Возбуждение дела об административном правонарушении

Возбуждение дела об административном правонарушении

Деятельность участников производства по делу об административных правонарушениях осуществляется последовательно от момента возбуждения дела до момента реализации постановления о наложении административного наказания. Производство проходит несколько сменяющих друг друга стадий. Стадия – это относительно самостоятельная часть производства, которая наряду с общими задачами производства имеет свойственные только ей задачи, состав участников и процессуальные документы. На каждой стадии совершаются определённые действия, являющиеся частными по отношению к общей цели производства. Стадии органично связаны между собой: очередная стадия начинается лишь после того, как закончена предыдущая, на новой стадии оценивается то, что было сделано раньше. Производство по делам об административных правонарушениях состоит из следующих стадий:

1. возбуждение дела и сбор доказательств;

2. рассмотрение дела и принятие решения по нему;

3. пересмотр постановлений и решений;

4. исполнение постановлений.

Возбуждение дела об административном правонарушении – начальная стадия производства, имеющая предопределяющее значение для всего правоприменительного процесса и представляющая собой совокупность процессуальных действий, направленных на установление факта административного правонарушения, определения подведомственности дела, сбора основополагающих доказательств. На этой стадии создаются предпосылки для объективного и быстрого рассмотрения дела, применения к деликтвенту предусмотренных законом мер ответственности.

Основанием возбуждения административного дела является совершение лицом деяния, содержащего признаки административного правонарушения.

Поводами (процессуальными основаниями) к возбуждению дела являются:

1) непосредственное обнаружение неправомерного деяния управомоченным лицом;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, за исключением отдельных правонарушений. К ним относятся правонарушения, предусмотренные ст. 5.27 ч.2, ст. 14.12, ст. 14.13 КоАП РФ;

4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4), транспортное средство находилось во владении или пользовании другого лица.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии основания и повода.

Момент возбуждения административного дела нередко зависит от характера правонарушения и условий его совершения. Согласно ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении признаётся возбуждённым с момента:

1. составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

2. составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

3. составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

4. вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;

5. оформления предупреждения или с момента наложения административного штрафа на месте совершения правонарушения в случае, если протокол об административном правонарушении не составляется;

6. вынесения постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном главой 12 КоАП при фиксировании правонарушения специальными техническими средствами.

В возбуждении дела об административном правонарушении может быть, и отказано и вынесено мотивированное определение. Основанием отказа может служить результат проверки материалов, сообщений и заявлений о правонарушении, поступившие из различных органов и организаций, указанных в КоАП РФ.

В момент возбуждения дела об административном правонарушении не обязательно иметь исчерпывающие сведения о признаках административного правонарушения. Особое внимание нужно обращать на факторы, позволяющие отграничить административное правонарушение от преступления, дисциплинарного проступка и гражданско-правового деликта.

КоАП РФ и УК РФ устанавливают административную и уголовную ответственность более чем за 80 смежных составов преступлений и административных правонарушений. Решающее значение при определении сущности деликта имеет степень общественной опасности, которая выражается в наличии или отсутствии тяжких последствий, в размере реально причиненного ущерба, способе и месте совершения. Критерии разграничения административного правонарушения и преступления, как правило, указаны в законодательстве. Например, мелкое хищение чужого имущества влечёт административную ответственность (ст. 7.27 КоАП РФ). При этом хищение признаётся мелким, если стоимость похищенного имущества не превышает одну тысячу рублей. Если эта стоимость выше указанной, то хищение будет являться преступлением.

Итак, дело об административном правонарушении возбуждается лишь при наличии хотя бы одного из поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Возникает вопрос о том, допускает ли проведение проверки (до возбуждения дела об административном правонарушении) фактов, изложенных, например, в заявлении физического лица о совершении правонарушения. Безусловно, правила статьи 28.1 КоАП РФ не препятствуют такой проверке. В противном случае, невозможно ответить на вопрос о том, достаточно ли данных для возбуждения дела об административном правонарушении.

Особое значение на стадии возбуждения дела отводится протоколу.

Протокол об административном правонарушении – это процессуальный документ, в котором отражаются сведения, связанные с фактом противоправного деяния и характеризующие личность нарушителя.

Он составляется во всех случаях совершения административных правонарушений, за исключением тех, когда дело о правонарушении возбуждается прокурором посредством вынесения постановления, а также при назначении наказания на месте обнаружения правонарушения без составления протокола. В статье 28.4 КоАП РФ содержится перечень составов правонарушений, возбуждение дел, по которым отнесено к компетенции прокурора. Таких составов 18, половина из которых связана с посягательством на избирательные права граждан. Прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации и передать его по подведомственности.

Составлять протоколы об административных правонарушениях могут как должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ в пределах компетенции соответствующего органа, так и иные должностные лица органов, специально на это уполномоченных, перечень которых (более 80) и компетенция в этой сфере содержится в ч. 2-5 ст. 28.3 КоАП РФ. Перечень конкретных должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы в том или ином органе, устанавливается приказом руководителя этого федерального органа исполнительной власти.

В МВД России перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, определён Приказом МВД России от 2 июня 2005 года № 444 «О должностных лицах МВД России т ФМС России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание». Аналогичные акты приняты во всех федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих административно-юрисдикционную деятельность.

Как процессуальный документ, протокол об административном правонарушении должен в обязательном порядке содержать следующие реквизиты: дата и место составления; должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол; сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; имена, отчества и фамилии, а также адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если они имеются; фабула правонарушения – место, время и обстоятельства совершения правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Наиболее важным и нередко проблемным является установление сведений о правонарушителе. Сведения о личности нарушителя заносятся в протокол только тогда, когда они установлены из достоверного источника, главным из которых является документ, удостоверяющий личность. При отсутствии при лице документа, удостоверяющего личность, для установления его могут использоваться другие возможности: данные паспортно-визовой службы, различные картотеки, учёты, пояснения сослуживцев, соседей, родственников, информация адресных бюро и др. Главное, чтобы должностное лицо, оформляющее протокол, не имело сомнений в том, что перед ним находится именно этот гражданин, а не другой.

Одним из обязательных требований при составлении протокола является разъяснение привлекаемому к ответственности лицу его процессуальных обязанностей и прав, предусмотренных КоАП РФ. О разъяснении прав и обязанностей делается отметка в протоколе с подписью лица, привлекаемого к ответственности.

Протокол должен быть составлен немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела, установления личности правонарушителя или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждено дело, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования.

Административное расследование – новое понятие в административно-процессуальной деятельности и представляете собой совокупность процессуальных действий, осуществление которых вызвано необходимостью получения дополнительных сведений и материалов, необходимых для правильного разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Административное расследование проводится по определённым категориям правонарушений. Оно назначается за нарушение антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте, если при этом возникла потребность в проведении экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.

Административное расследование – факультативный (необязательный) элемент первой стадии производства и осуществляется лишь в случаях, когда нет ясности, позволяющей сделать вывод о наличии или отсутствии материальных оснований для возбуждения дела об административном правонарушении.

Проводится административное расследование по месту совершения или выявления правонарушения. Решение о возбуждении дела и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении в виде определения, а прокурором – в виде постановления.

Описательная часть определения должна содержать все обязательные реквизиты, предъявляемые к протоколу об административном правонарушении.

Срок административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлён вышестоящим должностным лицом на срок, не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил – начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев.

Административное расследование заканчивается составлением протокола об административном правонарушении или вынесением постановления о прекращении дела об административном правонарушении.

Копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку привлекаемому к ответственности физическому лицу или законному представителю юридического лица, а также потерпевшему по их просьбе.

В случае если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, неправильно составлен и оформлены другие материалы для принятия решения, он возвращается органу или должностному лицу, составившему его. Недостатки такого протокола и других материалов дела об административном правонарушении должны быть устранены в срок, не более трёх суток со дня их поступления, после чего, втечение суток все материалы дела с внесёнными в них изменениями и дополнениями возвращены судье, органу или должностному лицу, правомочному их рассматривать.

Что касается протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, то они составляются категориями должностных лиц, уполномоченных на это субъектами Российской Федерации в нормах соответствующих законов.

КоАП РФ предусматривает основания и порядок назначения административного наказания без составления протокола, в упрощённом порядке. Особенность такого порядка привлечения к ответственности за правонарушения определена статьёй 28.6 КоАП РФ. В таких случаях должностное лицо, обнаружившее нарушение, самостоятельно принимает решение о наложении административного наказания и исполнения решения на месте обнаружения нарушения. Обязательным условием назначения наказания без составления протокола является малозначительность совершённого нарушения. Главным критерием малозначительности административного правонарушения является вид наказания и его размер.

Административное наказание без составления протокола назначается в виде предупреждения или штрафа. Штраф на месте обнаружения правонарушения может быть не только назначен, но и взыскан. Если административный штраф взимается на месте совершения правонарушения физическим лицом, ему выдаётся постановление-квитанция установленного образца. В постановлении-квитанции указываются дата выдачи, должность, фамилия, инициалы должностного лица, назначившего наказание, сведения о лице, привлечённом к административной ответственности, время и место совершения правонарушения, сумма взыскиваемого штрафа. Протокол-квитанция выписывается в двух экземплярах и содержит подписи должностного лица и физического лица, подвергнутого штрафу.

Предупреждение как вид административного наказания объявляется (фиксируется) в письменном виде на бланке установленной формы.

Если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения, назначенное ему наказание либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения правонарушения, составляется протокол и производство осуществляется в обычном порядке.

Очень важно должностному лицу, уполномоченному возбуждать дело о правонарушении, составлять протокол об административном правонарушении при совершении первичных процессуальных действий выяснить наличие или отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу. КоАП РФ (ст. 24.5) определяет такие обстоятельства, при наличии которых дело об административном правонарушении не возбуждается, а начатое подлежит прекращению. К ним относятся:

1. отсутствие события административного правонарушения, т.е. в реальности отсутствовали факты, действия (бездействие) и т.п., которым были бы присущи признаки такого явления как административное правонарушение;

2. отсутствие состава административного правонарушения. Известно, что состав административного правонарушения включает объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. Отсюда следует, что состав правонарушения отсутствует в случае отсутствия хотя бы одного из них. При этом законодатель акцентирует внимание на недостижении физическим лицом на момент совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, а также невменяемости физического лица, совершившего правонарушение. Невменяемость лица по понятным причинам исключает производство по делу в силу болезненного состояния его психики;

3. действие лица в состоянии крайней необходимости. Имеется в виду причинение вреда охраняемым законом интересам в целях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также интересам общества или государства, если не было иных средств её устранения и если причинённый вред менее значителен, чем предотвращённый.

4. издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение

административного наказания;

5. отмена закона, установившего административную ответственность. Речь идёт о случаях, когда на момент начала производства об административном правонарушении или в ходе производства была отменена статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, ранее предусматривающая административную ответственность за это правонарушение. При этом необходимо учитывать правила статьи 1.7 части 2 КоАП РФ об обратной силе закона, отменяющего административную ответственность;

6. истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административном правонарушения, а по отдельным категориям правонарушений (нарушение законодательстве Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе) по истечении одного года со дня совершения правонарушения;

7. наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановление о возбуждении уголовного дела;

8. естественным условием, исключающим производство является смерть физического лица, в отношении которого оно ведётся.

Понятно, что многие из перечисленных обстоятельств, исключающих производство по делу об административных правонарушениях, могут быть установлены лишь в ходе этого производства.

В случае выявления названных обстоятельств дело об административном правонарушении подлежит прекращению до передачи его на рассмотрение.

Дело об административном правонарушении прекращается путём вынесения мотивированного постановления, в котором излагается сущность дела и основания прекращения. В постановлении отражаются данные, касающиеся должностного лица, судьи, состава коллегиального органа, вынесших постановление; сведения о лице, в отношении которого прекращено дело; обстоятельства, установленные на стадии возбуждения дела; срок и порядок обжалования; каким образом решён вопрос об изъятых предметах, об имуществе, на которое наложен арест, вещественных доказательствах и т.д.

Это постановление вступает в силу с момента его вынесения. Копия его в трёхдневный срок со дня вступления в законную силу вручается или высылается лицу, в отношении которого велось производство по делу.

Заканчивается первая стадия – возбуждение дела об административном правонарушении – направлением протокола (постановления прокурора) судье, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении. По общему правилу, установленному статьёй 28.8 КоП РФ протокол (постановление прокурора) в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) направляется для рассмотрения.

Протокол о правонарушении (постановление прокурора), влекущем в виде наказания административный арест, передаётся на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения). Это означает, что сроки, установленные для производства при назначении административного ареста, не могут быть продлены и являются окончательными.

Практически каждый человек в нашей стране совершает административное правонарушение. Несомненно, большую часть административных правонарушений составляют нарушения в области безопасности дорожного движения, т.е. за нарушения правил дорожного движения. Как известно ездить и не нарушать правила дорожного движения практически не возможно… то поворотник забудешь включить, то задумаешься и скорость превысишь, а то и вовсе на красный свет пролетишь…

Подобная категория административных дел не является единственной. Кодекс административных правонарушений запрещает большой комплекс деяний под страхом привлечения к административной ответственности.
Но… за что бы человека не привлекали к административной ответственности, стадии производства по делам об административных правонарушениях всегда одни. Знание этих стадий и своих прав поможет Вам избежать незаконного привлечения к административной ответственности и максимально эффективно защитить свои права.
Итак…
Для начала давайте разберем, что же такое административное правонарушение.
Согласно ст. 2.1. КоАП РФ Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В ходе производства по административному делу должностное лицо должно всесторонне и полно (т.е. с учетом всех обстоятельства дела), объективно и своевременно выяснить обстоятельства дела и принять по его результатам законное решение, которое может быть двух видов: прекращение дела или привлечение к административной ответственности.
Вместе с этим, задачами административного производства является выявление причин и условий способствующих совершению административных правонарушений. Так, к примеру, продажа алкоголя в ночное время приводит к увеличению ДТП с участием лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения.
Любое производство по административным делам включает в себя, как правило, четыре этапа. Их может меньше, в случае если лицо согласно с привлечением и не обжалует решение суда первой инстанции. Каждый этап включает в себя ряд мероприятий обязательных для этой стадии.
Давайте их рассмотрим.

Возбуждение административного производства и направление его по подведомственности.

Для возбуждения дела об административном правонарушении нужен повод, т.е. какое-то событие из которого будет понятно, что имеются признаки нарушения административного закона.
Этими поводами могут служить:
– непосредственное обнаружение административного правонарушения или его признаков, должностным лицом. При этом должностное лицо, должно относиться к тому ведомству, которое за данное нарушение уполномочено составлять протокол. Например, за нарушения в области безопасности дорожного движения сотрудник ДПС, за нарушения в сфере пожарной безопасности сотрудники пожарного надзора, за нарушения антимонопольного законодательства- сотрудники ФАС и т.д.
– сообщения об административном правонарушении из правоохранительных органов или других государственных органов о наличии события административного правонарушения.
К примеру, когда в результате расследования уголовного дела по краже (уголовное преступление) будет установлено, что подозреваемый совершил еще и мелкое хищение.
– сообщения и заявления граждан или юридических лиц о совершении административного правонарушения. Наряду с указанными лицами подобные сообщения могут быть получены уполномоченными лицами и из сообщений в средствах массовой информации.
– фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. Те самые камеры, которые устанавливают на дорогах для фиксации превышения скорости, пересечения сплошной линии и т.д.
Конечно это список не полный. Законом предусмотрены и иные поводы, но перечисленные являются самыми распространенными, т.к. касаются большинства административных правонарушений.
Отсутствие повода и достаточных данных о совершенном административном правонарушении является препятствием для возбуждения административного производства.
Возбуждать дела по административным правонарушениям может только должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
– составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
– составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. К примеру, по ст. 20.21 КоАП РФ (появление в общественных местах в состоянии опьянения) предусмотрена ответственность в виде административного ареста сроком на 15 суток. Такое наказание может назначить только суд. Но, перед тем, как задержанного доставить в суд для рассмотрения дела на него составляется протокол по ст. 20.21 КоАП РФ. Именно с момента составления этого протокола административное дело считается возбужденным.
– непосредственно с составления протокола об административном правонарушении. В последствии этот протокол будет передан на рассмотрение в уполномоченные на его рассмотрение органы.

-вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования. Такое случается довольно таки часто, и происходит, когда для передачи дела уполномоченному для рассмотрения органу необходимо провести проверочные мероприятия (к примеру экспертизы).
-вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае назначения виновному лицу наказания в виде предупреждения или штрафа. Так называемая упрощенная форма. Когда привлекаемое к административной ответственности лицо, признает свою вину и не возражает против привлечения его к ответственности. В этом случае протокол об административном правонарушении не составляется. Вместо него сразу выносится постановление о привлечении к административной ответственности. Таким образом, начало и окончание административного производства совпадают (статья 28.6 КоАП РФ).
На этом стадия возбуждения дела об административном правонарушении заканчивается и последним действием должностного лица на этом этапе является направление протокола об административном правонарушении лицу уполномоченному его рассматривать.

Рассмотрение дела об административном правонарушении

После получения протокола об административном правонарушении судья или орган уполномоченный рассматривать его приступает к подготовке к рассмотрению. Подготовка к рассмотрению протокола включает в себя разрешение следующих вопросов: относится ли данное дело к их компетенции, есть ли обстоятельства, которые бы исключали возможность рассмотрение дела (к примеру судья является близким родственником лица, привлекаемого к административной ответственности); относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; правильно ли составлен сам протокол об административном правонарушении и иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; в полном ли объеме собраны материалы для рассмотрения протокола, а так же имеются ли заявления или ходатайства по делу.

По результатам подготовки принимается решение о принятии дела к производству или же материал должен быть направлен на доработку и исправления недостатков.
Одновременно с принятием протокола к производству разрешаются вопросы о дате, месте и времени рассмотрения протокола; о вызове необходимых лиц в судебное заседание; о необходимости наложения обеспечительных мер и другие.
Как правило, по сложившейся практике протокол об административном правонарушении рассматривается по месту совершения правонарушения. Однако, по ходатайству лица, в отношении которого ведется административное дело оно может быть направлено для рассмотрения по месту его регистрации.
Дела об административном правонарушении могут рассматриваться уполномоченными на то лицами (ГИБДД, ФАС, пожарная инспекция и т.д.) или судьями.
Сроки рассмотрения дел об административном правонарушении установлены КоАП РФ и зависят от того, каким органом рассматривается.
Так дела по протоколам составленных по результатам фиксации административного правонарушения фото и видео камерами рассматриваются в течении 15 дней. Материалы, которые относятся к компетенции суда, рассматриваются в двухмесячный срок, в случае если за правонарушение предусмотрено наказание в виде административного задержания – в течении 48 часов.
По результатам рассмотрения административного материала выносится одно из двух постановлений: о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу.

Пересмотр постановлений и решений по делу об административном правонарушении

Зачастую постановление о привлечении к административной ответственности не устраивает лицо, которое к этой самой ответственности привлечено. В этом случае законом дается право на обжалование решения суда первой инстанции.
Жалоба на постановление подается через тот суд или орган, который вынес постановление в первой инстанции. В течении 3 суток дело должно быть направлено в орган в полномочия которого входит пересмотр постановления.
Жалоба на постановление решения органа первой инстанции подается в течении 10 дней со дня вынесения постановления.
При подготовке жалобы к рассмотрению решаются вопросы аналогичные тем, которые разрешаются на стадии подготовки к рассмотрению протокола.
По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следующих решений:
– оставить постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения;
– об изменении постановления, если при этом не ухудшается положений лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности;
– об отмене постановления и о прекращении производства по делу;
– об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение;
– об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Важным моментом на этом этапе является то обстоятельство, что до рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, оно не является вступившим в законную силу. В день рассмотрения жалобы, постановление вступает в законную силу и человек считается привлеченным к административной ответственности.
Но на этом дело не заканчивается))))
Даже вступившее в законную силу решение суда возможно обжаловать. Рассмотрение вступивших в законную силу постановлений осуществляется кассационными судами общей юрисдикции, в том числе кассационный суд военный суд, Верховный суд.

Исполнение постановления по делу об административном правонарушении

Эта стадия является заключительной. Ей, собственно, оканчивается все процессуальные действия по делу.
Постановление подлежит исполнению с момента вступления его в законную силу, а именно:
– когда истекает срок, установленный для обжалования после истечения срока, установленного для обжалования постановления, если оно не было обжаловано или опротестовано;
– после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если оно не было обжаловано или опротестовано, за исключением тех случаев, когда решением отменяется вынесенное постановление;
– немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением тех случаев, когда решением отменяется вынесенное постановление.

Постановление по делу об административном правонарушении обращается к исполнению судом или органов, вынесшим постановление. Порядок исполнения определяется КоАП РФ.

Статья 31.9 КоАП РФ устанавливает давность исполнения постановления о назначении административного наказания. Оно, по общему правилу, не подлежит исполнению, если не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу. Если лицо, в отношении которого вынесено постановление, уклоняется от его исполнения, течение срока давности прерывается и возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые могло быть обращено взыскание.

Срок давности исполнения приостанавливается также в том случае, если предоставляется рассрочка или приостановление исполнения постановления в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях России.
Принесение протеста на постановление об административном аресте или административном приостановлении деятельности не приостанавливает исполнение этого постановления.
По итогу исполнения постановления, органом, которым приводилось наказание в исполнение, на постановлении проставляется отметка о его исполнении. После отметки постановление направляется органу его вынесшее.

Стадия возбуждения дела об административном правонарушении законодательно урегулирована в гл. 28 КоАП РФ, в которой последовательно определены процессуальные действия, связанные с деятельностью лиц, уполномоченных возбуждать дела.

В ст. 28.1 подробно перечислены поводы к возбуждению дел об административном правонарушении:

  • • непосредственное обнаружение правонарушения лицом, уполномоченным составлять протокол;
  • • поступление из государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, из средств массовой информации материалов, содержащих соответствующие данные о фактах правонарушений;
  • • сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации;
  • • фиксация техническими средствами, работающими в автоматическом режиме и имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, и ряд других поводов.

Уполномоченные должностные лица вправе возбудить дело об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из перечисленных в ст. 28.1 КоАП РФ поводов.

В ст. 28.1 КоАП РФ определены точки отсчета времени возбуждения дела об административном правонарушении. Оно считается возбужденным с момента:

  • • составления протокола осмотра места совершения правонарушения;
  • • составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу;
  • • составления протокола о правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела;
  • • вынесения определения о возбуждении дела при необходимости проведения административного расследования (ст. 28.7);
  • • вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном ч. 1 или 3 ст. 28.6 КоАП РФ.

Четкое указание начальных моментов возбуждения дела имеет большое процессуальное значение для обеспечения прав участников производства по делу и оценки оперативности должностных лиц, призванных вести борьбу с административными правонарушениями.

При отказе в возбуждении дела выносится мотивированное определение, которое может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными гл. 30 КоАП РФ (ч. 4 ст. 30.1).

О совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении. Это один из главных процессуальных документов, обеспечивающий доказательственную базу по делу. Реквизиты протокола определены в ст. 28.2 КоАП РФ.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также иным участникам производства разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом и представить свои объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к нему. Протокол подписывается составившим его должностным лицом и указанными выше лицами. В случае их отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается физическому лицу или законному представителю юридического лица под расписку, а также потерпевшему по его просьбе.

Для обеспечения законности при возбуждении дел об административных правонарушениях законодатель определил правовые позиции, касающиеся перечня полномочий должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях. Анализ ст. 28.3 КоАП РФ позволяет выделить две основные группы таких должностных лиц:

  • • должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в соответствии с гл. 23 КоАП РФ;
  • • должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, а также органов исполнительной власти субъектов РФ в случае передачи им полномочий Российской Федерации по осуществлению контроля и надзора, указанных в ст. 28.3.

В ч. 3 ст. 28.3 перечислены статьи Особенной части КоАП РФ, по которым конкретные группы должностных лиц (органов внутренних дел, налоговых, таможенных и других органов) вправе составлять протоколы и направлять их на рассмотрение судей и иных уполномоченных органов административной юрисдикции.

Конкретный перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы в соответствии с ч. 1–3 ст. 28.3 КоАП, устанавливается соответствующим органом исполнительной власти, уполномоченным принимать нормативные правовые акты. Правило ч. 4 ст. 28.3 касается и обязанности органов исполнительной власти субъектов РФ определить перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы по конкретным статьям Особенной части КоАП РФ, если в гл. 23 предусмотрена возможность рассмотрения дел об административных правонарушениях по этим статьям указанными органами.

В ч. 5 ст. 28.3 указаны группы должностных лиц некоторых государственных органов и организаций, уполномоченных составлять протоколы о правонарушениях, предусмотренных перечисленными в данной части статьями КоАП РФ. Это члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектора Счетной палаты РФ, должностные лица государственных внебюджетных фондов и др.

Законами субъектов РФ об административных правонарушениях также определяются должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена указанными законами.

Учитывая роль прокурора как участника производства по делу об административном правонарушении, законодатель определил его полномочия на стадии возбуждения дела. Согласно ст. 28.4 КоАП РФ только прокурор уполномочен возбуждать дела по статьям, перечисленным в ч. 1 указанной статьи. Это касается возбуждения дел, связанных с защитой избирательных прав граждан (гл. 5 КоАП РФ), права граждан на доступ к информации (гл. 13 КоАП РФ), а также ответственности должностных лиц за правонарушения в сфере порядка управления (гл. 19 КоАП РФ).

Кроме того, прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении.

На стадии возбуждения дела об административном правонарушении может быть проведено административное расследование, предусмотренное ст. 28.7 КоАП РФ. Оно проводится в случаях, когда после выявления административного правонарушения (в области антимонопольного законодательства, валютного законодательства, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, пожарной безопасности, дорожного движения и других областях, перечисленных в данной статье ) осуществляются экспертиза или другие процессуальные действия, требующие значительных временных затрат. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 подчеркнуто, что проведение административного расследования осуществляется путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности, и что оно допускается только при выявлении административных правонарушений в областях законодательства, перечисленных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ (п. 3).

Определение о возбуждении дела и проведении административного расследования выносится должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, или прокурором немедленно после выявления факта совершения нарушения. Содержание определения должно отвечать требованиям, перечисленным в ч. 3 и 3.1 ст. 28.7 КоАП РФ.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления правонарушения. При этом его срок не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела. В исключительных случаях он может быть продлен перечисленными в ч. 5 ст. 28.7 должностными лицами на срок от одного до шести месяцев. По окончании расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении производства по делу.

Особое процессуальное значение имеет протокол об административном правонарушении. По общему правилу он составляется немедленно после выяснения факта совершения нарушения. Если же требуется выяснение обстоятельств дела, либо данных о физическом лице, или сведений о юридическом лице, в отношении которого возбуждается дело, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления нарушения, а в случае проведения административного расследования – по окончании расследования (ст. 28.5 КоАП РФ).

Протокол об административном правонарушении или аналогичное ему постановление прокурора направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, в течение суток с момента составления данного протокола (вынесения постановления). Если же совершено правонарушение, за которое предусмотрено наказание в виде административного ареста или административного выдворения, то протокол передается на рассмотрение судье немедленно после его составления.

В тех случаях, когда протокол содержит существенные недостатки, он может быть возвращен в орган, должностному лицу, составившим его (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ). Недостатки должны быть устранены в срок не более трех суток со дня возврата протокола, который в течение суток со дня их устранения должен быть вновь передан на рассмотрение.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 подчеркивается, что при подготовке дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола (п. 4 и 5). В связи с этим обращено внимание судей на возможные типичные существенные недостатки протокола (отсутствие данных, предусмотренных ч. 2 ст. 28.2 КоАП, а также иных сведений, имеющих значимость для рассмотрения конкретного дела; составление протокола неправомочным лицом и т.п.), что обусловливает возвращение протокола лицу (в орган), его составившему, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4. Вместе с тем в качестве несущественных недостатков протокола указаны такие недостатки, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела, а также нарушение установленных ст. 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления и направления протокола, поскольку эти сроки не являются пресекательными. Несущественным недостатком протокола можно считать его составление без привлекаемого к ответственности лица, если ему надлежащим образом сообщено о месте и времени составления протокола, но оно не явилось и не уведомило о причинах неявки либо эти причины были признаны неуважительными.

При проверке содержания протокола необходимо учитывать положения ст. 28.3 (ч. 4) и 22.3 (ч. 7) .

КоАП РФ предусматривает возможность назначения административного наказания без составления протокола об административном правонарушении в рамках упрощенного производства.

Согласно ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ в случае, если при совершении административного правонарушения физическим лицом назначается наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения правонарушения выносится постановление о назначении соответствующего наказания. Данное постановление должно соответствовать требованиям ст. 29.10 КоАП. Копия постановления вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.

Если гражданин оспаривает вынесение рассмотренного выше постановления, то должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении и вручает копию протокола данному лицу. В этом случае дело рассматривается в обычном порядке уполномоченным субъектом административной юрисдикции с соблюдением правил, установленных гл. 29 КоАП РФ.

КоАП РФ (ст. 28.6) содержит специальные правила, касающиеся применения упрощенного порядка рассмотрения дел. Речь идет о применении норм гл. 12 КоАП РФ, когда решается вопрос об оформлении постановления в случае выявления административного правонарушения специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи.

В случае выявления упомянутыми выше техническими средствами административного правонарушения, предусмотренного гл. 12 КоАП РФ или законом субъекта РФ о правонарушениях по благоустройству, связанных с использованием транспортных средств, а также правонарушений, связанных с нарушением правил содержания объектов благоустройства, постановление выносится должностным лицом без участия лица, привлекаемого к ответственности (как физического, так и юридического (см. примечание к ст. 1.5, 2.6.1 и 2.6.2)), и в течение трех дней со дня вынесения направляется заказным почтовым отправлением лицу, привлекаемому к ответственности.

В ст. 24.5 КоАП РФ установлены обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • • отсутствие события правонарушения;
  • • отсутствие состава правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом соответствующего возраста (на момент совершения нарушения) или его невменяемость;
  • • действия лица в состоянии крайней необходимости (т.е. для устранения опасности, если она не могла быть устранена иными средствами, а причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный);
  • • издание акта амнистии, если он устраняет применение административного наказания;
  • • отмена закона, установившего административную ответственность;
  • • истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
  • • наличие по одному и тому же факту совершения нарушения лицом, в отношении которого ведется производство по делу, постановления о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу либо о возбуждении уголовного дела;
  • • смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу.

О прекращении производства уполномоченным должностным лицом выносится постановление (см. ст. 28.9 КоАП РФ).

  • Перечень областей законодательства, за нарушение норм которых при привлечении лиц к административной ответственности предусматривается возможность проведения административного расследования, систематически расширяется (см. ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ).
  • О требованиях, предъявляемых к протоколу, см. п. 4 постановления Пленума также Обзоры судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2005 г., утвержденный постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *