Техническое обслуживание общего имущества многоквартирного дома

Техническое обслуживание общего имущества многоквартирного дома

Юридическая консультация > Административное право > Коммунальные службы > Разбираемся, что входит в техническое обслуживание многоквартирного дома

Не секрет, что любая недвижимость, будь то многоквартирный или частный дом, требует периодического капитального ремонта. Кроме того, определенные технические процедуры необходимо регулярно производить и прямо в процессе эксплуатации здания. В противном случае строение очень быстро придет «негодность», то есть – в нежилое состояние.

Кто же несет ответственность за регулярное техническое обслуживание здания? Если речь идет о строении, полностью находящемся в чьей-либо частной собственности (например, о частном или даже дачном доме), любые операции по поддержанию постройки в жилом состоянии ложатся на плечи непосредственного владельца. При этом все необходимые технические процедуры он может совершать как самостоятельно, так и с помощью нанятых по этому случаю специалистов-ремонтников.

Но кто должен заниматься поддержанием в жилом состоянии обычного многоквартирного дома? Ведь в типичной городской «многоэтажке» может размещаться до нескольких сотен жилых помещений, у каждого из которых имеется свой собственник. На ком же лежит обязанность следить за состоянием всего строения? И какие вообще операции подразумеваются под термином «регулярное техническое обслуживание многоквартирного здания»? Чтобы ответить на эти и другие важные вопросы, и создана эта статья.

Содержание

Об услугах, предоставляемых управляющими компаниями

Управляющая компания несет ответственность за обслуживание многоквартирного дома

Если речь идет о типичном многоквартирном доме, поддержанием его в жилом состоянии должна заниматься ответственная за объект управляющая компания. Что же это за организация? Управляющими компаниями называют коммерческие предприятия (то есть, юридические лица), на определенных условиях берущие на себя ответственность за грамотное управление чужим имуществом.

Иными словами, заключая договор с жильцами многоквартирного дома, такая организация автоматически обязуется следить и за техническим состоянием строения. Как же выбрать управляющую компанию? Обычно подобные вопросы выносятся на общее голосование, в котором могут поучаствовать все собственники жилья в многоквартирном доме.

По итогам обсуждения с выбранной организацией заключается договор (для этого пишется соответствующее заявление), после чего к ней переходят все обязанности по техническому обслуживанию здания. В чем же они заключаются? Для поддержания жилого здания в нормальном функциональном состоянии управляющая компания обязана регулярно осуществлять следующие необходимые процедуры:

  1. регулярную уборку подъездов;
  2. ремонт стен и фундаментов во всех подсобных помещениях в доме, включая чердаки и подвалы;
  3. ремонт всех дверей и окон, располагающихся в местах общего пользования (в подъездах, на чердаках, в подвалах и прочих подсобных помещениях);
  4. обеспечение надлежащего состояния всех коммуникационных систем (водо- и газопровода, канализации, электросетей и т.д.) дома путем регулярного технического обслуживания и принятия прочих профилактических мер;
  5. техническое обслуживание (и, в случае необходимости, – ремонт) любых объектов общего пользования, располагающихся в подъездах, подсобных помещениях и на придомовых территориях;
  6. санитарное обслуживание (дератизация, дезинсекция и т.д.) всех придомовых территорий и относящихся к зданию мест общего пользования (подъездов, подсобных помещений и т.п.).

В том случае, если организация, которой был вверен многоквартирный дом, не справляется со своими прямыми обязанностями по его техническому обслуживанию, договор с ней может быть расторгнут. В этом случае собственники жилых помещений собираются на повторное голосование и совместно выбирают новую управляющую компанию.

К сожалению, на практике такое обычно случается лишь в том случае, если по недосмотру ответственной за состояние строения организации, в здании произошла крупная авария (прорыв канализации, обрушение части кровли и т.п.). Чтобы подобные печальные события не произошли уже в их доме, жильцам каждой городской «многоэтажки» стоит демонстрировать должную сознательность и самостоятельно следить за деятельностью управляющих компаний по всем нижеперечисленным направлениям.

Обслуживание стен и фундаментов

Хороший внешний вид домов — обязанность управляющей кампании

Как уже было упомянуто выше, поддержание в функциональном состоянии стен, фундамента, кровли и прочих наружных элементов здания является прямой обязанностью управляющей компании. Эта же организация ответственна за стекление окон во всех местах общего пользования, относящихся к конкретному дому. Оба этих пункта в обязательном порядке оговариваются при составлении договора с фирмой.

Поэтому если управляющая компания отказывается принимать необходимые меры, когда ситуация того требует (например, кровля строения находится в аварийном состоянии, цоколь «многоэтажки» пошел трещинами или в одном из ее подъездов выбито окно), жильцы дома вправе написать соответствующую жалобу в вышестоящие инстанции.

Но кто вообще должен следить за состоянием стен и фундамента? Согласно типовому договору с любой управляющей компанией, эта организация, помимо всего прочего, берет на себя обязанность по регулярным наружным осмотрам здания с целью выявления возможных проблем и своевременного их устранения. Однако это совсем не значит, что жилец, обнаруживший ту или иную неисправность, не имеет права обратиться за помощью к ответственным лицам.

Просьба обратить внимание на проблему направляется в управляющую компанию в форме заявления, под которым ставятся подписи всех без исключения (и это важно!) собственников «метров» в конкретной «многоэтажке». Составленный в двух экземплярах документ передается лично в руки сотруднику организации, который обязан поставить под ним свою подпись с пометкой «Принято к рассмотрению». Одна из копий заявления остается на руках у жильцов и сможет затем служить основанием для выдвижения претензий к управляющей компании.

Но как понять, справляется ли организация со своими обязанностями, если откровенно аварийных ситуаций в доме не возникает? Сделать это можно, руководствуясь приложенной ниже памяткой. Так, у жильцов не может быть претензий к управляющей компании, если по ее инициативе регулярно проводятся следующие мероприятия:

  • трещины в наружных и внутренних стенах здания регулярно замазываются, а их отделка – обновляется;
  • двери во все помещения общего пользования укреплены и функционируют нормально;
  • номерные знаки и прочие указатели, размещенные снаружи дома и на придомовых территориях, заменяются и обновляются по мере того, как приходят в негодность;
  • полы и перекрытия в чердачных помещениях не прогнивают, так как регулярно обновляются;
  • производится регулярная замена кровли (полная либо отдельных ее участков);
  • принимаются необходимые меры по предотвращению протекания крыши (промазывание изоляционными материалами и т.п.);
  • козырьки подъезда и парапеты здания регулярно ремонтируются, дабы не допустить из прихода в аварийное состояние;
  • водосточные трубы регулярно прочищаются;
  • по мере необходимости водосток (полностью, либо отдельные его участки) ремонтируется;
  • подъездные и чердачные окна стеклятся по мере необходимости;
  • крыша здания регулярно очищается от грязи и наледи, сосульки сбиваются;
  • вентиляционные системы здания периодически обслуживаются путем очистки шахт и дымоходов (важно: данный пункт не включен в договор с управляющей компанией по умолчанию и должен оговариваться отдельно).

Обо всех вышеперечисленных мероприятиях организация обязана предупреждать жильцов многоэтажного дома заранее. Более того, сами собственники квартир вправе потребовать у управляющей компании представить на их рассмотрение график всех готовящихся мероприятий по техническому обслуживанию строения, включая его капитальный и косметический ремонты.

Обслуживание инженерных систем

Инженерные системы — сложный вопрос

Под термином «инженерные системы» подразумеваются коммуникации, обеспечивающие отопление, водоснабжение и удаление нечистот в многоквартирном доме. Какие же мероприятия по их обслуживанию обязана проводить управляющая компания? Рассмотрим по пунктам:

Обогрев

В многоквартирных домах данная инженерная система может быть представлена в двух видах: печное или централизованное отопление. В первом случае управляющая компания несет ответственность за техническую исправность отопительного оборудование, а так же за функциональное состояние дымохода. Так, печи, котлы и другие предназначенные для обогрева приборы проходят регулярный контроль.

Дымоходы – периодически осматриваются, а любые появляющиеся на них трещины замазываются. Что касается централизованного отопления, в этом случае сотрудники управляющей компании не только следят за состоянием всей обогревательной системы, но и самостоятельно занимаются ее ремонтом, от замены деталей до устранения воздушных пробок. Кроме прочего в их обязанности входит своевременная полная (и бесплатная!) замена всего оборудования, в случае его устаревания или неисправности.

Кто производит обслуживание газового оборудования в многоквартирных домах? Ответы — в видеоматериале:

Водоснабжение

Прежде всего, важно понимать, что трубы, находящиеся в квартирах жильцов «многоэтажки» по умолчанию не считаются элементами данной инженерной сети. То есть, их регулярным ремонтом собственники помещений должны заниматься самостоятельно.

Исключение составляют лишь те случаи, когда трубу «прорвало». При таких обстоятельствах управляющая компания обязана оказать жильцу помощь в устранении неисправности. Но в основном данная организация занимается ремонтом и обслуживанием лишь тех труб, что находятся на общедомовой территории.

Канализация

Прямая обязанность — обслуживание канализации

Обслуживание сточных труб и колодцев – прямая обязанность управляющей компании. В обычных многоквартирных домах упомянутые коммуникации часто «зашиты» в стены, без разрушения которых осмотр и ремонт инженерных систем попросту невозможны. Важно понимать, что в подобных случаях расходы по восстановлению причиненного ущерба управляющая компания также обязана взять на себя.

В ситуации же, когда жильцы подъезда устранили неисправность своими силами (например, вызвав платную бригаду ремонтников), они вправе предъявить ответственной организации соответствующие чеки и получить соразмерную компенсацию.

Все упомянутые коммуникации объединяет одно: управляющая компания несет ответственность за их обслуживание лишь за пределами квартир собственников. Совсем иначе дело обстоит с электросетями (не зря они не считаются одной из инженерных систем и выносятся в отдельную категорию). Так, самостоятельная замена проводки даже в собственной квартире грозит жильцу «многоэтажки» крупным штрафом.

Все подобные манипуляции управляющая компания произведет сама. Достаточно лишь отправить в организацию соответствующее заявление. А в случае возникновения аварийной ситуации, будет достаточно и обычного телефонного звонка. Сотрудники управляющей компании, имеющие соответствующий допуск, обязаны немедленно прибыть на место инцидента и устранить неисправность.

Санитарное обслуживание

Управляющие компании не уполномочены самостоятельно проводить обработку помещений общего пользования и придомовых территорий от насекомых и грызунов. Этим занимается санэпидемстанция. Однако заявление в эту организацию должны составлять именно сотрудники управляющей компании. Причем – как минимум раз в три месяца. И абсолютно бесплатно.

Что же делать, если время очередной санитарной обработки еще не наступило, а жильцов дома замучили крысы или насекомые? При таких обстоятельствах собственники помещений вправе потребовать от управляющей компании проведения внеплановой дератизации или дезинсекции. Для этого в организацию пишется соответствующее заявление. Платить за подобные услуги также не нужно: их оказание является прямой обязанностью управляющее компании.

Обслуживание территорий общего пользование

Дополнительные условия — по отдельным договорам

Обычно все «дополнительные» услуги, заключающиеся в косметическом ремонте подъездов и поддержании в приличном состоянии придомовых территорий, оговариваются с управляющими компаниями отдельно. В типовых же договорах такие опции не упоминаются и поэтому добиться от организации каких либо действий, направленных на благоустройство «многоэтажки», обычно невозможно.

Однако, если при заключении сделки жильцы особо обговорили данный момент с управляющей компанией, они будут вправе требовать от ответственных лиц следующего:

  1. своевременного заделывания трещин в подъездных стенах и их регулярной побелки;
  2. ежегодной покраски лестничных перил и замены их сломанных элементов;
  3. сезонного ухода за придомовой территорией (стрижки газонов – летом; уборки и вывоза листвы – осенью; чистки снега и посыпания песком дорожек – зимой);
  4. ежедневной уборка грязи и мусора с придомовой территории;
  5. мониторинга состояния деревьев на придомовой территории (своевременная уборка засохших веток и спиливание деревьев, грозящих обрушением);
  6. обслуживания мусоропровода и замены мусорных контейнеров в случае их порчи.

Справка

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего — Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

рассмотрел заявление гражданина Тарасова Павла Ивановича о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Белгородской области от 30.07.2009 по делу N А08-4962/2009-27, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2009 и определений Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17.12.2009 и от 28.01.2010 по тому же делу.

В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Благострой-С» Уколов А.М.

Заслушав и обсудив доклад судьи Горячевой Ю.Ю., а также объяснения представителя участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Благострой-С» (далее — управляющая компания «Благострой-С») обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Белгородской области (далее — жилищная инспекция) от 09.06.2009 N 296 (далее — предписание) об обязании его получить в специализированной организации, имеющей лицензию, заключение о причинах образования и способах устранения трещин в стеновой панели (наружной) квартиры N 87 многоквартирного жилого дома N 16 на улице Есенина в городе Белгороде.

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 30.07.2009 заявленное требование удовлетворено. Суд первой инстанции исходил из того, что управляющая компания должна осуществлять те услуги по содержанию и ремонту дома, которые прямо предусмотрены Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее — Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правила содержания), и договором, заключенным ею с собственниками помещений в доме (домовладельцами). Для внесения в договор работ и услуг требуется решение общего собрания собственников помещений в доме, принимаемое двумя третями от общего количества голосов по вопросам капитального ремонта и простым большинством — по остальным вопросам.

В случае отсутствия таких решений управляющая компания не вправе выполнять соответствующие работы и оказывать услуги и не может отвечать за последствия их невыполнения.

Поскольку ни Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, ни заключенные в данном случае договоры между домовладельцами и управляющей компанией «Благострой-С» не предусматривали обязанности последней проводить экспертизы в специализированной организации, суд сделал вывод, что у жилищной инспекции отсутствовали полномочия по выдаче управляющей компании «Благострой-С» оспариваемого предписания.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Определением от 29.09.2009 суд апелляционной инстанции возвратил апелляционную жалобу гражданина Тарасова П.И. применительно к пункту 2 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как судебные акты по делу вступили в силу и не подлежат обжалованию в апелляционном порядке.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа определением от 17.12.2009 возвратил кассационную жалобу гражданина Тарасова П.И. со ссылкой на то, что положения статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на него не распространяются, поскольку судебные акты по делу приняты не о его правах и обязанностях.

Определением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28.01.2010 определение от 17.12.2009 оставлено без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Белгородской области от 30.07.2009, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2009 и определений Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17.12.2009 и от 28.01.2010 гражданин Тарасов П.И. просит отменить их, ссылаясь на нарушение указанными судебными актами его прав и охраняемых законом интересов, а также единообразия в толковании и применении норм права.

В отзыве на заявление жилищная инспекция просит заявление гражданина Тарасова П.И. удовлетворить.

Управляющая компания «Благострой-С» в отзыве на заявление просит оставить названные судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзывах на него и выступлении присутствующего в заседании представителя участвующего в деле лица, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, дело — направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.

Как установлено судами и подтверждается имеющимися в материалах дела документами, предписанием жилищной инспекции управляющей компании «Благострой-С» указано на необходимость получить в специализированной организации, имеющей лицензию, заключение по образованию и развитию вертикальных трещин в стеновой панели (наружной) в общей комнате квартиры N 87 дома N 16 на улице Есенина и рекомендации по устранению деформаций. В акте жилищной инспекции от 09.06.2009 N 296 место выявленных повреждений описано иными словами — «в несущей конструкции стены».

Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс, Кодекс) ограждающие несущие и ненесущие конструкции многоквартирного жилого дома как здания являются общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном жилом доме.

Оспариваемое предписание выдано жилищной инспекцией в отношении несущей внешней стены многоквартирного жилого дома, следовательно, касается общего имущества собственников помещений в этом доме.

Однако в силу конструктивной особенности строительства таких домов его стены обладают не только наружной, но и внутренней поверхностью, являющейся стенами конкретных квартир, имеющих собственников.

В данном случае трещины выявлены в том месте несущей стены дома, которая одновременно является стеной квартиры N 87, о чем прямо указано в оспариваемом предписании.

Гражданин Тарасов П.И. — собственник этой квартиры, что подтверждено свидетельством о регистрации права от 16.05.2002 серия 31-АА N 246658.

Как следует из представленных документов, именно гражданин Тарасов П.И. обращался в жилищную инспекцию, на основании его заявлений этим контролирующим органом проводились проверки и неоднократно выдавались предписания управляющей компании «Благострой-С».

Оспариваемое предписание относительно восстановления надлежащего состояния наружной стены многоквартирного дома направлено в защиту имущественных интересов гражданина Тарасова П.И. и как сособственника общего имущества дома, и как собственника квартиры.

Результат рассмотрения судом спора между жилищной инспекцией и управляющей компанией «Благострой-С» непосредственно влияет на размер и условия несения гражданином Тарасовым П.И. бремени собственника по поддержанию этого имущества в надлежащем состоянии, затрагивает его жилищные условия и может отразиться на стоимости квартиры.

В соответствии со статьей 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, не участвовавшие в деле, о правах и обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным Кодексом. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.

Следовательно, гражданин Тарасов П.И. имеет материальный интерес в исходе дела, он же инициировал действия жилищной инспекции, которая дала предписание в его защиту, указав в документе номер его квартиры. При названных обстоятельствах дело об оспаривании упомянутого предписания подлежало рассмотрению в суде с участием этого гражданина в качестве третьего лица на стороне жилищной инспекции.

У суда кассационной инстанции не имелось правовых оснований для возвращения кассационной жалобы гражданина Тарасова П.И. по мотиву принятия судебных актов по делу не о его правах и обязанностях.

Согласно пункту 4 части 4 статьи 270 и пункту 4 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятие судом решения, постановления о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является безусловным основанием к отмене этих судебных актов.

Кроме того, судами первой и апелляционной инстанций неверно истолкованы положения Жилищного кодекса об объеме и условиях выполнения управляющими компаниями на основании договоров с собственниками помещений в многоквартирных жилых домах функций по содержанию и ремонту общего имущества.

Исходя из пункта 1 статьи 161 Кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В силу пункта 2 статьи 162 Кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае — собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

В соответствии с пунктом 3 статьи 162 Жилищного кодекса в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.

В силу статьи 39 Кодекса правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Пунктами 16 и 17 Правил содержания определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.

Как следует из статьи 158 Жилищного кодекса, пунктов 28 и 31 Правил содержания, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации. В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее — Правила эксплуатации), которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 за N 5176, опубликованы в «Российской газете» от 23.10.2003 N 214 и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.

В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.

Более того, после рассмотрения судом настоящего дела по существу заявленного требования принят Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», статьей 36 которого предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

На основании статьи 20 Жилищного кодекса полномочия и функции в сфере государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

Таким образом, государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний, и создало орган, компетентный контролировать соблюдение установленных требований, государственную жилищную инспекцию, положение о которой утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086 (с последующими изменениями и дополнениями).

Следовательно, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 Жилищного кодекса имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома. Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.

Между тем, рассматривая настоящее дело, суды исходили из противоположного толкования: пока общее собрание домовладельцев нужным количеством голосов не проголосует за необходимость какой-либо услуги и она не станет условием договора с соответствующим дополнительным финансированием за счет домовладельцев, управляющая компания такую услугу оказывать не обязана. При этом не было принято во внимание, что в данном случае между домовладельцами и управляющей компанией «Благострой-С» единого договора не имеется. Договоры заключались в единой стандартизированной форме между названной управляющей компанией и собственниками отдельных помещений по результатам заочного голосования общего собрания, в котором участвовали 104 из 253 домовладельцев (41 процент), из которых 86 человек, обладающих в совокупности 51,1 процента голосов, проголосовали за привлечение управляющей компании.

Суды также не учли, что согласно разделу II Правил эксплуатации техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии его элементов. В силу пункта 4.2.1.1 упомянутых Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность), а также устранение по мере выявления повреждения стен, не допуская дальнейшего развития повреждений. При этом на основании пункта 4.2.1.3 Правил деформация и осадка конструкций не допускаются, допустимая ширина раскрытия трещин в панелях составляет 0,3 мм, в стыках — 1 мм, а причины и методы ремонта устанавливает специализированная организация.

Таким образом, суды неверно определили объем, содержание и условия возникновения обязанностей управляющей компании по содержанию многоквартирного жилого дома.

При указанных обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Содержащееся в настоящем постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении судами аналогичных дел.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение Арбитражного суда Белгородской области от 30.07.2009 по делу N А08-4962/2009-27, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2009 и определения Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17.12.2009 и от 28.01.2010 по тому же делу отменить.

Дело направить в Арбитражный суд Белгородской области на новое рассмотрение.

Председательствующий А.А. Иванов

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 сентября 2010 г. N 6464/10

Текст постановления размещен на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ в Internet (http://www.arbitr.ru)

— Федеральным законом ;

— Законом о защите прав потребителей;

— иными.

Рассмотрим, какие требования предъявляются указанными законодательными актами к содержанию общего имущества многоквартирных домов

Требования, предъявляемые законодательством о техническом регулировании:

Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из Закона , принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации (в т. ч. технических регламентов).

Закон регулирует отношения, возникающие при эксплуатации многоквартирного дома и оценке соответствия выполнения работ или оказания услуг, связанных с эксплуатацией МКД, требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Технические регламенты устанавливаются для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) и принимаются в целях:

— защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

— охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

— предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

— обеспечения энергетической эффективности.

Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным Законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Закон ).

Объектом технического регулирования в Законе являются здания и сооружения любого назначения (в т. ч. многоквартирные жилые дома), а также входящие в их состав системы инженерно-технического обеспечения и связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

Закон устанавливает к зданиям и сооружениям минимально необходимые требования:

1) механической безопасности;

2) пожарной безопасности;

3) безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;

4) безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;

5) безопасности для пользователей зданиями и сооружениями;

6) доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

7) энергетической эффективности зданий и сооружений;

8) безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.

К обеспечению безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации техническим регламентом предъявляются следующие требования:

1. Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

2. Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Эксплуатация зданий и сооружений должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалось соответствие зданий и сооружений требованиям энергетической эффективности зданий и сооружений и требованиям оснащенности зданий и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока эксплуатации зданий и сооружений (требование установлено в соответствии со ст.11-13 Закона ).

В целях периодического удостоверения соответствия характеристик эксплуатируемого здания требованиям Закона и проектной документации для подтверждения возможности его дальнейшей эксплуатации осуществляется оценка соответствия самих зданий, а также связанных со зданиями процессов их эксплуатации.

Обязательная оценка соответствия зданий, а также связанных со зданиями процессов эксплуатации, требованиям Закона и требованиям, установленным в проектной документации, осуществляется в форме:

1) эксплуатационного контроля;

2) государственного контроля (надзора).

Оценка соответствия зданий, а также связанных со зданиями процессов эксплуатации в форме эксплуатационного контроля осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оценка соответствия зданий, а также связанных со зданиями процессов эксплуатации в форме государственного контроля (надзора) осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Требования технического регламента к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные Закона , не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к следующим зданиям и сооружениям:

1) к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований;

2) к зданиям и сооружениям, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований;

3) к зданиям и сооружениям, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу таких требований.

В целях технического регламента строительные нормы и правила, утвержденные до дня вступления в силу Закона , признаются сводами правил.

Для обеспечения соблюдения требований Закона Правительством Российской Федерации утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил) (Распоряжение Правительства РФ от 01.01.2001г. ):

Национальные стандарты

ГОСТ «Надежность строительных конструкций и оснований».

ГОСТ «Грунты. Классификация».

ГОСТ «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях».

ГОСТ Р 22.1.12-2005 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования».

ГОСТ Р «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».

и т. д.

Своды правил

СНиП II-26-76 «Кровли».

СНиП II-25-80 «Деревянные конструкции».

СНиП II-22-81* «Каменные и армокаменные конструкции». Разделы 1 — 6.

СНиП II-23-81* «Стальные конструкции».

СНиП 2.02.03-85 «Свайные фундаменты».

СНиП 2.03.06-85 «Алюминиевые конструкции».

СНиП 2.03.11-85 «Защита строительных конструкций от коррозии».

СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий».

СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

СНиП * «Естественное и искусственное освещение».

СНиП «Дома жилые одноквартирные».

СНиП «Тепловая защита зданий».

СНиП «Здания жилые многоквартирные».

СНиП «Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха».

и т. д.

До вступления в действие остальных технических регламентов в соответствии с постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 01.01.2001 г. № 4 государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года, признаются национальными стандартами. Требования, установленные указанными национальными стандартами, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

— защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

— охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

— предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

К национальным (государственным) стандартам РФ (впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов) относятся:

ГОСТ Р «Жилищно-коммунальные услуги»;

ГОСТ Р (ЕН 81-71:2005) «Лифты пассажирские. Требования вандалозащищенности»;

ГОСТ Р (ЕН 81-80:2003) «Лифты. Методология оценки и повышения безопасности лифтов, находящихся в эксплуатации»;

ГОСТ «Лифты пассажирские и грузовые»;

ГОСТ 12.1.004 «Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования»;

прочие национальные (государственные) стандарты РФ, в части соответствующей целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Кроме национальных стандартов в области нормативно-технических требований к процессу эксплуатации жилых зданий в настоящее время действуют:

ПУБЭЛ (Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов), утверждённые Постановлением Госгортехнадзора России от 16.05.03 №31;

Привила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные Приказом Минэнерго РФ от 01.01.2001 г. № 000;

ВСН 53-86(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий объектов коммунального и социально-культурного назначения», утверждённые Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 24.12.86 № 000;

прочие правила и нормы, изданные различными министерствами и ведомствами, устанавливающие требования безопасности жилищных услуг и условий их предоставления для жизни, здоровья, имущества потребителя и охраны окружающей среды; а также требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их эксплуатации.

В целях обеспечения безопасности для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях Постановлением Правительства РФ утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее — Положение). Положением установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение, основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Приложениями 1 и 2 к Положению установлены соответственно формы Заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания и Акта обследования помещения.

Требования, предъявляемые законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии:

Закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается:

— посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;

— государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;

— государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

— сертификации продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;

— лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека; и другими мерами.

Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее — санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Закона , других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Законом .

Статьей 10 Закона установлены следующие обязанности граждан:

— выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

— заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей;

— не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Законом непосредственно установлены санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению; к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления; к содержанию жилых помещений.

Cодержание жилых помещений согласно настоящему закону должно отвечать санитарным правилам, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. (Примечание. Здесь под содержанием жилого помещения понимается в т. ч. и содержание общего имущества многоквартирного дома, как в целом недвижимого объекта)

На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:

СанПиН -88 «Санитарные правила содержания населённых мест»;

СанПиН N 2.1.4.559-96 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»

СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»;

СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации»;

СП 3.5.3.554-96 «Организация и проведение дератизационных мероприятий»;

СП 3.5.2.541-96 «Требования к организации и проведению мероприятий по уничтожению бытовых насекомых и комаров подвальных помещений»;

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещённому освещению жилых и общественных зданий»;

прочие правила и нормативы, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.

В соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившими вред, в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правила № 000 определяют требования к порядку обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью:

— обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности;

— проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий;

— обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

Правилами № 000 установлены виды работ (услуг), обязательные для выполнения при техническом обслуживании, подготовке к зиме, санитарном содержании жилищного фонда. В Приложениях к Правилам № 000 приводятся рекомендуемые перечни работ и услуг по содержанию и ремонту жилых зданий.

Требования, предъявляемые законодательством о защите прав потребителей:

Правилами № 000 установлены способы обеспечения надлежащего содержания общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом:

а) собственниками помещений:

путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (ч.5 ст. 161, ст. 162 ЖК РФ);

путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом) (ст.164 ЖК РФ);

б) товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом):

путем членства собственников помещений в указанных организациях (разделы V, VI ЖК РФ);

путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями (п. 2 ст. 138 ЖК РФ).

Отношения в области защиты прав потребителей, возникающие у собственников помещений при заключении указанных договоров, регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (Правила содержания общего имущества и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения; Правила предоставления коммунальных услуг).

Закон о защите прав потребителей гарантирует защиту прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг) и устанавливает ответственность исполнителя за нарушение прав потребителя, в т. ч. сроков выполнения работ (оказания услуг), некачественное выполнение работ (оказание услуг), ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге), вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги).

В соответствии со ст.16 Закона о защите прав потребителей условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у потребителя возникли убытки, они подлежат возмещению исполнителем в полном объеме. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются исполнителем в полном объеме. Запрещается обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг).

Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

Требования, исходящие из иного законодательства:

Требования в области пожарной безопасности содержания жилых зданий установлены Федеральным законом от 01.01.2001 «О пожарной безопасности» и Федеральным законом от 01.01.2001 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Требования в области обращения с отходами потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов потребления на здоровье человека и окружающую среду установлены Федеральным законом от 01.01.2001 «Об отходах производства и потребления».

Что входит в общее имущество дома и как его содержать? Если Вы являетесь собственником жилого помещения в многоквартирном доме, то помимо своих квадратных метров ещё владеете и частью общего имущества в доме пропорционально пощади своей квартиры. В связи с этим бремя содержания общего имущества многоквартирного дома лежит на каждом собственнике. В этом есть свои плюсы и свои минусы. Главное правильно уметь распорядиться этими знаниями и использовать их для улучшения качества проживания в многоквартирном доме.

Что входит в общее имущество многоквартирного дома

Многоквартирный дом — это организм, который не может жить сам по себе. Всё, что не относится к Вашей личной собственности в доме, входит в состав общего имущества многоквартирного дома, а это крыша, подвалы, технический этаж, лестничные марши, лифты, общие коридоры, балконы, все инженерные коммуникации, которые проходят в местах общего пользования и транзитом через квартиры собственников до отключающих устройств, все ограждающие несущие конструкции дома, земельный участок под многоквартирным домом и элементы благоустройства на нём, включая зеленые насаждения и другие объекты, которые на нём расположены. Также системы видеонаблюдения, пожаротушения и другие системы, которые обслуживают несколько помещений в доме. Прежде всего это означает, что вы являетесь владельцем части всего того, что находится в доме, а необходимость по содержанию и поддержанию в работоспособном состоянии общего имущества дома лежит на всех собственниках.

Так из плюсов этого можно привести такой пример: общим собранием можно принять решение о размещение на фасаде дома (который также является общим имуществом дома) рекламы. Все денежные средства, поступившие от этого заработка, будут принадлежать всем собственникам и могут быть потрачены на проведение дополнительных ремонтных работ, благоустройства или уменьшения оплаты за содержание жилья. Управляющие компании по- разному дополнительно зарабатывают на использовании общедолевого имущества, самый распространенный способ — это размещение рекламы в лифтах и предоставление разрешений на проведение линий интернета и кабельного телевидения.

Обязанности собственников по содержанию общего имущества дома

Но владение общим имуществом дома несет и свои обязательства. Именно от собственников помещений зависит содержание общего имущества дома и проведение ремонтных работ. Например, в Вашем доме протекает крыша. Конечно обязанность по её ремонту лежит на управляющей компании и это регулируется многими законодательными актами, но данные работы должны быть проведены за счет средств собственников и именно они должны утвердить смету по её ремонту и тариф сбора средств. Обязанность в данном случае управляющей компании это инициировать проведение собрания и составить смету расходов. Так всё имущество дома, которое находится в общедолевой собственности должно находится в исправном состоянии, а раз владеют им все собственники, то и содержать его должны общими усилиями. Проведение ремонтных работ общего имущества дома можно проводить из средств капитального ремонта или из средств статьи расходов «ремонт жилья», здесь главное провести правильный расчет использования денежных средств собственников и определить техническое состояние каждого объекта в доме.

Все вышеуказанные вопросы регулируются Постановлением Правительства РФ №491 от 13.02.2006 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность». В нём указаны точные определения общего имущества многоквартирного дома и правил его содержания.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме

Чтобы общее имущество находилось в удовлетворительном состоянии его необходимо правильно эксплуатировать. В связи с этим были разработаны требования к содержанию общего имущества в многоквартирном доме, направленные на эксплуатацию жилищного фонда в соответствии с нормативным состоянием. Все мероприятия должны производится своевременно, чтобы не допускать приведения общего имущества в негодность.

Собственники или представители управляющей компании, с которой заключен договор на управление многоквартирным домом обязаны периодически проводить осмотры общего имущества, составлять акты осмотров. И в соответствии с ними планировать проведение мероприятий по устранению нарушений содержания общего имущества многоквартирного дома.

В многоквартирном доме всё общее имущество должно содержаться в состоянии, которое должно обеспечивать надежное и безопасное проживание в нём, сохранность личного имущества собственника, а также доступность использования общего имущества дома.

Мероприятия по содержанию общего имущества дома

В целях соблюдения технических норм и правил содержания общего имущества в многоквартирном доме необходимо своевременно проводить следующие мероприятия:

  • Обеспечивать полную готовность инженерных коммуникаций к приему коммунальной услуги от ресурсоснабжающей организации и предоставления её собственнику. Особенно важно проводить проверку коммуникаций и их ремонт, отвечающих за теплоснабжение дома при подготовке дома к осенне-зимнему периоду;
  • Обеспечивать работоспособное состояние всех общедомовых счетчиков, которые необходимы для предоставления коммунальной услуги;
  • Обеспечивать в надлежащем состоянии все помещения, которые находятся в общем пользовании собственников, а также земельного участка: проводить уборку их и поддерживать санитарно-гигиеническое состояние. Недопустимым является залитие подвалов водой или канализационными стоками, поддержанием в нём высокого процента влажности, которое может привести к различным заболеваниям жителей дома;
  • Обеспечить организацию вывоза твердых и жидких бытовых отходов с территории земельного участка дома;
  • Организовать проведение всех мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • Проводить работы по содержания и уходу зеленых насаждений на земельном участке многоквартирного дома;
  • Проведение обязательных мероприятий по энергосбережению в доме и повышения его энергетической эффективности;
  • Своевременно определять необходимость проведения капитального ремонта в многоквартирном доме.

Перечень задач по содержанию общего имущества очень велик, поэтому собственники обязаны определиться с тарифом на содержание и ремонт жилья исходя из реалий, чтобы управляющая компания имела возможность обеспечить проведение таких работ.

Все сведения о составе общего имущества в многоквартирном доме должны содержаться в технической документации дома. В неё входят:

  • Документы на приборы учёта;
  • Документы о проведении всех работ, которые проводились по дому;
  • Акты проверок готовности дома к осенне-зимнему периоду;
  • Также в этот перечень входят все документы, которые несут информацию о доме: информация о площади жилых и нежилых помещениях дома, земельного участка, кадастровых номерах и т.д.

Ответственность за выполнение мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества дома лежит на лицах, осуществляющих управление дома. Выполнение всех требований по содержанию общего имущества дома позволят обеспечить благоприятное проживания в многоквартирном доме.

Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме

Одним из важнейших вопросов в эксплуатации жилищного фонда и поддержании его в соответствии с правилами содержания общего имущества многоквартирного дома является вопрос о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Если физический износ какого-либо элемента общего имущества превышает допустимые нормы, а проведение ремонта за счет статьи содержания или ремонта жилья невозможно, то необходимо проведение капитального ремонта данного элемента общего имущества.

Какие работы входят в состав капитального ремонта общего имущества дома?

Жилищным Кодексом определены всего несколько видов капитального ремонта, которые могут быть произведены:

  • Все виды инженерных коммуникаций;
  • Ремонт или замена лифтов;
  • Ремонт кровельного покрытия;
  • Ремонт подвального помещения;
  • Ремонт фасада дома;
  • Ремонт фундамента дома.

При проведении капитального ремонта производится полная замена изношенных элементов общего имущества, частичная замена запрещена. Например, полная замена кровельного покрытия или полная замена системы холодного водоснабжения, включая лежаки и стояки в квартирах. Конечно, если говорить о замене лифтового оборудования, то в этом случае будет разрешена замена по одному лифту. Так как произвести замену всех устаревших лифтов сразу очень дорого. Также под капитальным ремонтом фасада, кроме его утепления и покраски можно понимать замену пластиковых окон в местах общего пользования и капитальный ремонт балконных плит.

Органы региональной власти могут принять дополнительный перечень видов работ по которому можно провести работы. Это может быть, например, замена асфальтового покрытия во дворе или установка детской площадки. Приняты такие дополнения или нет уточняйте в своих регионах.

Как провести капитальный ремонт общего имущества жилого дома

Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме возможно только после решения общего собрания собственников на котором определяется способ формирования фонда капитального ремонта и последовательность проведения видов капитального ремонта. Способ формирования фонда капитального ремонта возможен в трех вариантов: на счете регионального оператора, специальном счете регионального оператора и специальном счете дома. Чтобы возможность управления взносами на капитальный ремонт была более удобной, лучше определить средства на специальном счете дома. В этом случае будет проще вносить изменения в программу капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.

Программа капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома составляется в региональных структурах, которые отвечают за работу с жилищно-коммунальным хозяйством. Поэтому знать все проблемы дома, чтобы определить очередность видов капитального ремонта просто не может. В связи с этим была создана возможность переноса тех видов работ, которые нуждаются в первую очередь на более ранний срок. Например, в программе стоит более ранний срок капитального ремонта кровли, а в первую очередь необходимо провести замену инженерных коммуникаций отопления.

Особенно востребована эта функция у многоквартирных домов, где созданы специальные счета. Так как в них собственники сами отвечают за расходование взносов на капитальный ремонт. Если в программе капитального ремонта общего имущества дома год проведения работ совпадает с тем, который необходим собственникам, то после накопления необходимой суммы на счете можно приступать к работам. Если Ваши взносы на капитальный ремонт аккумулируются у регионального оператора, то год проведения работ и виды работ решает за Вас региональный оператор. Перенести сроки в таком доме в теории возможно, но при активности управляющей компании по данному вопросу.

Проводить такой ремонт может только специализированная организация с необходимыми допусками и лицензиями. Обязательно при его проведении между заказчиком работ и подрядчиком составляется смета работ и заключается договор. По окончании работ составляется акт выполненных работ.

Управление общим имуществом многоквартирного дома

Собственникам очень важно, чтобы общее имущество многоквартирного дома находилось в исправном состоянии и не создавало угрозы проживания в нём. Чтобы этого добиться необходимо, чтобы управлением общим имуществом многоквартирного дома осуществлялось надежной управляющей компанией. Управление общим имуществом может осуществляться тремя способами:

  • Непосредственным управлением собственниками;
  • Товариществом собственников жилья или жилищно-строительным кооперативом в лице правления и его председателя;
  • По договору управления между собственниками и управляющей организацией или между ТСЖ и управляющей организацией.

Во всех случаях кроме непосредственного управления ответственность за содержания общего имущества будет лежать на той организации, которая управляет домом. Другими словами, Ваша управляющая компания обязана следить за порядком в подъездах, на дворовой территории, содержанием деревьев на земельном участке, исправности инженерных систем для подачи коммунальной услуги до собственника, работоспособности общедомовых счетчиков и всего того, что описано в правилах содержания общего имущества многоквартирного дома. Именно за эту работу управляющая компания получает денежные средства из тарифа содержания и ремонта жилья, которые оплачивает собственник ежемесячно.

Использование общего имущества многоквартирного дома управляющей компанией может быть только с согласия общего собрания собственников. В это входит использование подвальных помещений, любых мест общего имущества под рекламу, земельного участка под автостоянку для конкретных жителей и т.д.

В случае нарушения прав собственника необходимо обращаться в надзорные органы или судебные с исковым заявлением в защиту своих прав.

Определение доли в общем имуществе многоквартирного дома

Рассчитать долю в общем имуществе дома очень просто. Достаточно знать общую площадь дома, которая состоит из площади жилых и нежилых помещений и площади остальных общих помещений (лестничных клеток, подсобных помещений). А потом разделить площадь своей квартиры на общую площадь дома. Например, площадь квартиры составляет 70 кв. м., а площадь многоквартирного дома 10000 кв. м. Соответственно, доля квартиры составит 70/10000=0,007. Такую долю нельзя выделить в натуре, и Вы не сможете сказать, что Вам принадлежат конкретные 0.007 крыши дома, но доля есть, а значит и собственность тоже.

Доля земельного участка под многоквартирным домом

Собственник помещения в многоквартирном доме является владельцем и части земельного участка, на котором расположен дом и его дворовая территория и всё что на нем расположено также является общедолевым имуществом. Собственники являются владельцами деревьев, детской площадки и любых других конструкций, расположенных на земельном участке дома пропорционально площади своей квартиры. Также, как и с общим имуществом долю на земельном участке нельзя выделить в натуре и продать вам разрешение на строительство торгового объекта общее собрание не может. Но решить вопрос о строительстве детской площадки или посадки деревьев это в Ваших силах. В любом случае благоустройством земельного участка должна заниматься управляющая компания исходя из денежных средств, которые ей выделили жители.

Расчет доли земельного участка под многоквартирным домом

Чаще всего расчет доли земельного участка под многоквартирным домом производится в целях определения сбора налога на земельный участок, и чтобы Ваши права не были нарушены мы произвели этот расчет.
Расчет доли земельного участка под многоквартирным домом происходит аналогично расчету доли общего имущества в многоквартирном доме. Например, общая площадь многоквартирного дома составляет 10000 кв. м., а площадь Вашей квартиры 70 кв. м. Тогда доля в общей площади дома составляет 70/10000=0,007. Это означает, что и Ваша доля в составе земельного участка составляет 0,007 от площади земельного участка. То есть если площадь земельного участка составляет 4000 кв. м., то площадь Вашего земельного участка составит 4000*0,007= 28 кв. м.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *