Выявление административного правонарушения

Выявление административного правонарушения

1. Срок привлечения к административной ответственности составляет…

+ 2 + месяца

2. Официальный документ, фиксирующий факт совершения административного правонарушения, называется…

+ протокол

3. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности с … лет

+ 16

4. Принудительное кратковременное ограничение свободы действий и передвижения правонарушителя для составления протокола о совершении проступка называется …

+ административным

+ задержанием

5. Процессуальный документ, составляемый для закрепления сведений, связанных с фактом совершения административного правонарушения, а также для удостоверения выполнения требований процессуального закона – это протокол об …

+ административном

+ правонарушении

6. Административная ответственность не включает такой вид наказания, как …

+ исправительные

+ работы

7. К административным правонарушениям не относится …

+ заражение

+ ВИЧ-инфекцией

8. Протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение … с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

+ суток

9. Самым строгим видом ответственности является … ответственность.

+ уголовная

10. Преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие -законодательная категоризация преступлений по их …

+ общественной

+ опасности

11. По общему правилу возраст уголовной ответственности составляет …

+ 16 лет

12. Элементами состава преступления являются: объект преступления, субъект преступления, объективная сторона преступления …

+ субъективная

+ сторона

13. Мотив, цель и вина характеризуют … преступления.

+ субъективную

+ сторону

14. Совокупность объективных и субъективных признаков, указанных в законе и характеризующих конкретное общественно опасное деяние как преступление, называется…

+ преступлением

15. Время, место, обстановка, средства, орудия, способ совершения характеризуют … преступления.

+ объективную

+ сторону

16. Совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом является основанием …

+ уголовной

+ ответственности

17. Необходимая оборона относится к обстоятельствам, …

+ исключающим

+ наказания

18. Участие двух и более лиц в совершении преступления называется …

+ соучастие

19. Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за которые максимальное наказание не превышает_____ лет лишения свободы.

+2

20. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает… лет лишения свободы

+ 10

21. По Уголовному кодексу Российской Федерации унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме считается …

+ оскорблением

22. По Уголовному кодексу распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию считается …

+ клеветой

23. Побои и истязания относятся к преступлениям …

+ против

+ здоровья

24. Ситуация, когда лицо добровольно передает себя в руки правосудия и активно способствует раскрытию преступления называется явка с …

+ повинной

25. Обман потребителей относится к административным правонарушениям в области …

+ предпринимательской

+ деятельности

26. Содержание в дисциплинарной воинской части назначается … проходящим военную службу по призыву

+ военнослужащим

27. Уголовное наказание не преследует цель покарать … и причинить ему физические страдания

+ преступника

28. К обстоятельствам, смягчающим наказание, не относится … в условиях чрезвычайного положения

+ совершение

+ преступления

29. По общему правилу, максимальный срок лишения свободы установлен в … лет.

Здравствуйте, Наталья!

В момент составления протокола об административном правонарушении устанавливаются лишь признаки административного правонарушения.

Далее происходит рассмотрение дела об административном правонарушении (либо предварительно ещё административное расследование). И после этого выносится постановление по делу об административном правонарушении.

И это постановление ещё должно вступить в законную силу.

Если, к примеру, постановление будет обжаловано и по этой жалобе будет отменено, а производство по делу об административном правонарушении прекращено, скажем, за отсутствием состава правонарушения, то и само административное правонарушение, получается, что не установлено.

Поэтому, по моему мнению, факт административного правонарушения устанавливается вступившим в силу постановлением по делу об административном правонарушении.

КоАП РФ:

Статья 2.1. Административное правонарушение
1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статья 29.10. Постановление по делу об административном правонарушении
1. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:
1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;

2) дата и место рассмотрения дела;
3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
6) мотивированное решение по делу;
7) срок и порядок обжалования постановления.

Когда уполномоченный орган выявляет длящееся административное правонарушение, срок давности он считает особенным образом. И сослаться на его истечение практически невозможно. Встречаются, конечно, «волшебные” ситуации, когда грубо нарушается порядок привлечения к административной ответственности. И в силу тех или иных причин срок давности к моменту рассмотрения дела истекает. Что такое длящееся административное правонарушение и какие особенности назначения административного наказания – об этом мы расскажем ниже. А дополнительные вопросы можно задать дежурному юристу сайта.

Что такое длящееся административное правонарушение в КоАП РФ

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) не содержит признаков, по которым государство считает то или иное правонарушение длящимся. Но этот термин имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение. Особенно для правонарушителя. Поэтому в первую очередь здесь применяется судебная практика.

Верховный суд России в 2005 году дал следующую рекомендацию. Длительное административное правонарушение – это и действие, и бездействие. Выражается оно в длительном непрекращающимся невыполнении предусмотренных законом (ненормативным правовым актом) обязанностей. Или их ненадлежащем выполнении.

Из этой рекомендации правоприменитель (орган власти или должностное лицо, суд в соответствии с подведомственностью административных дел) должен сделать следующие выводы:

  • обязанность совершить или не совершать действие устанавливается как нормативным правовым актом, так и ненормативным. Например, предписание органа власти. Или представление прокурора.
  • противоправность деяния носит длительный и непрекращающийся характер. Именно по этому признаку правоприменитель не должен признавать длящимся административным правонарушением невыполнение обязанности к какому-то сроку. Длительное противоправное поведение начинается в момент совершения правонарушения и до прекращения деяния самим правонарушителем. Либо пресечением такого деяния уполномоченным органом власти.

К примеру, статья 25.25. КоАП РФ установила ответственность за уклонение от исполнения административного наказания. Часть 1 – за неуплату административного штрафа. В свою очередь, этот вид наказания правонарушитель должен исполнить в течение 60 дней. Значит, на 61 после вступления в силу постановления день правонарушение уже окончено. Он не исполнил обязанность к определенному сроку. И от нарушителя уже не зависит дальнейшее исправление ситуации. Он уже совершил правонарушение – уклонился от уплаты штрафа. Значит, такие действия – это не длящееся административное правонарушение.

А вот, к примеру, самовольное занятие земельного участка без оформления правоустанавливающих документов – длящееся правонарушение.

Особенности и срок длящихся административных правонарушений

Общий срок давности привлечения к административной ответственности – 2 месяца с момента совершения. По делам, которые рассматривают суды – 3 месяца. При этом есть ряд исключений, которые устанавливает статья 4.1. КоАП РФ. Например, в области дорожного движения по ст. 12.8 (управление в состоянии опьянения) – 1 год. Но именно с даты совершения.

А вот срок давности по длящемуся административному правонарушению считается с даты выявления. По сути, он должен совпадать с моментом возбуждения дела об административном правонарушении. То есть уполномоченный орган обнаружил правонарушение. И срок давности начал течь. Опять-таки, нарушение правил пребывания в РФ иностранным гражданином в виде отсутствия документов, подтверждающих право на пребывания в РФ (ч. 1.1. ст. 18.8 КоАП РФ) – длящееся административное нарушение. Сотрудник полиции выявил такого гражданина. Составил протокол об административном правонарушении. И вот начинает течь 1 год для вынесения постановления и привлечения к административной ответственности.

В целом, судебная практика складывается неоднозначно. Ряд судов признают одни правонарушения длящимися. В другом субъекте России практика может быть другая. Мы рекомендуем длящееся административное правонарушение изучать с применением правовых позиций, выраженных в актах Верховного суда и кассационных судов Российской Федерации.

На протяжении всего периода существования человеческого общества проблема совершения административных правонарушений была весьма актуальной. Таковой остается она и на сегодняшний день. Кроме того, эта проблема не утрачивает своей значимости при любой формации и строе. Дело в том, что правонарушения допускались во все времена. Существуют они и сегодня. В этой статье мы рассмотрим, что такое административное правонарушение. Понятие, признаки, состав и основные виды этого проступка тоже не обойдем стороной.

Определение термина

Административное правонарушение является юридическим и социальным антиподом нормального поведения человека в обществе. Согласно КоАП, этот термин означает действие или бездействие индивида, которое посягает на общественный или государственный порядок, свободы, собственность и права граждан. При этом за такие проступки законодательством предполагается несение административной ответственности.

Сущность данного правонарушения заключена в его опасности для общества. Это и является причиной безусловной ответственности за его совершение.

Административное правонарушение – это проступок, который посягает на установленный общественный порядок, причиняя ему определенный вред. Нежелательный результат действия или бездействия человека может проявляться по-разному. Это или реально нанесенный ущерб (безбилетный проезд или мелкое хищение), или создание определенных условий для его нанесения (нарушение противопожарных правил).

Признаки административных правонарушений

При совершении того или иного проступка, прежде всего, рассматривается степень его опасности для общества. Административные правонарушения отличаются от преступлений тем, что не причиняют значительного вреда.

Для того чтобы отнести совершаемые проступки к той или иной категории, необходимо знание их основных признаков. Для административных проступков это:
— совершение действия или бездействия одним человеком или группой (сюда не включают умозаключения или желания индивида);
— посягательство на общественный или государственный порядок, свободу, собственность или право граждан, а также на устанавливаемый законом порядок управления;
— административная противоправность;
— деяния юридического, а также физического лица;
— наличие виновности;
— наказуемость.

Различия между административными правонарушениями и преступлениями

При совершении посягательств на какой-либо объект могут возникнуть различные по своей природе и содержанию правовые отношения. Зачастую они зависят от характера и интенсивности прилагаемых действий. Так, одни правонарушения определяются как мелкое хулиганство. Их выделяют в качестве административных проступков. При совершении злостного хулиганства в силу вступают нормы уголовного права. Эти же акты могут применяться и при мелких правонарушениях, совершенных повторно в течение года.

Именно поэтому, чтобы понять, к какому типу правонарушений относится то или иное деяние, необходимо уяснить его социальную сущность и последствия для общественной жизни. В законодательстве РФ существует ряд норм, указывающих на то, что виновный должен быть привлечен к уголовной ответственности при наличии отягчающих обстоятельств. В противном случае его ждет административная ответственность.

Состав правонарушения

Законодательством закреплены случаи, при которых возникает юридическая ответственность. Для ее появления должен присутствовать состав административного правонарушения. При этом он согласовывается с существующими в государстве конституционными принципами и рассматривается с точки зрения требований справедливости.

Состав административного правонарушения – это совокупность определенных признаков, установленных законом, при наличии которых рассматриваемый проступок относится к категории административных. При этом выделяют:

— объект правонарушения (это те общественные отношения, на нормальное течение которых посягнуло виновное лицо);
— объективную сторону, представляющую собой конкретные деяния;
— субъект (лицо) правонарушения;
— субъективную сторону или вину в форме неосторожности или умысла.

Отсутствие состава административного правонарушения имеет место в том случае, если при рассмотрении деяния невозможно определить все вышеперечисленные признаки проступка. Данное обстоятельство исключает производство по делу. Излагает состав административного правонарушения КоАП РФ. Его статьи в полной мере отражают все стороны противозаконных проступков.

Но даже в том случае, когда присутствуют все признаки состава административного правонарушения, вопрос о применении наказания может не рассматриваться. Это происходит по причине:

— недостижения физическим лицом того возраста, который предусмотрен в КоАП РФ;
— невменяемости того индивида, который совершил противоправный проступок.

Законодательно закреплено положение о том, что административную ответственность несут только те лица, которые достигли шестнадцатилетнего возраста. Такое правило действует согласно КоАП (ст.2, ч.1).

В статье 2.8 данного документа указывается об исключении возможности административного наказания для физического лица, которое на момент своего проступка находилось в состоянии невменяемости. Другими словами, оно не могло осознавать противоправности собственных действий или бездействий. Причиной этого, как правило, становится болезненное состояние психики, слабоумие, а также временные или хронические психические расстройства.

Объект правонарушения

Это один из основных элементов, входящих в состав административного правонарушения. К нему относятся такие общественные отношения, которые регулируются и охраняются положениями административного права. При этом наказание за его несоблюдение предусматривается статьей 32 КоАП РФ.

Объекты как элементы состава административного правонарушения:
— отношения в обществе, находящиеся в сфере финансов и торговли;
— правила разрешительной системы государственного характера (допуск субъектов в сферу финансов и торговли);
— законный товарообмен при оказании услуг, продаже товаров и производстве работ;
— полное отражение выручки от реализации и правильное начисление налогов.

В задачу законодательной сферы, касающейся административных правонарушений, входят: охрана здоровья населения, защита общественных норм нравственности, а также забота о соблюдении надлежащего отношения к окружающей среде. На это указывается в Особенной части КоАПа. Именно поэтому данный Кодекс содержит различные нормы административной ответственности. Он предусматривает те или иные меры административного наказания за нарушение политических, трудовых и избирательных прав граждан, а также за деяния, наносящие вред здоровью людей. Так, существует ответственность лиц, находящихся при исполнении обязанностей, за нарушение требований по эксплуатации общественных и жилых помещений, санитарно-эпидемиологических норм и проч. Административное наказание предусмотрено за пропаганду психотропных и наркотических средств. О защите прав и здоровья граждан говорится в 8 главе КоАП.

Объектом состава административного правонарушения, согласно действующему законодательству, являются и все формы собственности. За повреждение, уничтожение или мелкое хищение принадлежащего юридическим или физическим лицам имущества предусматриваются наказания, оговоренные в 7 главе КоАП.

Задачи, связанные с охраной собственности, неотделимы от защиты экономических интересов граждан и хозяйствующих объектов. Именно поэтому в КоАП внесены нормы, касающиеся наказания за не соблюдение правил безопасности на дороге, охраны электросетей и т. д.

Юридический состав административного правонарушения в части такого его элемента, как объект, включает в себя охрану общественного порядка и безопасности. Особенной частью КоАП предусматривается ответственность за мелкое хулиганство, то есть за те действия, которые являются выражением неуважения к обществу. Здесь же можно найти статью о наказании за несоблюдение правил хранения, а также ношение патронов и оружия.

В состав административного правонарушения входит общий объект, представляющий собой общественные отношения. Данные взаимосвязи возникают в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, находятся в сфере трудового и таможенного, финансового и земельного, а также других отраслей права.
Понятие и состав административного правонарушения включают в себя и родовой объект. В его качестве выступают свободы и права граждан, собственность, личность, порядок управления, общественная безопасность, отношения в экономической сфере.

У каждого конкретного проступка имеется и видовой (непосредственный) объект посягательств. Им может быть достоинство и честь гражданина, общественная нравственность и т. д.

При рассмотрении объекта состава правонарушения важно выявлять ту конкретную норму права, стандарт, правило или законное требование, которые нарушило виновное лицо.

Объективная сторона правонарушений

Данный элемент состава административных проступков представляет собой законодательно закрепленную систему признаков, отражающих его внешние проявления. Важнейшим из них является тот, который определяет совершенное действие, а также бездействие. Это может быть торговля или хищение, уклонение или хранение и т. д.

Так, действие является активным невыполнением законодательных норм и правил, а также нарушением введенных запретов. Примером может служить несоблюдение правил охоты. Бездействие же представляет собой пассивное по своему характеру неисполнение обязанностей. Сюда можно включить игнорирование правил пожарной безопасности.

Объективная сторона рассматриваемых проступков обладает своими признаками. Причем их формирование осуществляется вокруг основы проступка – деяния. В перечне признаков объективной стороны, которая входит в состав административного правонарушения РФ, находится:

Объективная сторона рассматриваемых проступков имеет важную составляющую в виде лиц, не выполняющих:

— законные требования сотрудника полиции;
— распоряжения судебного пристава или судей;
— требования прокурора, следователя, а также иного должностного лица, которое рассматривает состав дела об административном правонарушении.

Помимо всех вышеперечисленных лиц, объективная сторона включает в себя и тех правонарушителей, которым виновным оказывалось незаконное содействие в регистрации транспортных средств, а также в осуществлении деятельности по вопросам трудоустройства российских граждан за границей и т. д.

Субъект правонарушения

В данный элемент в состав административных правонарушений входят физические и юридические лица. Причем к хозяйствующим субъектам может быть применено наказание в случаях несоблюдения:

— экологических норм;
— земельного законодательства;
— таможенного права;
— требований в сфере производства стройматериалов и строительства;
— налогового законодательства;
— пожарной безопасности;
— антимонопольного законодательства;
— природоохранных и санитарных правил;
— валютного законодательства и проч.

В список субъектов административных проступков могут попасть должностные лица, не исполняющие или ненадлежащим образом исполняющие свои служебные обязанности. Об этом говорится в статье 2.4 КоАП. Состав административного правонарушения в качестве субъекта может рассматривать и деяния иностранных граждан, тех, кто не имеет гражданства, а также предприятий-нерезидентов. При совершении проступка на территории РФ их также привлекают к ответственности. Причем делается это на общих основаниях (статья 2.6 КоАП).

Для некоторых должностных лиц существуют дополнительные основания, усиливающие применяемую меру административного наказания. В эту категорию входят работники торговли, водители и др. Некоторые лица при исполнении своих должностных обязанностей несут дополнительную административную ответственность за бездействие или действие лиц, находящихся в их подчинении.

Некоторые законодательные ограничения существуют для граждан, находящихся на военных сборах, для военнослужащих, беременных женщин, а также для матерей, имеющих несовершеннолетних детей.

Субъект состава административного правонарушения всегда несет административную ответственность за свои деяния. Однако и в этом вопросе имеются некоторые исключения. Так, для военнослужащих, как и для гражданских лиц, имеет одинаковое административное правонарушение понятие, признаки, состав, а также меры наказания. Однако того, кто проходит срочную службу, за ряд проступков могут привлечь к дисциплинарной ответственности. Об этом сказано в статье под номером 2.5 КоАП.

Однако не все граждане нашей страны являются субъектами в составе административной ответственности. Согласно общему правилу, такому наказанию не подлежат лица младше 16 лет. При этом в составе административного проступка такой признак, как его субъект, будет отсутствовать. Этот же случай наступит и тогда, когда физическое лицо во время совершения незаконных действий будет находиться в невменяемом состоянии.

Субъективная сторона

Данный признак состава административных правонарушений представляет собой психическое отношение субъекта, совершившего проступок, к последствию своего действия либо бездействия. При этом оно может быть выражено в форме неосторожности или умысла. Исходя из этого, в каких случаях имеется полный состав административного правонарушения? Статья 2.2 КоАп указывает на то, что обязательно должно быть наличие лица, совершившего противоправное бездействие или действие, выраженное в форме неосторожности или умысла. При этом должны присутствовать и другие признаки состава правонарушения.

Полная характеристика состава административного правонарушения невозможна без рассмотрения такого понятия, как вина. Она выражается в психологическом отношении человека к содеянному, а также к возможным негативным последствиям проступка.

Вина – это элемент, входящий в юридический состав административного правонарушения. Однако ее присутствия явно недостаточно для того, чтобы совершившее проступок лицо было привлечено к ответственности. Это происходит в связи с тем, что субъект состава административного правонарушения должен иметь соответствующий возраст и быть дееспособным. Например, виновность деяния будет отсутствовать в том случае, если правила дорожного движения нарушил несовершеннолетний или недееспособный гражданин.

Субъективная сторона является немаловажным признаком в составе преступления. Она указывает не только на вину нарушителя законности, но и на цель, а также на мотив его деяния.

КоАП предусматривает также случаи, когда дело об административном нарушении должно быть прекращено. Это становится возможным при отсутствии вины гражданина.
Несколько иначе субъективная сторона определяется для юридических лиц. В ст. 2.1 КоАП указывается на то, что предприятия и организации считаются виновными в совершении противоправного деяния, если они могли не нарушать нормы и правила, но не приняли меры к соблюдению действующих законодательных актов. При этом к ответственности может быть привлечено не только само юридическое лицо, но и его директор, а также ряд иных работников. Для этого на каждого виновного должен быть оформлен отдельный протокол.

В том случае, когда вина хозяйствующего субъекта не доказана, никаких мер ответственности к нему применяться не может. В чем же она выражается? В отличие от физического лица, деяние организации не может рассматриваться через призму неосторожности или умысла. Бессмысленно искать в этом случае волевые и интеллектуальные моменты совершенных деяний. Юридическое право двояко трактует понятие вины юрлица, рассматривая при этом субъективные и объективные стороны.
Первая из них выражается в том, как рассматривается организацией противоправное деяние. При этом изучается отношение работников и представителей юридического лица к нарушению законодательных норм.

При определении состава административного проступка рассматривается и объективная вина организации. Она находится в зависимости от совершенного деяния и обусловлена объективной стороной, входящей в состав правонарушений. Выбор того или иного подхода, как правило, зависит от специфики несоблюдений законодательства.

Группировка составов административных проступков

Все рассмотренные выше признаки позволяют отметить определенные виды их совокупности. Выделяют такие составы административных правонарушений, как:
— материальные и формальные;
— простые и квалифицированные;
— однозначные и альтернативные.

Такие виды составов административных правонарушений, как материальные, содержат в себе признаки наступления негативных материальных последствий или ведущих к таковым. Размер причиненного ущерба описывается законом для того, чтобы правильно классифицировать правонарушение и выставить виновному лицу счет для возмещения ущерба. В формальных составах признак наступления негативных последствий отсутствует.

Такие виды составов административных правонарушений, как простые, имеют место при конкретном деянии без всякого усиления. Но иногда при рассмотрении такого проступка в него вводятся квалифицирующие факторы. Они усиливают негативную силу деяния, что позволяет рассматривать правонарушение по иному пункту статьи. В этом случае виновного ждет более строгое наказание за содеянное.

Если в качестве административного проступка выступает только одно деяние, то состав правонарушения считается однозначным. Но иногда виновное лицо совершает несколько противозаконных деяний. В таких случаях состав правонарушений является альтернативным.

Меры наказания

Полный перечень санкций, применяемый к виновным лицам, приведен в статье 3.2 КоАП. Данный список жестко регламентирован и не подлежит расширенному толкованию. Так, виновному лицу может быть назначено:

— предупреждение (официальное порицание);
— денежное взыскание, предусмотренное в виде штрафа;
— изъятие или конфискация предмета либо орудия административного правонарушения;
— лишение прав (определяется только судом);
— наложение административного ареста;
— выдворение за пределы страны;
— дисквалификация в части занятия физическим лицом руководящей должности.

Административная ответственность наступает после того, как уполномоченным на то органом или его должностным лицом вынесено решение о применении административного взыскания к лицу, совершившему противозаконный поступок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *