Управление фондом

Управление фондом

3.1. Учредителем Фонда является полностью дееспособный Гражданин Российской Федерации, принявшее решение о создании Фонда. Сведения об учредителе Фонда вносятся в единый государственный реестр юридических лиц при создании Фонда в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

3.2. Учредитель самостоятельно определяет размер и порядок внесения своих взносов в созданный им Фонд в соответствии с принятыми решениями. Учредитель Фонда не отвечает по обязательствам Фонда, а Фонд не отвечает по обязательствам учредителя. Учредитель Фонда не может претендовать на имущество Фонда, в том числе на ту его часть, которая образовалась за счет его взносов.

3.3. К компетенции учредителя Фонда относится:

• утверждение Устава Фонда при его создании

• утверждение первоначального положения о Попечительском совете и формирование его первоначального состава;

• утверждение первоначального положения о Правлении и формирование его первоначального состава;

• назначение первого Директора Фонда;

• учредитель Фонда пожизненно входит в состав Правления Фонда. Выход учредителя Фонда из Правления Фонда возможен исключительно по его желанию или в связи с признанием учредителя недееспособным в установленном законом порядке.

3.4.Учредитель Фонда имеет право:

• участвовать в деятельности органов управления Фонда;

• получать любую необходимую информацию о деятельности Фонда;

• принимать участие в любых мероприятиях, проводимых Фондом, в том числе присутствовать на заседаниях Правления Фонда и Попечительского совета Фонда и созывать их заседания;

• внесение в Правление предложений о кандидатуре Директора Фонда;

• осуществлять добровольные взносы и пожертвования, в том числе целевые, а также оказывать иную имущественную помощь, необходимую для обеспечения деятельности Фонда;

• обратиться в суд с заявлением о ликвидации Фонда;

• организовывать и осуществлять проверки финансово-хозяйственной деятельности Фонда;

• пользоваться на равных основаниях и условиях с другими лицами услугами Фонда.

3.5. Учредитель Фонда обязан:

• сформировать состав Правления и Попечительского совета Фонда;

• назначить Директора при создании Фонда;

• соблюдать положения настоящего Устава, и иных внутренних документов Фонда;

• исполнять принятые на себя по отношению к Фонду обязательства;

• не наносить своими действиями ущерб репутации Фонда.


3.6. В случае смерти Учредителя Фонда или утраты ими дееспособности, исключительные полномочия Учредителя Фонда переходят к Правлению.

ПРАВЛЕНИЕ ФОНДА

4.1. Высшим руководящим органом Фонда является Правление. Правление возглавляет Председатель Правления. Первоначально Правление формируется Учредителем Фонда не менее чем из 3 (трех) членов сроком на 5 лет. Дальнейшие изменения в составе Правления производятся по решению самого Правления. Кандидатуры новых членов могут вноситься на утверждение Правления любым из членов Правления и (или) Попечительского Совета, а также Учредителем Фонда. Решение об избрании нового члена Правления или исключении из него принимается квалифицированным большинством голосов (не менее 2/3 от списочного состава) членов Правления. Учредитель Фонда является постоянными членом Правления. Число членов Правления Фонда не может превышать 7 человек.

4.2.Правление Фонда полномочно принимать решения по любым вопросам деятельности Фонда. К исключительной компетенции Правления относится:

• внесение изменений и дополнений в Устав Фонда, с последующей государственной регистрацией в установленном законом порядке;

• внесение изменений в положение о Правлении, положение о Директоре, положение о Попечительском Совете, в положения о филиалах и представительствах Фонда;

• назначение на должность Директора Фонда по представлению Учредителя Фонда, контрольно-ревизионных органов Фонда и досрочное прекращение их полномочий;

• разрешение конфликта интересов Директора Фонда;

• утверждение заработной платы Директора Фонда;

• определение приоритетных направлений деятельности Фонда, принципов формирования и использования его имущества;

• утверждение благотворительных программ Фонда;

• утверждение годового плана, годового бюджета Фонда и внесение в них изменений;


• утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса Фонда;

• принятие решений о создании филиалов и открытия представительств Фонда, утверждение положений о филиалах и представительствах;

• принятие решений о создании хозяйственных обществ и некоммерческих организаций, об участии Фонда в таких организациях;

• принятие решения о реорганизации Фонда.

4.3. Правление собирается на заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

4.4. Внеочередное заседание Правления может быть созвано по требованию Учредителя Фонда, Председателя Правления Фонда, Директора Фонда, любого члена Правления Фонда, 1/3 членов Попечительского Совета.

4.5. Председатель Правления Фонда назначается и освобождается от должности Правлением Фонда. Председатель Правления Фонда избирается из состава членов Правления. Председатель Правления Фонда возглавляет Правление и председательствует на заседаниях Правления.

4.6. Председатель Правления Фонда:

• по требованию уполномоченных лиц созывает Правление Фонда;

• ведет заседания, контролирует и организует работу Правления;

• формирует повестку заседания Правления Фонда, организацию ведения и рассылки Протоколов заседания Правления Фонда;

• может осуществлять продвижение идеологии Фонда и защиту интересов Фонда и его подопечных во взаимоотношениях с государственными органами, другими общественными организациями и объединениями общественных организаций, включая международные;

• может выступать от имени Фонда на конференциях, в средствах массовой информации, перед благотворителями и объединениями благотворителей;

4.7.Заседание Правления правомочно, если в нем приняло участие более половины его членов. Правление принимает решения простым большинством голосов членов, присутствующих на заседании Правления.

4.8.Порядок проведения заседаний Правления и порядка принятия решений Правлением регулируются Положением о Правлении Фонда. Допускается проведение заседаний Правления Фонда с использованием конференц-связи, посредством интернет-технологий.

4.9.Правление и его члены могут вносить в Фонд пожертвования, в том числе целевые.

4.10. Члены Правления Фонда выполняют свои обязанности в этом органе в качестве добровольцев. В составе Правления Фонда может быть не более одного работника ее исполнительных органов.

4.11. Полномочия членов Правления (за исключением Учредителя) могут быть прекращены по их личной инициативе или по решению Правления. При этом член Правления, в отношении которого принимается данное решение, в голосовании не участвует.

ДИРЕКТОР

5.1.Единоличным исполнительным органом управления Фондом является Директор. Директор назначается Правлением Фонда сроком на 5 лет. Первый Директор назначается Учредителем Фонда. Полномочия Директора могут быть прекращены досрочно по личной инициативе Директора или по решению Правления Фонда.

5.2. К компетенции Директора относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию Правления Фонда.

Директор:

• осуществляет практическое, текущее руководство деятельностью Фонда;

• исполняет решения Правления;

• готовит вопросы для их обсуждения на заседании Правления Фонда;

• готовит предложения по благотворительным программам Фонда;

• без доверенности представляет Фонд в органах государственной власти, перед иными юридическими и физическими лицами;

• без доверенности представляет интересы Фонда в Российской Федерации и за ее пределами;

• осуществляет продвижение идеологии Фонда и защиту интересов Фонда и его подопечных во взаимоотношениях с государственными органами, другими общественными организациями и объединениями общественных организаций, включая международные;

• выступает от имени Фонда на конференциях, в средствах массовой информации, перед благотворителями и объединениями благотворителей;

• участвует от имени Фонда в рабочих группах по разработке законов и подзаконных актов, затрагивающих уставные цели Фонда; выступает от имени Фонда с законодательными инициативами;

• принимает и утверждает внутренние документы Фонда, регулирующие деятельность

Фонда;

• утверждает организационную структуру и штатное расписание Фонда;

• назначает и отстраняет от должности руководителей организаций, в отношении которых Фонд выступает единственным Учредителем, а также принимает в отношении таких организаций иные решения, входящие в компетенцию единственного учредителя, участника или акционера таких организаций;

• контролирует и организует деятельность Фонда, направленную на достижение целей

Фонда;

• осуществляет руководство созданием филиалов и открытия представительств Фонда, выдает доверенности руководителям филиалов и представительств;

• без доверенности представляет Фонд перед третьими лицами в Российской Федерации и за рубежом, в том числе перед гражданами, органами власти и управления, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы.

• подписывает от имени Фонда документы, связанные со стратегическим развитием Фонда. Документы, связанные со стратегическим развитием Фонда и требующие предварительного одобрения Правления, могут быть подписаны Директором только после получения такого одобрения.

• обеспечивает взаимодействие Фонда с органами государственной власти, государственными, общественными, финансовыми и международными организациями;

• разрабатывает и утверждает должностные инструкции, осуществляет прием и увольнение работников Фонда;

• издает приказы, распоряжения, утверждает инструкции и другие акты, обязательные для исполнения работниками Фонда;

• утверждает положение о премировании работников Фонда в рамках утвержденного бюджета; принимает меры поощрения работников в соответствии с положением о премировании и налагает взыскания на них;

• открывает счета в банках и иных кредитных учреждениях, имеет право первой подписи на платежных и иных финансовых документах Фонда;

• распоряжается имуществом Фонда в порядке, установленном действующим законодательством и настоящим Уставом в рамках благотворительных программ и годового бюджета Фонда, утвержденных Правлением;

• без доверенности действует от имени Фонда;

• заключает договоры и совершает иные сделки от имени Фонда в соответствии

с решениями Правления;

• осуществляет контроль за деятельностью филиалов и представительств Фонда; выдает доверенности на право представительства от имени Фонда;

• организует работу по осуществлению Фондом предпринимательской деятельности; решает вопросы финансовой и хозяйственной деятельности Фонда;

• организует бухгалтерский учет и отчетность; несет ответственность за ежегодную публикацию отчетов Фонда;

• несет в пределах своей компетенции персональную ответственность за использование средств и имущества Фонда в соответствии с его уставными целями и задачами;

• принимает решения о судебной защите интересов Фонда в судах общей юрисдикции, в арбитражных и третейских судах;

• осуществляет иные полномочия, не отнесенные Уставом к исключительной компетенции Правления.

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Юр. лица » Управление фондом

Правовое положение, организационная структура, органы управления фондов.

Фонд: понятие, особенности организационной формы

Фондом в России признается структура, созданная для реализации не противоречащих закону социально значимых целей в сфере благотворительности, культуры, образования. Работа фондов, в зависимости от сферы деятельности, регламентирована отраслевым законодательством, например – 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Правовое положение, организационная структура, органы управления фондов описаны в пределах подпараграфа первого (ст.123.17-123.20) §7 «Некоммерческие унитарные организации» гл.4 Гражданского кодекса.

Признак «некоммерческие» подразумевает отсутствие у фонда правовых оснований для реализации деятельности, связанной с извлечением прибыли. Законодатель сделал некоторые попущения в отношении некоммерческих структур, в отдельных случаях позволяя им предоставлять платные услуги или осуществлять мероприятия, связанные с получением дохода, впоследствии направляемого на реализацию уставных целей. Для фондов запрет коммерческой деятельности является абсолютным.

Признак «унитарные» следует рассматривать в контексте ст. 65.1 ГК, действие которой распространяется также на некоммерческие структуры. Корпоративные организации функционируют на основе членства. Иными словами, их учредители автоматически признаются членами и формируют органы управления. Учредители унитарных организаций (в т. ч. – фондов) членства в созданных ими структурах не приобретают, в число руководящих органов не входят.

Это имеет ключевое значение для определения структуры органов фонда:

  • Во-первых, необходимо обеспечить учредителям контроль пожертвований, которые являются главным источником формирования доходов фонда, возможность эффективно контролировать расходование средств. Законодатель разрешил этот вопрос, предусмотрев для фондов такой надзорный орган как попечительский совет.
  • Во-вторых, необходимо предотвратить произвол, самоуправство и разного рода злоупотребления со стороны управленцев. Ввиду некоммерческого использования средств фонда проконтролировать эффективность вложений очень сложно. Проблема разрешена путем установления обязательной коллегиальности высших органов управления фондом. По задумке законодателя члены коллегиальных органов контролируют друг друга.

Высший коллегиальный орган фонда, вопросы его исключительной компетенции

Законодатель не дал названия высшему органу управления фонда, оставив этот вопрос на усмотрение учредителей.

Наибольшее распространение в правоприменительной практике получили такие наименования как «собрание» и «общее собрание». Ключевое требование к этому органу – коллегиальность. Оно отображено непосредственно в ст. 123.17, 123.19 ГК.

Общее собрание это зачастую многочисленный и «громоздкий» орган, который:

  • собирается единожды за оговоренный уставом период (например, раз в полугодие);
  • созывается по необходимости.

Законодатель применяет понятие «исключительная компетенция». Объем полномочий, которым высший коллегиальный орган обладает в силу ст.123.19 ГК, уставом может быть только расширен.

  • Общее собрание обладает статусными полномочиями. Прежде всего, оно устанавливает приоритетные сферы деятельности фонда и векторы расходования его средств. Последние должны соответствовать целям создания фонда, выписанным в уставе. При необходимости собрание вносит правки в устав или принимает документ в новой редакции.
  • Закон наделяет высший коллегиальный орган полномочиями определять источники доходов фонда. Думается, что реализовывать такие функции фонд может лишь условно. Дело в том, что члены собрания – наемные управленцы. Они не являются учредителями фонда или его финансовыми донорами. Обязывать кого-либо жертвовать средства и/или имущество в пользу фонда они, конечно, не вправе. Вместе с тем, фонд не имеет оснований отказывать в принятии пожертвований от любых заинтересованных в его деятельности лиц. Вместе с тем, общее собрание инициирует популяризацию деятельности фонда, сбор средств и т. п.
  • Высший коллегиальный орган образовывает все другие органы управления, определяет их персональный состав. Он же при необходимости прекращает деятельность должностных лиц таких органов досрочно.
  • Общее собрание утверждает годовые планы и отчеты о деятельности, составленные на основании бухгалтерской и финотчестности. Он также дает согласие исполнительному органу на совершение крупных гражданских сделок.
  • Коллегиальный орган не вправе инициировать создание или участие в действующих хозяйственных обществах. Впрочем, это полномочие может быть отнесено к компетенции иных органов. Собрание принимает решения о создании филиалов и территориальных представительств фонда.

Исполнительный орган управления фонда, его функции и компетенция

Организационное обеспечение текущей деятельности фонда ложится на исполнительный орган. Законодатель не предъявляет к составу исполнительных органов каких-либо требований, а также не устанавливает его названия.

Основываясь на предписаниях ГК и правоприменительной практике можно утверждать следующее:

  • Исполнительный орган фонда бывает коллегиальным и единоличным.
  • Есть возможность комбинирования: гендиректор/председатель + правление. Тогда значимые вопросы подведомственны коллегиальному, малозначимые – единоличному исполнительному органу.
  • В пределах коллегиального исполнительного органа крупных фондов могут функционировать отделения, сектора.

Исполнительный орган фонда по общему правилу избирается его высшим коллегиальным органом. Однако профильным законодательством о фондах отдельных видов, а также уставом фонда это полномочие может быть отнесено к прерогативам учредителей.

К компетенции исполнительного органа/органов фонда относится разрешение всех вопросов его функционирования и деятельности, кроме отнесенных к исключительной компетенции общего собрания или иного высшего коллегиального органа.

В пределах п.3 ст. 123.19 ГК законодатель ссылается на возможность возложения на члена исполнительного органа обязательства компенсировать убытки, причиненные фонду его неправомерными действиями/бездействием, ненадлежащим исполнением служебных обязанностей и т. п. Основания и порядок привлечения к ответственности должностных лиц исполнительных органов юридических лиц оговорен ст.53.1 ГК.

Понятие и полномочия попечительского совета фонда

Попечительский совет фонда – это контрольно-надзорный орган, необходимость существования которого обусловлена унитарностью фонда и отсутствием в его пределах членских отношений.

Учредители и финансовые доноры фонда не входят в состав его руководящих органов, поэтому контролировать и влиять на расходование средств они могут только косвенно:

  • избирая исполнительный орган (если предусмотрено уставом);
  • участвуя в работе попечительского совета.

Членами попечительского совета обычно выступают его учредители и благотворители, пожертвования которых формируют основу финансовой деятельности фонда.

Для обеспечения надлежащей прозрачности деятельности и улучшения имиджа фонда (способствует сбору средств) в попечительский совет зачастую приглашают представителей общественности, известных деятельней культуры, искусства. Это особо актуально для фондов с единственным учредителем.

Фонд создается по решению его учредителей, которыми могут быть физические и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), а также публично-правовые образования, если иное не запрещено законом.

Так, учредителями благотворительных фондов не вправе выступать публично-правовые образования, а также их унитарные предприятия и учреждения, ибо иное означало бы нецелевое использование публичного имущества (ст. 8 Закона о благотворительной деятельности и благотворительных организациях). Не исключено создание фонда единственным учредителем.

Учредители фонда не обязаны участвовать в его деятельности и, как правило, не делают этого. Однако важнейшей обязанностью учредителей является передача имущественного взноса в уставный капитал фонда, хотя закон не устанавливает требований к минимальному размеру такого взноса либо к минимальному размеру уставного капитала фонда. Поэтому в роли учредителей фонда не могут выступать лица, которые только организуют его деятельность, но не внесли вклад в имущество фонда. К сожалению, при создании первых российских благотворительных фондов такие лица нередко становились руководителями или занимали иные ответственные должности в фондах, получая возможность бесконтрольно распоряжаться имуществом, полученным от благотворителей.

Единственным учредительным документом фонда служит устав, утвержденный его учредителями. Помимо сведений, общих для всех юридических лиц, в уставе фонда должны содержаться данные о целях его деятельности, об органах фонда, их компетенции, о порядке назначения и освобождения должностных лиц фонда (например, с согласия или утверждения попечительского совета), о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. Закон ограничивает возможность внесения изменений в устав фонда его исполнительными органами, что затрудняет изменение статуса фонда вопреки воле его учредителей. Подобные изменения могут быть самостоятельно внесены органами фонда лишь в случаях, когда это прямо разрешено уставом, утвержденным учредителями фонда, а при отсутствии таких указаний — только по решению суда при наличии предусмотренных законом условий (п.

1 ст. 119 ГК).

Источниками образования имущества фонда являются прежде всего добровольные взносы его учредителей, пожертвования иных лиц и др. Для пополнения своего имущества фонд может использовать результаты своей предпринимательской деятельности. Фонд становится собственником имущества, переданного ему учредителями или иными жертвователями, которые не приобретают никаких прав на имущество фонда (п. 3 ст. 48, п. 4 ст. 213 ГК). Тем самым исключается и взаимная ответственность по долгам фонда и его учредителей. Ни при каких условиях фонд не может распределять полученное имущество между своими учредителями или работниками.

Учредители вправе и должны контролировать соблюдение целевого характера использования имущества фонда. С этой целью в фонде из числа его учредителей или их представителей, а также иных авторитетных лиц создается попечительский совет (п. 4 ст. 118 ГК; п. 3 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях). Будучи волеобразующим органом фонда, попечительский совет осуществляет надзор за всей деятельностью фонда, его исполнительных органов и должностных лиц. В фонде также образуются коллегиальный (правление, совет и т.п.) и единоличный (президент, председатель и т.д.) исполнительные (волеизъявляющие) органы, обычно назначаемые или утверждаемые учредителями либо попечительским советом. При наличии заинтересованности руководителя или иного должностного лица фонда в совершении сделки от имени фонда такая сделка подлежит предварительному одобрению попечительского совета под страхом признания ее недействительной (ст. 27 Закона о некоммерческих организациях).

Фонды могут реорганизовываться на основании решения их учредителей и (или) назначенного ими попечительского совета по общим правилам гражданского законодательства. Однако они не могут преобразовываться в другие виды юридических лиц. Закон предусматривает особый порядок ликвидации фондов. С целью предотвращения возможных злоупотреблений в использовании имущества фондов, особенно при их самоликвидации, перечень оснований ликвидации фондов определяется законом, а не уставом конкретного фонда, причем ликвидация допускается только по решению суда, но не в добровольном порядке (п. 2 ст. 119 ГК; п. 2 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях). Остаток имущества фонда направляется на цели, предусмотренные его уставом, или на благотворительные цели, а при невозможности его использования для этих целей обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях). Фонд может быть объявлен банкротом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *