Свидетельство о признании беженцем

Свидетельство о признании беженцем

Под беженцем понимается прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ лицо, не имеющее гражданства РФ, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое умышленное преступление.

Лицо для признания его беженцем в обязано по прибытии незамедлительно обратиться лично или через уполномоченного на то представителя с ходатайством по месту своего пребывания в компетентный орган, который принимает решение о регистрации ходатайства в течение 5 дней со дня обращения. В случае экстренного массового прибытия на территорию РФ лиц решение о их регистрации принимается незамедлительно. Лицо, находящееся вне пределов РФ, для признания его беженцем вправе обратиться с соответствующим ходатайством в дипломатическое или консульское представительство РФ в стране своего пребывания. Закреплены права и обязанности лица, обратившегося с ходатайством о признании его беженцем, а также права и обязанности беженца.

Регламентирован порядок признания лица беженцем. Лицу, признанному беженцем, выдается удостоверение установленного образца.

Закон содержит положения об обязанностях органов государственной власти и управления, органов МСУ в отношении беженцев, гарантиях прав беженцев, оказании помощи беженцам.

Лицо утрачивает статус беженца, если оно приобрело гражданство РФ или другого государства, или добровольно воспользовалось защитой государства, территорию которого оно вынуждено было покинуть, или выехало на постоянное жительство за пределы РФ. Если лицо умышленно сообщило ложные сведения, послужившие основанием для признания его беженцем, оно лишается этого статуса.

В целях обеспечения беженцам благоприятных материальных условий и компенсации расходов, связанных с их пребыванием на территории РФ, учреждается Фонд помощи беженцам (специальный фонд денежных средств для оказания помощи беженцам).

Рассмотрены вопросы источников возмещения расходов, связанных с приемом и обустройством беженцев, международного сотрудничества по проблеме беженцев и ответственности за нарушение Закона.

С середины ХХ столетия беженцы – не просто определение категории лиц, вынужденных под угрозой покидать собственную родину. Это международный гуманитарный статус, который при определенных обстоятельствах можно получить в любой стране ООН. Количество беженцев по всему миру приблизилось к 70 млн человек. Кто, как и на каких основаниях может получить этот статус?

Статус беженца: что это

Конституционно-правовой статус беженцев определяется в каждом государстве-члене ООН национальным законодательством. Например, в России он упоминается в и уточняется в . В любой другой стране он будет подчиняться иным законам. Но любые такие нормативно-правовые акты, независимо от государства, не могут противоречить .

Понятие статуса закреплено в ст. 1 Конвенции: беженец – это правовой статус лица, которое вследствии преследований или обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, национальности, гражданства, этнической или социальной приналежности и по иным признакам вынуждено покинуть территорию государства постоянного жительства, и не имеет возможности (или не желает в силу указанных опасений) получить защиту от родного государства.

Наличие описанной угрозы позволяет человеку запросить статус беженца в любой стране ООН по его желанию.

Порядок признания лица беженцем определяется каждой страной самостоятельно. Так же определяются и административные процедуры, место подачи всех необходимых документов, особенности рассмотрения ходатайства и так далее.

Стоит отметить, что политика и условия приема беженцев, предоставленные права, социальная помощь и обязанности сильно разнятся от государства к государству.

А вот этапы запроса убежища, независимо от страны, обычно выглядят так:

  1. Легально въехать в желаемую страну и на границе или уже по месту пребывания – в отделении миграционной службы – подать прошение о предоставлении гуманитарного статуса.
  2. Пройти все необходимые проверки и собеседования, представить доказательства преследований, при необходимости отправиться в распределительный центр.
  3. Дождаться рассмотрения ходатайства. В странах с существенным притоком беженцев вопрос может рассматриваться в течение 1-1,5 года. До того, пока статус просителя международной защиты не определен, он может получить свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем.
  4. В назначенное время явиться на собеседование, доказать угрозу преследований, получить решение. Если лицу предоставляется убежище, с ним приобретается не только защита от преследований, но и социальная защита, право на помощь и другие права – о них позже.

Основания для отклонения ходатайства

Далеко не всегда угроза, о которой заявляет проситель убежища, является деятельной. Обычно ходатайство о признании беженцем отклоняется, если лицо:

  • не представило доказательств о наличии действительных преследований или их угрозы;
  • совершило преступление на территории страны подачи запроса;
  • получило отказ в убежище в другой стране ООН, и обстоятельства, имевшие ранее место, не изменились;
  • имеет гражданство третьей страны и не воспользовалось ее защитой;
  • прибыло из третьей страны, где уже имело возможность запросить международную защиту;
  • имеет разрешение на проживание в стране подачи ходатайства или основания для его получения или по другим основаниям.

Кроме того, пп. F ст. 1 Конвенции ООН исключает возможность предоставления гуманитарной защиты лицам:

  • совершившим преступления против мира или военное преступление;
  • совершившим неполитическое уголовно преследуемое деяние за пределами страны подачи запроса и до его подачи;
  • участвовавшим в деятельности, противоречащей целям ООН.

Международные гуманитарные статусы

Статус беженца – один из возможных гуманитарных статусов. В соответствии с национальным законодательством той или иной страны могут быть и другие, например, статус временного убежища, вынужденного переселенца. Разберемся, в чем разница между статусом беженца и временным убежищем, а также другими статусами.

Так, временное (гуманитарное) убежище (может также называться «дополнительная защита”), это вспомогательный статус, который может быть приобретен лицом, если оно:

  • имеет основания для получения статуса беженца, но ограничивается ходатайством о временном убежище;
  • не имеет оснований для получения статуса беженца, но в силу гуманитарных причин не может быть отправлено на родину.

Временное убежище как статус несколько ограничено в правах по сравнению со статусом беженца, однако все зависит от конкретной страны.

Существует также статус «политическое убежище”. Это особый вид международной защиты, предоставляемый за преследование на родине по политическим мотивам, например, за высказывание гражданской позиции и общественных убеждений, за ведение политической деятельности, которые не противоречат общепринятым принципам демократии.

Право на политическое убежище обычно регулируется отдельным нормативным актом, так как категория его просителей является особой и отличается от общепринятого облика беженцев. Такой вид защиты часто используется для ухода от правосудия.

Помимо этих форм защиты, лицу может быть предоставлен статус вынужденного переселенца. Особенности административно-правового статуса вынужденных переселенцев и беженцев определяются также внутренним законодательством, поскольку такие переселенцы – лица, преследуемые и перемещающиеся внутри конкретной страны. Этот статус не является международным и может быть запрошен при необходимости только в стране своей гражданской принадлежности. Из-за этого предоставление такого статуса скорее редкость: запрашивать его в стране, где лицо по месту жительства не может получить от государства защиту, не имеет смысла.

Решение о признании лица беженцем принимает, как правило, руководство миграционного ведомства. В России это ГУВМ МВД, в Германии – Федеральное ведомство по делам беженцев и миграции (Bundesamt für Migration und Flüchtlinge, BAMF). Но они лишь рассматривают ходатайство, а какой конкретно запросить статус, лицо решает самостоятельно.

Права и обязанности

Конкретные правомочия просителей убежища регулируются также национальным законодательством конкретной страны. В целом базовые права и обязанности беженцев закреплены Конвенцией ООН. Согласно ей, лицу, получившему статус беженца, гарантируется:

  • право на постоянное проживание (на время действия гуманитарного статуса) и прописку в стране предоставления убежища;
  • право на жилье, обычно реализуемое за счет размещения в центрах временного содержания беженцев;
  • право на обязательное среднее образование;
  • право на трудоустройство без дополнительного разрешения;
  • право на правительственную помощь (обычно выражается в программах социализации и натурализации беженцев);
  • право на социальное обеспечение: медицинскую помощь, денежные выплаты, натуральную помощь в виде питания или продуктов;
  • право на свободное передвижение и выбор места проживания в пределах страны (если это страна ЕС – в пределах ЕС) и так далее.

Что касается обязательств, то лицо, признанное беженцем, обязано:

  • чтить конституционный строй и соблюдать требования законодательства страны, предоставившей убежище;
  • не совершать уголовных преступлений на территории страны;
  • пройти обязательное медицинское обследование;
  • сообщать миграционным органам все достоверные сведения, необходимые им;
  • соблюдать установленный режим проживания по месту содержания.

Если лицо не имеет паспорта или иного действительного документа, страна убежища должна предоставить ему таковые. Их роль в том числе может выполнять свидетельство о статусе беженца.

Помощь для беженцев

Помощь беженцам в каждой стране предоставляется в разном объеме, в зависимости от возможностей страны. Обычно «базовый пакет» включает в себя:

  • Натуральную помощь – предоставление продуктов или полноценного питания, бытовых и коммунальных услуг.
  • Медицинскую помощь. Заключается не только в обследовании и лечении, но и в предоставлении лекарственных препаратов.
  • Финансовую помощь. Размер выплат значительно отличается от государства к государству. Например, в РФ это небольшая единовременная помощь в размере 100 рублей. В Германии – ежемесячная помощь на карманные расходы в размере 100-150 евро.
  • Социальную помощь. Например, устройство детей в детские сады и школы, получение пенсии по возрасту, по утрате трудоспособности и так далее.
  • Правовая и иная консультативная помощь; услуги юриста, психолога, переводчика, трудового консультанта.

Национальным или муниципальным законодательством могут быть предусмотрены и другие виды помощи, например, пособия на жилье и субсидии на оплату коммунальных услуг (при самостоятельном проживании).

Проблемы приобретения статуса

Европейские страны ежегодно принимают миллионные миграционные потоки беженцев, что создает не только огромную финансовую нагрузку, но и определенное социальное напряжение. Львиная доля просителей убежища являются не жертвами преследований, а классическими экономическими мигрантами. Из-за этого и рассматриваются беженцы как социальная проблема в современном мире: создался определенный стереотип, согласно которому далеко не все из них нуждаются в защите, а многие даже являются фактором социальной нестабильности.

Те, кто действительно ищет защиты, наоборот, имеют правовые проблемы реализации статуса беженцев:

  • Во-первых, политика многих стран строится на непризнании существующей проблемы, из-за чего признается гуманитарный статус крайне неохотно. Яркий пример – Польша и Венгрия, которые часто отказывают иностранцам даже при наличии явных доказательств преследований.
  • Во-вторых, проблемы возникают при необходимости доказать преследования. Государственные органы самостоятельно оценивают доказательства, и если это не очевидные массовые преследования, то шансы получить защиту крайне малы.
  • В-третьих, далеко не всегда возможность обжалования отказа в ходатайстве и доступность такого обжалования очевидны для просителей убежища. Выдав отказ, страны выдворяют беженцев в страны, из которых они прибыли, в том числе приграничные страны.
  • В-четвертых, существуют проблемы натурализации и социализации. Даже получив гуманитарный статус, стать полноценным членом общества в новой стране крайне трудно: предстоят языковые проблемы, трудности с работой и обеспечением членов семьи, низкая социальная защищенность.

Отчасти решаются перечисленные проблемы только в благополучных странах, таких как Германия, Франция, Италия, Австрия и прочих, где уровень поддержки беженцев достаточно высок.

Почему могут лишить международной защиты

Конвенция и внутреннее национальное законодательство также определяют, в каких случаях лицо утрачивает статус беженца. Автоматическая утрата происходит, если:

  • беженец вновь воспользовался защитой страны своей гражданской принадлежности либо вновь добровольно переехал для проживания на ее территорию;
  • обстоятельства, по которым лицо получило защиту, перестали действовать, и угроз больше не существует;
  • мигрант приобрел новое гражданство и может воспользоваться защитой этой страны;
  • лишившись гражданства страны исхода, лицо вновь приобрело его добровольно;
  • лицо получило разрешение на проживание или гражданство страны убежища.

В то же время лицо принудительно лишается статуса беженца, если оно:

  • совершило преступление и осуждено за это в стране убежища;
  • получило защиту на основании ложных сведений или поддельных документов;
  • привлекалось к ответственности за отдельные виды правонарушений, определенные национальными законами.

Статус беженца – это положение лица, которое в силу преследований покинуло свою страну и запросило международную защиту ООН. Он не дается преступникам, экономическим мигрантам и прочим лицам, не нуждающимся в защите. В случае присвоения статуса мигрант получает право на защиту, социальную помощь, проживание в стране и прочие базовые блага, гарантированные ООН.

Из-за значительного количества беженцев многие страны видят в их существовании проблемы и финансовую нагрузку, поэтому отказывают в защите. В случае противоправного поведения просителей убежища даже лояльные страны готовы к их выдворению.

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ
ОТ 19 ФЕВРАЛЯ 1993 Г. N 4528-1
«О БЕЖЕНЦАХ»
(Постатейный)
Д.А. БАСАНГОВ
Ответственный редактор
доктор юридических наук, доцент
Л.В. АНДРИЧЕНКО
Басангов Денис Анатольевич
Старший научный сотрудник отдела правовых проблем федерализма Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, советник юстиции 3 класса, кандидат юридических наук.
Специалист по проблемам в области конституционной юстиции, конституционного судопроизводства, миграции, охраны прав и свобод человека и гражданина.
Автор ряда научных публикаций и аналитических записок по конституционному праву, в том числе связанных с проблемами правового регулирования миграционных отношений в Российской Федерации.
19 февраля 1993 года N 4528-1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О БЕЖЕНЦАХ
(в ред. Федеральных законов от 28.06.1997 N 95-ФЗ,
от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ,
от 07.11.2000 N 135-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ,
от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,
от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 30.12.2006 N 266-ФЗ)
Комментарий к преамбуле
Существующая на международном уровне проблема беженцев имеет большую актуальность и для России в силу происходящих в ней экономических, социальных, демографических и иных изменений. Российская Федерация как полноправный член международного сообщества и государство, в котором реализуются установленные демократические процедуры, в своем Основном Законе 1993 г. провозгласила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства.
Развивая в дальнейшем эти положения, Конституция РФ провозглашает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При этом исходя из данных положений Основного Закона Российская Федерация признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, которые являются составной частью ее правовой системы.
В соответствии с Конвенцией 1951 г. о статусе беженцев национальный режим, такой же, как для граждан страны проживания, беженцу предоставляется в отношении пользования свободой исповедания религии (ст. 4), права обращаться в суд, права на получение пайков при системе, регулирующей распределение дефицитных продуктов, права на получение начального образования (ст. 22), права на правительственную помощь и поддержку, включая право на медицинское обслуживание (ст. 23), права на социальное обеспечение и применение норм трудового и налогового законодательства (ст. 24, 29), права работать по найму, если беженцы соответствуют изложенным требованиям для предоставления им льготного режима.
Согласно преамбуле предметом регулирования комментируемого Федерального закона (далее — Закон) является определение оснований и порядка признания беженцем на территории РФ, закрепление экономических, социальных и правовых гарантий защиты прав и интересов лиц, признанных беженцами.
Законодательство РФ о беженцах в преамбуле к Закону понимается в широком смысле. В него включаются не только федеральные законы и законы субъектов РФ в области регулирования и обеспечения прав беженцев, но и подзаконные акты — указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, правовые акты представительных и законодательных органов Российской Федерации и ее субъектов, правовые акты их высших должностных лиц и др.
Статья 1. Основные понятия
Комментарий к статье 1
Понятие «беженец» в определенной степени является жестко установленным, поскольку его содержание определяется в соответствии с принципами общего международного права. При обыденном употреблении содержание его является более широким и менее ограниченным, обозначая любого, кто бежит, кто стремится спастись от обстоятельств естественного или личного характера, которые он считает нетерпимыми . В качестве правовой категории понятие «беженец» появилось в 1921 г., когда была проведена международная конференция под эгидой Совета Лиги Наций. Ее проведение было обусловлено Первой мировой войной, массовыми потоками беженцев из бывшей Российской империи и распавшейся Оттоманской империи. Первая мировая война повлекла за собой значительные потоки беженцев и перемещенных лиц, разбросанных в ряде стран.
———————————
См.: Гудвин-Гилл Г.С. Статус беженца в международном праве. М., 1997. С. 15.
Определение понятия «беженец» пытались сформулировать в соглашениях, заключенных под эгидой Лиги Наций. В них был использован так называемый групповой, или категориальный, подход. При этом в качестве обязательных критериев для признания беженцем выделялись следующие условия: а) лицо должно было находиться за пределами страны своего происхождения и б) лицо не должно было пользоваться защитой правительства этого государства. Например, в 1926 г. русские беженцы определялись как «любые лица русского происхождения, которые не пользуются или более не пользуются защитой Правительства Союза Советских Социалистических Республик и не приобрели иного гражданства». Содержание понятия «армянский беженец» было аналогичным. Указанные определения приводились в Соглашении, касающемся выдачи удостоверений личности русским и армянским беженцам от 12 мая 1926 г. . Его особенностью являлось то, что прямо не требовалось пребывания лица за пределами страны происхождения, однако это подразумевалось, поскольку целью данного договора была выдача удостоверений личности для обеспечения проезда и поселения.
———————————
См.: Соглашение, касающееся выдачи удостоверения личности русским и армянским беженцам, от 12 мая 1926 г.: 84 LNTS N 2004.
Понятие «беженец» было сформулировано и в международных актах, носящих рекомендательный характер. Так, в Резолюции «Правовой статус апатридов и беженцев», принятой в 1936 г., «беженец» трактовался как «индивид, который по причине внезапно возникших политических событий на территории государства его гражданской принадлежности покинул его добровольно или принудительно, не приобрел нового гражданства и не пользовался дипломатической защитой какого-либо другого государства» .
———————————
Цит. по: Grahl-Madsen A. The status of refugees in international Law. Vol. 1. P. 74.
С момента введения в 20 — 30 годах XX в. определения понятия «беженец» в международно-правовой оборот оно претерпело достаточно серьезные изменения. С момента окончания Второй мировой войны были выработаны его более точные критерии, что, в свою очередь, нашло отражение в Уставе Международной организации по делам беженцев, Уставе Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (далее — УВКБ), в Конвенции 1951 г. о статусе беженцев и Протоколе 1967 г., касающемся беженцев. Примечательно, что Устав Международной организации по делам беженцев инкорпорировал положения многих документов, предусматривающих установление основных критериев понятия «беженец». В частности, в группу беженцев были включены жертвы нацистского и фашистского режимов; лица еврейского происхождения, иностранцы и лица без гражданства, оказавшиеся жертвами нацистского преследования; лица, которые признавались беженцами до начала Второй мировой войны по признакам расы, религии, национальности или политических убеждений; лица, которые не могли или не хотели воспользоваться защитой государства, гражданство которого они имели или в котором проживали .
———————————
См.: Клинова Е.В. Правовое положение беженцев в странах Европейского союза: Статус беженца, право на убежище. М., 2000. С. 9.
С начала 50-х годов XX в., а особенно после прекращения деятельности в 1952 г. Международной организации по делам беженцев, функционировавшей под эгидой ООН, ряд государств поднял вопрос об уточнении критериев понятия «беженец». Так, высказывались мнения против использования широкого подхода в определении данной категории лиц. Основной целью являлось выделение категории беженцев, нуждающихся в международной защите.
В Уставе Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, сменившего 14 декабря 1950 г. в связи с прекращением деятельности Международную организацию по делам беженцев, было впервые дано универсальное определение, которое не содержало ни географических, ни временных ограничений. Согласно Уставу компетенции УВКБ впервые подчинены беженцы, которые подпадали под действие различных заключенных ранее договоров. Устав также распространяется на беженцев, которые стали таковыми в результате событий, происходивших до 1 января 1951 г., находились вне страны своего происхождения и не могли или не желали воспользоваться ее защитой в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований либо по причинам, не связанным с соображениями личной выгоды. Кроме того, Устав распространяется на всех других лиц, находящихся вне страны своей гражданской принадлежности или, если они не имеют определенного гражданства, вне страны своего прежнего обычного местожительства: вследствие испытываемых или испытанных ими вполне обоснованных опасений преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства или политических убеждений, или не могут либо по причинам указанных опасений не желают воспользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности, или, если они не обладают определенным гражданством, возвратиться в страну своего прежнего обычного местожительства (п. «в» ст. 6).
Это определение с точки зрения сферы применения является универсальным, так как не содержит географических или временных ограничений. В то же время беженцам, претендующим на международно-правовую защиту, надлежит доказать наличие у них вполне обоснованных опасений подвергнуться преследованиям по одному или нескольким указанным основаниям, чем, на наш взгляд, может быть необоснованно сужен круг этих лиц.
Заслуживает внимания мнение известного специалиста в области международного права Г.С. Гудвин-Гилла, считающего, что Устав УВКБ содержит явное противоречие. Утверждая, что деятельность Управления распространяется, как правило, на группы и категории беженцев, его определение понятия «беженец», по сути, индивидуалистическое, требующее оценки субъективных и объективных моментов в каждом конкретном случае .
———————————
См.: Гудвин-Гилл Г.С. Указ. соч. С. 22.
Серьезные кризисы, имевшие место после принятия Устава УВКБ, вызвавшие значительные потоки беженцев, а также гуманитарные и иные соображения требуют от Управления применять свой мандат, учитывая действующие реалии, поэтому было необходимо внесение существенных изменений в концепцию «беженцев, которые стали предметом внимания международного сообщества». В частности, в 1957 г. Генеральная Ассамблея ООН впервые уполномочила Верховного комиссара оказывать помощь беженцам, не подпадавшим полностью под определение Устава, но положение которых «вызывало озабоченность международного сообщества» .
———————————
Резолюция 1167 ГА ООН, 26 ноября 1957 г. // Действующее международное право. С. 255.
За время, прошедшее со дня создания ООН (Устав был подписан 26 июня 1945 г.), под ее эгидой была разработана необходимая международно-правовая база и образован механизм для разрешения острейших проблем беженцев. В качестве целей ООН утверждалась гуманистическая направленность ее деятельности, провозглашенная в преамбуле: «Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости… вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство больших и малых наций…». Основные цели и принципы ООН названы в ч. 1 ст. 2 Устава: «…осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии».
В развитие положений Устава ООН были приняты Конвенция ООН 1951 г. «О статусе беженцев», Протокол, касающийся статуса беженцев, 1967 г. , которые также определяют понятие «беженец» и юридические основания признания лица таковым. Конвенция разрабатывалась одновременно с созданием УВКБ и является базовым универсальным межгосударственным соглашением по проблеме беженцев. Она служит основным правовым средством международной системы их защиты и содержит общее определение понятия «беженец». Примечательно, что данная дефиниция не соотнесена с определенными национальными группами.
———————————
См.: Бюллетень международных договоров. 1993. N 9. Ст. 6.
Конвенция является фундаментальным документом действующего международного права беженцев. В ней дается понятие «беженец», определяются условия, при которых беженец теряет свой статус, а также категории лиц, на которых действие Конвенции не распространяется. Конвенция запрещает высылку или принудительное возвращение лиц, имеющих статус беженцев. Она устанавливает возможные правовые режимы для беженцев, включающие их права и обязанности по отношению к странам, предоставившим им убежище.
Центральным местом Конвенции является ст. 1, определяющая саму дефиницию «беженец», детерминирующую правовую основу и критерий включения лица в число соискателей статуса беженца.
Поскольку Конвенция была разработана после Второй мировой войны, ее дефиниция «беженец» учитывала лиц, находящихся за пределами страны изначального проживания, являющихся беженцами, как результат событий, имевших место в Европе или где-либо еще до 1 января 1951 г. Так как новый кризис в ситуации с беженцами разразился (в Европе) в конце 50-х — начале 60-х годов, стала очевидной необходимость учета временных и географических параметров Конвенции «О статусе беженцев». Это послужило главной причиной разработки и принятия Протокола в дополнение Конвенции 1951 г. Протокол 1967 г., хотя и является самостоятельным по отношению к Конвенции международно-правовым документом, все же корнями связан с Конвенцией 1951 г. Протокол раздвигает временные и географические пределы, устанавливаемые понятийным аппаратом Конвенции 1951 г.
Вместе с Конвенцией «О статусе беженцев» Протокол 1967 г. распространяет свое действие на следующие субъекты:
во-первых, на базисную категорию «беженец», включая основания отнесения к данной категории, а также на соответствующие правовые основания исключения из данной категории. Конвенция содержит универсально применимое определение термина «беженец», базирующееся на понятии «вполне обоснованные опасения стать жертвой преследования». Такое определение

Статус беженца в РФ — насколько тернист путь?

Порой обстоятельства вынуждают человека покинуть родной дом и отправиться искать для себя лучшей судьбы в другой стране. Это может произойти по самым разным причинам: военный конфликт, невозможность заработать или другие обстоятельства, преодолеть которые самостоятельно бывает слишком тяжело, а порой и просто невозможно.

Однако не стоит отчаиваться и ожидать, что в чужой стране вас ожидает только нужда и лишения. Вы всегда можете получить статус беженца. И сделать это достаточно легко. Согласно законодательству, беженцем может считаться любой человек, который в силу обстоятельств (будь то преследование по расовому признаку или иная угроза здоровью) находится за пределами своей страны и не может рассчитывать на защиту своих интересов на родине. Каждый, кто принадлежит к этой категории, может подать ходатайство в загранпредставительство Российской Федерации о признании себя беженцем.

Где можно оформить документы для получения статуса беженца?

  • В консульстве Российской Федерации
  • В дипломатическом представительстве.
  • В пункте пограничного контроля на территории РФ.
  • В ближайшем подразделении ФМС.

Получить статус беженца в России можно в несколько простых шагов:

Подача ходатайства.

Первым вашим действием будет подача соответствующего запроса. Сделать это желательно лично, но вы можете воспользоваться помощью уполномоченного представителя. Для неопытного и незнакомого с юридическими терминами человека это может показаться очень сложным. Однако на самом деле все просто и понятно — специалисты помогут вам и все подробно объяснят.

Это важно

Вам нужно будет написать заявление, подписать его и идентифицировать свою личность с помощью любого документа.

Получите свидетельство о рассмотрении или уведомление об отказе.

В первом случае в течение суток после принятия утвердительного решения вам вручат специальную бумагу, в которой будет указано, что ваш запрос одобрен и отправлен на дальнейшее рассмотрение. В случае же отказа вы получите соответствующее уведомление в течении трех рабочих дней. Обычно срок первичного рассмотрения — 5 дней.

Получите ваше единовременное пособие и обратитесь по месту временного размещения.

Заполните заявление на единовременную денежную выплату. Сумма пособия на конец 2015-первую половину 2016-го составляла 800 рублей, 250 из которых шли на питание, а 550 — на проживание. Далее обратитесь в уполномоченный орган по размещению. Сотрудники определят вас в центр временного проживания. В нем вы сможете ожидать рассмотрения вашего вопроса по существу.

Встаньте на учет.

Просто отметьтесь в пункте временного проживания, в котором вы будете размещены. Это нужно для того, чтобы направит в него решение о рассмотрении вашего запроса о предоставлении статуса беженца. Таким образом вы как бы «закрепляете» себя за определенным адресом. Этот процесс так же называется «Дипломатическая регистрация».

Пройдите медицинское обследование.

Каждому подавшему заявление на статус беженца предоставляется медицинская помощь. Однако перед этим необходимо пройти обязательное обследование.

Получите уведомление о признании статуса беженца.

Инфо

Рассмотрение ходатайства продолжается в течении двух месяцев. Обратите внимание, что срок может быть продлен, но только на три месяца.

После принятия соответствующим органом решения вы в течении трех рабочих дней получите уведомление. В случае положительного ответа вы приобретаете документы о вашем статусе беженца.

Удостоверение о статусе беженца вручается лично в руки при условии нахождения заявителя на территории Российской Федерации. Если же заявитель находится за пределами России то документ о присвоении статуса беженца можно получить в дипломатическом представительстве по месту подачи ходатайства.

Помните! В случае получения отказа о предоставлении статуса беженца вы можете обжаловать решение с помощью уполномоченного органа Федеральной миграционной службы. Если работа ФМС вас не удовлетворяет вы можете обратиться в суд. В этом случае ваша жалоба будет рассматриваться обычными судами как гражданский иск. При этом вас не смогут выслать из страны.

Почему стоит получить статус беженца?

  • Документ о предоставлении статуса беженца — ваше удостоверение личности на территории РФ. Оно будет заменять вам паспорт и послужит основным документом, удостоверяющим личность.
  • Благодаря статусу беженца вы сможете рассчитывать на получение жилья. Это может быть комната, квартира, общежитие. В любом случае без крыши над головой вы не останетесь. (При покупке другого жилья вы лишаетесь возможность пользоваться государственной жилплощадью)
  • Вы сможете рассчитывать на помощь специалистов при размещении и провозе багажа.
  • Каждый человек, получивший статус беженца, получает подробную юридическую консультацию. Ему будут подробно разъяснены его права, обязанности и прочие нюансы. Так же беженец в праве рассчитывать на квалифицированную медицинскую помощь.
  • Беженцы могут свободно получать информацию о состоянии родственников, оставшихся на родине.
  • Каждый, кто имеет документы о статусе беженца, может подать заявление на предоставление гражданства и постоянное место жительства.

Что еще следует знать о статусе беженца?

  • Он бессрочен. Однако каждые полтора года нужно в обязательном порядке проходить переучет.
  • Доходы от труда лиц, признанных беженцами, облагаются НДФЛ по ставке 13%
  • При получении статуса беженца ваш гражданский документ будет храниться по месту подачи ходатайства.
  • Если вы пожелаете покинуть страну то вам будет оформлен специальный проездной документ. При этом оформление российских виз не потребуется.
  • Информация о лицах, не достигших 18 лет, прописывается в документе родителя в соответствующем поле.

Почему так важно получить статус беженца?

Куда обращаться за статусом беженца в России

В первую получившим статус беженца оказывается значительная поддержка. По сути, покидая родину, человек попадает под опеку профессионалов, в задачу которых входит обеспечить достойные условия жизни. Вы не приедете на пустое место, вас не будет окружать неопределенность. Именно благодаря этой гарантии сделать первый шаг становится значительно проще.

Так же вы получите защиту со стороны государства: как юридическую, так и социальную. Это поможет избежать притеснений или недоразумений и нарушений, вызванных незнанием прав и обязанностей.

Получивший этот статус сможет в обычном порядке получить работу или встать на биржу труда. В случае затруднений вам так же помогут сотрудники ФМС.

И самое важное — вы сможете получить гражданство и разрешение на постоянное место жительства, начать полноценную жизнь на территории Российской Федерации.

Временное убежище — что это такое и чем отличается от статуса беженца?

Временное убежище — своеобразная альтернатива. Само разрешение длится ровно год и позволяет:

  • Работать без специальных патентов, разрешений и прочего.
  • Получать медицинскую помощь.
  • Получать юридическую консультацию.

При этом гражданский паспорт у заявителя изымается.

При этом процедура запроса разрешения на временное убежище практически ничем не отличается от подачи ходатайства на получение статуса беженца. Заявителю так же будет предоставлена помощь, жилье, пособие.

По истечении годового срока можно подать заявление в ФМС на продление временного убежища.

Образцы документов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *