Утилизация авто

Утилизация авто

Содержание

Переработка автомобиля

Схема современного авторециклинга включает в себя следующие стадии:

  • слив на мобильных установках топливно-смазочных материалов;
  • разукомплектование автомобилей с предварительной сортировкой по видам материалов;
  • измельчение на шредерных установках непригодных для использования деталей автомобилей;
  • очистка от пыли и грязи, сортировка и отделение неметаллических частей;
  • брикетирование вторичных материалов.

Система авторециклинга должна обеспечивать:

  • Формирование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность всех участников данной системы.
  • Развитие инфраструктуры сбора, транспортировки и переработки изношенных деталей и автомобилей.
  • Механизмы финансирования затрат, связанных с утилизацией отслуживших автомобилей.
  • Систему требований к предприятиям, занимающимся утилизацией автомобилей.
  • Систему требований к разработчикам и производителям отечественных автомобилей и импортерам автомобилей зарубежного производства.
  • Систему контроля за выполнением положений федеральной концепции.

В процессе эксплуатации, так что в сумме теряется около 25% от первоначальной массы автомобиля. Эти потери, в основном, связаны с истиранием резины покрышек, коррозией металлов, а также с неоднократными заменами некоторых деталей и узлов автомобиля, таких как: аккумулятор (3-4 шт. за время эксплуатации), покрышек (около 16), масляных и топливных фильтров, тормозных колодок и некоторых других деталей, а также заменой горюче-смазочных и технических жидкостей (масла, тосол, тормозная жидкость и т.д.). Все эти вещества попадают в окружающую среду и наносят ей ущерб. Некоторые из этих материалов теряются безвозвратно, например, жидкости, металлы при истирании, превращающиеся в мелкодисперсные частицы. Однако большинство материалов остаются на свалках и полигонах или просто где-нибудь ржавеют. Некоторые вещества могут годами лежать на свалках и не претерпевают никаких изменений своего химического состава, поэтому все эти вещества являются потенциальными перспективными ресурсами для последующей их переработки. А если учесть, что количество эксплуатируемых и вышедших из употребления автомобилей с каждым годом возрастает, то через 15-20 лет, по прогнозам экспертов, их количество будет настолько большим, что проблема их переработки станет ещё более актуальной, чем сейчас.

Рисунок – Материалы, входящие в состав автомобиля

В силу особенностей материалов, применяемых в автомобилестроении, вышедший из эксплуатации автомобиль является сложным, опасным отходом. В таблице 5 представлено содержание материалов в типовых автомобилях.

Таблица 5. Содержание материалов в автомобилях

Переработка автолома

Материал

Содержание материала (в % от веса)

Типовой
американский
автомобиль

Типовой японский автомобиль

Типовой европейский автомобиль компакт-класса

Сталь и железо

Пластики

Стекло

Резина

Жидкости и масла

Цветные металлы

Другие материалы (краска, изоляция, электропроводка)

Общий вес (кг)

Демонтаж

Обязательны для демонтажа :

  • все эксплуатационные жидкости,
  • аккумуляторные батареи,
  • масляные фильтры, баки для топлива, шины,
  • каталитические нейтрализаторы,
  • подушки безопасности и другая пиротехника,
  • свинцовые грузики для балансировки колес,
  • компоненты, содержащие фторхлоруглеводороды,
  • определенные компоненты, содержащие ртуть и свинец.

Шредерная переработка

Цель — получение габаритного, готового к использованию в сталеплавильных агрегатах лома с отделением вредных примесей.

Переработка автолома на шредере включает в себя следующие стадии:

  • удаление легкого мусора вентилятором при перегрузке на виброконвейер;
  • очистка воздуха от пыли в циклоне, откуда мусор падает на конвейер для пыли (на этом конвейере установлен ленточный магнитный сепаратор для отделения магнитных кусков лома);
  • мусор с конвейера попадает в отделение сбора мусора;
  • тяжелый немагнитный мусор и цветные металлы вторым виброконвейером сгружаются на конвейер для цветных металлов;
  • цветные металлы отбираются вручную, а затем отправляются на склад.

После шредера готовый шрот переплавляют в ДСП или конвертере с получением стали; цветные металлы отправлять на переплав на заводы цветной металлургии; а лёгкую фракцию, содержащую примеси тяжёлых металлов подавать в доменную печь, где возможно выделение из этой фракции некоторых металлов (свинец, цинк), а невыделяющиеся металлы перейдут в чугун и далее в сталь, что сделает их безопасными для ОС.

Использование шредерного лома вместо металлолома позволяет улучшить качество получаемого металла за счет низкого содержания углерода в ломе (не требуется его выжиг) и ничтожно малого содержания (не более 1%) безвредных примесей, что снижает количество шлака в металле.

Переработка технических жидкостей

1) Отработанное моторное масло относится к категории опасных отходов. Его нельзя сливать в мусорные баки, канализацию или на землю. Под В ходе эксплуатации автомобиля в масло попадает грязь, металлические стружки, вода и различные химические соединения. Отработанное моторное масло представляет угрозу для окружающей среды и человека в силу ряда факторов:

  • оно не растворимо, химически устойчиво и может содержать токсические химические соединения и тяжелые металлы;
  • в естественных условиях оно разлагается в течение длительного времени;
  • в силу своей вязкости оно липнет ко всему: от песка до перьев птиц;
  • оно является основным источником загрязнения питьевой воды. Отработанное моторное масло собирается в емкости отдельно от других технических жидкостей и направляется на переработку. Его можно перерабатывать в новое моторное, смазочное масло, мазут или сырье для нефтехимической промышленности. Например, из одного литра отработанного моторного масла можно получить столько же смазочного масла, сколько из 42 л сырой нефти. Кроме того, переработанное моторное масло широко используется в асфальтном производстве. Процесс рециклинга отработанного моторного масла на современном перерабатывающем предприятии, как правило, включает удаление из него коллоидных веществ, кислоты, битума, химических и механических примесей, воды и газа, а также восстановление его цвета и удаление запаха.

2) Отработанная охлаждающая жидкость/антифриз, как правило, уже утратила свои первоначальные свойства и засорена грязью, ржавчиной, металлическими и древесными стружками. Охлаждающая жидкость представляет опасность для окружающей среды. Процесс рециклинга отработанной охлаждающей жидкости, как правило, включает удаление из нее вредных примесей, корректировку химического состава и восстановление уровня рН, добавку антикоррозийных ингибиторов.

3) Тормозная жидкость — это синтетическое моторное масло, производимое по особой формуле и применяемое в гидравлической тормозной системе автомобиля. Тормозная жидкость является легковоспламеняющимся продуктом, содержащим растворители в виде смеси гликолей и различных добавок. В отработанной тормозной жидкости помимо растворителей содержится свинец и другие тяжелые металлы. Правильно собранные и смешанные тормозные жидкости, как правило, используются в качестве альтернативного топлива в различных производственных процессах.

4) Трансмиссионное масло, используемое для смазки трансмиссий, представляет собой минеральное масло, воспламеняющееся при высокой температуре, и малотоксичное. В отработанном трансмиссионном масле содержится свинец и другие тяжелые металлы, что делает его опасным для окружающей среды. Перерабатывается в новое трансмиссионное масло.

В России на 01.01.2009 года было выработано 1 млн 750 тысяч тонн моторных масел. Из них ежегодно может быть образовано потенциально минимальное количество – около 427 тысяч тонн отработанных масел. До 80 % всех отработанных масел нелегально сбрасывается на почву и в водоёмы, не более 20 % – собирается, но из всех собранных отработанных масел только 14–15 % идёт на регенерацию, а остальные используются как топливо или сжигаются.

Переработка резины

В обычном легковом автомобиле средних размеров приблизительно 5% (50 кг) от веса составляет резина, представленная в основном покрышками. По имеющимся на сегодня данным резина составляет до 20% от веса отходов, захораниваемых на свалках в мире.

Из покрышек, выходящих из эксплуатации каждый год в индустриально развитых странах Евросоюза, около 25% подвергается восстановлению, 20% сжигается с получением энергии, 10% перерабатывается в крошку, 5% используется в хозяйственных целях (например, на фермах, в качестве ограждений или буферных приспособлений) и 40% захоранивается на полигонах, а также выбрасывается с нарушением природоохранного законодательства или складируется.

Учитывая продолжительный срок естественного разложения резины, который может составлять десятки лет, подход к изношенным покрышкам с позиций переработки видится вполне приемлемым. То есть предпочтение отдается снижению образования отходов, повторному использованию по первоначальному назначению и переработке с целью получения материалов или энергии. Только после этого следует рассматривать вариант с захоронением.

Существует ряд путей повторного использования и переработки автопокрышек с получением других материалов и энергии: восстановление, переработка в крошку, пиролиз или сжигание в цемент.

Если на момент утилизации каркас шины имеет хорошее состояние, то на него можно наварить новый протектор. В настоящее время на рынке представлены довольно совершенные технологии и оборудование, позволяющие увеличивать срок службы покрышек в 3 и более раз. Шины разделяются на металл, ткань и резину, резина измельчается в шредере в крошку заданного размера. Область применения резиновой крошки расширяется с каждым днем. В настоящее время она используется, например, в покрытиях для спортивных площадок, красках, напольных матах, переездах через трамвайные и железнодорожные пути, дорожных препятствиях для ограничения скорости типа «лежачий полицейский», гидро-, звукоизоляционных и кровельных материалах. Однако одной из главных областей ее применения является изготовление конвейерных лент для различных процессов. Сравнительно новым и перспективным направлением использования резиновой крошки в промышленных масштабах является производство резиноасфальтов. И в настоящее время во многих экономически развитых странах, включая Россию, активно ведутся испытания дорожных покрытий, в которых использована резиновая крошка. При нагреве шин по специальной технологии без доступа воздуха можно получать газ, нефть и углерод, которые используются наряду с природными ископаемыми. При сжигании покрышек получают приблизительно такую же тепловую энергию, как и при сжигании угля. Поэтому покрышки можно использовать в качестве горючего в цементном производстве, где достаточно высокие температуры препятствуют образованию вредных выбросов.

Переработка автомобильного стекла

В силу специфических требований, предъявляемых в автомобилестроении, каждая комплектующая деталь, а также материал, из которого она изготовлена, должны отличаться функциональной надежностью, долговечностью, презентабельностью, комфортностью, стильностью, а главное – безопасностью. Применительно к стеклу эти требования включают высокую противоударную устойчивость, соответствие заявленному коэффициенту дробимости, полную оптическую прозрачность.

Автомобильное стекло бывает преимущественно двух типов:

  • закаленное
  • ламинированное

Закаленное стекло перерабатывается примерно так же, как и отходы стеклотары. Определенную сложность для переработчика представляет ламинированное лобовое стекло. Оно состоит из нескольких слоев тонкого стекла, между которыми проложен прозрачный термопластик поливинилбутират (ПВБ). Поэтому разборку ламинированных стекол необходимо производить вручную. Отходы ПВБ утилизируются так же, как и отходы упаковочного пластика.Отходы автомобильного стекла широко применяются для производства стеклоасфальтов, абразивных материалов для очистки поверхностей, светоотражающих добавок к краскам, насыпных подложек в дорожном строительстве, а также фильтрующих материалов и т.д.

Переработка пластика

Около 10% (100 кг) веса автомобиля приходится на пластик, который имеет определенный потенциал для переработки и, следовательно, может приносить прибыль переработчику. Однако чтобы максимально использовать возможности этого материала, необходимо решить целый ряд проблем. В конструкции обычного автомобиля применяется около 25 видов пластика, каждый из которых предназначен для соответствия конкретным строгим эксплуатационным требованиям. Даже один и тот же вид может иметь несколько разновидностей в зависимости от содержания наполнителя, добавок и красителей.

Большинство этих пластиков нельзя смешивать в целях переработки – следовательно, встает вопрос с правильной сортировкой. Кроме того, большое количество подлежащего переработке пластика засорено металлическими скрепками, шурупами, наклейками, остатками монтажной пены и т.д., всем, что должно быть удалено перед переработкой. Европейские и американские компании, занимающиеся рециклированием пластиков, успешно работает над поиском путей получения добавленной стоимости за счет повышения качества перерабатываемого материала. На основании результатов этой работы уже определено, какие материалы должны перерабатываться в силу их широкого присутствия в автомобилях, в силу потенциального рыночного спроса на них, а также в силу возможности осуществлять их гарантированное отделение от других материалов, а какие нет.

К перерабатываемым материалам были отнесены:

  • Полиэстер – материал, из которого изготавливаются ремни безопасности
  • АБС (акрилонитрил-бутадиен-стирол) – твердый пластик, обычно используемый для внутренней облицовки салона, в кожухах рулевых колонок и приборных досок.
  • Полипропилен – Более мягкий пластик, применяемый в бамперах, корпусах аккумуляторов, некоторых деталях двигателя и молдингах в салоне.

Однако следует учитывать, что одна тонна пластиковых деталей занимает довольно большой объем (приблизительно 20 м3, имея в составе 2000 предметов, исключая бамперы). Здесь лежит другая большая проблема – высокая себестоимость транспортировки объемных легких материалов к месту их переработки, – которую приходится решать переработчикам.

Следует признать, что ситуация со сбором, сортировкой и переработкой автомобильного пластика значительно улучшилась за последние годы в связи с принятием Евросоюзом и рядом индустриально передовых стран законов, обязывающих автопроизводителей маркировать пластиковые детали на выпускаемых ими автомобилях. Кроме того, значительные усилия прилагаются к уменьшению видов применяемого в автомобилестроении пластика и его унификации среди производителей. Область применения вторичного пластика постоянно расширяется. Так как на сегодняшний день пластик представляет собой наиболее проблемный и сложный, с точки зрения сбора и сортировки, поток отходов, образующихся при переработке автомобилей, в индустриально передовых странах вкладываются крупные инвестиции в научные исследования в области создания современных технологий его переработки и использования. Ниже приведен ряд областей использования вторичного пластика:

  • — производство автокомплектующих как полностью из вторичного пластика, так и в комбинации с новым; — получение горючих газов и дизельного топлива из отходов автомобильного пластика;
  • — использование вторичного пластика в качестве источника углерода в некоторых; технологических процессах в черной металлургии;
  • — использование вторичного пластика в производстве тары и строительных материалов.

Если сдать на утилизацию старый автомобиль, можно не просто избавиться от старой машины, а также по программе приобрести новую.

Рассмотрим, как утилизировать автомобиль, как правильно это сделать, каков алгоритм действия. Ознакомимся со всей необходимой информацией.

Алгоритм утилизации

Утилизация ТС — его безопасное уничтожение. Машины изготавливают из металла, пластика, стекла, технических жидкостей. Если ее оставить и забыть о ней, со временем вредные вещества начнут попадать в почву и атмосферу.

Утилизация предусматривает безопасную переработку ТС. Автомобиль разбирается сотрудниками специальной организации, материалы сортируются, отправляются на дальнейшую переработку.

Для утилизации автомобиля необходимо:

  1. Снять ТС с учета в ГИБДД. Большинство пунктов приема автотранспортного средства на утиль требуют справку о снятии машины с учета.
  2. Сдать машину в пункт приема. Нужно заключить договор на утилизацию с организацией.

Компаний, которые занимаются утилизацией, довольно много. Услугу предоставляют бесплатно. Но иногда плата взимается за прием ТС с малой массой (менее 800 кг).

Для снятия автомобиля с учета нужны документы:

  • паспорт РФ;
  • свидетельство о регистрации ТС, паспорт ТС, номерные знаки;
  • заявление по установленной форме;
  • автотранспортное средство для осмотра не предоставляют.

Условия утилизации:

  • старение и износ автомобиля;
  • ТС было продано по генеральной доверенности, но новый владелец не является в ГИБДД для переоформления машины на себя (чтобы не платить и далее транспортный налог продавцу своей машины приходится заниматься крайне мерой — процедурой утилизации);
  • угон автомобиля;
  • снятие аварийности на дорогах из-за затруднительного перемещения по ним старой машины.

Помните: если Ваш автомобиль был снят с учета в ГИБДД, Вы более не имеете права им управлять. Перевозите машину только на эвакуаторе.

Далее нужно посетить отделение ГИБДД, получить справку о снятии с учета автомобиля в связи с утилизацией.

Условия снятия авто с государственной регистрации:

  • утилизация по государственной программе;
  • неправомерные действия в отношении машины, угон;
  • если покупатель авто не зарегистрировал на себя автомобиль и не собирается этого делать;
  • выезд из страны на длительное время (далее владелец регистрирует авто в стране проживания).

Порядок оформления процедуры:

  • обратитесь в ГИБДД лично, становитесь в электронную очередь;
  • нет необходимости доставлять старый автомобиль в ГАИ на осмотр;
  • отдаете заполненное заявление, документы;
  • автовладельцу выдают необходимую справку.

Далее утилизировать ТС можно самостоятельно (разобрать и продать на запчасти) или при помощи частной компании, занимающейся утилизацией.

Условия и стоимость услуги уточняются в каждой компании отдельно. Представители попросят предоставить им справку из ГИБДД.

Образец заявления

Рассмотрим образец заполнения заявления на утилизацию автомобиля в ГИБДД:

  • укажите точное название подразделения ГИБДД, куда Вы собираетесь подать документы;
  • ФИО;
  • подчеркните соответствующую формулировку причины прекращения регистрации ТС (в связи с утилизацией);
  • внесите в бланк из паспорта ТС сведения о марке, модели авто, ВИН-номер, государственные знаки, год выпуска;
  • занесите паспортные данные автовладельца, заполните сведения о собственнике;
  • перепишите сведения о ТС в необходимые строки.

Доверенность на утилизацию

Доверенность — необходимый документ для снятия машины с учета, если автовладелец не может посетить отделение ГИБДД сам. Документ должен быть составлен правильно.

В доверенности от юридического лица указывают:

  • номер, дату составления;
  • полное наименование, адрес организации;
  • должность, ФИО доверителя;
  • ФИО, адрес, паспортные данные доверенного лица;
  • регистрационное подразделение ГИБДД, в которое Вы намерены обращаться;
  • данные авто (марка, номерные знаки, VIN-код, год выпуска, номер шасси, кузова, двигателя);
  • свидетельство о регистрации машины, ее паспорт;
  • срок действия (действителен 1 год);
  • подпись доверенного лица, доверителя.

Автовладелец, желающий сдать транспортное средство в утиль, может представить только паспорт и заявление на утилизацию. Но если он по каким-то причинам не может заниматься процедурой сам, он выписывает доверенность на своего представителя. Тогда документ заверяется нотариусом.

В доверенности от физического лица указываются:

  • место, дата составления;
  • ФИО, паспортные данные, адрес доверителя и доверенного лица;
  • регистрационное отделение ГИБДД;
  • данные об автомобиле;
  • номера паспорта машины и свидетельство о регистрации;
  • срок действия доверенности;
  • подписи сторон.

Рассмотрим, как сдать машину в утилизацию по специальной программе, какие документы нужны.

Государственная программа

Эта специальная программа была запущена в 2010 году, но действует и сейчас. Цель государственной программы — повышение роста продаж отечественных машин путем предоставления субсидий на покупку новых ТС взамен старых.

Основное условие участия в программе: расходовать средства, которые Вы получите от сдачи ТС на переработку, можно только на покупку новой машины.

Прочие условия в 2020 году:

  • вы должны владеть автомобилем не менее полугода;
  • участвовать в программе можно физическим и юридическим лицам;
  • новые автомобили в утиль не сдают;
  • у участника должен быть паспорт РФ;
  • автомобиль не сдают на переработку без специально нанятого дилера (услуги могут стоять около 10 000 рублей).

По программе можно обменять легковой, большой автомобиль, джип, автобус. Максимальная сумма дисконта составляет 50-350 тысяч рублей.

Минимальная сумма для легковых автомобилей, максимальная для грузовых. В рамках этой программы удалось продать уже около 130 000 машин.

Приобрести по программе можно только ограниченное количество моделей: АвтоВАЗ, ГАЗ, УАЗ, несколько моделей Volkswagen, Opel, Nissan, Ford, SsangYong, Renault.

Сдача в утиль с помощью дилера по программе

Все документы оформляются дилером, он же заключает с клиентом договор на приобретение нового автомобиля.

Он оформляет скидку на покупку ТС в виде сертификата или наличных денежных средств. Обращайтесь к тем автодилерам, которые участвуют в программе, и сдайте ему старый автомобиль.

Алгоритм действий:

  • оформляйте доверенность на дилерский центр на передачу в утиль старой машины;
  • заключите с дилером договор, в котором будет прописано, что машину Вы передаете дилеру для снятия с учета и утилизации;
  • передайте доверенность и авто, получите акт приемки-передачи машины.

Программа по утилизации подходит только тем, у кого в собственности есть старый автомобиль, им никто не пользуется. За него можно получить довольно внушительную сумму.

Государство выделило на проведение утилизации около 10 миллиардов рублей. Срок действия программы ограничен, поэтому стоит подать заявку на участие пораньше.

Если нет документов, номеров, машины

Как утилизировать автомобиль без документов и номеров? Если Вы — собственник автомобиля, Вы имеете право списать его в утиль только со своим паспортом. Остальные документы, включая номерные знаки, предоставляются, если они есть.

Как утилизировать автомобиль в ГИБДД без автомобиля? Практика продажи ТС имеет свои недостатки. Довольно часто новый владелец, которому Вы продали свое авто, не стремится уплачивать транспортный налог, и в десятидневный срок не переоформляет автомобиль на себя.

Тогда счет на оплату транспортного налога будет приходить к Вам, так как фактическим владельцем останетесь Вы.

Оформив утилизацию на машину в ГИБДД, можно избавиться от ненужных налоговых обязательств. Отправляйтесь в ГИБДД, напишите заявление о намерении сдать машину в утиль.

После автомобиль, на котором будет ездить нерадивый покупатель, отказавшийся переоформлять машину на себя, остановят на посту ГИБДД, пробьют по базе и отправят на штрафную площадку.

После снятия ТС с учета для утилизации, поставить его на учет снова невозможно.

Госуслуги

Утилизировать автомобиль можно с помощью Портала Госуслуги (https://www.gosuslugi.ru/category). Выбираете «Регистрацию транспортного средства», затем «Снятие с учета», «Снятие с учета в связи с утилизацией».

Заявление заполняется в электронном виде. Внесите в него данные документов:

  • паспорта РФ;
  • нотариально заверенной доверенности (для представителей);
  • паспорта ТС;
  • свидетельства о регистрации или ТП автомототранспортного средства или прицепа;
  • документ, удостоверяющий право собственности на ТС или прицеп.

Заявление следует распечатать, отнести в ГИБДД вместе с государственными регистрационными знаками машины. Нужно выбрать удобное подразделение ГИБДД, дату, время, записаться на прием.

Не опаздывайте к назначенному времени, иначе можно пропустить очередь. Не забудьте взять оригиналы документов, данные которых были указаны в заявлении.

После проверки сотрудником документов транспортное средство снимут с учета для последующей утилизации.

Стоимость утилизации

Нужно ли платить госпошлину за процедуру? Нет, эту услугу предоставляют бесплатно.

Но управлять снятым с учета автомобилем нельзя. Поэтому придется потратиться на эвакуатор до площадки приема автомобиля.

Согласно закону №89, лицензионными центрами приема услуга по утилизации предоставляется бесплатно, если за данное автотранспортное средство был уплачен утилизационный сбор.

Но нужно помнить, что утилизационный сбор не уплачивает за ТС, ПТС на которые были выданы до 2012 года.

Если сбор не был уплачен, собственнику придется внести оплату за услугу по расценкам компании.

Б/У авто

Можно ли приобрести б/у автомобиль по программе утилизации? Новые машины — дорогостоящее удовольствие, а скидки на их покупку по программе утилизации небольшие. Но б/у автомобили не участвуют в программе.

Правительством финансируется покупка только новых ТС, так как им поддерживается основная цель программы: стимулирование продажи отечественных производителей, которые наращивают количество проданных машин, увеличивая налоговые отчисления в бюджет.

А из него затем и финансируется программа утилизации. По этой причине приобрести б/у ТС по программе утилизации нельзя.

Проверка на утилизацию

Если Вы собираетесь приобретать авто, не забудьте проверить его на факт утилизации.

Процедура снятия с регистрации в связи с утилизацией — довольно популярное явление среди тех, кто хочет избежать транспортного налога на авто, которое не эксплуатируется.

Проверить машину на утилизацию можно:

  • через сайт ГИБДД;
  • Автокод;
  • разные интернет-порталы.

Для проверки может понадобиться:

  • VIN-код;
  • номер кузова/шасси;
  • регистрационные номера.

Сервисы могут давать сбой, так как иногда данные не вносят в базу. Поэтому проверка онлайн не всегда является надежным способом узнать, утилизирована ли машина, так как иногда с утилизации ТС возвращают. Тогда обращайтесь сразу в ГИБДД.

Видео: Галилео. Утилизация автомобиля (часть 1)

Видео: Галилео. Утилизация автомобиля (часть 2)

Итог

Утилизация автомобиля — его безопасная переработка, которая предотвращает загрязнение окружающей среды, а также снимает аварийность на дорогах из-за затруднительного перемещения по ним старого автомототранспортного средства.

Для этого необходимо обратиться в ГИБДД, захватив необходимые документы, и снять автомобиль с учета.

За утилизацию не требуется оплачивать госпошлину, но так как на снятой с учета машине ездить нельзя, придется воспользоваться платными услугами эвакуатора для перегона авто к месту назначения.

Утилизировать транспортное средство можно также по специальной государственной программе.

Если Вы являетесь собственником машины, но у Вас нет номерных знаков, документов на авто и самого транспортного средства, Вы все равно сможете заявить о намерении утилизировать Ваш транспорт и снять его с учета.

Утилизировать машину можно самостоятельно (разобрав, продав на запчасти). Также можно воспользоваться услугами частной компании.

Что такое утилизация автомобиля?

В общепринятом понятии утилизация – это безопасное уничтожение какого-либо объекта или предмета, с целью его дальнейшей переработки и использования вторичного ресурса. То же самое касается и утилизации автомобиля. Если автомашина не может использоваться по своему прямому назначению, то ее нужно правильно уничтожить. Это нужно для того, чтобы материалы, из которых она сделана, не нанесли вреда окружающей среде и могли в дальнейшем быть переработаны и использованы вторично.

Так, например:

  • металлические части транспорта переплавляются для получения металлических сплавов. Металлолом, как известно — это ценный источник для автомобильной и металлургической промышленности;
  • автомобильные стекла превращаются в стекловату, фильтрующие и абразивные материалы, используются при производстве светоотражателей, в дорожном строительстве;
  • пластик, который составляет около 10 процентов веса автомобиля, находит свое вторичное применение в черной металлургии, производстве строительных материалов и упаковочной тары;
  • автомобильная резина после переработки используется для изготовления резиноасфальтов (мы их видим, в основном, на железнодорожных переездах), спортивных покрытий, напольных матов, конвейерных лент, а также для изготовления современных кровельных и звукоизоляционных материалов. В цементном производстве автомобильную резину используют для получения горючего, которое препятствует вредным выбросам в атмосферу из-за высоких температур плавления;
  • технические автожидкости представляют наибольшую опасность для окружающей среды, особенно для почвы и воды. Их технологическая переработка заключается в регенерации (очищение и получение новых материалов, обладающих аналогичными химическими свойствами), а также в использовании их как альтернативного топлива на различных производствах. Часть автомобильных жидкостей сжигается специальным образом, без вреда для человека и природы.

Таким образом, каждый сданный в утиль автомобиль может принести много пользы и обрести множество новых «жизней».

Причины для утилизации авто

Как машину сдать в утиль? Какие на то должны быть причины?

Существуют следующие причины, на основании которых можно и нужно утилизировать автотранспортное средство:

  • ваше ТС сильно изношено, старое или не подлежит восстановлению после дорожного происшествия;
  • ваше ТС находится в угоне и пропала всякая надежда на то, что она найдётся и вернётся к вам. В этом случае придётся письменно изложить подробности угона и поисковых действий и заявить о своём желании получить на руки свидетельства на оставшиеся детали, документы и номера (если таковые остались);
  • ваше ТС после продажи не переоформлено на нового хозяина в положенные временные сроки. Соответственно, транспортный налог и штрафы продолжают приходить на ваше имя, а новый владелец не идет на контакт.

Многих также интересует вопрос, как узнать, снята ли машина с учёта? На этот и многие другие вопросы ответит автоюрист.

Пошаговая процедура утилизации

Как утилизировать автомобиль в 2020 году в рамках действующего законодательства России? Процедура утилизации транспорта включает в себя физическую и юридическую выбраковку. Причём эти два составляющих элемента могут быть применены к автомобилю как совместно, так и раздельно. Например, если машина изношена или безвозвратно повреждена, но как объект физически существует и находится у автовладельца, то сначала от него требуются действия по юридической выбраковке, а затем можно думать о сдаче её в утиль. А если машины физически нет, например, она угнана или находится во владении другого лица, которое документально не является её собственником, то здесь идёт речь только о том, что утилизация будет происходить только с юридической точки зрения, на бумаге.

В том или другом случае юридический порядок действий будет следующий:

  1. Лицо, владеющее ТС, лично посещает отделение Госавтоинспекции с целью письменно заявить о своём желании провести процедуру утилизации, объясняет причину своего решения. В зависимости от причины нужно представить объяснительные записки на имя начальника МРЭО ГИБДД.
  2. Автовладелец получает на руки справку о совершенном юридическом действии — снятии с учёта транспортного средства с целью утилизации.

Список необходимых документов

Если машина не может больше использоваться по назначению по причине физической негодности, была угнана или находится во владении третьего лица, которое после покупки (или дарения) данного ТС не переоформило его на своё имя, то владелец автотранспорта должен представить в ГИБДД следующие документы:

  • личный паспорт, как документ подтверждающий личность собственника ТС;
  • письменное заявление о снятии ТС с учёта (обязательно с указанием причины своего решения);
  • объяснительная записка на имя начальника территориального отдела Госавтоинспекции о причинах утилизации;
  • автодокументы (СТС, ПТС, договор отчуждения автомобиля, государственные регистрационные номера) при наличии. Если документов на руках нет, например, авто похищено вместе с бумагами на него, то этот факт нужно описать в объяснительной записке. А также нужно написать о том, что в случае обнаружения их обязуетесь вернуть их в ГИБДД. Если утеряны договора, по которым авто было продано, то можно заказать в том же отделе ГИБДД выписку из реестра, в которой будут указаны данные договора.

Подробно о том, как снять автомобиль с учёта, вы можете прочитать на нашем сайте. Осмотр автотранспорта при утилизации по вышеперечисленным причинам не производится!

Что делать, если хозяин авто решил, что его «железный друг» больше не может ездить по дорогам, но может принести некоторый доход, полученный в результате его продажи по частям? Такой вопрос довольно–таки часто возникает у автовладельцев, которые потеряли машину в результате ДТП, не видят смысла её восстанавливать, но при этом имеют возможность заработать деньги на целых и работающих частях машины.

Для снятия такого авто с учёта собственнику ТС, помимо общепринятого пакета документов, придётся представить в обязательном порядке документы на автомобиль: его паспорт, свидетельство и два гос. знака, оплатить госпошлину, и обеспечить доставку высвобождаемых агрегатов (двигатель, кузов и др.) на осмотр в ГИБДД. При этом, в заявлении и объяснительной записке нужно перечислить все детали, которые планируется продать и обязательно заявить о своём желании получить свидетельства на все части автомобиля. На практике же нужно получить свидетельства только на те детали, которые имеют личные идентификационные номера. Как правило, владельцы ТС получают документы только на двигатель, так как при его продаже или покупке требуются регистрационные бумаги. По результату таких действий автовладелец должен получить выписку из реестра и свидетельства на высвобожденные агрегаты.

Если нет документов на автомобиль, госномера или самого автомобиля

Как сдать машину на утилизацию, если у вас на руках нет никаких документов на него, да и самой машины тоже нет? Это обычно происходит в результате хищения, физического уничтожения (например, машина сгорела или утонула) автомобиля вместе с документами, которые были внутри него. А также такая ситуация бывает после его отчуждения (продажи или дарения), и отказа нового собственника от переоформления транспорта на себя. Выбраковка автомобиля и юридические действия по его снятию с регистрационного учёта могут производиться без представления оригиналов документов на автомобиль и его осмотра. Для проведения юридических мероприятий по его документальному уничтожению достаточно личного паспорта собственника, заявления и письменного объяснения причины.

Интересует вопрос, как утилизировать автомобиль без автомобиля? Ищите ответ в статье нашего юриста.

Однако, если документы есть, то лучше их представить (даже если есть документы не все в наличии или они испорчены). Это избавит заявителя от массы спорных вопросов со стороны сотрудников в погонах, и обеспечит беспрепятственное осуществление задуманной цели.

Государственная услуга по снятию машины с учёта производится на бесплатной основе. Госпошлина берётся только за выдачу свидетельства на высвобождаемые агрегаты (для продажи ТС по частям). Она составляет 200 рублей за один документ.

С того момента, как автомобиль снят с учёта, он не имеет права передвигаться своим ходом по дорогам. Поэтому, если вы решили сдать его в утиль в специальный пункт приёма или воспользоваться государственной программой по утилизации, то его доставка до конечной станции может осуществляться только на эвакуаторе. Его стоимость оплачивается согласно расценкам в вашем городе.

Также следует учесть, что есть такое понятие как утилизационный сбор. Для всех машин, приобретённых до 2012 года, в РФ, он считается автоматически уплаченным. И при сдаче машины в специализированный пункт по утилизации ТС плата не будет взиматься. Владельцы же всех остальных автомобилей должны оплатить этот сбор самостоятельно и согласно прейскуранту выбранной компании.

Можно ли вернуть автомобиль из утиля?

Некоторые автолюбители хотят знать: можно ли восстановить свои регистрационные права на автомобиль после того как он был снят с учёта, в связи с утилизацией? Ответ на этот вопрос регламентируется пунктом 13 Правил МВД РФ о регистрационных действиях с транспортными средствами:

  • в том случае, если автомобиль снят с учёта в ГИБДД по причине утилизации, но физически ещё не утилизирован, то возможно восстановление регистрационных прав на него;
  • а если автомобиль снят с учёта и физически сдан в утиль, то восстановить его регистрацию невозможно.

Подробнее о том, как поставить на учёт утилизированный автомобиль, читайте в статье нашего юриста.

Государственная программа утилизации

Почти 8 лет назад в нашей стране появилась действующая модель поддержки отечественного автомопрома – программа утилизации транспортных средств. Также эта программа призвана улучшить общее состояние экологии и сократить количество старых, аварийно–опасных автомобилей на наших дорогах.

Любой автовладелец может войти в программу, если он владеет машиной массой до 3,5 тонн, сроком более 1 года, а её возраст более 10 лет. Для многих людей сдача старой машины в утиль и получение скидки на покупку нового автомобиля стало исполнением мечты о новом автомобиле. Актуальный список машин, которые можно купить в рамках этой госпрограммы, постоянно обновляется и находится на сайте Минпромторга.

Изначально программа планировалась на срок 1 год (календарный 2010 год), затем была продлена до конца 2011 года. Однако, стремительно снижающийся спрос на автомобильном рынке в России предопределил возобновление программы с 2014 года и по настоящее время.

Как узнать, не утилизирован ли автомобиль?

Если знать VIN–номер любого автомобиля (даже не обязательно своего, например, перед покупкой) и иметь выход в интернет, то с помощью официального сайта ГИБДД можно узнать всю историю регистрационных действий с ним совершенно бесплатно. При этом в целях безопасности и конфиденциальности граждан в отчёте будут указаны периоды владения ТС без указания имен и фамилий.

Аналогичную проверку могут произвести жители столицы и её окрестностей на сайте «Автокод. ру». Этот специализированный сервис отражает данные по угону, утилизации, арестам, залогам, а также работе в такси тех авто, которые зарегистрированы в московской области. Купить и получить подробный отчёт можно в электронном виде.

Также можно произвести проверку автомобиля непосредственно запросив сведения в Госавтоинспекции. Это возможно только от лица собственника ТС и в письменном виде.

Утилизация автотранспорта – это процедура, с которой далеко не каждый автовладелец в своей жизни сталкивается. Многие просто стремятся избавиться от такой машины, пусть даже даром. Именно внедрение государственной программы по утилизации машин, выпущенных более 10 лет назад с конвейера, стало открытием для многих владельцев старых автомобилей. Многие избавились от железного «старья» и приобрели новые машины, причём именно новые и именно первый раз в жизни! Стоит также отметить, что государственной пошлины при утилизации нет, а утилизационный сбор с машин, купленных ранее 2012 года, не взимается. И только представьте себе какую пользу может принести каждый сданный в утиль старый автомобиль и его составляющие части! И какой вред для экологии в целом может нанести ржавеющий, стоящий во дворах старый железный хлам! Наверное, стоит задуматься об утилизации транспортных средств в глобальном масштабе.

Ольга Панфилова, Экономист 137 статей на сайте В 1999 году закончила с отличием Волгоградский институт экономики, социологии и права по специальности экономист. С 2007 года и по настоящее время работаю в сфере недвижимости, в качестве индивидуального предпринимателя. Занимаюсь юридическими вопросами купли-продажи, дарения и наследства объектов жилого и нежилого фонда. Также в мои обязанности входит составление договоров и консультирование клиентов. Активный автолюбитель. Водительские права категории «В». Писать статьи люблю со времен студенчества, нахожу это интересным и познавательным. Буду рада, если мои статьи окажутся полезными и помогут читателям разобраться в интересующих их вопросах. Пожалуйста, ! (8 оценок, среднее: 4,50 из 5)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *