Восстановление платежеспособности должника

Восстановление платежеспособности должника

Меры по восстановлению платежеспособности должника

План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

  • — перепрофилирование производства;
  • — закрытие нерентабельных производств;
  • — взыскание дебиторской задолженности;
  • — продажа части имущества должника;
  • — уступка прав требования должника;
  • — исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;
  • — увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
  • — размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
  • — продажа предприятия должника;
  • — замещение активов должника;
  • — иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

Продажа части имущества должника может быть осуществлена после инвентаризации и оценки посредством проведения открытых торгов. Таким же образом осуществляется уступка прав требования должника.

Исполнение обязательств должника третьим лицом допускается при условии, если такое исполнение одновременно погашает требования всех конкурсных кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов.

При продаже предприятия (бизнеса) должника отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности должника, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, а также права на обозначения, индивидуализирующие должника, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), другие исключительные права, принадлежащие должнику, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам .

Важно отметить, что при продаже предприятия денежные обязательства и обязательные платежи должника на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом не включаются в состав предприятия. Все трудовые договоры (контракты), действующие на момент продажи предприятия, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к покупателю предприятия.

Продажа предприятия производится путем проведения открытых торгов. Сумма, вырученная от продажи предприятия, включается в состав имущества должника и используется для погашения требований кредиторов.

Данный механизм позволяет эффективно осуществлять смену собственника предприятия, сохраняя его как единый социально-экономический комплекс. В этом отношении продажа части имущества должника, особенно если это необходимое технологическое оборудование, может привести к невозможности осуществления производственного процесса, а, следовательно, к прекращению выпуска продукции и росту безработицы. Однако продажа бизнеса должника требует значительных капиталовложений, что в сегодняшних условиях общего кризиса и спада инвестиций представляется затруднительным.

Оптимальным вариантом для предприятия-должника представляется привлечение в качестве акционеров своих непосредственных поставщиков и потребителей продукции. Это позволяет создать эффективную взаимосвязанную систему хозяйствования, где участники заинтересованы в поддержании стабильности и финансовой устойчивости всей системы и ее элементов, так как это напрямую связано с их собственным положением. Данный принцип широко используется многими успешными западными корпорациями.

Антикризисное управление может и должно быть эффективным. Для этого важно заниматься различными сторонами процесса. Управлять следует:

  • — активами (пассивами) предприятия;
  • — этапами бизнес-процесса (сбыт, производство, снабжение, учет);
  • — программами защиты имущества и безопасности бизнеса;
  • — кадрами (включая вопросы формирования кадровой политики, социальные вопросы, отношения с профсоюзами);
  • — программами построения отношений с акционерами, партнерами, органами государственной власти;
  • — программами информационной поддержки (включая доведение до сведения трудового коллектива информации о планах, методах и принципах управления, а так же доведение социально-значимых аспектов деятельности до широкой общественности).

Деятельность по антикризисному управлению крупными промышленными объектами в различных своих модификациях, несомненно, будет способствовать сохранению и развитию промышленного потенциала страны.

Рассматривая различные способы восстановления финансового состояния предприятий, следует отметить возможность проведения реструктуризации задолженности по обязательным платежам в бюджет. В соответствии с принятым порядком процедура реструктуризации является добровольным делом предприятия-должника при угрозе принятия мер, предусмотренных законодательством о банкротстве. Однако опыт показывает, что, несмотря на вполне весомую пользу для государства и для самих предприятий, применение процедуры реструктуризации массовым явлением не стало.

Предприятия не торопятся заключать договоры реструктуризации, надеясь на дальнейшее ослабление требований государства по отношению к ним. Угроза банкротства тоже мало кого пугает, так как все понимают, что массового банкротства государство допустить не может. Один из возможных выходов из этого положения — изменение сложившейся практики реструктуризации задолженности в сторону обязательного, командного применения процедуры реструктуризации по инициативе государственных органов.

Таким образом, назрела острая необходимость инвентаризации взаимной задолженности. Если предприятия готовы начать «новую жизнь», то имеются все основания полагать, что накопленные долги являются главным фактором, сдерживающим энергию развития. Многим предприятиям также требуется переориентировать производство с учетом спроса на их продукцию .

Балансы предприятий необходимо «расчистить» от накопленных неплатежей, поскольку во многих случаях происходит самовозрастание задолженности из-за преобладания в ее структуре штрафов и пени и искажение финансового состояния предприятий.

Кроме того, неплатежи возникают из-за искусственного завышения цен, возникающего как реакция «естественных монополий» на уже имеющиеся неплатежи покупателей. Рост всех видов неплатежей в значительной мере обусловлен несовершенством складывающейся под воздействием мировых цен и конкуренции импортных товаров системы относительных цен в отраслях российской экономики.

Однако это не единственная мера в отношении отдельно взятой организации, так как нет гарантии от повторного накопления долгов.

В настоящее время при наличии развитого рынка капиталов возможно провести весь цикл процедур по «расчистке» балансов: от их разделения до рекапитализации. Однако без участия государственных органов данную проблему решить невозможно. Таким образом, подводя итог, можно сказать, что сегодняшнее тяжелое финансовое состояние многих российских предприятий явилось следствием как объективных, так и субъективных причин.

Банкротство — один из легальных механизмов обновления и реформирования наших предприятий; это механизм развития путем эффективного перераспределения собственности. Банкротство далеко не всегда означает ликвидацию предприятия.

Безусловно, необходимо принимать все меры по предотвращению кризисной ситуации. Если же предприятие оказалось в долговой яме, необходимо предпринимать комплексные усилия по восстановлению платежеспособности, эффективно используя законодательные процедуры банкротства и методы антикризисного управления. Конкретный перечень мероприятий будет зависеть от целесообразности и возможности санации должника, масштаба кризиса и значимости данного предприятия.

Кроме того, в законе указывается еще один способ восстановления платежеспособности. Он заключается в проведении одновременных расчетов со всеми кредиторами. При этом такие расчеты могут быть проведены как учредителями (участниками), собственником имущества должника, так и третьим лицом (третьими лицами). Порядок осуществления этого способа восстановления платежеспособности следующий. Лицо, проявившее желание рассчитаться по долгам, направляет арбитражному управляющему заявление. Арбитражный управляющий в случае принятия этого заявления должен каким-то образом зафиксировать дату принятия заявления, поскольку уже через неделю заинтересованное лицо должно начать расчеты с кредиторами. При этом все требования должника должны быть удовлетворены в течение 1 месяца. В случае, если не удается перечислить требуемую сумму кредитору, исполнением признается и перечисление денежных средств в депозит нотариусу. После проведения всех расчетов арбитражный управляющий направляет уведомления всем кредиторам и в арбитражный суд .

Наряду с известными мерами по восстановлению платежеспособности должника в плане внешнего управления могут быть предусмотрены такие новые способы, как увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц путем размещения дополнительных обыкновенных акций должника; замещение активов должника; исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом (третьими лицами).

1) Замещение активов должника

Этот способ может использоваться должником любой организационно-правовой формы. Суть этого способа восстановления платежеспособности заключается в том, что на базе всех активов должника учреждается новое открытое акционерное общество или несколько акционерных обществ. В уставный капитал вновь создаваемого акционерного общества вносится все имущество, но долги остаются на должнике. Переходят только текущие требования. Акции поступают в собственность должника и могут быть реализованы (то есть преобразованы в денежную сумму). И затем полученные денежные средства идут на погашение задолженности.

Этот способ может попасть в план внешнего управления исключительно по решению учредителей (участников) должника или собственника имущества должника — унитарного предприятия.

2) Увеличение уставного капитала за счет дополнительной эмиссии акций.

Используется в качестве способа по восстановлению платежеспособности только по решению собрания акционеров. В течение 45 дней после проведения эмиссии акций акционеры получают преимущественное право на приобретение дополнительных акций. Только по истечении 45 дней акции могут быть реализованы свободно. Оплата приобретенных акций осуществляется только денежными средствами. После реализации акций отношения начинают регулироваться акционерным правом.

Однако применение этих новшеств вызывает ряд проблем. Во-первых, увеличение уставного капитала требует регистрации дополнительной эмиссии акций, что для многих предприятий весьма проблематично. Отсутствие в некоторых регионах регистрирующего органа на практике приводит к тому, что данная процедура занимает значительное время, поскольку случаи регистрации выпусков ценных бумаг с «первой попытки» достаточно редки. А срок проведения внешнего управления также ограничен и не может составлять более двух лет.

Во-вторых, замещение активов в Законе осуществляется путем создания на базе имущества должника одного или нескольких открытых акционерных обществ. В качестве вклада в уставный капитал вносится все имущество, входящего в состав предприятия (имущественного комплекса), принадлежащего должнику. Проблема состоит в том, что создание открытого акционерного общества также требует регистрации выпуска акций. Кроме того, закон запрещает создание предприятий других форм собственности, что намного сужает круг возможностей применения антикризисных мер. Ни арбитражный управляющий, ни кредиторы, не вправе применить меры, кроме тех, которые определены Законом. Если взять для примера сельскохозяйственные кооперативы в Усть-Цилемском или Ижемском районе, то представить создание на базе их имущества открытого акционерного общества будет очень сложно.

Далее акции вновь созданного акционерного общества должны быть проданы на открытых торгах. Иного способа продажи Закон также не предусматривает. Если представить, что за предприятием — должником, как правило, стоит трудовой коллектив, можно увидеть всю глубину социальной напряженности, которая может его постигнуть. Можно ли быть уверенным, что приобретатель акций нового предприятия, будет эффективным собственником? Почему бы не использовать такой способ продажи, как инвестиционный или коммерческий конкурс, а может вообще продать акции конкретному, добросовестному инвестору? Или позволить инвестору (инвесторам) стать соучредителем?

Разработчики Закона, пытаясь исключить злоупотребления, которые были возможны в прежнем законодательстве, фактически не оставили права выбора участникам процесса.

Итак, российское законодательство о банкротстве предусматривает возможность выхода из кризиса, однако воспользоваться этим зачастую бывает проблематично, да порой и невозможно. Зная это, необходимо больше внимания уделять антикризисному менеджменту, предварять или смягчать кризисы, готовиться к ним.

Планом внешнего управления может быть предусмотрена дополнительная эмиссия акций. Сутью этого мероприятия является фактический обмен долгов на акции, выпускаемые на сумму долга и размещаемые по закрытой подписке среди кредиторов.

Проведение подобной процедуры хорошо известно мировой практике под названием «акционирование долга».

Указанная правовая возможность предоставлена конкурсным кредиторам Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». Реализуя ее, кредиторы фактически прощают обществу долг в обмен на возможность участвовать в его делах.

Увеличение уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций может быть осуществлено указанным органом или советом директоров, если в соответствии с уставом общества или решением общего собрания акционеров наблюдательному совету принадлежит право принятия такого решения, и только в пределах количества объявленных акций, определенного уставом общества. В числе лиц, управомоченных принимать решение об эмиссии акций, внешний управляющий предприятия-должника не назван.

Остается невыясненным и вопрос, за счет каких средств, материальных резервов предприятия — должника, находящегося в процессе банкротства, может производиться дополнительная эмиссия акций. ФЗ «Об акционерных обществах» в ст. 25, 28, 29 определяет, что основаниями изменения уставного капитала может быть либо его увеличение путем увеличения номинальной стоимости акций, либо его уменьшение путем уменьшения номинальной стоимости акций или сокращения их общего числа.

Речь идет о возможности эмиссии дополнительных акций, обеспеченных материальными ресурсами, высвобождаемыми вследствие уменьшения номинальной стоимости уже выпущенных акций. В этом случае акции дополнительной эмиссии, размещенные среди кредиторов, переходят к новым акционерам не посредством применения института купли-продажи, а путем зачета требований к обществу, что прямо запрещено ГК РФ. Эта проблема возникает и остается нерешенной на стадии не только внешнего управления, но и мирового соглашения.

Даже если, несмотря на доводы, приведенные выше, допустить возможность дополнительной эмиссии акций на стадии внешнего управления, встает следующая проблема — очередность удовлетворения требований кредиторов. Требования конкурсных кредиторов, среди которых могут быть размещены акции предприятия — должника к пятой очереди. Очевидно, что путем обмена требований на акции происходит погашение задолженности предприятия — должника именно перед ними, а не перед кредиторами предыдущих очередей.

Таким образом, допустить обмен требований на акции возможно лишь в случае погашения задолженности перед кредиторами первой — третьей очередей и наличия объективной способности погашения требований кредиторов четвертой очереди (или при отсутствии таковых обязательств).

Формируя уставный капитал общества, акционеры приобретают взамен обязательственное право требования, адресованное к нему же. С введением внешнего управления акционеры не утрачивают своих прав, которые, в свою очередь, не подвергаются никаким трансформациям. Ревизии может быть подвергнут лишь объем их требований. Речь может идти о невозможности в силу закона в течение определенного времени эти требования реализовать.

Важность, остроту и злободневность института банкротства, преследующего цель сохранения и восстановления предприятия-должника, трудно переоценить.

Дополнительная эмиссия акций как восстановительное мероприятие может получить блестящее экономическое обоснование и быть гораздо более действенной, чем иные мероприятия. Для этого необходима столь же четкая, соответствующая требованиям экономической целесообразности, правовая аргументация.

Действия кредитора

Даже при банкротстве должника его кредитор не должен терять надежду на возврат средств. Однако для этого потребуется приложить ряд усилий.

Первые действия можно принимать после публикации в «Коммерсанте» объявления о признании себя банкротом. Также существует специальный государственный сайт, на который помещается информация данного типа.

В течение месяца после публикации кредитор в праве обратиться в суд с прошением о взыскании средств в свою пользу. Государственный орган сформирует реестр претензий, которые должны быть удовлетворены. Вместе с заявлением необходимо также подать другие документы, которые подтвердят право на возврат средств.

Детально с ними ознакомиться можно в статьях Арбитражного процессуального кодекса. Если документы составлены правильно, то дело будет рассматриваться в судебном порядке. В нем будет принимать участие не только ответчик, но также остальные кредиторы, работники и налоговые органы.

По окончанию суда кредиторов вносят в реестр требований. Далее будет произведено собрание, на котором каждый участник получит право голосовать. Количество голосов напрямую зависит от соотношения частного кредита к их общей сумме.

Восстановление платежеспособности

Меры по восстановлению платежеспособности должника в полном объеме описаны в ст. 109 ФЗ № 127. Если ни одно из данных условий не даст результат, то процедура проводиться не будет.

Начать процесс восстановления можно в любое время. Однако план должен быть разработан в течение одного месяца после назначения управляющего. Как правило, в качестве инициатора выступает арбитражный суд. У организации остается возможность опротестовать решение о банкротстве. Однако для этого потребуется предоставить ряд неопровержимых доказательств.

Если возникает необходимость обратиться к правовому аспекту банкротства, то следует прочитать ФЗ № 127. Детально процесс описан в ст. 109 данного нормативно-правового акта. Для решения финансовой проблемы предприятию может быть предложено выполнение следующих мероприятий:

  1. Прекращение работы нерентабельных филиалов.
  2. Востребование задолженности у своих должников.
  3. Права требования уступаются.
  4. Производство перепрофилируется под прибыльное.
  5. Допускается также продать имущество должника для погашения кредита.
  6. Выпуск ценных бумаг, которые позволят стабилизировать финансовое положение компании.
  7. Возможно также замещение активов.
  8. Смена собственника предприятия путем его продажи.
  9. Отчуждение отдельных частей имущества должника.

Допускается также использовать другие меры, которые позволят вернуть платежеспособность. При этом важно детально проанализировать ситуацию должника. Не следует отчаиваться, ведь всегда существует выход даже из самой сложной финансовой ситуации.

Основные меры восстановления статуса

Ниже рассмотрим подробнее основы методы.

Замещение активов

Восстановление платежеспособности должника достаточно часто производится посредством замещения активов. К примеру, создается акционерное общество, которое в дальнейшем будет нести ответственность за распоряжение имуществом предприятия.

Допускается создавать сразу несколько таких организаций. Однако в любом случае в их распоряжение поступает имущество и средства компании, на основании которой они были созданы.

Данный метод восстановления платежеспособности применяется только в том случае, если на него дают разрешение все кредиторы.

Новая организация образовывается с целью продажи ее акций на торгах. Благодаря этому руководители получают возможность распоряжаться ценными бумагами и их частью. Полученные средства используются для платы по долговым обязательствам.

Дополнительно следует отметить, что все трудовые договора после реорганизации сохраняют свое действием. Роль должника сохраняется за учредителем, а сокращение штата производить категорически запрещено. После восстановления платежеспособности такое уведомление получают все должники.

Продажа фирмы

Для восстановления платежеспособности предприятия допускается также провести смену его собственника. Однако предварительно потребуется провести торги, которые будут включать материальные и нематериальные права. Переход их осуществляется вместе с обязанностями.

Внешний управляющий учреждает открытые торги. В них сможет принять участие каждый желающий. Для привлечения целевой аудитории рекомендуется предварительно дать объявление в СМИ о проведении данного мероприятия.

Торги имеют свою особенность – конечная стоимость будет установлена кредиторами. Предварительно проводиться их собрание, на котором принимается данное решение. Рекомендуется дополнительно привлечь оценщиков. Они помогут быстро определить конечную стоимость предприятия.

Результатом успешных торгов становится ликвидация задолженности новым собственником предприятия. Если мероприятие не дало должный результат, то кредиторы должны принять решение о снижении балансовой стоимости. Как правило, ее уменьшают на 10%.

Выпуск акций

Быстро восстановить платежеспособность помогает выпуск на рынок ценных бумаг, нового пакета акций предприятия. Однако данная мера производится только с разрешения собрания кредиторов. Дополнительно следует отметить, что купить акции можно только за наличные средства.

Если было решено восстанавливать платежеспособность таким способом, то он будет больше всего интересен лицам с акциями. Процесс должен быть в обязательном порядке зарегистрирован в установленной законодательством форме.

В противном случае сделка не будет действительной, а компании придется вернуть полученные от покупателей средства. Это может только усугубить финансовое положение. Выпуск новых акций производится с целью увеличения уставного капитала предприятия. Такой процесс существенно улучшит платежеспособность компании.

Продажа имущества

Допускается также реализовывать на рынке часть имущества, принадлежащего компании. Его стоимость может быть определена на основании инвентаризации. Однако дополнительно следует также получить внешнюю оценку, которая считается независимой.

Процесс выгодный только в том случае, если компания имеет возможность продать часть своего имущества. При этом процесс не скажется негативно на производстве и сохраниться возможность получения прибыли. В некоторых случаях рекомендуется полностью реализовать запасы товаров, находящиеся на складе компании.

На сегодняшний день существует возможность продажи материальных и нематериальных благ. Законодательством предусматривается также процесс, которые подразумевает уступки права требовать долг.

Однако такой вариант развития событий также допускается только в том случае, если на него дают разрешение кредиторы.

Меры по восстановлению платежеспособности
предприятия

Эволюция (развитие) экономического кризиса в организации (см. п. 4.1.1, рис. 5) дает основания вести речь о его фазах, отличающихся последствиями и мерами, необходимыми для его устранения .

Нулевая фаза кризиса — снижение инновационной активности и ошибочная инвестиционная политика, предопределяющие потенциальные угрозы предприятию. Предотвращение нарастания кризисных процессов в организации на этом этапе связано с решением задач, главным образом, антикризисного стратегического управления.

Первая фаза кризиса — снижение рентабельности и объемов прибыли. Следствием этих факторов является постепенное ухудшение финансового положения предприятия, сокращение источников и резервов развития. Решение проблем лежит как в области антикризисного стратегического управления (изменение стратегии развития, маркетинговой, инвестиционной и инновационной политики, реструктуризация предприятия и т.п.), так и в сфере антикризисного операционного (тактического) менеджмента (снижение издержек, повышение производительности труда и качества продукции и т.п.).

Вторая фаза кризиса — убыточность производства (превышение издержек производства над выручкой), следствием которой является неизбежное уменьшение резервных фондов предприятия, расходуемых на расчеты с кредиторами и возмещение оборотных средств организации. Решение проблемы истощения («проедания») резервных фондов также связано с мерами антикризисного стратегического и операционного управления и реализуется, как правило, через реструктуризацию предприятия. В том случае, если у предприятия отсутствуют резервы и производственная деятельность убыточна, то оно переходит в третью фазу кризиса.

Третья фаза кризиса — отсутствие резервных фондов, сопровождающееся убыточностью производства. На этом этапе развития кризиса предприятие вынуждено на погашение убытков и задолженности перед кредиторами направлять часть своих оборотных средств, переходя тем самым в режим сокращенного воспроизводства. Поскольку для осуществления реструктуризации кризисное предприятие не имеет средств, то для предотвращения углубления кризиса требуется реализация срочных мер антикризисного финансового (в том числе и внешнего) управления по стабилизации финансового положения организации. В случае их непринятия или неудачи кризис перерастает в следующую свою фазу.

Четвертая фаза кризиса — неплатежеспособность. На данном этапе предприятие достигло того критического предела, когда у него нет средств финансировать даже сокращенное воспроизводство и (или) платить по своим обязательствам. В итоге возникает реальная угроза остановки производства и банкротства, требующая экстренных мер антикризисного финансового (чаще всего внешнего) управления по восстановлению платежеспособности предприятия и поддержанию производственного процесса.

Таким образом, третья и четвертая фазы кризиса (собственно кризис) предприятия связаны с приближением или наступлением неплатежеспособности и требуют от менеджера (как правило, внешнего антикризисного управляющего) срочных вынужденных мер по ее устранению. Критерием эффективности антикризисного управления на этих этапах должно стать восстановление платежеспособности и, следовательно, предотвращение банкротства и сохранение организации.

Совокупность мер по восстановлению платежеспособности предприятия, разрабатываемых и предлагаемых антикризисным штабом во главе с антикризисным управляющим, представляет собой стабилизационную программу (план по антикризисному управлению — план санации предприятия) (см. п. 4.1.2). Сроки реализации этой программы для предприятия, находящегося в зоне «ближнего» банкротства, крайне ограничены, резервов на ее осуществление уже нет, и потому меры по восстановлению платежеспособности предприятия представляют собой собственно антикризисное управление, демонстрируя принципиальные отличия антикризисного менеджмента от обычного, традиционного.

Сущность антикризисного управления (финансового оздоровления, санации предприятия) на заключительных фазах кризиса сводится к такому маневру средствами, когда будет восполнен их дефицит и устранен разрыв между расходованием и поступлением средств, именуемый «кризисной ямой» (6, с. 97-101). Наиболее опасная составляющая этого разрыва — платежные обязательства предприятия (долги перед кредиторами), таящие в себе непосредственную угрозу существованию организации (банкротства). Поскольку в случае банкротства у предприятия попросту вообще нет будущего, кризисная организация вправе поступиться любыми будущими прибылями и доходами ради заполнения указанной «кризисной ямы». Таким образом, маневр сред ствами в рамках стабилизационной программы может производиться как имеющимися в наличии ресурсами, так и теми, что могут быть получены в будущем, если предприятие все-таки переживет кризис.

Заполнение «кризисной ямы» может быть осуществлено двумя основными путями (6, с. 97-101):

а) увеличением поступления денежных средств (максимизацией средств);

б) уменьшением текущей потребности в оборотных средствах (экономией средств).

2.2.4. Меры по восстановлению платежеспособности должника

Восстановление платежеспособности должника осуществляется на основе плана внешнего управления. Он составляется внешним управляющим, утверждается собранием кредиторов и содержит меры по восстановлению платежеспособности должника. К таким мерам согласно статье 85 закона о несостоятельности относятся:

перепрофилирование производства;

закрытие нерентабельных производств;

ликвидация дебиторской задолженности;

продажа части имущества должника;

уступка прав требования должника;

исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);

продажа предприятия (бизнеса) должника ;

иные способы восстановления платежеспособности должника.

Закон не содержит исчерпывающего списка мер по восстановлению платежеспособности должника.

Закон устанавливает, что при продаже предприятия должника денежные обязательства и обязательные платежи должника на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом не включаются в состав реализуемого имущества. Продажа предприятия как единого комплекса включает отчуждение всех видов имущества, предназначенных для осуществления предпринимательской деятельности: зданий, сооружений, земельных участков, на которых они расположены, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования. Продаже также подлежат исключительные права на фирменное наименование, товарные знаки и т.д. Согласно плану внешнего управления предприятие может реализовываться по частям. При банкротстве субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса это не допускается. Таким образом обеспечивается связь должника с кредитором. Предприятие продается на торгах, которые должны быть открытыми и совершаться в форме аукциона. Может быть предусмотрена реализация предприятия на торгах, проводимых в форме конкурса. При этом условия конкурса утверждаются комитетом или собранием кредиторов. Торги проводятся внешним управляющим или специализированной организацией по поручению последнего.

Отличительной чертой реализации предприятия в качестве меры по восстановлению платежеспособности должника от продажи предприятия, предусмотренной ГК РФ, является то, что долги предприятия не передаются новому собственнику, а возмещаются из полученных от реализации предприятия сумм.

В случае удовлетворения всех требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве. Если средств, вырученных от продажи предприятия недостаточно для покрытия всех требований кредиторов, от внешнего управляющего кредиторам поступает предложение заключить мировое соглашение.

Полномочия внешнего управляющего завершаются с прекращением внешнего управления. Однако в случае завершения внешнего управления принятием мирового соглашения или погашением требований кредиторов управляющий продолжает исполнять свои обязанности в пределах компетенции руководителя должника до момента назначения последнего. В случае открытия конкурсного производства полномочия внешнего управляющего прекращаются до назначения конкурсного управляющего.

По общему правилу внешнее управление продолжается не более двенадцати месяцев, и может быть продлено решением суда на срок до шести месяцев. Особенностью банкротства субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса является то, что внешнее управление вводится на срок до восемнадцати месяцев и может быть продлено на срок до пяти лет.

По результатам проведения внешнего управления, не позднее, чем за пятнадцать дней до его завершения, или при наличии оснований для досрочного прекращения, внешний управляющий представляет собранию кредиторов отчет внешнего управляющего. По результатам его рассмотрения собрание выносит одно из следующих решений:

о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника;

о заключении мирового соглашения;

о продлении установленного срока внешнего управления на срок до шести месяцев;

о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

В случае восстановления платежеспособности должника внешний управляющий вправе досрочно созвать собрание кредиторов. Следует заметить, что кредиторы, в свою очередь, при наличии признаков неэффективности проведения внешнего управления в любое время вправе созвать собрание кредиторов и рассмотреть представленный на нем отчет внешнего управляющего. ЗоН подробно описывает содержание отчета о проведении внешнего управления.

Собрание кредиторов вправе принять одно из следующих решений:

о прекращении внешнего управления вследствие восстановления платежеспособности должника и переходе с расчетами с кредиторами;

об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении срока внешнего управления;

об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Отчет и протокол собрания передаются на утверждение арбитражному суду. Последний вправе утвердить решение собрания кредиторов и при наличии ходатайства со стороны собрания установить окончательный срок расчетов должника с кредиторами, не превышающий шести месяцев. С момента фактического окончания расчетов с кредиторами производство по делу о банкротстве прекращается.

Если к моменту истечения определенного арбитражным судом срока должник не может рассчитаться с кредиторами, если собрание кредиторов ходатайствует о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, если арбитражным судом не утвержден отчет внешнего управляющего, а также в случае непредоставления подобного отчета, арбитражный суд выносит решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Таким образом, вышеописанная процедура внешнего управления имеет своей целью восстановить платежеспособность должника и удовлетворить требования кредиторов. Практически все трудовые отношения, возникающие между работниками предприятия-банкрота – юридического лица и лицами, осуществляющими управленческие функции, регулируются соответствующими статьями КЗоТа. ЗоН содержит лишь отдельные краткие положения по уточнению того или иного вопроса.

Заключение

В последнее время проблемам банкротства юридических и физических лиц посвящается все большее и большее количество статей, работ, диссертаций. Это объясняется тем, что сама процедура признания должника несостоятельным (банкротом) в том виде, в котором она существует сейчас, сформировалась совсем недавно. Совершенно естественно то, что некоторые вопросы урегулированы еще не достаточно объективно, что вызывает у современных правоведов стремление на них ответить.

Как было написано выше, основным законом в сфере несостоятельности является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 1998 года. Практически сразу за ним следуют законы, устанавливающие особенности проведения процедур банкротства, применяемых к отдельным хозяйствующим субъектам. Однако, несмотря на это, той нормативно-правовой базы, которая регулирует рассматриваемые правоотношения в настоящее время, по моему мнению, недостаточно. Например, необходимо дополнить законодательство отдельными законами о банкротстве страховых, сельскохозяйственных организаций, в т.ч. организаций, занимающихся разведением и выращиванием животных. О последних Закон о несостоятельности не упоминает.

Говоря непосредственно о Законе о несостоятельности, хотелось бы отметить следующее. В процессе изучения двух юридических процедур банкротства образовалось несколько вопросов, на которые Закон не дает ответа. В частности, каковы действия арбитражного суда, если кредиторами предлагаются две кандидатуры арбитражных управляющих, например, кредиторами по денежным обязательствам и кредиторами по обязательным платежам в бюджет, внебюджетные фонды. Закон не упоминает такого варианта.

Кроме этого, представляется нецелесообразным отстранение временным управляющим руководства должника от исполнения своих обязанностей по управлению в период наблюдения в том случае, если снижение платежеспособности должника, ухудшение его финансового состояния вызвано вмешательством внешнего фактора, не связанного с качеством руководства. В данном случае, на мой взгляд, вернее было бы внедрить совместную систему управления, при которой временный управляющий и руководитель должника практически меняют свои места по отношению друг другу. При этом функции руководителя должника осуществляет временный управляющий, а руководитель вправе наблюдать и принимать лишь согласованные с ним решения. Тем самым используется опыт бывшего руководителя должника и незаинтересованность временного управляющего.

Таким образом, рассматриваемая тема представляет собой интересную пищу для размышлений, поэтому продолжению этой темы будет посвящена дальнейшая работа автора с целью написания дипломной работы.

Список использованных нормативно-правовых актов

Гражданский кодекс РФ. Части первая и вторая. – М.: Издательская группа ИНФРА*М – НОРМА, 1997.

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Федеральный закон от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».

Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Федеральный закон от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». СЗ РФ. 1997.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса».

Постановление Правительства РФ от 17 февраля 1998 г. № 202 «О государственном органе по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению».

Постановление Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. № 1544 «О лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих».

Распоряжение Премьера Правительства Москвы от 30 декабря 1998 г. № 1474-РП «О дополнительных мерах по обеспечению финансового оздоровления предприятий строительного комплекса города».

Распоряжением Госкомимущества РФ от 15 февраля 1995 г. № 187-р «О порядке продажи предприятий-должников и распределении средств, поступивших от этой продажи».

Список литературы

Брагинский М.И. Комментарий к закону о несостоятельности (банкротстве). – Журнал «Право и экономика №4 – М.: ЗАО «Юридический Дом Юстицинформ», 1998 с. 11.

Витрянский В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве). – Вестник высшего арбитражного суда. Специальное приложение № 2 – М.: Изд-во «Юристъ», 1998.

Витрянский В.В. Суды услышат мнение кредиторов. – Журнал «Эксперт» № 5 – М.: ЗАО «Эксперт», 1998.

Витрянский В.В. Новое в законодательстве о несостоятельности (банкротстве). Журнал «Хозяйство и право», 1998, № 3.

Гражданское право. Учебник. Часть I. Издание третье переработанное и дополненное. /Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого – М.: ПРОСПЕКТ, 1998.

Гражданское право. Часть первая: Учебник/Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. – М.: Юристъ, 1997.

Зенин И.А. Гражданское право Российской Федерации. Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М.: МЭСИ, 1999.

Калинина Л. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций. Журнал «Хозяйство и право», 1998, № 7.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Отв. ред. О.Н. Садиков – М.: Юринформцентр, 1995.

Кузнецов В. Некоторым удалось ускользнуть. – Журнал «Эксперт» №5 – М.: ЗАО «Эксперт», 1998.

Масевич М.Г., Орловский Ю.П., Павлодский Е.А. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». – Журнал «Право и экономика №7 – М.: ЗАО «Юридический Дом Юстицинформ», 1998.

Никитина О.А. Процедура наблюдения // Вестник ВАС РФ. Специальное приложение к № 2, 1998, с. 111.

Телюкина М. Наблюдение как процедура банкротства. Журнал «Хозяйство и право», 1998, №№ 9, 10.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.5ka.ru

Законом о несостоятельности (в главе VIII об особенностях банкротства отдельных категорий должников – юридических лиц) также предусматриваются некоторые особенности их несостоятельности.

СЗ РФ 1994. № 11. Ст. 1196.

Ст. 3 ФЗ от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Согласно постановлению Правительства РФ от 17 февраля 1998 г. № 202 «О государственном органе по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению» государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению является Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. Указом Президента РФ от 25 мая 1999 г. № 651 указанная служба была преобразована в Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству.

Ст. 5 Закона от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) естественных монополий топливно-энергетического комплекса».

Закон от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». СЗ РФ. 1997.

Ст. 50 Закона от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (утратил силу).

Ст. 58 Закона о несостоятельности.

Арбитражный суд выносит об этом определение в течение трех дней с момента подачи заявления.

Если сделка совершается должником – профессиональным участником рынка ценных бумаг с ценными бумагами клиентов должника, по поручениям клиентов, что подтверждено наблюдением, то данное ограничение не действует.

Ст. 58 ЗоН.

Ст. 36 ЗоН.

Форма лицензии арбитражного управляющего утверждена приказом ФСНД РФ от 5 января 1999 г. № 1.

Постановление Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. № 1544 «О лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих».

Телюкина М. Наблюдение как процедура банкротства. Журнал «Хозяйство и право», 1998, №№ 9, 10.

Кузнецов В. Некоторым удалось ускользнуть. – Журнал «Эксперт» №5 – М.: ЗАО «Эксперт», 1998 с. 29

Ст. 10 ЗоН.

Ст. 62 ЗоН.

Телюкина М. Наблюдение как процедура банкротства. Журнал «Хозяйство и право», 1998, №№ 9, 10.

Никитина О.А. Процедура наблюдения // Вестник ВАС РФ. Специальное приложение к № 2, 1998, с. 111.

Арбитражный суд вправе вынести такое решение даже при наличии ходатайства кредиторов о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Мораторий на удовлетворения требований кредиторов.

Брагинский М.И. Комментарий к закону о несостоятельности (банкротстве). – Журнал «Право и экономика №4 – М.: ЗАО «Юридический Дом Юстицинформ», 1998 с. 11.

Масевич М.Г., Орловский Ю.П., Павлодский Е.А. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». – Журнал «Право и экономика №7 – М.: ЗАО «Юридический Дом Юстицинформ», 1998 с. 18.

Ст. 15 Закона от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) естественных монополий топливно-энергетического комплекса».

Продажа предприятия осуществляется в порядке, предусмотренном распоряжением Госкомимущества РФ от 15 февраля 1995 г. № 187-р «О порядке продажи предприятий-должников и распределении средств, поступивших от этой продажи» в части, не противоречащей ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и утверждаемому плану внешнего управления.

Восстановление платежеспособности должника

Участие третьих лиц в восстановлении платежеспособности должника в различных процедурах банкротства

Исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом, либо третьими лицами в процедурах банкротства

Закон определяет порядок и особенности исполнения обязательств должника определенными субъектами.
Эти субъекты — любые лица, в частности собственник имущества должника — унитарного предприятия, любой из учредителей (участников) должника, любой из кредиторов.

Смысл правил состоит в том, что до окончания внешнего управления любое лицо, желая прекратить конкурсный процесс, может это сделать в любое время.

Указанная цель достигается двумя способами:

— удовлетворение требований каждого кредитора в соответствии с реестром, осуществляемое самим субъектом(копия реестра должна быть предоставлена управляющим субъекту, выразившему желание исполнить обязательства должника);
— предоставление должнику средств, достаточных для удовлетворения всех требований кредиторов (управляющий должен соответствующую информацию направить субъекту при получении сообщения о его намерениях).

В обеих ситуациях предполагаемое удовлетворение должно быть одновременным и полным, т.е. необходимо учитывать все требования, внесенные в реестр на момент удовлетворения (а не на момент перечисления средств).

Субъект, готовый исполнить все требования кредиторов, обязан письменно уведомить арбитражного управляющего и кредиторов о начале удовлетворения требований. В течение недели после получения уведомления арбитражный управляющий должен отказывать всем остальным субъектам в принятии аналогичных уведомлений, а также в принятии исполнения обязательств должника от иных субъектов.
Это уведомление будет считаться недействительным, если в течение недели субъект, его направивший, не приступил к исполнению требований кредиторов, а также если он приступил, но не закончил исполнение в течение месяца после направления уведомления.

Закон обязывает кредиторов принять предлагаемое им исполнение от кого бы оно ни исходило, а также обязывает должника осуществить удовлетворение требований за счет предоставленных средств.

В случае просрочки по вине кредитора, т.е. при невозможности удовлетворения его требований в связи с нарушением им обязанности по предоставлению сведений о себе (например, реквизитов банковского счета), либо иного уклонения от принятия исполнения, денежные средства могут быть внесены в депозит нотариуса.

Нормы закона определяют условия, на которых осуществляется предоставление денежных средств должнику. Определение в Законе таких условий означает, что заключение соответствующего договора не обязательно. Денежные средства считаются предоставленными на условиях беспроцентного займа с исполнением до востребования, однако не ранее окончания срока внешнего управления.

Конкурсное производство

Собственник имущества должника — унитарного предприятия, учредители (участники) должника либо третье лицо или третьи лица в любое время до окончания конкурсного производства вправе одновременно удовлетворить все требования кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или предоставить должнику денежные средства, достаточные для удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов в порядке и на условиях, которые предусмотрены внешним управлением. По результатам рассмотрения отчета конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или утверждения арбитражным судом мирового соглашения.

Особенности реализации мер, направленных на восстановление платежеспособности должника

В процедуре наблюдения

Руководитель должника в течение 10 дней с даты вынесения определения о введении наблюдения обязан обратиться к учредителям (участникам) должника с предложением провести общее собрание учредителей (участников) должника, к собственнику имущества должника — унитарного предприятия для рассмотрения вопросов об обращении к первому собранию кредиторов должника с предложением о введении в отношении должника финансового оздоровления, проведении дополнительной эмиссии акций.

Должник вправе осуществить увеличение своего уставного капитала путем размещения по закрытой подписке дополнительных обыкновенных акций за счет дополнительных вкладов своих учредителей (участников) и третьих лиц в порядке, установленном федеральными законами и учредительными документами должника. В этом случае государственная регистрация отчета об итогах выпуска дополнительных обыкновенных акций и изменений учредительных документов должника должна быть осуществлена до даты судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве.

Меры по восстановлению платежеспособности должника в процедуре финансового оздоровления

Учредители (участники) должника, голосовавшие за принятие решения об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления, вправе предоставить обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности в порядке и в размере, которые предусмотрены Федеральным законом, или организовать предоставление такого обеспечения.

Обеспечение может быть представлено:

— залогом (ипотекой);
— банковской гарантией;
— государственной или муниципальной гарантии;
— поручительством;
— иными способами, не противоречащими Федеральному закону.

В случае нарушения должником графика погашения задолженности лица, предоставившие обеспечение, вправе погасить требования кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности.

Меры по восстановлению платежеспособности должника в процедуре внешнего управления

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

— перепрофилирование производства;
— закрытие нерентабельных производств;
— взыскание дебиторской задолженности;
— продажа части имущества должника;
— уступка прав требования должника;
— исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;
— увеличение уставного каптала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
— размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
— продажа предприятия должника;
— замещение активов должника;
— иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

Особенности финансового планирования в различных процедурах банкротства

Возможно отметить следующие особенности финансового планирования в различных процедурах банкротства:

1. Наибольший состав целей и задач функции планирования имеет место при осуществлении процедуры внешнего управления. На процедуре наблюдения не присутствует функция планирования.
2. На большинстве процедур банкротства в качестве цели или задачи присутствует восстановление платежеспособности. Более того, данная задача (цель), есть результат осуществления всех функций управления.

Главной целью финансового анализа является подготовка предложения о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника и обоснования целесообразности введения в отношении должника соответствующей процедуры банкротства. Для того чтобы сделать выводы, необходимо использовать показатели финансового анализа, операционного анализа. Несмотря на то, что набор показателей определен Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, методика расчета показателей, а также их количественная характеристика может отличатся и зависит от профессионализма арбитражного управляющего. Изучение элементов операционного анализа за счет взаимопроникновения методов – качественная методическая база и для финансового планирования

Использование методов финансового прогнозирования и финансового планирования при подготовке предложений временного управляющего о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника

Инструментарий, используемый при прогнозировании, не специфичен, а заимствуется из планирования либо из анализа.

Существуют различные классификации подобных методов, в частности, одна из них предполагает градацию методов анализа на неформализованные и формализованные Первые основаны на описании аналитических зависимостей. К ним относятся методы: экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические, сравнения, построения систем показателей, построения систем аналитических таблиц и т.п. Применение этих методов характеризуется определенным субъективизмом, поскольку большое значение имеет интуиция, опыт и знания аналитика .
Ко второй группе относятся методы, в основе которых лежат достаточно строгие формализованные аналитические зависимости. Известны десятки этих методов; в свою очередь, их можно условно разбить на группы в рамках второго уровня классификации. Перечислим некоторые из них: методы факторного анализа; традиционные методы экономической статистики; математико-статистические методы; методы экономической кибернетики и оптимального программирования; экономические методы; методы исследования операций и теории принятия решений.

Состав целей и задач финансового планирования предопределяется финансовым состоянием предприятия (в первую очередь платежеспособностью предприятия) и требованиями изложенными в нормативных акта, имеющих характер законов или внутренних положений.

1.2. Процедуры банкротства

Вопрос о процедуре банкротства стоит достаточно остро. Дело в том, что лицо, инициирующее арбитражный процесс по делу о банкротстве, обладает возможностью его контролировать. А контроль в данном случае осуществляется в первую очередь через арбитражного управляющего. Заявитель (это может быть один из кредитов или сам должник), подавший первым заявление в Арбитражный суд, может выбрать два варианта назначения арбитражного управляющего:

1. заявитель указывает наименование саморегулируемой организации (СРО) арбитражных управляющих, из членов которой будет утвержден арбитражный управляющий.

2. заявитель указывает непосредственно фамилию имя и отчество арбитражного управляющего.

Процедура банкротства – это совокупность мер в отношении должника направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидации. Данная процедура имеет несколько стадий. Первой стадией является наблюдение.

Наблюдение — это первая из возможных процедур банкротства действующего предприятия. Наблюдение вводится арбитражным судом по заявлению должника или после признания требований заявителя (кредитора или уполномоченного органа). На этой стадии банкротства Арбитражным судом назначается временный арбитражный управляющий.

Ведение наблюдения означает, что исполнительные действия приостанавливаются, снимаются все аресты и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника. Требования кредиторов к должнику могут быть предъявлены только после проверки арбитражным судом их обоснованности. Руководитель должника и иные органы управления должника не отстраняются, они продолжают осуществлять свои полномочия, но уже с ограничениями, установленными ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, а также сделки, связанные с получением и выдачей займов, выдачей поручительств и гарантий, переводом долга, могут быть совершены только с согласия временного управляющего. Задача временного управляющего — в срок не более чем семь месяцев изучить финансовое состояние должника.

Основными целями наблюдения является обеспечение сохранности имущества должника и изучение финансового состояния предприятия,составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

По итогам своей работы временный управляющий подготавливает анализ финансового состояния должника, на основе которого первое собрание кредиторов должника принимает одно из следующих решений.

1. О введение второй стадии — финансового оздоровления.

2. О введение внешнего управления.

3. О введении конкурсного производства.

4. О заключении мирового соглашения.

Следующая процедура банкротства — это финансовое оздоровление. Эта стадия длиться не более 7 месяцев. Финансовое оздоровление применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Данная процедура применяется по инициативе лиц, которые считают, что реабилитация предприятия возможна .

Для ведения процедуры финансового оздоровления арбитражным судом назначается административный управляющий.

На этой стадии банкротства, учредитель должника, либо третье лицо обращаются к собранию кредиторов с графиком погашения задолженности должника и сведениями о предлагаемом ими обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с этим графиком погашения задолженности. В случае если должник не исполнит график погашения задолженности, лицо, предоставившее обеспечение, обязано будет исполнить неисполненные обязательства должника. После этого лицо, предоставившее обеспечение, становится кредитором должника наравне с другими имеющимися кредиторами.

При любом результате финансового оздоровления должник обязан подготовить отчет об итогах выполнения графика погашения задолженности.

План финансового оздоровления должен включать в себя положения, касающиеся общей характеристики должника, источников получения средств должником, иных мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективности его хозяйственной деятельности. Эти мероприятия могут носить следующий характер:

— экономический (ликвидация убыточных производств, перепрофилирование производства, продажа части имущества); — организационно-управленческий (выбор наиболее оптимальной модели управления, привлечение профессиональных менеджеров-управленцев); — финансовый (определение источников финансирования, форм инвестиций, направлений использования полученных средств); — информационный (дополнительная реклама о выпускаемой продукции; определение преимуществ, которые получают потребители этой продукции, ожидаемый спрос на продукцию)

Содержание плана финансового оздоровления должно соответствовать графику погашения задолженности, который подписывается представителем учредителей (участников) должника и лицом, предоставившим обеспечение. График погашения задолженности должен предусматривать погашение всех требований, включенных в реестр.

Третьей стадией банкротства является внешнее управление.

Это реабилитационная процедура, направленная на продолжение деятельности предприятия и назначаемая арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов и осуществляемая на основании передачи функции по управлению предприятием внешнему Арбитражному управляющему. Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. Основанием для введения внешнего управления является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность должника для продолжения его деятельности путем исполнения плана внешнего управления.

План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника .

Завершающей стадией процедуры банкротства является — конкурсное производство.

Конкурсное производство – система мероприятий, проводимых под контролем арбитражного суда, целью которых является, проведение ликвидаций должника – юридического лица, соразмерное удовлетворение требований кредиторов должника с последующим исключением предприятия из реестра действующих.

Конкурсное производство начинается после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и означает невозможность восстановления финансового состояния.

По общему правилу конкурсное производство не может продолжаться более года. В решении арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства указывается срок, в течение которого оно должно быть осуществлено. Арбитражный суд вправе продлить этот срок на шесть месяцев. Срок, на который продлевается конкурсное производство в этом случае, должен быть определен применительно к конкретным обстоятельствам конкурсным управляющим, одобрен собранием кредиторов, утвержден арбитражным судом. Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства влечет для должника ряд последствий, направленных на обеспечение интересов кредиторов и завершение конкурсного процесса.

Опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим за счет должника в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» и официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.

После назначения конкурсный управляющий принимает все полномочия по осуществлению функций управления должником. Полномочия по управления конкурсному управляющему передает внешний управляющий. Вся документация, включая бухгалтерскую, а также касающуюся предъявления и удовлетворения требований кредиторов, аудиторских проверок деятельности предприятия, инвентаризации имущества, реализации его, если она была произведена, а также печати и штампы, материальные и иные ценности, находящиеся у должника, должна быть передана конкурсному управляющему в течение трех дней.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан предоставить арбитражному суду отчет о результатах проведения конкурсного производства с приложением документов, подтверждающих продажу имущества должника, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований и документы, подтверждающие погашение требований кредиторов. Также управляющий должен обеспечить возможность ознакомления с отчетом любого из кредиторов.

Также при банкротстве возможно заключение мирового соглашения. Мировое соглашение — процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредитором.

Мировое соглашение представляет собой соглашение сторон о прекращении судебного спора на основе взаимных уступок. Его суть состоит в окончании процесса путем мирного урегулирования спора, т. е. достижения определенности в отношениях между сторонами на основе свободного волеизъявления самих сторон.

Должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве, в том числе и после открытия конкурсного производства. Сторонами мирового соглашения являются должник и конкурсные кредиторы. Допускается участие в мировом соглашении третьих лиц (например, поручителя), которые принимают на себя права и обязанности, предусмотренные мировым соглашением.

Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов большинством от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

Один из первых признаков приближения банкротства является падение прибыльности фирмы ниже стоимости капитала. Проценты за кредит и выплачиваемые фирмой дивиденды перестают соответствовать современным рыночным условиям хозяйствования, увеличивается риск невозвращения средств, возникают трудности с наличностью. Может возникнуть кризис ликвидности и фирма окажется в состоянии «технической неплатежеспособности». Это явление уже можно рассматривать как банкротство.

Таким образом, возбуждение процедуры банкротства в отношении предприятия далеко не всегда означает его крах. Как раз наоборот, законодательство о банкротстве направлено на сохранение имущества должника и восстановление его платежеспособности и нередко является последней спасительной мерой для предприятия, попавшего по тем или иным причинам в сложное финансовое положение.

Перечень мер по восстановлению платежеспособности должника

Согласно ст. 106 Закона о несостоятельности не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения. План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.

Вопрос об утверждении плана внешнего управления относится к исключительной компетенции собрания кредиторов. План внешнего управления должен быть рассмотрен не позднее чем через два месяца с даты утверждения внешнего управляющего. Соответственно в эти же, а точнее, в более сжатые (с учетом верстки, рассылки и срока на ознакомление) сроки он должен быть и разработан (п. 1 и 2 ст. 107 Закона). Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления представляется в арбитражный суд внешним управляющим не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов (п. 4 ст. 107 Закона).

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника (ст. 109 Закона):

  • а) перепрофилирование производства (когда, например, выпуск прежней продуктовой линейки является неконкурентоспособным, но имеется техническая возможность наладить изготовление и сбыт другой продукции);
  • б) закрытие нерентабельных производств (зачастую это относится к обслуживающим производствам, например, литейному производству на машиностроительных заводах, когда заказы на литье выгоднее размещать «на стороне»);
  • в) взыскание дебиторской задолженности (этот шаг во всех случаях является необходимым, так как со всей очевидностью приводит к «чистому» приросту денежной массы, находящейся в распоряжении должника);
  • г) продажа части имущества должника (возможна в случае, когда единовременный доход от продажи более эффективен, чем сдача в аренду или собственная эксплуатация с целью извлечения дохода);
  • д) уступка прав требования должника (поскольку таковая, как правило, подразумевает дисконт (скидку с номинала), каждый раз необходимо анализировать, будет ли цессия долга выгодной в сравнении с затратами на его реальное истребование);
  • е) исполнение обязательств должника собственником имущества должника, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;
  • ж) увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
  • з) размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
  • и) продажа предприятия должника (причем продан, может быть только один из действующих бизнесов, например один из заводов, принадлежащих должнику);
  • к) замещение активов должника и, как указывает закон, «иные меры по восстановлению платежеспособности должника». В частности, сюда могут быть отнесены оспаривание «убыточных» сделок, сделок, направленных на «вывод активов», заключенных прежним руководством должника, а также расторжение невыгодных с точки зрения стоящих задач договоров (ст. 102, 103 Закона).

Окончание внешнего управления. Расчеты с кредиторами. Вполне логично, что порядок завершения внешнего управления разнится в зависимости от того, удалось ли по его ходу добиться восстановления платежеспособности должника или нет. Если данная задача достигнута и средств должника достаточно для удовлетворения претензий его контрагентов, то после утверждения отчета внешнего управляющего собранием кредиторов (п. 1 ст. 118 Закона) он (отчет), сопровождаемый ходатайством собрания о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами, представляется в арбитражный суд, каковой, убедившись в восстановлении платежеспособности должника, выносит определение о переходе к расчетам с кредиторами (п. 6 ст. 119 Закона). Далее следует стадия расчетов, которая в любом случае не может превышать шести месяцев. После окончания расчетов с кредиторами арбитражный суд выносит определение об утверждении отчета внешнего управляющего и о прекращении производства по делу о банкротстве (п. 2 ст. 120 Закона).

Если же платежеспособность по итогам проведения рассматриваемой процедуры банкротства не восстановлена, арбитражный суд отказывает в утверждении отчета управляющего (п. 5 ст. 119 Закона). В этом случае арбитражный суд может вынести решение об объявлении должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры — конкурсного производства (п. 7 ст. 119 Закона). ,


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *