Внешний вид учителя в школе

Внешний вид учителя в школе

Асанов Сервер Хайсерович

СТАНДАРТЫ ВНЕШНЕГО ВИДА

СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ.

Выполнил учитель:

первой категории

МБОУ СОШ № 23.

АСАНОВ СЕРВЕР ХАЙСЕРОВИЧ.

1. Дресс — код для учителя в школе.

2. Кодекс о профессиональной этике педагогических работников.

3. Правило трех «К» к деловой одежде.

4. Дресс – код учителя: несколько простых правил.

5. Что не нужно носить на работу.

6. Рекомендуется надевать.

7. Цветовая гамма.

8. Правила дресс – кода для мужчин.

9. Основные правила «обувного» дресс – кода.

10. Украшения и аксессуары.

11. Причёски и стрижки.

12. Макияж и маникюр.

13. Закон дресс – кода учителя!

14. Уважаемые учителя! Будьте неотразимы! Спасибо за внимание!

ДРЕСС — КОД ДЛЯ УЧИТЕЛЯ В ШКОЛЕ.

Дресс код (англ. dress code — кодекс одежды)

форма одежды, требуемая при посещении определённых мероприятий, организаций, заведений. Дресс- код — это международные правила этикета в одежде, нормы внешнего вида в разных ситуациях, от деловых встреч до светских приемов и корпоративных вечеринок.

Кодекс о профессиональной этике педагогических работников:

«Внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность».

Правило трех «К» к деловой одежде:

1. Комфортность.

Чтобы не мешать вам выполнять свою работу;

2. Корректность.

Чтобы не отвлекать учащихся от вашей речи;

3. Креативность.

Чтобы визуально выделять вас из множества сотрудников.

Дресс – код учителя: несколько простых правил.

Для начала хотелось бы акцентировать внимание на одежде, которая ни в коем случае не должна находиться в рабочем гардеробе преподавателя.

Обтягивающая одежда

Учителю необходимо отказаться от одежды из тянущейся синтетики, обтягивающих водолазок, коротких и узких юбок, обтягивающих брюк, напоминающих не что иное, как леггинсы.

Что не нужно носить на работу:

джинсы и спортивную одежду;

одежду с бахромой и блестками, с кружевами, большими яркими пуговицами;

просвечивающие блузки, блузки с очень глубоким декольте;

пончо и подобные ему бесформенные накидки;

«цыганские юбки», одежду кричащих расцветок или «кислотных» тонов;

голые ноги так же не приветствуются, даже в жару;

на работе не допускаются колготки и чулки в крупную сетку или клетку, в цветочек.

Рекомендуется надевать:

В целом учителя отдают предпочтение классическим, деловым, английским и французским стилям. Однако стоит не забывать и о том, что в каждом возрасте необходимо одеваться по-разному.

Цветовая гамма:

Следует исключить яркие цвета.

«Деловой палитрой» считаются:

классический черный и белый,

все оттенки синего, коричневый,

бордовый, серый и бежевый.

В деловом костюме должно быть

не более 3-Х цветов.

Правила дресс – кода для мужчин:

Идеальный гардероб для мужчины:

— костюм (идеальный чёрный, тёмно-синий или тёмно-серый цвета);

— белая рубашка;

— неброский галстук;

— носки должны быть чёрными и такой длины, чтобы в позе «нога на ногу» не была видна полоска голой ноги;

— туфли-классика;

— аксессуары: часы и обручальное кольцо;

— чистые, аккуратно подстриженные волосы;

— ухоженные, чистые руки.

Основные правила «обувного» дресс — кода:

— черные лодочки, только потом бежевые или коричневые;

— обувь для работы должна быть строгих классических форм, на невысоком устойчивом каблуке (не выше 6 см);

— лучше исключить всевозможные бантики, стразы, вышивку и т. д.;

— деловой стиль не приемлет кроссовки, шлепки и любую обувь без задников, открытые босоножки, а также сапоги выше колена.

Украшения и аксессуары:

— украшений должно быть не более 3-х;

— они не должны блестеть, быть громоздкими, звенеть;

— Одновременное ношение золота и серебра не рекомендуется;

— Часы строгой лаконичной формы, их Корпус должен гармонировать с остальными вашими украшениями;

— Это правило касается всех остальных металлических предметов гардероба (пряжек, пуговиц, застежек на сумке);

— Сумка должна гармонично сочетаться с одеждой.

Причёски и стрижки:

Прическа должна быть аккуратной. Распущенные длинные волосы (ниже уровня плеч) непозволительны, цвет волос должен быть натуральных оттенков;

Макияж и маникюр:

Допускается использование теней для век и средств, для губ прозрачных и натуральных оттенков;

— маникюр для педагога-женщины обязателен, при этом ногти не должны быть чрезмерно длинными. Для маникюра разрешается использовать лак прозрачных и светло-розовых (нейтральных) тонов.

Закон дресс – кода учителя!

Культура одежды имеет немаловажное значение. Это визитная карточка учителя. Одежда и одевает, и открывает человека. Внешний вид учителя значим, так как в основе его работы общение с большим количеством людей, основная часть которых – дети. В таком случаи классический, даже немного консервативный вид более уместен, нежели ультрамодные наряды. Внешний вид учителя должен отличатся элегантностью, аккуратностью, чистотой и опрятностью, внушать уважение и вызывать доверие.

Внешний вид педагога • Культура одежды имеет не меньшее значение, чем культура поведения. В одежде всегда должны присутствовать, т.к. она является визитной карточкой учителя. «Одежда и одевает, и открывает человека». • Внешний вид учителя имеет довольно большое значение, так как его работа связана с общением с большим количество людей, при этом их основная часть дети. В этом случае, классический, даже немного консервативный вид куда уместнее, чем ультрамодные наряды. • Внешний вид педагога должен отличаться элегантностью, аккуратностью, чистотой и опрятностью, внушать уважение и вызывать доверие. • Должна быть удобной, но не противоречить общепринятым нормам приличия. • Идеальной формой одежды для учителя является такая, которая способствует сосредоточению внимания учеников не на изучении деталей одежды, а именно на усвоении материала. Такой одеждой может быть деловой костюм, который подчеркивает профессиональные, личные качества и официальность отношений с учениками. К деловому костюму относят пиджак с юбкой или брюками и блузку. • Для женщины – это не обязательно должен быть брючный костюм или пиджак с юбкой, это может быть и красивое, но элегантное платье. • В российских традициях черный, белый и серый цвета поднимают статус личности в глазах окружающих, а яркая цветная гамма может повлиять на качество усвоения материала классом, привлекая внимание исключительно к внешнему виду учителя. Выбирая пастельные, спокойные цвета, вы можете быть уверены, что внимание будет сконцентрировано именно на изложении вашего материала. Предпочитающими цветами для деловой одежды считаются серый, черный, коричневый, бежевый, темно-синий, темно-бордовый. Блузки и рубашки могут быть нежных пастельных тонов. Старайтесь избегать люрекса, кожи, блесток и искусственных материалов. • Украшений должно быть минимальное количество, они не должны быть яркими и броскими, если учитель не хочет, чтобы в течение всего урока ученики внимательно изучали ее новое колье, вместо того, чтобы учиться. • Позаботьтесь о прическе, макияже и маникюре: вы должны производить впечатление ухоженной женщины. Чтобы выглядеть максимально естественно, макияж и маникюр подберите в сдержанных нейтральных тонах. Прическа должна быть в меру строгой. Цвет волос должен быть естественным. • Не приобретайте и не надевайте одежду из тканей, которая легко мнутся, потому что к середине рабочего дня будете выглядеть непрезентабельно. • Украшения и аксессуары следует выбирать неброские: прекрасно подойдут бусы из некрупного жемчуга средней длины, тонкие кольца из благородного металла, небольшие серьги. • Типичными деталями превосходства являются очки (идет переоценка умственного и образовательного уровня), длинные волосы у мужчин (если это не протест хиппи, то идет переоценка духовного, интеллектуального уровня, круга интересов). • Удачно подобранный гардероб поможет своему владельцу не только произвести благоприятное впечатление на окружающих, но и подчеркнет его профессиональные и личные качества. Голос • Голос – звучащий имидж педагога, его главное орудие труда на уроках, внеклассных занятиях, родительских собраниях. • Голосом – при правильной дикции, интонировании, громкости, выразительности – можно заворожить, влюбить, увлечь, овладеть аудиторией. • А люди, голос которых всегда звучит в громком «ругательном» режиме, сразу отталкивают от себя других. Оправдывая себя, они заявляют: «Я не кричу, у меня такой голос». На самом деле это тревожный симптом: такое невротическое поведение они часто получают от родителей или от среды своего обитания. Для педагога такая голосовая манера – сигнал о профессиональной непригодности. • Над своим звуковым имиджем можно работать, и успешно. Чем пахнет в вашем классе • Запах – один из ведущих показателей того, из какого социального слоя человек, сигнал о его социальном статусе. • По запаху дорогих духов можно узнать бизнес-леди, по специфическому запаху – бомжиху. • Запах учебного заведения подает сигнал о степени ухоженности всего здания, уровне культуры его обитателей. • Дети часто привыкают к запаху любимого учителя. Запах очень сильно действует на подсознание. • Арома-имидж включает в себя запах духов учителя, запах свежести проветриваемого помещения, аромат классной комнаты. • Запах свежести можно создать при помощи эфирных масел апельсина, лимона, лаванды, пихты. • Запахи обладают и лечебными свойствами: — эвкалипт, пихта, розмарин, шалфей, лимон помогают при простуде; — фенхель, роза, герань, чабрец, можжевельник, анис, жасмин успокаивают; — базилик, шалфей, лавр, гвоздика, розмарин, кориандр, ромашка, кедр, лимон улучшают память; — сосна, эвкалипт, герань, можжевельник, полынь, мята, розмарин, чабрец активизируют умственную деятельность. • Легкий аромат в классе с эфирным маслом благоприятно воздействует на нервную систему, обладает бактерицидным свойством. Деловые качества и хорошие манеры • Для имиджа педагога очень важны деловые качества – профессиональная и социальная компетентность, пунктуальность, точность, деловитость. • Щепетильное отношение к чужому времени. Уважение к чужому труду. Потребность к самообразованию: хронический интерес к научно-методическим новинкам. • В школе никак не обойтись и без хороших манер в разговорах с учащимися, общении с коллегами, родителями школьников и в то же время – без знания делового этикета, соблюдения субординации. • Учителю важно контролировать свои жесты, особенно необходимо избавляться от агрессивных, которые на бессознательном уровне отталкивают детей от личности педагога. • Мимика должна быть только доброжелательной. • Наличие ненормативной лексики, жаргонизмов в речи педагога – показатель профнепригодности. • Профессионально не пригоден для образования и воспитания так же курящий, а тем более – пьющий человек.

Силуэт одежды • Главная характеристика строгого стиля — особый силуэт костюма. Исследования психологов показали, что в восприятии большинства людей респектабельный костюм, свидетельствующий о солидном статусе владельца, имеет силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами (это справедливо как для женщин, так и для мужчин). С таким стилем несовместимы, например, свитер (особенно пушистый), мягкие брюки или джинсы, пышные платья с оборками и кружевами. В обыденном сознании подобные элементы, округляющие силуэт, свидетельствуют либо о низком социальном статусе владельца, либо о его принадлежности к «свободной» профессии. • Таким образом, поддержанию необходимой дистанции в классе лучше способствует высокостатусный «прямоугольный» силуэт. Все элементы одежды должны свидетельствовать об умеренности и уравновешенности. Цвета одежды • Учитель может скорректировать свой имидж, улучшить его, а значит, найти взаимопонимание с учениками и коллегами по работе, меняя свои цветовые предпочтения в одежде и окружении. Восприятие цвета зависит от эмоционального состояния человека. Именно этим объясняется то, что человек в зависимости от своего эмоционального состояния расположен к одним цветам, равнодушен к другим и неприемлем к третьим. Цвет не только вызывает соответствующую реакцию человека в зависимости от его эмоционального состояния, но и определенным образом формирует его эмоции и даже характер. Иногда бывает, что все элементы мощного имиджа на месте, но он все равно не работает. Вам может не хватать самого важного аспекта вашего личного успеха – привлекательности в глазах окружающих. Помните, привлекательные люди: • часто и охотно улыбаются; • обладают хорошим чувством юмора; • естественно себя ведут; • веселы; • часто и охотно говорят комплименты; • знакомы с этикетом и следуют ему; • уверены в себе; • умеют посмеяться над собой; • быстро вызывают человека на разговор о нем самом; • осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы; • дружелюбны, с ними легко в общении.

Внешний вид – основное условие для педагога.

Кутчер О.В.,

учитель технологии,

высшей квалификационной категории.

МКОУ «Детский дом-школа№95»,

г. Новокузнецк, Кемеровская область

Вопрос о внешнем виде учителей часто поднимается в профессиональной среде. Смотрите на видео РИА Новости, что думают педагоги о том, как должен выглядеть современный преподаватель.

Большинство работников образования склоняются к тому, что оптимальный стиль для учителя – деловой.

«Я убежден, что учитель не должен выглядеть жалко, он должен быть очень прилично и элегантно одетым. Мы не требуем белый верх и черный низ в стиле Надежды Константиновны Крупской, поэтому тут есть огромное пространство для самовыражения учителя», — рассказал РИА Новости заслуженный учитель России Евгений Ямбург.

Декан факультета начальных классов МПГУ Лидия Ковригина считает, что скромный внешний вид– обязательное условие для педагога.

Вопрос о внешнем виде учителей затронули и депутаты Госдумы. В преддверии нового учебного года народные избранники выдвинули идею о введении дресс-кода для школьных преподавателей. Под запрет могут попасть чрезмерно открытая, вызывающая одежда и яркий макияж.

Модный учитель

Хороший учитель дает не только знание по профильному предмету, но и является примером для подражания в манере общаться, вести себя и одеваться. «Одежда и одевает, и открывает человека». Именно поэтому педагог должен быть стильным, модным и современным. Учитель должен показывать своим внешним видом расположенность к школьникам и способность идти в ногу со временем при этом, давать ясно понять, что субординация необходима. Это сложная задача. «Модный этикет» предоставляет всем учителям несколько советов.

Что НУЖНО делать:

  • Важен баланс между строгостью и вычурностью. В первом случае есть риск выглядеть «синим чулком» или показаться старомодной, а во втором дать повод к фамильярному общению со стороны учеников.

  • Каждый костюм можно анализировать по следующим основным критериям: цвету, крою и материалу, из которого он выполнен. Таким образом, выбирая одежду, можно руководствоваться правилом, что один из вышеназванных критериев не должен соответствовать характеристике «строгий и сдержанный». Например, представим платье. Его цвет серый, гладкий материал – шерсть с шелком, а крой – асимметричный, с необычной драпировкой и оригинальными накладными карманами. То есть первые две характеристики традиционные и даже скучные, а третья отвечает современной моде и авангардному стилю. Дополним такое платье плотными колготами и креативными ботильонами или стильными лодочками и изысканной винтажной брошью.

  • Возьмем мягкие и женственные, пудровые оттенки. Выберем шифоновую блузу с прозрачными рукавами, поверх трикотажный жакет, и юбка-карандаш с баской с перламутровым отливом.

  • Узкая юбка-карандаш в нынешнем сезоне может быть экипирована баской. Баски держатся уже несколько сезонов подряд и не выходят из моды по нескольким причинам. Потому что, во-первых, этот элемент достаточно долго не присутствовал на подиуме, во-вторых, этот элемент очень хорошо подходит, для того чтоб решить многие проблемы фигуры: и излишне объемные бедра, и бедра недостаточно объемные могут быть надежно укрыты под баской. При этом баска асимметрична, однако она не дает никакой фривольности образу.

  • Старайтесь использовать сочетание модных цветов. Например, любые цвета, напоминающие свеклу свежую или, к примеру, «уже приготовленную» – это то, что является настоящим писком осенне-зимнего сезона.

  • Не забывайте о практичности: делайте такие вложения в свой гардероб, чтобы база была очень удачно скомплектована и хорошо подходила под любые обновки, которые бы женщина ни делала.

Что НЕ НУЖНО делать:

  • Ни в коем случае не недооценивайте правильный выбор модной одежды! Многие учителя делают это во многом из-за того, что неправильно оценивают свою роль в жизни ученика: им часто кажется, что у него и так много учителей, потому выглядеть безвкусно вполне простительно. Это не так! Образ учительницы играет огромную роль в развитии ребёнка!

  • Не забывайте, что в то время, как ваш ум учит детей науке, ваш внешний вид учит их моде! Хороший, модный внешний вид — отличный пример для подражания!

  • Вырезы и излишне облегающая одежда в школе противопоказана — в особенности, если речь идёт об учителе старших классов. То же касается мини-юбок и высоких каблуков.

  • Выбирая модные сочетания одежды, ориентируйтесь на свой предмет: учителям химиии или рисования нужно не забывать про все возможные риски.

Культура одежды является визитной карточкой учителя.

Стиль одежды

  • .Классический, несколько консервативный вид предпочтительнее, чем сверхмодные одежды Внешний вид педагога должен быть элегантен, аккуратен, чистый, опрятный . Он должен внушать уважение , вызывать доверие. Одежда должна быть удобной, но не противоречить общепринятым нормам приличия.

Силуэт одежды.

  • Большинство людей воспринимают респектабельный костюм как свидетельство солидного статуса его владельца. Силуэт респектабельного костюма — это такой, который приближается к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами (как для женщин, так и для мужчин). К респектабельному стилю не относятся джемпер, свитер (особенно пушистый), джинсы или мягкие брюки, пышные платья с оборками и кружевами. В обыденном сознании людей такие элементы, округляющие силуэт, свидетельствуют о низком социальном статусе его владельца.

Форма одежды.

  • Идеальная форма одежды для учителя та, что способствует концентрации внимания учеников не на изучении особенностей одежды, а на усвоении материала. Такой одеждой является деловой костюм. Он подчеркивает профессиональные, личные качества педагога и и официальность его отношений с учениками. К деловому костюму относится пиджак с юбкой или брюками и блузку. Это может быть также красивое, элегантное, но деловое платье.

Цвет одежды.

  • Учитель может корректировать свой имидж, улучшить его, меняя свои цвета в одежде .Общепринято, что черный, белый и серый цвета поднимают статус личности в глазах окружающих. А яркая цветная гамма привлекает внимание учеников только к внешнему виду учителя. Лучше выбрать пастельные, спокойные цвета. Тогда внимание будет сконцентрировано именно на изучении материала. Правильный выбор цветовой гаммы одежды педагога может помочь найти взаимопонимание с учениками и коллегами по работе.

Предпочтительными цветами для деловой одежды считаются серый, черный, коричневый, бежевый, темно-синий, темно-бордовый. Блузки и рубашки могут быть нежных пастельных тонов. Следует избегать блесток, люрекса, кожи, искусственных материалов.

Украшения.

  • Украшений в наряде педагога должно быть минимальное количество. Они должны быть неяркими, неброскими. Подойдут бусы из мелкого жемчуга средней длины, тонкие кольца из благородного металла, небольшие серьги.

  • В противном случае, в течение урока ученики будут изучать шикарное новое колье педагога вместо того, чтобы учиться.

Прическа, макияж.

  • Они должны производить впечатление ухоженной женщины. Лучше выглядеть максимально естественно. Макияж и маникюр нужно подобрать в сдержанных нейтральных тонах. Прическа должна быть достаточно строгой, а цвет волос — естественным.

Удачно подобранный гардероб способствует благоприятному впечатлению внешнего вида педагога на окружающих. Он выгодно подчеркнет его профессиональные и личные качества.

В одежде учителя должен отражаться его высокий статус, так как между учениками и учителем должна возникать определенная дистанция.

Разумно сочетая требования моды со своим внешним видом, следует соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно – признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т. е. надо одеваться по моде, но так, чтобы это не бросалось в глаза. Настоящий учитель не станет одеждой подчеркивать свою женскую привлекательность (сексапильность), он будет демонстрировать на работе свой ум, профессиональные навыки и способности, более важные во всех отношениях, чем внешность.

Как же комментируют учащиеся ответы на вопросы о внешности и о моде?

… Учитель должен выглядеть красиво и молодёжно (7 кл., жен.)

…Честно говоря, я считаю, что учитель должен быть одет современно, но в умеренных пределах, но конечно, лучше, если учителя носят деловую одежду, соответствующую своей профессии (7 кл., жен.)

…По учителю и мы одеваемся также, ставим себя, как учитель (7 кл., жен.)

…Я считаю, что учитель должен выглядеть строго, в деловом костюме, с красивой прической (7 кл., жен.)

…Учительница должна подавать пример своим ученицам (7 кл., жен.)

…Все зависит от вкуса, может быть учителю не идет модная одежда (7 кл., жен.)

…Каждый учитель одевается по-своему, ученик не должен судить учителя по одежке, а должен по знаниям (8 кл., жен.)

…Он может модно одеваться в школе и на улице. (8 кл., жен.)

…Это не самое главное. Некоторые учителя одеваются не модно, зато уроки ведут хорошо (7 кл., жен.)

…Было бы здорово, но у каждого свой стиль, поэтому это личное дело каждого. …Возможно ему хотелось бы быть одетым по моде, но не хватает средств, и никто не может его судить. (10 кл., жен.)

…Конечно. Ведь если учитель одет в соответствии с современной модой, то он более современный, более строг с подростками, и значит, лучше понимает их, и соответственно быстрее сможет найти подход к своим ученикам (10 кл., жен.)

…Не обязательно, но мы живем в городе, и учитель не должен выглядеть, как работник колхоза. (10 кл., жен.)

… Да. Но не совсем, ведь это учитель и должен подавать пример. А если учитель придет в драных джинсах, с дыркой в носу или пирсингом в пупке, будет не очень приятно. (8 кл., жен.)

…Нет. Можно просто носить строгий костюм (8 кл., жен.)

…Конечно, а то подумают, какая-то бабушка старомодная пришла. (8 кл., жен.)

…Пусть учитель может не носить современную одежду, но главное, чтобы человеку она шла, и соответствовала прическа на голове. (7кл., муж.)

Литература:

1. М. В. Зюзько. Психологические консультации для начинающего учителя. Москва, «Просвещение”, 1995 г.

2. Удовенко М. На уроке и после звонка. Газета «Школьный психолог”, №7, 2006 г.

3. Степанов М. Творческая личность нашего времени. Газета «Школьный психолог”, №31, 2004 г.

4. Руководство «Виды одежды. Когда и как одеваться”. Москва, ассоциация «Книга”, 1992 г.

Требования к поведению и внешнему виду вызывают у участников образовательных отношений повышенный интерес и неоднозначную реакцию. Заслуженный учитель РФ, директор московской школы №109 Евгений Ямбург резко отреагировал на «Примерное положение о нормах профессиональной этики педагогических работников», назвав прописанные правила ханжеством. Другой заслуженный учитель РФ, директор столичной школы №548 «Царицыно» Ефим Рачевский заявил, что не возьмет на работу учителя с ногтями всех цветов радуги. Руководство школы №4 Сосновоборска Красноярского края собиралось отстранить школьника от занятий из-за прически. Стоит ли вопросам этики и облика уделять столь пристальное внимание – мнение нашего обозревателя.

Замысел Минпросвещения и профсоюза

Редакция ActivityEdu сообщала, что Министерство просвещения и общероссийский профсоюз работников образования подготовили регламентированные нормы поведения учителей. Документ, названный «Примерное положение о нормах профессиональной этики педагогических работников», направлен в субъекты РФ. На сайте Минпросвещения указано, что разработанное положение представляет собой «рекомендации по регулированию вопросов профессиональной этики педагогов» и «содержит детализированное описание этических норм».

Предполагается, что региональные организации, осуществляющие образовательную деятельность, будут руководствоваться указанным положением при разработке локальных нормативных актов. Кроме того, министерство и профсоюз полагают, что положение закрепляет право педагогов «на справедливое урегулирование конфликтных ситуаций».

Хотели как лучше, а получилось как всегда

Именно эта фраза Виктора Степановича Черномырдина, давно ставшая крылатой, пришла мне в голову после прочтения текста «Примерного положения».

Во-первых, положение фактически дублирует многие статьи и пункты «Закона об образовании в РФ» №273-ФЗ. Педагоги должны «соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики» (пункт 2 часть 1 статья 48) и иметь «право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики» (пункт 13 часть 3 статья 48). Что нового добавляет положение? Ничего.

Во-вторых, Минпросвещения подчеркивает, что педагог имеет право на урегулирование конфликтных ситуаций, «возникших по факту нарушения норм профессиональной этики». Но вы же прекрасно понимаете, что главный вопрос чаще всего звучит так: «А был ли вообще факт нарушения педагогом норм?» Фотография, опубликованная в соцсетях учительницей из Барнаула Татьяной Кувшинниковой, – это «нарушение норм» или пропаганда здорового образа жизни? Можно ли отнести эту фотографию к сфере «профессиональной этики» или это частная жизнь, которая, как известно, неприкосновенна?

Помогает ли ответить на сформулированные выше вопросы призыв из нового положения «воздерживаться от размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет”, в местах, доступных для детей, информации, причиняющий вред здоровью и (или) развитию детей»? Я считаю, что не помогает. Кроме того, на мой взгляд, из текста положения следует, что Минпросвещения и профсоюз не различают профессиональную деятельность педагога и его личную жизнь.

В-третьих, положение дублирует еще и статью 5 закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» №436-ФЗ, в которой перечислены виды такой информации.

Прическа как яблоко раздора

Предлагаю ненадолго забыть о профсоюзно-министерском положении и взглянуть на конфликтную ситуацию в сибирском городе Сосновоборске, где руководители школы №4 принуждали четвероклассника сменить прическу, а после того, как он отказался, обратились к родителям с предложением перевести мальчика на домашнее обучение. Конфликт широко освещался в СМИ, поэтому многие наверняка знают, что Минобразования Красноярского края направило предостережение школе №4, поскольку школа не имеет права в подобных случаях требовать перевести ребенка на домашнее обучение или отстранять его от занятий. Чиновники потребовали от образовательной организации изменить положение о школьной форме и внешнем виде учащихся.

На момент публикации этой статьи на сайте МАОУ СОШ №4 г. Сосновоборска «Положение о единой школьной форме и внешнем виде учащихся» отсутствовало, но в распоряжении редакции ActivityEdu имеется старая версия этого локального нормативного акта, подписанная директором школы перед началом учебного года, 13 августа. На мой взгляд, для понимания проблемы достаточно привести фрагмент документа, регламентирующий форму и прическу старшеклассниц:

Из текста следует, что девушки в возрасте 16-18 лет имели права посещать школу только в том случае, если волосы заплетены в косу, прибраны заколками, собраны в хвост или пучок, а любая другая прическа могла быть квалифицирована администрацией как не соответствующая требованию «аккуратности».

Скандалом с прической в СОШ №4 Сосновоборска заинтересовался краевой Следственный комитет, а министр образования региона извинилась перед родителями мальчика за действия руководства школы, подчеркнув, что прическа – личное дело каждого ученика.

Учитель с маникюром

Недавно активно обсуждалась новость об учителе русского языка и литературы одной из школ Ростова-на-Дону: родители учащихся требовали его уволить из-за того, что мужчина приходит на уроки с наращенными ногтями и маникюром. Реакция на эту новость была бурной: депутат Госдумы Виталий Милонов, например, считает, что учителя, который делает себе маникюр и макияж, нельзя допускать до работы с детьми, а спектр мнений наших читателей в соцсетях был чрезвычайно широк – от требований немедленного увольнения до безусловной поддержки и пожеланий обращать внимание в первую очередь на профессиональные качества педагога.

В управлении образования сообщили, что у директора образовательной организации претензий к квалификации педагога не было, а по поводу внешнего вида с учителем побеседовали, и он уже «снял маникюр». Вновь, как мы видим, потребовалось «ручное управление», поскольку регламентирующие документы не способны дать ответы на возникающие вопросы и не помогают разрешить конфликт.

Мнения экспертов и общественности

Как в профессиональном сообществе, так и среди политиков, чиновников и родителей нет единой точки зрения на необходимость строгой формализации этических норм.

Например, заслуженный учитель РФ, руководитель московской школы №109 Евгений Ямбург считает, что в кодексе этики педагогов нет никакой необходимости. По его словам, бессмысленно заранее прописывать, что можно учителям, а что нельзя:

Когда-то женщинам запрещалось ходить в брюках в школу, считалось, что это слишком сексуально. Стоит истреблять ханжество, иначе у нас в школах не останется молодых учителей.

Евгений Ямбург

Зампред комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов призвал отказаться от любых рекомендаций для педагогов относительно публикаций в соцсетях. По его словам, не нужно никаких ограничений, так как «учитель – живой человек» и может публиковать то, что хочет. Новый кодекс Чернышов охарактеризовал как «очередное давление на учителей».

Однако далеко не все выступают за свободу от норм, ограничений и запретов. К примеру, заслуженный учитель РФ, директор столичной школы №548 «Царицыно» Ефим Рачевский так описывает процесс знакомства с новым учителем:

Когда я приглашаю на работу учителя (неважно, учителя математики или изобразительного искусства), меня в первую очередь интересует уровень его общей культуры: как он говорит, как одевается, как вступает в диалог, одной ли тональности у нее накрашенные ногти на руках. Если все цвета радуги здесь, я даже разговаривать не буду и на работу ее не возьму, даже если она очень хорошо знает свой предмет.

Ефим Рачевский

Общественное мнение по поводу прически школьника из Сосновоборска тоже разделилось: многие известные люди выразили четверокласснику поддержку, а в «Фейсбуке» портала ActivityEdu развернулась горячая дискуссия на тему внешнего вида и необходимости ограничений. Спектр мнений широк: от «нравится мальчишке прическа, ну и пусть ходит, ведь креативно смотрится» до «в учебное время все должно быть строго: прическа, костюм; это организует и приучает к порядку».

Сосредоточиться на образовательном процессе

Общество у нас неоднородно, и мнения относительно профессиональной этики и внешнего вида часто высказываются полярные, что демонстрируют приведенные выше примеры.

Документы, разработанные в уютных кабинетах Минпросвещения, никак не способствуют сближению полярных взглядов и созданию спокойной рабочей атмосферы в образовательных организациях, потому что далеки от реалий повседневной школьной жизни, в связи с чем не имеют практической ценности. Частично документы дублируют имеющиеся законы, а новые пункты, связанные с размещением информации в социальных сетях, сформулированы таким образом, что допускают разные интерпретации фактов.

Локальные нормативные акты, разрабатываемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность, зачастую противоречат федеральным законам, что приводит к конфликтным ситуациям и требует вмешательства региональных властей.

Полагаю, что сейчас для всех участников образовательных отношений было бы полезнее сосредоточиться не на прическах школьников, а также не на маникюре педагогов и их фотографиях в соцсетях, а на содержательной части образовательного процесса – учебный год уверенно набирает обороты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *