Второй иностранный язык в школе

Второй иностранный язык в школе

Второй иностранный язык в школе в 2020-2021 году будет введен для обязательного изучения по усмотрению местных образовательных организаций и в зависимости от их учебного плана – такого мнения придерживаются эксперты в области детского просвещения. И преподавателям, и родителям важно понимать, что введение нового предмета должно положительно сказаться на развитии учеников – только в этом случае новая инициатива имеет смысл.

Поэтому на данный момент за урегулирование этого вопроса отвечает руководство школ. Именно оно планомерно распределяет учебную нагрузку и несет ответственность за качество обучения предмету.

Изменения 2020-2021 учебного года


Впервые школы начали вводить изучение второго иностранного языка как обязательного предмета в 2017 году. Знакомство детей с французским, немецким, китайским или испанским языками в дополнение к английскому рекомендовал ФГОС. Требования носили в большей степени желательный характер, поскольку эксперты в области образования понимали, что для массового обучения детей второму иностранному языку нужно:

  • подготовить больше компетентных специалистов;
  • принять в штат школы новых учителей-предметников либо направить действующих преподавателей на переподготовку;
  • существенно изменить сетку расписания;
  • значительным образом увеличить нагрузку на ребенка.

Поскольку выделенные проблемы характерны для ряда школ и на сегодняшний день, то в 2020-2021 году жестких требований к введению нового предмета предъявляться не будет.

Однако Приказ Минобрнауки РФ от 2012 года (с изменениями 2017 года) говорит, что переход на двуязычную систему изучения иностранных языков все же произойдет. Основная задача – сделать это поэтапно и с наибольшей выгодой для учащихся. Поэтому, предположительно, в 2020-2021 учебном году будут действовать следующие правила:

  1. Учащиеся начальной школы начинают изучать один обязательный иностранный язык, начиная с 1 класса. Для большинства детей это английский, но спецшколы и гимназии с филологическим уклоном могут выбрать другой язык из перечня в соответствии с их профилем.
  2. С 5 класса, то есть в 2024-2025 учебном году, выпускники начальной школы начнут постепенно изучать второй иностранный язык. Планируемая нагрузка – не более 2 дополнительных уроков в неделю. Его изучение будет ознакомительным и не превысит базовый уровень.
  3. Для учащихся с 5 по 9 класс, начиная с 2020-2021 года, также может войти в расписание второй иностранный язык. Это планируют сделать около 90% школ России, согласно их отчетности.

Учебная программа второго обязательного иностранного языка рассчитана на 6 полных лет. Таким образом, корректнее вводить этот предмет в расписание будущих пятиклассников, чтобы они могли пройти целый базовый курс до 11 класса.

Нужен ли второй язык

Обязателен ли второй иностранный язык для школ негуманитарного профиля? На этот вопрос пытаются найти аргументы и специалисты, и родители. Последних беспокоит повышение нагрузки на ребенка и уровень качества преподаваемого предмета. Особенно, по мнению родительского сообщества, это может быть заметно в провинциальных школах.

Профессиональное сообщество придерживается точки зрения, что новый предмет будет введен в программу только в том случае, если учителя подтвердят свои знания специальным тестированием.

Плюсы второго языка: мнение учителей

Учителя в целом положительно относятся к введению дисциплины. На многочисленных конференциях и встречах приводятся следующие доводы о пользе изучения дополнительного языка в школе:

  • всестороннее развитие личности школьника;
  • образовательные перспективы: возможность поступления в вуз широкого профиля;
  • расширение кругозора, возможность путешествовать и общаться с иностранными друзьями по переписке;
  • положительное влияние на будущую карьеру;
  • укрепление памяти ребенка.

Многочисленные исследования подтверждают, что знание нескольких языков способствует развитию интеллекта человека. Кроме того, факты доказывают, что первый иностранный язык дается тяжело, а каждый последующий – значительно легче.

Минусы второго иностранного языка

Как было сказано ранее, главный страх при изучении дополнительного предмета – увеличение нагрузки на ребенка. Родители беспокоятся, что те ученики, кто не имеет способности к языкам, будут вынуждены посещать репетиторов, чтобы не испортить аттестат плохой отметкой. Это принесет лишние траты в семью и может негативно сказаться на самочувствии ребенка.

Учащиеся классов физико-математического или биолого-химического профиля также расстроены необходимостью посещения нового предмета. Будет ли предмет актуален для этих детей?

Отсутствие методических и учебных пособий – еще одна немаловажная трудность. Многие современные школьные учебники содержат материал, рассчитанный на углубленное изучение. Поскольку времени на дополнительный язык выделено меньше, учителям придется самостоятельно выбирать из учебников соответствующие задания. Это увеличит их время на подготовку к урокам.

Какой язык выбрать


К сожалению, выбор второго иностранного языка во многих школах будет обусловлен наличием преподавателей нужного профиля. Хотя факультеты иняза педагогических вузов и готовят большое количество разноплановых учителей, в школах чаще всего предлагают для изучения второго языка немецкий, затем – французский.

Хотя китайский язык и входит в перечень рекомендуемых для преподавания, а также считается одним из самых перспективных в современном обществе, в непрофильных школах его изучают пока довольно редко.

Будет ли введен для обязательного изучения второй иностранный язык в школе в 2020-2021 году – вопрос, волнующий и учеников, и их родителей, и преподавателей. Эта тема обсуждается как на уровне Министерства просвещения РФ, так и в местных образовательных организациях. В соответствии с учебными стандартами отдельно взятого образовательного учреждения, введение нового предмета будет зависеть от текущей штатной преподавательской численности, профиля и учебной нагрузки на детей.

Второй иностранный язык по ФГОС обязателен во всех регионах и школах?

В мае 2018 года Министерство образования и науки РФ напомнило образовательным организациям о том, что изучение второго иностранного языка на уровне основного общего образования (5-9 классы) является обязательным для всех. Данная позиция отражена в письме Минобрнауки России от 17 мая 2018 г. № 08–1214.

Министерство напомнило, что содержание общего образования определяется основной образовательной программой общеобразовательной организации, разрабатываемой и утверждаемой ею самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) начального, основного и среднего общего образования (приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, от 17 декабря 2010 г. № 1897 и от 17 мая 2012 г. № 413) и с учетом примерной основной общеобразовательной программы (www.fgosreestr.ru) (статьи 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

ФГОС основного общего образования определен перечень обязательных для изучения учебных предметов: русский язык, литература, родной язык, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык, история России, всеобщая история, обществознание, география, математика, алгебра, геометрия, информатика, основы духовно-нравственной культуры народов России, физика, биология, химия, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, в соответствии с ФГОС основного общего образования изучение «Второго иностранного языка» предусматривается на уровне основного общего образования (5-9 классы) и является обязательным.

Учебный план по фгос 5-9 класс со вторым иностранным языком.

Чтобы узнать количество часов, которые должны быть выделены в учебном году по второму иностранному языку, умножьте количество недель учебного года на объем недельной нагрузки. Скачать примерный учебный план. Подробнее читать

С какого класса вводится второй иностранный язык по фгос?

Второй иностранный язык обязателен для изучения на уровне основного общего образования. При этом ФГОС ООО не определяет, с какого класса нужно вводить второй иностранный язык, однако в федеральном перечне представлены учебники по немецкому, французскому, итальянскому, испанскому и китайскому языкам начиная с 5-го класса. Подробнее читать .

Введение второго иностранного языка в школе по фгос. Приказ.

Назначьте приказом учителя второго иностранного языка. Если в школе такого учителя нет, внесите изменение в штатное расписание и примите на эту должность нового работника. Внесите приказом изменения в основные образовательные программы. Скачать пример приказа и приложения. Подробнее читать .

Методические рекомендации по введению второго иностранного языка? Какими они могут быть?

Методические рекомендации по введению второго иностранного языка разрабатывают региональные или муниципальные органы управления образованием (министерства, департаменты образования). Вам нужно обратиться к материалам, разработанным в Вашем регионе.

За счет каких часов вводится второй иностранный язык?

В соответствии со статьями 12 и 28 Федерального закона № 273-ФЗ основная образовательная программа разрабатывается и утверждается образовательной организацией самостоятельно на основе ФГОС и с учетом примерной образовательной программы, имеющей рекомендательный характер. Таким образом, образовательное учреждение самостоятельно решает за счет какого компонента появится обязательный для преподавания предмет в учебном плане.

В связи с поступающими в адрес Минпросвещения России обращениями по вопросу об изучении на уровне основного общего образования учебного предмета «Второй иностранный язык» Минпросвещения России разъясняет.

На основании статей 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, самостоятельно разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 (далее — ФГОС ООО), установлен перечень предметных областей и учебных предметов, обязательных для изучения.

В соответствии с ФГОС ООО формирование учебного плана образовательной программы основного общего образования осуществляется с учетом обязательных для изучения учебных предметов «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык» предметной области «Иностранные языки».

При этом необходимо иметь в виду, что образовательная организация, обладая на основании статьи 28 Федерального закона автономией в осуществлении образовательной деятельности, самостоятельно определяет объем часов на изучение учебного предмета «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык», а также их распределение по годам обучения в пределах указанного уровня образования, а также иностранные языки, которые будут изучаться в рамках образовательной программы основного общего образования, исходя из специфики образовательной организации, ее материально-технических, кадровых и иных возможностей.

В настоящее время Минпросвещения России подготовлен проект внесения изменений во ФГОС ООО, конкретизирующий требования к предметным результатам по годам обучения или модулям, а также структуре и условиям реализации освоения образовательных программ основного общего образования.

Проект внесения изменений во ФГОС ООО предполагает включение в учебный план образовательных программ основного общего образования обязательного для изучения учебного предмета «Иностранный язык» предметной области «Иностранные языки».

Также согласно проекту внесения изменений во ФГОС ООО в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии необходимых условий в предметную область «Иностранные языки» может включаться учебный предмет «Второй иностранный язык» из перечня, предлагаемого образовательной организацией.

Учитывая значимость ФГОС ООО для системы общего образования, Минпросвещения России организовало и провело широкое публичное обсуждение проекта внесения изменений во ФГОС ООО, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в период с 29 марта по 29 апреля 2019 г. на ресурсе https://www.preobra.ru.

В настоящее время проект внесения изменений во ФГОС ООО с учетом поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также замечаний и предложений, поступивших в ходе обсуждения, дорабатываются рабочими группами, в состав которых вошли представители заинтересованных органов исполнительной власти, научных и образовательных организаций и эксперты.

С учетом сроков, установленных перечнем поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г., планируемая дата утверждения изменений во ФГОС ООО — 1 декабря 2019 года. Соответствующее обновление примерной образовательной программы основного общего образования планируется в I квартале 2020 года.

Заместитель министра Т.Ю. Синюгина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *