Виды ответственности сотрудников ОВД

Виды ответственности сотрудников ОВД

1. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности несет ответственность за свои действия (бездействие) и за отдаваемые приказы и распоряжения.

2. За противоправные действия (бездействие) сотрудник полиции несет ответственность, установленную федеральным законом.

3. Вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. За ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальному органу, подразделению полиции либо организации, входящей в систему указанного федерального органа, сотрудник полиции несет материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Содержание

Комментарий к ст. 33 Закона о Полиции

1. Противоправными в значении, которое использовано законодателем в комментируемой статье, действие и (или) бездействие будут лишь в том случае, если имел место не только данный признак правонарушения, но и все обязательные признаки состава правонарушения, а в ряде случаев и состава преступления.

2. Инициатором привлечения сотрудника полиции к ответственности может быть как физическое, так и юридическое лицо.

3. Ответственность — это обязанность претерпеть неблагоприятные последствия за совершение деяния, содержащего состав правонарушения.

4. Согласно ч. 2 комментируемой статьи за совершение преступления ли иного правонарушения сотрудник полиции может быть привлечен к уголовной, дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности.

5. К уголовной ответственности, в частности, сотрудник полиции может быть привлечен за получение взятки (ст. 290 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), провокацию взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ), нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139 УК РФ) и др.

6. На него может быть наложено дисциплинарное взыскание. В соответствии с требованиями п. 13.4 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации названное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида и меры взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был допущен, прежнее поведение сотрудника, допустившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другое. При нарушении дисциплины совместно несколькими лицами дисциплинарные взыскания налагаются на каждого виновного в отдельности и только за совершенное им нарушение (с учетом степени вины сотрудника в совершенном проступке).

7. Крайней мерой дисциплинарного взыскания признается увольнение из органов внутренних дел (п. 13.5 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).

8. В соответствии с п. 13.9 указанной Инструкции к сотрудникам полиции, имеющим дисциплинарные взыскания, в качестве меры поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

9. Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации предусмотрены специальные правила привлечения сотрудников полиции как сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности. Так, наложение дисциплинарного взыскания за проступки, совершенные во время дежурства, несения патрульно-постовой службы, может быть осуществлено только после смены виновного сотрудника с дежурства, караула, поста или после его замены другими лицами.

10. При привлечении сотрудника к ответственности за пребывание на службе в нетрезвом состоянии необходимо руководствоваться результатами медицинского освидетельствования, а в случае отказа сотрудника от освидетельствования — показаниями не менее двух свидетелей. Получать какие-либо объяснения от сотрудника полиции, предположительно находящегося в состоянии опьянения, до его вытрезвления запрещается.

11. Наложенное на сотрудника дисциплинарное взыскание считается снятым, если в течение года со дня его наложения этот сотрудник не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию.

12. Наложенное дисциплинарное взыскание сотрудником полиции может быть обжаловано в суд и (или) вышестоящему в порядке подчиненности начальнику. Между тем подачей такой жалобы не приостанавливается приведение в исполнение наложенного дисциплинарного взыскания.

13. Если в результате незаконных действий (бездействия) сотрудника полиции, к примеру сотрудника вневедомственной охраны, кому-либо причинен вред в виде повреждения здоровья, такой вред возмещается в порядке ст. 1069 ГК РФ за счет казны Российской Федерации.

I_

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО:

состояние и пути совершенствования

И.В. ГОНЧАРОВ,

заместитель начальника, доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России)

I.V. GONCHAROV,

deputy head, doctor of law sciences, professor (Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia)

УДК 351.74

Юридическая ответственность сотрудников органов внутренних дел в Российской Федерации

Legal liability of employees enforcement bodies in the Russian Federation

В статье рассматривается юридическая ответственность сотрудников органов внутренних дел МВД России.

Органы внутренних дел МВД России, сотрудники, юридическая ответственность, правовой статус, материальная ответственность, должностные преступления.

The article examines the legal liability of officers of Internal Affairs of Russia.

Bodies of Internal Affairs of Russia, employees, legal liability, legal status, liability, malfeasance.

Охраняя права и свободы человека и гражданина, государство предпринимает меры по нормативному закреплению прав и свобод, созданию механизма гарантий их реализации, предупреждению посягательств на права и свободы:. В рамках действия механизма защиты осуществляются мероприятия по пресечению правонарушений, привлечению правонарушителей к ответственности, восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного ущерба. Все это в полной мере относится и к сотрудникам органов внутренних дел, посягнувшим на права и свободы личности. Более того, органы внутренних дел являются особой социальной организацией, деятельность сотрудников осуществляется в условиях почти постоянного контакта с правонарушениями, поэтому действующее законодательство

устанавливает для них условия особой юридической и моральной ответственности.

Исходя из принципа равенства всех перед законом и судом, виды и меры юридической ответственности, которые законодательство распространяет и на сотрудников органов внутренних дел, определяются видами совершенных правонарушений и степенью их общественной опасности. Таким образом, за неправомерные деяния (действия или бездействие) сотрудники органов внутренних дел несут гражданско-правовую, материальную, административную, дисциплинарную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рассматривая вопросы юридической ответственности сотрудников органов внутренних дел

в Российской Федерации, необходимо отличать противоправные деяния, совершенные сотрудниками в прямой связи с реализацией должностных полномочий и в отсутствие такой связи, в качестве «рядового» гражданина. Законодатель разграничивает вид и меры ответственности, в том числе и по этому основанию, и исходя из их учета конструирует специальные составы правонарушений и субъектный состав юридической ответственности.

В законодательстве учитывается и правовой статус лиц, осуществляющих служебную и трудовую деятельность в органах внутренних дел. Речь в данном случае идет о сотрудниках органов внутренних дел и работниках органов внутренних дел, об «аттестованном» и «неаттестован-ном» составе. Сотрудники — это должностные лица органов внутренних дел, следственных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (МВД России), которыми являются граждане Российской Федерации, принятые на соответствующие должности, имеющие специальные звания . Под работниками (другими работниками) органов внутренних дел понимаются лица, не относящиеся к должностным, например, работники образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, работники бухгалтерий, программисты, водители и др.

Такой подход позволяет говорить о наличии юридической ответственности самих (в целом) органов внутренних дел и ответственности сотрудников органов внутренних дел.

В качестве примера можно привести анализ норм налогового законодательства, которые устанавливают возможность применения мер гражданско-правовой ответственности за неправомерные действия сотрудников. Статья 37 Налогового кодекса Российской Федерации определяет, что «органы внутренних дел несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщиком вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей» . В комментарии к статье дается указание на специфику, установленную гражданским законодательством. Так, в соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа либо органа местного самоуправления,

подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования . Исходя из статуса органов внутренних дел как системы федеральных органов исполнительной власти, вред во всех случаях возмещается за счет казны России.

Если же сотрудник органов внутренних дел совершает гражданско-правовой деликт или иное нарушение прав в области, урегулированной гражданским законодательством, вне связи с реализацией своих должностных полномочий, то меры гражданско-правовой ответственности налагаются на него в общем порядке как гражданина, рядового участника гражданско-правовых отношений.

Самостоятельным видом юридической ответственности сотрудников органов внутренних дел в Российской Федерации является материальная ответственность, которая связана с хозяйственной деятельностью, материально-техническим снабжением и финансовым обеспечением органов внутренних дел. Материальная ответственность, несмотря на определенную сходность с имущественной ответственностью, установленной гражданским законодательством, отличается сферой совершаемых нарушений и мерами ответственности.

По общему правилу материальная ответственность возникает в сфере трудовых отношений и наступает за ущерб, причиненный имуществу работодателя его работниками при исполнении ими трудовых обязанностей. Согласно действующему законодательству на часть отношений, возникающих при прохождении службы в органах внутренних дел, распространяются нормы трудового законодательства. Область материальной ответственности как раз и является такой частью отношений. Кроме того, общие правила трудового законодательства распространяются на сотрудников органов внутренних дел и в силу специальных актов. Например, ч. 4 ст. 33 Федерального закона «О полиции» прямо устанавливает, что «за ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальному органу, подразделению полиции либо организации, входящей в систему указанного федерального органа, сотрудник полиции несет материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации» .

Таким образом, вопросы материальной ответственности сотрудников органов внутренних дел должны рассматриваться во взаимосвязи с нормами Трудового кодекса Российской Федерации (ст. 21, ст. 238—250) и иных специальных нормативных правовых актов.

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2015. № 1 (33)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нормами трудового законодательства установлена обязанность возместить прямой действительный ущерб (реальное уменьшение или ухудшение наличного имущества), а также необходимость произвести затраты на приобретение (восстановление) имущества.

Согласно ст.ст. 242, 245 Трудового кодекса Российской Федерации материальная ответственность сотрудников органов внутренних дел может быть полной или ограниченной . Ограниченная материальная ответственность возмещается в размере прямого ущерба, но не более среднего месячного заработка причини-теля ущерба.

В полном размере ущерб возмещается в следующих случаях:

— когда на сотрудника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный при исполнении трудовых (служебных) обязанностей;

— при недостаче ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

— при умышленном причинении ущерба;

— когда ущерб причинен в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

— когда ущерб наступил в результате преступных действий сотрудника, установленных приговором суда;

— при разглашении сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;

— когда ущерб причинен не при исполнении сотрудником трудовых (служебных) обязанностей.

Материальная ответственность (в отличие от имущественной по гражданскому законодательству) возмещается удержанием из оклада денежного содержания сотрудника либо обращением в суд. При этом за причиненный ущерб сотрудник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено нормами специальных актов.

Возмещение ущерба при материальной ответственности является факультативной мерой и производится независимо от привлечения сотрудника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за деяния, которыми причинен данный ущерб.

Причинение вреда имуществу работодателя при наличии условий крайней необходимости, когда для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами, ис-

ключает материальную ответственность сотрудника. Таким же исключением являются и состояние необходимой обороны. Рассматриваемая ответственность не наступает и в случае невыполнения работодателем своей обязанности обеспечить надлежащие условия для хранения имущества, вверенного сотруднику.

В отдельных случаях, установленных законодательством, к сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в случаях совершения административного правонарушения, которым признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) или законы субъектов России об административных правонарушениях устанавливают административную ответственность, возможно применение мер административной ответственности .

Административное законодательство выделяет особенности ответственности специальных субъектов, которая наступает за совершение ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащей реализацей своих должностных полномочий. Сотрудники органов внутренних дел также отнесены к специальным субъектам административного правонарушения. Подобный административно-правовой статус сотрудников выражается в первую очередь в том, что за административные проступки они несут дисциплинарную ответственность по нормам специальных нормативных актов, регламентирующих порядок прохождения службы.

Часть 1 ст. 2.5. КоАП РФ предусматривает дисциплинарную ответственность за административные правонарушения за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 указанной статьи, военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами России, регламентирующими прохождение военной службы (службы).

За совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 указанной статьи КоАП РФ, сотрудники органов внутренних дел несут административную ответственность на общих основаниях .

Существенной особенностью административной ответственности сотрудников органов внутренних дел является то, что к ним не мо-

жет быть применен административный арест. Уполномоченные органы и должностные лица, рассматривая дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками, передают материалы о правонарушении соответствующим органам управления для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

Как показывает анализ проблематики юридической ответственности сотрудников органов внутренних дел, одной из наиболее распространенных является дисциплинарная ответственность, которая наступает вследствие совершения дисциплинарных проступков, а осуществляется через должностных лиц, обладающих дисциплинарной властью.

В этой области основополагающими являются общие нормы ч. 2 и 3 ст. 15 и взаимосвязанные отсылочные нормы ст. 47, 49—51 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации .

Анализ норм, регулирующих вопросы в области дисциплинарной ответственности, и дисциплинарная практика позволяют различить три основных вида дисциплинарной ответственности: ответственность за нарушения правил внутреннего распорядка, ответственность за нарушения порядка подчиненности и ответственность, наступающую в соответствии с Дисциплинарным уставом.

Нормы приведенных основных актов содержат общие положения о служебной дисциплине, определяют понятия нарушения служебной дисциплины и грубого нарушения служебной дисциплины, устанавливают виды дисциплинарных взысканий, порядок наложения на сотрудников органов внутренних дел дисциплинарных взысканий.

Юридически установлено, что нарушением служебной дисциплины признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства России, Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения или в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непо-

средственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав. К иным следует относить случаи, связанные с несоблюдением сотрудником требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, неисполнением обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, и др.

К дисциплинарным взысканиям, предусмотренным ст. 50 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», относятся: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, увольнение со службы в органах внутренних дел. Применительно к курсантам и слушателям образовательных организаций высшего образования МВД России в соответствии с данным законом могут налагаться такие дисциплинарные взыскания, как назначение вне очереди в наряд, лишение очередного увольнения из расположения образовательной организации, отчисление из образовательной организации.

Примечательно, что факультативным взысканием применительно к таким, как предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность, увольнение со службы, которое следует отнести к моральной ответственности, нормами рассматриваемых актов предусматривается исключение из книги почета или с доски почета федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел фамилии того сотрудника, на которого наложено подобное дисциплинарное взыскание.

Характерно, что прямое закрепление нормами правовых актов моральной составляющей позволяет говорить не только о ее необходимости при оценке правонарушения, совершенного сотрудниками органов внутренних дел, но и о легализации практически самостоятельного вида ответственности — ответственности моральной. Речь идет об институте личного поручительства. В соответствии с нормами п. 16 Порядка оформления личного поручительства при поступлении на службу в органы внутренних дел Российской Федерации поручитель «несет моральную ответственность перед служебным коллективом, в котором проходит службу рекомендованное им лицо, за соблюдение указанным лицом соответствующих ограничений и запретов, а в случаях, установленных настоящим Порядком, дисциплинарную ответственность» .

Меры подобной моральной ответственности поручителя не определены, но такая ответственность предваряет возможность применения к поручителю дисциплинарной ответственности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2015. № 1 (33)

К сожалению, тяжесть совершаемых сотрудниками органов внутренних дел правонарушений определила и наличие мер уголовной ответственности. Преступления, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел, можно разделить на две группы: должностные и общеуголовные. При этом общеуголовные преступления, совершенные сотрудниками, также можно разделить на связанные с исполнением должностных обязанностей (совершенные на службе, в отношении других сотрудников, с использованием формы) и не связанные с таковыми (вне службы, без использования полномочий сотрудника, формы, удостоверения).

К должностным преступлениям, которые непосредственно связаны с государственной службой и должностным положением сотрудников органов внутренних дел, относятся деяния, предусмотренные ст. 285—293 УК РФ: превышение, присвоение полномочий должностного лица, попустительство совершению преступлений отдельными лицами и преступной деятельности организованных преступных формирований, злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, дача взятки, служебный подлог, халатность .

За неправомерный отказ в предоставлении документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации (если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан) установлена ответственность в соответствии со ст. 140 УК РФ.

При пытках, насилии, другом жестоком или унижающем человеческое достоинство обращении ответственность наступает в зависимости от обстоятельств в соответствии со ст. 302 УК РФ.

Статья 286.1 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа. Это может быть выражено в форме прямого неповиновения: открытого отказа от исполнения приказа как в латентной форме фактического невыполнения, так и в форме эксцесса, когда при исполнении приказа произвольно изменяется его содержание.

Отдельно необходимо отметить проблему выполнения (невыполнения) незаконного приказа. Незаконность приказа или распоряжения — хорошо известная и достаточно проблемная тема при доказывании. Она в основном связана как с неправомочностью должностного лица отдавать такой приказ (распоряжение), так и с направленностью такого приказа (распоряжения). Например, «подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме» нижестоящего по должности сотрудника (подчиненного) к совершению противоправных

действий. Проблема реализации этой разновидности уголовной ответственности связана со ст. 42 УК РФ, которая определяет, что уголовная ответственность лица может наступать только за исполнение заведомо незаконных приказов или распоряжений, т. е. когда исполнитель осознает, что ему приказано совершить незаконные действия . Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконный приказ или распоряжение.

Уголовная ответственность может наступать в случае невыполнения отдельных обязанностей сотрудником. Например, сотрудник полиции может быть привлечен к ответственности по ст. 125 УК РФ «Оставление в опасности». Основанием для привлечения к ответственности до недавнего времени были взаимосвязанные бланкетные нормы, в том числе нормы ст. 31. Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которые определяют, что «Первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб».

Среди законодательных запретов, за нарушение которых возможно наступление уголовной ответственности, можно, например, назвать запрет сотруднику полиции подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий. Применительно к нарушению данного запрета возможно наказание как соучастника преступления в силу нормы ч. 4 ст. 33 УК РФ, так как одним из соучастников преступления является подстрекатель, которым «признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом».

Поскольку органы внутренних дел защищают права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объедине-

ниям, а также других обстоятельств, в случаях нарушения прав по перечисленным основаниям сотрудники могут быть привлечены к ответственности, в том числе и уголовной на основании ст. 136 УК РФ «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина» и иных взаимосвязанных статей об ответственности за должностные преступления.

Рассматривая вопросы социальной и правовой природы нарушений прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних

дел в Российской Федерации, непосредственного нарушения прав человека в правоприменительной деятельности органов внутренних дел, юридической ответственности сотрудников, необходимо каждый раз напомнинать руководителям всех уровней, что служба в органах внутренних дел накладывает на сотрудников большую ответственность, и потому подбор, подготовка и расстановка профессиональных, грамотных, безупречных в моральном отношении кадров — одна из важнейших организационных задач.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации.

6. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 (в ред. от 27 сентября 2013 г.) // Парламентская газета. 2011. 24 нояб. — 1 дек.

7. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (в ред. от 2 июня 2013 г.) // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

8. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября

2011 г. № 342-ФЗ (в ред. от 2 июля 2013 г.) // Рос. газ. 2011. 7 дек.

9. О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 14 октября 2012 г. № 1377 // СЗ РФ. 2012. № 43. Ст. 5808.

10. Об утверждении Порядка оформления личного поручительства при поступлении на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и Категорий должностей, при назначении на которые оформляется личное поручительство: приказ МВД России от 18 мая 2012 г. № 522.

Сотрудники полиции — это государственные служащие, которые обязаны соблюдать действующее законодательство в процессе осуществления своей профессиональной деятельности. При совершении правонарушения по отношению к ним выбирается мера наказания. Ответственность сотрудников полиции строго регламентируется КоАП и рядом других документов.

Обжалование неправомерных действий сотрудников полиции

Так, в соответствии со статьей 53 ФЗ «О полиции» действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд.

Под жалобой понимается обращение гражданина в письменной или устной форме по поводу нарушения принадлежащих ему прав и свобод действиями или решениями органов государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями и их должностными лицами.

Вопрос о порядке обжалования незаконных, по мнению гражданина, действий сотрудника полиции, решает сам гражданин. Это правило распространяется и на предприятия, учреждения, организации и должностных лиц.

Порядок производства по жалобам определяется Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Согласно общим правилам административного производства по жалобам жалоба подается в орган исполнительной власти, к ведению которого относится решение данного вопроса, либо в вышестоящий орган по отношению к органу, действия которого обжалуются. В ряде случаев жалоба подается по команде, то есть через начальника лица, подавшего жалобу, который должен передать ее в соответствующую инстанцию. Если жалоба поступила в государственный орган, не компетентный разрешать ее, то этот орган в течение 7 дней обязан направить ее компетентному органу с уведомлением об этом гражданина.

Заявления и жалобы рассматриваются в срок до одного месяца со дня регистрации в государственном, общественном органе, на предприятии, в учреждении, организации. В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Ответ на жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении жалобы отказано, то заявителю необходимо разъяснить порядок обжалования и обращения в суд.

Это важно знать: Заявление в полицию о возбуждении уголовного дела: образец 2020 года

Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения или действия которого обжалуются.

Мнение эксперта

Григорьев Егор Кириллович

Консультант в области права с 7-летним стажем. Специализируется в области уголовного права. Опыт более 3 лет в защите правовых интересов.

При принесении жалобы в суд она подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа внутренних дел.

Для обращения в суд с жалобой установлены следующие сроки:

· три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод;

· один месяц со дня получения гражданином уведомления об отказе вышестоящего в порядке подчиненности органа полиции в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее ответ.

Ст. 23 ФЗ установлено, что за свои действия (бездействие) и за отдаваемые приказы и распоряжения сотрудник полиции несет ответственность независимо от замещаемой должности.

Ответственность сотрудника полиции выражается в применении к нему в установленном порядке мер наказания (санкций), предусмотренных законом. Основанием ответственности выступает совершение правонарушения.

Все правонарушения, совершаемые сотрудниками полиции, можно разделить на две большие группы: совершенные вне службы и совершенные в связи со служебной деятельностью. За правонарушения, совершенные вне службы, сотрудники полиции несут ответственность на общих с другими гражданами основаниях. На них в этом случае распространяются все виды юридической ответственности в полном объеме, за исключением административной ответственности.

Виды юридической ответственности и основания привлечения к ней ОВД и следственных органов

Сотрудники ОВД могут принимать участие в проведении налоговыми органами контролирующих операций и проверок в случае их привлечения к делу путем направления соответствующего запроса.

В случае совершения представителями ОВД противозаконных действий во время реализации контролирующих и проверочных мероприятий, нарушители привлекаются к разным видам юридической ответственности.

Виды ответственности ОВД за неправомерные действия и преступное бездействие их сотрудников во время исполнения служебных обязанностей:

  • дисциплинарная;
  • административная;
  • гражданско-правовая;
  • материальная;
  • уголовная.

Жалоба на бездействие полиции

Жалоба на бездействие полиции передается в прокуратуру и иные государственные органы. Для большей эффективности следует выполнить ряд действий. Для начала позвоните по горячей линии отделения и устно объясните проблему. Если ситуация остается без изменений, то напишите письменное обращение в свободной форме на имя начальника отдела. Если и это не помогло, то смотрим что нужно для оформления жалобы на работу сотрудника полиции.

Права и обязанности сотрудников полиции

Функция правоохранительной системы расшифровывается в самом названии – охрана прав и свобод людей. Сотрудник полиции обязан сохранять порядок в обществе и помогать как гражданину РФ, иностранцу, так и лицу без определенного места жительства. Он обязан защищать от противозаконных действий, предотвращать правонарушения, находить и задерживать виновных для дальнейшего судебного разбирательства. В полномочия входит помощь местному самоуправлению, компаниям и организациям. Полицейские охраняют имущество, производят розыск лиц и контроль над исполнением законодательной базы Российской Федерации.

Жалоба на бездействие полиции действенна при знании собственных обязанностей. Защитить права и свободы поможет знание о том, какие права имеют сотрудники правопорядка (Федеральный закон №3):

  • Полицейский может потребовать предъявить документы в случае наличия данных, в которых говорится о том, что человек подозревается в правонарушении. Также если человек разыскивается или уклоняется от появления в суде.
  • Проверить разрешение на проведение мероприятия или действия.
  • Патрулировать и оборудовать по надобности контрольные пункты и посты.
  • Вызывать граждан в полицейский участок для дачи показаний по делу правонарушения.
  • Просить покинуть место преступления.
  • Требовать у группы людей разойтись, если они подвергают под угрозу жизнь и здоровье других граждан или имущество, если скопление людей мешает дорожному движению или работе организации.
  • Оформлять протоколы о нарушениях.
  • Контролировать поведение и действия людей, которые освободились из тюрьмы.
  • Имеет право отвести подозреваемое лицо в полицейский участок.
  • Может доставить лицо в состоянии сильного опьянения в больницу: для оказания помощи и сдачи анализов.
  • Могут забрать в подразделение несовершеннолетнего, совершившего административное правонарушение.
  • Доставить беспризорных детей в участок.
  • Проводить досмотр личных вещей нарушителя при наличии информации о том, что у человека при себе оружие и другие запрещенные предметы.
  • При предъявлении документов имеют право проходить в любое помещение. Но в частное жилье могут зайти только по разрешению владельца. Исключение – задержание преступника.

Какова ответственность за преступное бездействие по УК РФ

  1. Законодательных или иных нормативных актов. Примером здесь может служить обязанность гражданина платить законно установленные налоги, обязанность работника следовать положениям инструкции по технике безопасности и т. п.
  2. Вступившего в силу решения суда. Все решения, которые вступили в законную силу, обязаны для исполнения всеми лицами. В случае если лицо злостно уклоняется от исполнения обязанности, его поведение трактуется именно как преступное бездействие.
  3. Особенностей существующей связи между виновным и пострадавшим. Например, речь может идти об обязанности матери осуществлять действия, направленные на сохранение жизни и здоровья своих детей, либо об аналогичных обязанностях лиц, осуществляющих уход за недееспособными гражданами.
  4. Договоров, профессиональных особенностей. Например, некоторые из них обязывают людей выполнять свой служебный долг в т. ч. во внерабочее время либо при наступлении чрезвычайных обстоятельств. К таким профессиям можно отнести, например, врачей или сотрудников правоохранительных органов. К другой категории лиц, подпадающих под условие наступления уголовной ответственности за бездействие в этом случае, относятся работники, трудовое соглашение с которыми предусматривает совершение ими в рабочее время определенных действий.

Рекомендуем прочесть: Про Военные Пенсии В 2020 Году Последние Новости

Получите юридическую консультация по уголовному праву

Жалоба на бездействие полиции пишется в свободной форме. Но ситуации индивидуальны, поэтому лучше воспользоваться помощью юриста. Рассмотрим самые частые причины для заявления на сотрудника полиции:

  • По делу не ведутся проверки.
  • Не учел важные детали при проверке, возбудить уголовное дело отказался.
  • Возбужденное дело не соответствует статье.
  • Нет допроса свидетелей, пропали вещественные доказательства.
  • Нет никакой информации по ходу расследования.

Жалоба на сотрудников полиции в прокуратуру получает ответ через 10 дней. Если сразу написать жалобу на сотрудника полиции, то можно избежать дальнейших заявлений и ускорить раскрытие преступления. Суд ответит на заявление через 3 дня. Руководитель органа полиции накажет полицейского, который нецензурно выражался. В случаях злоупотребления должностными обязанностями следует обращаться в Управление собственной безопасностью.

Систематизация бухгалтерии

Согласно нормам отечественного законодательства, а именно статьям принятого Закона «О полиции», каждый служащий должен в полной мере отвечать за свои действия. И в равной степени возможно применение наказания, как за активные противозаконные действия, так и за бездействие силовых органов правопорядка.

Что является неправомерными действиями сотрудников полиции

  • в правом углу страницы сверху располагается обращение к конкретному органу реагирования (важно указать правильное наименование юридического лица, а также адрес расположения);
  • под информацией о получателе обязательно указать персональные данные гражданина, который решил обращаться (Ф.И.О., контактный номер телефона, адрес прописки и постоянного места проживания);
  • посередине располагается название документа – «Жалоба», с обязательным указанием, на действия какого работника подается заявление (это сократит время на выбор субъекта проведения проверки);
  • описательная часть должна содержать максимально подробную информацию о произошедшем конфликте, с указанием даже незначительных подробностей, поскольку часто именно они помогают справедливо расценить обстановку происшествия;
  • раздел «Прошу» должен содержать описание своей просьбы к контролирующему органу;
  • в заключение предстоит указать дату составления обращения, а также оригинал подписи жалобщика.

В первом случаи человек не выполнил свои обязанности, во втором — выполнил не надлежащим образом. Общей статьи за бездействие в уголовном праве нет. Кодекс предусматривает наказание исходя из конкретных ситуаций, примеры которых мы и рассмотрим. Ответственность согласно ст. Мера наказания может быть следующей:.

Жалобы на сотрудников полиции в прокуратуру

Жалоба пишется от руки либо на компьютере, отправляется по электронной почте или отдается лично в руки. Особой спецификой оформления данное заявление не отличается. Главное написать ФИО заявителя и кому адресована жалоба. На листе должна быть внятно изложена причина заявления.

Прокуратура – орган, который контролирует работу полиции, поэтому реагирует на доказанные нарушения оперативно. Для большей действенности можно поставить пометку в канцелярии на копии жалобы на действия сотрудников полиции. После удаленно узнать о том, кто именно будет заниматься вашим делом – фамилию и имя, должность работника прокураторы, который обязуется разобраться в вопросе.

Это важно знать: Заявление в полицию о краже имущества: образец 2020 года

Бездействие сотрудников полиции на примере судебной практики

Потерпевший, у которого сожгли автомобиль, подал жалобу на работу полицейского. Уголовное дело было заведено и транспортное средство проходило экспертизу на оценивание стоимости. На момент исследования владелец авто был не в городе. Вместо него задавал вопросы экспертам сотрудник полиции. Не зная о покупке дорогого звукового оборудования, машину оценили дешевле себестоимости. По приезду заявитель попросил исправить ошибку, но сотрудник правоохранительных органов отказался выполнять просьбу. В таком случае владелец авто имеет полное право произвести переоценку стоимости транспортного средства.

Очевидец происшествия не хотел писать показания, полицейский составил документ на своё усмотрение, дав на подпись свидетелю. При этом показания не соответствуют устному изложению очевидца. Если допущена ошибка в дате правонарушения или место преступления записано неправильно, то закон будет на стороне заявителя жалобы.

ООО «Продукты 24» подала заявление на незаконное изъятие алкогольных напитков сотрудником полиции. На марку пива «Оболонь» у магазина отсутствовала лицензия. Таких бутылок было 10 штук. Помимо предмета совершенного преступления было изъято еще 30 лицензированных бутылок. При таких обстоятельствах суд признает незаконность действий должностного лица.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать Задать вопрос юристу

Какая статья грозит полицейским за незаконное задержание

  1. Не лишним будет иметь съемку или запись задержания, так что по возможности попробуйте записать на камеру или диктофон процесс задержания;
  2. Если задержание с целью составления протокола, спросите почему его нельзя составить на месте;
  3. Вежливо общайтесь с сотрудником полиции, попросите разъяснений по поводу оснований для задержания, адреса отделения полиции куда вас везут;
  4. Свяжитесь со своим юристом или адвокатом;
  5. Если сотрудник полиции не представился, зафиксируйте номер его нагрудного значка, попросите представиться;
  6. Не сопротивляйтесь требованиям полицейского, если они законны. При совершении сотрудником незаконных действий, напомните ему об этом, но при этом помните и о собственной безопасности;
  7. Запомните или зафиксируйте время задержания, напрямую от этого зависит сколько вас продержат в полиции. По ч. 1 ст.27.5 КоАП РФ этот срок не более трех часов без исключительных обстоятельств. В исключительных случая, четко определенных законом (ч.2, 3 ст.27.5 КоАП РФ) этот срок может быть продлен до 48 ч.;
  8. После прибытия в отделение полиции, попросите уведомить ваших родственников, работодателя (если это произошло в рабочее время) о задержании.
  9. Отдельно у вас есть право на телефонный разговор не позднее трех часов с момента задержания (ч.7 ст.14 ФЗ «О полиции»).
  10. Если вам требуется медицинская помощь – вы имеете на нее право, уведомите об этом дежурного. С момента задержания охрана — обязанность полиции.

Как подать жалобу?

Существует три способа обжалования действий полицейского. Жалоба в вышестоящий орган полиции, прокуратуру или в суд. Жалобы после подачи в вышестоящие органы отправляются в учреждение, которому подчиняется полицейское подразделение, сотрудники которого совершили нарушения. Все жалобы, поступающие от граждан, в обязательном порядке регистрируются в день поступления. При этом повторные жалобы, регистрируются, так же как и первичные. Время, в течение которого рассматривается жалоба, составляет один месяц, но может продлиться при необходимости дополнительных проверок, на такой же срок. О продлении срока сообщается в письменной форме. Жалоба с личной подписью или подписью представителя, подается в вышестоящие органы в письменной форме и содержит:

  • наименование государственного органа, в который она подается;
  • полные сведения о должностном лице, принимающем документ;
  • данные о полицейских, допустивших нарушение;
  • сведения о заявителе
  • суть происшествия, какие права, свободы и обязанности были нарушены, описание незаконный действий (бездействий) полицейских.

Подлежат обжалованию действия сотрудников полиции, повлекшие за собой такие последствия как:

  • незаконное привлечение к уголовной или административной ответственности;
  • возложение на гражданина, каких-либо обязанностей, противоречащее закону.

Таким образом, гражданин может потребовать отмены незаконно наложенного наказания, восстановление прав и свобод.

К жалобе должны прилагаться документы, доказывающие его правоту. В том случае если документ подается в вышестоящие органы законным представителем гражданина, прилагается доверенность. Затем жалоба отправляется в органы власти заказным письмом или передается представителем лично, а заявитель получает копию документа с отметками о приёме.

Мнение эксперта

Григорьев Егор Кириллович

Консультант в области права с 7-летним стажем. Специализируется в области уголовного права. Опыт более 3 лет в защите правовых интересов.

После рассмотрения должностное лицо или вышестоящий орган принимают решение, которое впоследствии может быть обжаловано в суде или прокуратуре.

Основания привлечения должностных лиц к административной ответственности

Основанием для наложения административного взыскания является совершение чиновником административного проступка. Данная норма закреплена и гарантирована КоАП РФ.

Виды проступков, влекущие за собой привлечение к ответственности и сопутствующее применение мер административного взыскания:

  • невыполнение либо исполнение ненадлежащим образом служебных обязанностей;
  • совершение неправомерных действий или бездействия, что повлекло за собой нарушение законных прав граждан;
  • отказ сотрудника внутренних дел в рассмотрении заявления гражданина или в приеме документа;
  • нарушение порядка рассмотрения заявлений граждан, а также несоблюдение сроков;
  • принятие необоснованного решения, которое нанесло ущерб гражданину.

Представленный перечень правонарушений не является исчерпывающим.

Полный список оснований, а также порядок привлечения должностных лиц к административной ответственности изложены в КоАП РФ.

Как правило, основной мерой административного взыскания в отношении должностных лиц является применение штрафных санкций, размер которых зависит от степени тяжести совершенного проступка, а также от других факторов, имеющих значение при определении наказания (повторность, размер ущерба, нанесенного правонарушением и т. д.).

Судебный порядок обжалования действий (бездействий) сотрудников ОВД

1. Действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа МВД России подлежат обжалованию участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы в порядке установленном УПК РФ.

В соответствии со ст. 125 УПК РФ, постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа МВД России об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Если место производства предварительного расследования определено в соответствии с частями второй — шестой статьи 152 УПК РФ, жалобы на решения и действия (бездействие) указанных лиц рассматриваются районным судом по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.

2 Постановления, вынесенные должностными лицами органов МВД России, по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, подлежат обжалованию в суд в порядке определенном КоАП РФ, АПК РФ

В соответствии со ст.ст. 30.1, 30.3 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом органа МВД России может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5.1 КоАП РФ в районный суд по месту рассмотрения дела. Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством (глава 25 АПК РФ).

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока обжалования, по ходатайству лица, подающего жалобу, данный срок может быть восстановлен судьей.

Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58 настоящего Кодекса, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений.

Это важно знать: Как подать заявление в полицию через Госуслуги

В соответствии со ст.ст. 207, 208 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 25 АПК РФ и КоАП РФ.

Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.

Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя либо по месту нахождения административного органа, которым принято оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

3 Нормативные правовые акты МВД России полностью или в части, решения, действия (бездействия) органов МВД России, должностных лиц, государственных служащих МВД России подлежат обжалованию (оспариванию) в суд в порядке определенном КАС РФ.

В соответствии с положениями ст.ст. 2, 4, 124, 218, 219 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Административное исковое заявление может содержать требования:

— о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;

— о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);

— об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;

— об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;

— об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, должностным лицом.

Исковое заявление, содержащее указанные требования может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Гражданско-правовая и материальная ответственность должностных лиц

Неправомерные действия или бездействие должностных лиц как внутренних органов, так и следственных, в результате совершения которых был нанесен ущерб гражданам, являются основанием для привлечения нарушителя к гражданско-правовой ответственности.

Особенности привлечения должностных лиц к материальной и гражданско-правовой ответственности:

  • возмещение ущерба осуществляется за счет средств из государственного бюджета, должностное лицо при этом привлекается к материальной ответственности;
  • нарушитель, являющийся должностным лицом, не несет ответственности перед лицами, пострадавшими от его неправомерного действия или бездействия, поскольку, согласно законодательству, должностные лица не входят в число субъектов гражданских правоотношений;
  • возмещение вреда, причиненного незаконными действиями чиновника, происходит в порядке, установленном ГК РФ;
  • привлечение должностного лица к материальной ответственности не исключает возможности наложения на него меры административного взыскания или применения дисциплинарного наказания.

Куда можно пожаловаться на бездействие и незаконные действия сотрудников полиции

Все звонки и разговоры, поступающие по телефонам горячей линии и полиции, обязательно записываются и проверяются. Такого обращения будет достаточно для проведения проверки жалобы. Звонок будет являться доказательством при проведении служебного расследования.

Прокуратура является органом надзора за деятельностью сотрудников органов внутренних дел.

Кроме того, полицейские могут превышать должностные полномочия и совершать незаконные действия в отношении гражданских лиц.

  • об оставлении заявления без удовлетворения;
  • о признании бездействия (действий) незаконными или необоснованными (с указанием исправить допущенные нарушения).

Прокурор рассматривает жалобу в течение 3 дней со дня поступления. В некоторых случаях допускается увеличение срока рассмотрения жалобы до 10 дней.

Понятие и виды ответственности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации

В процессе прохождения службы лица рядового и начальствующего состава ОВД, выполняя функциональные обязанности, должны знать о порядке и условиях привлечения их к ответственности в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения своих должностных обязанностей.

Ответственность сотрудников ОВД — это предусмотренная правовыми нормами обязанность виновного сотрудника претерпевать определенные неблаго-прият-ные последствия в результате совершенного им деяния.

Виды ответственности:

— уголовная;

административная;

дисциплинарная;

материальная.

Уголовную ответственность сотрудники ОВД несут на общих основаниях в соответствии с действующим УК РФ. Отличительной особенностью при этом является то, что в ряде случаев они могут привлекаться к уголовной ответственности не как обычные граждане, а как должностные лица.

В соответствии со ст. 2.5. КоАП РФ сотрудники органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с Положением о службе в ОВД. За нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, сотрудники ОВД несут ответственность на общих основаниях. Кроме того, к ним не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста.

Дисциплинарная ответственность.

Служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленного законодательством Российской Федерации, Присягой, Контрактом о службе в ОВД, а также приказами МВД РФ и прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий.

Начальник несет ответственность за состояние служебной дисциплины среди подчиненных. Наряду с высокой требовательностью к ним он обязан:

— создавать необходимые условия для труда, отдыха и повышения квалификации подчиненных;

— воспитывать у подчиненных чувство ответственности за выполнение служебных обязанностей;

— не допускать протекционизма в работе с личным составом, преследования сотрудников органов внутренних дел по мотивам личного характера или за критику недостатков в деятельности органов внутренних дел;

— обеспечивать гласность и объективность в оценке служебной деятельности подчиненных;

— уважать честь и достоинство подчиненных.

За нарушение служебной дисциплины на сотрудников органов внутренних дел могут налагаться следующие виды взысканий:

— замечание;

— выговор;

— строгий выговор;

— предупреждение о неполном служебном соответствии;

— понижение в должности;

— снижение в специальном звании на одну ступень;

— лишение нагрудного знака;

— увольнение из органов внутренних дел.

В учебных заведениях Министерства внутренних дел Российской Федерации кроме перечисленных видов взысканий применяются взыскания в виде назначения вне очереди в наряд по службе (за исключением назначения в караул или дежурным по подразделению), а также отчисления из учебного заведения.

Сотрудник органов внутренних дел может быть одновременно отстранен от должности в случае привлечения его в качестве обвиняемого в совершении преступления, а также в случае грубого нарушения служебной дисциплины, делающего невозможным исполнение им служебных обязанностей. За время отстранения от должности сотруднику выплачивается денежное довольствие в полном размере.

Сотрудник органов внутренних дел вправе обжаловать наложенное на него взыскание последовательно вышестоящим начальникам вплоть до Министра внутренних дел Российской Федерации, а также в суд.

При нарушении служебной дисциплины подчиненным начальник обязан предупредить его о недопустимости таких действий, а при необходимости наложить дисциплинарное взыскание или передать материалы о проступке на рассмотрение суда чести.

Поощрения и дисциплинарные взыскания применяются прямыми начальниками в пределах предоставленных им прав.

Начальник при временном исполнении им обязанностей по должности, если об этом объявлено в приказе, пользуется дисциплинарными правами по временно исполняемой должности.

Дисциплинарные права, предоставленные нижестоящим начальникам, принадлежат и вышестоящим начальникам.

Поощрения и дисциплинарные взыскания объявляются приказами. Благодарность, замечание, выговор, назначение вне очереди в наряд могут быть объявлены устно. Взыскание, наложенное приказом, не может быть снято устно.

О поощрениях и дисциплинарных взысканиях сотруднику органов внутренних дел объявляется лично, перед строем или на совещании (собрании).

За каждый случай нарушения служебной дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. При нарушении дисциплины совместно несколькими лицами дисциплинарные взыскания налагаются на каждого виновного в отдельности и только за совершенное им нарушение.

Приказ о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется сотруднику органов внутренних дел, подвергнутому взысканию, под расписку.

Сотрудники, подвергнутые дисциплинарному взысканию, не освобождаются от материальной ответственности за причиненный ущерб, а также от привлечения к административной или уголовной ответственности, если они виновны в совершении административного правонарушения (проступка) или в их действиях содержатся признаки состава преступления.

Досрочное снятие дисциплинарного взыскания в порядке поощрения производится начальником, наложившим это взыскание, равным ему или вышестоящим прямым начальником. Устное взыскание считается снятым по истечении одного месяца.

Прямыми начальниками являются начальники, которым сотрудники органов внутренних дел подчинены по службе, хотя бы временно. Ближайший к подчиненному прямой начальник является его непосредственным начальником. Сотрудники, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими и младшими. Старшинство определяется специальным званием, а при равных званиях — занимаемой должностью.

До наложения взыскания от сотрудника, привлекаемого к ответственности, должно быть истребовано письменное объяснение. При необходимости проводится проверка указанных в нем сведений с вынесением заключения по результатам проверки.

Дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида и меры взыскания принимаются во внимание характер проступка, обстоятельства, при которых он был допущен, прежнее поведение виновного, признание им своей вины, его отношение к службе и др.

Дисциплинарное взыскание приводится в исполнение немедленно, но не позднее одного месяца со дня его наложения. По истечении этого срока взыскание в исполнение не приводится, но подлежит учету.

Дисциплинарное взыскание должно быть наложено до истечения десяти суток с того дня, когда начальнику стало известно о совершенном проступке, а в случаях проведения служебной проверки, возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении — не позднее 1 месяца соответственно со дня окончания проверки, рассмотрения компетентным органом или должностным лицом уголовного дела или дела об административном правонарушении и вынесения по ним окончательного решения, не считая времени болезни виновного или нахождения его в отпуске.

Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника приказом, считается снятым, если в течение года со дня его наложения этот сотрудник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию.

Сотрудникам, отсутствовавшим на службе без уважительных причин, денежное довольствие за время прогула не выплачивается. При этом они не освобождаются от дисциплинарной ответственности. При привлечении к дисциплинарной ответственности за пребывание на службе в нетрезвом состоянии необходимо руководствоваться результатами медицинского освидетельствования, а в случае отказа сотрудника от освидетельствования — показаниями не менее двух свидетелей. Получение каких_либо объяснений от сотрудника откладывается до его вытрезвления.

Дисциплинарное взыскание не может быть наложено во время болезни сотрудника либо в период его нахождения в отпуске или командировке, а также в случае, если со дня совершения проступка прошло более 6 месяцев, а по результатам ревизии или проверки финансово_хозяйственной деятельности — более 2 лет со дня его совершения. В указанные сроки не включаются период нахождения сотрудника в отпуске, время болезни, а также время производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении.

Если к сотруднику органов внутренних дел, по мнению начальника, необходимо применить меры поощрения или наказания, выходящие за пределы его прав, то он ходатайствует об этом перед вышестоящим начальником.

Вышестоящий начальник имеет право отменить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим начальником, или наложить более строгое взыскание, если ранее объявленное не соответствует тяжести совершенного проступка.

Дисциплинарные взыскания на сотрудников следственного аппарата органов внутренних дел налагаются начальниками, которым предоставлено право назначения их на должность, а в случаях, связанных с процессуальной деятельностью сотрудников, — по согласованию с руководителями соответствующих следственных подразделений.

Начальник, превысивший предоставленные ему права по применению поощрений и наложению дисциплинарных взысканий, несет за это дисциплинарную ответственность.

Права и ответственность начальников по применению поощрений и наложению дисциплинарных взысканий устанавливаются Министром внутренних дел Российской Федерации.

В органах внутренних дел создаются суды чести рядового и младшего, сред-него, старшего и высшего начальствующего состава. Они призваны давать пра—вовую и нравственную оценку выносимым на их рассмотрение проступкам и пра—во-на-ру-ше-ниям сотрудников; оберегать и укреплять авторитет органов внутрен-них дел; оказывать помощь начальникам ОВД в укреплении служебной дисципли-ны, профессионально_этическом воспитании личного состава; содействовать фор—мированию у личного состава ОВД верности гражданскому и служебному долгу.

Суды чести действуют в соответствии с принципами законности, коллегиальности, демократизма, гласности; подотчетности, воспитательной и профилактической направленности, всесторонности и объективности рассмотрения фактов, доброжелательности, проявления чуткости, внимания и уважения к личности, реабилитации неправомерно обвиненного сотрудника.

Суд избирается в составе пяти или семи человек открытым голосованием на общем собрании соответствующей категории сотрудников или на собраниях их представителей. В состав суда избираются сотрудники, прослужившие в органе внутренних дел не менее шести месяцев, положительно характеризующиеся.

Состав суда избирается на два года и объявляется приказом начальника органа внутренних дел. Суды отчитываются о своей деятельности на собраниях, их сформировавших.

Материалы могут быть вынесены на рассмотрение судов чести или взяты к производству по собственной инициативе. Они рассматриваются в срок до десяти дней с момента поступления их в суд. Начальник не вправе до решения суда чести подвергать подчиненного за этот же проступок дисциплинарному взысканию. Суды чести не вправе рассматривать материалы о проступках и правонарушениях, за которые уже наложены дисциплинарные взыскания или по которым ранее состоялось решение компетентных органов или должностных лиц.

Суды чести могут рассматривать следующие материалы:

— о нарушении сотрудником органов внутренних дел служебной дисциплины;

— о недобросовестном отношении сотрудника органов внутренних дел к выполнению служебных обязанностей;

— о недобросовестном поведении сотрудника органов внутренних дел в свободное от службы время;

— о совершенных сотрудником органов внутренних дел правонарушениях, поступившие в установленном законом порядке из суда, органов следствия, проку-ратуры, других компетентных органов и от должностных лиц.

Сотрудник, в отношении которого рассматривается материал судом чести, имеет право:

— знакомиться с материалами;

— участвовать в заседании суда;

— давать устные и письменные объяснения суду;

— представлять свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе рассмотрения;

— заявлять отводы, ходатайства;

— возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в рассмотрении;

— обжаловать решение суда.

Суд чести может применять следующие меры воздействия:

— объявление общественного порицания;

— возбуждение ходатайства перед соответствующим прямым начальником о применении одной из мер воздействия (лишение нагрудного знака; снижение в специальном звании на одну ступень; отчисление курсанта, слушателя из учебного заведения, подразделения; понижение в должности; перемещение по службе; увольнение по службе).

Суд чести, рассмотрев проступок, может не применять мер воздействия, а ограничиться обсуждением, если сотрудник органов внутренних дел чистосердечно раскаялся, принес извинения коллективу и потерпевшему, а также добровольно возместил причиненный ущерб.

В законодательстве установлен определенный порядок обжалования и исполнения решений суда чести.

Жалоба подается в течение 7 дней со дня вынесения решения суда чести и рассматривается в срок до 7 дней, а в случае необходимости проведения проверки по жалобе — до 15 дней.

Если начальник органа, в котором создан суд, найдет жалобу обоснованной или сам установит, что решение суда чести противоречит нормативным актам или обстоятельствам дела, то он с приведением мотивов отменяет решение и направляет материалы в суд чести на новое разбирательство либо прекращает рассмотрение материалов.

В случае возбуждения судом чести ходатайства перед соответствующим прямым начальником о применении им одной из мер дисциплинарного воздействия (лишение нагрудного знака, понижение в должности, снижение в специальном звании на одну ступень, отчисление из учебного заведения, подразделения, увольнение из органов внутренних дел) начальник органа в месячный срок в пределах предоставленных ему прав принимает решение самостоятельно либо представляет вышестоящему начальнику решение суда чести со своим заключением.

Решения судов чести заносятся в послужные списки личных дел сотрудников. Решения действуют в течение года. Суд чести имеет право снять примененную им меру воздействия до истечения годичного срока или ходатайствовать перед начальником о досрочном снятии наложенного им взыскания при примерном поведении и добросовестном отношении к службе лица, привлеченного к суду.

Материальная ответственность.

В соответствии с действующим законодательством сотрудник ОВД несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, за исключением случаев, прямо предусмотренных ст. 243 ТК РФ.

Таким образом, все уполномоченные на то государственные органы и должностные лица в процессе привлечения сотрудников ОВД к ответственности должны действовать в режиме строгого соблюдения соответствующих законов и иных нормативно-правовых актов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *