Высшее образование это как

Высшее образование это как

В нынешнее время молодым людям доступно высшее двухуровневое образование. Каждый студент, который в будущем хочет стать отличным специалистом по выбранному им профилю, должен четко понимать, бакалавриат и магистратура – что это такое и чем эти степени отличаются друг от друга. Разница между ними существенна, у каждой есть свои достоинства и недостатки. Узнайте, каковы особенности этих академических степеней.

Содержание

Что такое бакалавриат

Это первая, базовая ступень академического образования. Условия доступа к ней просты. Нужно получить среднее, средне-специальное или профессионально-техническое образование. Поступить можно после окончания 11 класса школы, специализированного колледжа, техникума, училища. Существует заблуждение о том, что бакалавриат – это незаконченное высшее образование. Это неверно. Степень бакалавра – первая полноценная ступень высшего образования, при наличии которой человек вправе устраиваться на работу по специальности.

Сколько учатся

Как правило, образовательный процесс длится четыре года, хотя встречаются и исключения. Академический бакалавриат студент получает после сдачи экзаменов. Стоит отметить, что существует ряд специальностей, которые даже на базовом уровне невозможно освоить за 4 курса, особенно в медицинской и технической сферах. Обучение на таких факультетах разбивается на другие этапы, не вписывающиеся в общую концепцию европейского образовательного стандарта.

Программа бакалавриата

План ориентирован на то, чтобы дать студенту практические знания по выбранной им специальности. Узконаправленных дисциплин в образовательной программе практически нет. Если они включены, то с минимальным количеством часов, и дают только базовые знания. Бакалавриат изначально был задуман для того, чтобы студент выбрал узкую специальность, и осознанно продолжил обучение по ней на магистратуре. В российской же практике эта ступень стала относительно самостоятельной.

Бакалавриат с недавних пор разделяют на две категории по ряду признаков и поставленных перед студентами задач, хотя это нововведение пока практикуют не везде. Виды первой ступени академического образования:

  1. Прикладная. Для студентов, которые планируют устроиться на работу сразу после окончания высшего учебного заведения. Ведется практическая подготовка. Форма обучения на прикладном бакалавриате только дневная.
  2. Академическая. Профессиональная подготовка бакалавров, планирующих поступать в дальнейшем на магистратуру. Упор делается на научно-исследовательскую работу, много теоретических курсов. Учится можно как на дневной, так и на заочной форме.

Бакалавриат в России

В практику нашей страны программа начала внедряться после подписания Болонской конвенции. Реформа подразумевает постепенное создание единого образовательного пространства европейского стандарта. Высшее образование во всех странах должно быть двухступенчатым: бакалавриат и магистратура. Раньше студенты получали диплом специалиста, проучившись 5-6 лет. Сейчас от этой практики постепенно отходят, но пока уровень «специалитет» не упразднен полностью, потому что далеко не все профессии можно освоить за 4 года даже на базовом уровне.

Что такое магистратура

Это вторая ступень высшего образования, но для получения доступа к ней обязательно необходимо получить первую. Магистром человек считается после того, как он полностью закончит учебный процесс. Поступать на магистратуру бесплатно могут бакалавры и лица, получившие специалитет до того, как ввели болонскую систему. Курс предметов подобран так, чтобы студент был максимально погружен в практическую и научную деятельность.

Программами руководят преподаватели самой высшей квалификации, доктора наук. К каждому студенту с самого первого семестра прикрепляется наставник из их числа. Под руководством преподавателя человек выбирает направление научных исследований и защищает магистерскую диссертацию. В ходе обучения студент получает педагогические навыки и по окончании программы может работать преподавателем.

Зачем нужна

Многие люди не понимают, зачем ходить на лекции еще какое-то время, если после бакалавриата можно сразу устроиться на работу. Магистратура необходима человеку для того, чтобы у него было право занимать руководящие должности. Для поступления на работу по ряду специальностей тоже нужно получить вторую ступень высшего образования. Кроме того, магистратуру можно окончить, чтобы получить образование не по выбранной изначально, а по другой специальности.

Что дает

Образование достается нелегко, но приносит множество преимуществ. Окончив магистратуру, вы получите такие возможности:

  1. Вы сможете занимать руководящие должности, работать на по специальностям, требующим обеих ступеней высшего образования.
  2. Профессиональный рост будет быстрым даже при условии высокой конкуренции.
  3. Вы получите массу полезных и углубленных теоретических знаний и практических навыков.
  4. Если вы поняли, что ошибочно выбрали специализацию, то магистратура дает вам право сменить ее.
  5. Стипендия и другие социальные гарантии (место в общежитии и т.д.) будут продлены еще на какое-то количество лет.
  6. У вас будет открыта дорога к поступлению в аспирантуру и занятие преподавательской деятельностью.

Нужно ли идти в магистратуру после бакалавриата

Это решение каждый человек принимает лично. Объективно несправедливым будет утверждать, что бакалавр – неполноценное образование. Тем не менее, перед принятием решения о том, стоит ли поступать в магистратуру, подумайте о следующих возможностях, которые она обеспечивает выпускнику ВУЗа:

  • диплом признается на международном уровне;
  • опыт работы с иностранными преподавателями;
  • проведение разработок и исследований для кандидатской работы;
  • равнозначности зарубежной научной квалификации PhD.

Как поступить на магистратуру

Получение второй ступени высшего образования возможно только по окончании бакалавриата. Необходимо будет сдать устный комплексный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки. Его содержание, порядок проведения определяются каждым университетом, поэтому везде отличаются. Результаты оцениваются по 100-бальной шкале в соответствии с требованиями Болонской системы. Обучение длится два года. Не обязательно поступать сразу, сначала можно несколько лет поработать по специальности.

Кто может поступить

Для подачи документов необходимо иметь высшее профессиональное образование. Подойдут диплом бакалавра, специалиста, магистра. Из дополнительных документов нужны заявление, удостоверение личности, медицинская справка и несколько фотографий. Чтобы поступить на бюджетной основе, нужно иметь либо диплом бакалавра, либо специалитет, полученный до болонского процесса. Магистерское образование может быть и не связано с выбранным в прошлый раз направлением фундаментальной подготовки.

Магистратура по другой специальности

В процессе получения высшего образования вы сможете изменит его направление. Специальность можно взять любую, но практика показывает, что предпочтительнее выбирать смежную. Однако, если вы уверены в том, что обладаете необходимыми знаниями для сдачи вступительного экзамена по совершенно иной профессии, препятствий никаких нет. Магистратура после бакалавриата по другой специальности доступна в любом российском ВУЗе и даже за пределами страны.

Оплачивается работодателем

В трудовом законодательстве перечислены компенсации и гарантии работникам, которые профессиональную деятельность совмещают с обучением. К примеру, магистратура по ряду специальностей, особенно узконаучных, финансируется работодателем, которому средства перечислит государство. Если поступление – личная инициатива работника, то ему предстоит платное обучение, компания может лишь предоставить отпуск за свой счет.

Если вторая научная ступень необходима сотруднику для карьерного роста в конкретной организации, его не имеют права уволить. В данной ситуации возможно развитие по двум сценариям:

  1. Работодатель оплачивает все расходы, связанные с образованием. Так поступают, если компания очень заинтересована в работнике.
  2. Компания дает дни оплачиваемого отпуска на посещение подготовительных курсов, лекций, сдачу экзаменов.

Чем отличается бакалавр от магистра

Разница между этими ступенями образования состоит не только в количестве возможностей трудоустройства. Чем отличается бакалавриат от магистратуры? Несколько примеров:

  1. В магистратуру может поступить только бакалавр.
  2. В аспирантуре имеет право обучаться только студент, у которого есть академическая степень магистра.
  3. Обучение на бакалавриате длится четыре года. В магистратуре – два.
  4. Вторую ступень высшего образования можно получить не по той специальности, которую вы приобрели на бакалавриате.
  5. Кто такой бакалавр? Он ориентирован на трудовую деятельность, практическое использование полученных знаний. В магистратуре готовят к работе в научно-исследовательской сфере.
  6. Вторую ступень высшего образования можно получить не во всех учебных заведениях.

Диплом бакалавра

Этот документ о наличии у человека первой квалификационной ступени высшего образования обеспечивает ему право трудоустройства по полученной им специальности, как правило, в социальной и экономической сферах. Его обладатель имеет полное право на продолжение образования и поступление в магистратуру. В зарубежной практике большинство людей после получения степени бакалавра сразу устраиваются на работу. Продолжают учиться лишь те, которые планируют заниматься наукой и исследованиями.

Диплом магистра

С таким документом человеку доступен большой выбор мест работы. Магистратура значительно повышает ваши шансы на трудоустройство по специальности в аналитические и исследовательские центры, крупные корпорации. Этот диплом обязательно нужно иметь лицам, которые планируют в дальнейшем поступать в аспирантуру или заняться преподавательской деятельностью.

Уровни высшего профессионального образования

С 1 сентября 2013 г. вступает в силу новый закон «Об образовании». Вся информация в этом разделе дана в соответствии с новым законом.

Дата актуализации раздела — 06 марта 2014 г.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

  • — среднее профессиональное образование
  • — и уровни высшего профессионального образования:
    • — высшее образование — бакалавриат;
    • — высшее образование — специалитет, магистратура;
    • — высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

Сроки освоения образовательной программы высшего профессионального образования по очной форме обучения устанавливается в соответствии с законодательством РФ. Сроки обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам, а также в случае сочетания различных форм получения образования при реализации программ бакалавриата и программ подготовки специалиста могут увеличиваться на 1 год, а программ магистратуры — на 5 месяцев по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получить высшее профессиональное образование по сокращенным или ускоренным программам бакалавриата.

Образовательные программы разных уровней осваиваются в высшем учебном заведении в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий педагогического работника с обучающимся (очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме, в форме экстерната).

Можно сочетать различные формы образования, в том числе очное обучение с работой на предприятии, в учреждении, организации.

Для всех форм образования, в том числе в случае их сочетания в пределах конкретной образовательной программы, действуют единые государственные образовательные стандарты.

ГАРАНТ — студенту, аспиранту, преподавателю

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2017. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.

Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Бакалавр – это полное высшее образование или нет? Уровни высшего образования

Современная система высшего образования с ее уровнями и вариантами может поставить в тупик абитуриентов и их родителей. Они часто задают вопрос представителям администрации университета: бакалавр – это полное высшее образование или нет? Давайте разберемся в современной системе обучения, его нюансах и особенностях.

Особенности современного высшего образования

Современное общество отличается высокой мобильностью и стабильно увеличивающимся информационным потоком. Чтобы успешно вписаться в новый мир, молодые люди должны обладать определенными качествами. Прежде всего это:

  • умение быстро переключаться между задачами;
  • способность получать и отсеивать информацию;
  • умение мобильно пользоваться знаниями, а при необходимости получить новые.

К сожалению, система высшего образования довольно долго отставала от прогресса. Один раз получив диплом специалиста, выпускник становился профессионалом в довольно узкой области. Однако это не предполагает смену деятельности по профессии.

Для преодоления проблемы низкой мобильности была разработана система ступенчатого высшего образования. И сразу возникла проблема: считается ли, что бакалавр – это полное высшее образование или нет? Ведь время обучения сократилось на год, но при этом добавилась магистратура как очередная ступень.

Отличия квалификаций бакалавра и магистра от специалитета и друг от друга

С появлением новых наименований специальностей возникает немало вопросов, прежде всего о том, чем отличаются бакалавриат и магистратуры. Чем же был плох специалитет? И самый главный вопрос: бакалавр — это полное высшее образование или нет? Новое часто пугает, но прогресс не остановить.

Рекомендуем к прочтению: Приказ о ненормированном рабочем дне образец

Основное отличие квалификации бакалавра от магистра – это уровень. И то и другое – полноценное получение квалификации. Несмотря на вопросы некоторых работодателей о том, что бакалавр – высшее образование или незаконченное высшее, верным будет первый вариант. Однако существенные отличия есть:

  • бакалавриат – это первая ступень образования. Диплом чаще всего имеет прикладной характер и направлен на практическую деятельность;
  • магистратура – это вторая ступень образования. Она может продолжать направление бакалавриата, а может существенно отличаться;
  • магистратура предполагает глубокое изучение теоретической программы и последующую научную либо руководящую деятельность;
  • стандартное время обучения на бакалавра – четыре года, на магистра – два года.

Немного в стороне в современном высшем образовании стоит специалитет. Список профессий, не предполагающих ступенчатость образования, очень невелик. Прежде всего это все медицинские специальности, а также некоторые инженерные. Программа обучения этим профессиям не изменилась.

Неполное высшее образование при бакалавриате

Согласно болонской системе, есть две ступени образования – магистр и бакалавр. Полное или не полное высшее образование? Это зависит от сроков и наличия подтверждающего документа.

Студент, отучившийся более половины, но не получивший диплом о законченном высшем образовании, считается имеющим неполное высшее. При бакалавриате этот срок составляет два года при условии закрытия на положительные оценки не менее чем четырех сессий подряд.

Для подтверждения о неполном высшем образовании студент может запросить в деканате академическую справку. Это официальный документ строгого учета. В нем указывается количество и результаты изученных дисциплин. Данная справка может предъявляться работодателю для получения работы, требующей определенной квалификации.

Академическая справка о неполном высшем образовании бакалавра необходима для перевода в другое учебное заведение или на другой факультет. Это избавит студента от повторного изучения пройденных дисциплин и позволяет на практике реализовать болонскую систему.

Современное полное высшее образование – это бакалавр и магистр?

В современном мире сложно хорошо устроиться без образования. Эта хоть и избитая, но истина толкает молодых людей в университеты. Часто поступление на ту или иную специальность продиктовано желанием просто получить диплом, успокоить родителей, чем-то заняться.

Некоторым везет, и они находят дело всей жизни, другие же понимают, что попали совсем не туда. Такие ситуации нередко приводят к тому, что студент перестает учиться, теряет интерес к познанию нового, начинает искать другие варианты деятельности.

В системе ступенчатого образования эта проблема решается очень просто. Изучаемые дисциплины предполагают формирование определенных компетенций, что очень легко перенести на любую смежную специальность. Кроме того, на первых двух курсах идет обширная теоретическая подготовка в начале обучения. Она позволяет сменить направление на старших курсах. Современная система образования предполагает мобильность и взаимозаменяемость в рамках ступени.

Магистратура как ступень высшего образования

Если диплом бакалавра получен, но есть настоятельная потребность иметь другое образование, знания и иную специальность, на выручку придет магистратура как вторая ступень образования. Если вопрос (бакалавр – это полное высшее образование или нет) ставит некоторых в тупик, то относительно второй ступени все ясно.

Магистратура – эта вторая ступень высшего образования. Соответствующую степень можно получить только на базе начального (бакалавриата) либо специалитета. Однако не все студенты, отучившиеся четыре года на первой ступени, могут учиться дальше. Магистрат предполагает сильные базовые знания, хорошую подготовку по всем предметам и желание заниматься научной деятельностью.

  • возможность сменить направление образования согласно своим приоритетам;
  • возможность продолжить образование спустя несколько лет;
  • углубленное изучение дисциплин позволяет впоследствии занимать руководящие должности и вести научную деятельность.

Выгоды работодателя от ступенчатого образования

Работодатели до сих пор сомневаются в преимуществе бакалаврита. И это несмотря на то, что в настоящее время он составляет подавляющее большинство выпускников университетов, академий и институтов.

Не стоит опасаться принимать на работу выпускника с записью в дипломе «Бакалавр». Это полноценное законченное высшее образование. Работник с таким дипломом прошел всестороннюю теоретическую и практическую подготовку и готов к трудовой деятельности.

Чем отличается высшее образование от высшего профессионального

На территории Российской Федерации общеприняты следующие ступени высшего профессионального образования:

  1. Бакалавр (обучение не меньше четырех лет)
  2. Дипломированный специалист (срок обучения не меньше пяти лет)
  3. Магистр (срок обучения не менее шести лет)

Многоуровневую систему высшего образования начали осваивать еще с 1992 года. Такая система популярна во многих цивилизованных странах мира. Раньше программа была одноступенчатая, то есть все учились пять или шесть лет и выпускались дипломированными специалистами. Сейчас же программа многоступенчатая. Не полное высшее это два года образования. Когда отучишься четыре года по выбранному направлению, получаешь степень бакалавр. Потом еще два года специализированной подготовки и уже магистр. При всем этом в параллель с бакалавром и магистром учится специалист на протяжении пяти или шести лет.

Несмотря на специфические особенности, абитуриенту стоит заранее подумать, какой именно путь он выберет.

Тонкости получения высшего профессионального образования

Что же получается: диплом практика — специалиста в течение пяти лет (агроном, механик, слесарь, экономист), потом работа по специальности. На получение диплома о высшем образовании у бакалавров уходит пять лет, затем если есть желание обучение на магистра, это плюс еще два года. На магистратуру можно поступить только в том случае если имеется диплом бакалавра.

Набор в магистратуру проводится на конкурсной основе. И у бакалавров и у специалистов программа обучения первые два года одинаковая. В том случае, если вас что-то не устроит или по каким- либо еще причинам вы не захотите дальше получать образование, диплом будет о неполном высшем профессиональном образовании. Начиная с третьего курса, программы обучения бакалавров и специалистов отличаются.

Магистр и специалист

Отличием между специалистом и магистром является тот факт, что магистров готовят для научной работы, а вот специалистов для деятельности в определенной сфере. Если у вас есть диплом бакалавра из одного ВУЗа, поступить на магистра можно в совершенно другое высшее учебное заведение. При этом следует учесть тот факт, что могут возникнуть не большие трудности в разнице учебных планов.

Неподготовленность ВУЗов

Как правило, все новое требует времени, чтобы к этому новому привыкнуть и с ним освоится. Не смотря на то, что систему получения высшего профессионального образования изменили еще в 1992 году, некоторые ВУЗы оказались неготовые к таким реформам. Многие государственные высшие учебные заведения как готовили только специалистов, так и продолжают выпускать лишь специалистов. Большинство ВУЗов не разделяют направления и специальности в первые четыре года. В негосударственных ВУЗах готовят исключительно бакалавров.

Отличия

Явным отличием между высшим и высшим профессиональным образованием служит сам факт подготовки специалистов. Если раньше специалист получал конкретные знания в одной сфере, то с многоуровневой программой обучения знания более углубленные и обширные.

Устройство на работу бакалавра, магистра или специалиста

Сохраняется тенденция того что бакалавра неохотно берут на работу. Причина в том, что большинство нынешнего руководства получали высшее образование в советское время, когда все были только специалистами, а слово бакалавр означало что-то зарубежное. Не стоит забывать и того что специалистов готовили по узкому профилю, в то время как бакалавриат имеет общенаучную программу (из-за того что бакалавр учился только четыре года он получает фундаментальные знания, без изучения узкого профиля). По закону устраиваться на квалифицированную работу бакалавр имеет полное право. Вот только охотнее берут магистров и специалистов.

Бакалавр это высшее образование или нет (чем отличается от специалиста)?

Бакалавр — это высшее образование или нет? Совсем недавно вопрос этот не волновал абитуриентов, поступающих в вузы нашей страны. Но настало время, и варианты высшего образования разнообразились: теперь есть и специалитет, и магистратура, и бакалавриат. Для обоснованного выбора нужно знать, чем отличается один вариант от другого и чем они выгодны для будущей жизни вчерашнего школьника.

Бакалавриат и магистратура — «иностранцы»

До 1996 года отечественные вузы вели только подготовку специалистов. За редким исключением, срок образовательной программы, по которой учились студенты, составлял 5 лет. Таким образом, существовал единственный уровень высшего образования — специалитет.

Основы для появления разных форматов «вышки» были заложены в 1996 году, когда в России был принят закон о «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Именно тогда началось реформирование образовательной системы в целях приведения ее к общеевропейским принципам.

Появилась степень бакалавра, были разработаны соответствующие программы и начался прием абитуриентов. Несмотря на то что бакалавриат допускает срок обучения от 4 до 6 лет, абсолютное большинство российских программ были ориентированы на четырехлетний период обучения.

Сокращение сроков обучения выглядело и заманчиво, и сомнительно, поэтому у поступающих в вузы возникло естественное недоверие и вопрос: бакалавр — это высшее образование или нет? Хотя по программам бакалавриата обучали в высших учебных заведениях, многие студенты все же считали этот уровень обучения чем-то сродни среднему профессиональному. Естественно, и престижность «корочек» бакалавра была несравнима с дипломом специалиста.

В 2003 году Российская Федерация подписала Болонскую декларацию от 19.06.1999 года, и отечественные вузы открыли также магистратуру. Этот шаг еще более приблизил отечественную систему образования к европейской, однако выбор у студентов усложнился.

Европейская система образования. Чем отличается магистратура от бакалавриата?

В европейской системе образования такие уровни, как бакалавриат и магистратура, существуют давно — и оба этих образования являются высшими. Но чем отличается магистр от бакалавра? Отличие, прежде всего, в программах обучения: для магистратуры разрабатываются более сложные программы — соответственно, удлиняется и срок обучения.

Если между квалификациями магистра и бакалавра разница состоит в программах обучения, то на какие дополнительные знания может рассчитывать магистр? В основном это более углубленные знания по направлению специализации, выбранному студентом. По программе магистратуры студент приобретет знания, которые позволят ему в дальнейшем продолжить теоретическую научную работу в выбранном направлении, а не только работать по полученной специальности. Бакалавр же в течение меньшего срока обучения получает лишь тот уровень знаний, который пригодится ему в профессиональной (а не научной) деятельности.

Таким образом, европейская программа образования имеет четкое разграничение обучения: для тех, кто будет практиковать полученные знания на рабочих местах (бакалавры), и тех, кто после окончания вуза продолжит научную деятельность (магистры).

Такая последовательная система, перенимаемая отечественной практикой, сформировала мнение о меньшей престижности квалификации бакалавра.

Отчасти оно справедливо, поскольку, исходя из положения статьи 10 закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года, можно сделать вывод, что бакалавриат есть высшее образование I уровня из 3 существующих.

Но на самом деле разница между специалистом, бакалавром и магистром заключается не в качестве образования, а в целях его получения – бакалавриат направлен на изучение базовых дисциплин ровно в том объеме, который необходим для работы по специальности.

То есть действующая система образования позволяет абитуриенту выбрать тот формат и срок обучения, который будет для него удобнее. Но для чего тогда все еще существует специалитет и в чем его отличие?

Рекомендуем к прочтению: Сувениры к чемпионату мира по футболу 2020

Чем отличается специалитет от бакалавриата и магистратуры?

Во-первых, сроком. Специалитет — это традиционная форма отечественного образования длительностью от 5 до 6 лет. Бакалавриат — заимствованная из европейской системы форма обучения, при которой обучающий курс продолжается, как правило, 4 года. Обучение же магистров продолжается в среднем 6 лет. Все это — виды высшего образования, хотя есть определенные нюансы.

Во-вторых, это программы, по которым обучаются будущие магистры, бакалавры и специалисты. И главное, чем отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры в этом плане, — это ориентация на практическую сторону обучения.

В ближайшее время, в связи с ожидаемыми изменениями Болонской декларации, специалитеты прекратят свое существование, и дилемма «специалист или бакалавр» перестанет быть актуальной. Однако на данный момент специалитет существует. Немногие вузы сохраняют его в качестве одного из уровней образования по некоторым направлениям, и выпускники-специалисты по-прежнему сохраняют возможность продолжить обучение в аспирантуре.

И возможность поступить в аспирантуру — это то, чем отличается специалист от бакалавра. Для того чтобы продолжать обучение и научную деятельность, студенту степени бакалавра недостаточно — нужно пройти магистратуру или специалитет с углубленными курсами. Иначе поступить в аспирантуру выпускнику-бакалавру не удастся.

Поэтому специалитет, если не углубляться в подробности реформирования отечественной системы образования, можно считать просто наследием прошлого, переходной формой, которая должна исчезнуть после окончательного перехода на европеизированную двухуровневую систему.

Специалист, бакалавр или магистр — какой диплом лучше?

На этот вопрос будущий студент должен ответить себе сам. Престижность «корочек» о высшем образовании в России постепенно уступает место пониманию того, что образование в первую очередь должно нести практическую пользу (а практичность — это главное, чем отличается бакалавриат от магистратуры).

Таким образом, ответ на вопрос «Бакалавр — это высшее образование или нет?» будет однозначно положительным. Подтверждение — федеральный закон «Об образовании в РФ», где перечисляется 3 уровня высшего образования:

Выпускники их получают, соответственно, степени специалиста, бакалавра и магистра, разница между которыми состоит в степени специализации, а не в престижности или уровне образования.

Следующая Уголовное правоДоговор найма работника без уплаты налогов образец Отличная статья 0

На территории Российской Федерации общеприняты следующие ступени высшего профессионального образования:

  1. Бакалавр (обучение не меньше четырех лет)
  2. Дипломированный специалист (срок обучения не меньше пяти лет)
  3. Магистр (срок обучения не менее шести лет)

Многоуровневую систему высшего образования начали осваивать еще с 1992 года. Такая система популярна во многих цивилизованных странах мира. Раньше программа была одноступенчатая, то есть все учились пять или шесть лет и выпускались дипломированными специалистами. Сейчас же программа многоступенчатая. Не полное высшее это два года образования. Когда отучишься четыре года по выбранному направлению, получаешь степень бакалавр. Потом еще два года специализированной подготовки и уже магистр. При всем этом в параллель с бакалавром и магистром учится специалист на протяжении пяти или шести лет.

Следует отметить, что во многих странах до сих пор нет определенного единства по поводу степеней бакалавр и магистр. К примеру, бакалавром может быть и выпускник высшей школы или просто выпускник школы, а также и лицензиат учетной степени. А магистр это некая учетная степень, которая находится где-то между магистром и доктором наук.

Несмотря на специфические особенности, абитуриенту стоит заранее подумать, какой именно путь он выберет.

Первый уровень

Бакалавриат

Это законченное высшее образование. Поступать на программы бакалавриата могут обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Учеба длится 4 года и предполагает общую фундаментальную подготовку.

По окончании студенты защищают квалификационную выпускную работу. По ее итогам выдается диплом бакалавра с присвоением квалификации («Академический бакалавр», «Прикладной бакалавр»). Документ дает право работать по профессии или продолжить обучение в магистратуре.

Второй уровень

Специалитет

© КФУ

В отличие от бакалавриата программы специалитета ориентируют студентов на практическую работу в отрасли по выбранному направлению. На них поступают обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Обучение длится не менее 5-ти лет. По итогам сдачи экзаменов и защиты дипломной работы выдается диплом специалиста с указанием присвоенной квалификации (например, «Астроном», «Преподаватель», «Специалист по защите информации» и пр.). Выпускники специалитета имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в магистратуре или аспирантуре.

Магистратура

Позволяет углубить специализацию по выбранному направлению. На программы магистратуры могут поступать бакалавры и специалисты. Обучение длится не менее двух лет и предусматривает подготовку студента к научно-исследовательской деятельности. Выпускники защищают выпускную работу (магистерскую диссертацию), по итогам которой выдается диплом магистра и присваивается квалификация «Магистр».

Выпускники магистратуры имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в аспирантуре.

Третий уровень – подготовка кадров высшей квалификации

© ННГУ

АСПИРАНТУРА – форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета. Обучение включает образовательную часть, педагогическую деятельность, практику, научно-исследовательскую работу. Аспиранты выбирают научное направление, тему исследования для своей диссертации. Обучение на очной форме длится не менее 3-х лет, на заочной – не менее 4-х. Выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации («Исследователь», «Преподаватель-исследователь»). По итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата наук – первая степень, официально подтверждающая статус ученого. Кандидаты наук допускаются к соисканию степени доктора наук (второй степени, подтверждающей статус ученого), присуждаемой по итогам защиты докторской диссертации.

АДЪЮНКТУРА – аналог аспирантуры в учебных заведениях, относящихся к Министерству внутренних дел и Минобороны России.

© РУДН

ОРДИНАТУРА – это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики). К поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского (или фармацевтического) образования. Обучение длится 2 года и представляет собой сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях, в ходе которой студенты формируют необходимые профессиональные умения и навыки. По окончании сдается трехступенчатый квалификационный экзамен. Выпускникам выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.

АССИСТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА – форма подготовки работников высшей квалификации в области искусств. По программам ассистентуры-стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в данной области. Срок обучения не превышает двух лет и представляет собой реализацию индивидуального учебного плана под контролем научного руководителя и заведующего кафедры учебного заведения. Выпускная работа представляет собой выступление, концерт, показ, выставку, фильм в зависимости от специализации. По окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом о ее окончании с присвоением квалификации («Концертный исполнитель и преподаватель высшей школы»), дающий право исполнительской и преподавательской деятельности.

Второе высшее образование

Российское законодательство гарантирует россиянам бесплатное получение лишь одного высшего образования (I, II, III уровней), за второе всегда приходится платить. Иностранцы, закончившие университет за пределами Российской Федерации, могут получить второе высшее образование в российских вузах как платно, так и за счет средств госбюджета РФ (при условии успешного прохождения конкурсного отбора). Это можно сделать в формате бакалавриата (до 4-х лет обучения), специалитета (до 6-ти лет) или магистратуры (не менее 2-х лет). Конкурсный отбор проходит на основе вступительных экзаменов. По окончании выдается диплом, подтверждающий присвоение квалификации.

Первый и второй уровни образования

Вид образования Бакалавриат Специалитет Магистратура
Образовательный ценз при поступлении Среднее общее образование или его эквивалент Среднее общее образование или эквивалент Бакалавриат

Специалитет

Сроки обучения (очная форма) 4 года Не менее 5 лет 2 года
Получаемый документ об образовании Диплом бакалавра Диплом специалиста Диплом магистра
Приобретаемая квалификация (степень) Академический бакалавр, прикладной бакалавр Специалист Магистр
Характер образования Общая фундаментальная подготовка по определенному направлению без узкой специализации Ориентировано на практическую работу в отрасли по выбранному направлению Глубокое освоение теоретических аспектов, ориентированное на научно-исследовательскую деятельность
Форма итоговой государственной аттестации Сдача государственных экзаменов, подготовка и защита бакалаврской выпускной квалификационной работы Сдача государственных экзаменов и защита дипломной работы (проекта) Сдача государственных экзаменов и защита магистерской диссертации
Дальнейшее обучение Магистратура Магистратура или аспирантура Аспирантура
Место на рынке труда

Должности, для которых квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование

Третий уровень образования

Вид образования Аспирантура (адъюнктура – в вузах Вооруженных Сил России и Министерства внутренних дел России) Ординатура Ассистентура-стажировка
Образовательный ценз при поступлении Магистратура или специалитет Высшее медицинское или фармацевтическое образование Магистратура или специалитет в области культуры
Сроки обучения 3-4 года (очная),
4-5 (заочная)
Не более 2 лет 2 года, только очная форма
Выдаваемый документ об образовании Диплом об окончании аспирантуры Диплом об окончании ординатуры Диплом об окончании ассистентуры-стажировки
Приобретаемая квалификация (степень) Исследователь (квалификация), преподаватель-исследователь (квалификация),

кандидат наук (степень)

Специалист Специалист высшей квалификации, преподаватель в высшей школе
Характер образования Образовательная часть, педагогическая деятельность, практики, научно-исследовательская работа Углубленное изучение методологических, клинических и медико-социальных основ медицинских наук;

формирование умений и навыков самостоятельной профессиональной деятельности во время практики в медучреждении

Индивидуальный учебный план под контролем руководителя и заведующим кафедрой высшего заведения
Форма итоговой госаттестации Три кандидатских экзамена, государственный экзамен,

защита диссертации

Трехступенчатый квалификационный экзамен Выпускная работа по творческо-исполнительской специальности (выступление, сольный концерт, спектакль, выставка или фильм)
Дальнейшая карьера в научной и профессиональной сфере Защита докторской диссертации Профессиональная переподготовка с целью освоения более узкой специализации, аспирантура Написание кандидатской диссертации для получения степени кандидата искусствоведения. Защита докторской диссертации
Место на рынке труда Исследовательская, аналитическая, научная деятельность в соответствии с квалификацией Работа в медицинских учреждениях по квалификации Педагогическая или профессиональная деятельность в области искусств в соответствии с квалификацией

Для полноценного развития страны и общества необходимы не только рабочие руки, но и высококвалифицированные и узкоспециализированные кадры, способные адекватно оценивать состояние в отраслях, принимать решения и руководить. Именно такие резервы призвана воспитывать система высшего образования.

Что это такое?

Под высшим образованием следует понимать часть профессионального образования, которая готовит специалистов высокого уровня по всем основным направлениям деятельности в соответствии с потребностями государства и общества. Нужды и потребности могут быть самыми различными: культурными, интеллектуальными, нравственными, научно-педагогическими, техническими и пр.

Каждый гражданин России имеет право на получение бесплатного образования. Это касается не только школ, но и колледжей, ВУЗов. Важно знать, что одна ступень образования предоставляется бесплатно единожды. Например, поступить в ВУЗ на бюджетной основе можно только 1 раз. Все остальные варианты (второе, третье высшее, переобучение в колледже и пр.) будут платными в соответствии с установленным прайсом в образовательном учреждении.

Отдельные категории лиц в РФ имеют некоторые привилегии в части «льготного поступления». К ним относят сирот, инвалидов, ветеранов боевых действий, граждане в возрасте до 20 лет с одним официальным представителем (родителем или опекуном) и др. Право на «внеконкурсное» зачисление необходимо подтвердить документально.

Система образования в России

В период существования СССР в стране действовала уникальная система образования, которая считалась лучшей во всем мире. До 1980-х годов в стране готовили и воспитывали специалистов по единой методике. Обучение на одной и той же ступени в разных учреждениях между собой ничем не отличалось: одни и те же предметы, лекции, курсы, экзамены. Более того, готовились специалисты конкретного профиля, которые в то же время захватывали навыки смежных профессий. Такой подход позволял воспитывать кадры, которые в совершенстве знают свое дело, могут решить различные проблемы благодаря обширным знаниям.

С 2003 года в России была введена Болонская система образования. К нововведению власти пришли с целью приближения стандартов образования России и Европы, чтобы сделать отечественных экспертов и специалистов более привлекательными на международной арене.

В рамках новой системы образования предполагается 3 уровня: бакалавриат, магистратура, аспирантура и докторнатура.

Бакалавриат

По мере окончания школы выпускники задумываются о поступлении: куда, на какой факультет и специальность. Первой ступенью при получении профессионального образования считается бакалавриат.

Здесь студенты получают базовые навыки и знания по выбранной специализации и направлению (экономика, юриспруденция, строительство, инженерия и пр.). Срок обучения составляет 4 года.

Прием на бакалавриат производится посредством предоставления приемной комиссии результатов ЕГЭ. Это касается выпускников школ. Лица, окончившие колледжи, техникумы, могут поступить в ВУЗ без предоставления ЕГЭ, пройдя внутренние испытания: тестирования, собеседования, предъявив при этом диплом, подтверждающий факт получения образования в нижестоящем по статусу учреждении.

По мере окончания обучения выпускник получает диплом об образовании с присвоением ему определенной квалификации «Академический бакалавр» или «Прикладной бакалавр». Далее человек может приступить к трудовой деятельности по полученной специальности или продолжить обучение, отправляясь на следующую ступень образования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Магистратура

Данная (вторая) ступень системы образования доступна только лицам, которые окончили бакалавриат или специалитет (обучение по определенным направлениям, длится 5 лет). Обучение продлится 2 года. Для поступления в магистратуру необходимо также пройти вступительные испытания: экзамен, тестирование или собеседование. Продолжить обучение можно по ранее полученной специальности или выбрать новое для себя направление.

Следует отметить, что получить степень бакалавра можно в одном учреждении, а магистра – в том же или другом образовательном заведении.

Здесь студенты более глубоко изучают основные дисциплины профессиональной направленности, вырабатывают практические навыки, получают опыт и совершенствуют умения. На этом этапе происходит подготовка высококвалифицированных и узкоспециализированных кадров, которые могут продолжить научно-исследовательскую деятельность в аспирантуре и докторнатуре.

Аспирантура и докторнатура

Это третья ступень системы образования по европейскому стандарту. Она призвана подготовить научно-педагогический состав страны. Поступить на эту форму обучения могут только магистры и специалисты. Образовательный процесс длится не менее 3 лет. Здесь аспиранты получают новые знания, проходят практику, проводят исследования.

Аспиранты выбирают научное направление, тему диссертации. По мере окончания аспирантуры присваивается соответствующая квалификация «Исследователь» или «Преподаватель-исследователь». Как только защищена диссертация появляется первая научная степень – кандидат наук. В дальнейшем, при выполнении докторской работы и после ее защиты присуждается степень доктора наук.

Особенности структуры образования в зависимости от сферы деятельности

При обучении в медицинском учреждении практикуются иные ступени образования: интернатура и ординатура. Интернатура предполагает прохождение практики в меду учреждении, получение опыта работы в рамках получаемой специальности. Как правило, длится она не менее 1 года.

Ординатура предполагает обучение в ВУЗе и прохождение практики в медучреждении. Поступить на эту ступень могут только лица, окончившие медицинский ВУЗ. Длится этот этап 2 года. В конце обучения студенты сдают экзамен и получают диплом степени «специалист».

В среде искусства и культуры существует ассистентура-стажировка. Здесь магистры и специалисты на протяжении 2 лет обучаются новым навыкам, знаниям по индивидуальной программе. Контролировать учебный процесс будет научный руководитель. ВКР представляет собой результат творческой работы студента в рамках конкретной специальности: фильм, выставку, миниатюра, концерт. После защиты выпускнику присваивается определенная квалификация, которая дает право исполнительской или преподавательской деятельности.

В целом, многоуровневая система образования более гибкая, способная адаптироваться под возникающие и изменяющиеся потребности государства в специалистах и кадрах. Она предполагает индивидуальный подход к каждому обучающемуся с целью раскрытия его способностей, талантов, развития личностных и профессиональных качеств. С освоением каждой следующей ступени человек открывает для себя новые возможности для развития и работы.

Типы вузов в России

Классические университеты

Технические университеты

Транспортные вузы

Медицинские и фармацевтические вузы

Аграрные вузы

Социально-экономические вузы

Юридические вузы

Педагогические вузы

Гуманитарные вузы

Вузы в области физической культуры и спорта

Теологические вузы

Творческие вузы

Военные вузы и вузы силового блока

Негосударственные вузы

Как не потеряться и выбрать свой вуз, куда поступать

Поскольку какой-либо общепринятой, жестко закрепленной в официальных документах типологии вузов в нашей стране не существует, предложим свою версию, основанную на выделяемых областях образования (знания, где-то и отраслей наук), за которыми стоят одноименные координационные советы, объединяющие под собой систему учебно-методических объединений.

Это следующие 9 областей образования:

  • Математические и естественные науки,
  • Инженерное дело, технологии и технические науки,
  • Здравоохранение и медицинские науки,
  • Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки,
  • Науки об обществе,
  • Образование и педагогические науки,
  • Гуманитарные науки,
  • Искусство и культура,
  • Военные науки.

В ряде случае за этими областями образования, внутри которых сложилась уже целая территориальная система вузов, стоят федеральные министерства. Но такая система соответствия есть не всегда. Иногда министерство решает задачи по подготовке кадров через создание единственного подведомственного вуза или вообще «паразитирует» на чужой образовательной системе.

Помимо такой «формальной» структуры за последние два десятилетия произошла и некоторая неформальная самоидентификация вузов. Они сначала включили соответствующие этим областям образования ключевые слова в свое название, позиционируя себя именно в данной области образования, а затем начали создавать ассоциации вузов вокруг тех же ключевых слов, работая уже на коллективную идентификацию.

Итак, по профилю образования с учетом самоидентификации вузов мы предлагаем выделять следующие их типы:

  • Классические университеты,
  • Технические университеты,
  • Транспортные вузы,
  • Медицинские и фармацевтические вузы,
  • Аграрные вузы,
  • Социально-экономические вузы,
  • Юридические вузы,
  • Педагогические вузы,
  • Гуманитарные вузы,
  • Вузы в области физической культуры и спорта,
  • Теологические вузы,
  • Творческие вузы,
  • Военные вузы и вузы силового блока,
  • Негосударственные вузы.

Хотя каждый из указанных типов точно заслуживает отдельного пристального рассмотрения, что мы когда-нибудь обязательно сделаем, дадим пока хотя бы их самый краткую характеристику.

За рубежом под этим понятием имеют виду либо средневековый «теологический», либо гумбольдтовский «исследовательский» университет. В России классический университет – это нечто сильно отличающееся от исходного понимания. В нашей реальности это вуз, реализующий широкий спектр образовательных программ в математической, естественнонаучной и частично гуманитарной областях, а также проводящий фундаментальные научные исследования в этих областях.

В 2001 году создана Ассоциация классических университетов России (АКУР) под руководством ректора МГУ В.А. Садовничева, в состав которой на сегодняшний день входит 47 вузов. Потенциально вузов, соответствующих критериям российского «классического» университета, в России – 98.

В силу исторических причин сеть классических университетов в нашей стране наиболее сбалансирована и охватывает практически все субъекты Российской Федерации (от одного вуза до трех), за исключением буквально нескольких северных регионов (Ямала, Чукотки и др.).

Хороший классический университет, хотя может и не дать вам конкретной профессии, но за время обучения на бакалавриате способен подготовить вас к поступлению в любую профессиональную магистратуру или аспирантуру. Часть таких классических университетов наделены специальными статусами (федеральный, национальный исследовательский университет и др.).

В то же время слабый классический университет не способен дать вам ничего подобного, и по его окончанию вы как в известной песне Сектора Газа только «ощутите годам урон».

Технические университеты

Технический университет – это вуз с усиленным изучением инженерных и научно-технических и технологических предметов. Поскольку большинство технических вузов были созданы еще в советское время, в 90-е годы они обросли «экономическими», «филологическими», «юридическими» и т.п. непрофильными факультетами.

В 1992 году создана Ассоциация технических университетов России под руководством ректора «Бауманки» А.А. Александрова, в состав которой на сегодняшний день входит 115 российских вузов. При этом технических и технологических вузов в России 107, большинство из которых университеты.

Сеть классических университетов в нашей стране подобно сети классических университетов охватывает практически все субъекты Российской Федерации. Если отсечь наиболее слабые технические вузы, лабораторная база которых не обновлялась уже лет 30, а средний возраст профессорско-преподавательского состава перевалил за пенсионный возраст, то технические вузы – это хороший выбор. Научную карьеру после окончания такого вуза будет сделать непросто, а вот получить неплохую профессию, которая будет кормить вас всю жизнь, получить вполне реально.

Транспортные вузы

По существу это частный случай технических вузов, учредителем которых является Министерство транспорта РФ. Без учета многочисленных филиалов в списке транспортных вузов 21 учреждение, в т.ч.:

  • 1 головной университет – Российский университет транспорта (МИИТ),
  • 8 вузов путей сообщения (железнодорожного транспорта),
  • 7 вузов морского и речного транспорта,
  • 3 вуза гражданской авиации,
  • 2 автомобильно-дорожных вуза.

С целью более эффективного кадрового и научного обеспечения транспортной стратегии России Ассоциация вузов железнодорожного транспорта, созданная еще в 90-е годы, в 2005 году была преобразована в единую Ассоциацию вузов транспорта, которую возглавил ректор МИИТ, МИИТ Б.А. Левин. В состав Ассоциации входят все вузы направления (21).

Если не брать в расчет филиалы, качество которых в России вызывает серьезные вопросы, транспортные вузы представлены в Центральном (полный спектр), Северо-Западный (путей сообщения, морского и речного транспорта, гражданской авиации), Приволжском (путей сообщения), Южном (путей сообщения и морского транспорта), Уральском (путей сообщения), Сибирском (путей сообщения и автомобильно-дорожный) и Дальневосточном (путей сообщения и морского транспорта) федеральных округах.

Откровенно слабых вузов в системе транспортных вузов нет, поэтому, если вас привлекает транспортно-логистический комплекс, то вузы этой системы неплохой выбор. Будучи отраслевыми, они не оторвались от индустрии, как это произошло со многими вузами Минобрнауки, а сама эта индустрия динамично развивается.

Медицинские и фармацевтические вузы

Медицинский (и фармацевтический) вуз – это вуз, обеспечивающий подготовку врачей и провизоров. Хотя большинство медицинских вузов были созданы еще в советское время, в 90-е годы в отличие ото всех остальных заточенных под конкретную отрасль вузов, они сохранили свою специализацию и не обросли непрофильными факультетами.

В целях объединения и координации деятельности медвузов была создана Ассоциация «Совет ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений», которую с 2014 года возглавляет Глыбочко П.В., ректор Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова. Членами Ассоциации в настоящее время являются 59 организаций, 49 из которых – вузы.

Сеть медицинских вузов в нашей стране неплохо представлена на уровне субъектов, т.е. в большинстве республиканский, областных, краевых и окружных центров Российской Федерации есть медицинский вуз. При этом явно слабых медицинских вузов немного. Поэтому если вам нравится работать с людьми и вид крови не пугает, выбор медицинского вуза – хороший выбор для вас. А хороший врач никогда без работы и без куска хлеба не останется.

Аграрные вузы

Аграрные, или сельскохозяйственные вузы – это без преувеличения особый мир среди высших учебных заведений. Сегодня сельскохозяйственные университеты, институты и академии – это вузы, готовящие, во-первых, в своей массе не вполне конкурентоспособных специалистов для отрасли, во-вторых, и эти специалисты не особо желают идти в эту отрасль, а в-третьих, и сама сельскохозяйственная отрасль очевидным образом не восстановилась и обладает ограниченной привлекательностью.

Роль координатора здесь играет организованная в 1998 году Ассоциация образовательных учреждений АПК и рыболовства, в состав которой сейчас входит 54 вуза, подведомственных Минсельхозу. Обязанности председателя Ассоциации исполняет В.И. Трухачев, ректор Ставропольского государственного аграрного университета.

Сеть аграрных вузов в нашей стране также неплохо представлена на уровне субъектов, нет их только в регионах европейского Севера, на Дальнем Востоке (кроме Амурской области и Приморского края) и в ряде других субъектов.

Если вы любите работать на земле, хотите быть самодостаточным и предпочитаете иметь «синицу в руке, а не журавля в небе» – то сельское хозяйство для вас. Но здесь важно знать, что на фоне довольно сильных вузов, расположенных, как правило, в регионах с мощными сельскохозяйственными традициями, есть немало очень слабых, кадровый состав которых формировался стихийно из тех, кто не нашел себе другого применения.

Социально-экономические вузы

Это сборная категория вузов с усиленным изучением, как следует из наименования, наук об обществе (экономика, социология, психология, сервис, туризм, регионоведение и пр.). При этом формально относятся к общественным наукам юридические науки, всегда стоявшие особняком и имеющие свою небольшую сеть «вузов-адептов», для которых это основной фокус. Поэтому рассмотрим эту группу вузов отдельно.

Хотя многие вузы пытаются вобрать в себя всю эту область, в этой довольно разношерстной группе нет единого координационного центра, и существует сразу несколько независимых ассоциаций.

Самой крупной, несомненно, является Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента, возглавляемая Я.И. Кузьминовым, ректором Высшей школы экономики. Ее членами, кроме «Вышки», являются такие метры как «Плешка», МГИМО, РАНХиГС, Финансовый университет, Госунивеситет управления, Российская экономическая школа и пр.

Общее количество вузов, позиционирующих себя в социально-экономической сфере, – 34, в составе которых можно условно выделить собственно экономические (10), управленческие (8) и прочие (16). Почти половина этих вузов (15) локализована в (экономической) столице нашей родине – Москве. Соответственно в среднем только в каждом шестом субъекте РФ есть вузы этого типа.

Среди довольно сильных социально-экономических вузов, которые дают как теоретические, так и практические, но актуальные знания и умения, которые нельзя просто «нагуглить» самому, есть определенное чисто более слабых «игроков». Поэтому, выбирая для себя вуз, будьте бдительны и «не ведитесь» на низкую стоимость обучения или невысокий балл ЕГЭ, потеряете время, что важнее. Внимательно отнеситесь к нашему рейтингу, надеемся, это вам поможет.

Юридические вузы

Хотя в России есть огромное количество вузов самых разных типов (классических, технических, экономических, аграрных, частных и пр.), в составе которых есть юридический или правовой факультет (институт, школа, кафедра и пр.), выделяется группа вузов, для которых изучение и преподавание различных аспектов права является основным видом деятельности.

Это относительно небольшая группа из 22 вузов (филиалы мы не считаем), 18 из которых учреждены Министерством внутренних дел РФ, 1 – Верховным судом РФ и еще 3 – Минобрнауки РФ. Можно предположить, что в первом случае акцент делается на уголовное право (готовят работников полиции и прокуратуры), во втором случае обеспечивается обновление судейского корпуса, а в третьем случае речь может идти о самых разных отраслях права (гражданском, международном и пр.).

Роль неформального координатора, кроме МВД (в части своих «подведов») и профильного УМО Минобрнауки, выполняет Ассоциация юридических вузов, созданная еще в 1996 году, объединяющая 196 вузов-членов.

Несмотря на то, что 4 юридических вуза из 22 расположены в Москве, остальные 18 «покрывают» все федеральные округа даже без учета многочисленных филиалов (в среднем по 2 юридических вуза в округе). Правда это преимущественно вузы системы МВД, а значит упор на вопросы уголовного права. Поэтому, если вы видите себя, например, налоговым адвокатом или консультантом по вопросам семейного или международного права – прямая дорога вам в Москву или можете поискать хороший региональный классический университет с мощным юридическим факультетом. В общем, наш рейтинг вам в помощь.

Педагогические вузы

Педагогические вузы, как и аграрные, это особый мир среди высших учебных заведений. Их выбирают те, кто хотят научиться учить других. Это вузы, готовящие специалистов для системы дошкольного, общего школьного и дополнительного образования детей.

Роль координатора здесь играет Евразийская ассоциация педагогических университетов, в состав которой сейчас входит 54 вуза, подведомственных Минсельхозу. Обязанности председателя Ассоциации исполняет В.И. Трухачев, ректор Ставропольского государственного аграрного университета.

Сеть педагогических вузов в нашей стране также несколько слабее представлена на уровне субъектов, чем сеть классических, технических, медицинских и аграрных. В среднем один педагогический вуз приходится на два субъекта РФ. Причина этого в «перекраске» в 90-е (редко в «нулевые») части педвузов в классические или гуманитарные (обычно что-то типа социально-гуманитарные) вузы. Что из этого вышло, обязательно разберем как-нибудь отдельно.

Отставляя вопросы профориентации за кадром, заметим, что ситуация здесь немного напоминает ситуацию с аграрными вузами, только перевернута. На фоне большего числа весьма посредственных вузов, системно адаптировавшихся к социализации слабого контингента под видом педагогики, есть несколько довольно сильных педагогических центров.

Гуманитарные вузы

Это также довольно неоднородная, сборная категория вузов с усиленным изучением, как следует из наименования, комплекса наук о человеке и человечестве (история, философия, языки и культура). При этом формально к гуманитарным наукам относится физическая культура и спорт, а также теология.

Понятно, что отнесение спортивных вузов к гуманитарным формально, как минимум по формируемым этих вузах компетенциям: в одном случае людей учат размышлять о человеке определенным образом, а во втором случае им, как человеку, совершать определенные действия.

Теология всегда стояла особняком, была связана с негосударственными вузами, учрежденными религиозными конфессиями и сообществами. Поэтому рассмотрим эту группу особых вузов также отдельно.

Хотя некоторые вузы идентифицируют себя в качестве общегуманитарных или даже социально-гуманитарных, определенного координационного центра в этой довольно разношерстной группе, такого как мы видели во всех предыдущих группах вузов, здесь нет. Поэтому эту роль выполняет сам координационный совет по гуманитарному образованию при Минобрнауки.

Общее количество вузов, позиционирующих себя в гуманитарной области, составляет всего 8, более половины из которых (5) локализовано в Москве, 2 других – средняя полоса России и только один – на Дальнем Востоке.

Тем не менее, несмотря на столь незначительное число вузов гуманитарного типа, они очень разные. И на фоне явно сильных, обучение в которых вы сможете «конвертировать» в хорошую работу и нестыдный доход, есть более сомнительные, после окончания которых хорошую работу найти будет неизмеримо сложнее.

Вузы в области физической культуры и спорта

Еще один совершенно особый тип вузов, сильно отличающийся ото всех, ранее рассмотренных. Его профиль, это комплекс наук о физических возможностях человека, его физической культуре, это сложный сплав физиологии человека, педагогики и психологии.

Поскольку все 14 вузов, специализирующихся на физической культуре (массовом спорте) и спорте (спорте высоких достижений), это «подведы» Минспорта (исключая Военный институт физической культуры Министерства обороны РФ, который будет затронут в военно-силовом блоке), плюс есть тематическое учебно-методическое объединение под ,Минобрнаукой особых потребностей в дополнительном координационном начале у них нет. Есть еще Международная ассоциация университетов физической культуры и спорта со штаб-квартирой в Казахстане, в которую входит 4 наших вуза.

Несмотря на небольшое количество спортивных вузов (всего 14), 1-2 вузами они представлены во всех федеральных округах, что позволяют говорить, как минимум, о ключевых элементах региональной сети.

Несмотря на столь незначительное число вузов спортивного типа, они очень разные по экспертному потенциалу научно-педагогических работников, и на фоне явно хороших, обучение в которых вы сможете «конвертировать» в хорошую тренерскую или иную работу и нормальный доход, есть весьма сомнительные, после окончания которых, хорошую работу найти будет очень сложно.

Теологические вузы

Главная функция теологических вузов – воспроизведение служителей соответствующего религиозного культа, а параллельно, говоря светским языком, продвижение системы ценностей, лежащих в основе того или иного религиозного течения. Религиозные вузы – это нечто совершенно особое в нашем обзоре, по существу это религиозные организации с образовательной функцией или специализированные структурные подразделения последних.

В настоящий момент даже нельзя с уверенностью сказать точно, сколько теологических вузов в России. Дело в том, к этим образовательным организация не применимы сразу все основные критерии их инвентаризации:

  • через проиндексированные научные труды сотрудников в открытых базах данных (каналы общения в теологии иные),
  • через полученные лицензии на реализацию образовательных программ высшего образования,
  • через полученную государственную аккредитацию на реализуемые образовательные программы высшего образования (диплом государственного образца не важен в системе аттестации, по определению отделенной от государства).

Поэтому пока эти учреждения можно выявить только совершенно предварительно, часть при более детальном анализе могут оказаться чьими-то филиалами, не иметь государственной аккредитации или даже лицензии на образовательную деятельность.

Вузы православного направления, действующие в Российской Федерации:

  • Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия,
  • Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет,
  • Российский православный университет,
  • Московская духовная академия,
  • Санкт-Петербургская духовная академия,
  • Новосибирский Свято-Макарьевский православный богословский институт,
  • Поволжский православный институт имени святителя Алексия,
  • Саратовская православная духовная семинария Саратовской епархии Русской Православной Церкви,
  • Еще около 40 православных духовных семинарий.

Вузы мусульманского направления, действующие в Российской Федерации:

  • Российский исламский университет,
  • Российский Исламский университет имени Кунта-Хаджи,
  • Северо-Кавказский университетский центр исламского образования и науки,
  • Ингушский исламский университет,
  • Исламский университет им. шейха Шарапудина аль-Кикуни,
  • Исламский университет им. Сайфуллы Кади,
  • Исламский университет им. шейха Абдуллы-эфенди,
  • Университет им. имама Шафии,
  • Университет им. шейха Мухаммад-Арифа,
  • Московский исламский институт,
  • Исламский институт «Хаджи-Тархан”,
  • Нижегородский исламский институт им. Хусаина Фаизханова,
  • Исламский институт им. имама Шамиля,
  • Исламский институт им. Сайидмухаммад-Хаджи Абубакарова,
  • Исламский институт им. Имама Ащъари,
  • Исламский институт им. Магомеда Умаханова,
  • Ингушский исламский институт,
  • Курчалоевский Исламский институт им. Ахмат-Хаджи Кадырова.

Вузы буддийского направления, действующие в Российской Федерации:

    • Буддийский университет «Даши Чойкхорлинг” имени Дамба Даржа Заяева,
    • Агинская буддийская академия,
    • Международный Буддийский Институт Кармапы,
    • и др. (при дацанах).

Вузы иудейского направления, действующие в Российской Федерации:

  • Еврейский университет.

В 2018 году создана Научно-образовательная теологическая ассоциация (НОТА), как добровольное объединение образовательных организаций с целью помощи в развитии теологии как отрасли научного знания и комплекса образовательных дисциплин, а также повышения качества преподавания теологии в России. Президентом НОТА единогласно избран митрополит Волоколамский Иларион – ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Творческие вузы

Это особый тип вузов, специализирующихся на сфере искусства и культуры, отличающийся от других вузов еще и особыми дополнительными вступительными испытаниями. С момента вашего поступления вы оказываетесь не просто на факультете или кафедре, а в мастерской конкретного мастера, где все вопросы творческого и административного характера решаются им единолично.

Всего в современной России по нашим оценкам 65 творческих вузов, большинство из которых учреждены Министерством культуры РФ (47 вузов), ряд из них при этом курируются Российской академией художеств. Общую координацию деятельности вузов в области искусства и культуры осуществляет одноименный координационный совет при Минобрнауки и входящими в него УМО по экранным, музыкальным искусствам, изобразительным и прикладным видам искусств, сценическим искусствам и литературному творчеству, культуроведению и социокультурным проектам, искусствознанию.

Помимо этого, в 2006 году создана Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, которую возглавляет В.С. Малышев, ректор Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова. В настоящий момент ее членами являются 55 творческих вузов, в т.ч. 1 университет, 11 консерваторий, 6 академий искусств (2 академии хореографии, 3 кинематографических), 6 театральных институтов, 1 художественный институт, 24 института культуры и искусств и 2 музыкально-педагогических института.

Хотя треть творческих вузов локализованы в Москве и Санкт-Петербурге, оставшиеся 2/3 «покрывают” все федеральные округа и многие субъекты РФ, формируя территориальную сеть. И все же творческие вузы очень разные: вместе с сильными, готовящими специалистов, конкурентоспособных как на национальном, так и на международном уровне (еще в 80-е Вилли Токарев пел: «В Союзе лучшие ракеты и балет»), есть и очень слабые, закончив которые вы будете востребованы только на уровне сельского дома культуры и детских утренников.

Военные вузы и вузы силового блока

Также очень специальный тип вузов, имеющий мало общего, со всеми рассмотренными ранее. Профиль военного вуза, это изучение военного искусства (тактики, стратегии, военно-инженерного и военно-морского искусства) и военного права (организации, комплектования и управления войсками, военно-уголовного права).

На сегодняшний день в Российской Федерации действуют 26 военных вузов (без учета филиалов), большая часть которых локализована в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге. Наиболее заметны по научным публикациям в открытой печати своих профессоров и преподавателей следующие 10 вузов Минобороны РФ и других органов силового блока:

  • Военная академия материально-технического обеспечения им. Генерала, армии А.В. Хрулева,
  • Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС РФ,
  • Академия государственной противопожарной службы МЧС России,
  • Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского,
  • Университет прокуратуры РФ,
  • Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного,
  • Военный университет Министерства обороны РФ,
  • Московская академия следственного комитета,
  • Военная академия ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого,
  • Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии.

Если вам приглянулись военные специальности, то имейте в виду, что ЕГЭ там может не браться в расчет, и вам придется сдавать экзамены по специальности. Во многие вузы силового блока подача документов только через военкомат, может требоваться до поступления отслужить в армии. Причем, выпускники Суворовских, Нахимовских и Кадетских училищ имеют преимущество на поступление в высшие военные учебные заведения перед выпускниками обычных школ.

Негосударственные вузы

Это также довольно пестрая, сборная категория вузов, единственным объединяющих их признаком является то, что они учреждены не государственными органами власти, а негосударственными юридическими или физическими лицами. А отсюда их большая гибкость, способность быстрее реагировать на вызовы ранка образования и ранка труда, существенно меньшая забюрократизированность, оборотной стороной чего являются повышенные риски отзыва лицензии и госаккредитации со всеми вытекающими.

Еще одним объединяющим их признаком является «крен» в сторону социально-экономических. юридических и гуманитарных наук. Образовательные программы по физико-математическим, естественным и инженерным наукам, а также программы в области педагогики и искусства являются большой редкостью. Теологические вузы, которые формально хотя и являются негосударственными, но по существу учреждаются либо церковью (как в случае с РПЦ), либо религиозными общинами, мы уже рассмотрели отдельно.

В целях консолидации участия негосударственных вузов в реформе российского высшего образования, упрощения их диалога с российской промышленностью и повышения престижа российской высшей школы еще в 1994 году была создана Ассоциация негосударственных вузов России (АНВУЗ России). Насколько это оказалось жизнеспособное объединение – отдельный вопрос.

На сегодняшний день у нас есть информация о 139 частных (негосударственных) вузах в России (исключая теологические), около 40% (57 вузов) из которых локализованы в Москве и Санкт-Петербурге. Возможно, реальная цифра выше, но мы не учитывали вузы, лишенные лицензии, госаккредитации, а также слишком мелкие вузы (от имени которых в РИНЦ проиндексированы статьи менее, чем 10 авторов).

По своему экспертному потенциалу негосударственные вузы очень и очень разные. И на фоне явно сильных, вполне сопоставимых со средними государственными вузами, обучение в которых поможет вам найти себя и встроиться в рынок труда, есть очень и очень сомнительные, обучаясь в которых вы, скорее всего, просто потеряете время.

В заключении давайте попытаемся кратко обобщить наш обзор и «нащупать» ответ на вопрос, куда же все-таки поступать, какой тип вуза ваш. Важно сделать этот выбор осмысленно, но никаких универсальных или типовых рецептов здесь нет.

Есть несколько шагов, совершив которые вы минимизируете вероятность промаха. Проделайте, как минимум, эти пять.

Во-первых, обязательно пройдите профтестирование, чтобы понять свои наклонности и свои скрытые способности. Причем желательно пройти несколько разных тестов, к сожалению, не все они хороши.

Во-вторых, посоветуйтесь со специалистами по материалам своего теста. Они могут увидеть многое, что не увидите вы. Это как рассматривать самостоятельно рентгеновский снимок, перелом-то видно, а больше ничего не понятно.

В-третьих, поговорите с родителями, они, как ни кто другой, знают вас и могут быть вашими союзниками и м.б. старшими партнерами, менторами. Только на этот разговор с родителями нужно идти подготовленным (дать родителям «пищу для ума» в виде независимой оценки вас), а это значит пройти первые два шага самостоятельно.

В-четвертых, посидите на форумах про поступление и вообще высшее образование, «шило в мешке не утаишь». В первую очередь обращайте внимание на критические отзывы, анализируйте их, очищайте от эмоциональных оценок и сопоставляйте друг с другом.

В-пятых, посидите на HeadHunter и ему подобных агрегаторах вакансий, поиграйте с поисковыми запросами в разрезе регионов, отраслей, ценза и пр. Это реальные потребности рынка, там указаны востребованные компетенции, причем именно так, как их видит работодатель.

И, наконец, в шестых, изучайте потенциально интересующие вас вузы через призму различных рейтингов. Международные помогут вам выделить элиту, а национальные, в т.ч. и разработанный нами рейтинг вузов «Национальное признание», отобрать «хороших середнячков» от явно слабых. Особое внимание уделяйте людям, преподавателям, тем, кто займется вами после поступления, т.к. именно от их компетентности и личной позиции зависит. кем вы станете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *