Светский характер образования

Светский характер образования

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 58

Данный принцип вытекает из положений ст. 14 Конституции РФ: «Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

В ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» <19> закрепляется, что в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

<19> СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.

При этом каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими (ст. 5 того же Закона).

Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.

Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения.

По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.

В последнее время принцип, утверждающий светский характер образования, все чаще используется в правоприменительной практике в связи со спорами по поводу так называемой религиозной компоненты общего образования <20>, неправомерного осуществления образовательной деятельности религиозными организациями (Определение Верховного Суда РФ от 5 марта 2014 г. N 78-АПГ14-2 <21>), правил ношения школьной формы (Определение Верховного Суда РФ от 11 февраля 2015 г. N 15-АПГ14-11 <22>) и т.д.


<20> См. подробнее: Сабаева С.В. Проблемы правового регулирования и гарантирования реализации конституционного права граждан Российской Федерации на получение религиозного образования (религиозного компонента общего образования) // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 9.

<21> СПС «КонсультантПлюс».

<22> СПС «КонсультантПлюс».

Свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания.

Свобода образования в пределах, предусмотренных законодательством, — один из важнейших принципов современного образовательного права.

Этот принцип производен от базовых положений Конституции Российской Федерации и в первую очередь от конституционных норм, закрепляющих, что:

— человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2);

— Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

Свободное развитие человека, предусмотренное Конституцией РФ, в современном мире невозможно без гарантированных свобод в сфере образования.

Следуя упомянутым конституционным принципам, законодательство об образовании исходит из того, что процесс образования должен быть организован с созданием условий для полного и свободного развития способностей каждого человека, его самореализации с учетом имеющихся у него склонностей и потребностей.

Свобода выбора получения образования предполагает, что каждый вправе осуществлять выбор:

— форм получения образования — в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования и самообразования;

— организации, осуществляющей образовательную деятельность;

— направленности (профиля) <23> образования в пределах, предоставленных системой образования;

<23> Под направленностью (профилем) образования понимается ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, а также преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (ст. 2 комментируемого Федерального закона об образовании).

— формы обучения — очной, очно-заочной или заочной, в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимся и с учетом потребностей и возможностей обучающегося.

Современное понимание права на образование, соответствующее стандартам международного права в области прав человека, не сводит его исключительно к праву каждого на получение образования, к возможности получения образования всеми желающими, оно дополняется правом на получение различных уровней образования и на получение образования в различных формах, правом на свободный выбор языка обучения, а также свободой получения образования в соответствии с убеждениями, то есть возможностью для каждого получить образование в соответствии с его религиозными или идеологическими взглядами на мир.

Особого упоминания заслуживают особенности реализации комментируемого принципа в отношении несовершеннолетних обучающихся.

К числу юридических гарантий комментируемого принципа относятся законодательные нормы (например, ст. 44 Федерального закона об образовании), которыми устанавливается правовой статус родителей обучающихся, одним из элементов которого является право родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования форму получения образования и форму обучения, организацию, осуществляющую образовательную деятельность, язык (языки) образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность и т.д. Данное право родители реализуют с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, при наличии таких комиссий. Кроме того, в той же статье Закона об образовании закреплено право родителей дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье.

Наконец, свобода образования предполагает обязательное наличие педагогических и академических свобод, которые подразумевают свободу выбора педагогических методов обучения, источников информации, свободу постановки вопросов, проведения исследований и дискуссий и т.д. Соответствующая законодательная норма-принцип производна от конституционной нормы, в соответствии с которой «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания» (ст. 44 Конституции РФ).

Обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.

Концепция «образование в течение жизни» (Lifelong Learning — LLL) сформировалась на фоне перехода развитых стран к формированию экономики, основанной на знаниях, и стала одним из признаков современного постиндустриального общества.

Быстроменяющаяся среда, стремительно развивающиеся наука и техника, обновляющиеся технологии оставляют в прошлом прежнюю образовательную стратегию «образование на всю жизнь», которая исходила из возможности в самом начале жизни «набраться образования» на всю оставшуюся жизнь.

Непрерывное образование («образование в течение жизни») стало ответом на новые социально-экономические реалии и вызовы современности — стремительно развивающийся научно-технический прогресс, ускоренная глобализация, существенные изменения, происходящие на рынке труда, миграционные потоки и т.д.

Наряду с экономическими причинами, переходу к модели непрерывного образования («образование в течение жизни») содействовала также нацеленность образования на максимальное удовлетворение культурных, духовных, познавательных и иных запросов человека.

Политико-правовые основы концепции «образование в течение жизни» были заложены в актах ЮНЕСКО и Совета Европы. Концепция получила свое развитие в документах, принятых в рамках Болонского процесса. Так, в заключительном Коммюнике Пражской конференции министров образования европейских государств (май 2001 г.) подчеркнута важность «образования в течение жизни» как существенного элемента Европейского пространства высшего образования. В Глоссарии к документам по Болонскому процессу читаем: «Обучение в течение жизни» включает все периоды обучения, от дошкольного до послепенсионного, и охватывает целый спектр формального, неформального и самостоятельного обучения. Выполнение этой идеи будет реализовано посредством достижения взаимодействия формального образования и профессиональной подготовки при формировании политики, охватывающей такие важные аспекты жизнедеятельности, как образование, молодежная политика, научные исследования и занятость. Пожизненная структура обучения должна развиваться для предоставления каждому индивидууму возможности выбора среди широкого круга образовательных услуг, видов занятости, регионов и стран, для того чтобы повышать его знания, квалификацию и компетентность при их оптимальном использовании» <24>.

Задачи «обучения в течение жизни» формулируются следующим образом: «Двумя стратегическими задачами обучения в течение жизни, равными по важности, являются развитие идей активной гражданской позиции и развитие профессиональных навыков, необходимых для адаптации к требованиям нового общества, построенного на знаниях, и позволяющих в полной мере участвовать в социальной и экономической жизни. Обучение в течение жизни необходимо для того, чтобы жители Европы получили инструменты для саморазвития и для активного участия в жизни современного общества, включая навыки, необходимые в области новых технологий» (Меморандум Комиссии Европейского Совета «Об обучении в течение жизни», 30 октября 2000 г.) <25>.

<25> Там же. С. 337.

Важным элементом в концепции «образование в течение жизни» является логично выстроенная система кредитов, позволяющая осуществить оценку и признание дипломов и сертификатов, полученных в школе, университете, в процессе обучения на производстве. С ее помощью обеспечивается трансфер квалификаций между школами, университетами и сферой производства <26>.

<26> Там же. С. 226.

Современный вектор образовательной политики направлен на формирование обучающегося общества (learning society), то есть такого общества, в котором всем категориям граждан предоставляются условия для обучения, отвечающего их запросам и интересам.

В обществе, основанном на знаниях, образование и профессиональные умения становятся одними из важнейших факторов достижения экономического успеха и социального согласия, а ответственность за обучение распределена между государством, работодателями, работниками и гражданами.

При этом важно отметить, что «образование в течение жизни» — понятие более широкое и емкое, чем понятие «непрерывное профессиональное образование». Базой непрерывного образования является начальное и среднее общее образование, в процессе которого у обучающегося формируется мотивация к обучению и накапливаются навыки, составляющие понятие «умение учиться». Однако его целью становится не только получение новых профессиональных навыков, но и всестороннее развитие человека в соответствии с его культурными и религиозными потребностями и запросами.

«Образование в течение жизни» означает сочетание формального обучения в образовательных организациях, заканчивающееся получением определенного документа об образовании, с неформальным образованием, позволяющим организовать обучение с учетом индивидуальных потребностей обучающихся, предлагающим гибкие программы и расписание и предполагающим наличие тесных связей обучения с практикой (неформальное образование в общественных университетах, муниципальных учебных центрах, заочное образование для жителей труднодоступных районов, обучение новым трудовым навыкам непосредственно на рабочем месте и т.д.), а также с информальным образованием, представляющим собой индивидуальную познавательную деятельность, которая сопровождает повседневную жизнь человека, так называемое спонтанное образование — результат активности индивида в окружающей его культурно-образовательной среде (интеллектуальное общение, чтение, досуговая активность, посещение музеев, театров, выставок, путешествия и т.д.), позволяющий ему трансформировать образовательный потенциал общества в факторы своего личного развития.

Обеспечение права на образование в течение жизни предполагает создание на рабочих местах качественных систем обучения и формирование у обучающихся умений, необходимых для самообразования.

Концепция «образование в течение жизни» исходит из необходимости постоянного и последовательного обучения, в ходе которого обучающийся овладевает компетенциями, которые ему нужны для жизни, а также для того, чтобы найти свое место в обществе, экономика которого основывается на знаниях.

Комментируемый принцип нацеливает государственную политику и законодательство в сфере образования на обеспечение права на непрерывное образование в течение всей жизни. Для того чтобы наполнить это право реальными гарантиями, система образования должна отвечать следующим требованиям:

— предоставлять качественное «стартовое образование» (общеобразовательное и профессиональное);

— быть многоуровневой;

— дополнять базовое образование последипломным образованием;

— обеспечивать маневренность образовательных программ (возможность изменения впоследствии образовательной траектории, обучения одновременно на двух и более программах в разных областях);

— гарантировать преемственность образовательных программ (окончание одной образовательной программы должно «стыковаться» с поступлением на другую программу);

— добиваться интеграции образовательных структур, превращения их в многопрофильные, многоуровневые образовательные центры.

Комментируемый принцип законодатель дополнил также требованием адаптивности системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.

Адаптивной называют образовательную систему, способную помочь каждому обучающемуся достичь оптимального уровня интеллектуального развития и (или) профессиональной подготовки в соответствии с его способностями и интересами.

Адаптивная система образования выстраивается таким образом, чтобы развивать у каждого обучаемого механизмы природной и социальной адаптации. Для этого в интересах максимального развития возможностей каждого обучаемого вносятся изменения во все основные компоненты образовательного процесса: его структуру, содержание, формы и методы, критерии оценки результатов обучения и т.д. <27>.

Принцип адаптивности системы образования получил свое развитие в ряде статей главы 11 комментируемого Федерального закона («Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся»).

Так, статья 77 посвящена организации получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности: «В Российской Федерации осуществляются выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности, а также оказывается содействие в получении такими лицами образования».

В статье 79 закреплены особенности организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья: «Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».

Вопросы организации предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, составляют предмет статьи 80: «Для лиц, содержащихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечиваются условия для получения общего образования путем создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, общеобразовательных организаций при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы» и т.д.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Свобода и плюрализм в образовании;

Устав образовательного учреждения — это типовое положение о соответствующих типах и видах общеобразовательных учреждений.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РФ

1. Система образования –это совокупность учебно-воспитательных учреждений, предназначенных для осуществления обучения и воспитания населения каждой отдельной страны.

Система образования в РФ представляет собой совокупность:

1. Системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня;

2. Сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно — правовых форм, типов и видов;

3. Системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.

2. Образовательное учреждение– это юридическое лицо, осуществляющее образовательный процесс и обеспечивающее образование и воспитание обучающихся.

3. Деятельность, направленная на обеспечение федеральной программы развития образованияконтролируется органами управления.

Принцип государственной политики в области образования:

1. Гуманистический характер образования –это принцип государственной политики в области образования, в основе которого лежит приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

2. Демократический характер образования– это принцип государственной политики в области образования, в основе которого лежит государственно-общественный характер управления образованием;

3.Едфедерального культурного и образовательного пространства – это принцип государственной политики в области образования, в основе которого лежит защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

4. Общедоступность образования –это принцип государственной политики в области образования, в основе которого лежит адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

В РФ реализуются образовательные программы:

1. Общеобразовательные:

а) среднего профессионального образования

б) основного общего образования

в) среднего (полного) общего образования.

2. Профессиональные:

а) начального

б) среднего

в) высшего

г) после вузовского.

Типы образовательных учреждений:

Государственные Дошкольные

Муниципальные Общеобразовательные

Частные Профессиональные

Дополнительного образования Для детей сирот

Органы управления образованием в РФ:

1. Федеральные (центральные).

2. Ведомственные государственные.

3. Республиканские государственные.

4. Краевые, областные и др.

16 марта 2018 года, в Храме Христа Спасителя, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru.
Во вступительном слове, Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что в повестку дня включен, в частности, вопрос организации домовых храмов в высших учебных заведениях.*
Патриарх Кирилл привёл в пример США и страны Европы.
Но как соотносится желание Патриарха Кирилла распространять религиозное влияние не только в российских школах, но уже и в высших учебных заведениях страны, с основным российским законом — Конституцией России?
Патриарх Кирилл считает вправе принимать решения, входящие в противоречие с Российской Конституцией?
Давайте обратимся к самой Конституции России, то есть, к первоисточнику.:
Статья 14 Конституции РФ
1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Далее, следует Комментарий к Статье 14 Конституции РФ:
Светским считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным.
В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияние на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства.
Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви).
Конституция эта, в народе была прозвана «ельцинской», поскольку принималась при Президенте Б.Ельцине в 1993 году.
Статья такая в Конституции есть, но после разрушения СССР, на фоне «прихватизации» российского добра, заводов, самолётов, пароходов и национальных ресурсов страны, стало удивительно активно развиваться церковное строительство, соответственно, строились синагоги и мечети.
Вроде бы нет никаких вопросов, много строят, разные конфессии, страна многонациональная.
Интересная информация: Владимир Иосифович Ресин(РЕК) лично курировал восстановление Храма Христа Спасителя, за что получил несколько наград от РПЦ.
Куратор Лужковского проекта «200 храмов» в шаговой доступности, от Правительства г. Москвы, Ресин В.И, по просьбе Патриарха Кирилла, с 2012 года — советник Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по вопросам строительства.*
Практически после принятия Конституции 1993 года, мы все могли видеть активизацию религиозных конфессий.
Вызывало удивление активное появление свяшенников, осеняющих святой водой солдат и матросов всех родов войск российской армии.
Конечно, многие из нас помнят, что в то время священники много чего осеняли и освящали в нашей мирской жизни.
Но вот недавно, прошла информация, что в военно-патриотическом парке «Патриот», Министерство обороны РФ будет строить к 75-летию Победы, Главный храм Вооружённых сил России, было сказано о том, что для российской армии будут обучаться военные капелланы.
То, что в царской армии были войсковые священники, общеизвестно.
Информация заинтересовала самим термином «капелланы».
Посмотрим, что означает термин «капеллан»?
Капеллан —
это религиозный титул в католической и англиканской церквах: 1) священник при часовне (капелле) или домашней церкви, а также помощник приходского священника; 2) священник в армии; в буржуазных государствах, как правило, имеет офицерское или генеральское звание; помимо религиозных функций, осуществляет также контроль над морально-политическим состоянием солдат и офицеров.
Оказывается, ещё в 90-е, когда были «открыты двери» США в нашу страну, уже тогда возникали подобные мысли у соответствующих государственных и религиозных структур.
Идеология «социализма и коммунизма» оказалась под запретом, а заодно, соответственно, были упразднены и должности воспитателей-политработников.
Если раньше в стране строили общее светлое, социальное, справедливое общество и все готовы были его защищать, то лихие 90-е сбросили все маски с «каиновых братьев» России, захвативших, в результате контрреволюционного государственного переворота, то есть, незаконно, предательски, государственную власть в стране.
Захватив в свои руки и руки «своих хозяев», все ресурсы огромной страны, «прихватизировав» Госимущество и Госсобственность, эти новые «хозяева жизни», побросав свои коммунистические партбилеты, уже не захотели оставаться «товарищами» российскому народу, а как та жадная старуха из сказки А.С. Пушкина, захотели стать уже «господами» над российским народом.
Как мотивировать(зомбировать) русских, чтобы вместо защиты своего собственного, народного светлого будущего, они могли бы воевать и погибать за светлое будущее новоявленных «господ-капиталистов», укравших и продолжавших воровать российские капиталы?
За таких, как березовские, чубайсы, смоленские, гусинские, ходорковские, абрамовичи, прохоровы и за им подобных прочих?
Доводить до народа бред, что все эти предатели нашей страны и нашего народа разбогатели с «Божьей помощью»?
Но надеяться деградировать народ до такого идиотизма, это самим быть идиотами.
И все-таки привлекли «пастухов, пасущих паству»?
Неужели же не понятно, что в несправедливо устроенном обществе, в котором, в результате государственного переворота, искусственно стали создавать классовое общество, где искусственно стали делить людей на «господ», на олигархов, на богатых, где весь российский народ был подло обманут и ограблен, где самое несправедливое расслоение общества, невозможно никакими уловками и проповедями, сломитъ Дух сопротивления.
Не заставить смириться с такой действительностью, никогда не удастся обречь русский народ на духовное и материальное рабство.
Как видоизменялся смысл Конституций нашей страны?
Конституция СССР и Конституция России 1993 года.
Как вы думаете, кто же первый нарушил эти Конституции нашей страны в современной истории России?
Да сам же Президент Б.Ельцин!
Его президентство в России с 19.07.1991 по 31.12.1999.
Первый раз, Б.Ельцин нарушил конституционное законодательство СССР в 1991 году, в Вискулях.
Второй раз, Б.Ельцин нарушил законодательство в 1993, когда «расстрелял парламент».
Третий раз, Б.Ельцин нарушил Конституцию, убрав из главного документа Гражданина России, Российского паспорта, графу — национальность.
Но, именно при нём, протащили «иудину» статью «О двойном иностранном гражданстве», то есть, «и вашим, и нашим».
Тогда же, мы стали свидетелями наличия в депутатском корпусе тех, кто уже получили израильское и американское гражданство.
Четвёртый раз, была нарушена Конституция России, а именно, Статья 14:
Б.Ельцин и В. Черномырдин способствовали образованию в России таких национальных религиозных организаций, как КЕРООР, ФЕОР, РЕК.*
Фактически, Б.Ельцин, будучи Президентом России, образовал в России «государство в государстве».
Достаточно посмотреть, кто возглавил все эти организации и в чьих руках оказались все национальные ресурсы страны, практически все российские телеканалы и СМИ, Госсобственность, Госимущество, все российские капиталы, национальные богатства страны, банки, заводы, фабрики, самолёты, пароходы и т.д., и т.п., принадлежащие всему нашему российскому многонациональному народу.
При этом, ФЕОР возглавил американский гражданин Берл Лазар.
Сразу же началось активное национальное религиозное строительство: садики, лагеря, школы, ВУЗы, ЕРКЦ и много разнообразных, именно узко национальных, еврейских организаций.
В Россию поехали раввины-иностранцы из-за кордона, с американскими и израильскими гражданствами.
Соответственно, активизировалась деятельность всех религиозных конфессий России, в их числе, конечно, Русской Православной Церкви.
Протоиерей Дмитрий Смирнов отмечал, что в постсоветское время православные священники сразу же пришли в армию и первоначально, делали свою работу безвозмездно.
В 1994 году, тогдашний министр обороны Павел Грачев, подписал с патриархом Московским и всея Руси Алексием II, соглашение о сотрудничестве.
Этот документ стал основой создания Координационного комитета по взаимодействию между Вооружёнными Силами и РПЦ.
В феврале 2006 года патриарх дал благословение готовить военных священников, а в мае того же года в пользу воссоздания института военных священников высказался и Президент России Владимир Путин.
Идею воссоздания института военных священников, в мае 2009 года, в ходе встречи с главами традиционных религиозных организаций России, провозгласил, в то время, Президент Дмитрий Медведев.**
В обсуждении приняли участие сам Президент РФ Дмитрий Медведев, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, главы всех религиозных конфессий, министр обороны Анатолий Сердюков, министр образования и науки Андрей Фурсенко…
Министр обороны РФ Анатолий Сердюков сообщал, что
институт воинских и флотских священников будет вводиться в российских Вооруженных силах в три этапа и что до конца 2009 года военные священники появятся в российских соединениях за рубежом.
21.07.2009 президент Медведев заявил, что он выступает за преподавание основ религии в школе и введения института священников в армии и на флоте России.**
В соответствии с директивой начальника Генштаба с 1 декабря 2009 года в штат воинских частей введена должность помощника командира по работе с верующими военнослужащими, на которую будут назначаться священнослужители в качестве гражданского персонала.***
А как же фактическое нарушение основополагающего документа государства — Конституции России?
Она, надо отметить и признать, все-таки конституционно выше в юридической иерархии, чем решения уважаемых Дмитрия Анатольевича Медведева и даже, как ни странно, благословения на святое дело духовного окормления воинов Московского и Всея Руси Патриарха?
И вот только тогда, стали «улаживать» нововведения законодательно.
1 февраля 2010 года в Вооруженных силах РФ официально начал действовать институт военных священников. Министром обороны РФ Анатолием Сердюковым было утверждено «Положение о функциональных обязанностях помощников командиров частей по работе с верующими военнослужащими в Вооруженных силах».
Документ разрабатывали совместно Главное управление воспитательной работы ВС РФ и Синодальный отдел Московского патриархии по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами.
В 2010 году Синодальный отдел РПЦ по взаимодействию с Вооруженными силами учредил специальное СМИ для российских «капелланов» — «Вестник военного и морского духовенства».
ГУВА ВС, полковник Игорь Сергиенко сообщал, что священнослужители(гражданский персонал) должны будут непосредственно подчиняться командирам части, работать в соответствии с распорядком дня воинской части и окормлять верующих только во внеслужебное время — в соответствии нормативно-правовыми актами, касающимися Вооруженных сил.
И. Сергиенко также сказал, что в течение 2010 года, институт военных священников будет полностью сформирован
Президент РФ Дмитрий Медведев, на встрече с представителями православной общественности заявил, что необходимо укреплять институт военных священников:
«Здесь надо действовать энергичнее и для этого необходимо проявить и государственную волю. Я считаю, что министерству обороны пора в этом смысле разворачивать более активную работу. Мы об этом говорили с Его Святейшеством (патриархом Кириллом). Соответствующее поручение министерству обороны я дам»****
В 2011 году, дал задание создать до конца года институт военных священников в армии и на флоте.
Выбор пал на Военный университет Минобороны РФ. Штатные полковые священники появились в российской армии в декабре 2012 года.(1)
20 февраля 2012 года, Премьер-министр Владимир Путин, в «Российской газете», в программной статье «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России», посвящённой развитию армии и флота, отметил, что в воспитании военнослужащих, в защите их прав и интересов, в обеспечении здорового морального климата в частях должны активно участвовать общественные, ветеранские, религиозные и правозащитные организации».
Отметив, что военная полиция будет создаваться для поддержания дисциплины в воинских коллективах, В. Путин сообщил и о том, что в ближайшие годы должны появиться военные священники, что, по его мнению, должно положительно сказаться
на моральном климате в армии.
В 2014 году стало известно о начале учебных программ по подготовке священников в пяти военно-учебных заведениях, в первую очередь командных»военных вузах страны.
В 2015 году в Военном университете Минобороны РФ состоялся первый официальный выпуск военных священников.
Пятнадцать человек получили должности штатных помощников командиров соединений и воинских частей по работе с верующими военнослужащими.
Генерал-полковник Картаполов А.В., 30 июля 2018 года указом Президента Российской Федерации назначенный заместителем Министра обороны Российской Федерации — начальником Главного военно-политического управления, отметит, что вера в Бога и вера в свое правое дело служения родине — они где-то очень близки и необходимы», в частности, начнет действовать Центр подготовки военного духовенства, в Главном храме вооруженных сил РФ, который скоро появится в Москве.(3)
Всего сейчас более 500 воинских храмов.
Замминистра обороны РФ Картаполов А.В. отметил, что «дух военнослужащего, дух солдата — это тоже оружие и этот дух надо воспитывать, поскольку он не появляется на пустом месте».
После контрреволюционного переворота в 90-е годы, должно было пройти столько десятков лет, чтобы понять простую истину, что дух надо воспитывать, поскольку он не появляется на пустом месте?
Дух русского народа необходимо воспитывать с младенчества, а не уничтожать на российских телеканалах, зомбирующих и деградирующих российское общество.
По данным социологического центра Вооруженных сил, сегодня более 70% военнослужащих армии и флота считают себя верующими, из них 80% относят себя к православным, около 13% — к мусульманам, около 3% — к буддистам, 4% — к приверженцам иных вер. Но, согласно данных тех же социологических опросов, более 20% военнослужащих, считают себя атеистами.
Католики, иудеи и протестанты – еще около 10 % служивых.
А главный аспект рожденной проблемы – юридический.
Появление военного духовенства в воинских частях прямо противоречит Основному Закону страны и другим законодательным актам.
Конституция России утверждает принцип отделения религиозных объединений от государства.
Между тем, Вооруженные силы являются государственным институтом.
Вполне закономерен вопрос о том, так какая из воинских команд для российской армии главнее:»Смирно!» или «смиренно»?
Иллюстрация взята из Интернета
* Патриарх Кирилл: Храмы в вузах — это место, по…
pravoslavie.ru›111557.html
Во вступительном слове Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что в повестку дня включен, в частности, вопрос организации домовых храмов в высших учебных заведениях. … 17 марта 2018
* КЕРООР — Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России (1993).
Президент — Олег Адольфович Малис.
Первый вице-президент — Шломо Злотский
Председатель — Пинхас Швальб
ФЕОР — Федерация еврейских общин России, объединяющая общины ортодоксального иудаизма (1999).
Глава Раввинского совета ФЕОР — главный раввин России Берл Лазар;
Президент ФЕОР — Александр Борода;
Глава Попечительского совета ФЕОР — Роман Абрамович.
РЕК — Российский еврейский конгресс(1996)
Президенты РЕК:
1996—2001 — Владимир Гусинский
2001 — Леонид Невзлин
2001—2004 — Евгений Сатановский
2004—2005 — Владимир Слуцкер
2005—2009 — Вячеслав Кантор
С 14 мая 2009 года — Юрий Каннер
**/В.И. Ресин ответил на вопросы газеты «Крестовский мост» (№ 2, 2013).
28 сентября 2010 года указом Президента Российской Федерации назначен временно исполняющим обязанности мэра Москвы после отстранения Юрия Лужкова от должности мэра.
Ресин В.И. — Председатель Попечительского совета Российского еврейского конгресса, Член Президиума Российского еврейского конгресса.
**/ В.И. Ресин: Стать советником мне предложил сам…
patriarchia.ru›db/text/2818993.html
** Русский капеллан вне Закона? | Военное обозрение
siliyan.ru/sevihcra/2290 копия
*** Православный форум «Соборно.ру»
© Источник: https://soborno.ru/viewtopic.php?t=950
**** newsland.com/user/4297702508/… копия 17:01 05.11.2011 в рубрике Общество
Медведев: необходимо укреплять институт военных священников. Президент РФ Дмитрий Медведев намерен дать поручение министерству обороны по развитию…

(1) Посмотреть полностью: в российской армии комиссары или…
(2) • Минобороны взялось за солдатский дух // В ведомстве рассказали, как…
zenit-ka.ru/2018/09/05/… копия
Об этом сегодня сообщил замминистра обороны и начальник Главного военно-политического управления (ГВПУ) ВС РФ генерал-полковник Андрей Картаполов,…
(3) Справка:
Центр подготовки военного духовенства будет расположен в Главном храме вооруженных сил РФ, который, как сообщил 4 сентября министр обороны РФ Сергей Шойгу, появится в парке «Патриот» к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Храм будет иметь шесть престолов и пять куполов и вмещать до 6 тыс. человек. В высоту он будет достигать 95 м. Выше него в России только храм Христа Спасителя (103 м) и Исаакиевский собор (101,5 м). «Воинский элемент станет основной направленностью этого храма.
ГВПУ было возрождено в конце июля указом президента Владимира Путина (см. «Ъ” от 31 июля). В ведение управления будут переданы, в частности, департамент культуры, управление по работе с обращениями граждан. Кроме того, генералу Картаполову А.В.отойдет кураторство общественного движения «Юнармия».
Формирование ГВПУ, как уточнил замминистра обороны, разбито на три этапа: до 1 октября будет завершено формирование центральных структур, до 1 декабря «должна быть сформирована система военно-политической работы в войсках», а с 1 сентября 2019 года начнется подготовка кадров для ГВПУ в ведомственных вузах.
Александра Джорджевич

1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Комментарий к Статье 14 Конституции РФ

1. Светским считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияние на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Такая форма взаимоотношений государства и церкви с той или иной степенью последовательности установлена в ряде стран (США, Франция, Польша и др.).

В современном мире есть государства, где узаконена официальная религия, называемая государственной, господствующей или национальной. Например, в Англии такой религией является одно из основных направлений христианства — протестантизм (англиканская церковь), в Израиле — иудаизм. Есть государства, где провозглашено равенство всех религий (ФРГ, Италия, Япония и др.). Однако в таком государстве одна из наиболее традиционных религий, как правило, пользуется определенными привилегиями, оказывает известное влияние на его жизнь.

Противоположностью светскому государству является теократическое, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии. Такое государство сегодня — Ватикан.

В мире имеется также ряд клерикальных государств. Клерикальное государство с церковью не слито. Однако церковь через институты, установленные в законодательстве, оказывает определяющее влияние на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов. Таким государством является, например, Иран.

2. Как светское государство Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Содержание этого положения раскрывает ст. 4 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях, где сказано, что религиозные объединения равны перед законом.

Отделение религиозных объединений от государства означает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений. Оно регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством РФ об образовании.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям. Оно не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления, не участвует в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь. В Российской Федерации как демократическом и светском государстве религиозное объединение не может подменить политическую партию, оно надпартийно и неполитично. Но это не означает, что духовенство вообще не может избираться в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако священнослужители избираются в эти органы не от религиозных объединений и не в качестве представителей соответствующей церкви.

Принцип светского государства в понимании, сложившемся в странах с моноконфессиональным и мононациональным устройством общества и с развитыми традициями религиозной терпимости и плюрализма, позволяет допустить в некоторых странах политические партии, основанные на идеологии христианской демократии, поскольку понятие «христианский» в данном случае выходит за конфессиональные рамки и обозначает принадлежность к европейской системе ценностей и культуре.

В многонациональной и многоконфессиональной России такие понятия, как «православный», «мусульманин», «русский», «башкирский» и т.д., ассоциируются в общественном сознании скорее с конкретными конфессиями и отдельными нациями, чем с системой ценностей российского народа в целом. Поэтому конституционный принцип демократического и светского государства применительно к конституционно-историческим реалиям, сложившимся в России, не допускает создание политических партий по признакам национальной или религиозной принадлежности. Такой запрет соответствует аутентичному смыслу ст. 13 и 14 Конституции во взаимосвязи с ее ст. 19 (ч. 1 и 2), 28 и 29 (см. комментарии к ст. 13, 14, 19, 28 и 29) и является конкретизацией содержащихся в них положений (см. Постановление КС РФ от 15.12.2004 N 18-П).

Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничение прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, в деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

Религиозные объединения в Российской Федерации действуют на основе их собственных правил при условии соблюдения закона. Таким законом, регулирующим эти вопросы, является упомянутый Закон о свободе совести и о религиозных объединениях. Согласно этому Закону религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного вероисповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещение и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляется в пользование группы ее участниками. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации или иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из 10 участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется федеральным органом юстиции или его территориальным органом в порядке, установленном действующим законодательством. Перерегистрация религиозных организаций не может проводиться вопреки условиям, которые в силу п. 1 ст. 9 и п. 5 ст. 11 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях необходимы и достаточны для учреждения и регистрации религиозных организаций. Из этих норм следует, что для перерегистрации религиозных организаций, учрежденных до вступления в силу данного Закона, а также местных религиозных организаций, входящих в структуру централизованной религиозной организации, не требуется документ, подтверждающий их существование на соответствующей территории не менее 15 лет; на такие религиозные организации не распространяется требование о ежегодной перерегистрации до наступления указанного 15-летнего срока; они не могут быть ограничены в правоспособности на основании абз. 3 и 4 п. 3 ст. 27 (см. Постановление КС РФ от 23.11.1999 N 16-П).

Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества). Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.

Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан, в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не вправе препятствовать участию военнослужащих в богослужениях и других религиозных обрядах и церемониях. В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в России вправе объявить религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях. Такими праздничными днями объявлены, например, Рождество Христово, ряд мусульманских религиозных праздников.

Религиозные организации вправе: производить, приобретать, эксплуатировать, тиражировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения; осуществлять благотворительную и культурно-просветительную деятельность; создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки слушателей и религиозного персонала; осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, определенном законодательством РФ; устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан.

В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительного и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры. Религиозные организации могут иметь на праве собственности имущество за границей.

Запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях, а также религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации, а также по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции, федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

Надо сказать, что отдельные положения Закона о свободе совести и о религиозных объединениях неоднократно служили предметом рассмотрения Конституционного Суда. Однако каждый раз Суд признавал их не противоречащими Конституции.

Так, Конституционный Суд РФ принял Определение от 13.04.2000 N 46-О по жалобе регионального объединения «Независимый российский регион Общества Иисуса» на нарушения конституционных прав и свобод п. 3-5 ст. 8, ст. 9 и 13, п. 3 и 4 ст. 27 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях*(77).

Суд пришел к выводу, что оспариваемыми положениями Закона о свободе совести и о религиозных объединениях применительно к их действию в отношении религиозных организаций, учрежденных до вступления данного Закона в силу, конституционные права и свободы заявителя не нарушены.

Светскость образования принцип разделения всей образовательной системы на две части: готовящей клириков церкви и неклерикальные, готовящей к жизни в свете, в миру. Светское образование не означает атеистическое и вполне может быть религиозным, согласно образовательным потребностям населения. Исторически же сложилось так, что провозглашение этого принципа в 1918 году Законом об отделении церкви от государства и школы от церкви сопровождалось секуляризацией церкви. На практике светскость стала означать: приоритеты государственной политики в управлении образованием над общественными интересами и образовательными потребностями народа; ликвидацию религиозного воспитания детей в стенах образовательных учреждений; запрет деятельности религиозных организаций и деятелей церкви в школах и вузах; ликвидацию в школах изучения любых религиозных дисциплин и дисциплин о религии; провозглашение атеизма государственной политикой в сфере образования. Так «светскость» стала синонимом «атеизму». В настоящее время понятие «светскости» очищается от идеологических наслоений и уже не несет в себе прежних смыслов атеизма и безрелигиозности.

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *