Вторая смена в школе

Вторая смена в школе

По рекомендациям Международных организаций здравоохранения, уроки в средней и старшей школе должны начинаться не раньше, чем 8:30 ч. Это время было установлено еще в середине прошлого столетия, и с тех пор занятия в большинстве школ так и начинаются. На сегодняшний день начало учебного процесса по собственному усмотрению могут быть установлены только в частных и специализированных школах.

Содержание

Согласно СанПиН по регламенту расписания уроков

Такое раннее начало учебы регламентируется санитарными нормами (п. 10.4 СанПиН 2-4-2-2821-10). Прежде всего, это связано с началом работы родителей, которым необходимо просыпаться утром, разбудить ребенка, собрать его, накормить завтраком, привезти в школу, а после успеть отправиться и на свою работу.

Согласно пункту 10.6. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня составляет:

  • для обучающихся 1-х классов – не должен превышать 4 уроков;
  • для обучающихся 2 – 4 классов – не более 5 уроков;
  • для обучающихся 5 – 6 классов – не более 6 уроков;
  • для обучающихся 7 – 11 классов – не более 7 уроков.

Время начального процесса в школе индивидуально решается местным самоуправлением в интересах всех

Продолжительность уроков:

2-11 класс – уроки длятся по 45 минут

Для первоклассников требуется особое отношение в составлении расписания уроков, поскольку школа является для них новым опытом. Некоторые учебные заведения придерживаются ступенчатого режима занятий, представляющее собой расписание, которое позволяет детям проще адаптироваться к новой среде. Методика основана на принципе постепенного и последовательного увеличения нагрузки (продолжительность и количество уроков). Для организации подобной системы требуется включение в дневное расписание:

  • 1-ое полугодие 3-4 урока, продолжительностью 35 мин.;
  • 2-ое полугодие 3-4 урока, продолжительностью 40 мин.

Время начала и окончания уроков в школе 2-11 класс

Занятия начинаются не раньше 8 ч. утра. Заканчивается учебный день после 6 урока (для учеников 2-4 классов урок длится 45 мин., для первоклассников – 35-40 мин.). Многие интересуются, во сколько завершается 6 урок? Это определяется сменой:

  • Первая смена – до 13:30;
  • Вторая смена – до 19:30-20:00.

Расписание звонков в школе с 8:00

Расписание звонков в школе с 8:15

Расписание звонков в школе с 8:30

Самое популярное школьное начало уроков с утра

Расписание звонков в школе с 9:00

Стоит отметить, что 5, 9 и 11 классы не могут учиться во вторую смену. Также нельзя организовывать процесс больше, чем в 2 смены. Недельную нагрузку распределяют равномерно. Учитывается дневная и общая умственная работоспособность детей, сложность предметов. На середину недели рекомендуется повышение уровня умственной активности, несовершеннолетние нагружаются уроками с самыми высокими баллами (химией, алгеброй, физикой и т.д.). Именно в это время повышается количество уроков, в отличие от начала и конца недели.

Нужно ли переносить начало уроков?

Согласно многим исследованиям, рано начинать занятия не полезно. Ученые считают, что от смещения начала учебы хотя бы на 1 час дало бы возможность ученикам лучше высыпаться и получать лучшие оценки. Таким образом, американские биологи из Университета Вашингтона (Сиэтл) провели исследование, в котором подтверждается, что от отложения начала занятий и увеличения продолжительности сна улучшилась посещаемость среди школьников. Также это способствовало повышению среднего балла по школьным предметам на целых 4,5%.

Учеными из Университета Кентукки отмечается, что дети, занимающиеся в школе рано утром, получают низкие оценки, нежели те школьники, для которых первый звонок звенит позднее. Ученые утверждают, что от недостатка сна оказывается негативное влияние на когнитивные процессы. Недосып мешает детям в концентрации внимания, а потому они не слишком-то внимательны на уроках. Способность учиться и правильно функционировать определяется циклами сна и бодрствования (циркадными ритмами). При их соблюдении никакие проблемы с учебой, или здоровьем, не будут беспокоить ребенка. Такого мнения придерживается Алексей Мелехин, являющийся психологом и членом общества сомнологов России.

По его словам, время начала уроков не стоит смещать, так как это не оказывает никакого влияния на психическое и физиологическое состояние детей. От раннего начала учебы, наоборот, улучшается когнитивное функционирование и произвольная регуляция. Необходимо следить за циркадными ритмами. Ребенку и в выходные следовало бы вставать в одно и тоже время. Не стоит допускать джетлага. Ребенок, да и взрослые тоже, должны вставать в одно и то же время каждый день. От сдвигов и переносов занятий может быть сформирована некая разбитость, а этого ни за что не нужно допускать.

Уроки в школах начинаются с 8:30. Все классы учатся по пятидневной учебной неделе. Утверждение календарного графика на учебный год входит в обязанности директора школы. Ученики должны быть уже в школе не позже 8 часов 20 минут. У них должен быть чистый и опрятный вид. Верхняя одежда и сменная обувь оставляются в гардеробе. По своему расписанию ученик отправляется в учебный кабинет, занимает рабочее место и готовит все необходимое для предстоящего урока. Опаздывать на уроки нельзя.

Почему нужно соблюдать СанПин в расписании школьных занятий?

При наличии ошибок в школьном расписании, заведение рискует получить внушительные штрафы. Стоит отметить, что оштрафована будет не только школа, но и ее директор. Таким образом, учреждение заплатит 70 тыс. руб., а руководитель – 7 тыс. руб. (ст. 6.7 КоАП РФ). Кроме того, учредитель может принять решение привлечь руководство к дисциплинарной ответственности, высказав замечание или выговор (ст. 192 ТК РФ). Вот почему стоит особенно внимательно составлять расписание. Добавляя в него дисциплины, необходимо по-прежнему придерживаться нормативов и выполнять требования, которые обозначены в СанПиН 2.4.2.2821-10.

Как делится класс по группам на занятиях?

Параллельные классы могут быть разделены на группы. Это мероприятие нужно для тех школ, в которых преподаются несколько языков, в том числе родные и иностранные. Кроме того, деление дает возможность проведения занятий труда и физкультуры, а если физ-ра первым уроком идет. Следует заметить, что заведение не обязано разделять на группы. Но и пренебрегать такими рекомендациями не рекомендовано, поскольку это способствует повышение эффективности обучения.

Немаловажен вопрос чередования занятий с дополнительными уроками. Школа вправе совмещать их в том случае, если она перешла на ФГОС. По общим требованиям перерывы не выдерживаются, так как дополнительные занятия по своей форме не похожи на классно-урочную деятельность. Если в учебном заведении продолжается образовательная деятельность по ФК ГОС, то внеурочную деятельность нельзя смешивать с образовательным процессом. Расписания факультативов и уроков должно составляться раздельно. При этом после последнего урока до начала дополнительного занятия должна быть перемена, продолжительностью как минимум 45 минут.

Почему существует двухсменка

В Советском Союзе вторая смена в школах была популярным явлением. Многие дети учились во второй половине дня на протяжении почти всех школьных лет. За минувшие годы образовательная система подверглась различным преобразованиям, но формат второй смены не исчез, а в последнее время стал использоваться даже чаще. Из-за закрытия ряда школ нагрузки на оставшиеся учебные заведения возросла.

Образовательным организациям приходится решать вопрос организации учебного процесса и распределения потока обучающихся, используя обучение во вторую смену.

Правовое регулирование

Вторая смена в школе — законно ли это? Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не регулирует вопросы обучения в школах по сменам. Правила на этот счёт содержатся в СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010. Пункт 10.4 данного документа гласит:

  • обучение в школе может быть организовано максимум в две смены,
  • занятия должны начинаться не раньше 8 часов утра.

Давайте разберёмся, кто учится во вторую смену. В правилах СанПиН также содержится указание, что учиться во вторую смену не могут школьники 1, 5, 9 и 11 классов. Следовательно, ученики любых других классов не застрахованы от вечернего обучения. Родителей волнует и другой вопрос: какие школы могут учиться во вторую смену. Ответ: все, кроме гимназий, лицеев и школ с углублённым изучением отдельных предметов.

Конкретное расписание обучения во вторую смену в школе санитарно-эпидемиологическими нормами не установлено. Начало занятий обычно варьируется. Однако в соответствии с пунктом 10.6 общий объём нагрузки в течение дня не должен превышать:

  • для обучающихся 1 классов — 4 урока и один раз в неделю 5 за счёт урока физкультуры;
  • для обучающихся 2‒4 классов — 5 уроков и один раз в неделю 6 за счёт урока физкультуры;
  • для обучающихся 5‒7 классов — не более 7 уроков;
  • для обучающихся 8‒11 классов — не более 8 уроков.

Таким образом, нельзя заранее предугадать, во сколько будет начинаться вторая смена в школе.

Вышеуказанные запреты и ограничения порой не соблюдаются из-за нехватки ресурсов. Например, в некоторых школах вынуждены ставить вторую смену в 1 классе. Как правило, в таких ситуациях администрация образовательного учреждения защищается отсутствием чётко прописанного законодательного акта о вторых сменах в школе.

Минусы второй смены

У формата второй смены немало подводных камней. Неудивительно, что многие школьники и родители выступают за отмену второй смены. Учиться во вторую половину дня неудобно — и тому несколько причин.

Отсутствие свободного вечернего времени

Выбор дополнительных занятий сокращается. У большинства детей кружки и секции проходят вечером, и учёба во вторую смену может стать проблемой.

Школьника сложнее контролировать

Если родители работают, а бабушки и дедушки живут отдельно, ребёнок будет всё утро предоставлен сам себе. Для старшеклассника это не проблема, но дети начальных классов нуждаются в помощи и контроле со стороны взрослых. Поэтому для них особенно тяжело организовать обучение во 2 смену.

Во второй половине дня младшеклассника необходимо отводить на занятия, даже если школа находится неподалёку. Чтобы решить эту проблему, придётся искать няню или отпрашиваться с работы в середине дня.

Как учиться по удобному графику

Если вторая смена в школе не подходит вам и ребёнку, спасением может стать семейное образование. Это альтернативная форма обучения, легальная на территории Российской Федерации.

Ребёнок, который переходит на семейное образование, может заниматься дома. Есть несколько способов организовать учебный процесс, родителям вовсе не обязательно самостоятельно штудировать пособия и растолковывать чаду сложные параграфы. Например, вы можете:

  • подключить репетиторов,
  • записать ребёнка на курсы,
  • начать дистанционное обучение в онлайн-школе.

Преимущества онлайн-школы

Многие родители склоняются к последнему пункту, так как находят в онлайн-школах больше преимуществ, чем в репетиторах или самоподготовке. Рассмотрим на примере конкретной дистанционной школы — «Домашней школы Фоксфорда».

  • Гибкий график. Неважно, во сколько начинается вторая смена в обычных школах. Здесь вы сами выбираете, когда учиться, а когда отдыхать. Мы поможем составить наиболее комфортное расписание.
  • Замечательные педагоги. В нашей онлайн-школе работают лучшие преподаватели из ведущих вузов страны, которые являются членами жюри олимпиад и действующими экспертами ОГЭ и ЕГЭ.
  • Индивидуальный подход. В «Домашней школе Фоксфорда» можно выбрать индивидуальный образовательный маршрут и прокачивать профильные дисциплины, целенаправленно готовясь к ОГЭ, ЕГЭ, олимпиадам и поступлению в вуз.
  • Доступность. Занятия проходят на портале foxford.ru — можно подключаться онлайн или смотреть записи в удобный момент с любого устройства. Не нужно тратить время на дорогу, учиться во вторую смену или волноваться по поводу мест в группе.
  • Общение. Социализации хватит с лихвой, ведь «Домашняя школа Фоксфорда» регулярно устраивает очные встречи хоумскулеров, организует экскурсии, мероприятия, мастер-классы и квесты.

Резюме

Вторая смена распространена потому, что школ мало, а детей много. Чтобы всех вместить и обеспечить образовательный процесс, администрация делит учеников на два потока. Отмены второй смены в школах на законодательном уровне пока не предвидится.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» отсутствует регламентация вторых смен и чёткие нормы того, во сколько начинается вторая смена в школе. Зато предусмотрены некоторые требования СанПиН, например, учиться во вторую половину дня не могут школьники 1, 5, 9 и 11 классов.

Вторая смена не всегда удобна. Если родители работают, то ребёнка некому контролировать и отводить в школу посреди дня. Выходом станет семейное образование: оно даёт свободу планировать расписание и ни от кого не зависеть. А чтобы не учить детей самостоятельно, можно подключить репетиторов, курсы или онлайн-школы. Не нужно дожидаться ликвидации второй смены в школе — альтернативы есть уже сейчас.

В преддверии нового 2020/2021 учебного года родители некоторых школьников опасаются, что их дети будут учиться во вторую смену. Многих из них не устраивает такое расписание, поэтому они готовы бороться с руководством школы, чтобы отстоять права своих детей.

Рассмотрим, почему неудобна вторая смена в школе. Законно ли это в 2020 году? Какие действия предпринять родителям, которых не устраивает такой график обучения детей.

Что говорит закон

Основным документом, который регулирует главные вопросы процесса получения среднего образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Данный нормативный акт не содержит даже упоминания о том, что обучение в школе может быть по сменам, а отдельный закон о второй смене в школе не принят.

Единственный документ, который в какой-то степени регулирует процедуру обучения классов по сменам, это СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010. Согласно пункту 10.4 в школах может быть организовано обучение в две смены. Организация занятий в три смены не допускается. СанПиН устанавливает следующие ограничения:

  • начало уроков не может быть раньше 8 часов утра (это относится к ученикам первой смены);
  • учиться во вторую смену не разрешено ученикам 1х, 5х, 9х и 11х классов;
  • запрет на вторую смену действует в классах компенсирующего обучения.

Учёба на вторую смену возможна только в общеобразовательных школах. Если учебное заведение имеет статус гимназии или лицея, либо является школой с углублённым изучением какого-либо предмета, то обучение всех без исключения классов должно быть организовано только в одну смену. Так указано в пункте 10.4 СанПиН 2.4.2.2821-10. Никаких дополнительных ограничений для обучения в 2 смены в России не существует.

Будут ли уроки в школе по 50 минут с 1 сентября 2019 года?

Как родителям отстаивать права своих детей

Если родители видят, что в отношении детей происходит нарушение норм СанПиН (например, установлена вторая смена в 1 классе или в классе с адаптивной программой), то необходимо обращаться в Отделы образования и в Роспотребнадзор. В этом случае есть большая вероятность того, что школу обяжут изменить расписание.

Что делать родителям, если, например, установлена вторая смена в 3 классе общеобразовательной школы? Нарушений СанПиН в этом случае нет, но часто родителей такое расписание не устраивает по многим причинам. Рассмотрим основные из них.

Хотя ответ на вопрос, законна ли вторая смена в 2020 году, утвердительный, при таком режиме возникает много сложностей с тем, как будет приходить в учебное заведение ребёнок и уходить из него. Во время учёбы в первую смену этот вопрос решается проще. Родители могут отвести ребёнка в школу по дорогу на работу. После окончания уроков, как правило, в образовательных учреждениях существуют группы продленного дня, которые работают до 18 ч. Чаще всего, кто-то из родителей находит возможность к этому времени забрать ребёнка из школы.

При обучении во вторую смену школьника также можно оставить на продленке и забрать вечером. Намного, сложнее решить проблему – как ребёнок доберётся до школы в середине дня.

Закон о запрете телефонов в школе с 1 сентября 2019 года – что нужно знать?

Заявление в школу, что ребенок сам будет ходить домой

Больше всего сложностей возникает, если введена вторая смена в начальной школе. Законно ли это в 2020 году? Этот вопрос интересует многих родителей. На федеральном уровне нет закона, который бы запрещал детям самостоятельно без присмотра взрослых передвигаться по улицам или находиться одному дома. Ответственность за его жизнь несут законные представители. Они будут отвечать за оставление ребенка в опасности (ст. 125 УК РФ).

Теоретически ребёнок 8-9 лет вполне может добраться до школы, если установлена вторая смена во 2-3 классе. Если родители уверены в своём ребёнке, живут в безопасном районе, школа находится рядом с домом, то такой вариант будет единственным выходом из сложившейся ситуации. Однако в мегаполисах (например, в Москве и в Санкт-Петербурге) это практически невыполнимо. Например, школа может находиться не в шаговой доступности, необходимо пользоваться общественным транспортом. При этом именно в Москве, Северной столице и других крупнейших городах острее всего стоит вопрос со второй сменой из-за роста рождаемости и миграционных процессов.

Как правило, в школах просят указывать сведения о тех, кто будет забирать ребёнка из школы. Родители сообщают Ф.И.О. совершеннолетнего и прилагают копию его паспорта. Если ребёнок уходит один или с несовершеннолетним братом или сестрой, то на имя директора школы пишут заявление о том, что ребёнок будет уходить из школы самостоятельно. В заявлении указывают примерный маршрут школьника. В обязательном порядке родители подтверждают, что ответственность за жизнь и здоровье ребёнка в этом случае, они берут на себя. Таким образом, образовательное учреждение не несёт ответственность за жизнь детей после окончания уроков. Тем более, школу не интересует, кто приводит ребёнка на занятия (только кто забирает). Поэтому данную проблему родителям приходится решать самостоятельно.

Вторая серьёзная проблема для школьников, которые учатся во вторую смену, как успевать на дополнительные занятия и кружки. Как правило, их расписание подстраивают под учащихся первой смены. Поэтому нередки случаи, когда детям приходилось прекращать занятия, именно по причине учёбы во вторую смену.

До тех пор, пока в школах не произошла ликвидация второй смены, родителям придётся самостоятельно бороться за права своих детей. С письменными обращениями следует обращаться к администрации школы, даже если в их действиях нет нарушения СанПиН. Аргументами для отмены второй смены могут выступать:

  • невозможность продолжения определённых занятий;
  • проблемы с посещением ребёнком учебного заведения (некому отвести, забрать и т.д.).

Конечно, претензии родителей не подкреплены на законодательном уровне. Решение директор будет принимать единолично. Даже если решение будут не в пользу родителей, то, по крайней мере, руководство будет в курсе позиции родителей конкретного класса. Не все знают, могут ли детей заставить учиться во вторую смену второй год подряд. В СанПиН нет ограничений относительно данной ситуации, поэтому один и тот же класс может учиться во вторую смену год за годом. Чтобы этого не получилось, необходимо сразу подставить директора в известность о своей позиции. Это единственный способ избежать учёбы во вторую смену на протяжении нескольких лет.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Родители школьников, обучающихся во вторую смену, негативно относятся к новому распорядку дня, так как он, по их словам, доставляет массу неудобств. Также родители жалуются на то, что дети устают, а о кружках им и вовсе на этот период приходится забыть. Но, между тем, и во вторую смену ребенок может успешно учиться, успевать отдыхать и помогать по дому. Все что необходимо для этого сделать – правильно организовать режим дня ребенка.

Но не нужно отчаиваться и огорчаться, ведь бороться с таким положением дел, чаще всего, бессмысленно. Практика показывает, что протесты родителей обычно бесполезны. Единственный выход — перевод малыша в другое учебное заведение. Однако стресс от столь радикальной меры несравним с дискомфортом от нового режима, поэтому наиболее разумным действием будет приспособиться к нему. А сделать это проще, учитывая плюсы и преимущества, которые дает послеобеденное обучение:

  • Дети смогут наконец-то выспаться всласть — утром не будет нужды рано вставать и идти в школу затемно (зимой, например).

  • У большинства детей мозг намного активнее в первой половине дня, поэтому приготовленные с утра, на свежую голову уроки наверняка будут иметь большую эффективность.

  • Утром у малышей, которые еще не освоили искусство самоорганизации, будет время не спеша собраться в школу, тщательно сложить рюкзак, одеться, причесаться, умыться. Не нужно будет бежать, сломя голову, на уроки.

Важнейшая задача родителей в такой ситуации — сделать так, чтобы их чадо по максимуму получало все удобства, которые дарит вторая смена, и в то же время не страдало от возможных минусов. И родители, и дети должны будут плавно перенастроить свой жизненный ритм согласно новому режиму. Не заставляйте ребенка резко отказываться от его привычного расписания, любимых занятий и развлечений — переход должен проходить мягко. Прогулки в ежедневном расписании должны присутствовать обязательно, их можно просто сократить. Часовой прогулки с друзьями либо родителями будет вполне достаточно, чтобы сын или дочь взбодрились, «разгрузили» мозги, надышались кислородом и смогли с новыми силами приступить к урокам. Развлечениями вполне можно заняться в уик-энд.

Что касается уроков, то с ними следует поступать следующим образом: вечером можно сделать одно-два самых сложных задания, устные задания можно просто немного подучить. Утром останутся наиболее простые уроки, плюс в памяти сохранится информация, которая изучалась накануне вечером.

Возможно, такой немножко «экстренный» режим поможет и вам самим, и вашему любимому школьнику просто научиться быть хозяевами своего времени. Чтобы это произошло, нужно всего-навсего написать банальное расписание! Оно вовсе не обязательно должно по минутам расписывать день ребенка, но вот обозначить важные дела, действия и примерное время их выполнения просто необходимо. Подойдите к вопросу создания расписания дня креативно: его можно сделать на большом листе ватмана или цветного картона, оформить в виде комикса, географической карты, космической карты звездного неба. Пусть его соблюдение станет веселой игрой для ребенка! Это наверняка увлечет и младшего школьника, и даже подростка. На картон есть возможность крепить стикеры, красивые наклейки, можно помечать уже сделанные дела яркими маркерами. Главное — делать и придумывать все вместе со своим любимым учеником, фантазируя и получая удовольствие.

Вот основные приоритеты, которыми просто обязаны руководствоваться все мамы и папы, составляя расписание школьнику, отправляющемуся на учебу во вторую смену:

  • Полноценное, здоровое и разнообразное питание;

  • Сон, длящийся не менее девяти-десяти часов в сутки. Спать желательно в отдельной комнате, предварительно проветренной, в темноте и тишине;

  • Умеренная помощь во время подготовки домашних заданий;

  • Обязательные ежедневные прогулки на улице, активные игры, энергичное проведение времени во дворе (вместе с папой, например).

Приблизительное расписание школьника, который учится после обеда

Ранний подъем вовсе не обязателен, ребенок вполне может просыпаться в 8:00. Начинать утро следует с разминки либо зарядки, это поможет проснуться и хорошенько взбодриться. За активностью должны следовать водные процедуры, легкая уборка комнаты и завтрак.

Примерно в 9:00 утра школьник уже должен сидеть за столом и выполнять заданные накануне домашние задания. Здесь есть различия: малышам на это дело нужно выделить час времени, детям постарше – два часа, старшеклассникам и того больше – три часа.

С 10:00 (у старших – с 11:00) до полудня у детей – свободное время, его они вольны будут потратить, как захотят. Допустимо посмотреть телевизор, погулять во дворе, почитать книгу.

В 12:00 должен начаться обед, затем дети отправятся в школу, и будут там приблизительно до 17:00 или же до 18:00. После школы можно провести время с родителями, погулять с ними на свежем воздухе. В 20:00 должен состояться ужин, затем ребенку снова следует дать немного свободного времени. Отбой должен состояться в 22:00, не позже.

Запомните – во время обучения во вторую смену педагоги и педиатры крайне не рекомендуют делать все домашние уроки после школы, по вечерам. Организм детей и так перегружен, мозги «кипят» от впечатлений и новой информации, поэтому проку от таких занятий точно не будет никакого.

Вот и все, как видите, ничего страшного и невыполнимого в таком расписании нет. Главный залог успеха и нормального отношения чада к переменам – правильный психологический настрой. Задача родителей – научить ребенка самоорганизации и основам тайм-менеджмента уже в первых классах школы.

Режим дня для школьника второй смены

Среди приоритетов при составлении расписания ребенка, обучающегося во вторую смену, можно отметить:

  • здоровое питание;

  • полноценный отдых и сон;

  • учебу в школе и дома;

  • нахождение на свежем воздухе.

Во сколько начинается вторая смена, определяется школьным расписанием, у нас это 13:00. Занятия в школе, в зависимости от расписания, идут до 17:00-18:00, по их окончании ребенок отправляется домой.

В течение часа у учеников второй смены имеется возможность погулять, в начальной школе этого времени немного больше. В 20:00 ребенок должен поужинать. Следующие два часа он занимается своими увлечениями, готовит одежду и обувь на следующий день и совершает гигиенические процедуры. В 22:00 ребенок отправляется спать.

Во время учебы во вторую смену не рекомендуется выполнять домашние задания после школы, так как организм ребенка к этому моменту уже перегружен, и он не может хорошо усваивать информацию.

Школа — место, где дети постигают науки, получают знания о социуме и жизни в целом. Это важный эпизод, который сопровождается массой трудностей как для самих детей, так и для их родителей. Тем более ситуация осложняется, если ребенка переводят на вторую учебную смену. Законно ли это или можно ли как-то бороться с неудобным расписанием — рассмотрим данные вопросы.

Настолько ли необходимо вводить вторую смену

Большинство людей, которым сейчас уже исполнилось по 30-35 лет, учились только в одну смену. И сейчас, отправляя своих чад в школу, столкнулись с тем, что часть классов проходит обучение именно во вторую. Для некоторых родителей это становится настоящей проблемой, отсюда и возникает вполне логичный вопрос: а так ли уж она нужна, эта вторая смена и законны ли подобные действия.

Следует понимать, что в начале 90-х годов ситуация с демографией была в корне иной. Наблюдалась малая рождаемость и, как результат, в школах был недобор учеников. Соответственно не было никаких проблем с организацией образовательного процесса, и большая часть детей училась именно в первую смену. Тем не менее, вторая на законодательном уровне так и не была отменена, а ее актуальность проявилась в начале нулевых.

Уже начиная в 2008 года рождаемость пошла на увеличение, в особенности в крупных городах — мегаполисах, таких как Москва и Санкт-Петербург. Государство попыталось решить данный вопрос путем увеличения количества образовательных учреждений. Однако нужно понимать, что школы строятся не так быстро как хотелось бы российским гражданам.

На фоне таких изменений вновь вернулась проблема об организации учебного процесса. Большинство школ просто не в состоянии обучать всех детей в единую смену. В особенности это сильно ощущается в Москве, где количество населения увеличивается не только за счет рождаемости, но еще и из-за количества приезжих иммигрантов.

Проблема необходимости посещать школу во вторую смену беспокоит родителей по разным причинам. В первую очередь дело в том, что детей начальных классов в образовательное учреждение приводят родители, которые также работают с утра. Также не менее важно, что те же самые дети, после занятий посещают разные кружки и секции, которые обычно проводятся по вечерам.

Следует сразу отметить, что в федеральном законодательстве об образовании под номером273, вопрос о введение второй смены никак не регулируется. Фактически нормативного акта, который давал бы полную оценку данной ситуации и разрешал бы все конфликты, просто не существует.

К каким нормам, в таком случае, следует прибегать родителям, чьих детей с малых классов решили перевести во вторую смену. На помощь приходит СанПиН 2.4.2.2821-10 от декабря 2010 года. В них прописываются следующие моменты:

  1. Во-первых, учебный процесс должен проводиться в две, но не более, смены.
  2. Первое занятие начинается не ранее чем в 8 утра по местному времени.
  3. Запрещается переводить учеников 1-х, 5-х, 9-х и 11-х классов во вторую смену.

Также существуют дополнительные запреты на введение второй смены в следующих учебных заведениях:

  1. Лицеях.
  2. Гимназиях.
  3. Школах с углубленным изучением определенной науки.

К сожалению, на текущий момент иных запретов по введению второй смены нет. Однако несмотря на столь короткий и четкий список ограничений, некоторые учебные заведения умудряются нарушать и их, вводя вечерние занятия для первоклассников.

Подобного рода действия не должны оставаться без внимания, а недовольным родителям следует бороться с незаконной деятельностью учебного учреждения.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

СанПиН 2.4.2.2821-10

В какое время должна начинаться вторая смена

Еще один, не менее важный вопрос для родителей — в какое время должны начинаться уроки, идущие во вторую смену. Опять-таки, закон не дает четкого ответа и на него. Большое значение имеет, во сколько начинаются занятия у первой смены. Исходя из этих данных, можно получить сведения и по второй.

Не менее важным моментом является то, в какое время классы второй смены смогут занять освободившиеся помещения. В большинстве случаев вторая смена начинается с 12-12:30. Чтобы лучше понять, как проходит учебный процесс, следует рассмотреть пример стандартного расписания в общеобразовательных учреждениях:

  1. Первый урок начинается в 8 и заканчивается 8:45. Перерыв 10 минут.
  2. Второй урок с 8:55 до 9:40. Перемена также 10 минут.
  3. Третий урок с 9:50 до 10:35. Большая перемена 25 минут.
  4. Четвертый урок с 11 до 11:45. Перерыв 10 минут.
  5. Пятый урок с 11:55 до 12:40. Перемена 10 мину.
  6. Шестой урок с 12:50 до 13:35. Перерыв 20 минут. Приходит 2-я смена.

По такому расписанию, занятий во вторую смену начинаются с 13:55. Иногда график корректируется, и начало уроков приходится на 2 часа дня. Также большое влияние оказывает количество уроков. Если их меньше 6, то и начало занятий приходится на ранее время.

Могут ли родители бороться за права своих детей

Говорить о защите прав и интересов детей можно только в том случае, если налицо явное нарушение установленных СанПином норм. Ярким примером является установление второй смены для первоклашек. В таких ситуациях родителям следует обращаться в специальные надзорные органы, к которым относятся отдел образования и Роспотребнадзор.

При выявлении нарушения, учебному заведению будет выписано специальное предписание о необходимости изменения расписания.

Однако больше всего родители беспокоятся, если вторая смена установлена ребенку, посещающему второй или третий класс. Как можно понять, нарушений законодательных норм здесь нет. Тем не менее, подобный график вызывает массу проблем у самих родителей.

Одна из них — это приход и уход ребенка из школы. Для родителей, чье чадо учится в первую смену, нормально завести малыша перед работой, и оставить его на продленку (обычно это значит, что ребенок находится в учреждении до 18 часов).

Ученика второй смены, также можно оставить на продленные занятия. Основной вопрос заключается в том, как ребенок будет добираться до учебного заведения в середине дня. К сожалению, на текущий момент, с данной проблемой предстоит разбираться родителям.

Может ли ребенок уходить самостоятельно и разрешается ли третьему лицу забирать малыша из школы

Другая, не менее важная проблема — это уход ребенка из школы. Можно задать вполне логичный вопрос: имеет ли право учитель отпускать детей домой одних. Фактически законодательство не выставляет на этот счет никаких запретов. И если с малышом что-то случится, это будет ответственностью только его законных представителей (родителей).

В теории, для ребенка 8-9 лет, если он учится во вторую смену, будет вполне возможным дойти до дома самостоятельно. Однако при этом должны быть соблюдены определенные нюансы. А именно:

  1. Учебное заведение должно располагаться вблизи от дома. Желательно без необходимости пересекать проезжую часть.
  2. Ребенок должен хорошо знать дорогу.
  3. Семья должна проживать в спокойном районе. Образец заявления о том, что ребенок будет самостоятельно уходить домой

Подобные решения возможны для родителей, которые проживают в небольших городах с малой населенностью. А что делать тем, кто проживает в мегаполисах типа Москвы и Санкт-Петербурга?

Большая проблема, если школа находится вдали от дома, и ребенку приходится воспользоваться общественным транспортом. Одно из решений подобной ситуации — это найти человека (совершеннолетнего), который смог бы забирать малыша после 2-й смены и отводить домой. В таком случае законным представителям придется написать заявление на имя директора, указав данные забирающего лица.

Указанное заявление говорит о том, что малыш будет покидать учебное заведение самостоятельно, а его сопровождением займется совершеннолетний родственник, друг семьи или специально нанятый человек.

Также в заявлении прописывается приблизительный маршрут ребенка. Если необходимо воспользоваться общественным транспортом, то указывается маршрут. При этом родители прописывают, что вся ответственность за жизнь и здоровье малыша ложится на них.

Фактически данное заявление снимает с образовательного учреждение всю ответственность за несовершеннолетнего после окончания занятий. Для школы совершенно неважно, кто приводит малыша на уроки. Имеет значение только то, кто его забирает.

Вопрос второй смены для многих родителей по-прежнему является открытым и актуальным. Самое главное, при явном нарушении установленных норм, не отмалчиваться, а бороться за права и интересы ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *