Техническое обслуживание домофонов

Техническое обслуживание домофонов

0

Если перечень работ по техническому обслуживанию жилого дома или график уборки подъезда находятся в свободном доступе и потребитель без труда может с ними ознакомиться, то с обслуживанием домофона все несколько сложнее. Возможно, именно по этой причине некоторые собственники и считают, что техническое обслуживание ЗПУ — миф, который выдумали сами домофонщики с целью получения прибыли. Так за что все-таки потребитель ежемесячно платит 91 копейку?

Казалось бы, весьма убедительно звучит аргумент многих потребителей, что, приобретая в магазине телевизор, они не платят за его обслуживание в дальнейшем, и, по их мнению, домофон — это тот же телевизор, который в обслуживании также не нуждается.

— Домофонная система не такая уж и простая, как многим кажется на первый взгляд. Она состоит из панели вызова, блока питания, контролера со считывателем ключей, электромагнита, проводов питания и управления, магистрального кабеля, абонентской проводки и трубок в квартирах жильцов, и все эти элементы безусловно требуют ежемесячного обслуживания, — считает председатель ассоциации «Безопасный дом» Геннадий ЗАХАРОВ. — Без его проведения количество обращений со стороны граждан по вопросам неисправности домофонной системы возросло бы в несколько раз, а срок службы оборудования значительно сократился.

Какой-то точный перечень работ по обслуживанию домофона законодательством не определен, и каждая организация вправе устанавливать его самостоятельно. Тем не менее в каждой фирме, состоящей в ассоциации «Безопасный дом», есть монтажники, за которыми закреплены домофонные системы конкретных жилых домов.

— Ежемесячно монтажник проводит осмотр системы ЗПУ, профилактические работы, а также устраняет выявленные повреждения; к примеру, регулировать доводчик необходимо в теплое и холодное время года, в противном случае — он быстро выйдет из строя, — утверждает Геннадий Анатольевич. — Наши фирмы на внутренней стороне входных дверей размещают шильды, на которых монтажник делает отметку о проведении технического обслуживания.

Кроме этого, за 91 копейку в месяц организации выполняют чистку и смазку оборудования, а также осуществляют текущий ремонт отдельных блоков и узлов домофонной системы. В том числе в эту сумму входит и ремонт неисправностей, которые были получены вследствие действий вандального характера. То есть за все эти работы организации, состоящие в ассоциации «Безопасный дом», не взимают каких-либо дополнительных средств с населения.

— Это лишь примерный перечень основных работ по техническому обслуживанию домофона, какие-то организации выполняют только вышеперечисленные работы, а некоторые из них — гораздо больше, — делится председатель ассоциации. — Стоит учесть, что я говорю лишь о фирмах, которые входят в нашу ассоциацию; остальные вполне могут брать дополнительную плату за ремонт оборудования, которое считается собственностью потребителей, и закон им этого не запрещает.

У каждого предприятия, состоящего в ассоциации, есть собственная диспетчерская служба, которая принимает заявки от потребителей и полностью отслеживает их выполнение. Также в каждой из фирм установлены регламент на ремонтно-восстановительные работы (в зависимости от типа домофонной системы и характера повреждения) и график работы (некоторые из них создают рабочие группы для работы в выходные дни). Однако если проблема требует неотложного ремонта, то работники организаций готовы приехать на вызов и в два часа ночи. Это может произойти в экстренном случае, к примеру, если произошла блокировка подъезда и собственники не могут в него попасть.

Лидия ЛЫЧКОВСКАЯ, фото автора

01 Дек 2017 Просмотров: 12280

Оплата технического обслуживания домофона входит в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения в порядке, предусмотренном статьей 157 ЖК РФ.

Так в письме Минстроя России от 11.04.2016 N 10686-АТ/04 «О содержании и ремонте общего имущества в МКД» говорится, что домофон как оборудование, находящееся в многоквартирном доме и обслуживающее более одного помещения, отвечает признакам общего имущества в многоквартирном доме, в связи с чем принадлежит на праве собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Согласно пункту 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, состав общего имущества определяется в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества собственниками помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, в случае, если техническое обслуживание запирающих устройств (домофона) предусмотрено договором управления многоквартирным домом, то оплата данного вида работ производится из состава платы за содержание и ремонт жилого помещения, которая устанавливается в порядке, предусмотренном статьей 157 ЖК РФ.

В случае же если договором управления многоквартирным домом в составе работ по содержанию и ремонту общего имущества не предусмотрено техническое обслуживание запирающего устройства (домофона), то для начисления такой платы необходимо решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и заключение соответствующего договора с управляющей организацией или с организацией, осуществляющей обслуживание домофона.

Такое решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в зависимости от конструкции взаимоотношений принимается в порядке, предусмотренном статьями 44 — 48 ЖК РФ, или в порядке, предусмотренном главой 9.1 ГК РФ, в случае, когда ЖК РФ не предусматривает возможности принятия таких решений.

В указанном случае тариф на обслуживание домофона, в том числе порядок его изменения, а также порядок внесения платы за такое обслуживание, устанавливается в договоре между организацией, осуществляющей соответствующий вид деятельности, и собственниками помещений в многоквартирном доме или по их поручению с управляющей организацией.

После сюжета, показанного по телевидению (ТРК «Россия») по оплате своих домофонов, у многих жителей города возникли вопросы по содержанию домофона в многоквартирном доме и главное – о том, кто это должен делать…

Законны ли квитанции за домофон?

Вопросы появились, очередь за ответами. В частности, в редакцию пришло по электронной почте письмо от жителя Кингисеппа Алексея:

«Посмотрел на днях новости по телеканалу «Россия», там объяснили, что квитанции от домофонной компании по сути незаконны, что плата за домофон входит уже в общий платеж, и мы платим, получается, дважды. Оказывается, закон по этому поводу принят в 2015 году. Разъясните, пожалуйста, этот момент. Многие об этом, наверное, не знают».

Мы попросили прокомментировать телесюжет руководителя организации, которая устанавливает и обслуживает домофоны в ряде районов Ленинградской области, включая Кингисепп, генерального директора ООО «Ингрия» Д. Б. Емельянова. Дмитрий Борисович видел эту передачу и у него тоже возникли вопросы по поводу сказанного, точнее, видимо, недосказанного, об оплате за домофон. Он прокомментировал ситуацию со знанием темы, имея большой опыт в этом бизнесе и с привлечением юриста, работающего в жилищной сфере.

В день устраняется наладчиками до 20 поломок домофонов

Вопрос обслуживания домофонного оборудования и порядок внесения платы за его содержание, возникал давно и был предметом рассмотрения в судебных органах.

– Попытаюсь дать разъяснения со ссылкой на нормативные акты и судебные решения, поскольку в телевизионном сюжете такие ссылки отсутствуют. Начну с того, что в сюжете говорится о том, что домофон относится к обычной бытовой технике, что в корне неверно, поскольку система домофона представляет собой сложное оборудование.

Согласно п. 6.1.3 рекомендаций по проектированию и монтажу систем охранного телевидения и домофонов, утвержденных ГУВО МВД России 27 июня 1998 года Р78.36.008-99, в общем виде в состав домофона входят: внешний блок (или блок вызова), абонентский (внутренний) блок, процессорный блок, контрольное оборудование, основной блок питания, резервный блок питания, коммуникационные линии, дистанционно управляемый электрозамок и доводчик двери.

Согласно данных рекомендаций и инструкции многоабонентного микропроцессорного домофона назначение домофона заключается в осуществлении аудио-, видеосвязи посетителей с абонентом, дистанционное открывание двери, а также ограничение доступа посторонних посредством кодовых комбинаций и электронных цифровых идентификаторов.

Указанное оборудование имеет срок эксплуатации и может периодически выходить из строя по различным причинам, начиная от неисправностей из-за износа оборудования и до поломок от актов вандализма. ООО «Ингрия» ежедневно по заявкам жителей устраняет до двадцати таких неисправностей. Домофон по всем признакам подходит под определение «имущество общего пользования», так как домофоном пользуются все жители дома.

Кто будет устранять неисправности домофонов?

Но в то же время следует отметить важный момент: поскольку домофоны приобретались на средства жителей подъезда многоквартирного дома на основании решения общего собрания собственников, то данное оборудование является их общей долевой собственностью и не имеет статуса общедомового имущества (ч. 2 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации). Граждане, приобретающие домофон в общую долевую собственность, вправе заключить договор на его обслуживание. Это право закреплено в ст. 421 ГК РФ.

– Наше предприятие обслуживает домофоны в тех домах, где на общем собрании большинством голосов было принято решение о заключении такого договора, об установлении размера абонентской платы и о сроках ее внесения. Таким образом, абонентская плата взимается на законных основаниях за оказанные услуги за обслуживание домофона, которое включает в себя устранение всех неисправностей в его работе.

В телевизионном сюжете было сказано о возможности оплачивать работу по факту устранения неисправности домофонного оборудования, а не путем внесения абонентской платы, то есть сам факт оплаты не оспаривается, а только предлагается другая система оплаты, как пояснил гендиректор. В таком случае сразу возникает вопрос: кто будет заниматься сбором денег, например, на замену доводчика или магнита, а также на оплату выполненных работ? Кроме того, необходимо будет найти фирму-исполнителя и заключить с ней договор. На это потребуется определенное время и немалое.

– Таким образом, оплата по факту устранения поломки домофонного оборудования в реальной жизни непрактична, так как до момента выполнения работ по устранению неисправностей, домофон будет находиться в нерабочем состоянии, в то время как наше предприятие обслуживает заявку жителей в течение одного рабочего дня.

…только если домофон установлен сразу при строительстве дома

Теперь о роли управляющих организаций, которые по договору на обслуживание многоквартирного дома занимаются содержанием общедомового имущества (ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации). Для этого Дмитрий Емельянов предлагает вернуться к вопросу – относится ли домофон к общедомовому имуществу и должна ли его обслуживать управляющая организация?

– На этот счет имеются разъяснения Министерства регионального развития России от 24 января 2011 года № 1123-ИБ/14, где четко определено: домофон входит в состав общего имущества дома только в случае, если домофон был установлен при строительстве дома. В случае если домофон устанавливали сами жители после заселения дома, то в состав общего имущества он не входит. В Кингисеппе, Сланцах и Ивангороде большинство домофонов установлены самими жителями и, поэтому в состав общего имущества они не входят и, следовательно, управляющая организация к ним не имеет никакого отношения.

Собственники помещений могут путем проведения общего собрания включить домофон в состав общедомового имущества, тогда управляющая организация обязана будет обслуживать домофон из средств, собираемых на содержание и ремонт имущества многоквартирного дома. Но в этом случае управляющая организация поднимет тариф на ту же сумму, которую жители уже оплачивают в виде абонентской платы за техническое обслуживание домофона по отдельному договору, а может быть и выше.

– В нашем случае все домофоны в многоквартирных домах, которые обслуживает предприятие, в состав общего имущества не включены, поскольку решения собственников о передаче домофонов в общедомовую собственность на общем собрании не принимались. В связи с чем, за обслуживание домофонного оборудования нашим предприятием выставляется отдельная квитанция на взыскание абонентской платы на основании заключенного договора. Аналогичная позиция выражена в определении Верховного суда Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 307-КГ16-1780.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что пока собственник живет не в собственном, а в многоквартирном доме, то необходимо все вопросы решать с учетом мнения большинства жителей на общем собрании собственников.

– В сюжете ТРК «Россия» выражена позиция о том, что управляющая организация должна обслуживать домофоны без дополнительного сбора денежных средств с жителей, поскольку домофон входит в состав общедомового имущества без учета особенностей его возникновения, что противоречит правовым нормам. Следует добавить, что это не первый сюжет на телевидении на тему обслуживания домофонов, в результате которого авторы передач будоражат жителей, не вникая в суть проблемы, и вероятнее всего, этот сюжет был выпущен с целью выявления мошенников, высылающих платежные квитанции от имени управляющих организаций, которые не имеют права на обслуживание домофонов.

Можно сказать, что под оплату за домофоны по общей квитанции могут попадать только новые дома, где домофоны устанавливались сразу строителями по проекту или же, если жильцы старого жилищного фонда на собрании примут решение по включению домофонов в общее имущество и оплате домофонного оборудования по общей квитанции. Но тогда возникнет другой вопрос – кто будет обслуживать и ремонтировать домофоны?

Д. Власов

Читать свежий номер газеты «Восточный берег”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *