Утрата доверия на государственной службе

Утрата доверия на государственной службе

Содержание

Увольнение муниципального служащего

Муниципальная служба является одной из сфер профессиональной деятельности, осуществляемой путем заключения трудового договора на замещение должностей с работодателем, в лице которого могут выступать:

  • глава муниципального образования
  • руководитель органов самоуправления местного уровня
  • председатель избирательной комиссии муниципалитета
  • прочие лица, имеющие соответствующие полномочия

Поскольку люди, замещающие муниципальные должности, вступают в трудовые правоотношения, на основании подписания в двустороннем порядке контракта (трудового договора), вопросы урегулирования отношений решаются:

  • согласно нормам Трудового кодекса РФ
  • в соответствии с прочими правовыми актами в сфере труда, принятыми государством, субъектами РФ, уставами муниципальных образований

Порядок приема на работу и основания прекращения трудовых правоотношений с муниципальными служащими регулируется трудовым законодательством России. Кроме того, 02 марта 2007 года был принят ФЗ № 25 профильного назначения, регулирующий правоотношения, связанные с поступлением на службу в муниципалитеты, прохождение службы и прекращение выполнения служебных обязанностей:

  • российских граждан
  • лиц, имеющих иностранное гражданство, в соответствии с условиями международных договоров, имеющих право нести муниципальную службу

В соответствии с нормами ст. 77 ТК РФ, действие контракта с муниципальным служащим можно прекратить по общим основаниям трудового законодательства:

  • по достигнутому соглашению между лицом, замещающим должность служащего муниципалитета, и работодателем
  • по окончании действия договорных отношений
  • по желанию служащего, подавшего заявление об увольнении как минимум за две недели до предполагаемой даты прекращения правоотношений
  • по инициативе работодателя (заметим, что это могут быть не только виновные действия служащего, нарушившего дисциплину или не справляющегося со служебными обязанностями, но и, например, сокращение численности работников или штата сотрудников, прекращение деятельности муниципального учреждения и прочие)
  • переводу служащего к другому работодателю
  • по состоянию здоровья (невозможности выполнения далее служебных обязанностей), о чем свидетельствует должным образом оформленное заключение медиков, и отсутствием соответствующих вакансий, куда можно перевести служащего для продолжения несения службы
  • прочим основаниям, предусмотренным законом

Правовое обоснование дополнительных причин увольнения со службы лиц, замещающих должности муниципальных служащих

Кроме причин увольнения со службы в муниципалитете по общим нормам трудового законодательства, ст. 19 ФЗ № 25, действующего в последней редакции от 26 июля 2017 года, предусмотрено право расторгнуть трудовые правоотношения по инициативе нанимателя муниципальных служащих, в случае достижения предельно допустимого возраста;

К сведению:

Заметим, что во втором пункте ст. 13 ФЗ № 25, определяющей ограничения при приеме на муниципальную службу, оговорен возраст по достижению 65 лет, когда гражданин не может быть принят на службу, следовательно, и далее выполнять служебные обязанности:

  • если служащий принимает гражданство иностранного государства или получает право на постоянное место жительства на территории другой страны, не являющейся участником заключенных с Российской Федерацией международных договоров о праве замещать должности муниципальных служащих;
  • в случае нарушения запретов и ограничений, предусмотренных нормами ФЗ № 25 для лиц, поступающих на службу в муниципалитеты.
    Сюда относят:
    • признание полной или частичной недееспособности, по решению судебных органов;
    • вступление в силу приговора суда за виновные действия, не приемлющие дальнейшее несение службы;
    • отказ от прохождения процедуры оформления допуска к секретной информации, необходимой для выполнения в полной мере возложенных по условиям контракта обязанностей;
    • выявленные в ходе медицинского обследования заболевания, препятствующие дальнейшему исполнению обязанностей;
    • получение двойного гражданства страны, не заключившей с Россией международных договоров, предусматривающих право несения муниципальной службы;
    • выявление факта нахождения служащего с главой муниципального образования в близких родственных связях, если выполнение служебных обязанностей сопряжено с подчинением и подконтрольностью между ними;
    • сокрытие сведений, которые обязаны сообщать служащие, в соответствии с требованиями норм ФЗ № 278, регулирующего вопросы борьбы с коррупцией, и прочие запреты, установленные нормами ст. ст. 14 – 15 ФЗ «О муниципальной службе в РФ», изменениями, вступившими в силу с 01 января 2018 года.

С 17 июля 2009 года, после введения в действие ФЗ № 160, дополнительным основанием увольнения муниципального служащего может стать привлечение его к административным мерам наказания в виде дисквалификации сроком от полугода до трех лет.

В соответствии с нормами ст. 3. 11 КоАП РФ, применение данной меры лишает права физическое лицо занимать должности гражданской, государственной, муниципальной службы.

Нюансы увольнения с муниципальной службы в связи с утратой доверия

В нормы Трудового кодекса РФ, в основание увольнения работников по инициативе руководителя, с введением в действие ФЗ № 231 от 03 декабря 2012 года, был внесен п. п. 7. 1 ст. 81, предусматривающий право нанимателя прекратить трудовые отношения со служащими муниципальных учреждений, в случае утраты доверия, включая:

  • бездействие со стороны служащего, замещающего должности муниципалитета по предотвращению или урегулированию конфликтных ситуаций, когда, в силу занимаемой должности, он обязан предотвратить конфликт интересов, и может повлиять на объективное и беспристрастное решение вопросов, связанных с исполнением служебных обязанностей;
  • непредставление или частичное скрытие сведений о получении доходов, расходов, а также имуществе, находящемся в личной собственности как непосредственно служащего, так и его близких родственников – супруга, несовершеннолетних детей;
  • открытие счетов в иностранных банках на имя служащего или его супруга, несовершеннолетних детей и пользование прочими иностранными финансовыми инструментами.

Урегулирование конфликта интересов, возникающего в процессе исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей, происходит в соответствии с нормами ст. 14. 1 ФЗ № 25.

Для расследования обстоятельств и выяснения наличия вины служащего проводится служебное расследование после истребования письменного объяснения. Если в течение двух дней объяснительная не была написана, составляется соответствующий акт за подписью нескольких свидетелей.

Согласно второму пункту ст. 27 ФЗ № 25, муниципальный служащий может быть отстранен от исполнения своих непосредственных обязанностей, с сохранением денежного содержания, на время проведения расследования и принятия решения о мерах привлечения к ответственности, сроком до одного месяца.

За несоблюдение запретов и ограничений, требований о предотвращении, урегулировании конфликта интересов, с целью предотвращения коррупции в муниципальных учреждениях, служащий привлекается к ответственности вплоть до увольнения, в связи с утратой доверия.

Основанием прекращения трудовых отношений могут стать:

  • доклад о результате проведенной проверки кадровой службой, с целью профилактики нарушений, имеющих коррупционный характер;
  • рекомендации, направленные в комиссию по соблюдению служебных требований;
  • прочие материалы расследования, подтверждающие виновные действия служащего, с учетом тяжести содеянного.

Стоит обратить внимание, что, в случае увольнения со службы, в связи с утратой доверия, сведения включают в реестр лиц, уволенных по аналогичным причинам, что закрывает двери для поступления на службу в будущем.

Запись в трудовой книжке о прекращении трудовых отношений со служащим, утратившим доверие, может звучать со ссылкой на нормы трудового законодательства с формулировкой, дублирующей основания п. 7.1ст. 81 ТК РФ.

Трудовая книжка выдается на руки уволенному сотруднику в последний день его службы.

Законодательство установило определенный порядок поступления работников на муниципальную службу, правила для осуществления их трудовой деятельности и увольнения.

Трудовые договора с такими служащими могут быть расторгнуты не только на тех основаниях, которые предусмотрены в Трудовом кодексе, но по другим причинам.

Они называются дополнительными основаниями. К ним относится, к примеру, нарушение сотрудником запрета, связанного с характером работы.

Муниципального служащего полагается предупреждать за 2 месяца до предстоящей процедуры увольнения.

Законодательная база

Трудовые отношения в РФ регулируются Трудовым кодексом. В зависимости от ситуации, увольнение работника с муниципальной службы может быть произведено на основании одной из статей данного законодательного акта.

Прочие основания для увольнения такой категории работников содержит ФЗ № 25 от 2.03.2007 «О муниципальной службе в РФ».

Цель их введения состоит в защите публичных интересов.

Каждое основание для увольнения имеет свои особенности, которые влияют на ход процедуры и запись в трудовой книге работника.
К примеру, несоблюдение работником запретов и ограничений может быть отнесено к дисциплинарному поступку.

Поэтому работодатель может как уволить сотрудника за совершенное деяние, так и оставить его на рабочем месте, применив выговор или замечание.

По собственному желанию

Увольнение муниципального служащего по собственному желанию осуществляется по стандартной процедуре.

Работник составляет заявление на увольнение и в 2-недельный период до предполагаемой даты ухода с работы подает его начальству.

После этого все нюансы согласуются с руководством, и решается вопрос с отработкой. Ее при договоренности с руководством можно заменить неиспользованным отпуском. Однако, на это необходимо согласие начальства, а если оно не согласно предоставлять отпуск ‒ то служащий обязан отработать положенный период.

До даты увольнения работник обязан посещать рабочее место и следовать внутреннему трудовому распорядку органа местного самоуправления.

По инициативе работодателя

Работодатель может выразить инициативу для увольнения служащего по разным основаниям. Среди них находятся не только те, что связаны с виной служащего, как, например, прогул.

К увольнению по инициативе нанимателя относится и сокращение штатов, а также иные основания.

Работник, попадающий под увольнение, должен быть оповещен путем направления ему соответствующего уведомления. В этом документе он должен поставить свою подпись, подтверждая факт ознакомления.

Достижение предельного возраста

В 2019 году предельным возрастом для работы на должностях в муниципальной службе является 65 лет. Однако, при достижении этой возрастной границы работник не обязательно должен покинуть рабочее место. Допускается увеличение периода нахождения на службе.

Единоразовое продление должно производиться не более чем на год. Законодательство не определило максимально возможное число пролонгаций, поэтому данный вопрос остается на усмотрение нанимателя.

К исключениям относятся ректора, руководители институтов и проректора муниципальных ВУЗов. Они могут занимать свои должности вплоть до семидесятилетия.

После достижения предельной возрастной границы работник может как уйти сам, так и по инициативе нанимателя. Однако, окончательное решение остается за работодателем.

Прекращение гражданства РФ

Служащий не имеет права оставаться в Российской Федерации на муниципальной службе при прекращении гражданства.

Иностранные граждане, за исключением тех, которые занимают должности на основании участия их государств в международном договоре РФ, также не вправе находиться на подобной службе.

Доступ к муниципальной службе в РФ возможен для граждан республики Белоруссия, Армения, а также граждан Туркменистана, Казахстана и Киргизии. Однако, для таких граждан введены некоторые ограничения по должностям, на которых они имеют право трудиться.

Увольнение гражданина, у которого выяснился факт отсутствия российского гражданства, осуществляется на основании распоряжения нанимателя. Обычно при этом в трудовой книжке работника совершается запись о расторжении договора по причине утраты гражданства РФ.

Если служащий выходит из российского гражданства, он обязан сообщить этот факт работодателю.

Читайте о дисциплинарном взыскании в виде увольнения.

Как оформляется увольнение госслужащего? Смотрите .

Дисквалификация

Дисквалификация считается административным наказанием, при этом, она может быть назначена только судебной инстанцией. Срок наказания начинается от 6 месяцев и заканчивается 3 годами.

При дисквалификации служащий лишается права занимать должности в муниципальной и государственной службе, входить в состав исполнительного органа управления юрлица, а также осуществлять управление юрлицом.

При дисквалификации трудовой договор с работником должен быть расторгнут на основании постановления суда.

В трудовую книжку служащего при этом вносится формулировка о расторжении договора в связи с дисквалификацией.

Реестр дисквалифицированных кадров ведется Федеральной налоговой службой. Для того чтобы выяснить, не наложена ли на кандидата на должность муниципального служащего подобная мера наказания, необходимо направить в ФНС соответствующий запрос. Информация в реестре является открытой.

Исключение из реестра производится после истечения периода дисквалификации или при отмене постановления о ней в отношении конкретного работника.

Несоблюдение ограничений

Служащий может быть уволен при несоблюдении ограничений или запретов, которые связаны с его родом деятельности. Ограничения должны быть установлены в упомянутом Законе №25-ФЗ.

В остальных случаях работник может быть лишь наказан путем выговора или прочих инструментов воздействия.

В случае увольнения работника из-за несоблюдения ограничений, наниматель издает приказ, а в трудовую книжку вносится формулировка о расторжении договора по причине нарушения установленных законом запретов и ограничений.

Существует большая судебная практика обращений бывших муниципальных служащих с иском о восстановлении на работе. Однако, в большинстве случаев такие граждане получают отказ со стороны судебного органа. Выиграть процесс можно лишь в случае, когда будет доказан факт незаконного увольнения.

Утрата доверия

Муниципальный работник может быть уволен в том случае, если он не предпринял мер по урегулированию или предупреждению конфликта интересов. Другая причина для подобного увольнения ‒ предоставление неполных или же недостоверных сведений о доходах.

Сотрудник подлежит увольнению лишь в том случае, если его вина будет доказана. При этом дополнительно могут быть применены взыскания, которые описаны в ФЗ №25.

Применяя взыскания, необходимо учитывать характер и тяжесть правонарушения, а также обстоятельство, при которых оно было осуществлено.

Порядок расторжения трудового договора

Порядок расторжения договора, регулирующего трудовые отношения, может видоизменяться.

При уходе с работы по собственному желанию следует руководствоваться следующим порядком действий:

  • подача сотрудником заявления об увольнении;
  • рассмотрение руководством заявления и назначение даты увольнения;
  • отработка служащим положенного срока;
  • расторжение трудового договора в назначенный день;
  • расчеты с сотрудником;
  • выдача служащему трудовой книжки и прочих бумаг.

Во всех случаях процедура признается правомерной при:

  • наличии основания для увольнения;
  • соблюдении порядка прекращения действия договора по конкретному основанию;
  • присутствии приказа об увольнении.

Документы

Перечень документов, фигурирующих при увольнении, зависит от основания.

Так, в процедуре может использоваться следующая документация:

  • заявление об увольнении по собственному желанию;
  • приказ работодателя об увольнении работника;
  • постановление суда о дисквалификации и пр.

Образец заявления об увольнении по собственному желанию ,

образец приказа об увольнении .

Регламент

Есть несколько основных законодательных актов, которые несут в себе информацию по увольнению при службе в ВС. Нормативная база:

  • ст. 23 ФЗ 27.05.1998 N 76-ФЗ;
  • ст.34 Указа Президента РФ от 16.09.1999 N 1237;
  • Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О воинской обязанности и военной службе», в частности статья 51.

По регламенту есть несколько оснований, которые были дополнены в феврале 2018 года, в том числе антикоррупционным сегментом, предоставляющих возможность увольнения по утрате доверия. Список оснований для утраты доверия и досрочного увольнения военнослужащего:

  • отсутствие мер предотвращения или урегулирования конфликта интересов у военнослужащего;
  • отсутствие или не предоставление сведений о финансовом состоянии, в том числе расходах и имуществе членов семьи. Ложные сведения также входят в эту категорию. Любое сокрытие доходов приведет к утрате доверия;
  • коммерческое участие военнослужащего в любой организации, которая не входит в список разрешенных по федеральному законодательству;
  • предпринимательская деятельность;
  • любая деятельность в составе иностранных организаций без разрешения на то законодательства. Это относится к некоммерческим организациям;
  • наличие иностранных счетов и вкладов, в том числе и на имя супруги (супруга), а также детей;
  • возможный конфликт интересов, в том числе использование служебного положения;
  • судебное решение об условном или реальном уголовном сроке;
  • отчисление из военного учреждения образовательного типа;
  • получение гражданства другого государства;
  • употребление наркотических веществ, в том числе совершение нарушения административного характера под воздействием различных веществ или отказ от обследования на употребление.

Важно! Взятка или нарушение, которое относится к финансовым вопросам, чаще всего регламентируются Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». При нарушении увольняемый будет внесен в реестр лиц, которые уволены по утрате доверия.

Внесение лиц, утративших доверие, в специальный реестр установлено 15 статьей закона о противодействии коррупции. Военнослужащий не должен совершать действия, которые противоречат антикоррупционному или антимонопольному законодательству.

По законодательному регламенту для увольнения по утрате доверия должно иметься основание, которое подтверждено. В противоположном случае увольнение такого типа не является законным.

Процедура

Процедура увольнения военнослужащего мало чем отличается от аналогичных процессов для гражданских лиц. Предварительно должен быть факт нарушения, которое подходит под одно из оснований. Это может произойти во время проверки или же при наличии грубого нарушения со стороны военнослужащего различных правил и законодательной базы. Далее идет установленный процесс:

  • по факту нарушения проводится проверка, которая заключается в сборе всех доказательств;
  • все собранные документы передаются непосредственному руководству военнослужащего, который пишет объяснительную и общается с комиссией;
  • выносится решение, по итогам которого военнослужащий увольняется;
  • издается приказ, на основе которого производится увольнение по утрате доверия;
  • в установленную дату производится расчет и выдача всех документов;
  • при необходимости в контролирующие органы передается информация по военнослужащему. Это касается и привлечения его к ответственности административного или уголовного характера.

Важно! Инициировать проверку и дальнейшее создание комиссии может только непосредственный начальник военнослужащего. При обнаружении нарушений остальные лица должны довести до начальства данные по указанному факту, но сами на проведение процедуры влиять не могут.

Согласно приказа военнослужащий увольняется в установленный срок, но с выполнением основных правил, в том числе с соблюдением законодательных норм. Военнослужащий также должен будет подписать обходной лист и получить вещевое обеспечение при необходимости. При увольнении в трудовую и различные документы будет внесена запись, что увольнение инициировано на основе утраты доверия. В личное дело эта запись также вносится в обязательном порядке.

Большинство нюансов по увольнению являются стандартными и относятся к обычному увольнению, но требуется помнить, что льгот после увольнения такого характера военнослужащий лишается. Также он не имеет прав на различные компенсации и имеет в дальнейшем ограничения при трудоустройстве.

Последствия и судебная практика

При полноценном обосновании увольнения по утрате доверия на основе указанных причин в законодательстве, в том числе в 51 статье, возможностей для обжалования нет. Есть несколько важных моментов, которые относятся к судебной практике:

  • любое нарушение процесса увольнения приведет к возможности аннулирования процедуры, то есть военнослужащий будет восстановлен в своих правах;
  • любое принятие комиссией решения, которое основано на недоказанных фактах нарушения, при обращении в суд будет отменено и аннулировано;
  • состав комиссии не должен иметь заинтересованных лиц, также как и начальник не должен иметь личных мотивов при увольнении военнослужащего;
  • проведение проверки не требуется только при уже сделанных решениях суда, а также при проверках контролирующими органами. На основе их постановлений увольнение производится по утрате доверия. Во всех остальных случаях потребуется доказательная база, закрепленная документами, заполненными по полной форме и без нарушений.

Если будут замечены даже небольшие нарушения, то суд может принять сторону военнослужащего.

Увольнять военнослужащих по утрате доверия можно только при наличии прописанных в законодательстве оснований. Процедура увольнения является стандартной и включает в себя предварительную проверку по факту совершенного нарушения. При любом нарушении трудовых прав военнослужащего он может обращаться в судебную инстанцию и аннулировать увольнение с последующим восстановлением на службе.

Основания и порядок увольнения в связи с утратой доверия

В качестве оснований для начала процедуры увольнения за утрату доверия выступают материалы расследования — документы, в которых фиксируется нарушение, совершенное сотрудником.

При рассмотрении, помимо них, также предоставляются и объяснительные от работников.

Законодательство не уточняет перечень причин для утраты доверия к сотруднику. Поэтому каждый работодатель трактует основания по своему.

Чаще всего встречаются увольнения по следующим причинам:

  • хищение или порча имущества, с которым работал сотрудник;
  • списание тех или иных материальных ценностей для осуществления личной выгоды;
  • использование рабочего оборудования для достижения личных целей;
  • кража имущества компании (не важно, в рабочий день или нет);
  • нарушение правил продажи или мошенничество.

Но для того, чтобы нарушение послужило причиной увольнения, оно должно быть зафиксировано в письменной форме. Также все действия, которые могут вызвать недоверие, прописаны в трудовом договоре.

Увольнение по причине утери доверия имеет несколько отличающуюся от стандартной схему проведения. Работодателю очень важно придерживаться ее хода, в противном случае работник сможет найти лазейку или обратиться в суд для аннулирования процесса.

Перед тем, как начать увольнение, необходимо собрать все документы, подтверждающие наличие нарушения.

После этого можно начинать процесс, который содержит несколько основных шагов:

  1. Необходимо оповестить сотрудника о своих намерениях. Для этого специалист из отдела кадров должен направить работнику письменное уведомление.
  2. После того, как сотрудник оповещен, работодатель может составить приказ об увольнении. Основанием для него станут собранные ранее бумаги.
  3. Далее в трудовую книжку работника вносится запись об увольнении с соответствующей случаю статьей.

Последний этап наступает в день увольнения. Тогда работнику передаются все его документы, а также производится выплата денежных средств.

Сотрудники, чаще всего, не согласны с формулировкой «утрата доверия», и при ее виде могут обратиться в суд с иском о признании решения работодателя незаконным. Поэтому нужно следовать четкому порядку действий.

В случае обнаружения нарушений, их необходимо зафиксировать на бумаге. Закон не предусматривает конкретной формы заполнения такого документа, однако, многие пользуются стилистикой, схожей с докладной запиской.

В нем указываются данные работника, заполняющего анкету, время и обстоятельства, при которых было совершено преступление.

Но доклад может и не потребоваться, так как в случае вмешательства в дело органов порядка, в качестве основания подойдет их расследование.

Для того чтобы самостоятельно перепроверить данные о сотруднике, можно провести внеплановую ревизию.

Перед тем, как составлять приказ, работодатель должен получить от работника объяснительную, чтобы понять, что произошло с его точки зрения, и решить: нужно ли назначать наказание в виде увольнения.

В случае отказа сотруднику необходимо направить уведомление о том, что написание объяснительной является обязательным действием.

При получении уведомления, работник должен подписать его в знак получения. В случае нежелания сотрудника расписываться, необходимо зафиксировать данный факт в акте в присутствии двух свидетелей. Тот же документ составляется в том случае, если сотрудник расписался за получение, но за двое суток так и не предоставил требуемого объяснения.

Если при отказе сотрудника ему не будет отправлено уведомление или не будет зафиксирован акт отказа от подписания бумаг — то данный аспект станет шансом для работника.

Благодаря недостатку доказательств вины он сможет обжаловать свое увольнение в суде и восстановиться на рабочем месте.

Приказ

Приказ составляется на основании документов, доказывающих причастность работника к нарушению.

Форма приказа об увольнении в связи с утерей доверия мало чем отличается от тех, что составляются в других случаях, и имеет обозначение «Т-8». В нее также вносятся данные сотрудника и дата увольнения.

Образец приказа об увольнении здесь.

Отличия заключаются как раз в основаниях, а также в статье, по которой работник был уволен. После составления приказ передается в отдел кадров, а также в бухгалтерию для расчета выплат сотруднику.

Как оформить увольнение на больничном листе по инициативе работника? Смотрите тут.

При осуществлении увольнения, в трудовую книжку работника вписывается формулировка, которая должна быть идентичной той, что была прописана в приказе.

При увольнении по причине утраты доверия запись должна содержать п. 7 ст. 81 ТК РФ.

Запись заверяется путем проставления подписи человека, делавшего запись, а также круглой печати организации. Также напротив записи должно стоять число, соответствующее дню выдачи и увольнения работника.

После ознакомления сотруднику нужно поставить свою подпись в знак согласия с формулировкой и расторжения трудового договора.

Сроки — это, пожалуй, одна из важнейших частей проведения увольнения из-за потери доверия. Дело в том, что весь процесс должен закончиться не позже последнего для работы, который установлен в приказе об увольнении.

Если по прошествии установленного срока сотрудник все еще находится на свое рабочем месте, а управляющий этому не препятствует — то трудовой договор считается продленным автоматически.

Прекращение действия трудового договора осуществляется по различным основаниям, утрата доверия является одним из них. Основанием для увольнения служат действия работника, влекущие к потере доверия к нему.

В Трудовом кодексе не приводится конкретный перечень поступков, позволяющих освободить работника по причине потери доверия, хотя он указывается в некоторых законах федерального значения, касающихся службы в государственных органах.

Однако как показывает судебная практика, увольнению работник подлежит при совершении действий:

  • нанесение убытка или попытка причинения убытка работодателю путем хищения, утраты, уничтожения вверенных ему денежных средств или материальных ценностей;
  • допущение нарушений в правилах, по которым осуществляется учет, хранение и выдача денежных средств или других видов ценностей;
  • нарушение в исполнении правил производства приходных и расходных операций с наличностью, расходования денежных средств из полученной выручки, лимитов с остатком кассы, несвоевременная сдача выручки в банк;
  • фиктивное уменьшение до нуля балансовой стоимости активов, изъятие из баланса, аннулирование состоявших на балансовом учете товарных ценностей, денежных средств и причисление их в число убытков;
  • употребление доверенных денежных средств, товарных ценностей для достижения личных целей;
  • иные виды действий.

К утрате доверия относят проступки работника, вследствие которых наносится материальный урон организации. Например, работник стремящийся присвоить ценности, за которые он несет ответственность, был задержан в момент совершения хищения. Несмотря на то, что он не успел похитить ценности, работника отстраняют от занимаемой должности из-за утраты доверия. К тому же попытку непременно надо письменно зафиксировать.

Мера воздействия

Работодатель обязан до увольнения применить установленные законодательными актами меры дисциплинарное наказание к работнику.

В их число входят:

  • устное замечание;
  • устный выговор;
  • строгий выговор с внесением в трудовую книжку.

Оформляют увольнение приказом по форме Т-8. Образец найдете в статье.

Специальных бланков с утвержденной формой, куда заносятся неправомерные поступки, не существует.

Обнаружившее проступок или его последствия лицо составляет докладную записку, содержанием которой является:

  • личные данные лица, который обнаружил проступок;
  • соответствующие действиям работника обстоятельства:
  • выявленные последствия неправомерных действий;
  • дата, время выявления проступка или его результаты.

Недостача материальных ценностей, выявленная во время проведения инвентаризации, оформляется актом.

Порядок действий

Руководитель разрабатывает мероприятия по проведению расследования внутри организации для установления вины работника на основании представленного акта, служащего доказательной базой.

Внутреннее расследование не исключает обращения в правоохранительные органы, хотя для осуществления увольнения достаточно выявить вину работника.

К тому же он должен потребовать, чтобы работник объяснил свои действия, мотивы его проступка в письменном виде.

Ниже приведена пошаговая инструкция по организации служебного расследования:

  • формирование комиссии из компетентных, незаинтересованных в результатах расследования работников, число которых составляет минимум три человека;
  • издание приказа о формировании комиссии;
  • уведомление с приказом членов комиссии под подпись.

Формируется комиссия не только в случае нанесения ущерба имуществу, но и в случае совершения проступка работником, который может привести к нему.

В содержании приказа о создании комиссии указываются сведения, которые вмещают:

  • фамилии членов, их занимаемые должности;
  • дата создания комиссии, обоснование и актуальность основополагающих задач деятельности, продолжительность ее деятельности;
  • полномочия членов комиссии, если они не предусмотрены локальными нормами организации.

Действия комиссии

Круг задач, разрешаемых комиссией по расследованию проступка работника, охватывает:

  • установление обстоятельств, при которых был нанесен ущерб – время, место, способ;
  • описание сведений о ценностях;
  • производство расчета стоимости нанесенного ущерба;
  • обнаружение лица, по чьей вине нанесен урон;
  • сбор информации по делу, которое расследуется;
  • выяснение степени вины;
  • определение меры воздействия к виноватому работнику.

Результаты расследования, выявленная информация оформляется членами комиссии в форме акта, справки, объяснительной и докладной записки.

По истечению хода расследования комиссия составляет отчет, подписываемый всеми членами.

Работник должен быть ознакомлен с результатами проверки под роспись. Если работник отказывается от просмотра отчета, то его отказ оформляется специальным актом.

  • служащему направится уведомление о предстоящем расторжении трудового договора;
  • по предприятию будет издан приказ;
  • в последний рабочий день сотруднику будут выданы все положенные документы и деньги.

Утрата доверия по статье ТК РФ

Анализируемая причина прекращения отношений «работник – работодатель» характерно для всех видов официальной занятости.

Утрата гражданским служащим доверия является основанием для прекращения договора. Гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случаях:

  • неурегулирования либо не предотвращения имеющегося столкновения интересов с его участием. Эта норма также распространяется на представителя работодателя, который зная о намечающемся или возникшем конфликте, ничего не предпринял;
  • непредоставления данных о доходах-расходах, имеющемся имуществе и обязательствах (например, кредитный договор). Аналогично – если сведения заведомо подложные или неполные;
  • занятости в сфере предпринимательства;
  • нарушения законодательства о наличии счетов за границей. Пункты 2 и 5 касаются супруга (-и) и не достигших 18-летия детей служащего.

Другие работники признаются субъектами анализируемой статьи Трудового Кодекса в случаях:

  • ненадлежащей сохранности материальных ценностей. Например, кладовщик выносит из доверенного ему помещения товары либо для собственного использования либо для продажи;
  • нарушение правил осуществления торговой деятельности: продавец обсчитывает или обвешивает покупателей, продает неучтенные товары минуя кассу;
  • использование выданных работодателем инструментов, оборудования, приспособлений для собственных нужд.

Если проступок совершил некомпетентный или замещающий сотрудник, то говорить о применении данной статьи не стоит. Во-первых, со стороны работника это вполне может быть оплошность (ошибка), совершенная по причине неопытности или некомпетентности. Во-вторых, работа с ценностями должна носить для данного работника регулярный характер. Разовые обязанности учитываться не должны.

Российской Федерации или законодательством Российской Федерации; 6) нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. (п.

6 введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 102-ФЗ) 2. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий.

В сфере противодействия коррупции утрата доверия подразумевает

В соответствии с пунктом 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»: «При рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя».

Таким образом, предполагалось, что если госслужащий имеет страницу в социальной сети, он обязан сообщить о ней своему работодателю. К счастью, этот закон не принят, как об этом сообщали повсеместно средства массовой информации. Поправка: ЗАКОН ПРИНЯТ!. Подробнее об этом читайте в конце статьи. Не секрет, что таможенные органы проводят таможенные проверки не сплошным путем, а исходя из определенных критериев, либо информации, поступающей из внешних источников.

Таким источником может выступать и налоговый орган, который в ходе своих контрольных мероприятий в отношении налогоплательщиков-экспортеров располагает информацией, которая может быть интересной и таможенникам. К слову, такая информация может послужить поводом для проведения скоординированных контрольных мероприятий, проводимых совместно таможенными и налоговыми органами.

Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

Взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по урегулированию конфликтов интересов.

Последствия для сотрудника

При совершении работником того или иного нарушения, работодатель вправе решить, какую меру наказания назначить провинившемуся специалисту.

Самой легкой формой является выговор, который обычно делают в случае незначительных нарушений.

При более серьезных «промахах» или повторной ошибке работодатель может наложить штраф на сотрудника в качестве компенсации вреда.

Но наиболее строгим наказанием, конечно же, является потеря доверия и последующее увольнение. Обычно такая мера пресечения используется при серьезных нарушениях или же при многократном повторении незначительных ошибок.

Увольнение влечет за собой ряд негативных последствий:

  • трудовой стаж прерывается, а значит в будущем оплата во время нетрудоспособности будет ниже;
  • иногда при увольнении на работника накладывают запрет, из-за которого он не может определенное время или же пожизненно занимать ту или иную должность;
  • при увольнении вследствие утраты доверия гражданину не выплачивается пособие по безработице в течение трех месяцев, позже деньги начинают поступать, но ставка все равно снижена.

К тому же, запись в трудовой книжке может мешать устроиться на новую работу, так как мало кто из работодателей желает принимать в свой коллектив человека, на которого сложно понадеяться.

Как и в любом случае расторжения трудового договора, очень важно соблюсти установленные сроки. По трудовому законодательству считается, что если после указанной в приказе и заявлении (или уведомлении) даты служащий все еще продолжает работать и не получил ни денег, ни документов, то договор с ним продлевается автоматически. Если работника все же необходимо уволить, все мероприятие придется начинать заново.

В случае же ситуации по пункту об утрате доверия руководителю нужно не просто избавиться от сотрудника, но и получить компенсацию за причиненный материальный ущерб. Поэтому важно проследить, чтобы служащий получил сперва письменное предупреждение о том, что его вежливо «попросят» с предприятия, а потом – в свой последний рабочий день – получил окончательный расчет.

Возможна, например, ситуация, когда служащий отказывается признавать за собой вину и пишет заявление об уходе по собственному желанию. Если в течение двух недель руководитель не уволит его по пункту семь восемьдесят первой статьи, процедура будет считаться совершенной по статье восемьдесят.

Кого можно уволить?

Если работодатель имеет доказательства того, что работник совершил нарушение — то он имеет полное право его уволить.

Однако, здесь есть ряд исключений, так, работодатель не может расторгнуть договор с:

  • беременной женщиной;
  • сотрудником, отсутствующем на своем месте в связи со временной недееспособностью или отпуском.

Также, частично, к ним можно отнести несовершеннолетних нарушителей. Уволить их, конечно же, можно, однако, для этого придется согласовывать свои действия с трудовой инспекцией, обращаясь в местный отдел. Кроме того, для этого необходимо одобрение от комиссии по делам несовершеннолетних.

Неминуемость ответственности государственных служащих, которое налагается на них за совершение коррупционных правонарушений, относится к одному из важнейших прин­ципов проявления противостояния коррупции. Прекращая трудовые отношения со служащими, которые трудятся в государственных и муниципальных органах, необходимо ориентироваться на положения, указываемые в качестве оснований для увольнения в нормативных актах.

К ним относятся:

  • характер коррупционного правонарушения;
  • степень его тяжести,
  • обстоятельства, побудившие к совершению проступка;
  • следование ограничениям, запретам, требованиям о предупреждении, урегулировании конфликтных ситуаций между сторонами, исполнение обязанностей, которые установлены для осуществления направленных против коррупции действий;
  • предыдущие показатели исполнения должностных обязанностей.

Можно уволить за утрату доверия сотрудника, который работает с денежными или товарными ценностями, если в результате его действий работодатель перестал ему доверять. Непосредственное отношение к обслуживанию ценностей должно быть закреплено в трудовом договоре, договоре о полной материальной ответственности или в должностной инструкции.

Но даже если вина доказана, нельзя уволить:

  • беременную сотрудницу;
  • временно отсутствующего сотрудника (уволить сотрудника возможно после его возвращения к своим трудовым обязанностям);
  • несовершеннолетнего при отсутствии согласия трудовой инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Как сделать запись в трудовой

Прежде чем совершать какие-либо действия по отношению к работнику, даже если вы намерены увеличить ему зарплату или повысить его в должности, лучше заглянуть в свод законов о труде и проверить, не нарушаете ли вы какие-нибудь положения.

Что касается расторжения трудового договора в связи с утратой доверия – это оговаривается в седьмом пункте восемьдесят первой статьи. И дословно текст гласит «совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности», что уже накладывает на работодателя ограничения – то есть дворника или грузчика по такой причине не уволишь, даже если они украдут и продадут сейф с крупной суммой прибыли, и это будет доказано.

При оформлении увольнения сотрудника этот нюанс необходимо учитывать.

Основанием внесения записи в трудовую книжку является приказ. Записи оформляются по следующим правилам:

  • в графе 1 указывается порядковый номер вносимой записи;
  • в графе 2 — дата увольнения;
  • в графе 3 — причины и основания увольнения в формулировке, точно повторяющей формулировку приказа;
  • в графе 4 — реквизиты приказа (распоряжения) об увольнении.

Запись в трудовой за период деятельности у работодателя заверяется его подписью или подписью лица, являющегося ответственным за ведение трудовых книжек, печатью (при ее наличии), а также подписью самого работника.

Трудовое законодательство не содержит прямого определения понятия «утрата доверия» работником. Но анализ нормативных актов и юридической литературы дает понимание, что речь идет о потере администрацией организации или предприятия уверенности в порядочном отношении работника к вверенным ему материальным ценностям. Такая ситуация говорит о невозможности продолжать трудовые отношения с «проштрафившимся». Закономерным результатом нечестного поведения законодатель называет увольнение в связи с утратой доверия.

Уважаемые читатели! В статьях содержатся варианты решения типовых проблем.
Бесплатно помочь найти ответ на Ваш персональный вопрос помогут наши юристы. Для решения Вашей проблемы, звоните: Вы можете также получить бесплатную консультацию онлайн.

Утрата доверия в действующем законодательстве России

В Трудовом кодексе для увольнения сотрудников по инициативе работодателя насчитывается 13 оснований (статья 81 ТК РФ). Речь идет о наемных работниках, которые трудятся по прямым трудовым договорам, соблюдая внутренний распорядок и отвечая требованиям уровня квалификации. Неисполнение трудовой функции и нарушение дисциплины влекут претензии к работнику со стороны начальника, что часто приближает окончание трудовой деятельности человека на предприятии.

Об утрате доверия значится в пунктах 7 и 7.1 ст. 81 ТК РФ. Согласно п. 7, потерять уверенность в добросовестности работника работодатель может ввиду виновных действий (осознанных, волевых поступков) сотрудника, обслуживающего материальные или товарные ценности.

“7) совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя”

Под непосредственным обслуживанием здесь понимается прием, хранение, транспортировка, распределение и т. п.

Следует обратить внимание, что определение материальных ценностей в Трудовом кодексе РФ отсутствует. Под ними следует понимать любые объекты в виде товаров, имущества, предметов, обладающих определенной ценой (стоимостью).

Действие п. 7 ст. 81 ТК РФ о расторжении трудового договора в связи с утратой доверия распространяется на широкий круг наемных работников, независимо от организации, в которой они работают. Введенный же в 2012 году Федеральным законом от 03.12.2012 №231-ФЗ пункт 7.1 указанной статьи касается особых категорий сотрудников. К таковым относятся указанные в Законе “О противодействии коррупции”, Трудовом кодексе, Указе Президента РФ от 02.04.2013 №309, Постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 №613. Подробнее о них читайте ниже.

Согласно п. 7.1 указанной статьи ТК, утратить доверие могут сотрудники, которые не урегулировали конфликт интересов, если являются стороной такового, не сообщили либо предоставили неточную или недостоверную информацию о доходах, имуществе и имущественных правах, расходах собственных или членов своих семей.

“7.1) непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя”

Таким образом, согласно нормам ТК и других законов об утрате доверия, чтобы деяние наемного работника могло вызывать снижение уверенности в порядочности работника, оно должно соответствовать таким критериям:

  • быть противоправным (нарушать нормы законодательства);
  • касаться материальных ценностей работодателя или собственного имущества, если лицо обязано официально предоставлять правдивые сведения о нем.

Сегодня в законодательство, связанного с утратой доверия к работнику со стороны работодателя активно вносятся изменения в части разглашения сведений об уволенных по п. 7 ст. 81 ТК РФ и статьям специализированных законов.

Правильное определение вида деяния позволяет работодателю уволить наемного сотрудника.

Утрата доверия как основание для увольнения

Противоправность деяний, которые становятся причиной утраты доверия, делает утрату доверия основанием для расторжения трудового договора. Законодатель уделяет немало внимания тому, чтобы собственник компании был уверен в порядочности работника.

Халатность персонала может привести к растрате, возможны умышленные хищения, которые являются основанием не только для взыскания ущерба, но и для увольнения по рассматриваемой причине. С государственными и муниципальными служащими трудовые договора не заключаются, они назначаются на должности властными предписаниями (актами, решениями, постановлениями, указами). Государственные или муниципальные служащие своим поведением дают основание для расторжения контрактов и применения мер взыскания ущерба.

Важно учитывать, что уволить в связи с утратой доверия со стороны работодателя не могут из-за:

  • нарушения дисциплины труда;
  • неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных обязанностей;
  • личной неприязни или сомнениях начальника.

Только при условии наличия трудовых отношений возможно применение статей ТК, в том числе и при формулировке оснований по расторжению договора.

Единого понимания, какой смысл вкладывается в понятие “утраты доверия нет”, поскольку для различных категорий сотрудников применяются различные нормативы. Трудовой кодекс в отношении их этих лиц применяться не может. Речь идет о персонале, который попадает в органы власти на основании контрактов и подчиняется общим законодательству о госслужащих. Примечательно, что расшифровка понятия утрата доверия для служащих предполагает личную заинтересованность. А это в свою очередь отсылает к нормам закона “О противодействии коррупции”.

Когда лишают права занимать должность на государственной и муниципальной службе, то руководствуются статьями отраслевых нормативных актов (ФЗ “О прокуратуре”, “О службе в таможенных органах”, “О следственном комитете РФ” и прочими).

Увольнение по инициативе работодателя (кроме случая ликвидации организации, во время временной нетрудоспособности сотрудника и отпуска (ч. 6 ст. 81)) не допускается.

>Посмотрите видео о расторжении трудового договора в связи с утратой доверия

Кого могут уволить ввиду утраты доверия

В ТК РФ не определен конкретный круг лиц, которые могут лишиться доверительного отношения руководителя. Указано лишь, что это работники, занимающие должности, в обязанности которых входит непосредственное обладание и обслуживание денежных или товарных ценностей компании.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 №2 дано разъяснение, что к работникам, входящим в общий список, относят лиц, тесно связанных с обращением, хранением и транспортировкой денег и товаров нанимателя. В документе определено, что проявление действий, которые бы подрывали доверие к работнику, возможно и вне места трудоустройства. Важно, чтобы они производились с имуществом работодателя. Речь идет о виновных действиях, связанных с оборотом материальных ценностей.

Чтобы четче определить круг лиц, непосредственно связанных с имущественными ценностями компании, Минтруд разработал перечень профессий, трудоустройство на которые подразумевает подписание соглашения о полной материальной ответственности. В Постановлении министерства от 31.12.2002 №85 описаны все виды должностей, которые подразумевают индивидуальную и коллективную ответственность. К таковым относятся:

  • кассиры;
  • директора;
  • заведующие складов;
  • торговые представители и прочие.

Некоторые ошибочно включают в этот перечень бухгалтеров, так как считают, что они, обладая доступом ко всем активам предприятия, имеют дело непосредственно с имуществом и денежными средствами.

Смотрите полный перечень должностей и работ, с которыми можно заключать договоры о полной материальной ответственности >>

Особый перечень работников может быть уволен по п. 7.1 ст. 81 ТК РФ. К таким законодатель относит лиц, занимающих должности:

  • государственных компаниях или корпорациях, которые создаются на основании федеральных законов, если назначение (освобождение) на них производится Президентом;
  • госорганизациях, предназначенных для реализации задач федеральных органов власти, если назначение (освобождение) на них производится Президентом или Правительством РФ;
  • в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, Фонде социального страхования, Пенсионном фонде, в госкомпаниях и прочих организациях, учрежденных на основании федеральных законов, назначение (освобождение) на которые осуществляются Правительством, а также и в иных организациях, если такие должности включены в особые перечни, утвержденные локальными нормативными актами таких организаций.

С полным перечнем должностей, которые занимают работники в организациях, основанных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, можно ознакомиться в Постановлении от 22.07.2013 №613.

Утрата доверия служащим

Найм сотрудников не всегда осуществляется в рамках Трудового кодекса и несколько слов следует упомянуть, что практически все законодательные акты, оговаривающие полномочия, права и обязанности гражданских государственных служащих предусматривают соответствующую норму. Причины для увольнения или снятия с должности определенных категорий служащих связаны с возлагаемыми на них полномочиями.

Перед тем как рассматривать частные случаи, характерные для снятия с должности сотрудников различных ведомств, следует обратить внимание на закон от 27.07.2004 года № 79-ФЗ “О госслужбе”. Так, ст. 59.2 устанавливает шесть оснований для увольнения госслужащего:

  • первое и самое логичное основание предусматривает наличие конфликта интересов, в которых вовлечен сотрудник органа;
  • предоставление не полностью или сокрытие сведений о своем благосостоянии (доходно-расходной части, имущественных права и обязательствах). Это правило распространяется и на членов семьи (мужа или жены, а также ребенка, который не достиг 18 лет) госслужащего;
  • следующее основание подвергается двойственному толкованию, поскольку сотрудник ведомства не имеет законного права занимать руководящую должность в частной конторе с обязательным условием взимания платы за такое управление;
  • самостоятельное учреждение малого или среднего предприятия, в том числе и регистрация в качестве ИП;
  • невозможность занимать руководящие должности в зарубежных некоммерческих организациях, в особенности когда их филиалы размещены в населенных пунктах РФ. Существует послабление для организаций, действия которых на территории России урегулированы межгосударственными договоренностями;
  • последнее основание касается также близкого окружения родственников и самих гражданских служащих, поскольку предусматривает пренебрежение запрета на открытие за границей счетов в любой валюте или содержание ячеек в банке с ценными предметами.

Следует остановиться подробнее на некоторых из описанных выше оснований утраты доверия служащего. Необходимо обратиться к нормам закона в сфере противодействия коррупции, которые дают понятие конфликта интересов. В частности, предусматривается, что это ситуация, в которой государственный или муниципальный служащий участвует как посредник, не предпринимая каких-либо действий по предотвращению конфликта интересов, получая материальную выгоду и скрывая информацию о таком событии. Такое поведение должно влиять на охарактеризование его поступка как ненадлежащего, необъективного проявления своих должностных функций.

Также следует разобрать пункт, в соответствии с которым госслужащий участвует в управлении компанией. Буквально говорится о том, что за свои услуги он должен обязательно получать плату. Можно предположить, что безвозмездное руководство не будет расценено как поступок, вслед за которым будет следовать увольнение за утрату доверия. Однако это не так, поскольку коммерческая организация имеет своей целью извлечение прибыли, что значит и персонал участвует в перераспределении заработков в виде оплаты труда.

Причастным к нарушению может оказаться и представитель нанимателя (непосредственный руководитель служащего). Если он узнает о конфликте интересов подчиненного, не предпринимая со своей стороны должных мер к его разрешению, то увольнению подлежат два соподчиненных субъекта.

Нормативные акты, которые рассматривают вопросы вступления в должность и освобождения от нее сотрудников отдельных государственных гражданских и муниципальных ведомств вторят обще сформулированным основаниям по утрате доверия. По таким же правилам увольняются прокуроры, работники таможни, сотрудники ОВД, пожарные и служащие МЧС, МВД, военнослужащие.

Особый случай, когда речь идет государственном служащем, входящем в категорию высших должностных лиц субъектов России. Губернаторов освобождает от должности Президент РФ с соответствующей формулировкой. Такой случай подразумевает издание особого Указа, который сообщается общественности. Отставка от должности первого лица региона всегда предполагает скорейшее назначение исполняющего обязанности. Коррупционная деятельность, в которой замешан такой чиновник, обычно заканчивается уголовным преследованием, поскольку в отношении всего срока его деятельности проводится прокурорская проверка, в том числе имущества и доходов.

Новеллой основополагающего закона явилось описание последствий освобождения от службы по соответствующим основаниям – внесение данных о сотруднике в общедоступный источник – Реестр лиц, уволенных по основаниям утраты доверия. Сюда могут входить сотрудники полиции и ОВД, военнослужащие, а также все вышеперечисленные лица.

Реестр чиновников уволенных из-за утраты доверия

В 2013 году Президент РФ дал распоряжение Министерству труда о подготовке списка лиц, которые были освобождены от занятия государственных и муниципальных должностей, военной службы. По статистике, за три года с 2012 по 2015 по таким основаниям были применены дисциплинарные взыскания в отношении более чем тысячи чиновников.

Несмотря на то что норма о создании Реестра лиц, которые утратили доверие начальства и освободили должности вступила в силу в январе 2018 года, адреса такого сервиса в сети Интернет найти не представляется возможным. Одновременно такая норма попала в федеральное законодательство по отдельным отраслям.

Порядок внесения и удаления сведений в (из) Реестр(а) определен в статье 15 ФЗ “О противодействии коррупции”. Однако в следующих случаях устанавливается, что Правительство должно разработать алгоритм действий с таким ресурсом, при соблюдении критериев, прописанных в законе.

Следует обратить внимание, что внесение такого предложения о создании реестра в сфере недобросовестных работников и служащих входит в антикоррупционный пакет. Конечно, речь идет и о простом воровстве со стороны клерков и о подрыве статуса власти.

Следует обратить внимание, что Реестр предполагается разделить на две части: коррупционные преступления и собственно освобождение должности после утраты доверия к лицу. Несмотря на серьезность проступков сведения из Реестра удаляются по истечении 5 лет.

Физически возможности оценить разделы не представляется возможным, но предполагается, что можно будет с легкостью отфильтровать информацию по роду деятельности (например, информацию о военнослужащих отделить от сотрудников полиции или сферы частных компаний).

Можно ли уволить беременную

Безусловно, только руководитель принимает решение о том, как поступить с нарушителем. По статье 193 ТК РФ к такому сотруднику может быть применено дисциплинарное взыскание или производится расторжение договора. Последствия применения санкций по статье 81 (п.7 ч.1) в случае увольнения сотрудника негативным образом отражаются на его будущей карьере.

Так, если освободили от должности руководителя в связи с утратой доверия, то вряд ли кто-либо доверит кресло директора такому лицу. То же происходит, если обычного работника увольняют по ст. 81 п. 7.

Однако существует единственная категория лиц, увольнение которых невозможно произвести по основанию утраты доверия к нему даже при условии соблюдения требований о материальной ответственности. Речь идет о беременных женщинах. В большинстве случаев, кассирами являются представительницы женского пола, поэтому нередки случаи злоупотребления ими должностными обязанностями. Любое судебное решение в отношении уволенной беременной сотрудницы будет грозить восстановлением ее в должности.

Практика увольнения именно по этому основанию ничтожна. В суды обращаются в основном лица, занимающие руководящие посты в организациях, которые не желают портить сведения о своей карьере. Суды зачастую указывают на несоблюдение порядка действий работодателя, которые должны предшествовать увольнению.

Порядок увольнения

Процедура увольнения по основаниям утраты доверия не является сложной, но предполагает конкретный порядок действий по выявлению и фиксации факта пренебрежения своими трудовыми обязанностями.

Так, установлено, что факт обнаружения недостачи или растраты должен быть обнаружен в определенный срок — 1 календарный год. В основном для того, чтобы выявить подобное нарушение привлекаются специалисты извне, а именно аудиторы. Сам работодатель не теряет права на проведение самостоятельных действий. Может производиться инвентаризация, исследование документов.

В момент обнаружения факта нарушения соглашения о полной материальной ответственности, перед тем как уволить по статье, работодатель должен подготовить приказ о проведении служебного расследования.

Взыскание не может быть совершено сразу после того как комиссия обнаружит финансовые потери фирмы. Работник должен дать разъяснения и указать известные ему причины. Отдельно рассмотрим алгоритм действий работодателя при обнаружении факта нарушения:

  • ознакомление с результатами инвентаризации, аудиторской деятельности или служебной записки непосредственного руководителя провинившегося (например, начальника цеха) — в разумный срок;
  • составление приказа о проведении служебного расследования без согласия провинившегося работника. В таком документе должны содержаться мотивы, конкретный сотрудник и комиссия, которая будет оценивать объективность предъявляемых претензий — не позднее года с момента установления факта недостачи или растраты;
  • запрос у виновного лица объяснений. В нем должно быть отражено требование о предоставлении письменного ответа на конкретную претензию (можно указывать инвентаризационные номера предметов или выписки по счету) — не позднее сроков окончания проведения служебного расследования;
  • составление акта служебного расследования с приложением к нему письменной доказательственной базы;
  • ознакомление сотрудника с результатами проведенной проверки;
  • составление приказа об увольнении, ознакомлении с ним работника и внесение соответствующих записей в учетные документы — в разумный срок (обычно в течение 2 недель).

Если имеются неопровержимые доказательства личной причастности к совершенному проступку и соблюдена процедура, вероятность оспаривания решения работодателя невелика. В противном случае можно ожидать судебного разбирательства, инициированного работником.

Естественно, во все документы, где отражается трудовая деятельность такого работника вносится соответствующее основание расторжения трудового договора.

Вслед за увольнением идет процедура расчета, а сам приказ не содержит требований об отработке. Хотя законодательство не имеет по этому поводу каких-либо особых указаний, оставляя этот вопрос на усмотрение работодателя. Главбух обычно рассчитывает сумму расчета по обычным основаниям, присущим для остальных случаев увольнения. Выходное пособие по правилам статьи 178 ТК РФ не выплачивается.

Отдельно следует оговорить порядок освобождения от должности служащих, поскольку установление факта утраты доверия сопряжено с применением соответствующих властных рычагов. Так, в отношении деятельности прокуроров или полицейских может быть проведена прокурорская проверка.

Увольнение по утрате доверия судебная практика

В основном за восстановлением нарушенных прав обращаются бывшие директора предприятий. Решения суда в этом вопросе не имеют единообразия, так как каждый случай строго индивидуален.

Следует обратить внимание, что отсутствие доказательственной базы может привести не только к отказу в возмещении вреда, но и послужить основанием для восстановления в должности руководителя. Если не соблюдена процедура, то работодатель также лишается оснований для вменения в качестве увольнения “утраты доверия”.

В некоторых случаях оспаривается требование о материальном ущербе при условии отсутствия соглашения о полной материальной ответственности. Однако в этом вопросе суды опираются на разъяснения ВС РФ. В нем говорится, что заключать подобные соглашения необязательны, если профессия уволенного сотрудника вошла в перечень наименований должностей, которые несут ответственность за товарные ценности и доверенные денежные знаки. Поэтому в отношении главного бухгалтера и генерального директора будут вынесены различные постановления.

Следует обратить внимание и на тот факт, что дела в отношении недоверия к военнослужащему рассматриваются в военных судах. Здесь существует особый порядок доказывания, исключающий субъективный подход. Эта категория лиц в основном подвергается наказанию за несоблюдение порядка предотвращения конфликта интересов.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *