Уголок потребителя в магазине

Уголок потребителя в магазине

Содержание

Разъяснения по оформлению «уголка потребителя»

В Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области поступают многочисленные обращения индивидуальных предпринимателей и руководителей хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Ульяновской области, по поводу понуждения какой-то организации приобрести у них на возмездной основе литературу для оформления «Уголка потребителя» и дальнейшего его технического обслуживания. Мотивировкой такого понуждения служит ссылка, что такое требование будет предъявлять Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области при проведении внеплановых проверок соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей.

Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области в связи со сказанным представляет следующие разъяснения, касающиеся общей информации, представляемой потребителям в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1).

Такое понятие, как «Уголок потребителя», в действующем законодательстве отсутствует. Вместе с тем, ряд нормативно-правовых актов предусматривает доведение до сведения потребителей в наглядной и доступной форме определенной информации. Законы и Правила, регламентирующие определённые виды деятельности, содержат объем доводимой информации из числа обязательной, призванной обеспечить потребителю правильный выбор товаров (услуг) до заключения соответствующего договора.

Информация должна быть размещена в удобных для ознакомления местах по выбору хозяйствующего субъекта и оформлена в любом виде – стенд, уголок потребителя или в ином виде.

Требования к информации, предъявляемые Законом № 2300-1

Реализуемое в рамках взаимосвязанных императивных положений статей 8-10 Закона № 2300-1 право потребителей на информацию о товарах (услугах) предполагает его практическое обеспечение в первую очередь на преддоговорной стадии соответствующих правоотношений. Объем доводимой информации из числа обязательной должен быть необходимым и достоверным, призванным обеспечить потребителю правильный выбор товаров (услуг) до заключения соответствующего договора.

В соответствии с требованиями статьи 8 Закона № 2300-1 потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Статьёй 9 Закона № 2300-1 установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец), обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Изготовитель (исполнитель, продавец) — индивидуальный предприниматель — должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.

Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 10 Закона № 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 10 Закона № 2300-1 предусмотрено, что информация о товарах (работах, услугах), в обязательном порядке должна содержать:

— наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

— сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;

— цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;

— гарантийный срок, если он установлен;

— правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

— информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

— срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

— адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;

— информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона;

— информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

— указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);

— указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

При этом данная норма не содержит каких-либо специальных требований к порядку предоставления информации при заключении договора.

Одновременно положениями статьи 12 Закона № 2300-1 установлена ответственность исполнителя услуг за нарушения прав потребителей на информацию, в соответствии с которыми порядок наступления такой ответственности установлен корреспондирующими положениями.

Закон № 2300-1 не содержит прямых указаний о том, что его положения должны быть доведены до сведения потребителей в наглядной и доступной форме, но наличие в предприятии текста Закона № 2300-1 в ряде случаев может помочь урегулировать сложившуюся спорную ситуацию.

Предприниматель (организация) может довести до сведения потребителей и любую иную информацию (например, рекламного характера), не противоречащую действующему законодательству.

Требования к информации для покупателей установлены Законами и Правилами, регулирующими определённые виды торговой деятельности — продажи отдельных видов товаров, комиссионной торговли непродовольственными товарами, продажи товаров дистанционным способом, продажи товаров по образцам, и иными нормативными документами.

Требования к информации для потребителей (клиентов) установлены Законами и Правилами, регулирующими определённые виды деятельности по оказанию услуг населению – бытовых, гостиничных, медицинских, косметических и косметологических, финансовых, образовательных, жилищно-коммунальных, услуг автостоянок, услуг по ремонту автотранспортных средств, услуг связи, зрелищных услуг, услуг общественного питания, транспортных, туристических и прочих видов услуг.

Дополнительно к перечню информации, определенной Законом № 2300-1, продавец (исполнитель), если это требование содержат нормативные документы, регламентирующие деятельность, обязаны иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию. Прямых указаний о том, что книга отзывов и предложений должна храниться в доступном для потребителей месте, нет. Данная книга предъявляется по требованию потребителя.

Правила продажи товаров и оказания услуг в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей (клиентов).

Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах (работах), которая в обязательном порядке должна содержать: перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления; обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги (работы); сроки оказания услуг (выполнения работ); данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), если эти данные имеют значение, исходя из характера услуги (работы); сведения о лицах, оказывающих услугу, их квалификации и сертификации (при оказании платных медицинских услуг); гарантийные сроки, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота; цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также на используемые при этом материалы, запасные части и фурнитуру исполнителя (обозначенные на их образцах) и сведения о порядке и форме оплаты; сведения о подтверждении соответствия услуг (работ) установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, его выдавший, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование исполнителя, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).

Исполнитель обязан предоставлять потребителю для ознакомления адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, если такое подразделение имеется; образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг (выполнении работ); образцы (модели) изготавливаемых изделий, альбомы и журналы с моделями изделий и т.п.; перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с нормативно-правовыми актами в аптечной организации в удобных для ознакомления местах торгового зала должна быть размещена информация о правилах отпуска лекарственных препаратов и другая информация.

Помощь в подстраховке

Верно и грамотно оформленная информация в вашем предприятии поможет вам не только вовремя информировать вашего потребителя, но и при наличии спорных моментов вы сможете сослаться на информацию, присутствующую в предприятии.

Между тем вполне очевидно, что возможный список документов для потребителей настолько обширен, что всю информацию зачастую в общедоступное место поместить просто не представляется возможным. Кроме того, невозможно спрогнозировать все потенциальные информационные поводы и ситуации с потребителями, впоследствии обернувшиеся конфликтными ситуациями в предпринимательской деятельности.

Подведем итог: какой бы формальностью не виделась предпринимателю (организации) представляемая информация, но именно она может стать решающим инструментом для разрешения сложных ситуаций. Размещая важную и полезную информацию, вы защитите себя и от претензий контролирующих органов, и от возможных конфликтов с потребителями.

Дополнительно сообщаем, что согласно Положению об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, утверждённому приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012 года № 703, основными задачами Управления являются: организация и осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка. Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области вправе применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера только по вопросам, отнесенным к его компетенции.

При этом пресечение фактов нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности осуществляется Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области исключительно в порядке, определенном соответствующими императивными правовыми нормами.

Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов Российской Федерации, в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) от 16 июля 2012 № 764.

Предметом федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей является соблюдение изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, а также соответствие товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 40 Закона № 2300-1 и пункт 5 Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 года № 412 (далее – Положение № 412)).

В любом случае, к отношениям, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора) будут применяться положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294), установившего исчерпывающий перечень оснований организации и проведения плановых и внеплановых проверок (статьи 9 и 10 Федерального закона № 294, пункт 6 Положения № 412).

Так, в соответствии с частью 1 статьи 9 и часть 1 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ предметом плановой и внеплановой проверки на предмет выполнения требований законодательства в области защиты прав потребителей является соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований.

При этом основанием для проведения внеплановой проверки могут являться обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах возникновения угрозы причинения вреда или причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также о фактах нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Дополнительно сообщаем, что Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области не осуществляет деятельность по распространению какой-либо литературы, тем более на возмездной основе, для оформления «Уголка потребителя».

Уголок потребителя

Ни в одном из российских нормативных актов не содержится ни такого понятия, ни единых требований по стандартному наполнению специального информационного стенда. При этом никто не отрицает, что требования компетентных контролирующих органов относительно ознакомления покупателей с определённой информацией должны беспрекословно выполняться.

Что это такое

Каждому потребителю собственник предприятия обязан предоставить беспрепятственный доступ к размещённой в удобном месте конструкции (стенду, стеллажу, уголку и т.п.) с базовыми информационными материалами. Они должны включать сведения:

  • об организации, оказывающей услуги;
  • о направлениях и особенностях её деятельности;
  • о разрешительной документации;
  • относящиеся к контактным данным контрольно-надзорных органов и служб экстренного вызова;
  • о том, как защищаются интересы потребителей.

Правовая основа

Необходимость для предприятий сферы торговли и услуг обзавестись информационным уголком вытекает из требований ст. 8 ФЗ № 2300-1 относительно удовлетворения права покупателей получать достоверные сведения о товарах (услугах) и тех, кто их производит (предоставляет). В п. 2 прямо высказано указание придать этим сведениям наглядность и доступность.

Какого рода данные следует донести до потребителя указано:

  • в ст. 9 – относительно продавца товаров, исполнителя услуг, изготовителя продукции;
  • в ст. 10 – о продукции, работах или услугах, которые предлагаются клиентам.

Оформляя справочный уголок, нужно принимать во внимание также требования, выдвигаемые в правительственных постановлениях:

  • № 55, принятом в 1998 году – им регулируются правила, по которым необходимо продавать товары;
  • № 1036 за 1997 год – им регламентируется предоставление услуг, относящихся к общественному питанию.

Из предписаний, которые выдвигаются к наполнению информационного стенда для предприятий розничной торговли и сервиса, в первую очередь, следует обратиться к выдвинутым основным контролирующим органом – Роспотребнадзором.

Кто должен иметь стенд — уголок потребителя?

Какой бы ни была организационно-правовая форма предприятия (ООО или ИП, АО или производственный кооператив), оно обязывается обеспечивать потребителю доступ к справочной информации, если занимается:

  • производством продукции;
  • реализацией изделий;
  • предоставлением услуг.

Каждому предпринимателю, высказывающему недовольство необходимостью потратиться на создании уголка потребителя, стоит помнить благодаря кому он получает доходы. Поэтому необходимо приложить усилия, чтобы справочный стенд способствовал их приумножению.

Рациональное оформление потребительского справочного стенда позволит не только окупить не столь уж и значительные расходы на него, но и поспособствовать развитию бизнеса:

  • избавит от чрезмерной назойливости со стороны представителей контрольно-надзорных органов и поможет сэкономить на выписываемых ими штрафах;
  • предотвратит возникновение конфликтных ситуаций с покупателями, некоторые из которых всегда готовы найти повод для недовольства, что отпугивает других клиентов;
  • наглядно продемонстрирует высокий уровень предоставляемого потребителям обслуживания;
  • поспособствует привлечению новых клиентов, не сомневающихся, что именно здесь получат достоверные исчерпывающие данные о том или ином товаре (услуге);
  • позволит наладить обратную связь с потребителями, так как станет видно, что их больше заинтересовало в представленных материалах.

Что должно быть в уголке потребителя

Многими предпринимателями высказывается пожелание, чтобы уголок покупателя оформлялся и наполнялся в соответствии с едиными требованиями, сведёнными в какой-то общий стандартный документ. Однако пока такого регламентирующего деятельность российских бизнесменов унифицированного предписания не создано, им предлагают руководствоваться предписаниями более общего характера.

В упрощённом виде всю документацию, которую предлагается выставить на информационном стенде, предназначенном покупателям, можно разделить на две группы:

  1. Обязательную.
  2. Дополнительную.

Список обязательных документов

В обязательном порядке справочный уголок должен содержать:

  • нотариально заверенные (желательно, в цвете) копии государственной регистрации, лицензии и заключения местного представителя санитарно-эпидемиологического надзора;
  • тексты нормативных актов – ФЗ № 2300-1, правительственных постановлений № 55 или № 1036, выдержку из КоАП (ст. 5.14);
  • наименования и реквизиты (адреса и телефоны) контролирующих структур;
  • журнал, в котором фиксируются показания по итогам проведённых проверок;
  • сведения о режиме работы.

Перечень дополнительных документов

Помимо основной документации на справочном стенде для покупателей должны находиться материалы, позволяющие ознакомиться с требованиями и связаться с представителями компетентных служб. Особые споры вызывает такой предмет, как книга жалоб и предложений. Её зачастую относят даже к обязательной документации. Отдельные предприниматели помещают жалобную книгу среди справочных материалов для покупателей. Хотя общее требование состоит в том, чтобы она была доступна для быстрого предоставления по требованию, не более. Поэтому можно и не выставлять её на информационном стенде, но держать всё-таки где-то в непосредственной близости от него, прошитой и с пронумерованными листами.

В дополнительную информацию справочного характера для потребителей принято включение:

  • чёткого плана, в соответствии с которым нужно эвакуироваться из здания (помещения) при возникновении форс-мажорной ситуации;
  • инструкций по пожарной безопасности;
  • санитарно-эпидемиологических правил, относящихся к деятельности предприятия;
  • перечня оказываемых услуг;
  • особенностей обслуживания представителей льготных социальных групп;
  • особых пояснений запретительного или рекомендательного характера, связанных с направлением деятельности предприятия. К примеру, относительно отпуска алкогольной и/или табачной продукции несовершеннолетним;
  • номеров телефонов, по которым экстренно вызываются полиция, МЧС и т.д.;
  • контактных данных контрольно-надзорных органов и территориальных структур, защищающих потребительские права для оформления адресованной претензии, жалобы.

Требования, выдвигаемые со стороны представителей компетентных государственных органов к наполнению дополнительной документацией потребительского справочного уголка представляются более размытыми, чем в отношении основных материалов.

Отбирая дополнительное информационное наполнение потребительского стенда, стоит, в первую очередь, ориентироваться на специфику деятельности предприятия, исходить из того, какого рода услуги предоставляются. Это подскажет какими материалами надлежит насытить справочный уголок.

Уголок покупателя в аптеке

До издания в 2014 году Минздравом приказа за № 1Н аптечный информационный стенд наполнялся материалами в соответствии с требованиями Правил, регламентирующих отпуск (реализацию) лекарств. Они были установлены в 2003-м приказом Минздрава № 80. Но его приказом № 1 признали утратившим силу, не предложив взамен схожих предписаний в отношении справочного покупательского уголка для аптек.

Поэтому материалы для него подбираются, прежде всего, на основании норм, содержащихся в:

  • федеральных законах № 2300-1 и № 61, которым регламентируется обращение лекарств;
  • Правилах, установленных правительственным постановлением № 55.

Специфика аптечной деятельности предусматривает предоставление покупателям сведений, относящихся к:

  • лицензированию;
  • услугам, условиям и формам их предоставления, ценам на них;
  • установленным производителями предельных отпускных цен на лекарственные препараты, сгруппированных в соответствии с международными непатентованными наименованиями.

Уголок покупателя в магазине

Чтобы составить относительно точный список документов, которые надлежит поместить в потребительский уголок магазина, ведущего розничную торговлю, надлежит обратиться к Правилам, принятым правительственным постановлением № 55.

Клиент, заинтересовавшийся информационными данными, вправе получить сведения относительно:

  • аккредитации, лицензирования, регистрации, режима работы предприятия;
  • контактных данных структур, с которыми можно связаться, обнаружив какие-то нарушения или столкнувшись с чрезвычайной ситуацией.

Всё наполнение информационного покупательского стенда в магазине можно представить состоящим из четырёх групп:

  1. Нормативной (ФЗ № 2300-1, Правила торговли, установленные правительственным постановлением № 55, другие подзаконные нормативные акты).
  2. Санитарной (санитарно-эпидемиологические правила и заключение об их соблюдении);
  3. Данных о субъекте предпринимательской деятельности.
  4. Дополнительной (контактные данные контрольно-надзорных структур, телефоны для экстренного вызова, сведения об особенностях определённой продукции и обслуживании представителей льготных социальных категорий).

Особое место на стенде должно быть отведено информации, связанной с реализацией алкогольных напитков, если магазин осуществляет такую деятельность. Необходимо наличие:

  • копии соответствующей лицензии;
  • прайс-листа;
  • условий продажи;
  • копий сертификатов;
  • данных о производителе, объёме тары, энергетической ценности и составе алкогольного продукта;
  • напоминания о противопоказаниях.

Уголок покупателя в баре, кафе, ресторане

При подборе информации для потребительского уголка субъекты предпринимательской деятельности, предоставляющие услуги в сфере общественного питания руководствуются предписаниями, изложенными в Правилах, принятых правительственным постановлением № 1036. Второй раздел Правил собственно посвящён информации об услугах.

Посетителю должна быть предоставлена возможность почерпнуть сведения о предоставляемых заведением услугах, в том числе, вне зала обслуживания для совершения выбора из:

  • меню;
  • прейскуранта;
  • условий обслуживания.

Причём, предоставляемые данные в отношении потребительских свойств, качества, условий приготовления должны быть, по возможности, исчерпывающими, не затрагивая коммерческой тайны.

Естественным представляется отображение информации, связанной с реализацией алкоголя и табачных изделий.

Что представляет собой уголок потребителя и зачем он нужен?

В соответствии со статьями 8-11 Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 () продавец или поставщик услуг обязан предоставлять своим покупателям или клиентам различные полезные сведения. В их числе — информация о себе как хозяйствующем субъекте, который осуществляет торговую или сервисную деятельность.

Существуют различные нормы, которые содержатся в нормативных актах, корреспондирующих с указанным Законом. В их числе — к примеру, постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025 (), устанавливающее правила бытового обслуживания граждан, обязательные к применению сервисными предприятиями. В правилах также перечислен ряд сведений, которые хозяйствующий субъект обязан предоставлять посетителям. Формулировка о доведении до потребителя «информации о продавце» также содержится в Законе о торговле — от 28.12.2009 № 381-ФЗ (правда практически без конкретизации) — .

Та информация, что требуется по Закону о защите прав потребителей (и корреспондирующими с ним нормативными актами), должна быть доведена до покупателя в наглядном и доступном виде, а также размещена в удобном для ознакомления с ней месте.

Действующие нормативные акты не устанавливают определенных характеристик такого места — главное, чтобы оно по существу соответствовало основным критериям — доступности расположения и удобства ознакомления с представленными сведениями.

Неофициально место с информацией о продавце или о поставщике услуг (и сопутствующими сведениями) именуется «уголком потребителя». Также распространены наименования «Информационый стенд», «Информация для потребителя». В данном случае важны не формулировки, а суть, содержание представленной информации.

Состав уголка потребителя, таким образом, определяется не столько на основании положений нормативных актов, сколько с учетом сложившейся практики в розничной торговле.

Однако, содержание нормативной базы в рассматриваемом случае изучить будет полезно. Ознакомимся с ней — на примере положений Закона № 2300-1 и постановления № 1025 подробнее.

Что должно быть в уголке потребителя: обзор законодательства

В Законе «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 сказано о том, что:

  1. Потребитель имеет право истребовать от поставщика товара или услуги достоверной информации о хозяйствующем субъекте, режиме его работы и тех товарах и услугах, которые он продает.

При этом, предполагается, что продавец не будет ждать, пока эти сведения покупатель фактически запросит: они должны быть опубликованы на всеобщее обозрение в наглядной и доступной форме «способами, принятыми в сфере обслуживания».

Та же самая обязанность установлена для «уполномоченных» хозяйствующих субъектов — тех, которые представляют интересы другого хозяйствующего субъекта и выполняют задачи по удовлетворению требований потребителя в случае выявления фактов продажи товаров ненадлежащего качества.

  1. Хозяйствующий субъект обязан доводить до своих потребителей исключительно наглядным способом — посредством размещения на вывеске, следующие сведения:
  • фирменное наименование хозяйствующего субъекта — при наличии;
  • место нахождения торгового предприятия;
  • режим работы магазина или сервиса.

Можно отметить, что все эти сведения — отражаемые на вывеске, в значительной степени дублируют те, что подлежат указанию в уголке потребителя. Поэтому, главная задача магазина — произвести соответствующее дублирование корректно. Данные на вывеске и в документации на стенде не должны разниться (расхождения могут появляться вследствие опечаток и иных ошибок — например, если перепутаны реквизиты разных ООО, у которых один хозяин).

  1. В число обязательных сведений, предоставляемых потребителю — то есть, по умолчанию размещаемых в уголке покупателя, входят:
  • информация о государственной регистрации хозяйствующего субъекта (и органе, который осуществил такую регистрацию — то есть, подразделении ФНС);
  • номера лицензий и иных документов (например, свидетельств), удостоверяющих государственную аккредитацию предприятия — если их наличие является обязательным условием легального осуществления хозяйствующим субъектом той деятельности, в рамках которой он взаимодействует с потребителем (указывается также срок действия лицензии либо свидетельства об аккредитации и сведения об органе, выдавшем документ).

В Законе также сказано о том, что указанные обязательные сведения доводятся до потребителя и в случае, если торговля ведется во временном помещении, на открытом воздухе, с лотков — и иными способами, отличными от ее ведения в стационарном помещении.

  1. Продавец или поставщик услуг обязаны предоставлять покупателю достоверные сведения о реализуемых товарах и услугах, чтобы обеспечить их правильный выбор.

Данный пункт относится, скорее, к выполнению продавцом обязательств по корректному документальному сопровождению реализуемых товаров. Но в некоторых случаях в дополнение к такому сопровождению различные типы сведений о товарах или услугах могут отражаться и в уголке потребителя.

  1. В случае, если представленная в необходимом перечне информация о реализуемом товаре либо услуге привела к возникновению у потребителя тех или иных убытков, то потребитель вправе истребовать от поставщика их компенсацию.

Правовые последствия возможны и в случае любых иных нарушений прав потребителей — ответственность за них поставщик несет в порядке, предусмотренной законом и договором. Возможно взыскание морального ущерба судом. Поэтому, к содержанию уголка потребителя хозяйствующий субъект должен отнестись очень внимательно.

Что касается постановления Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации», то в соответствии с ним продавец или поставщик услуг, оказываемых гражданам, обязаны:

  1. Довести до сведения посетителя — на вывеске:
  • фирменное наименование предприятия;
  • адрес и режим работы предприятия.
  1. Довести до сведения посетителя иными способами (то есть, как раз посредством размещения в уголке потребителя):
  • сведения о государственной регистрации с указанием наименования органа, который ее произвел;
  • в случае временного приостановления деятельности (например, в целях проведения ремонта) — сведения о длительности периода приостановки работ;
  • реквизиты лицензии и сведения о выдавшем ее органе — если вид оказываемых услуг лицензируется.
  1. Ознакомить посетителя (с использованием ресурсов уголка потребителя или иными способами, но первый можно считать общераспространенным):
  • с перечнем оказываемых услуг и способами их оказания;
  • со стандартами, которым должны соответствовать оказываемые услуги — если такие стандарты приняты;
  • со сроками оказания услуг;
  • со сведениями о лицах, что будут оказывать услугу — если это имеет значение с учетом характера оказываемой услуги;
  • с критериями установления гарантийных сроков на услугу — если они определены законом, договором или обусловлены традициями делового оборота;
  • с ценами на услуги (и материалы, что используются при их оказания);
  • с порядком и механизмами оплаты услуг;
  • со сведениями, удостоверяющими факт соответствия услуг тем или иным требованиям о соответствии — если такие требования установлены;
  • с текстом правил, установленных постановлением № 1025;
  • контактными данными муниципального органа, занимающегося защитой прав потребителей — если он учрежден;
  • с образцами договоров на оказание услуг;
  • с изображениями или моделями, по которым можно произвести оценку ожидаемых результатов оказания услуг;
  • с перечнями категорий граждан, которые могут получать льготы в рамках оказания услуг (и с перечнями самих льгот — установленных по услуге законодательством).

Те же самые правила устанавливаются для поставщиков услуг, оказывающих их вне стационарного объекта — например, если это услуги, оказываемые ремонтной бригадой на дому.

  1. Иметь книгу отзывов, предоставляемую потребителю по запросу.

Следует отметить, что торговое или сервисное предприятие по своему усмотрению может дополнять те данные, что обязательны по законодательству, иными — которые посчитает нужным представить, к примеру, исходя из практики взаимодействия с проверяющими органами. Как вариант, если на предприятие регулярно наведываются проверяющие из Росздравнадзора — то акцент можно уделить наличию на стенде материалов, отражающих факт соблюдения предприятием различных санитарных норм, что установлены для его вида деятельности.

Один из дискуссионных моментов, характеризующих законодательное регулирование сферы защиты прав потребителей — обязательность применения книги жалоб и предложений хозяйствующим субъектом, который ведет торговую деятельность. С услугами — все понятно, так как предписание об использовании такой книги постановление № 1025 содержит. Но в Законе № 2300-1 нет требований об обязательности предоставления книги (как и, к примеру, в Законе о торговле № 381-ФЗ).

Возникает вопрос — обязательно ли составление и предъявление покупателю такой книги в рознице?

Постараемся разобраться с этим.

Обязательна ли книга жалоб в розничной торговле?

Специфика российского законодательства заключается в его правопреемственности относительно тех норм, которые принимались еще при СССР. Многие советские нормативные акты, что были введены в действие очень давно, сохраняют юридическую силу до сих пор. В их числе — к примеру:

  • правила об отпусках НКТ СССР 30.04.1930 № 169 ();
  • правила применения векселей, утвержденные постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 07.08.1937 № 104/1341 ().

К числу действующих советских нормативных актов относится и тот, которым утверждена форма книги жалоб и предложений — приказ Министерства торговли РСФСР от 28.09.1973 № 346 «Об утверждении Инструкции о Книге жалоб и предложений в предприятиях розничной торговли и общественного питания» — . Там сказано, что все предприятия розницы и общепита обязаны применять данную книгу.

Соответственно, делаем однозначный вывод о том, что в силу сохранения приказом № 346 юридической силы, продавцы должны предоставлять покупателям книгу жалоб и предложений. В приказе не сказано, что книга должна быть обязательно предоставлена в спектре сведений, подобных тем, что предоставляются покупателю в порядке, утвержденном Законом № 2300-1. Но по факту такое предоставление может быть реализовано одновременно с информированием потребителя по тем критериям, что определены указанным федеральным законом — хотя бы по аналогии с нормативами, установленными постановлением № 1025.

Ознакомимся теперь подробнее с тем, как может выглядеть типичный уголок потребителя, соответствующий требованиям законодательства, на современном российском торговом или сервисном предприятии, на практике.

Как оформить уголок покупателя и как он может выглядеть?

Итак, главные критерии расположения уголка потребителя — это удобство и доступность размещенной информации с точки зрения ознакомления с ней покупателем или клиентом. Общераспространенно использование в этих целях специальных информационных стендов, размещаемых на стене магазина (места оказания услуг) в непосредственной близости от основного входа. Обычно хватает даже одного такого стенда размером примерно 70 на 50 сантиметров.

В конструкции информационного стенда могут содержаться прозрачные пластиковые карманы (вкладки, файлики) для того, чтобы в них можно было размещать бумажные листы с требуемой информацией. Данную информацию можно условно разделить (исходя из классификации типов предоставляемых покупателю сведений по законодательству и с учетом сложившейся практики) на следующие несколько блоков:

  1. Общеотраслевой блок.

Здесь публикуются сведения, общие для любого хозяйствующего субъекта в сфере торговли или услуг — то есть, вне зависимости от того, в каком сегменте он ведет экономическую деятельность, что продает и для кого, и какие сервисы предоставляет.

К числу таких сведений относятся:

  • текст Закона «О защите прав потребителей» (желательно его также время от времени обновлять — если выходят новые редакции);
  • копии документов, удостоверяющих регистрацию хозяйствующего субъекта в ФНС;
  • сведения о юридическом и почтовом адресе хозяйствующего субъекта;
  • сведения о категориях граждан, которые обслуживаются вне очереди (этот пункт актуален для поставщиков услуг).

В блоке также могут быть размещены контакты вышестоящих организаций — если торговое или сервисное предприятие входит в холдинг.

  1. Профильный блок.

Его содержание определяется, в свою очередь, исходя из конкретного вида экономической деятельности торгового или сервисного предприятия. Как правило, в состав данного блока входят:

  • копии различных лицензий — если они нужны для ведения торговли чем-либо (например, фармацевтической продукцией) или оказания определенных услуг (например, медицинских);
  • копии нормативных актов, регулирующих ту сферу торговли или сервиса, в которой ведет деятельность предприятие (например, это может быть то же постановление № 1025 — для сервисного предприятия);
  • в случае, если предприятие оказывает услуги — их перечень и цены;
  • сведения об ограничениях в продажах тех или иных видов продукции (например, алкогольных и табачных изделий несовершеннолетним гражданам);
  • сведения о санитарно-эпидемиологических нормах, которые установлены для вида деятельности, что осуществляет торговое или сервисное предприятие (и о принимаемых предприятием мерах на соблюдение эти нормы — например, в виде копий договоров с внешними поставщиками услуг на обработку помещения) — как раз на тот случай, если придут проверяющие.

В случае, если речь идет об отражении сведений, связанных с лицензированием деятельности магазина, то в перечне таких сведений должны быть представлены:

  • наименование вида деятельности продавца и его код по ОКВЭД;
  • непосредственно номер лицензии — показанный в свидетельстве;
  • сведения о сроке действия лицензии;
  • информацию об органе власти, который выдал лицензию.

Уместно разместить и копию самой лицензии на стенде.

Сервисным предприятием дополнительно могут публиковаться:

  • бланки типовых договоров, заключаемых на оказание услуг;
  • сведения о работниках, которые будут оказывать услуги (в тех случаях, когда это уместно, могут указываться данные документов, удостоверяющих их квалификацию — например, если предприятие оказывает медицинские и иные требующие особых навыков услуги).

Если розничная организация осуществляет деятельность в фармацевтическом сегменте, то на стенде в уголке потребителя могут быть размещены сведения о предельных розничных ценах на те или иные лекарственные препараты.

  1. Блок защиты интересов и обеспечения безопасности потребителя.

Здесь чаще всего располагаются:

  • книга жалоб и предложений;
  • контактные данные органов государственной власти, которые ответственны за обеспечение соблюдения прав потребителей в торговле и услугах (Роспотребнадзор, МВД, отдел городской администрации, отвечающий за потребительский рынок, общественные объединения).

Важно разместить здесь — или на соседнем стенде, план пожарной эвакуации, а также общий алгоритм действий, которые необходимо предпринимать людям, находящимся в магазине, в экстренной ситуации. Обязательно должны присутствовать телефоны экстренных служб — которые может потребоваться вызвать из магазина или вне его.

Как мы уже знаем, в законодательстве нет норм, которые бы однозначно предписывали торговым и сервисным предприятиям размещать жалобную книгу именно в уголке потребителя. Поэтому, многие фирмы предпочитают этого не делать, и предъявлять книгу только по требованию посетителя. Это может быть оправдано с точки зрения обеспечения сохранности документа: если информационный стенд расположен в проходимом месте, то посетители могут нечаянно задевать его и заодно книгу, что может привести к ее повреждению.

  1. Коммерческий (рекламный) блок.

В нем могут отражаться сведения:

  • об особенностях продажи отдельных товаров и услуг (например, с использованием персональных дисконтных карт клиентом);
  • о скидках и акциях, проводимых на регулярной основе или внепланово.

Рассматриваемый блок — в числе тех, в которых на усмотрение самого торгового предприятия могут быть опубликованы в принципе любые полезные с точки зрения бизнеса сведения. Главное, чтобы они не противоречили законодательству по своему содержанию (например, не нарушали законов о рекламе, о конкуренции, о государственной и коммерческой тайне, о защите персональных данных).

  1. Организационный блок.

Здесь могут отражаться, в принципе, любые данные, касающиеся организации работы торгового или сервисного предприятия. Например — те же сведения о плановом его закрытии на ремонт или на ревизию.

В случае, если магазин осуществляет деятельность на территории национальной республики, то имеет смысл продублировать информационный стенд на языке титульной нации (собственно, это даже рекомендовано на уровне законодательства). А если значительная часть контингента покупателей — иностранцы (например, если магазин расположен в аэропорту, или на Транссибе), то и на английском языке тоже. Это поспособствует поддержанию лояльности потребителей.

Штрафы за отсутствие уголка потребителя или необходимой в нем информации

Если магазин не обеспечит наличие уголка потребителя (либо обустроит его, не обеспечив соответствия уголка требованиям законодательства), то проверяющие органы могут применить к нему санкции на основании пункта 1 статьи 14.8 КоАП РФ () — в виде:

  • штрафа в размере 500-1000 рублей (выписывается на ИП, владеющего магазином, или на должностное лицо, работающее в магазине, который учрежден как юрлицо);
  • штрафа в размере 5000 — 10 000 рублей (выписывается на магазин как на юрлицо).

Если у владельца магазина есть сомнения по поводу того, включать или не включать какую-либо информацию, прямо или косвенно относящуюся к вышеуказанным категориям — то лучше перестраховаться и включить ее. Это снизит вероятность получения штрафа, а то и вовсе позволит избежать его.

Кроме того, законом предусмотрен отдельный штраф за отсутствие жалобной книги — как мы уже знаем, ее предъявление покупателю обязательно по закону. При этом, штраф может быть представлен сразу в нескольких разновидностях — в зависимости от характеристик нарушения.

В случае, если в магазине в принципе нет жалобной книги, то Роспотребнадзор, выявив данный факт, вправе применить к предприятию санкции по ст. 14.5 КоАП РФ () — представленные штрафами:

  • в 1500 — 2000 рублей (для рядовых граждан);
  • в 3000 — 4000 рублей (для должностных лиц и ИП);
  • в 30 000 — 40 000 рублей (для организаций).

Если покупателю представлена жалобная книга, в которой удалены страницы, или если она явно не соответствует общераспространенному формату (утвержденному приказом № 346), то Роспотребнадзор, рассмотрев случай по существу, может вменить магазину нарушение, связанное с обманом потребителя. Как следствие — применить к магазину санкции по ст. 14.7 КоАП РФ () — в виде штрафа:

  • 3000-5000 рублей (на рядовых граждан);
  • 10 000 — 30 000 рублей (на ИП и должностных лиц);
  • 20 000 — 50 000 рублей (на юридических лиц).

Отметим, что пунктом 2 статьи 14.7 КоАП РФ предусмотрен огромный штраф — до 500 000 рублей на юридических лиц (и не маленькие штрафы для ИП) за введение потребителей в заблуждение касательно потребительских качества товара или услуги. В свою очередь, в силу специфики торговой деятельности разъяснения по потребительским качествам может быть уместно публиковать как раз на стенде в уголке потребителя. По крайней мере — уместно дублировать, даже если где-то аналогичная информация уже есть — чтобы точно не попасть на штраф.

Законодательство, или зачем нужен Уголок покупателя в розничной торговле для ИП или ООО

Клиент магазина, бара, ресторана или парикмахерской должен иметь доступ к информацию о предпринимателе, компании, которые его обслуживают. Так, должны быть доступны основные законодательные документы и жалобная книга.

Необходимость разместить перечень документов в уголке покупателя в розничной торговле для ИП и ООО прописана законе “О защите прав потребителей”, статье 495 Гражданского кодекса и в правительственном Постановлении №55.

Термины “уголок покупателя”, “уголок информации” там не используются, однако указано, что клиенты должны иметь возможность узнать основные сведения, связанные с продажами или оказанием услуг.

Например, согласно ГК РФ, если покупателю не представлена основная информация о товаре, покупатель вправе “в разумный срок” отказаться от покупки и вернуть товар.

Вести учет возврата товара, анализировать продажи поможет программа для автоматизации магазина Бизнес.Ру. Анализируйте рентабельность, управляйте закупками на основе динамики продаж, ведите полноценный складской учет и удаленно контролируйте работу розничной точки в режиме реального времени.

Профессиональная автоматизация товароучета в рознице. Наведите порядок в вашем магазине

Возьмите под контроль продажи и отслеживайте показатели по кассирам, точкам и организациям в реальном времени из любого удобного места, где есть интернет. Формируйте потребности точек и закуп товаров в 3 клика, печатайте этикетки и ценники со штрих кодом упрощая жизнь себе и своим сотрудникам. Формируйте базу клиентов с помощью готовой системы лояльности, используйте гибкую систему скидок для привлечения клиентов в не пиковые часы. Работайте как большой магазин, но без затрат на специалистов и серверное оборудование уже сегодня, начиная зарабатывать больше уже завтра.

Попробовать профессиональный товароучет бесплатно >>

Таким образом, размещение всего перечня документов в уголке покупателя в розничной торговле дает ИП или ООО возможность вести свою деятельность без страха получить штраф от Роспотребнадзора.

Как разъяснили сотрудники ведомства несколько лет назад, не обязательно делать “Уголок потребителя” в виде стенда. Можно, например, завести красивую папку с информацией, и положить в свободном доступе.

Отметим, что потребитель привык к оформлению информации о магазине или ресторане на стенде. Поэтому эксперты советуют сделать именно стенд, если позволяет площадь помещения.

Стенд:

  • придает более солидный вид магазину;

  • уменьшает количество вопросов от клиентов.

Бывает, что клиенты спрашивают “Жалобную книгу”, столкнувшись с резким ответом со стороны кассира или обнаружив несоответствие ценников. Если книга для жалоб на персонал находится в шаговой доступности, ее видно на стенде, то не каждый клиент исполняет свою угрозу.

В случае, если “Жалобную книгу” долго ищут, а потом выносят оттуда-то из подсобки, это злит покупателя, и тот с большей вероятностью оставит там запись, а потом решит еще пожаловаться в Роспотребнадзор.

Уголок потребителя: перечень документов для розничной торговли в 2019 году

Документы для потребителя можно разделить на три категории.

  1. Сведения о продавце или ИП (ООО), оказывающем услуги. Это требуют следующие нормативные акты:

По сути, речь в официальных актах сводится к двум категориям информации:

  • о госрегистрации ИП (ООО), название органа, выдавшего этот документ (ксерокопия документа о госрегистрации);

  • о том, чем занят ИП (ООО), нужно ли для этого лицензирование или госаккредитация (ксерокопия лицензии или свидетельства о госаккредитации при наличии).

2. Законы и другие нормативные документы в сфере защиты потребителя. Для розничного магазина или кафе это будут правила, связанные с продажей товаров или предоставления услуг общепита. Это следующие документы:

3. Группа документов и иная информация, которая зависит от вида товаров или услуг, предоставляемых ИП или ООО. В том числе:

  • “жалобная книга”;

  • сведения и телефоны различных служб города, связанных с защитой прав потребителей (в том числе Роспотребнадзора);

  • журнал для фиксации сведений о проверках помещения службами;

  • как магазин или точка предоставления услуг обслуживает льготные категории граждан.

Также необходимо, если организация или ИП занимается продажей товара на развес, чтобы в зоне доступности покупателя были весы для проверки правильности измерения.

Все это указано в следующих документах:

У некоторых регионах (например, в Москве) законодательные акты требуют размещать в Уголке номера для вызова экстренных служб (например, 01 или 112), а также информацию об участковом оперуполномоченном.

Автоматизировать все рабочие процессы в магазине поможет сервис Бизнес.Ру. Он позволяет управлять закупками и ценами на товары, в несколько кликов составлять финансовые отчеты, с легкость проводить инвентаризацию и повышать эффективность работы сотрудников. Попробуйте все возможности сервиса для магазина от Бизнес.Ру бесплатно>>>

Уголок в кафе или ресторане

Отличается ли чем-то документы для “Уголка потребителя” в кафе от традиционного списка?

Практически нет. На общепит распространяются закон в сфере защиты прав потребителя также, как и на магазин. Однако брошюру “Правила торговли” (Постановление 55) надо заменить на “Правила оказания услуг общепита” (Постановление 1036).

Уголок покупателя в магазине с алкоголем

Если вы планируете устанавливать доску с информацией для клиентов в магазине, торгующем алкоголем, то помимо общего перечня должны быть:

  • правила реализации отдельных видов товаров;

  • лицензия на реализацию спиртных напитков;

  • памятка, что алкоголь не продается несовершеннолетним.

Также правила по продаже спиртных напитков указывают, что требуется в свободном доступе размещать информацию о сертификатах на алкоголь, производителях, об объеме реализуемых напитков и их составе. Также должна быть надпись о вреде чрезмерного употребления этой продукции.

Ответственность за отсутствие Уголка покупателя

Какое наказание предусмотрено, если ИП или ООО не успеет установить стенд или же подготовить все документы для Уголка покупателя до первой проверки?

Согласно правилам торговли, ИП или ООО обязан информировать клиентов в полном объеме. Если информация не предоставляется или предоставляется не полностью, то статье 14.5 КоАП ИП или ООО ждет два варианта санкций:

  • предупреждение;

  • штраф.

Предупреждение выписывается сотрудниками проверяющего ведомства, если в стенде не хватает какой-либо информации. В тексте есть срок, за который ИП или ООО должен исправить недочет.

Штраф накладывается, если Уголка потребителя в принципе не существует. Либо он установлен так, что покупатель не может ознакомиться с информацией. Например, вытащить документ из ячейки.

Также предпринимателя могут оштрафовать, если он совершил нарушение, связанное с информированием потребителя повторно. То есть если постановление было выписано, но ИП ничего не сделал, чтобы исправиться.

В таблице указаны возможные штрафы

Категория

Сумма штрафа, в рублях

Индивидуальный предприниматель

до 2000

Директор магазина (долж. лицо)

до 4000.

Фирма (ООО)

до 40000

Оформив стенд с информацией для покупателя, директор магазина может вздохнуть свободно и не бояться штрафов. Однако это не статичное “украшение” магазина. Регулярно выходят дополнения к законам, депутаты принимают региональные законодательные акты. Поэтому регулирующие органы советуют:

  • следить за новациями в области торговли и вносить изменения;

  • периодически заменять издания “Правила торговли” и “Закон о защите прав потребителя” на более новые, с изменениями и дополнениями.

Комплексная автоматизация торговли при минимуме затрат

Берем обычный компьютер, подключаем любой фискальный регистратор и устанавливаем приложение Бизнес Ру Касса. В итоге получаем экономичный аналог POS-терминала как в большом магазине со всеми его функциями. Заводим товары с ценами в облачный сервис Бизнес.Ру и начинаем работать. На все про все — максимум 1 час и 15-20 тыс. руб. за фискальный регистратор.

Попробовать бесплатно комплексную автоматизацию >>

Кто проверяет стенд «Уголок потребителя»

Наличие информации для потребителя проверяют сотрудники Роспотребнадзора.

Однако в магазин или заведение общепита может прийти специалист администрации района из отдела по защите прав потребителя. Он также имеет право делать замечание и выписать предупреждение.

Мошенничество с документацией и проверкой

В последнее время сотрудники Роспотребнадзора ежемесячно предупреждают об активизации мошенников, которые пугают предпринимателей проверками Уголка потребителя.

Повысьте эффективность работы магазина за 1 месяц

Сервис позволит повысить эффективность работы магазина за счет сокращения потерь товарных остатков, значительно ускорить процесс переоценок, печати ценников/этикеток, строго дисциплинировать работу кассира и ограничить его возможности при работе с скидками/продажами по свободной цене.

Повысить эффективность магазина бесплатно за 1 месяц >>

Описана такая схема:

  1. ИП получает звонок от якобы сотрудника Роспотребнадзора. Девушка на том конце провода объясняет, что в магазин скоро придет проверка ведомства. После этого спрашивает: есть ли те или иные документы для Уголка потребителя.

  2. При этом называются не обязательные, а дополнительные документы (чтобы наверняка услышать от предпринимателя или сотрудника магазина ответ “нет”). Например, требуется якобы расположить семь брошюр и обязательно с датой 2017 года.

  3. Девушка говорит, что документы изменились с 2017 года, предлагая приобрести полный комплект новых документов для информационного стенда за 2-3 тысячи рублей.

Сотрудники Роспотребнадзора отмечают, что на предложение не следует соглашаться. Наоборот, если предприниматель получил подобный звонок, то следует пожаловаться на мошенников в правоохранительные органы.

Стандартные требования к оформлению уголка покупателя

Ст. 8 Закона обязывает иметь информационный стенд все организации и предприятия, вне зависимости от их организационно-правовой формы, которые производят, реализуют продукт или занимаются оказанием услуг.

Где должен быть размещен стенд

Требований к размещению информационного щита немного: место должно быть визуально заметным и легкодоступным. Главное – обеспечить беспрепятственный доступ к документации. При этом данные должны быть актуальными.

Обязательная информация на стенде

Продавец обязан предоставить свободный доступ к следующей информации:

  • сведения об изготовителе или продавце в виде заверенной копии свидетельства о государственной регистрации;
  • если ведется торговля лицензированными видами продукции или оказываются услуги в сфере, подлежащей лицензированию, – размещается заверенная копия лицензии;
  • список проверяющих органов с указанием их контактных данных: адресов и телефонов;
  • журнал проведенных проверок с отметками уполномоченных лиц;
  • Закон РФ «О защите прав потребителей» в виде отпечатанной книги (распечатка из интернета будет считаться нарушением);
  • правила продажи отдельных видов товаров или Правила оказания услуг общественного питания (в зависимости от сферы деятельности организации);
  • график работы торговой точки.

О чем дополнительно можно проинформировать покупателя

Закон не регламентирует точный перечень дополнительных сведений, однако во избежание предупреждений и штрафов со стороны проверяющих органов следует разместить на информационном щите следующие документы:

  • книга жалоб и предложений;
  • инструкция по пожарной безопасности и план эвакуации при пожаре;
  • СанПиНы;
  • правила по осуществлению бытовых услуг и прейскурант (если организация оказывает услуги);
  • условия обслуживания льготных категорий граждан;
  • информация о запрете и ответственности за продажу спиртного и табачной продукции несовершеннолетним;
  • адреса и телефоны территориального отдела по защите прав потребителей;
  • номера телефонов экстренных служб.

Важно: размещение дополнительной информации не дает оснований пренебрегать правилами по размещению основных документов.

Что должно быть в уголке покупателя, смотрите в видео:

Образец правильно оформленного стенда

Для удобства покупателя документы можно размещать блоками:

Рис.2 Образец правильно оформленного стенда

Можно также оформить уголок в виде папки с прозрачными перекидными листами.

Рис.3 Перекидной уголок покупателя

А вот помещать документы в одну общую коробку или ящик не рекомендуется – в этом случае затрудняется поиск нужных сведений, что создает неудобство для покупателей и может повлечь предупреждение со стороны контролирующих органов.

Рис. 4 Неправильно оформленный уголок потребителя

Важно: следует уделить особое внимание размещению нормативных актов и Книги жалоб и предложений. Именно на это чаще всего обращает внимание Роспотребнадзор.

Нормативное регулирование

Требования о предоставлении сведений и оформлении содержатся в:

  • Законе «О защите прав потребителей» (коротко – Закон о ЗПП);
  • Правилах продажи отдельных видов товаров;
  • актах местного законодательства.

Место форма и способ подачи детально не урегулированы. Устанавливается лишь обязанность донести важную информацию до клиента.

В уголке потребителя размещается:

  • Закон «О защите прав потребителя» – в любой печатной форме. Допускается самостоятельное оформление либо приобретение типографского издания. Смотрится оно гораздо лучше распечатанного аналога;
  • копия свидетельства о регистрации в качестве юридического лица;
  • копия лицензии (при осуществлении лицензируемой деятельности);
  • копия справки из Роспотребнадзора о соответствии установленным нормам в области санитарии;
  • книга жалоб и предложений, пронумерованная и прошитая для исключения вырывания листов. Этот документ необязателен для размещения в потребительском уголке, но он предоставляется по требованию;
  • план эвакуации. Требование также не включено в Закон о ЗПП и иные нормативные акты, но при проверке МЧС руководителю организации будет вынесено предписание;
  • правила оказания бытовых услуг населению;
  • контакты (адреса и телефоны) экстренных служб и контролирующих органов;
  • адрес и телефон Роспотребнадзора;
  • перечень категорий граждан, обслуживаемых вне очереди;
  • предупреждение об ограничениях в продаже спиртного;
  • правила санитарной и эпидемиологической безопасности (актуально для заведений общепита);
  • контрольные весы.

Уголок потребителя для ИП, занимающихся розничной торговлей, содержит:

  • копия свидетельства, выданного налоговой службой при регистрации;
  • лицензия, дающая право торговать продуктами питания и алкоголем;
  • заключение из Санэпиднадзора;
  • Закон о ЗПП;
  • КоАП РФ;
  • Правила продажи отдельных видов товаров;
  • Телефоны надзирающих органов и служб;
  • Журнал для фиксации проверок торговой деятельности;
  • Режим работы магазина;
  • Книга жалоб и предложений;
  • План эвакуации;
  • Инструктаж по пожарной безопасности;
  • Условия внеочередного обслуживания;
  • Правила СанПиН о продаже товаров в розницу.

Ответственность

Если места, где клиент мог бы ознакомиться с бумагами компании, нет, руководителя и само юридическое лицо или ИП ждет предупреждение или штраф. При первом и незначительном нарушении, к примеру, отсутствии на стенде какой-либо информации, организация отделается предупреждением и устранит все недостатки в предложенный срок.

На организацию или ИП может быть наложен штраф за отсутствие уголка потребителя. Граждане, в том числе ИП, заплатят от 1,5 до 2 тыс. руб., ответственные лица от 3 до 4 тыс. руб., организация от 30 до 40 тыс. руб.

Привлечение к ответственности входит в компетенцию Роспотребнадзора и его территориальных подразделений.

Сделать уголок потребителя просто – в продаже есть удобные стенды как готовые, так и изготавливаемые по индивидуальным размерам. Размещенная там информация должна быть актуальной и правдивой. По аналогичной схеме оформляется потребительский уголок для предпринимателя. Основное правило – соответствие требованиям законодательства.

Оформление уголка потребителя и перечень документов для ИП регламентируется законодательством РФ. Информационный стенд должен содержать всю исчерпывающую информацию, которая необходима покупателю или может понадобиться ему в экстренной ситуации. Государственное законодательство выставляет предпринимателям четкие требования, касающиеся оформления уголка потребителя. Официальные стандарты и нормы предполагают целый перечень документов, которые ИП обязан использовать при создании информационного стенда в 2019 году.

Создавать данную информационную базу для клиентов обязаны индивидуальные предприниматели, которые работают в сфере оказания услуг или занимаются розничной торговлей. Отсутствие точной информации и всех необходимых бумаг на стенде торговой площадки считается грубым нарушением государственных стандартов в сфере предпринимательства. Законодательство РФ предусматривает разные виды наказаний за отсутствие необходимой клиенту информации. Метод наказания определяется на основе уровня отклонения от норм и правил государства в той сфере предпринимательской деятельности, в которой ИП был официально зарегистрирован. В данном случае свидетельство индивидуального предпринимателя и справка ОКВЭД являются главными идентификаторами направленности бизнеса.

Особенности информационного стенда в 2019 году

Наличие уголка потребителя регламентируется Законом РФ «О защите прав потребителя». Основными мотивами введенного для ИП обязательства по созданию и поддержанию в актуальном состоянии уголка потребителя, выступает необходимость предоставить потребителю (покупателю) полную информацию о предпринимателе, о его квалификации, о регистрационных данных, о лицензировании его деятельности и т.д.

Особых правил по оформлению уголка или его наименованию нет. Индивидуальный предприниматель может назвать стенд информационным, или стендом для покупателя, или уголком потребителя, не важно. Главное – выдержать требования законодательства по содержанию уголка. При этом надо помнить, что законодательство РФ – это постоянно дополняющийся и изменяющийся организм. Следствием этого является частое обновление законов, в том числе касающихся защиты прав потребителей, налогообложения, лицензирования, кодов и т.д. Поэтому очень важно следить за обновлениями в законодательстве и своевременно приводить уголок потребителя в соответствие с последними модификациями закона.

По месту расположения уголка нет четких требований закона. Иногда, во время проверок контролирующие органы предъявляют претензии по поводу того, что уголок находится в затемненном месте, или плохо доступен для ознакомления с ним. Однако ни один законодательный акт в 2019 году не предусматривает ответственности за неправильное расположение информационного стенда.

Необходимые документы и нормы их размещения

Любой индивидуальный предприниматель, который не хочет иметь проблем с законом, обязан знать все требования к созданию и оформлению информационного стенда для потребителя в 2019 году. Перечь необходимых документов и правил создается государством на основе самых главных потребностей клиентов, стандарты и нормы призваны защитить интересы потребителя и уберечь его от риска приобретения некачественной продукции, а также предостеречь покупателя от опрометчивых решений в процессе приобретения товаров и услуг.
В 2019 году ИП обязан предоставлять своим клиентам следующий перечень документов:

  • распечатка законопроекта «О защите прав потребителя» Российской Федерации, актуального на сегодняшний день. Текст закона должен содержать свежую информацию и все правки, внесенные государством;
  • список действующих лицензий, которые предприятие имеет на сегодняшний день;
  • оригинал или копия свидетельства о государственной регистрации определенного вида экономической деятельности;
  • копия документа, свидетельствующего о нормальных санитарных и эпидемиологических условиях помещений, которые задействованы в процессе предоставления услуг или продажи товаров;
  • специальная книга предложений и жалоб для клиентов предприятия;
  • подробный план эвакуации из торгового зала или помещения для предоставления услуг;
  • стандарты и правила обслуживания граждан в сфере бытовых услуг (для отдельного вида предприятий);
  • контакты, номера телефона и юридический адрес того ведомства Роспотребнадзора, в котором данное предприятие находится на учете;
  • контакты, телефоны и юридический адрес служб экстренного вызова;
  • список групп населения, которые имеют право обслуживаться вне очереди на торговой площади данного предприятия;
  • вывеска или объявление, содержащие информацию о запрете продажи алкоголя лицам, которые не достигли своего совершеннолетия;
  • общие правила соблюдения санитарных и эпидемиологических норм, обеспечение гигиены сотрудников на рабочем месте (требования касается заведений общественного питания и розничных магазинов);
  • указание на местонахождение контрольных весов, на которых потребитель может проверить вес купленного товара.

Очень важно красиво и правильно оформить информацию из закона «О защите прав потребителей». Именно на эту часть уголка потребителя чаще всего обращают внимание, особенно, представители Роспотребнадзора.

Обратите внимание! Лучше всего купить готовую, красиво оформленную версию закона. Самостоятельно распечатанная информация может не соответствовать всем требованиям читабельности и эстетичности. Правильно подобранный шрифт, оптимальная жирность текста и рациональный интервал между строк повысят доверие клиентов и инспекторов уполномоченных органов контроля.

Если ИП занимается продажей алкогольной или другой подакцизной продукции, тогда наличие лицензии в уголке потребителя является обязательным требованием. Данный документ будет выступать главным аргументом в пользу повышения доверия к торговой точке. А вот инспекторы при осуществлении контроля запросят данную бумагу в первую очередь.
Особое внимание необходимо уделить книге жалоб и предложений, инспекторы буду проверять этот элемент стенда с повышенными требованиями. Основные требования к созданию и оформлению данного атрибута любой торговой точки выглядят следующим образом:

  • книга должна быть прошита, все страницы пронумерованы в обязательном порядке;
  • документ должен содержать основную информацию о владельце предприятия;
  • книга должна предоставляться клиенту сразу же после первого запроса;
  • лучше разместить тетрадь предложений и жалоб внутри информационного стенда, так книга всегда будет на видном месте, в результате чего доверие клиентов будет возрастать.

ИП имеет право не помещать подробный план эвакуации в случае чрезвычайных происшествий в уголок потребителя, однако его наличие в торговом зале является государственным требованием. Отклонение от этого правила может расцениваться, как нарушение. Инспектор будет обязан проверить выполнение рекомендаций во время последующих проверок.

Законодательство Российской Федерации предусматривает создание дополнительных требований для ИП, наличие на торговой площадке таких документов выставляются местными органами власти. К дополнительным бумагам могут относиться:

  • прайсы с точным указанием цен на определенные товары или услуги;
  • сертификаты качества и соответствия;
  • другие документы, по которым возможно идентифицировать качество и происхождение товарной продукции.

Очень часто такие дополнительные требования выставляются товарам, которые по государственному законодательству должны иметь фиксированные цены. Органы власти играют важную роль при формировании ценообразования таких категорий товаров.

Обратите внимание! Наличие на информационном стенде дополнительных данных не освобождает индивидуального предпринимателя от размещения основной информации, обязательной для всех форм организации.

Уголок потребителя должен максимально отвечать на все актуальные вопросы клиента, так как удовлетворение потребностей является главной задачей любого предпринимательства.

Владельцам частных клиник и аптек необходимо уделить особое внимание оформлению информационного стенда. Медицинская сфера имеет свои особенности и нюансы, поэтому уголок потребителя необходимо дополнять следующими бумагами:

  • выписка из закона Российской Федерации, которая гарантирует всем гражданам возможность получения лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизни;
  • сертификаты;
  • лицензии на каждый вид услуги, процедуры или проведение исследования.

Ответственность за нарушения при оформлении информационного стенда для клиентов предприятия

Государственное законодательство Российской Федерации предусматривает различные виды ответственности за отсутствие информационного стенда. Уголок потребителя может быть оформлен с явными недостатками и упущениями, в данном случае предприниматель также не сможет избежать ответственности. Грубыми нарушениями может считаться отсутствие копии лицензии на совершение определенного вида деятельности и данных о владельце компании, неправильное оформление книги жалоб или выписки из закона РФ.

Предупреждение и выписка рекомендаций, которые являются обязательными, выступают самыми мягкими мерами наказания, которые имеют место при негрубых нарушениях стандартов. Государство использует также четкую систему штрафов, которые применяются при грубых нарушениях порядка:

  • физические лица – от 1 500 до 2 000 рублей;
  • должностные лица – от 3 000до 4 000 рублей;
  • юридические лица – от 30 000 до 40 000 рублей.

Данные расценки регламентированы административным кодексом Российской Федерации и не подлежат рассмотрению или изменению.

Заявления и жалобы о несоблюдении правил оформления информационного стенда, отхождения от норм прав потребителей рассматриваются в территориальных органах Роспотребнадзора.

Каких-либо сведений о том, в каком конкретном месте должен располагаться информационный стенд для клиента, в государственном законодательстве нет. Лучше всего, если данной вывеске будет отведено центральное место на территории торговой площадки. Индивидуальный предприниматель вправе самостоятельно принимать решение о выборе размера и типа стенда, размещать необходимые бумаги можно также по своему усмотрению.

При оформлении уголка потребителя необходимо выделить отдельное место информации о скидках и акциях магазина или торговой организации. Отлично, если стенд будет иметь привлекательный и эстетичный вид, но не слишком вызывающий. Необходимо позаботиться, чтобы все важные документы и бумаги были легкодоступными для покупателей, при этом нужно учитывать физические особенности людей с ограниченными возможностями, разный рост клиентов и другие нюансы. Лучше всего дополнить стенд ручкой, которой клиент всегда сможет воспользоваться при заполнении книги жалоб и предложений.

Что написано в законе

Каждому из россиян, выступающих в определённом в качестве потребителями товаров или услуг, п.1 ст. 8 ФЗ №2300-1 предоставляет право получить сведения о том:

  • что собой представляет тот или иной предприниматель, продавец;
  • по какому графику работает его предприятие;
  • какие им предлагаются изделия или услуги.

Эти данные, согласно п. 2 ст. 8, должны доводиться индивидуальным предпринимателем до клиентов наглядно и размещаться так, чтобы обеспечить беспрепятственный доступ к ним.

В общем виде о том, какая информация должна быть в уголке потребителя, оформленном ИП, можно разузнать из статей 9-11 ФЗ №2300-1.

Правительственное постановление № 55, принятое в 1998 году, установило правила, по которым должны продаваться товары. В пунктах 8-16 «Общих положений», первой главы документа, содержатся чёткие указания, какие сведения могут быть затребованы покупателем от продавца.

Безусловно, индивидуальному предпринимателю, выполняющему работы, предоставляющему услуги или работающему в сфере торговли без информационного стенда не обойтись. Ему обязательно нужен уголок потребителя хотя бы потому, что его отсутствие ущемляет права покупателей. Такое нарушение не только вредит мелкому бизнесу, но и влечёт, согласно п. 1 ст.13 ФЗ №2300-1, возникновение ответственности.

Обзаведясь хорошо выполненным и содержательным информационно-справочным стендом, бизнесмен:

  • получит возможность вести дела, не подвергаясь штрафам и ограничивающим предписаниям;
  • избежит возникновения проблемных ситуаций в отношениях с потребителями, которые смогут получать необходимые сведения самостоятельно;
  • покажет покупателям, что дело поставлено на высоком организационном уровне с вниманием к потенциальным клиентам;
  • повысит привлекательность предоставляемых услуг, расширив, таким образом, масштабы деятельности.

Без оформления стенда с необходимой информацией мелкому бизнесу никак не обойтись. Поэтому стоит его сделать таким, чтобы он не только избавил от претензий со стороны представителей компетентных контролирующих структур, но и послужил повышению интереса со стороны потенциальных клиентов.

Перечень документов для ИП в розничной торговле

В уголке потребителя перечень документов-2019 для ИП (розничная торговля) состоит из двух частей — основной и дополнительной. Из того, что должно быть в уголке потребителя, оформляемом предпринимателем, занимающимся розничной торговлей, в первую очередь отмечаем:

  • заверенную копию ОГРНИП;
  • копию ИНН;
  • заверенную копию лицензии;
  • перечень, включающий наименования структур, наделённых функциями контроля. Наименования непосредственно контролирующих понадобится сопроводить адресом и контактными телефонами;
  • журнал, предназначенный для отметки проверок;
  • сведения о рабочем режиме;
  • тексты ФЗ № 2300-1 и Правил, утверждённых правительственным постановлением № 55.

Принято считать, что нормативные акты должны быть представлены в виде официальных изданий. Однако требования-2019 такого условия не содержат. Выставляя распечатку, а не книжное издание, ИП следует сделать ее удобочитаемой, подобрав шрифты, используемые для официальных изданий. Тогда любой покупатель не столкнётся с проблемами, пытаясь разобрать небрежно скопированный текст.

В отношении наполнения информационного стенда дополнительными документами единого комплекса требований нет. Приходится учитывать запросы, выдвигаемые контролирующими органами по отдельности. Без чего нельзя обойтись:

  • плана, по которому проводится эвакуация в случае форс-мажорной ситуации;
  • инструктивных материалов, относящихся к пожарной безопасности;
  • правил СанПиН, имеющих отношение к деятельности ИП;
  • списка предоставляемых населению услуг;
  • материалов об особенностях обслуживания лиц, отнесённых к льготным категориям;
  • указания телефонов служб, которые вызываются в экстренном порядке;
  • рекламных и акционных материалов.

Что касается обязательности наличия книги жалоб, то её стоит поместить или на стенде, или неподалёку, чтобы предоставить без промедления по первому запросу.

Оформление и расположение стенда

Готовя к размещению в магазине розничной торговли уголок потребителя-2019, индивидуальный предприниматель не сможет найти единые правила оформления уголка для ИП. Однако имеет возможность выполнить оформление уголка в соответствии с известными критериями, используемыми Роспотребнадзором.

Информационный стенд для покупателей:

  • должен размещаться там, где будет находиться в поле зрения покупателя;
  • обеспечивать доступность информации, что подразумевает возможность для посетителей легко достать любые материалы из ячейки;
  • предоставляет актуальную и проверенную информацию с правильно указанными названиями и контактными данными;
  • выполняется эстетически привлекательным с продуманной композицией предоставляемых сведений.

Требований к тому, из каких материалов и в каком виде необходимо представить уголок покупателя индивидуальному предпринимателю, не выработано. Точно можно утверждать, что нельзя помещать его под стекло или в витрину. Зачастую эскиз информационного стенда для потребителей разрабатывается самим бизнесменом или специалистом, к которому он обратился.

Размещают уголок, как правило, поближе ко входу, до торговой зоны. Это обеспечивает свободный обзор и доступ для всех покупателей, пожелавших ознакомиться с какой-то информацией.

Видео: каким должен быть уголок потребителя

Из коротких роликов сведения о том, что может предоставить информационный стенд в магазине розничной торговли, окажутся полезными скорее потребителю, чем владельцу. Зато из них можно извлечь общее представление о том, что нужно разместить и как. Стоит посмотреть:

Детально для начинающих индивидуальных предпринимателей подана информация о потребительском уголке в получасовом видео:

Заграничный опыт

Никто не отрицает полезности размещения в магазинах розничной торговли справочных стендов для покупателей. Многие бизнесмены выражают недовольство отсутствием единого стандарта в отношении оформления и информационного наполнения уголков потребителя. Такое положение открывает простор для произвола со стороны представителей многочисленных контролирующих структур. Ведь каждый из них может потребовать, чтобы именно материалы, относящиеся к его ведомству, разместили на самом видном месте.

В пример приводят близкую россиянам Беларусь где с 2008 года действует приказ, изданный министерством торговли. Им предложены и ориентировочные размеры, и перечень обязательных информационных материалов.

Пожалуй, такой порядок грешит чрезмерной регламентацией, зато упрощает обустройство уголка потребителя для заинтересованных лиц.

Размещение индивидуальными предпринимателями уголков потребителя регламентировано ФЗ № 2300-1. Единый подход к их информационному наполнению не выработан, требования Роспотребнадзора являются довольно общими. Конструкция окажется весьма масштабной, если представители всех контролирующих структур будут добиваться выполнения своих предписаний в полном объёме.

На практике наблюдается рациональный подход к информационным стендам, полезность их, как для потребителей, так и для самих индивидуальных предпринимателей, мало кем отрицается.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *