Территориальная подведомственность прокуратуры

Территориальная подведомственность прокуратуры

Прокуратура района (города) – основное звено системы прокуратуры, низовое звено системы прокуратуры.

Прокуратуры городов и районов возглавляют соответствующие прокуроры, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ.

Прокуратуры городов и районов подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров.

Отделы в прокуратурах городов и районов могут быть образованы по решению Генерального прокурора РФ.

Организационные основы деятельности прокуратур городов с районным делением. Прокуроры городов с районным делением руководят деятельностью районных прокуратур и самостоятельны в решении полномочных вопросов.

Прокуратуры административных округов г. Москвы по своему правовому статусу приравниваются к прокуратурам городов с районным делением и в руководстве межрайонными прокуратурами наделяются теми же полномочиями.

Прокуроры городов с районным делением осуществляют надзор:

1) за исполнением законов городскими органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами; а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) за соблюдением прав и свобод человека и гражданина городскими органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами;

3) за исполнением законов городскими органами, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно розыскную деятельность;

4)за исполнением законов администрацией мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, находящихся в ведении городских органов внутренних дел.

Компетенция прокуроров городов с районным делением:

— осуществляют уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными процессуальным законодательством;

— принимают участие в рассмотрении уголовных дел, направленных в суд городской прокуратурой, а также других дел, исходя из их общественной значимости; участвуют в рассмотрении судами дел по направленным городской прокуратурой заявлениям и искам;

— вносят представления на незаконные судебные постановления по делам, в рассмотрении которых принимали участие;

— разрешают жалобы, заявления и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов городскими органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также жалобы на решения и действия районных прокуроров;

— координируют деятельность городских правоохранительных органов, а также взаимодействуют с военными и иными специализированными прокуратурами, дислоцирующимися на территории города;

— поддерживают деловые контакты со средствами массовой информации.

Единство и неделимость прокурорского надзора особенно чётко прослеживаются на уровне районных (городских) прокуратур, как основного звена органов прокуратуры.

Там, в отличие от Генеральной и областной прокуратуры нет специальных структурных подразделений (отделов, управлений), занятых различными отраслями надзора.

Структура районной (городской) прокуратуры:

1) прокурор района (города);

2) заместители прокурора района (города)

3) старш помощники и помощники прокурора (как пр., неск-ко по надзору за рассм-ем УД в суде, неск-ко по общему надзору, один по надзору за рассм гр дел в суде, по делам н/л, неско-ко по надзору за ОРД)

4) следственный аппарат:

— следователи;

— старшие следователи;

— канцелярия, секретариат.

Полномочия прокурора района и города:

— руководит деятельностью соответствующей прокуратуры;

— издаёт приказы, распоряжения, даёт указания, обязательные для исполнения всеми подчиненными им прокурорскими работниками и работниками прокуратуры;

— в пределах своей компетенции даёт письменные указания, обязательные для исполнения государственными органами, иными организациями и их должностными лицами;

— др полном по з-дат актам.

В современный период развития под организацией работы под­разумевается система действий относительно постоянного характера, взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой, являющихся необходимыми условиями эффективного осуществления полномочий прокурора и следователя органов прокуратуры. Данная система дейст­вий в целом и отдельные составляющие эту систему действия имеют свои непосредственные цели и задачи, содержание, процедурный поря док их выполнения и результаты.

Организация работы в органах прокуратуры включает в себя органи­зацию прокурорского надзора, предварительного следствия, и иной дея­тельности. Под иной деятельностью следует понимать направления рабо­ты органов прокуратуры, обозначенные в ст/ 2 Закона о прокуратуре. Кроме того, в прокуратуре должна быть организована работа различных вспомогательных (обеспечивающих) подсистем. Например, таких, как ка­дры, систематизация законодательства, делопроизводство, материально-техническое обеспечение и других.

В силу того, что организация работы в органах прокуратуры находит­ся в постоянном развитии, определить формализованный перечень вопро­сов, относящихся к организации работы, не только трудно, но и нецеле­сообразно. Органы прокуратуры прошли в своей организации достаточно долгий путь, позволяющий выявить некоторые закономерности. Эти за­кономерности приобрели свойство обязательных условий эффективности организации работы.

К таким обязательным организационным условиям относятся:

— своевременное выявление правонарушений и принятие мер, направленных на реальное устранение причин и условий, им способствующих;

— состояние информационно-аналитического обеспечения надзорной работы и иной практической деятельности;

— качество планирования надзорных и других организационно-практических мероприятий;

— наличие системы организационных мероприятий и управленческих решений по обеспечению выполнения заданий республиканской прокуратуры, требований приказов, указаний, распоряжений Генерального прокурора, решений коллегии Прокуратуры, а также собственных решений;

— состояние организации разрешения заявлений и жалоб граждан, меры реагирования на недостатки и нарушения законности, порождающие такие жалобы;

— состояние работы по подбору, расстановке и воспитанию кадров, повышению их профессионального уровня, формированию резерва кадров для выдвижения на вышестоящие должности, созданию работникам нормальных условий труда, быта и отдыха. Единство и неделимость прокурорского надзора особенно чётко прослеживаются на уровне районных (городских) прокуратур, как основного звена органов прокуратуры.

Там, в отличие от Генеральной и областной прокуратуры нет специальных структурных подразделений (отделов, управлений), занятых различными отраслями надзора.

Понятие системы прокуратуры РФ

В соответствии с Конституцией РФ прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору РФ. Закон о прокуратуре в ст. 1, детализируя это понятие, определяет прокуратуру РФ как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени России надзор за исполнением действующих на ее территории законов, а также иные функции, установленные федеральными законами.

Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются.

Система органов прокуратуры РФ (ст. 11 ФЗ):

    1. Генераль­ная прокуратура РФ;
    2. прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;
    3. прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры;
    4. научные и образовательные учреждения;
    5. редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами.

Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним прокуратуры, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения.

Высшим звеном в системе органов прокуратуры является Генераль­ная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ. В Генеральной прокуратуре РФ образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений).

Военная прокуратура, хотя и входит в единую систему органов прокуратуры, является автономной и только в своей верхней части включена в структуру Генеральной прокуратуры РФ, в которой действует Главная военная прокуратура (возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором). В со­став военной прокуратуры, кроме того, входят военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов (далее — органы военной прокуратуры).

В большей части субъектов РФ на низовом уровне созданы прокуратуры городов и районов.

В некоторых регионах действуют межрайонные прокуратуры, осуществляющие свои полномочия на территории ряда районов. Так, в Москве, других крупных городах в соответствии с установленным административно-территориальным делением созданы муниципальные районы и административные округа. С учетом специфики такого деления действуют межрайонные прокуратуры, выполняющие свои функции на территории ряда муниципальных районов, и прокуратуры административных округов. Приказом Генпрокурора РФ от 12.03.2008 N 39 «Об организации работы прокуратур городов с районным делением» последним придан статус прокуратуры города с районным делением.

В ряде республик прокуратуры на правах районных созданы в соответствии со спецификой их административно-территориального деления (административно-территориальными единицами в Якутии являются улусы, в Тыве -коожуны и т.д.).

Система территориальных органов прокуратуры Российской Федерации

Органы прокуратуры РФ, как и иные федеральные органы власти, организуются в соответствии с административно-территориальным устройством России. Во всех субъектах РФ (республиках, краях, областях и др.) действуют соответствующие прокуратуры.

Важным системным качеством прокуратуры РФ является то, что прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генпрокурору РФ, и до 2014 г. освобождались им от занимаемой должности. Однако в настоящее время (после принятия Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», вступившим в силу 6 февраля 2014 г. прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом РФ по представлению Генерального прокурора, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов РФ освобождаются от должности также Президентом Российской Федерации. Всё вышеуказанное является еще одним свидетельством усиления президентской вертикали власти в современной России (см. также Авторитарный режим).

Прокуроры субъектов РФ руководят деятельностью прокуратур городов, районов и иных административно-территориальных единиц, входящих в состав соответствующего субъекта РФ. Они издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генпрокурором РФ.

Все территориальные прокуроры различных уровней осуществляют свои полномочия в соответствии с их компетенцией, установленной ФЗ «О прокуратуре РФ», нормами уголовно-процессуального, гражданского процессуального, арбитражного процессуального, уголовно-исполнительного, административного и иного федерального законодательства, а также организационно-распорядительными актами Генпрокурора России и прокуроров субъектов РФ.

Специализированные органы прокуратуры

Организация и деятельность специализированных прокуратур в современных условиях обусловливается объективной необходимостью обеспечения законности в специфических сферах, имеющих особую важность для функционирования общества и государства.

Специализированные прокуратуры, как и ряд других государственных структур, организуются по причине отсутствия универсальности административно-территориального принципа построения федеральных структур власти. В силу данных обстоятельств специализированные органы прокуратуры являются неотъемлемым элементом прокурорской системы, так как проблемы законности в специфических сферах сохраняются.

К специализированным прокуратурам относят ():

    • военные прокуратуры;
    • прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях;
    • природоохранные прокуратуры (в т.ч. межрайонные);
    • прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах;
    • прокуратуры ЗАТО;
    • прокуратуру Московского метрополитена;
    • и др.

Исторически сложились и функционируют специализированные прокуратуры двух типов:

    1. первого типа (например, военные или по надзору на особо режимных объектах) — осуществляют возложенные на прокуратуру функции в полном объеме в соответствующих сферах правовых отношений;
    2. второго типа (например, природоохранные или по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях) — действуют по выполнению задач и функций прокуратуры наряду с территориальными.

Перечисленные прокуратуры не могут заменять либо подменять деятельность территориальных прокуратур как основных звеньев прокурорской системы.

Принцип организации территориальных органов прокуратуры Российской Федерации

Одним из важнейших признаков организации системы органов прокуратуры является то обстоятельство, что образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются исключительно Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории России органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, запрещено законом.

К принципам организации различных типов прокуратур можно отнести:

    1. административно-территориальный (прокуратуры субъектов РФ, районов и городов);
    2. отраслевой принадлежности к определенной сфере деятельности (специализированных прокуратур);
    3. постоянной дислокации воинских частей и подразделений (органы военной прокуратуры).

Например, территориальные прокуратуры образовываются в субъектах РФ, а также в районах, составляющих административную структуру этого субъекта. Вместе с тем в некоторых субъектах РФ созданы межрайонные территориальные прокуратуры, полномочия которых распространяются на несколько административных образований.

Военные прокуратуры осуществляют свои полномочия в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в некоторых иных государственных органах. Система этих прокуратур организована в соответствии с местами постоянной дислокации воинских частей и подразделений, а также видов Вооруженных Сил РФ. Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, созданных в соответствии с федеральными законами (п. 4 ст. 46 Закона о прокуратуре). Их компетенция распространяется на органы военного управления, воинские части, учреждения, военные комиссариаты, военно-учебные заведения, предприятия, организации, подразделения Минобороны России, ФСО России, СВР России, Главное командование внутренних войск МВД России, на органы и подразделения ФСБ России, а также иные воинские формирования.

В основе создания специализированных прокуратур лежит конкретный специфический вид деятельности или отраслевая принадлежность. Например, прокуратуры закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) создаются в связи с особым режимом деятельности на этих территориях, характерным для оборонно-промышленной отрасли.

Особый режим организации и деятельности предприятий и иных объектов оборонного комплекса страны, специфика его структуры и управления предопределяют необходимость функционирования прокуратур, действующих в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО) и на особых режимных объектах, подчиненных прокурорам соответствующих субъектов РФ. Прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями в ЗАТО, на особо важных и особо режимных объектах, органами военного управления, специализированными военно-строительными и иными воинскими формированиями, занятыми на строительстве, в охране и эксплуатации названных объектов. Применительно к структуре оборонного комплекса и ЗАТО организуются подразделения служб ФСБ и МВД России, следственные подразделения, поднадзорные прокуратуре.

Во многих субъектах РФ действуют природоохранные прокуратуры межрайонного уровня, причем в некоторых из них (Республика Коми, Хабаровский край, Кемеровская область и др.) с учетом складывающейся обстановки созданы по две таких прокуратуры.

Повышение эффективности деятельности прокуратуры в учреждениях уголовно-исполнительной системы может быть обеспечено путем согласованной деятельности специализированных и территориальных прокуратур ввиду ее однотипности. Специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний созданы в отдельных регионах в целях усиления влияния на состояние законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Эти прокуратуры действуют на правах районных прокуратур с подчинением прокурорам соответствующих субъектов РФ.

Специализированные прокуратуры в сравнении с территориальными в большей мере защищены от местных влияний, обеспечивают более тесное взаимодействие со специализированными контролирующими органами, целенаправленную деятельность по обеспечению законности в соответствующих сферах правовых отношений, более высокую специализацию прокурорских работников и результативность их работы. 0

О проверке статьи 35 Уголовно-процессуального кодекса РФ судей КС попросили фигуранты крупного коррупционного скандала во Владивостоке.

Как следует из материалов суда, экс-глава Владивостока Игорь Пушкарев, его брат, ранее возглавлявший компанию «Востокцемент» Андрей Пушкарев и бывший директор МУПВ «Дороги Владивостока» Андрей Лушников проходили сразу по нескольким уголовным делам — от взятки в особо крупном размере до коммерческого подкупа. Учитывая высокое положение обвиняемых в регионе и их потенциальную возможность влиять на правосудие, дело было направлено на рассмотрение в Тверской районный суд Москвы. С соответствующим ходатайством выступил Генпрокурор, который усомнился в возможности объективного и беспристрастного разбирательства дела в Приморье.

Слушания проходят в эти дни, очередное заседание суда по делу Пушкарева состоялось 9 ноября. Однако экс-глава Владивостока и его «соратники» продолжают настаивать, что в подобных случаях Фемида получает слишком широкие полномочия. По их мнению, в законе отсутствуют точно сформулированные основания для изменения территориальной подсудности, и решение вопроса ставится в зависимость не от выраженной в законе воли законодателя, а от усмотрения правоприменительного органа. Тем самым нарушаются конституционные гарантии судебной защиты, а кроме того, не выполняются положения статьи 47 Конституции РФ: «Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом».

Судьи изучили материалы дела и обосновали свое решение ранее обнародованными правовыми позициями КС, поэтому решение вынесено без проведения публичных слушаний. Суд, в частности, напомнил, что право на судебную защиту и гарантии справедливого правосудия достигаются в том числе через обеспечение независимости и беспристрастности судей.

КС также указал, что практике известны ситуации, когда возможности обвиняемого позволяли ему манипулировать общественным мнением. Это, кстати, происходит и сейчас: Игорь Пушкарев отрицает свою вину, в его поддержку созданы специальный сайт и группы в основных социальных сетях.

— В восприятии общественности, если она информирована о том влиянии, которое обвиняемый имеет на соответствующей территории, объективность, непредвзятость и беспристрастность суда, которому уголовное дело подсудно в силу закона, даже если их субъективный настрой безупречен, могут быть поставлены под сомнение, — полагает КС, — что в конечном итоге объективно снижает уровень уважения и доверия к правосудию даже при отсутствии для этого каких-либо оснований.

О проверке статьи 35 УПК РФ судей КС попросили фигуранты коррупционного скандала во Владивостоке

На основании изложенных доводов судьи постановили, что изменение территориальной подсудности обязательно, если «сохраняющееся фактическое влияние обвиняемого, в том числе обусловленное его положением до начала производства по данному уголовному делу, создает угрозу гарантиям объективного и беспристрастного правосудия».

При этом за законодателем остается право совершенствовать правила изменения территориальной подсудности уголовных дел, принятые в целях обеспечения беспристрастного разбирательства. Например, возможно допустить рассмотрение дела на той же территории, но судом другого региона или субъекта Федерации, или же наоборот, судом по территориальной подсудности, но в другом регионе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *