Учителя это госслужащие или нет?

Учителя это госслужащие или нет?

Одна из задач концепции в том и состоит, чтобы определиться: а кто такие государственные и муниципальные служащие?

Одна из задач концепции в том и состоит, чтобы определиться: а кто такие государственные и муниципальные служащие?
Учитель, вообще бюджетник — это госслужащий или нет, ведь его вроде государство наняло на работу? Вопрос не праздный, не академический, потому что на госслужащих распространяют свое действие специфические правовые акты. Эти акты содержат как ограничения, так и некоторые преимущества. Госслужащему кое-что не положено. Например, далеко не всякую работу можно совмещать со своей основной деятельностью. С другой стороны, у него кое-какие гарантии есть, уровень пенсионного обеспечения повыше. Например, работникам образования, наверно, хотелось бы иметь такой же уровень пенсионного обеспечения, но вряд ли хотелось бы, подобно госслужащим, быть ограниченными в участии в бизнесе.
Все точки над «i» здесь до сих пор еще не расставлены. Ведь пока существует лишь концепция, документ, обозначающий вектор движения. Точно все будет определено в законе, хотя принципиально определение вряд ли будет сильно отличаться от нынешнего. Но для меня лично самый простой способ объяснить, чем отличается государственный служащий от прочих бюджетников, состоит в следующем: большинство бюджетников — это люди, которых мы бы сами наняли. Например, врач мне самому нужен, если бы государство ему не платило, я бы его сам нанял. А тюремного надзирателя не нанял бы, и налогового инспектора не нанял, и министра, чтобы он мной командовал, за свой счет бы не нанял. Есть деятельность как реализация государственной власти, а есть деятельность, где государство просто платит за нас. Госслужащий — это первое.
Из интервью «Стране.Ru» от 22 ноября 2001 года

На учителе лежит огромная ответственность. И далеко не только за то, как его класс сдаст ЕГЭ. Он в ответе за поведение ученика даже вне стен школы и за его безопасность тоже. Государство делегировало учителю полномочия по воспитанию гражданина России и назначило ответственным за реализацию многих направлений госполитики, но при этом не наделило статусом госслужащего. Справедливо ли это, задумалась Татьяна Софронова.

Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

В прошлом году в нашем районе произошла трагедия: при пожаре в своём доме погибла пятилетняя девочка. Она спала перед включённым телевизором. Отец, воспитывающий её в одиночку (мать умерла от туберкулёза), ушёл в гости к соседу. По версии пожарных, произошёл сильный скачок напряжения, отчего загорелся старый телевизор. Страшно.

Казалось бы, при чём здесь система образования? Однако воспитателю детского сада пришлось писать объяснительную о своей работе по формированию у детей навыков безопасного поведения на пожаре, а заведующей детским садом — представить отчёт о рассмотрении вопросов пожарной безопасности на родительских собраниях…

Сейчас статус педагога в России невероятно низок, но при этом он несёт ответственность буквально за ВСЕ стороны жизни своих учеников.

Он априори считается виноватым. Если ученик, например, без прав покатался на скутере, — значит учитель не рассказал о правилах дорожного движения

Если ребёнок украл в супермаркете шоколадку — «не сформировал нормы законопослушного поведения». Если подросток выпил алкоголя — «не привил ценности здорового образа жизни» и так далее.

Я не спорю, на классных часах, на внеклассных мероприятиях обязательно нужно говорить на эти темы, но нельзя назначать классного руководителя виновным во всех проступках ребёнка.

На ученика де-факто влияет и окружающая его среда, на которую не может повлиять учитель. А кроме этого, у него ещё и родители есть! Если учитель в школе объяснил, что законы нарушать нельзя, а дома папа пьяным садится за руль, то что ученик воспримет как руководство к действию?

Нельзя спрашивать с учителя много, не давая ему при этом прав требовать с ученика. Учитель практически не имеет рычагов воздействия на учеников, кроме словесных увещеваний. Понимают их, к сожалению, далеко не все.

При любом, даже самом безобразном поведении ученика, учитель не имеет права выгнать его с урока, потому что несёт за него ответственность на протяжении этих 45 минут. Если ученик будет слоняться по школе и испортит, например, школьную мебель или бачки в туалете, то виноват в этом будет опять же учитель. А уж если, не дай бог, выйдет на улицу и с ним что-то произойдёт там, то может и до суда дойти.

Система образования — это чётко выстроенная иерархическая система. Год от года на неё возлагается всё больше ответственности за социальную обстановку в государстве. Ежедневно через отделы образования проходит 20-30 документов от вышестоящих инстанций и сторонних организаций.

В школы направляются методические рекомендации по противодействию экстремизму и национализму, развитию молодёжного парламентаризма, формированию финансовой грамотности, профилактике ВИЧ, гепатита, геморрагической лихорадки с почечным синдромом, инфарктов, инсультов, туберкулёза, алкоголизма, наркомании, суицидов.

Школы обязаны создавать отряды юных инспекторов дорожного движения, дружины юных пожарников (кстати, методические рекомендации были на 603 страницах), отделения юнармии. Я не против.

Но если назначать ответственным за реализацию всех этих направлений государственной политики учителя, то необходимо его наделять статусом госслужащего

С соответствующим денежным содержанием и привилегиями.

Статус учителя в обществе обязан быть высоким, поскольку государство законом делегировало учителю полномочия по воспитанию гражданина России. Тем педагогам, кто не читал Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности, положенную в основу федеральных образовательных стандартов, очень рекомендую прочитать.

Но было бы неправильным, на мой взгляд, поднимать статус учителя только таким «внешним» способом. Педагоги должны и внутренне соответствовать новому статусу.

Регулятором соответствия учителя статусу госслужащего мог бы послужить Профессиональный стандарт педагога, внедрение которого многие ожидают с большой тревогой, поскольку требования к интеллекту и личности учителя там очень высокие. Если аттестация на соответствие требованиям стандарта будет проводиться строго и всерьёз, то огромное количество учителей её не пройдёт. Кто мне не верит — почитайте профстандарты по разным педагогическим должностям. Поставьте себе и своим коллегам честные плюсики-минусики по каждому пункту.

Но когда есть к чему стремиться, то вырасти над собой может каждый!

На мой взгляд, гораздо более сильным мотиватором учительского роста (в рамках бурно обсуждаемой Национальной системы учительского роста) была бы возможность получения учителем статуса госслужащего, чем неких размытых званий вроде «учитель-мастер».

Интересно, а что вы думаете по этому поводу?

В июне, 23 числа, принято поздравлять с международным профессиональным праздником государственных служащих. Организация Объединённых Наций установила этот день на своей 57‑й сессии в марте 2003 года. Появление памятной даты — дань уважения вкладу специалистов сферы государственного управления во всестороннее развитие политической жизни стран мира. Кто же такие госслужащие и какие профессии к ним относятся, постараемся разобраться и озвучить весь список.

Типы государственных служащих в России

Профессионалы, выполняющие функции управления и организации различных процессов в обществе, наделены государством полномочиями различного значения и характера.

В зависимости от выслуги лет, опыта работы и специальных навыков, государственным служащим присваивается классный чин

В пределах должностной группы выделяется три категории, из которых первая — высший знак отличия.

Государственным служащим установлен пятидневный режим рабочей недели. Однако ненормированная продолжительность дня допускается на основании Закона № 79–ФЗ.

Для молодых специалистов служба первых лет может быть непривлекательна в материальном плане. Но возможность принимать активное участие в подготовке различных правовых и нормативных актов, добавляет профессиональной значимости её обладателям.

Дополнительный заработок и доход, помимо службы в государственных органах, строго запрещён законодательством для всех категорий чиновников.

Исключение составляет преподавательская, научная и литературная деятельность.

Денежное содержание служащих состоит из оклада, стимулирующих и поощрительных надбавок. Зависит от занимаемой должности и квалификации.

Профессия государственный советник

Государственный советник относится к категории помощник главной группы должностей государственной гражданской службы

Квалификация присваивается сотруднику, работающему в федеральных органах власти. Замещает категорию руководителей высшего класса органов власти. Предполагает выслугу лет в государственных структурах, как минимум, 4 года и наличие высшего образования — специалист, магистратура.

Присваивается Правительством РФ. Содержание работы государственного советника:

  • ведение аналитической работы;
  • подготовка решений проектов государственных органов;
  • внесение предложений по профилю деятельности органа власти, в котором работает;
  • контролирование хода выполнения поручений руководителя, должность которого замещает и составление отчётности;
  • работа с информацией по профилю, определённого к службе, органа власти;
  • подготовка и проведение служебных визитов, приёмов, поездок.

По данным, опубликованным в СМИ, заработная плата государственного советника составляет 100000–130000 рублей.

Чин позволяет занимать пост начальника отдела по мобилизационным вопросам и вопросам государственной службы различных органов управления, начальника отдела в департаменте.

Референт госслужбы

Референт выполняет информационные и координационные функции, обеспечивает выполнение государственными органами установленных задач

Чин старшей должностной группы государственной гражданской службы. Присваивается персоналу, работающему в федеральных и муниципальных органах власти, представителем нанимателя.

Чин даёт право претендовать на должности старшего специалиста 1, 2 и 3 разряда, специалиста эксперта и ведущего специалиста.

Для присвоения данной квалификации необходимо высшее профильное образование, знание государственного языка, правовой и законодательной базы, основ делопроизводства и документооборота и стаж государственной службы от 2 лет.

Денежное содержание составляет от 60000 до 80000 рублей по данным, опубликованным в СМИ.

Полномочия референта государственной службы:

  • подготовка докладов, документов и прочих материалов для руководящего состава;
  • работа с информацией для аналитического обзора по социальным, финансовым и экономическим вопросам работы службы;
  • обеспечение распределения приказов руководителя и контроль их выполнения;
  • координирует систему отношений между непосредственным руководителем и представителями других организаций.

Секретарь — госслужащий

Государственная служба секретарем уже несколько лет сохраняет лидерство в рейтинге самых востребованных мест трудоустройства

Квалификация государственного служащего младшей группы должностей в системе. Специалисты выполняют в органах государственной власти всех уровней функции информирования и организации, обеспечивают финансовую, экономическую и хозяйственную деятельность. Кроме того, ответственны за документальное оформление всех выполняемых задач руководящего состава.

Квалификация утверждается представителем службы, федеральной или муниципальной собственности, с которой заключается служебный контракт.

Денежное содержание от 20000 до 30000 рублей.

Среднее профессиональное образование, знание государственного языка РФ и законодательной базы, навыки работы по специальности — условия для конкурсного отбора на вакансию.

В должности специалистов 1 и 2 разрядов секретарь государственной и муниципальной службы должен уметь обеспечить эффективную работу руководителя: помогать в планировании рабочего дня и приёме посетителей, вести документооборот и хранить базы данных, следить за сроками исполнения поручений, обеспечивать организационную часть работы совещаний.

Военный

Военные не только являются защитниками, но и вполне серьезной профессией, которую можно получить и довольно неплохо на этом зарабатывать

Это лицо, заключившее служебный контракт и проходящее государственную военную службу в структурах федерального подчинения:

  • вооружённых силах РФ;
  • внутренних войсках РФ;
  • войсках гражданской обороны;
  • формированиях при федеральных органах исполнительной власти;
  • службе внешней разведки РФ;
  • органах ФСБ;
  • органах федеральной связи и информации;
  • государственной противопожарной службе;
  • других воинских формированиях, обеспечивающих целостность государственных границ, безопасность и суверенитет.

Денежное довольствие составляет от 20000 до 200000 рублей, в зависимости от занимаемой должности, места службы и выслуги лет.

Вопросы военной государственной службы регламентирует Закон № 53‑ФЗ. Классный чин в военных структурах заменяет воинское звание. Кадры для этого вида государственной службы готовятся в средних и высших учебных заведениях. Суворовские, нахимовские училища, кадетские корпуса и пансион воспитанниц Министерства обороны даёт полное среднее образование. Высшее можно получить в военных училищах и академиях.

Дистанционное и заочное обучение не предусмотрено.

Сотрудник полиции

Сотрудник полиции — гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание полиции

Представитель правоохранительных структур федеральной государственной службы. Обеспечивает безопасность граждан РФ, защищает их права и свободы. Осуществляет службу в органах внутренних дел РФ. Вместо классного чина сотрудникам полиции присваивается звание, характеризующее принадлежность к личному составу: рядовому, младшему начальствующему (сержант, старшина, прапорщик), среднему начальствующему (лейтенант, капитан), старшему начальствующему (майор, подполковник, полковник), высшему начальствующему (генерал).

Денежное содержание составляет от 25000 до 80000 рублей и зависит от должности и выслуги лет.

В круг работы сотрудника полиции входит патрулирование улиц и дорог, работа с гражданами, лекции в школах, выявление правонарушителей и преступных группировок. Есть возможность также работать криминалистом, баллистиком, следователем, инспектором.

Юридические колледжи и специальные школы полиции готовят специалистов со средним специальным образованием. Университеты и академии МВД России помогут обеспечить карьерный рост в службе.

Есть заочные формы обучения.

Сотрудники МЧС

Это лицо из состава Государственной противопожарной службы, имеющее специальное звание

Является федеральным государственным служащим. Сотрудники МЧС занимаются не только ликвидацией чрезвычайных ситуаций, но и участвуют в розыске пропавших людей, оказывают медицинскую и психологическую помощь пострадавшим и их родственникам, проводят профилактическую работу в рамках гражданской обороны.

Специальные звания устанавливаются по должностям в федеральной противопожарной службе, рядового состава, младшего состава (сержант, старшина, прапорщик), среднего состава (лейтенант, капитан), старшего состава (майор, подполковник, полковник), высшего состава (генерал).

Звания присваиваются на основании закона № 141‑ФЗ.

Заработная плата зависит от занимаемой должности и составляет от 20000 до 80000 рублей.

В спасательных формированиях есть работа для водолазов, сапёров, водителей специальной техники, кинологов, пожарных и для иных профессий.

Для среднего и старшего состава, а также для воинских должностей необходимо высшее образование.

Его можно получить в Академии гражданской защиты МЧС России и ряде других образовательных учреждений МЧС по всей территории страны.

Сотрудники санэпидслужбы

Суть работы службы заключается в предупреждении заболеваний в общественной среде, контроле за санитарным и гигиеническим благополучием всех звеньев среды проживания человека

Это лицо, состоящее в отношениях служебного контракта с федеральной государственной санитарно–эпидемиологической службой РФ. В структуре работают представители разных профессий:

  • врачи гигиенисты;
  • санитарные врачи;
  • врачи по санитарно–гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • бактериологи;
  • энтомологи;
  • эпидемиологи;
  • санитарные фельдшера;
  • лабораторные техники;
  • инженеры;
  • прочие сотрудники, обеспечивающие административный и хозяйственный процесс.

Денежное вознаграждение за работу служащих санитарно–эпидемиологического контроля зависит от выслуги лет, квалификации, занимаемой должности, места службы и личных достижений в профессии, в цифрах это от 15000 до 90000 рублей.

Стать сотрудником службы можно, окончив факультет «Медико–профилактического дела» среднего или высшего профессионального учебного заведения.

По данным специальностям возможно дистанционное и заочное обучение.

Судьи

Судья — лицо, входящее в состав суда и осуществляющее правосудие; в современной теории разделения властей — лицо, наделённое судебной властью

Это должностные лица, состоящие на службе у государства и осуществляющие от его имени правосудие. Представляют в обществе судебные органы власти. Как и все государственные служащие судьи имеют классные чины. Однако разница в квалификации не меняет их статустности относительно друг друга. Независимость судей от законодательных и исполнительных органов власти подчёркивается во всех государственных документах.

В их компетенцию входит разбор дел с привлечением необходимой документации и информации, организация съездов и конференций, на которых разъясняются пункты законов, участие в мероприятиях, позволяющих расширить уровень знаний, поддержка достоинства и авторитета судебных инстанций, как в служебном, так и во вне рабочем общении.

В зависимости от юридического стажа, возраста, квалификации, наличия учёных званий и трудов определяется работа судейского состава в разных инстанциях органов судебной власти — мировом, районном, арбитражном, Верховном.

Кроме своей основной должности допускается занятость судей только в научной, преподавательской и литературной деятельности.

Учитывая особую важность судебных инстанций, следует констатировать, что судьи — самые высокооплачиваемые госслужащие.

Обязательным минимумом, предъявляемым к кандидатам на должность, является высшее юридическое образование. Получить его можно в военных и гражданских учебных заведениях с государственной аккредитацией. Срок обучения от 4 до 6 лет. После окончания подобного университета можно работать и юристом.

Судебный пристав

Представители профессии работают в районных отделах, краевых управлениях службы судебных приставов

Лицо, обеспечивающее выполнение судебных решений и решений других органов об исполнительном производстве в режиме принуждения, либо обеспечивающее правопорядок в судах. Представляет гражданскую государственную службу федерального подчинения. Суть работы пристава состоит в ведении банка данных, необходимых для выполнения служебных задач, розыске человека, принятии мер на основании документа исполнения, хранении и реализации имущества в счёт погашения долга, рассмотрении заявлений и ходатайства сторон дела и обеспечение порядка в судебных помещениях.

Для заключения служебного контракта, кроме ряда требований, необходимо иметь среднее общее или профессиональное образование. А для должностей старшего состава — высшее юридическое или экономическое.

Несмотря на опасность труда, заработная плата приставов от 15000 до 40000 рублей, в зависимости от выслуги лет и личных достижений.

Государственная служба во все времена и во всех странах была и есть престижной. И, несмотря на множество ограничений, связанных с её статусом, конкурс на замещение должностей остаётся самым высоким в рейтинге занятости населения. Большая ответственность, напряжённый режим работы и зачастую ненормированный рабочий день, компенсируются пониманием важности профессий госслужбы в жизни целой страны. Немаловажным фактором популярности являются и льготы, предоставляемые как во время служебного контракта, так и после его окончания. Целеустремлённость, умение работать на результат ценятся в любом деле, а в государственном особенно.

Является ли учитель госслужащим и нужно ли о его приеме сообщать в течение 10 дней бывшему работодателю?

Ответ на вопрос:

Нет, учитель госслужащим не является. Следовательно, уведомлять бывшего работодателя о заключении с ним трудового договора не требуется.

Законодательство обязывает работодателя уведомлять о приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего (ст. 12 Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ, ст. 64.1 ТК РФ).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ О системе государственной службы Российской Федерации государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее — федеральные государственные органы); субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее — государственные органы субъектов Российской Федерации); лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее — лица, замещающие государственные должности Российской Федерации); лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее — лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации).

Муниципальная служба — профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) (ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ О муниципальной службе в Российской Федерации).

В государственных и муниципальных организациях, в том числе образовательных учреждениях, госслужба или муниципальная служба не предусмотрена.

Законодательство не требует уведомлять работодателя о приеме на работу работников государственных или муниципальных учреждений.

Таким образом, уведомлять о приеме на работу бывшего учителя не нужно.

Подробности в материалах Системы Кадры:

О системе государственной службы Российской Федерации

Статья 1. Государственная служба Российской Федерации

1. Государственная служба Российской Федерации (далее — государственная служба) — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) по обеспечению исполнения полномочий:
Российской Федерации;
федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее — федеральные государственные органы);
субъектов Российской Федерации;
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее — государственные органы субъектов Российской Федерации);
лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее — лица, замещающие государственные должности Российской Федерации);
лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее — лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации).

2. Деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом не регулируется.

Статья 2. Система государственной службы

1. Система государственной службы включает в себя:
государственную гражданскую службу;
военную службу;
государственную службу иных видов.

2. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

3. Военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы.

4. Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация — в ведении субъекта Российской Федерации.

Статья 10. Государственные служащие

1. Федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

2. Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.

3. Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации — соответствующий субъект Российской Федерации.

4. Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.

  1. Правовая база: Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ
  2. Правовая база: Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ
    О муниципальной службе в Российской Федерации

Статья 2. Муниципальная служба

1. Муниципальная служба — профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

2. Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).

3. Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,

эксперт Системы Кадры

Получение прокатного удостоверения на фильм, созданный в Российской Федерации или приобретенный за рубежом для проката…

КоАП РФ Статья 19.7. Непредставление сведений (информации) Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган…

Когда стоит требовать?Для каждого родителя его ребёнок – самый способный, потому у него просто не…

Президент и ректоры. Государственным университетом — Высшей школой экономики уже долгие годы управляет тройственный союз ректора…

Учитель муниципапьного образовательного учреждения является работником или служащим?

Ответы:

Статья 10. Муниципальный служащий

1. Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

2. Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими.

Статья 21. Муниципальная служба

1. Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими.

Исходя из вышеизложенного муниципальными служащими учителя не являются.

«Рабочие и служащие» – словосочетание, часто встречающееся в официальных документах, новостных сообщениях, но мы редко задумываемся о том, чем же отличаются эти категории трудящихся.

Кто такие рабочие и служащие

В Общероссийском классификаторе профессий и должностей все наемные сотрудники организаций и предприятий разных форм собственности дифференцируются на рабочих и служащих. Между этими категориями есть принципиальная разница.

Рабочие – это люди, принимающие непосредственное участие в производстве материальных ценностей. Также они занимаются перевозкой пассажиров и грузов, ремонтными работами, обслуживанием поддержанием оборудования, оказанием сервисных услуг и т. д.

Их профессиональная обязанность – это физический труд, за который они получают оплату в основном на сдельно-премиальной основе в соответствии с утвержденными тарифными разрядами (от 2 до 8). Результат труда рабочего можно «пощупать руками», точно измерить и посчитать.

Служащие – это сотрудники, выполняющие работу нефизического характера, для занятия которой необходима профессиональная подготовка разных уровней (ее получают в ссузах и вузах, на курсах). Заняты такие работники в самых разных сферах экономики:

За свою работу они получают вознаграждение в виде должностного оклада, предусмотренного законодательством, а также дополнительных надбавок и премий. Результат труда служащих, как правило, нельзя точно измерить, его можно только оценить теоретически и довольно субъективно, принимая в расчет успехи подразделения (организации) или качество выполнения какой-то задачи.

Рабочие в основном трудятся в цехах предприятий, на строительных площадках, в поле, на кухне, в шахтах, животноводческих фермах и т. д. Служащие выполняют свои задачи в офисах, аудиториях, классах, больничных палатах. На производстве они в основном исполняют руководящие и контролирующие функции.

Профессии категории «служащие»

Уточним: формулировка «профессии служащих» не совсем корректна, правильнее говорить о должностях – именно такая дифференциация принята в официальном классификаторе.

В любом случае Перечень профессий служащих очень широк. При этом все должности делятся на три основные категории:

  • Руководители. Это те, кого сейчас принято называть топ-менеджерами: директора, начальники, заведующие, управляющие и их заместители. Кроме того, в эту группу входят главные специалисты по отдельным направлениям: главный экономист, главный агроном, главный инженер, а также государственные инспектора.
  • Специалисты. Это сотрудники, занимающиеся экономической, инженерно-технической и другой деятельностью. Например, механики, администраторы, редакторы, юристы, преподаватели, психологи, бухгалтеры. Также в эту подгруппу причисляют их ассистентов и помощников.
  • Линейные сотрудники. Это представители разных профессий, которые занимаются хозяйственным обслуживанием, контролем и учетом, подготовкой документов и отчетов. К этой категории относятся кассиры, архивариусы, деловоды, табельщики, секретари, дежурные, коменданты и др.

Служащими считаются и работники государственных или муниципальных органов (чиновники в общепринятом понимании). Основная задача госслужащего – это обеспечение соблюдения Конституции и законов Российской Федерации, ее субъектов, а также защита интересов и прав граждан.

Следует отдельно отметить и специальные структуры, выполняющие стратегически важные для страны задачи. В первую очередь, речь идет о Вооруженных силах и военизированных организациях (полиция, МЧС). Основную массу сотрудников там составляют служащие.

На каких специальностях и где лучше учиться

Рабочие профессии получают в средних специальных учебных заведениях (ссузах) – техникумах и колледжах – или в учебных центрах. Служащим (руководителям и специалистам) нужна более высокая квалификация и, соответственно, высшее образование. В принципе после учебы по любому направлению в вузе выпускник приходит на предприятия, в организации и компании на одну из должностей служащих. Работать можно по специальности, указанной в дипломе, либо устроиться на госслужбу, где на многих должностях достаточно иметь любое высшее образование.

Поступать можно в университет любого профиля: гуманитарный, технический или классический. Для этого необходимо сдавать обязательные ЕГЭ по русскому языку и математике, а также по предметам, имеющим отношение к будущей специальности (история, биология, химия, обществознание, физика и др.). В колледжи берут по конкурсу школьных аттестатов за 9 или 11 класс.

Кому подходит

Рабочие профессии больше подходят людям, которые имеют склонность к выполнению тех или иных работ руками. В служащие идут те, кому больше нравится умственный или творческий труд без физических нагрузок. В целом, от сотрудников на службе требуются такие личные качества:

  • высокая квалификация в своей сфере деятельности;
  • знание законодательства и отраслевых подзаконных актов;
  • ответственность;
  • аналитический склад ума;
  • склонность к новаторству и рационализаторству;
  • общая эрудированность;
  • умение принимать правильные и своевременные решения.

Поскольку многие служащие выполняют руководящие функции, им не помешают организаторские способности, знание трудового законодательства, норм охраны труда и противопожарной безопасности.

Сколько получают

Заработная плата зависит от региона, организации, должности, квалификации и трудового стажа. Например, в одном и том же банке оплата труда служащих может отличаться в несколько раз (самый низкооплачиваемый – охранник, на противоположном полюсе – руководитель направления, директор). На государственной службе чиновникам высшего ранга платят больше, чем во многих отраслях экономики.

Еще десяток лет назад служащие получали в целом больше рабочих, сейчас же ситуация начинает меняться. Высококвалифицированные рабочие в дефиците, поэтому работодатели готовы платить сварщику, экскаваторщику, токарю или промышленному альпинисту, гораздо больше, чем рядовому офисному сотруднику. Кроме того, рабочие часто трудятся вахтовым методом в отдаленных регионах, где при расчете зарплат применяются специальные «северные» надбавки.

Как построить карьеру

С точки зрения продвижения по карьерной лестнице у служащих больше вариантов. Имея высшее образование и показав себя ценным сотрудником, можно претендовать на руководящие должности в компании или на производственном предприятии. Рост рабочего чаще всего ограничивается повышением квалификационного разряда, а чтобы сделать карьеру, нужно поступать в вуз.

Перспективы профессий служащих

В быстро меняющемся современном мире профессии постоянно появляются и исчезают. Человеку, который думает о своем будущем, необходимо искать специальность, которая будет актуальна на рынке труда в течение длительного времени (учитель, строитель или фармацевт, например).

Один из современных трендов – это профессии на стыке, казалось бы, несовместимого – своего рода гуманитарные технологи или технологичные гуманитарии. К таким новым специальностям относятся:

  • системный биотехнолог – специалист по замене морально и технически устаревших решений в разных отраслях новыми биотехнологичными продуктами. К примеру, он поможет транспортным компаниям перестроиться на работу на биотопливе вместо дизельного горючего, а строительным – заменить бетон и цемент инновационными биоматериалами;
  • архитектор медоборудования – специалист одновременно в области инженерной и компьютерной графики, электроники, материаловедения, обладающий развитым пространственным мышлением, разбирающийся в анатомии и физиологии человека, биосовместимости материалов и приборов, к тому же эксперт по медицинской и технической безопасности;
  • оператор кросс-логистики – профессионал, в обязанности которого входит разработка оптимального способа перевозки людей и доставки грузов разными видами транспорта. Также одна из его задач – перераспределений нагрузки на транспортные сети;
  • IT-проповедник – специалист, к религии никакого отношения не имеющий. Его задача состоит в общении с потенциальными конечными пользователями IT-продуктов и продвижению новых цифровых решений среди тех, кто консервативно настроен и скептически относится к передовым технологиям.

Поэтому при наличии соответствующих способностей стоит получить высшее образование по нескольким профилям – новые профессии пока еще только формируются, но уже в ближайшие годы остро потребуются кросс-функциональные специалисты, способные работать на должностях служащих «нового поколения», а офисный планктон, перекладывающий бумажки с места на место, отправится в утиль (или на переквалификацию).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *