономных округов, 49 областей.

Правовой статус Федерального собрания РФ.

Современное конституционное право считает парламентом общегосударственный орган, обладающий правом издавать законы, утверждать бюджет и контролировать правительство.

3 признака парламента в Конституции:

1. Без него невозможен принцип парламентаризма (разделения властей)

2. Это представительный орган, который призван выражать и осуществлять волю народа

3. Парламент наделен исключительным правом принимать законы (концентрированное выражение воли народа)

Состав парламента: Совет Федерации (Верхняя Палата — Миронов) и Государственная Дума (Нижняя Палата — Грызлов). Палаты Федерального Собрания самостоятельны. Это проявляется в разграничении их функций, самостоятельном их осуществлении, отсутствии подчиненности палат, в собственной компетенции каждой их них, независимости во внутренней организации.

B Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ — один от представительного, другой -от исполнительного органов государственной власти (178 депутатов).

Депутаты Государственной Думы (по Конституции их число 450) избираются на всеобщих выборах — часть по общефедеральным спискам кандидатов избирательных объединений, другая часть — по одномандатным округам.

Законодательная деятельность по своему значению и объему приоритетная. Законодательство сосредоточено в Государственной Думе. Совет Федерации не наделен правом принимать законы. Однако он одобряет или отклоняет федеральные законы, принятые Государственной Думой. Отклонение закона Советом Федерации может быть преодолено Государственной Думой не менее чем двумя третями от общего числа депутатов. Закон, не рассмотренный Советом Федерации в течение 14 дней, считается одобренным. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат: законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира.

Поправки к главам 3-8 Конституции РФ и федеральные конституционные законы считаются принятыми, если они одобрены большинством (не менее трех четвертей от общего числа) членов Совета Федерации и большинством депутатов Государственной Думы.

Контрольные функции — другое направление деятельности Федерального Собрания. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату.

К ведению Совета Федерации, кроме отмеченного выше, относится утверждение изменения границ между субъектами РФ, указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения, решение вопросов использования Вооруженных Сил за пределами РФ. Среди полномочий Совета Федерации — назначение выборов Президента РФ и отстранение его от должности. К правам Совета Федерации по формированию государственных органов, назначению должностных лиц отнесены: назначение на должность (по представлению Президента РФ) судей Конституционного Суда РФ (Зорькин), Верховного Суда (Лебедев), Высшего Арбитражного Суда (Яковлев), Генерального прокурора РФ (Устинов) и освобождение последнего от должности.

Государственная Дума наряду с законодательными полномочиями наделена и другими, в основном касающимися назначения должностных лиц, ответственности Президента и Правительства, а также амнистии. К ведению Государственной Думы отнесены следующие права: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; назначение на должность (по представлению Президента РФ) Председателя Центрального банка РФ (Игнатьев) и освобождение его от должности; Председателя Счетной палаты (Степашин).

Перед Государственной Думой несет парламентскую ответственность Правительство РФ — именно эта палата решает вопрос о доверии. Государственная Дума может выдвинуть обвинение против Президента РФ для отрешения его от должности.

Заключение трудового договора

Трудовой договор (ст.56 ТК РФ) – соглашение между работодателем и работником, по которому работодатель обязуется предоставить определенную работу, обеспечить условия труда, а также своевременно и полностью выплачивать зарплату; работник же обязуется выполнять данную работу и подчиняться внутреннему распорядку предприятия.

Гражданину, работающему по ТД, гарантируется: продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Необоснованный отказ от заключения ТД запрещен законом. При отказе от заключения ТД работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме.

ТД заключается:

1. Срочный (не более 5 лет) – когда этого требует характер предстоящей работы, условия ее выполнения или интересы работников.

2. На неопределенный срок

в условиях рынка труда определяется взаимным соглашением его сторон.

В случае заключения срочного ТД в нем указывается срок его действия и причины, послужившие основанием для заключения СТД.

2 группы условий ТД:

1. Необходимые (конституционные) – обязаны содержаться в любом ТД; их отсутствие свидетельствует о недействительности ТД. К ним относят: место работы, ее род, время начала, оплата труда работника.

2. Факультативные

При приеме на работу работодатель от работника может потребовать следующие документы: паспорт; трудовую книжку; страховое свидетельство; документ воинского учета; документ об образовании.

ТД заключается с лицами не моложе 16 лет; в отдельных случаях 15 или 14 (с согласия 1 из родителей).

ТК РФ предусматривает возможность установления испытательного срока. Но испытательному сроку не подвергаются: беременные женщины; лица, поступившие на работу по контракту; избранные на выборную оплачиваемую работу; в порядке перевода из 1 организации по соглашению с другой; лица, окончившие учебное заведение; лица моложе 18 лет.

Дисциплина и охрана труда.

Дисциплина труда – обязательное условие для всех работников, подразумевающее подчинение правилам поведения, определяемым трудовым законодательством, коллективными договорами, трудовыми договорами и локальными нормативными актами организации труда.

Работодатель обязан в соответствии с трудовым законодательством создать условия для соблюдения работниками дисциплины труда.

Трудовой распорядок определяется правилами внутреннего трудового распорядка. Правила внутреннего трудового распорядка организации – локальный нормативный акт организации, регламентирующий в соответствии с трудовым законодательством порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон ТД, режим работы и время отдыха, поощрения и взыскания, а также иные вопросы трудовых отношений в организации.

Правила внутреннего распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации. Они, как правили, являются приложением к коллективному договору.

Дисциплина труда укрепляется методами поощрения и наказания работников. Кроме того, за особые заслуги перед государством работник может быть представлен к госнаграде.

За совершение дисциплинарного проступка к работнику может быть применено дисциплинарное взыскание: замечании, выговор или увольнение по соответствующим основаниям.

Порядок применения: работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание применяется в течение 1 месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни, пребывания в отпуске, а также времени на учет мнения профсоюза.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в госинспекции труда.

Разрешение трудовых споров.

Трудовой спор – разногласия между работником и работодателем относительно непосредственно применения труда, установления или изменения его условий и оплаты.

Ст.37 Конституции РФ признает право работников на индивидуальные и коллективные споры с использованием установленных законом способов их разрешения, в т.ч. забастовки.

2 вида ТС:

1. Индивидуальные

2. Коллективные

Индивидуальные ТС подлежат разрешению:

1. Добровольно между работником и работодателем

2. Комиссией по ТС

Спор должен быт рассмотрен комиссией в течение 10 дней с момента подачи заявления 1 из сторон. Решение принимается тайным голосованием, и в течение 10 дней это решение может быть обжаловано. По истечении этого срока решение в 3х-дневный рок подлежит исполнению. В случае неисполнения решения работодателем работнику выдается удостоверение, имеющее силу исполнительного листа.

Если комиссия не рассмотрит жалобу в установленный срок или решение комиссии не удовлетворит работника, он имеет право обратиться в районный суд (в течение 3х месяцев).

Порядок рассмотрения коллективных ТС:

Согласно ФЗ «О порядке рассмотрения коллективных ТС» от 23.10.95 трудовой коллектив обязан направить работодателю свои претензии в письменной форме. Работодатель в 3х-дневный срок должен рассмотреть претензии и сообщить в письменной форме свое решение профсоюзу.

Коллективные ТС могут быть решены:

1. Примирительной комиссией

2. С участием посредника

3. Трудовым арбитражем

4. Путем забастовки

Примирительная комиссия создается в срок до 3х рабочих дней совместно решением профсоюза и приказом работодателя.

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного спора и службой по урегулированию коллективных ТС в срок не более 3х рабочих дней со дня окончания рассмотрения спора комиссией или посредником. Рекомендации трудового арбитража по урегулированию ТС передаются сторонам спора в письменной форме, и они обязательны для исполнения.

Понятие и сущность права.

Человеческое общество объединено в сложной системе общественных отношений. Этой системе присущи внутренняя организованность и определенная степень упорядоченности складывающихся в обществе отношений. Для нормального существования общества необходимо, чтобы поведение людей регулировалось определенными правилами поведения, обязательными для исполнения. В современном мире такими правилами поведения являются нормы права, которые устанавливают органы, управомоченные государством.

Признаки права как социальной категории:

1. Право — это система норм. Правовые нормы регулируют различные по-своему характеру отношения. Но они связаны между собой общей задачей — обеспечить нормальное существование общества в целом путем правового регулирования всей совокупности общественных отношений, охваченных правовой регламентацией.

2. Право представляет собой правовую систему, общеобязательных норм поведения, закрепленных в формальных актах, исходящих от государства (закон, указ и т. п.).

3. Общеобязательность норм поведения гарантируется государством, которое в случае неисполнения кем-либо установленного в норме правила поведения вправе применить принуждение.

4. Право — это система общеобязательных норм, в которой выражена воля государства, адресованная воле исполнителя этих норм. Иными словами, право обладает волевым содержанием.

Итак, право — это система общеобязательных, гарантированных государством норм, выражающая волю государства и обеспечивающая регулирование общественных отношений.

Право проявляется:

1. Право объективное – совокупность общеобязательных правил поведения, выраженных в системе норм (предписывающих, обязывающих, запрещающих).

2. Право субъективное – право конкретного лица определять вид и меру поведения.

Нормы права: элементы и виды.

Норма права — это установленное государством и охраняемое им общеобязательное, формально определенное правило поведения, которое предоставляет участникам общественного отношения юридические права и налагает на них юридические обязанности.

Как правило поведения норма права обладает следующими специфическими признаками:

1. Норма права исходит от государства. Это правило поведения, содержащее требование о должном, необходимом поведении людей.

2. Норму права охраняет принудительная сила государства, ее исполнение обеспечивается принудительной силой государства.

3. Норма права носит общеобязательный характер. Это означает, что нормы права распространяются на участников отношений данного вида и должны быть исполнены каждым из них независимо от того, как относится к норме права тот или иной человек, согласен он с нормой или нет, одобряет ее содержание или нет.

4. Норма права — это формально определенное правило поведения, которое должно быть четко и категорично сформулировано и формально закреплено в конкретном источнике права (нормативном акте).

5. Норма предоставляет участникам общественных отношений данного вида субъективные права и возлагает на них субъективные юридические обязанности.

Структура нормы права выражается в ее логическом построении. Как правило, эта структура состоит из трех элементов:

1. Гипотеза — это условия, при наличии которых норма права начинает действовать, и круг лиц к которым она адресована.

2. Диспозиция — это правило поведения людей, субъектов права, которое установлено в данной норме права.

3. Санкция — это мера неблагоприятного последствия, которое вправе применить государство в случае нарушения или ненадлежащего исполнения установленного в диспозиции правила поведения.

Рассмотрим элементы структуры нормы права, каждый из элементов нормы права имеет собственное значение для её реализации.

Структура правовой нормы показывает её внутреннее строение, которое включает взаимосвязанные между собой составные части.

Структура юридической нормы представляет собой упорядоченную совокупность необходимых элементов, которые гарантируют её функциональную самостоятельность. Структура показывает состав элементов нормы права, а также механизм взаимного дополняющего их действия.

Все элементы структуры нормы права наделяют её свойством автономности и самодостаточного правового явления.

К элементам структуры нормы права относят:

– гипотезу;

– диспозицию;

– санкцию.

Гипотеза – это элемент структуры нормы права, в котором указываются условия вступления её в действие и применения (время, место, субъектный состав и т.д.), устанавливающиеся посредством закрепления соответствующих юридических фактов. К примеру, в уголовном праве условием привлечения к ответственности являются общие признаки субъекта преступления: возраст и вменяемость.

В литературе выделяют следующие различные классификации видов гипотез норм права.

В зависимости от характера содержания различают:

– общие (абстрактные), они определяют условия для вступления норм в действие общими родовыми признаками;

– конкретные (казуистические), они определяют частные специальные условия для вступления норм права в действие, например нормы уголовно-процессуального права, в которых по пунктам перечисляются обстоятельства прекращения уголовного дела.

В зависимости степени определенности общая гипотеза бывает:

– абсолютно определенной, в них указываются лишь факты, обусловливающие действие нормы права, к примеру, срок давности;

– абсолютно неопределенной, в них не указываются какие-либо факты, с которыми связано их действие, а лишь описывается право властных органов в соответствующих ситуациях применить необходимую норму;

– относительной, она содержит указание на те или иные ограничительные условия для действия нормы, к примеру, на территории закрытого военного объекта.

В зависимости степени сложности гипотезы делят на:

– однородные, если в ней указано одно обстоятельство, с которым увязывается действие правовой нормы;

– составные, если в ней указано одно два или более обстоятельств.

Диспозиция – это элемент структуры нормы права, который задает модель правильного поведения при помощи установления прав и обязанностей, возникающих при появлении отраженных в гипотезе юридических фактов. Данный элемент структуры нормы права выступает её основой. К примеру, в гражданском праве диспозиции устанавливают правила правомерного поведения, в которых фиксируются права и обязанности сторон отношений (покупателя и продавца, кредитора и должника); в уголовном праве большая часть диспозиций характеризует признаки запрещенных деяний (запрет совершения краж, грабежей и т.д.).

Выделяют следующие подходы к классификации видов диспозиции.

В зависимости от описания различают:

– простые. Они содержат указание на совершение деяния без описания его особенностей и признаков, поскольку они являются очевидными; например, закон не характеризует признаки преступления в случае, если оно выступает предельно ясным деянием;

– описательные. Они содержат признаки правомерного или неправомерного поведения; например, статья 209 Уголовного кодекса характеризует «бандитизм» как создание устойчивой, вооруженной, группы лиц (банды), в целях нападения на граждан или организации, а равно руководство подобной структурой;

– отсылочные. Вместо описания признаков деяния они содержат отсылку на другую норму этого же акта. К примеру, при описании квалифицированного преступления в законодательстве имеется ссылка на признаки, которые указаны в другой норме;

– бланкетные. Они содержат ссылку на иной правовой акт или указывают на противозаконность действий и в этой связи отсылают правоприменителя к соответствующему закону.

В зависимости от юридической направленности различают следующие диспозиции:

– предоставительно-обязывающие, содержат двусторонние правила поведения, к примеру, арендатора и арендодателя;

– обязывающие, раскрывают содержание поведения обязанного лица, к примеру, должника по договору займа;

– управомочивающие, указывают на содержание возможного поведения, к примеру, покупателя;

– рекомендательные, показывают желательность или целесообразность определенного поведения, в котором заинтересованы государство и общество, к примеру, не посещать по страны, где имеется реальная опасность для жизни человека;

– запрещающие, указывают содержание поведения, за которое установлена юридическая ответственность, к примеру, управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.

Санкция – это элемент структуры нормы права, в котором предусмотрены последствия для субъекта, который реализовал диспозицию. Они могут иметь негативный характер, предусматривая меры наказания (штраф, арест и т.д.); так и позитивный характер, предусматривая меры поощрения (премия, условно-досрочное освобождение и т.п.).

Таким образом, понимание состава элементов в структуре нормы права отличается дискуссионностью. Так, одни ученые полагают, что она состоит из двух элементов – гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Большая часть исследователей утверждают, что в структуре правовой нормы следует выделять три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию. Каждый элемент нормы права занимает свое место в структуре правовой нормы и выполняет особую роль. В юридической науке распространено следующее суждение: без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции – немыслима, без санкции – бессильна.

Вопрос об элементах права — это вопрос о его структуре, составе и соотношении входящих в него правовых явлений.

Каждая правовая норма должна дать ответы на три вопроса:

  • 1) При каких обстоятельствах надо руководствоваться данной нормой;
  • 2) Какое именно правило поведения устанавливается;
  • 3) Каковы последствия нарушения данного правила.

Поэтому логическая структура нормы права складывается из трех элементов, которые называются гипотезой, диспозицией и санкцией.

Идеальная правовая норма выглядит примерно следующим образом: описание ситуации, когда она применяется (например, у налогоплательщика был доход за отчетный год); описание собственно правила поведения в этой ситуации (надо подать налоговую декларацию и уплатить налог); определение ответственности за невыполнение правила (штраф за неподачу декларации или за неуплату налогов).

Соответственно, в научной и учебной литературе обычно рассматривают следующую структуру правовой нормы: 1) Гипотеза — описание условий действия нормы; 1) Диспозиция — описание правила поведения; 1) Санкция — мера ответственности за нарушение правила поведения.

Разные структурные части одной нормы могут быть в разных статьях и даже в разных законах. Например, в вышеприведенном примере о налоговой декларации (применительно к России) гипотеза и диспозиция содержатся в законе о подоходном налоге с физических лиц, а некоторые санкции — в Уголовном кодексе. Наконец, отдельные структурные части нормы могут вообще формально отсутствовать. Например, в статьях Уголовного кодекса с точки зрения структуры правовых норм есть только гипотезы (конкретные составы преступлений — например: кража, убийство) и санкции (конкретные виды наказаний — например: лишение свободы, смертная казнь). Что касается диспозиций, то они в данном случае подразумеваются и прямо не указываются (например: «не укради», «не убий»).

Кроме того, многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Многие нормы Конституции, (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму. В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции, декларативная, дефинитивная норма).

Итак, что словесная формулировка нормативного акта не всегда содержит в своем законченном виде все структурные элементы нормы. Внешнее изложение статей (пунктов) нормативных актов не всегда совпадает со структурой нормы, являющейся законодательно-логической категорией. Иногда очевидные для понимания элементы не формулируются, а лишь подразумеваются, логически вытекают из других статей того же факта или даже из иных нормативных актов. Более того, правила законодательной техники, требование простоты, компактности и удобства изучения и применения закона обуславливают объединение в одной статье (пункте) несколько норм, либо, наоборот, формулирование частей одной и той же нормы в разных статьях закона (отправные нормы).

Поэтому надо ясно понимать, что когда мы говорим о структуре правовой нормы, речь идет о некоторой «идеальной» норме в абстрактном пространстве системы права. Более того, даже в рамках теории одни структурные части «идеальной» нормы могут рассматриваться как отдельные нормы или другие части норм в конкретном контексте. Например, санкция в вышеприведенном примере о налоговой декларации является диспозицией для налогового инспектора или суда, которые определяют меру ответственности для нерадивого налогоплательщика.11 Нормы права и правоотношения /под ред. С.С. Алексеева. — М., 2004.,с.137.

Если в статье закона формулируется только часть нормы, а другие ее части следует обнаруживать в других статьях или в ином нормативном акте, то отсюда следует необходимость различать норму права и статью закона. Это очевидно еще и потому, что в одной статье нормативного акта содержатся порой две, три нормы и более. Некоторые акты, например уголовно-правовые, специализируются на выражении санкций, обслуживающих нормы иных отраслей права. Например, обязывающую диспозицию регулятивной нормы юридически безответственно можно не исполнять, если нет нормы, предусматривающей санкцию, применяемую в случае неисполнения этой обязанности.

Однако относительная самостоятельность, самодостаточность действия охранительных норм предполагает, что вопрос о привлечении правонарушителя к юридической ответственности может решаться правоприменителем исключительно в рамках нарушенной охранительной нормы, без поиска ее связи с соответствующей регулятивной нормой.

В статьях нормативно-правовых актов обычно встречаются нормы, имеющие два структурных элемента: гипотезу и диспозицию или гипотезу и санкцию. «Гипотеза — диспозиция», «гипотеза — санкция» — это парные структурные элементы нормы, при наличии которых она вообще может состояться как регулятор общественных отношений. Норма права, имеющая структуру «гипотеза-диспозиция», называется регулятивной нормой. Норма права, имеющая структуру «гипотеза-санкция», называется охранительной нормой.

Норма права не выполнила бы своей регулятивной роли, если бы в ней отсутствовал какой-либо из названных структурных элементов. Поэтому законодатель при формулировании норм обязан выписать каждую часть особо или дать соответствующую отсылку, а тот, кто реализует норму, должен иметь в виду всю связь элементов нормы, с тем, чтобы юридически грамотно выстроить свои поступки. Даже если статья нормативного акта содержит лишь один элемент структуры нормы, это лишь означает, что остальные элементы ее логической структуры находятся в других статьях того же или другого нормативно-правового акта.11 Основы государства и права. Учебное пособие для поступающих в юридические вузы. (Главы 2 — 5). / под редакцией академика О.Е. Кутафина. — М.: «Юристъ», 2000.,

Внутреннее строение, связь элементов, образующих структуру нормы, отличаются жесткостью, «неразрушимостью». Причем, «эти элементы (гипотеза, диспозиция, санкция) объединены не на началах иерархической зависимости, как это характерно в основном для связи элементов внутри отраслей институтов права, а на началах синтетической зависимости»

Элементы логической нормы условно можно расположить по такой схеме: «если — то — иначе»

В текстах нормативных актов, действующих в настоящее время едва ли можно найти пример такого словесно-документального нормативного материала, которые бы соответствовали приведенной выше схеме. Однако, если перед нами юридическое предписание, то оно в ходе логического анализа должно неизбежно вписываться в структуру логической нормы.

Существуют нормы материального и процессуального права. Нормы процессуального права регулируют процедуру (порядок) деятельности компетентных органов государства по осуществлению и защите норм материального права, прав охраняемых законом и интересов участников общественных отношений. Нормы материального права регулируют общественные отношения, служащие удовлетворению различных потребностей, и устанавливают меру юридических прав и обязанностей участников. И процессуальное право направлено на выполнение двух основных задач: это положительное регулирование отношений, регламентирование правомерных поступков, а также охрана правовых предписаний от нарушений. Наличие указанных задач предопределяет разделение материальных норм (норм- правил поведения) на два основных вида: нормы позитивного регулирования и правоохранительные нормы. Первые устанавливают права и обязанности творческого, организационного характера, направлены на регулирование правомерного поведения, формируют положительные влияния в праве (право на труд, на пенсионное обеспечение, воинская обязанность и т.д.). Правоохранительные нормы, будучи отрицательной реакцией государства на неправомерное поведение, предусматривают меры государственного принуждения к правонарушителям (нормы уголовного права, меры наказания за дисциплинарные проступки и т.п.)

С учетом специализации права для юридической нормы-предписания характерно типическое структурное построение, выражающее жесткий закон организации ее содержания и состоящее из двух основных элементов:

а) гипотезы — части нормы, указывающей на те условия, т.е. фактические обстоятельства, при наступлении или ненаступлении которых вступает в действие; б) диспозиции или санкции — части нормы, указывающей на те юридические последствия, которые наступают при наличии предусмотренных нормами условий. В регулятивных (право-установительных) нормах эта часть нормы называется диспозицией. Она образует содержание самого правила поведения, указывает на права и обязанности, которыми наделяются участники регулируемого отношения. В охранительных нормах рассматриваемая часть носит название санкции. Она указывает на государственно-принудительные меры, применяемые к лицам, не соблюдающим предписания правовых норм.

Устанавливая санкции за нарушения правовых норм, государство охраняет тем самым правопорядок, воспитывает в гражданах сознание необходимости соблюдения предписаний этих норм.

В силу разнообразных возможных действий и поступков, представляющих нарушение правовых норм, разнообразные и невыгодные последствия, которые наступают для нарушителей как отрицательная реакция государственных органов на эти действия и поступки. Поэтому классификация санкций правовых норм может быть проведена по различным основаниям. Так, по характеру устанавливаемых мер воздействия и органов, назначающих эти меры воздействия, система санкций делится на следующие виды: право уголовный наказание юридический

  • а) уголовно-правовые санкции заключаются в применении мер уголовного наказания (лишение свободы, исправительные работы без лишения свободы, штраф и др.);
  • б) административные санкции означают применение мер административного воздействия за административные проступки (предупреждение, штраф, конфискация имущества, арест от 3-х до 5-ти суток и др.);
  • в) дисциплинарные санкции заключаются в применении мер дисциплинарного воздействия за нарушение обязанностей по службе, трудовой или учебной дисциплине, установленных для лиц состоящих в соответствующих правоотношениях (замечание, выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на срок от трех месяцев, увольнение и т.п.);
  • г) другие санкции, которые определяют меры принимаемые органами государства в целях, прежде всего восстановления нарушенного правопорядка. Таковыми являются: принудительное исполнение невыполненной обязанности (например, взыскание долга), возложение обязанностей возместить причиненный имущественный ущерб, отмена незаконного акта, признание сделки недействительной и др. Это так называемые имущественные санкции.

По степени своей определенности санкции правовых норм могут быть разделены на определенные и относительно определенные. В определенных санкциях точно и конкретно указывается мера воздействия, которая должна быть применена к нарушителю данной нормы. В относительно определенных санкциях, указаны пределы, исходя из которых, государственный орган определяет соответствующую меру воздействия на правонарушителя с учетом конкретных обстоятельств. Данные санкции могут быть выражены в различных формах: во-первых, путем указания минимума, ниже которого не может быть установлено наказание; во-вторых, путем указания минимума, выше которого не может быть установлено наказание; в-третьих, путем установления минимума и максимума сроков наказания.

По составу (строению) структурные элементы нормы права могут быть простыми, сложными и альтернативными. Простая гипотеза предусматривает одно обстоятельство, являющееся условием действия правовых норм, а простые диспозиция и санкция — одно правовое последствие. Сложная гипотеза предусматривает несколько обстоятельств, совокупность которых является условием действия правовых норм, а сложные диспозиция или санкция — несколько (совокупность) правовых последствий. Альтернативная гипотеза предусматривает несколько обстоятельств, наступление одного из которых является условием действия норм. Альтернативные диспозиция или санкция-наступление одного из последствий, сформулированных в норме. Большинство норм уголовного кодекса имеют альтернативные санкции, гипотезы.

Сложными являются санкции, предусматривающие, например, лишение свободы с конфискацией имущества и ссылкой. Нередко встречаются альтернативно-сложное строение структурных элементов, то есть налицо одновременно их сложность и альтернативность.

Таким образом, вторым элементом правовой нормы служит, либо диспозиция (регулятивные), либо санкция (правоохранительные). Однако отсутствие санкции в структуре регулятивных норм предписаний не означает, что их исполнение не обеспечивается государством. Регулятивные нормы неизбежно по логике юридического регулирования, внутренние, а иногда и, текстуально связаны, функционируют в единстве с охранительными предписаниями, последние их обеспечивают и охраняют.

Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах, причём норма права зачастую не совпадает со статьёй нормативного правового акта. Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативный правовых актов: прямой, бланкетный и отсылочный. При прямом способе изложения элемент нормы права прямо излагается в статье. При отсылочном способе изложения в статье элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же или другого нормативный правового акта. При бланкетном способе изложения элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативный правовым актам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определённым отраслям права и даже к «действующему законодательству» (при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым).

Таким образом, нормы права представляют собой своеобразный строительный материал, из которого складывается все правовое здание. Они не имеют материальной субстанции, а являются идеальными образцами допускаемого, поощряемого или требуемого государством поведения. Объективное выражение нормы права получают в статьях нормативных правовых актов. Без такого постатейного выражения нормы права оказались бы недопустимыми для познания их исполнителями и в итоге не смогли бы, выполнить роль, меры, масштаба регулирования и оценки поведения людей. Статья служит формальной правовой нормой, а правовая норма составляет содержание статей

Понятие «структура правовой нормы» имеет большое прикладное значение, в частности — для совершенствования того, что юристы называют «юридическая техника». Например, сам факт понимания того, что у норм бывают гипотезы, диспозиции и санкции, заставляет юристов при разработке текстов нормативных актов, так или иначе, отражать все эти составляющие.

Определенное строение каждой нормы права составляет внутренний, единый механизм её частей. От вида юридических норм зависит характер, объем, расположение, способ связи и функции составляющих элементов правовых норм. С помощью этого и стоит распознавать структуру юридических норм отправных (первоначальных, учредительных) и норм (общепризнанных правил поведения).

Устройство логической структуры нормы права

Понятие «логическая структура нормы права» заключается в том, что правила поведения воссоздаются при помощи мыслительного пути и выглядят следующим образом «если…, то…, иначе (в противном случае)…».

Замечание 1

Гипотеза ставится на первый план с помощью слова «если», диспозиция нормы при помощи слова «то», ограничение нормы при помощи слова «иначе». Логическую структуру помимо требований и правил логики возможно создать при помощи хорошего знания законодательства, юридической технологии, системообразующей связи правовых норм и механизма их действия.

Трехчленная логическая структура дает возможность для создания жизнеспособной, проверенной на практике, эффективной системы государственно-правового влияния на действия граждан, поэтому обладает исключительным значением для правотворческой и правоприменительной деятельности.

Логико-юридическая структура нормы в правоприменительной деятельности представлена в формате проекта индивидуального влияния правоприменителя или гражданина, воплощающего норму в другой конфигурации. Она способна объяснить специфику осуществления субъективных прав и юридических повинностей в реальном поведении лиц. Схема юридической нормы-правила поведения, состоящей из трех частей, дает возможность для понимания того как право влияет на поведение лиц, а также выступает в роли системы правового нормативного предписания.

Норма права

Нормой права считается логически подчеркнутое общее правило, реализующее внутренние связи между нормативными предписаниями и имеет полное содержание свойств, которые раскрывают как государственно-властную, так и регулятивную сторону. В согласии с чем создана система юридических норм. В состав нормы права входит 3 элемента:

  • гипотеза;
  • диспозиция;
  • санкция.

Определение 1

Гипотеза – это элемент юридической нормы, который указывает на обстоятельства жизни, при их наличии возникает диспозиция.

Благодаря гипотезе с каким-то случаем из жизни, субъектом или временем и местом, связывается определенный абстрактный вариант поведения. Каждая ситуация трансформирует правило поведения на ступень отдельного случая, а также придает ему предметный характер. А их объединение приводит к формированию модели поведения. В границах гипотезы осуществляется особое взаимодействие общего и частного. Гипотезой считается обязательный структурный юридический компонент нормы-правила поведения. Гипотеза является особым условием обязанности диспозиции. Её предполагаемый вид не угрожает достоверности существующих обстоятельств. С этими обстоятельствами связано действие (бездействие) правила поведения, вид гипотезы не подвергает неустойчивости его обязательности, а только лишь акцентирует внимание на ситуативность этих обстоятельств.

Замечание 2

В связи с этим ставится под сомнение то, что уголовно-правовые нормы не обладают гипотезой, т. к. предполагаемая система не способна существовать в совместимости с категоричностью этих норм.

Определение 2

Диспозиция – это элемент юридической нормы, способный указать на правило поведения, которое обязаны соблюдать участники правоотношений.

Самым простым способом для создания диспозиции нормы является соотношение дозволенных и запрещенных действий (бездействия), исключая описания признаков данных поступков. Благодаря чему создаются нормы с простой диспозицией (широко известные действия, всем понятные действия, например, убийство). В других вариантах, при которых невозможно ограничиться наименованием предписываемого действия, из-за малоизвестности либо разноречивости, создание нормы осуществляется с описательной диспозицией образуются признаки действия (например, описание кражи как тайного похищения чужого имущества).

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Санкция

Санкцией можно считать юридическую норму содержащую описание отрицательных последствий для лиц нарушающих закон (меры принуждения и наказания, которые применяет государство).

Пример изложения текста НПА ст. 173 Гражданского Кодекса Российской Федерации в формате нормы права: «Если договор заключается юридическим лицом (эта часть является гипотезой), то он обязан отвечать всем требованиям, которые касаются целей деятельности, особым образом ограниченных в его учредительных документах (эта часть является диспозицией), в противном случае суд это соглашение может признать недействительным (эта часть является санкцией)».

От способа охраны порядка санкцией зависит обеспечение реализации предусмотренных обязанностей, они могут быть:

  • правовосстановительными;
  • штрафными (карательными).

По степени определенности санкции можно разделить на три категории:

  • относительно-определенная (в ней указан самая высокая и самая низкая граница возможного наказания);
  • абсолютно-определенная (имеет в своем составе конкретную меру, предназначенную для наказания);
  • альтернативна (позволяет сделать выбор).

Структура определенных норм права

Структура отправных норм права существенно отличается от устройства правил поведения. Эти нормы достаточно разнообразны и отличием друг от друга считается степень общности, цель назначения, динамичность действия, присутствие общеправовой или отраслевой принадлежности, но несмотря на все это, для них характерны одна общая черта: они способны законодательно закрепить любое правовое положение, касающееся материального или процедурного характера, при помощи словесного способа обозначения обозначить один либо нескольких существенных признаков, либо полного определения. Эти показатели являются структурными компонентами отправной юридической нормы и имеют отношение к правовому понятию, явлению, принципу, общественно-политической ситуации. Во время всего этого структура, имеющая логический характер, выражается полно (совпадает со структурой законодательного нормативного предписания) или сокращается до утверждения какого-либо факта либо признака правового понятия.

Замечание 3

Поэтому невозможно найти гипотезу, диспозицию или санкцию в отправных (учредительных) нормах. Они обладают другими структурные элементы.

Соотношение нормы права и статьи закона

Внутренняя часть правовой нормы не всегда может совпадать с внешней частью. Статья нормативного правового акта и правовой нормы практически всего не совпадают. Законодательство использует внешние способы для выражения правовых норм, акцентируя внимание на удобстве, экономичности, понятности и доступности изложенного правового предписания, большей его убедительности. Впрочем, именно из-за этого логическая правовая структура норм может не совпадать с моделью словесного выражения.

Существует несколько способов формулирования правовых норм в различных статьях НПА.

  • Прямым способом формулирования можно считать то, что в статье НПА имеются все три элемента, относящиеся к правовой норме (например, ст. 175 ГК РФ).

Статья 175 ГК РФ

Сделка, совершенная лицом не достигшим совершеннолетнего возраста без согласия его законных представителей скорее всего признается судом недействительной.

Также эту статью возможно видоизменить и представить в виде нормы права: «Если необходимо совершение сделки лицом не достигшим совершеннолетнего возраста, то необходимо согласие его законных представителей, в противном случае такого рода действие может быть признано судом незаконным, а сделка аннулируется». Гипотезой этой правовой нормы отражается субъект права, диспозицией отражается правило совершения сделок несовершеннолетним, санкциями указываются нежелательные последствия в виде признания сделки недействительной.

Статья 428 ГК РФ

Соглашение, в содержании которого одной из сторон определены условия в стандартных особых формах, рассматривается как договором присоединения.

  • Отсылочный способ может быть применен в тех случаях, когда в содержании акта имеются не все элементы норм права и содержится какая-то отсылка к другим статьям этого акта, где находятся иные элементы правовые нормы (например, п. 3 ст. 420 ГК РФ).

П. 3 ст. 420 ГК РФ

«К договоренностям, прописанным в соглашении, применимы общие правила об обязательствах (с 397 ст. по 419 ст.), если другого не предусматривается правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащихся в настоящем Кодексе».

  • Бланкетный способ изложения заключается в том, что в статье НПА устанавливается отсылка, имеющая неопределенный характер, к группе актов, правилам, инструкциям, которые точно не определены.

Бланкетный характер имеет отсылки к формулярам и стандартным формам.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *