Цензы избирательного права

Цензы избирательного права

Основополагающими принципами избирательного права и процесса являются всеобщее прямое и равное избирательное право при тайном голосовании.

Принцип всеобщего избирательного права означает, это правом избирать и быть избранным обладает каждый совершеннолетний гражданин. Таким образом, общими основаниями приобретения активного и пассивного избирательного права являться гражданство и совершеннолетие. Не обладают избирательным правом граждане, признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ст. 32 Конституции РФ).

Термин «всеобщее» во многом условен, так как предоставление избирательного права, в особенности пассивного, ограничивается системой избирательных цензов. В федеральном и региональном избирательном законодательстве отражены следующие цензы пассивного избирательного права :

1) возрастной ценз означает необходимость наступления определенного возраста для возможности регистрации кандидатом на выборах. Так, депутатом Государственной Думы может стать гражданин, достигший 21 года. Президентом РФ — 35 лет. Законы некоторых субъектов Российской Федерации содержат и ограничения максимального возраста — пассивного избирательного права лишаются лица, достигшие определенного возраста (обычно 60-65 лет);

2) ценз оседлости предполагает требование проживания на определенной территории в течение определенного срока. Так, Президентом РФ мажет стать гражданин, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет (ст. 81 Конституции РФ). В региональном избирательном законодательстве содержатся различные модификации ценза оседлости, связанные с различным требуемым сроком проживания, а также с требованиями к самому проживанию (преимущественное, постоянное, непризывное проживание);

3) ценз республиканского гражданства устанавливается в республиках в составе Российской Федерации. Кандидатом может быть зарегистрирован лишь гражданин Российской Федерации, который одновременно является гражданином данной республики. Следует отметить, что данный вид цензов противоречат конституционному принципу равенства прав граждан Российской Федерации на всей ее территории и принципу единого гражданства;

4) языковый ценззаключается в требовании знания государственных языков субъекта Федерации, где наряду с русским государственным является и язык титульной национальности республики в составе Российской Федерации. Такие цензы установлены в Адыгее, Башкортостане, Марий Эл и других республиках;

5) образовательный ценз предусматривает наличие у кандидата на выборную должность высшего образования (установлен в Хабаровском крае, Самарской области);

6) ценз судимости установлен в законодательстве Республики Саха (Якутия) — народными депутатами Государственного Собрания не могут быть из браны граждане, имеющие судимость, если она не снята или не погашена в установленном порядке;

7) ценз предыдущего издания означает, что не может быть избрано лицо, которое непосредственно перед выборами занимало выборную должность в течение нескольких сроков полномочий. Так, п. 3 ст. 81 Конституции РФ закрепляет, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Избирательные цензы – это установленные законом условия, которым должен соответствовать гражданин, чтобы обладать избирательным правом. Избирательные цензы есть как для активного, так и для пассивного избирательного права. Избирательные цензы можно разделить на две группы: естественные и произвольные, в какой-то мере ограничивающие свободу граждан.

К естественным избирательным цензам следует отнести возрастной ценз – требование, согласно которому избиратель должен достичь определенного возраста, после которого он приобретает право голоса. Невозможно представить, чтобы подросток, а тем более ребенок мог ответственно выбирать депутатов в представительные органы власти. До середины 60-х годов минувшего столетия в большинстве стран активным избирательным правом наделялись граждане в возрасте 21 года. Это был возраст полного совершеннолетия, возраст правосубъектности по гражданскому праву, когда человек мог вступить во владение наследством, самостоятельно совершать сделки и т.п.

Однако в конце 50-х – начале 60-х годов этот возрастной ценз стал восприниматься как нечто противоестественное, не соответствующее жизненным реалиям. Когда Америка участвовала во Вьетнамской войне, в США существовала всеобщая воинская обязанность. Сложилась странная ситуация: молодежь, призываемая в армию и гибнущая там, не имела права участвовать в политической жизни страны. Это был абсурд. Снижение возрастного ценза до 18 лет началось в 60-е годы. В некоторых странах до сих пор существует возрастной ценз выше 18 лет (в Японии, Швейцарии он равняется 20 годам).

Существует возрастной ценз и для пассивного избирательного права. Он, как правило, выше, чем для активного избирательного права, ибо человек, избираемый в парламент или муниципалитет, на должность судьи или мэра, должен обладать жизненным опытом. В разных странах этот возраст может составлять 25, 30, 32, 40 лет).

В некоторых странах при регистрации избирателей проверяется образовательный ценз. Например, в ряде штатов США существовало правило, согласно которому избиратель при регистрации должен был прочесть несколько строк из Конституции США и объяснить, как он их понимает, т.е. нужно было продемонстрировать определенный уровень политического образования и образования вообще. Образовательный ценз более активно применяется при пассивном избирательном праве. В некоторых случаях от кандидата требуется удостоверение, что у него есть хотя бы среднее образование, а для избрания на определенные должности (президента) – диплом о высшем образовании. К образовательному цензу близок ценз грамотности: избиратель должен уметь читать и писать на языке той страны, где он проживает. Это что-то вроде упрощенного варианта образовательного ценза.

В ряде стран, где очень высок процент неграмотных, их допускают голосовать без всяких условий. В Индии, где неграмотных очень много, голосование упрощается тем, что каждая партия или кандидат имеет свой графический символ (ладонь, колос, силуэт коровы, голубя и т.п.), который изображается в бюллетенях рядом с соответствующим текстом. Неграмотный избиратель, слушая выступления кандидатов, одновременно видит символ этого избирательного блока и во время голосования ставит «галочку» у нужного символа.

Ценз оседлости (ценз проживания) представляет собой устанавливаемое законом требование, согласно которому право голосовать предоставляется гражданам, которые проживают в данной местности определенный период времени. Этот период может быть самым разным: в большинстве штатов США – 1–2 месяца, в ФРГ – 3 месяца, во Франции – полгода, в Канаде – 12 месяцев. Наличие такого ценза вполне объяснимо: человек должен прожить какое-то время в данном городе, чтобы почувствовать себя членом этой городской или сельской общины, стать частью социума. Особенно это касается выборов в местные органы.

Иногда встречаются какие-то особые требования. Так, например, в Ирландии избиратель обязан иметь место для сна. Можно предположить, что в избирательном праве там отказано бродягам, живущим под мостами. Между тем речь идет о наемных сельскохозяйственных рабочих, живущих на чужих фермах. Поскольку эти люди живут не в своем доме, то, исходя из толкования этого правила, они лишаются активного избирательного права.

Произвольные цензы, в той или иной мере ограничивающие права граждан, существуют далеко не везде. Так, в большинстве современных государств не существует избирательного ценза по признаку пола, т.е. женщины не ограничиваются в праве избирать и быть избранными. Однако такое положение было не всегда. До Первой мировой войны женщины имели избирательное право лишь в немногих государствах: Норвегии, Финляндии, Исландии, Дании, Австралии и Новой Зеландии. Позже во многих странах женщины добились избирательного права. Дальнейшее расширение прав женщин произошло после очередного мирового катаклизма – Второй мировой войны. Французские женщины получили избирательное право в 1944 г., итальянские – в 1945, японские – в 1946 г. Последними в Европе добились избирательного права женщины Швейцарии (в 1971 г.). В ряде стран Ближнего Востока, например в Саудовской Аравии или Объединенных Арабских Эмиратах, не только женщины, но и мужчины не имеют права голоса, поскольку там пока вообще нет никаких выборов.

Имущественный ценз долгое время существовал практически во всех странах, где имелись парламенты. Он означал, что в выборах могут участвовать только определенные группы лиц, называемые в наше время средним классом. Имущественный ценз определялся достаточно просто – суммой выплачиваемого налога. Считалось, что люди, не имевшие имущества, не добившиеся определенного положения в государстве, не должны допускаться к управлению государством. Пролетарии, не имевшие ничего, кроме «собственных цепей», как правило, были безграмотными и аполитичными, работали слишком много, чтобы адекватно воспринимать окружающий мир. В настоящее время имущественный ценз в чистом виде сейчас практически не существует. В некоторых странах он применяется лишь в сфере пассивного избирательного права.

В ряде стран существует избирательный ценз для военнослужащих. Чаще военнослужащие лишаются пассивного избирательного права. Это представляется вполне логичным, поскольку военная служба не должна быть связана с политикой. Если человек намерен участвовать в политическом процессе, то он должен отказаться от военной карьеры и заняться карьерой политической.

Иногда встречаются, хотя и редко, религиозные цензы. В Исламской Республике Иран, для того чтобы быть избранным в парламент, нужно быть мусульманином и активно проповедовать ислам. Там свыше 90% членов парламента – служители культа.

Существует и такое понятие, как «моральные цензы» – недопущение к выборам лиц, которые совершают аморальные поступки. Статья 48 Конституции Италии прямо предусматривает возможность лишения права голоса в случаях совершения недостойных поступков, указанных в законе. В законодательных актах некоторых штатов США (Алабама, Коннектикут, Луизиана) требуется, чтобы у избирателя был хороший характер. Это требование весьма расплывчато, к примеру, под таким предлогом человек, поругавшийся с соседями, может быть лишен права участия в выборах. В ряде штатов США имелась разновидность морального ценза – ценз добропорядочности. Это требование также довольно туманно: под его видом избирательного права может быть лишен человек, ведущий, с точки зрения соседей, не совсем скромный образ жизни.

Уже упоминалось об исключении из списков избирателей наркоманов, банкротов, лиц, лишенных избирательных прав, и т.д. Это специальные цензы для некоторых категорий граждан, чье участие в выборах государство считает нежелательным.

Обычно лишаются избирательных прав лица, отбывающие наказание по приговору суда. В некоторых странах лишение избирательного права может быть видом наказания, и там, согласно приговору суда, человек не имеет права избирать и быть избранным.

Еще недавно в некоторых странах встречался расовый ценз. Например, в Южно-Африканской Республике существовала система апартеида, согласно которой черное коренное население этой республики не участвовало в выборах. В настоящее время выборы там проводятся по принципу «один человек – один голос».

Рассмотрим понятие и виды избирательных цензов, а также выявим их содержание.

Принцип всеобщности предполагает ряд законодательных ограничений в виде избирательных цензов.

Избирательный ценз – это требование или их набор, которым должен удовлетворять избиратель или кандидат для получения допуска к участию в выборах.

В зависимости от того, какое право они ограничивают, различаются два вида избирательных цензов: активный и пассивный.

Избирательный ценз гражданства предполагает, что избирательные права не имеют иностранцы и лица без гражданства, которые проживающие в стране проведения выборов. Например, для приобретения активного избирательного права в Аргентине необходимо наличие гражданства на протяжении не менее трех лет.

Ценз оседлости предполагает существование срока, который нужен для включения человека в списки избирателей либо его регистрации в качестве кандидата на выборную должность. Например, для кандидата на пост президента Республики Казахстан он составляет 15 лет, а в Республике Беларусь – 10 лет.

Возрастной ценз формирует требования к возрасту избирателя или кандидата. В большинстве государств активное избирательное право дается лицам старше 18 лет, в некоторых странах (Бразилия, Куба, Никарагуа) – с 16 лет, а в отдельных государствах – лицам старше года. Пассивное избирательное право обладает более высоким возрастным цензом (для Президента Италии – 50 лет, Германии – 40 лет, США и Беларуси – 35 лет).

Ценз языка предполагает, что кандидат и избиратель должны уметь читать и писать на государственном языке. В настоящее время он имеется в конституциях ряда стран Африки (Руанда), государств СНГ (Казахстан, Узбекистан, Молдова), а также в странах Балтии.

Ценз пола как избирательный ценз выступает явно дискриминационным и не используется в избирательном законодательстве большинства современных государств.

Религиозный ценз имеет распространение в основном в мусульманских странах. Например, для избрания в парламент Ирана нужно исповедовать ислам. Однако имеются исключения для граждан, которые исповедуют традиционные для национальных меньшинств конфессии и постоянно проживают в данном государстве.

Образовательный ценз предусматривает допущение к выборам только тех лиц, которые имеют определенный уровень образования. Его разновидностью считают ценз грамотности, предполагающий умение писать и читать на государственном языке. В некоторых государствах имеется избирательное требование, согласно которому необходимо знать и понимать конституцию.

Имущественный ценз как избирательный ценз предполагает наличие у кандидата или избирателя определенного объема имущественной массы как условия для получения активного или пассивного избирательного права. Его разновидностью выступает избирательный залог, вносимый кандидатом в избирательную комиссию перед его регистрацией.

Общим правилом является недопущение к участию в выборах лиц, которые признаны судом недееспособными.

В некоторых государствах установлен избирательный ценз неопороченности, согласно которому не принимают участия в голосовании лица, находящиеся под стражей по приговору суда.

Ценз несовместимости предполагает запрет одновременно находиться на выборной и иной публичной должности. Несовместимость также предусматривает для выборного лица необходимость освобождения ранее занимаемой им должность в случае его избрания на иную должность. В ряде стран предусмотрен предварительный уход в отставку до выдвижения в кандидаты на выборную должность.

Избирательные цензы (квалификации) — устанавливаемые конституцией или избирательным законом условия для получения или осуществления активного и пассивного избирательного права.

В истории избирательного права использовались самые разнообразные цензы — возрастной, гражданства, грамотности, имущественный, образовательный, оседлости, служебный, языковой и др. Причем прослеживается тенденция отказа от цензов, ущемляющих права различных социальных групп (происходит отказ от ранее распространенного «полового ценза», по которому избирательное право предоставлялось только лицам мужского пола).

В XIX — начале XX в. были распространены сословный и имущественный цензы. Первый выражался в том, что к участию в выборах не допускались лица, относившиеся к определенным слоям населения (например, рабочие, крестьяне, военнослужащие и др.); второй — что избирательное право предоставлялось только лицам с определенным доходом или собственностью.

В настоящее время во многих странах применяются цензы: возрастные (достаточно часто); социальные (неучастие в выборах военнослужащих действительной службы в Турции, пэров в Великобритании, злостных банкротов в Италии, Франции, и др.); политические (неучастие в выборах бывших членов компартии в Индонезии); оседлости (Германия, Бельгия, Голландия.Австрия, Швеция и др.).

Моральный ценз — в некоторых странах — требование избирательного закона, согласно которому для обладания активным и/или пассивным избирательным правом необходимо «иметь высокие моральные качества» или «вести достойный образ жизни».

Образовательный ценз — требование избирательного закона, в соответствии с которым активное и/или пассивное избирательное право предоставляется только тем гражданам, которые имеют определенный, зафиксированный соответствующим документом, уровень образования.

Партийный ценз — требование избирательного закона, согласно которому для обладания пассивным избирательным правом необходимо принадлежать к одной из политических партий.

Расовый ценз — требование избирательного закона, согласно которому избирательные права предоставляются только гражданам определенной расы.

Ценз грамотности — разновидность образовательного ценза; требование избирательного закона, согласно которому избиратель или кандидат на выборную государственную должность должен уметь читать и писать на официальном языке.

Языковой ценз — требование избирательного закона, согласно которому для обладания избирательными правами необходимо владеть официальным государственным языком.

Ценз оседлости (Residential qualifications for voters) — требование избирательного закона, согласно которому получение гражданином активного и/или пассивного избирательного права обусловлено определенным сроком проживания в данной местности или стране к моменту проведения выборов.

Цензы в Российской Федерации

В РФ существует ряд цензов. В частности, возрастной ценз, состоящий в предоставлении права избирать с 18 лет, права быть избранным депутатом представительного органа местного самоуправления — с того же возраста, депутатами представительных органов иных уровней и выборных должностных лиц — с более старшего возраста.

В выборах участвуют только граждане РФ. Не участвуют в выборах лица, признанные судом недееспособными, а также отбывающие уголовное наказание в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Законодательство РФ не допускает ограничения права избирать временем проживания на какой-то территории (ценз оседлости). Человек, поселившийся на данной территории, с этого момента получает активное избирательное право. Правда, для того чтобы быть включенным в списки избирателей, он должен иметь документальное подтверждение своего проживания (или пребывания) на соответствующей территории.

Для избрания депутатом или на выборную должность в регионе, субъекты РФ устанавливают срок проживания на территории избирательного округа, который не может превышать года. Для избрания депутатом Государственной Думы подобных правил не существует.

Вновь избираемый сенатор должен прожить не менее десяти лет в том регионе, от которого он избирается в Совет Федерации. Требования о «цензе оседлости» не распространяется на действующих членов верхней палаты парламента РФ. «Ценз» отсутствует также для военных, прокурорских работников и сотрудников правоохранительных органов, имеющих не менее чем десятилетний стаж работы. Это положение рассчитано на то, чтобы не закрывать путь в Совет Федерации для людей, чья работа была связана с неоднократной сменой места прохождения службы.

Для избрания Президентом РФ требуется постоянно проживать в РФ не менее 10 лет. В некоторых республиках в составе РФ от кандидатов на высшие должности (президент, глава республики) требуется знание государственного языка.

В отдельных субъектах РФ предусматривается участие в выборах депутатов и должностных лиц местного самоуправления не только граждан, проживающих на соответствующей территории, но также и лиц, проживающих за ее пределами, но имеющих земельные участки, домовладения и иные ощутимые объекты собственности на данной территории. Это установление представляет собой, по сути, вариант имущественного ценза.

* * *

Из российской судебной практики

«Ценз оседлости для депутата».

Л. обратилась в Верховный Суд Хакасии, поскольку ей было отказано в регистрации на должность Председателя Правительства Рес­публики, так как она проживала на террито­рии республики менее 7 лет до выборов, а это противоречило Закону Хакасии.

Верховный Суд Хакасии удовлетворил жалобу, поскольку установленный законом 7-летний срок обязательного проживания противоречит Закону РФ «Об основных га­рантиях избирательных прав граждан Рос­сийской Федерации», по которому этот срок не может превышать 1 года.
Положение закона субъекта РФ не мо­жет противоречить федеральному закону. (Бюллетень Верховного Суда РФ № 2/98)

Дата публикации: Пт 22 Янв 2010

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *