Вовлечение несовершеннолетнего в преступление

Вовлечение несовершеннолетнего в преступление

1. Объективная сторона преступления выражается в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления. Действия того, кто вовлекает, всегда конкретны, т.е. предполагают внушение несовершеннолетнему мысли о необходимости совершения конкретного преступления.

Не является вовлечением заведомо неправильное воспитание другого лица, развитие в нем преступных наклонностей или вовлечение в общество порочных людей, простое присутствие подростка при совершении взрослым преступления, без активных действий с его стороны и т.п.

2. В комментируемой статье содержится открытый перечень способов вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления: обещание, обман, угроза, иные способы. Способы, используемые виновным, могут быть самыми разнообразными (например, просьба, подкуп, уговоры).

Частью 1 ст. 150 УК охватываются угроза уничтожения или повреждения чужого имущества, угроза распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких. Когда при вовлечении применяется насилие или угроза его применения, законодатель придает им значение квалифицирующих признаков (ч. 3 ст. 150 УК).

3. Состав преступления формальный. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. N 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» вовлечение является оконченным с момента совершения несовершеннолетним преступления, приготовления к преступлению, покушения на преступление. Если желаемый результат для виновного не наступит по не зависящим от него обстоятельствам, необходимо применять норму о покушении. Следовательно, действия вовлекателя будут квалифицироваться по ч. 3 ст. 30 и ст. 150 УК (п. 42).

4. В тех случаях, когда несовершеннолетний совершил преступление, в которое оказался вовлеченным, виновный несет ответственность по совокупности преступлений: за вовлечение в совершение преступления по ст. 150 УК и за подстрекательство к преступлению, в которое он вовлек несовершеннолетнего, а если он при этом и сам участвовал в совершении преступления, то и как соисполнитель этого преступления.

Вовлечение в совершение преступления не одного, а нескольких несовершеннолетних не образует совокупности преступлений, предусмотренных ст. 150 УК.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Умыслом виновного должна охватываться и осведомленность о возрасте лица, вовлекаемого им в преступление.

6. Субъект преступления — любое лицо, достигшее возраста 18 лет. При этом разница в возрасте несовершеннолетнего потерпевшего и виновного значения не имеет.

7. Часть 2 статьи предусматривает уголовную ответственность родителей, педагогов и иных лиц, на которых законом возложена обязанность по воспитанию несовершеннолетнего. Помимо кровных родителей ответственность могут нести отчим, мачеха, приемные родители, а также родители, лишенные родительских прав.

Иными лицами, ответственными за воспитание, являются педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые в соответствии с законодательством РФ несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка, по поручению органов опеки и попечительства и других компетентных органов могут участвовать в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка.

8. В ч. 3 статьи устанавливается повышенная ответственность за деяния, предусмотренные в ч. ч. 1 и 2 ст. 150, если они совершены с насилием или угрозой его применения. Понятие «насилие» включает неопасное для жизни и здоровья насилие, а также причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью. Если насилие, применяемое при вовлечении, повлекло причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК) или было сопряжено с истязанием (ч. 2 ст. 117 УК), виновный дополнительно привлекается к ответственности по соответствующим нормам.

Угроза применения насилия подразумевает психическое воздействие на несовершеннолетнего. Она может быть любой, включая угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью несовершеннолетнего.

9. В ч. 4 статьи предусмотрены три особо квалифицирующих признака — вовлечение несовершеннолетнего:

1) в преступную группу;

2) в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления;

3) в совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Под преступной группой следует понимать как группу лиц по предварительному сговору, так и организованную группу или преступное сообщество (ст. 35 УК). Вовлечение в группу лиц без предварительного сговора невозможно, так как у виновного и несовершеннолетнего заранее возникает договоренность о совершении преступления в будущем.

О понятии тяжких и особо тяжких преступлений см. комментарий к ст. 15 УК.

Под мотивом национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды следует понимать обусловленные определенными потребностями внутренние побуждения, выражающие стремление виновного показать свое превосходство и неполноценность потерпевшего по причине его принадлежности к конкретной нации либо по причине его расовой принадлежности, либо по причине исповедания им определенной религии и вследствие этого свое ненавистное к нему отношение, унизить его достоинство.

+Читать далее…

В такой ситуации виновный осознает общественную опасность и направленность своих действий на возбуждение желания у несовершеннолетнего совершить именно преступление экстремистской направленности и желает действовать определенным образом.

Содержание

1. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК).

Согласно ч. 1 ст. 150 УК преступлением признается вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом лицом, достигшим 18-летнего возраста.

Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, связанные с обеспечением нормального физического развития, нравственного воспитания несовершеннолетнего.

Объективная сторона состава преступления характеризуется активными действиями, направленными на возбуждение у несовершеннолетнего желания участвовать в совершении одного или нескольких преступлений. Эти действия виновного могут быть совершены путем обещаний, обмана, путем психического воздействия — угроз или иным способом, под которым следует понимать уговоры, уверения в безнаказанности, подкуп, возбуждение чувства мести, зависти и др. Характер преступления, в совершении которого вовлекается несовершеннолетний, а также роль, на которую он готовится взрослым (исполнитель, пособник и т.д.), для квалификации действий виновного по ст. 150 УК значения не имеет.

Согласно п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 № 7 «О судебной практике по делам несовершеннолетних» преступление, предусмотренное ст. 150 УК, следует считать оконченным с момента вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления либо антиобщественных действий независимо от того, совершил ли он какое-либо из указанных противоправных действий. Иначе говоря, это преступление имеет формальный состав, когда объективная сторона представляет собой, по сути, успешное, результативное подстрекательство к преступлению.

В тех случаях, когда несмотря на оказание воздействия у несовершеннолетнего не возникло желание совершить преступление, т.е. взрослому не удалось вовлечь несовершеннолетнего в совершение преступления, действия виновного должны быть признаны покушением на совершение данного преступления.

Вопрос о моменте окончания преступления является спорным, поскольку «склоненный» не совершил никаких действий, свидетельствующих о том, что виновный достиг реального результата, поэтому в науке уголовного права получила распространение и такая трактовка, в соответствии с которой преступление, предусмотренное ст. 150 УК, признается оконченным с момента, когда несовершеннолетний совершил преступление, хотя бы на стадии приготовления.

Если несовершеннолетний совершил преступление, в которое оказался вовлечен, виновный должен нести ответственность по совокупности ст. 150 УК и за подстрекательство к преступлению, в которое он вовлек несовершеннолетнего, а если он при этом и сам участвовал в совершении этого преступления — как соисполнитель этого преступления. По совокупности двух преступлений взрослый отвечает и тогда, когда под его воздействием преступление совершил подросток, не достигший возраста уголовной ответственности (взрослый отвечает за преступление как исполнитель и за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления).

С субъективной стороны преступление, предусмотренное ст. 150 УК, характеризуется прямым умыслом: виновный осознает, что вовлекает несовершеннолетнего путем обещаний, обмана, угроз или иным способом в совершение уголовно наказуемого деяния, и желает вовлечь несовершеннолетнего в совершение преступления. Не может быть привлечен к уголовной ответственности взрослый, если он не осознавал, что своими действиями вовлекает несовершеннолетнего в совершение преступления или же не знал о несовершеннолетии вовлекаемого в преступление лица (п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 № 7).

Субъект преступления, как об этом прямо говорится в ст. 150 УК, может быть вменяемое лицо, достигшее возраста 18 лет.

Часть 2 ст. 150 УК предусматривает то же деяние, совершенное родителем, педагогом либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, что делает преступление более опасным. Квалифицирующий признак в данном случае относится к субъекту преступления (он специальный): виновный по отношению к вовлекаемому в совершение преступления несовершеннолетнего является не посторонним, а лицом, на котором лежит юридическая, установленная законодательством о семье или другими нормативными актами обязанность по воспитанию подростка (родитель, педагог, усыновитель, опекун, воспитатель и т.д.).

Другим квалифицирующим признаком вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления закон (ч. 3 ст. 150 УК) считает деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 150 УК, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения (физическое воздействие). Из этой формулировки следует, что субъектом данного вида преступления может быть как лицо, постороннее по отношению к вовлекаемому в преступление подростку, так и его родители и воспитатели. Квалифицирующий же признак относится к объективной стороне и налицо тогда, когда вовлечение в преступление несовершеннолетнего сопряжено с реальным насилием или угрозой его применения (побои, причинение телесных повреждений и т.д.). При этом реальное причинение тяжкого вреда здоровью следует квалифицировать по совокупности преступлений по ч. 3 ст. 150 и ч. 1 ст. 111 УК.

Особо квалифицированный состав рассматриваемого преступления предусмотрен ч. 4 ст. 150 УК, которой установлена ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в преступную группу либо в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. В данном случае подросток вовлекается в преступление, которое совершается группой без предварительного сговора (ч. 1 ст. 35 УК), по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК), организованную группу (ч. 3 ст. 35 УК) или преступное сообщество (ч. 4 ст. 35 УК) или же в совершение преступления, которое относится к разряду тяжких или особо тяжких (ч. 4 и ч. 5 ст. 15 УК).

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК)

Согласно ч. 1 ст. 151 УК преступлением признается вовлечение взрослым человеком несовершеннолетнего в: а) систематическое употребление спиртных напитков; б) одурманивающих веществ; в) занятие бродяжничеством или попрошайничеством.

Общественная опасность преступления состоит в том, что в результате приобщения к регулярному употреблению алкоголя организм несовершеннолетнего подвергается реальной опасности алкогольной деградации; употребление одурманивающих веществ создает реальную угрозу физическому и психическому здоровью подростка; занятие бродяжничеством и попрошайничеством, которое представляет наиболее острую форму эксплуатации, наносит ущерб моральному, физическому развитию несовершеннолетнего.

Объектом преступления также являются общественные отношения, связанные с обеспечением необходимых условий нормального физического и правильного нравственного формирования личности ребенка, подростка.

Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется совершением следующих действий:

1. Вовлечением несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков. Оно представляет собой действия взрослого, направленные на вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков независимо от того, совершил ли подросток под влиянием алкоголя преступление или другие антиобщественные действия, наступили или не наступили для него какие-либо последствия. Преступление следует считать оконченным с момента, когда подросток поддался вовлекающим действиям, т.е. пристрастился к спиртному, состав преступления является формальным. При оценке единичных случаев распития спиртных напитков вместе с несовершеннолетними необходимо исходить из конкретных обстоятельств, цели, мотива, повода совместного распития, количества спиртного, возраста участников выпивки и иных данных. Попытки приобщить несовершеннолетнего к систематическому употреблению алкоголя могут рассматриваться как покушение на преступление, предусмотренное ст. 151 УК.

2. Вовлечением несовершеннолетнего в немедицинское систематическое употребление одурманивающих веществ, под которыми имеются в виду лекарственные препараты (димедрол, эфедрин, триоксазин и др.) и химические вещества хозяйственно- бытового назначения, в частности фосфорорганические соединения, растворители, пестициды и токсические вещества, употребление которых вызывает своеобразное влияние на эмоционально-нервную и психическую сферу человека как наихудший заменитель (суррогат) наркотиков.

3. К третьему действию анализируемого преступления закон относит вовлечение несовершеннолетнего в занятие бродяжничеством или попрошайничеством, которое представляет собой действия взрослого, направленные на приобщение к бродяжничеству, кочевому, бездомному образу жизни или к систематическому выпрашиванию у посторонних лиц денег, продуктов, одежды, спиртного, сигарет и т.д. Эти действия, как показывает практика, совершаются, как правило, в целях паразитического существования взрослого за счет средств, добываемых несовершеннолетним.

С субъективной стороны преступление, предусмотренное ст. 151 УК, во всех его формах характеризуется прямым умыслом: виновный осознает, что пагубно воздействует на несовершеннолетнего, вовлекая его в ту или иную антиобщественную деятельность, и желает совершить эти действия.

Если лицо объективно способствовало этому, но не имело намерений вовлечь несовершеннолетнего в антиобщественную деятельность, формы которой перечислены в ст. 151 УК, в его действиях нет состава преступления, предусмотренного этой статьей. Отсутствует состав преступления и в тех случаях, когда лицо не осознавало, что вовлекаемый не достиг совершеннолетия. Мотивы и цели для квалификации значения не имеют, однако установление их позволяет правильно определить степень общественной опасности совершенного преступления. Как правило, мотивы выражаются в корысти, мести, зависти и других низменных побуждениях.

Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 151 УК, может быть любое вменяемое лицо, достигшее возраста 18 лет.

Квалифицированным видом данного преступления является вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение, совершенное родителем, педагогом или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 151 УК).

Особо квалифицированный состав данного преступления характеризуется вовлечением несовершеннолетнего в антиобщественное поведение с применением насилия или угрозой его применения. Причем в понятие насилия и угрозы его применения вкладывается тот же смысл, что и в ч. 3 ст. 150 УК, о чем речь уже шла выше.

Согласно примечанию к ст. 151 УК уголовной ответственности не подлежит родитель, который в занятие бродяжничеством вовлек своего родного ребенка в силу безвыходного положения, которое возникло вследствие тяжелых жизненных обстоятельств, вызванных утратой источника средств существования или отсутствием места жительства и когда бродяжничество для обоих стало единственным способом поддержания жизни. В действиях такого родителя состав преступления отсутствует.

Неисполнение обязанности по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК). В УК сущность преступления раскрывается как невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанности по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которого возложена эта обязанность, а равно педагогом или другим работником учебного или воспитательного учреждения, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

Статья 156 УК направлена на обеспечение выполнения родителями конституционной обязанности воспитывать своих детей и заботиться о них (ст. 38 Конституции РФ).

Это положение находит отражение и в СК РФ. Статья 63 СК РФ устанавливает правило, согласно которому родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, обеспечить получение детьми основного общего образования.

Объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, связанные с обеспечением нормального развития несовершеннолетнего, воспитания, дополнительным объектом является здоровье несовершеннолетнего. Под воспитанием понимается процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.

С объективной стороны преступление, предусмотренное ст. 156 УК, выражается прежде всего в бездействии либо в недобросовестных действиях, которые заключаются в том, что виновный или вовсе не занимается воспитанием несовершеннолетнего, или занимается, однако заведомо недостаточно, небрежно и бессистемно. Для наличия состава преступления необходимо, чтобы невыполнение обязанности по воспитанию несовершеннолетнего сопровождалось жестоким обращением с ним (постоянной руганью, унизительными наказаниями, побоями, издевательскими действиями, ограничениями в пище, одежде, развлечениях и т.д.). Для оконченного состава преступления наступления каких-либо последствий не требуется (формальный состав). Умышленное причинение побоев, легкого вреда здоровью несовершеннолетнего охватывается составом преступления, предусмотренного ст. 156 УК. Умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, а также истязание ребенка квалифицируется по совокупности двух преступлений — по ст. 156 УК и соответственно по ст. 111, 112, 117 УК. Причинения любой тяжести вреда здоровью в результате жестокого обращения с несовершеннолетним по неосторожности дополнительной квалификации не требует.

С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что нарушает правовую обязанность по воспитанию несовершеннолетнего, что обращается с потерпевшим жестоко, и желает совершать такие действия и не выполнять свои обязанности по воспитанию несовершеннолетнего путем жестокого с ним обращения.

Невыполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего — преступление, совершаемое специальным субъектом. Уголовную ответственность по ст. 156 УК несут: 1) родители несовершеннолетнего (его мать и отец); 2) иные лица, на которых семейным законодательством возложена правовая обязанность по воспитанию несовершеннолетнего — усыновители, опекуны и попечители; 3) работники учебных или воспитательных учреждений для несовершеннолетних (дошкольных детских учреждений, образовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов и воспитательных учреждений для трудных детей и подростков).

Юридические основы противодействия вовлечению несовершеннолетних в преступную деятельность Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

УДК 343.85(47) С.А. Корягина

ББК 67.515 (2Рос)

ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ВОВЛЕЧЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПРЕСТУПНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Анализируются нормативные акты, регламентирующие меры противодействия раннего предупреждения асоциального поведения несовершеннолетних. Обосновывается, что деградация семей и их своевременное оздоровление более выгодно на его ранних стадиях, нежели борьба с подростковой безнадзорностью, общественно опасными деяниями и правонарушениями несовершеннолетних.

Ключевые слова: несовершеннолетние; антиобщественные действия; федеральный закон; раннее предупреждение преступности; социальный патронат; орган опеки и попечительства.

S.A. Koryagina

LEGAL BASIS OF COUNTERACTING MINORS’ INVOLVEMENT

IN CRIMES

Keywords: minors; anti-social acts; federal law; early crime prevention; public fostering; child protection service.

Преступность несовершеннолетних, проблемы ее предупреждения, вызывали со стороны государства и общества всегда повышенное внимание, особенно если речь идет о вовлечении несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Совершение преступлений подростками свидетельствует о недостатках не только их воспитания, но и о проблемах социального характера, существующих в обществе.

Представляется, что основными направлениями предупреждения вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий являются: предупреждение безнадзорности, несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий.

Работа с неблагополучными семьями, в частности, учет и контроль родителей и детей из таких семей, должна вестись очень серьезно, так как существующая система мер ответственности взрослых, не меняет их отношения к своим детям и их будущему.

Сотрудниками Отдела внутренних дел Иркутской области ежегодно выявляется и ставится на учет порядка пяти тыс. неблагополучных семей, в 2010 г. выявлено 260 фактов жестокого обращения родителей со

© СА. Корягина, 2013

своими детьми, 105 фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, антиобщественных деяний1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В течение 2008 г. в Отделе внутренних дел Иркутской области доставлено 3 982 безнадзорных, в 2009 г. — 4 427 чел., в 2010 г. — 4 370 чел., более половины, из которых помещены в учреждения субъектов системы профилактики. Кроме того, по данным инспекторов Отдела по делам несовершеннолетних милиции общественной безопасности Главного управления внутренних дел по Иркутской области принято участие в организации и проведении шести научно-практических семинаров, посвященных вопросам ресоциализации несовершеннолетних осужденных, внедрению ювенальных технологий. В течение 2011 г. в муниципальных образованиях Иркутской области создано 16 Советов содействия, которыми разработано и реализовано в 2010 г. 75 индивидуальных программ ресоциализации несовершеннолетних.

Кроме того, важным мероприятием остается развитие сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в социальной реабилитации (приюты; воспитательные дома; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; детские дома-интернаты для детей с физическими и умственными недостатками; центры психологической помощи и др.).

Следует заметить, что в арсенале у правоприменителя имеются нормы, способствующие борьбе с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступления и иных антиобщественных действий. Так, уголовно-правовые нормы ответственности несовершеннолетних обособлены, прежде всего, в гл. 14 Уголовного кодекса РФ. Аналогичные нормы содержатся и в иных нормативно-правовых актах. Кроме этого, в Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних» от 21 мая 1999 г., № 120-ФЗ, решены важнейшие вопросы ответственности лиц, не достигших возраста уголовной ответственности, а также достигших указанного возраста, но обнаруживающих в психофизическом развитии отставание, не связанное с психическим расстройством, в случае совершения ими общественно опасного деяния. Следует признать Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» от 1 февраля 2011 г. № 1 в качестве составной части нормативного массива уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, которые способствуют более успешной борьбе с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность.

Однако указанными выше нормативно-правовыми актами регламентируются меры противодействия в отношении несовершеннолетних, которые были уже вовлечены в совершение преступления и иные антиобщественные действия, или совершили преступления и были за них осуждены. Иными словами, определяя круг субъектов предупреждения и наделяя их соответствующими функциями, указанные законы в большей мере ориентированы на работу с подростками, уже попавшими в сферу деятельности органов уголовной юстиции, и практически оставили без внимания меры, которые позволили предотвратить саму ситуацию появления несовершеннолетних правонарушителей.

1 Данные отчетов Отдела по делам несовершеннолетних Главного управления Министерства внутренних дел России по Иркутской области.

Думается, что правоприменителям необходимо акцентировать внимание на такие направления, как предупреждение и профилактика вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий, а также выявление, устранение причин и условий, связанных с совершением таких преступлений. Представляется, что это наиболее безболезненная и для несовершеннолетних и для его семьи деятельность, позволяющая скорректировать микросреду подростка таким образом, чтобы в нем было минимум количества факторов, способных вызвать его неправомерное поведение.

Одним из таких первых шагов, правотворчества, является принятие и обсуждение в средствах массовой информации нового Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства», которому, по словам специалистов, будет отведена важная роль в раннем предупреждении вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Суть этого закона заключается в то, что «…социальный патронат устанавливается органом опеки и попечительства в случае, если по результатам обследования условий жизни, воспитания и развития несовершеннолетнего, проведенного органом опеки и попечительства, установлено, что родители создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие его нормальному воспитанию и развитию, и (или) отрицательно влияют на его поведение, и при этом отсутствуют достаточные основания для ограничения или лишения родителей (одного из них) родительских прав». Поводом для такого обследования и назначения социального патроната может стать заявление ребенка, достигшего 10-летнего возраста, письменное обращение одного из родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего. «При выявлении по результатам обследования оснований для установления социального патроната орган опеки и попечительства издает акт об установлении социального патроната, осуществляемого органом опеки и попечительства в отношении семьи, находящейся в социально-опасном положении, и утверждении плана организации социального патроната. Социальный патронат в отношении семьи, находящейся в социально-опасном положении, устанавливается органом опеки и попечительства с письменного согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего и с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего 10-летнего возраста». Однако не совсем ясно, что понимается под формулировкой «внешнее наблюдение» за семьей, «родители создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие его нормальному воспитанию и развитию, и (или) отрицательно влияют на его поведение», что позволит специалистам опеки и попечительства действовать по своему усмотрению, что считается «нормальным воспитанием» ребенка. Более, того очевиден переход подконтрольности подростка от родителей к органу опеки и попечительства, тем самым нарушаются права воспитания детей в соответствии с семейными традициями и правилами поведения, которые заложены в конкретной семье. Иными словами, государственный чиновник будет устанавливать родителям порядки, которые сочтет нужными, а родители будут их выполнять на глазах у своих детей. Представляется, что такими действиями можно причинить вред институту семьи, ее основным ценностям.

Думается, что социальный патронат допустим только в случае угрозы жизни и здоровью подростка, о чем станет известно от соседей, школь-

ных преподавателей. Более того, когда семья находиться в сложной жизненной ситуации, родители охотно сами сотрудничают с общественными организациями, опекой и попечительством, службами анонимной помощи. Следует, отметить, что именно общественные организации смогут нивелировать имеющиеся деформации в семье, оказавшейся в сложной жизненной ситуации.

В качестве примера приведем Положение «О Совете содействия при комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования по Иркутской области» от 23 декабря 2009 г. № 5. Совет содействия представляет собой постоянно действующий координационный орган, созданный для реализации мер индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями. Совет занимается деятельностью, которая предусматривает знакомство с условиями жизни несовершеннолетних в семье и оказание родителям помощи в их воспитании, обращение с ходатайством в соответствующие органы об оказании материальной помощи несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации. Кроме этого осуществляет деятельность, направленную на оказание психолого-педагогической диагностики жизненной среды несовершеннолетних, включающей школьную, семейную и т.д. Представляется, что это наиболее безболезненная и для несовершеннолетних и для его семьи деятельность, позволяющая скорректировать микросреду подростка таким образом, чтобы в ней было минимум количества факторов, способных вызвать его неправомерное поведение.

Более того, особое место в предупреждении участия несовершеннолетнего в преступной деятельности должно отдаваться педагогам-учителям. Педагогическому коллективу школ при планировании воспитательной работы с подростками, относящимися к группе риска, необходимо учитывать психологические особенности юношей и девушек, различия в значимости образования для них, особенности овладения ими учебным материалом и т.д.

Определенные шаги в борьбе с преступностью несовершеннолетних в российских школах уже сделаны. Так, в общеобразовательных школах введены штатные должности социального педагога и педагога психолога.

Кроме этого, в настоящее время появилась возможность пройти специальную подготовку педагогам, школьным психологам в части организации и проведения семейной медиации, которая будет являться эффективной раннепрофилактической мерой по диагностированию начального периода семейного неблагополучия и коррекции неблагополучной личности. Думается, что оказание помощи несовершеннолетнему и его семье является основным направлением в предупреждении вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Информация об авторе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Корягина Светлана Анатольевна — кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовного права и криминологии, Байкальский государственный университет экономики права, г. Иркутск, e-mail: koryagina.sveta@yandex.ru.

Доклад для родителей «Защита детей от преступных посягательств и их вовлечения в противоправную деятельность в сети Интернет»

МКОУ «Липчанская ООШ»

ДОКЛАД

на тему:

«Защита детей от преступных

посягательств и их вовлечения

в противоправную

деятельность в сети INTERNET»

Подготовила

учитель математики

Благодарева А.В.

2016-2017 уч.г.

Обеспечение прав и свобод несовершеннолетних и, в первую очередь, защита детей от преступных посягательств и их вовлечения в противоправную деятельность, является одним из наиболее приоритетных направлений внутренней политики Российской Федерации.

В последние годы проблема насилия над детьми становиться все более актуальной. При общем увеличении числа возбужденных уголовных дел о преступлениях против неприкосновенности несовершеннолетних, в 2016 году резко возросло количество преступлений с использованием для развращения детей социальных сетей в Интернете. Большая часть детей, ставших объектом такого преступного насилия, не достигли 14-летнего возраста.

Широкое распространение и постоянная модернизация технических, в том числе мобильных, средств связи, доступность использования сети Интернет, отсутствие в виртуальном мире «территориальных» границ, неограниченная возможность анонимного общения и быстрого обмена фото и видеоизображениями позволяют лицам, имеющим преступные намерения, совершать противоправные действия в отношении несовершеннолетних, которые в силу возрастной незрелости, любопытства и чувства безопасности в домашних условиях легко вступают в разговоры на запретные темы, в том числе развращающего характера.

Чтобы помочь своим детям, вы должны это знать:

1. Будьте в курсе того, чем занимаются ваши дети в интернете. Попросите их научить вас пользоваться различными приложениями, которыми вы не пользовались ранее.
2. Помогите своим детям понять, что они не должны предоставлять никому информацию о себе в интернете – номер мобильного телефона, домашний адрес, название/номер школы, а также показывать фотографии свои и семьи. Ведь любой человек в интернете может это увидеть.
3. Если ваш ребенок получает спам (нежелательную электронную почту), напомните ему, чтобы он не верил написанному в письмах и ни в коем случае не отвечал на них.
4. Объясните детям, что нельзя открывать файлы, присланные от неизвестных вам людей. Эти файлы могут содержать вирусы или фото/видео с «агрессивным» содержанием.
5. Помогите ребенку понять, что некоторые люди в интернете могут говорить неправду и быть не теми, за кого себя выдают. Дети никогда не должны встречаться с сетевыми друзьями в реальной жизни самостоятельно без взрослых.
6. Постоянно общайтесь со своими детьми. Никогда не поздно рассказать ребенку, как правильно поступать и реагировать на действия других людей в интернете.
7. Научите своих детей, как реагировать в случае, если их кто-то обидел или они получили/натолкнулись на агрессивный контент в интернете, так же расскажите, куда в подобном случае они могут обратиться.
8. Убедитесь, что на компьютерах установлены и правильно настроены средства фильтрации.

Возможные опасности, с которыми сопряжен доступ детей к интернету

1. Неприемлемые материалы. В интернете ребенок может столкнуться с материалами, связанными с сексом, провоцирующими возникновение ненависти к кому-либо или побуждающими к совершению опасных либо незаконных действий.
2. Неприятности, связанные с нарушением законов или финансовыми потерями. У ребенка могут обманным путем узнать номер вашей кредитной карточки, и это вызовет финансовые потери. Ребенка также могут склонить к совершению поступков, нарушающих права других людей, что в конечном счете приведет к возникновению у вашей семьи проблем, связанных с нарушением законов.
3. Разглашение конфиденциальной информации. Детей и даже подростков могут уговорить сообщить конфиденциальную информацию. Сведения личного характера, такие как имя и фамилия ребенка, его адрес, возраст, пол и информация о семье, могут легко стать известными злоумышленнику. Даже если сведения о вашем ребенке запрашивает заслуживающая доверия организация, вы все равно должны заботиться об обеспечении конфиденциальности этой информации.
4. Проблемы технологического характера. По недосмотру ребенка, открывшего непонятное вложение электронной почты или загрузившего с веб-узла небезопасный код, в компьютер может попасть вирус, «червь», «троян», «зомби» или другой код, разработанный со злым умыслом.

Меры предосторожности:

1. Побеседуйте с детьми. Первое, что необходимо сделать, – это объяснить им, что нахождение в интернете во многом напоминает пребывание в общественном месте. Многие опасности, подстерегающие пользователя интернета, очень схожи с риском, возникающим при общении с чужими людьми, и дети должны понимать, что, если они не знают человека, с которым вступили в контакт лично, это означает, что они общаются с незнакомцем, что запрещено и в реальной, а не только в виртуальной действительности.
2. Разработайте правила пользования интернетом:
1) четко объясните детям, посещение каких веб-узлов является приемлемым и какими правилами нужно руководствоваться при пользовании интернетом. Приведите ясные и наглядные примеры того, что следует искать, и убедитесь в том, что дети обратятся к вам, если столкнутся с не внушающими доверия или смущающими их материалами;
2) пароли. Предупредите детей о том, что они не должны никому сообщать свои пароли, даже если человек утверждает, что является сотрудником вашего поставщика интернет-услуг (например, представляется вашим провайдером). Поставщик услуг интернета никогда не будет спрашивать, какой у вас пароль;
3) разработайте «домашнюю» политику. Составьте список того, что можно и чего нельзя делать любому члену вашей семьи при использовании интернета. Например: нельзя разглашать информацию личного характера. Объясните детям, что они не должны сообщать свою фамилию, адрес, номер телефона или давать свою фотографию. Ребенок ни в коем случае не должен соглашаться на личную встречу с виртуальным другом без разрешения и присутствия родителей. Нельзя ничего покупать через веб-узел, деятельность которого осуществляется через небезопасный сервер. Перед тем как совершить покупку, необходимо всегда спрашивать разрешения взрослых;
4) следует либо не допускать использования ребенком чата, либо контролировать это занятие. Кроме того, нужно убедиться в том, что выбранный им чат является управляемым и поддерживается заслуживающей доверия компанией или организацией;
5) установите компьютер в помещении, используемом всеми членами семьи, а не в комнате ребенка. Это упростит контроль за пребыванием детей в интернете. Воспользуйтесь современными технологиями;
6) контролируйте входящие и исходящие сообщения электронной почты своего ребенка. Знакомьтесь с его виртуальными друзьями подобно тому, как вы знакомитесь с реальными;
7) регулярно просматривайте журнал веб-обозревателя. Из него вы узнаете, какие веб-узлы посещали ваши дети и как часто они это делали;
8) настройте веб-обозреватель в режиме обеспечения безопасности.

Помните!

Эти простые меры, а также доверительные беседы с детьми о том, каких правил им следует придерживаться при использовании интернета, позволят вам чувствовать себя спокойно, отпуская ребенка в познавательное и безопасное путешествие по Всемирной сети.

Рекомендации родителям, как сделать посещение интернета для детей полностью безопасным:

1. Поощряйте детей делиться с вами их опытом в интернете. Посещайте Сеть вместе с детьми.
2. Научите детей доверять интуиции. Если их в интернете что-либо беспокоит, им следует сообщить об этом вам.
3. Если дети общаются в чатах, используют программы мгновенного обмена сообщениями, играют или занимаются чем-то иным, требующим регистрационного имени, помогите ребенку его выбрать и убедитесь, что оно не содержит никакой личной информации.
4. Настаивайте на том, чтобы дети никогда не выдавали своего адреса, номера телефона или другой личной информации; например, места учебы или любимого места для прогулки.
5. Объясните детям, что разница между правильным и неправильным одинакова: как в интернете, так и в реальной жизни.
6. Научите детей уважать других в интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде – даже в виртуальном мире.
7. Настаивайте, чтобы дети уважали собственность других в интернете. Объясните, что незаконное копирование чужой работы – музыки, компьютерных игр и других программ – является кражей.
8. Скажите детям, что им никогда не следует встречаться с друзьями из интернета. Объясните, что эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.
9. Скажите детям, что не все, что они читают или видят в интернете, правда. Приучите их спрашивать вас, если они не уверены.
10. Контролируйте деятельность детей в интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он делает на них.

Советы по достижению равновесия между временем, проводимым в интернете и вне его:

1. Следите за симптомами проявления интернет-зависимости. Спросите себя: оказывает ли времяпрепровождение в Сети влияние на школьные успехи ребенка, его здоровье и отношения с семьей и друзьями? Выясните, сколько времени ваш ребенок проводит в интернете.
2. Обратитесь за помощью. Если у вашего ребенка проявляются серьезные признаки интернет-зависимости, проконсультируйтесь с педагогом. Навязчивое использование интернета может быть симптомом других проблем, таких как депрессия, раздражение или низкая самооценка.
3. Не запрещайте интернет. Для большинства детей он является важной частью их общественной жизни. Вместо этого установите внутрисемейные правила использования интернета. В них можно включить следующие ограничения: количество времени, которое ежедневно проводит в интернете ребенок; запрет на Сеть до выполнения домашней работы; ограничение на посещение чатов или просмотр материалов «для взрослых».
4. Держите компьютер в открытом помещении. Установите компьютер в общей комнате вашей квартиры, а не в спальне ребенка.
5. Поддерживайте равновесие. Пусть ребенок почаще играет с другими детьми на свежем воздухе.
6. Помогайте ребенку участвовать в общении вне интернета. Если ваш ребенок застенчив и испытывает неловкость при общении с ровесниками, почему бы не рассмотреть возможность специального тренинга? Поощряйте участие ребенка в тех видах деятельности, которые объединяют детей с одинаковыми интересами, например, моделирование кораблей или литературный кружок.
7. Контролируйте своих детей. Ознакомьтесь с программами, которые ограничивают использование интернета и осуществляют контроль над посещаемыми сайтами. Однако помните, что сообразительный ребенок, если постарается, может и отключить эту службу. Поэтому ваша конечная цель – развитие у детей самоконтроля, дисциплины и ответственности.
8. Предложите альтернативы. Если вам кажется, что ваши дети интересуются только онлайновыми развлечениями, попробуйте предложить им автономный аналог одной из их любимых игр. Например, если ваш ребенок получает удовольствие от ролевых игр на тему фэнтези, предложите ему почитать книги соответствующей тематики.

Внутрисемейные правила использования интернета

Перед тем как дети начнут осваивать интернет, неплохо убедиться, что все понимают, что следует и что не следует делать в Сети. Можно написать кодекс поведения, которому все согласны следовать. Кроме того, можно составить правила пользования для каждого ребенка в семье в зависимости от возраста. Каждый подписывает свое соглашение, чтобы показать, что понимает правила и соглашается следовать им в интернете.

Ниже приведен образец. Его можно скопировать, пересмотреть для нужд именно вашей семьи и напечатать для личного использования. Семейные правила пользования Сетью можно прикрепить около каждого компьютера. Для напоминания.

Преступники в интернете: что можно сделать для снижения опасности

Пользуясь такими средствами связи, как чаты, электронная почта и система обмена мгновенными сообщениями, дети подвергаются опасности вступить в контакт со злоумышленниками. Анонимность общения в интернете способствует быстрому возникновению доверительных и дружеских отношений. Преступники используют преимущества этой анонимности для завязывания отношений с неопытными молодыми людьми. Вы сможете защитить своих детей, если поймете возможную опасность общения через интернет и будете в курсе того, чем они занимаются в Сети.

Какие действия предпринимают интернет-преступники?

Преступники устанавливают контакты с детьми в чатах, при обмене мгновенными сообщениями, по электронной почте или на форумах. Для решения своих проблем многие подростки обращаются за поддержкой на конференции. Злоумышленники часто сами там обитают; они стараются прельстить свою цель вниманием, заботливостью, добротой и даже подарками, нередко затрачивая на эти усилия значительное время, деньги и энергию. Обычно они хорошо осведомлены о музыкальных новинках и современных увлечениях детей. Они выслушивают проблемы подростков и сочувствуют им. Но постепенно злоумышленники вносят в беседы оттенок сексуальности или демонстрируют материалы откровенно эротического содержания, пытаясь ослабить моральные запреты, сдерживающие молодых людей.

Некоторые преступники действуют быстрее других и сразу же заводят сексуальные беседы. Такой более прямолинейный подход может включать решительные действия или скрытое преследование жертвы. Преступники могут также рассматривать возможность встречи с детьми в реальной жизни.

Кому из молодых людей угрожает опасность?

Подростки являются наиболее уязвимой группой и подвергаются наибольшей опасности. Подростки стремятся исследовать свою сексуальность, уйти из-под контроля родителей и завязать новые отношения вне семьи. Несмотря на то что общение в интернете может быть полностью анонимным, они больше подвержены опасности, даже если до конца не осознают возможные последствия.

Наиболее уязвимые для злоумышленников молодые люди – это, как правило:

– новички в интернете, не знакомые с сетевым этикетом;

– недружелюбные пользователи;
– те, кто стремится попробовать все новое, связанное с острыми ощущениями;
– активно ищущие внимания и привязанности;
– бунтари;
– одинокие или брошенные;
– любопытные;
– испытывающие проблемы с сексуальной ориентацией;
– те, кого взрослые могут легко обмануть;
– те, кого привлекает субкультура, выходящая за рамки понимания их родителей.

Дети воображают, что они представляют себе всю опасность при общении с интернет-преступниками, однако на самом деле это далеко не так.

Что родители могут сделать для повышения безопасности?

Расскажите своим детям о существовании злоумышленников и о потенциальных опасностях интернета.

Маленьким детям не следует пользоваться чатами – слишком велика опасность. Только когда ваш ребенок подрастет, можно разрешить общаться там, где есть контроль над сообщениями (или, говоря компьютерным языком, «модерация»). Вообще имеет смысл, чтобы дети общались только в таких чатах.

Если ваши дети пользуются чатами, вам следует знать, какими именно и с кем они там беседуют. Лично посетите чат, чтобы проверить, на какие темы ведутся дискуссии.

Внушите детям, что никогда нельзя покидать общий чат. Многие сайты имеют «приватные комнаты», где пользователи могут вести беседы наедине – у администраторов нет возможности читать эти беседы. Такие «комнаты» часто называют «приватом».

Компьютер, подключенный к интернету, должен находиться в общей комнате; никогда не устанавливайте его в спальне ребенка. Преступнику гораздо труднее завязать отношения, если экран компьютера хорошо вами просматривается. Но сесть рядом с ребенком, когда он находится в Сети, необходимо в любом случае.

Пока дети маленькие, лучше, чтобы они пользовались общим электронным адресом семьи, а не своим собственным.

Объясните детям, что никогда не следует отвечать на мгновенные сообщения или письма по электронной почте, поступившие от незнакомцев. Если дети пользуются компьютерами в местах, находящихся вне вашего контроля, – общественной библиотеке, школе или дома у друзей – выясните, какие защитные средства там используются.

Если, несмотря на все меры предосторожности, ваши дети познакомились в интернете со злоумышленником, помните, что вся полнота ответственности всегда лежит на правонарушителе, поэтому не ругайте ребенка. Предпримите решительные действия для прекращения его дальнейших контактов с этим лицом.

Как ваши дети могут снизить риск стать жертвами преследований?

Дети могут предпринимать следующие меры предосторожности:

– никогда не скачивать изображения из неизвестного источника – они могут иметь откровенно сексуальный характер;
– использовать фильтры электронной почты;
– немедленно сообщать взрослым обо всех случаях в интернете, которые вызвали смущение или испуг;
– использовать нейтральное в половом отношении экранное имя, не содержащее сексуальных намеков и не выдающее никаких личных сведений;
– никогда и никому в интернете не сообщать информацию о себе (включая возраст и пол) или о семье; никогда не заполнять личные профили в Сети;
– прекращать любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки;
– следует повесить рядом с компьютером семейное соглашение, напоминающее детям о необходимости сохранять свою конфиденциальность в интернете.

Как узнать, не стал ли ваш ребенок потенциальной целью преступника?

Приведенные ниже признаки могут означать, что на вашего ребенка обратил внимание злоумышленник:

– ваш ребенок проводит много времени в интернете. Большинство детей, преследуемых интернет-преступниками, проводят большое количество времени в Сети, особенно в чатах; подчас закрывают дверь в свою комнату и скрывают, чем они занимаются во время работы на компьютере;

– в семейном компьютере появились порнографические материалы. Преступники нередко используют материалы откровенного содержания; в качестве предлога для начала сексуальных обсуждений преступники могут снабжать детей фотографиями, ссылками на соответствующие сайты и присылать сообщения эротической окраски. Для того чтобы внушить ребенку мысль о естественности сексуальных отношений между взрослыми и детьми, преступники могут использовать фотографии с изображением детской порнографии. Вы должны отдавать себе отчет в том, что ваш ребенок может прятать порнографические файлы на дисках, особенно если другие члены семьи тоже пользуются компьютером;

– вашему ребенку звонят люди, которых вы не знаете, или он сам звонит по номерам (иногда в другие города), которые вам не знакомы. Установив в интернете контакт с вашим ребенком, некоторые злоумышленники могут попытаться вовлечь детей в секс по телефону или попытаться встретиться в реальной жизни. Если дети не решаются дать номер телефона, интернет-маньяк может сообщить им свой. Не разрешайте своему ребенку лично встречаться с незнакомцем без контроля с вашей стороны;

– ваш ребенок получает письма, подарки или посылки от неизвестного вам лица. Обычно преследователи посылают своим потенциальным жертвам письма, фотографии и подарки. Сексуальные извращенцы даже отправляют билеты на самолет, чтобы соблазнить ребенка личной встречей;

– ваш ребенок сторонится семьи и друзей и быстро выключает монитор компьютера или переключается на другое «окно», если в комнату входит взрослый. Интернет-преступники усердно вбивают клин между детьми и их семьями и часто преувеличивают небольшие неприятности в отношениях ребенка с близкими. Дети, подвергающиеся сексуальному преследованию, становятся замкнутыми и подавленными;

– ваш ребенок использует чью-то чужую учетную запись для выхода в интернет. Даже дети, не имеющие доступа в Сеть дома, могут встретить преследователя, выйдя в интернет у друзей или в каком-нибудь общественном месте, например, библиотеке. Иногда преступники предоставляют своим жертвам учетную запись, чтобы иметь возможность с ними общаться.

Что делать, если ваш ребенок стал потенциальной целью преступника?

Если ваш ребенок получает фотографии откровенно порнографического содержания или подвергается сексуальным домогательствам, обратитесь в местное отделение правоохранительных органов. Нужно сохранить всю информацию, включая адреса электронной почты, адреса сайтов и чатов, чтобы ознакомить с ней власть.

Проверьте компьютер на наличие порнографических файлов или каких-либо свидетельств об общении с сексуальной окраской – это настораживающие признаки.

Контролируйте доступ вашего ребенка ко всем средствам общения, работающим в режиме реального времени, таким, как чаты, мгновенные сообщения и электронная почта. Обычно интернет-преступники впервые встречают своих потенциальных жертв в чатах, а затем продолжают общаться с ними посредством электронной почты или мгновенных сообщений.

Самое главное в управление безопасностью детей в Интернете – это доверительное живое общение с ребенком!!!

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК). Потерпевший — несовершеннолетний, то есть лицо, не достигшее к моменту совершения преступления 18 лет. Объективная сторона выражается в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления.

Способы вовлечения (обещания, обман, угрозы и т.д.) значения для квалификации не имеют. При подстрекательстве несовершеннолетнего к совершению преступления действия взрослого лица при наличии признаков состава указанного преступления должны квалифицироваться по ст. 150, а также по закону, предусматривающему ответственность за соучастие (в форме подстрекательства) в совершении конкретного преступления. Состав преступления является формальным. Оно окончено с момента вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления независимо от того, совершил ли он какое-либо преступление. Субъективная сторона — прямой умысел. Лицо осознает, что вовлекает несовершеннолетнего в совершение преступления, и желает этого. Если взрослый не знал о несовершеннолетии лица, вовлеченного им в совершение преступления, он не может привлекаться к ответственности по ст. 150. Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 150, — вменяемое, достигшее 18 лет лицо. Субъектом квалифицированного состава преступления (ч. 2 ст. 150), являются: — родитель; — педагог; — иное лицо, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего. Особо квалифицирующими признаками являются: а) вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления с применением насилия или с угрозой его применения (ч. 3 ст. 150); б) вовлечение несовершеннолетнего в преступную группу либо в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (ч. 4 ст. 150); в) вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (ч. 4 ст. 150). Насилие, о котором говорится в ч. 3 ст. 150, может выражаться в виде умышленного причинения средней тяжести вреда здоровью. Под преступной группой, названной в ч. 4 ст. 150, следует понимать любую группу, предусмотренную ст. 35 УК: группу без предварительного сговора, группу по предварительному сговору, организованную группу и преступное сообщество (преступную организацию).

24. ВОВЛЕЧЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И АНТИОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ) Непосредственный объект преступления – нормальное развитие и воспитание несовершеннолетнего.

Потерпевшим может быть лицо, не достигшее 18-летнего возраста.

Объективная сторона преступления заключается в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления. Под вовлечением понимается возбуждение у несовершеннолетнего желания совершить преступление. Способы вовлечения – обещания, обман, угрозы или иной способ.

При рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних, совершенных с участием взрослых, необходимо тщательно выяснять характер взаимоотношений между взрослым и подростком, поскольку эти данные могут иметь существенное значение для установления роли взрослого в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления или антиобщественных действий.

Преступление является оконченным с момента вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления независимо от того, совершил ли он какое-либо из противоправных действий.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла – нужно устанавливать, осознавал ли взрослый либо допускал, что своими действиями вовлекает несовершеннолетнего в совершение преступления. Если взрослый не знал о несовершеннолетии лица, вовлеченного им в совершение преступления, он не может привлекаться к ответственности по комментируемой статье.

Субъектом преступления может быть только лицо, достигшее возраста 18 лет. Частью 2 ст. 150 УК РФ в отношении субъекта установлены дополнительные требования – им может быть родитель, педагог либо иное лицо, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего.

Квалифицирующими признаками преступления также являются:

– вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем применения насилия или угрозы его применения;

– вовлечение несовершеннолетнего в преступную группу либо в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК РФ)

Непосредственный объект преступления – нормальное развитие и воспитание несовершеннолетнего.

Потерпевшим может быть лицо, не достигшее 18-летнего возраста.

Объективная сторона заключается в вовлечении:

– в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ;

– в занятие бродяжничеством или попрошайничеством.

Вовлечение может осуществляться различными способами, главное, чтобы в результате этого у несовершеннолетнего возникло желание неоднократного (три и более раза) употребления спиртных напитков, одурманивающих веществ, занятия бродяжничеством или попрошайничеством.

Субъективная сторона – прямой умысел.

Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 18 лет, а по ч. 2 ст. 151 УК РФ – родитель, педагог либо иное лицо, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего.

Не подлежит уголовной ответственности родитель несовершеннолетнего, который вовлекал несовершеннолетнего в занятие бродяжничеством из-за тяжелых жизненных обстоятельств, вызванных утратой источника средств существования или отсутствием места жительства.

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления. Состав и виды данного преступления. Отличие от вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий

Объективная сторона вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК) выражается в действиях, которые предполагают внушение другому лицу мысли о необходимости совершения конкретного преступления.

В ч. 1 ст. 150 УК содержится открытый перечень способов вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления. Помимо обещания, обмана, угроз может быть, например, просьба, подкуп, уговоры, разжигание чувства зависти, мести. Исключение составляют те случаи, когда при вовлечении применяется насилие или угроза его применения (ч. 3 ст. 150 УК).

Соответственно, ч. 1 ст. 150 УК охватываются не все виды угроз, а только лишь угроза уничтожения или повреждения чужого имущества, распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких.

Вовлечение признается оконченным преступлением с момента совершения несовершеннолетним преступления, приготовления к преступлению, покушения на преступление. Если взрослому не удалось вовлечь подростка в совершение преступления, то его действия могут быть квалифицированы по ч. 3 ст. 30 и ст. 150 УК (п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»).

Кроме того, действия взрослого лица по подстрекательству несовершеннолетнего к совершению преступления при наличии признаков состава указанного преступления должны квалифицироваться по ст. 150 УК, а также по закону, предусматривающему ответственность за соучастие (в форме подстрекательства) в совершении конкретного преступления.

Таким образом, если несовершеннолетний совершил преступление, в которое оказался вовлеченным, виновный должен нести ответственность по совокупности: за вовлечение в совершение преступления по ст. 150 УК и за подстрекательство к преступлению, в которое он вовлек несовершеннолетнего, а если он при этом и сам участвовал в совершении преступления — как соисполнитель этого преступления.

В случае совершения общественно опасного деяния несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности, лицо, вовлекшее его в совершение, несет уголовную ответственность за содеянное как посредственный исполнитель.

В отличие от ст. 150 УК объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 151 УК, заключается в вовлечении несовершеннолетнего в антиобщественную деятельность, формами которой являются: систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, занятие бродяжничеством или попрошайничеством. Данный перечень исчерпывающий, в связи с чем вовлечение несовершеннолетнего в иные антиобщественные действия (азартные игры, совершение административных проступков и т.д.) не образует состава преступления.

Статья 150 УК РФ. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления

Новая редакция Ст. 150 УК РФ

1. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

2. То же деяние, совершенное родителем, педагогическим работником либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, —

наказывается лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, —

наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, связанные с вовлечением несовершеннолетнего в преступную группу либо в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Комментарий к Статье 150 УК РФ

1. Общественная опасность преступления заключается в том, что оно посягает на формирование личности несовершеннолетнего. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления формирует резервы пополнения преступного мира.

1.1. Под несовершеннолетним понимается лицо, не достигшее 18-летнего возраста.

1.2. Комментируемая статья состоит из четырех частей, закрепляющих основной и квалифицированные составы преступления. Деяния, предусмотренные ч. 1, относятся к категории преступлений средней тяжести, а предусмотренные ч. 2 — 4 — к тяжким преступлениям.

2. Объектом преступного посягательства выступают общественные отношения, возникающие в связи с нравственным, психическим и духовным развитием несовершеннолетнего, формированием у него недеформированного правосознания и выработкой потребности правомерного поведения.

3. Объективная сторона составов преступления выражается в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом.

4. Обязательным признаком объективной стороны является способ совершения преступления — обещание, обман, угроза или иной способ.

4.1. Несовершеннолетнему за совершенное деяние могут обещать деньги, подарок, часть похищенного, услугу (например, защиту от старшеклассников, помощь в обучении и трудоустройстве, решение иных личных, семейных, бытовых, социальных и других проблем самого несовершеннолетнего или его близких и родственников), преступную карьеру и т.д.

4.2. Под обманом понимается сообщение несовершеннолетнему заведомо ложных сведений, относящихся к совершаемому деянию (несовершеннолетнего, например, убеждают, что деяние не является преступным), юридическим последствиям для несовершеннолетнего (несовершеннолетнего, например, убеждают в том, что он не достиг возраста привлечения к УО либо указывают, что максимальное наказание за содеянное — условное осуждение), иным обстоятельствам (несовершеннолетнего, например, вводят в заблуждение относительно личности потерпевшего).

4.3. Несовершеннолетнему могут угрожать разглашением порочащих его или его близких сведений, уничтожением или повреждением имущества, отчислением из учебного заведения, отстранением от коллектива и т.д. Угроза применения насилия влечет квалификацию по ч. 3 коммент. статьи.

4.4. Иными способами вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления могут выступать: формирование у несовершеннолетнего чувства мести, расовой, национальной, религиозной ненависти; указание на то, что если несовершеннолетний не может совершить преступление, то он не настоящий мужчина, и т.д. Как иной способ вовлечения следует рассматривать и предложение взрослого принять участие в совершении преступления (см. кассационное Определение ВС РФ от 09.08.2006, дело N 1-о06-19).

5. Состав преступления по конструкции формальный. Преступление окончено в момент вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления независимо от того, было ли оно совершено (см. п. 8 Постановления Пленума ВС РФ N 7).

6. Как вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления подлежат квалификации действия виновного, выразившиеся не только в склонении несовершеннолетнего к совершению преступления, но и в самом участии несовершеннолетнего в преступлении. Вовлечение в совершение преступления не одного, а нескольких несовершеннолетних, по смыслу закона, не образует совокупности преступлений, предусмотренных коммент. статьей, и не может влечь за собой назначение наказания по совокупности этих преступлений (см. Определение ВС РФ от 12.11.2004 N 24-о04-5 <1>).
———————————
<1> БВС РФ. 2005. N 6.

7. УО наступает только за вовлечение несовершеннолетнего в совершение умышленного преступления. УО наступает за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления в качестве исполнителя, соисполнителя или пособника.

8. С субъективной стороны преступление характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что вовлекает несовершеннолетнего в совершение преступления. По смыслу п. 8 Постановления Пленума ВС N 7 взрослый не подлежит УО по коммент. статье, если он не осознавал, что своими действиями вовлекает несовершеннолетнего в совершение преступления и если он не знал о несовершеннолетии лица, вовлеченного им в совершение преступления.

8.1. Мотив и цель на квалификацию деяния как преступления не влияют.

9. Субъект преступного посягательства — физическое вменяемое лицо, достигшее 18-летного возраста (совершеннолетний, взрослое лицо).

10. Помимо коммент. статьи взрослый несет УО за то преступление, в совершение которого вовлек несовершеннолетнего: а) как соисполнитель, если взрослый непосредственно совершил преступление вместе с несовершеннолетним, независимо от того, является ли несовершеннолетний субъектом совершенного преступления по признаку возраста (ст. 20); б) как исполнитель путем посредственного причинения, если взрослый совершил преступление с использованием несовершеннолетнего (т.е. взрослый не участвовал непосредственно в совершении преступления), не подлежащего УО в силу возраста (ст. 20). При этом соучастие в преступлении не образуется (см. п. 9 Постановления Пленума ВС РФ N 7); в) как подстрекатель, если взрослый непосредственно не совершал преступления, а несовершеннолетний, совершивший преступление, достиг возраста УО (см. п. 9 Постановления Пленума ВС РФ N 7).

11. В ч. 2 коммент. статьи, закрепляющей квалифицированный состав преступления, предусмотрен признак специального субъекта — родитель, педагог либо иное лицо, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего.

11.1. Под родителями понимаются лица, записанные отцом или матерью ребенка в книге записей о рождении, в том числе и те, отцовство которых установлено в предписанном законом порядке.

11.2. Родитель, вовлекший несовершеннолетних сына или дочь в совершение преступления, привлекается к УО по ч. 2 независимо от того, лишен он родительских прав (ограничен в родительских правах) или нет.

11.3. Педагогом является лицо, осуществляющее образовательные и воспитательные функции: а) в образовательных учреждениях всех типов; б) в ходе индивидуальной трудовой педагогической деятельности (ст. 12, 48 Закона РФ от 10.08.1992 N 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 22.08.2004) <1>).
———————————
<1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150; 2003. N 50. Ст. 4855; 2004. N 35. Ст. 3607.

11.4. Иными лицами, на которых законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, являются: усыновители (удочерители); опекуны (попечители); приемные родители (приемная семья); воспитатели и учителя учреждений всех типов (образовательные учреждения, а также учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе воспитательные учреждения, детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения) и т.д. Не относятся к иным лицам, на которых законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, отчим, мачеха, дедушки, бабушки, братья, сестры, иные родственники.

12. В ч. 3 коммент. статьи, закрепляющей особо квалифицированный состав преступления, предусмотрен способ совершения преступления — применение насилия или угроза его применения.

12.1. По смыслу закона в ч. 3 имеется в виду любое насилие, независимо от того, был ли причинен вред здоровью несовершеннолетнего или нет. При этом насилие, предусмотренное ст. 112 — 116, ч. 1 ст. 117 — 119, охватывается ч. 3 ст. 150 и дополнительной квалификации не требует.

12.2. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111) либо истязание при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 117) квалифицируются по совокупности со ст. 150.

13. В ч. 4 коммент. статьи, закрепляющей особо квалифицированный состав преступления, предусмотрены признаки: вовлечение несовершеннолетнего в преступную группу либо в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

13.1. О преступной группе см. коммент. к ст. 35.

13.2. Вовлечение преступной группы несовершеннолетних в совершение нового преступления не может рассматриваться как вовлечение несовершеннолетнего в преступную группу и при отсутствии иных квалифицирующих признаков влечет УО по ч. 1 ст. 150 (см. кассационное Определение ВС РФ от 12.01.2006).

13.3. О тяжком и особо тяжком преступлении см. коммент. к ст. 15.

Другой комментарий к Ст. 150 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона выражается в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом.

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления представляет собой подстрекательство. Однако в том случае, когда субъектом вовлечения несовершеннолетнего является взрослое лицо, законодатель счел необходимым выделить его в самостоятельный состав преступления. Тем самым вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления превращается в специальный вид подстрекательства, но не приобретает какое-либо иное отличное от подстрекательства качество.

2. В ч. 1 ст. 150 УК РФ содержится открытый перечень способов вовлечения: обещание, обман, угроза, иные способы.

3. Состав преступления формальный. Момент его окончания связан с совершением деяния — вовлечения как сложного (результативного) действия, охватывающего результат в виде возникновения у несовершеннолетнего желания совершить преступление и реализацию желания полностью или хотя бы частично; именно эта позиция после долгих споров отражена в п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. N 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних».

4. Если несовершеннолетний совершил преступление, в которое оказался вовлеченным, виновный должен нести ответственность по совокупности: за вовлечение в совершение преступления по ст. 150 УК РФ и за подстрекательство к преступлению, в которое он вовлек несовершеннолетнего, а если он при этом и сам участвовал в совершении преступления — как соисполнитель этого преступления.

5. С субъективной стороны умыслом виновного также должно охватываться осознание возраста вовлекаемого им лица. Субъектом является любое лицо, достигшее возраста 18 лет.

6. Часть 2 ст. 150 УК РФ предусматривает уголовную ответственность родителей, педагогов и иных лиц, на которых законом возложена обязанность по воспитанию несовершеннолетнего. Иными лицами, ответственными за воспитание, являются педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты.

7. Понятие «насилие» (ч. 3 ст. 150 УК РФ) включает не опасное для жизни и здоровья насилие, а также причинение легкого, средней тяжести вреда здоровью и истязание без квалифицирующих признаков; причинение тяжкого вреда здоровью и истязание при отягчающих обстоятельствах квалифицируются по совокупности со ст. 150 УК РФ. Угроза применения насилия подразумевает психическое воздействие на несовершеннолетнего. Она может быть любой, включая угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью несовершеннолетнего.

8. В ч. 4 ст. 150 УК РФ предусмотрены три особо квалифицирующих признака: 1) вовлечение несовершеннолетнего в преступную группу (группу лиц по предварительному сговору, организованную группу или преступное сообщество); 2) в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; 3) в совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *