Вызвать комиссара

Вызвать комиссара

Аварийные комиссары… Каждый что-то слышал об этой службе. Мы же решили разобраться подробно — зачем и в каких случаях нужен этот сервис и насколько оправданны расходы на него.

Когда случается ДТП, водители (да и пассажиры) впадают в стрессовое состояние (и хорошо, если еще обошлось без травм). Тут-то как из-под земли и появляются аварийные комиссары, которые пришли на российские дороги вместе со становлением рынка страховых услуг. Мнения автомобилистов разделились — кто-то считает их стервятниками и дармоедами (мол, что сложного — оформить элементарное ДТП), а кто-то находит их деятельность необходимой, особенно для начинающих и неопытных водителей. Дром решил выяснить, чем они полезны или бесполезны, а также узнать некоторые тайны профессии.

Стервятники или ангелы?

Созданный несколько лет назад европротокол был призван максимально упростить процедуру оформления ДТП (и частично с этой задачей справляется), а заодно «снять нагрузку» с аварийных комиссаров. Однако услуга сегодня по-прежнему востребована независимо от тяжести ДТП и причиненного ущерба — физического и морального.

ДТП на загородных трассах редко подпадают под европротокол — скорости выше, повреждения серьезнее

Вообще, по функционалу при «помощи в экстренных ситуациях» аваркомы чем-то похожи на юристов — в судах человек может, конечно, и самостоятельно вести дела, но профессионалы знают тонкости и зарабатывают на том, что эти тонкости могут повернуть в выгодную для клиента сторону. Да и при стрессе, опять же, можно упустить важные моменты. Вот только юристы имеют юридический статус и ответственность, а аварийные комиссары — это исключительно коммерческий сектор, не требующий специального образования и лицензий. Хотя некоторое время назад прежнее правительство России рассматривало вопрос наделения аваркомов юридическими обязанностями и ответственностью. Но все так и осталось на уровне разговоров, и сейчас, по сути, в обязанности аварийного комиссара, прописанные в договоре на оказание услуг, входят лишь фиксация факта ДТП (надлежащим образом) и предоставление клиенту готового пакета документов для обращения в страховую компанию.

А поскольку рынок этот «вольный», то есть разновидности комиссаров:

  • частники, имеющие опыт работы в страховой компании или ГИБДД и решившие применить свои знания;
  • фирмы, имеющие свой штат комиссаров и активно продвигающие свои услуги на рынке за счет рекламы;
  • «смешанный» тип. Фирма аварийных комиссаров заключает договоры со страховыми компаниями, услуга аварийного комиссара включается как допуслуга при продаже полисов каско. В таком случае страхователь платит за полис и услуги, а работу самого комиссара не оплачивает. За работу комиссаров фирме платит страховая компания (например, 1000 рублей за вызов, из которых 500 рублей достается непосредственно комиссару). «Смешанный» тип — потому что предприимчивые комиссары умудряются срубить денег за оформление с другого участника ДТП, у которого нет полиса каско.

«Женские» ДТП встречаются частенько. И нередко участницы крайне эмоциональны, причем каждая уверена в своей правоте. Поэтому обращаются к аваркомам

Кстати, взять деньги с другого участника ДТП — это так, мелочи. Некоторые комиссары в те времена, когда еще существовали разные методики подсчета ущерба и фактическая сумма ремонта могла в несколько раз оказаться выше страховой выплаты (и наоборот), закручивали целые схемы, как легальные, так и не очень. Например, предлагали пострадавшим за энную сумму переуступить право требования страховой выплаты от страховщика, а после уже «играли» с разными методиками, навариваясь на «дельте» между самым дорогим и самым дешевым расчетами. Когда перешли к натуральному возмещению ущерба по ОСАГО и единой методике расчета ущерба, маржинальность такой схемы резко сократилась. Теперь страховщиков, которые в своих расчетах отклоняются от единой методики более, чем на 10 процентов, ждут серьезные штрафы. Но, тем не менее, стоит опасаться «серых» комиссаров, которые будут предлагать уступить права на выплаты или продать автомобиль. Себе в убыток они точно работать не будут, а вот каковы будут финансовые последствия для пострадавшего, посчитать в моменте непросто.

Как комиссары узнают о ДТП

Конкуренция на рынке аварийных комиссаров высокая — услуга востребованная и рентабельная. Крутится в связи с этим каждый как может. Есть неписаное правило: «кто первый, того и тапки»: в случае ДТП участники обращаются к первому приехавшему комиссару, те, кто подъехал позже, не имеют права вмешиваться в процесс. Кроме тех случаев, когда участники аварии вызвали знакомого комиссара, но к месту ДТП подъехал первым другой — тогда приоритет у того, которого вызвали «согласные» клиенты (так на языке комиссаров называют водителей, которые самостоятельно вызвали аваркома). Бывают и конфликты между комиссарами на этой почве. Дерущихся сотрудников, правда, ни разу не видели — и это объяснимо, поскольку работы хватает на всех. Опытный комиссар может оформить простое ДТП минут за 20. В среднем услуга комиссаров стоит 2000–2500 рублей (хотя водители нередко торгуются — рынок-то свободный!), так что выяснять отношения — терять деньги.

На некоторых ДТП комиссарам делать нечего, там другая территория влияния

Как комиссары узнают о происшествиях и «делят поляну»? Во-первых, все чаще фирмы аварийных комиссаров тратятся на рекламу — кто-то ограничивается обычной наружкой и оклейкой своих автомобилей, а кто-то использует все современные способы, включая контекстную рекламу, социальные сети и, разумеется, сарафанное радио. Причем реклама адресована не только непосредственным участникам ДТП, но и «зевакам» — случается, комиссаров на место аварии вызывают очевидцы.

Используют аваркомы и реферальные программы «приведи друга»: на месте ДТП участникам раздаются визитки с номером организации, а на обратной стороне — классика жанра: «сообщи о ДТП и получи 100 рублей на телефон». Естественно, самыми ресурсными для такого канала информации всегда были и будут таксисты и маршрутчики, которые за день видят десятки аварий (а то и сами в них попадают).

Но самым надежным и официальным каналом информации, естественно, являются ГИБДД и диспетчерский центр, причем от диспетчеров комиссары получают информацию быстрее — если ДТП без пострадавших, инспектору адрес ДТП попадает не сразу. Как правило, у каждой конторы комиссары поделены по районам, и как только диспетчеру приходит адрес, он сразу передает его комиссару и тот едет на место происшествия. Также некоторые аваркомы используют рации, настроенные на «полицейскую» частоту.

Не забывают «санитары» ДТП и про метки в Яндекс.Картах, однако тут есть риск наткнуться на подлянку от конкурентов — метки частенько бывают фейковые.

В каких случаях комиссары полезны, а в каких нет

Но вот случилось неприятное — авария. Что делать и нужно ли вызывать аварийных комиссаров? Если в ДТП два участника, нет пострадавших, участники не имеют разногласий по определению виновника ДТП, у них есть действующие полисы ОСАГО и предполагаемая сумма ущерба не превышает 100 000 рублей (400 000 для Москвы и Санкт-Петербурга), то ДТП оформляется по европротоколу. Большая часть аварий в городе — мелкие. Догоняшки на светофорах, небольшие столкновения во дворах, притирки и прочее. Если участники ДТП из одного населенного пункта, и они определились, кто прав, а кто виноват, то можно самостоятельно оформить инцидент, не тратясь на услуги комиссаров. Главное — внимательно заполнить извещение о ДТП (это и есть тот самый европротокол) — бланк идет в комплекте с полисом ОСАГО. Если полис оформлен в электронном виде, то по заявлению страхователя страховая компания должна бесплатно выдать бланк в двух экземплярах. Иногда вызывать комиссаров приходится именно по причине отсутствия такого бланка у участников — у комиссаров, конечно же, он всегда есть.

Тот самый бланк извещения о ДТП, он же европротокол. Кстати, в упрощенной схеме оформления ДТП есть еще один существенный плюс — данные о ДТП не попадают в базу ГИБДД, и автомобиль-участник не будет отражаться в базах по VIN-номеру как битый

Кстати, еще одной проблемой для несведущих может оказаться экспресс-оценка повреждений автомобиля. Комиссары в силу большего опыта могут точнее определить стоимость повреждений, а если нет, то на помощь приходят рабочие чаты в WhatsApp или Viber, в которых помимо коллег обычно присутствует и представитель партнеров — независимой экспертизы. У них есть доступ к единой базе страховой компании, с помощью которой можно приблизительно посчитать стоимость восстановительных работ. И всегда нужно держать в уме скрытые повреждения — такую приписку обязательно нужно указывать в объяснении.

Если и комиссар, и пострадавший затрудняются с расчетами, рисуется схема и дальнейшее оформление происходит в ГИБДД.

«Пусти! Не пущу…». Тут и без приписки «возможны скрытые повреждения» на «еврик» не тянет

Бывает и так, что ДТП оформлялось по европротоколу, но потерпевший водитель поехал в страховую компанию, а там ему насчитали ущерба больше 100 000 рублей. Тогда участники ДТП снова встречаются и едут вместе в Управление ГИБДД своего города, пишут заявление и получают на руки постановление. Пострадавший в ДТП едет с копией этого постановления в свою страховую компанию, и страховая возмещает ему ущерб в полном объеме.

Но вернемся к ситуации, когда ущерб определенно меньше 100 000 рублей.

В извещении в графе «Обстоятельства ДТП» нужно детально указать — кто, куда, в какое время, на каком автомобиле двигался, уточнить обстоятельства самого столкновения. Виновнику важно написать, что он «с виной в ДТП согласен». Есть так называемые «специальные фразы»: «признаков алкогольного опьянения не усматриваю», «кроме транспортных средств пострадавших нет» — это рекомендуется писать в объяснении (но не обязательно). Не очень добросовестные страховые компании могут из-за отсутствия таких фраз сделать отказ в страховой выплате (статистику по отказам надо как-то поддерживать). Протокол можно переделать и подать заново — но на это тратится лишнее время. Также поправки в извещении можно делать только с подписями обоих участников («исправленному верить» и подпись), с исправлениями без этих меток страховая компания не примет документ.

Некоторые прямо на месте готовы выяснить, что там за скрытые повреждения. Иногда они очевидны, а иногда ущерб может оказаться существенно выше. Например, из-за сломанных креплений фар

Если всех этих нюансов не знать, есть страх ошибиться в заполнении бланка. А если участники ДТП из разных городов, то и в этом случае аварийный комиссар будет полезен: в его обязанности входит правильное заполнение всех бланков и извещений, а также предоставление их в ГИБДД (в том числе в отсутствие участников ДТП).

Что должен сделать аварийный комиссар

Поскольку, как уже говорилось, юридического статуса у комиссара нет, он действует в рамках договора оказания услуг, который либо подписывается участниками, либо вообще заключается устно — в этом случае тем более нет никаких гарантий и обязательств. Другое дело, что при такой конкуренции уже в интересах самого комиссара выполнить свою работу так, чтобы участники ДТП могли порекомендовать специалиста «родным и близким».

Как правило, функционал комиссара включает в себя фотофиксацию места ДТП — минимум четыре фото с привязкой к местности, чтобы автомобили были полностью в кадре, фото дорожной разметки (если она есть и особенно если влияет на степень вины водителей), фото повреждений каждого автомобиля.

Работа комиссара на месте аварии начинается с установления контакта и выяснения разногласий… …продолжается фотофиксацией ДТП… … и заканчивается сбором документов и заполнением извещения и, если требуется, составлением схемы ДТП

Если ДТП подходит под «еврик», заполняется бланк, если под европротокол не подходит либо сумма предполагаемого ущерба более 100 000 рублей, тогда рисуется схема и пояснения для инспектора. В отсутствие комиссара участникам придется ждать ГИБДД — как правило, весьма долго.

Бывают случаи, когда комиссар что-то делает неправильно и отправляет водителей в полк ДПС — инспектор звонит и просит комиссара приехать и перезаполнить все правильно. Также бывали случаи, когда комиссар некорректно заполнил европротокол, и уже сами водители звонили, просили переделать. Как правило, комиссар все потом исправляет, чтобы к нему не было претензий.

Однако если вдруг аварком ничего переделывать не станет, то с точки зрения закона наказать его будет проблематично.

Кроме непосредственного оформления ДТП, у аварийного комиссара может быть на руках сильный козырь — «свои» люди в ГИБДД. Ни о каких блатных схемах с признанием виновного невиновным речь, разумеется, не идет. Знакомство комиссара с инспектором в районе, в котором он работает, в некоторых ситуациях дает лишь преимущество в скорости и удобстве прохождения всей процедуры.

С развитием электронных услуг ожидание в ГИБДД существенно сократилось, но прием граждан по ДТП с материальным ущербом ведется не каждый день и не весь день. Как ни крути — придется подстраиваться, а это неудобно. Аваркомы берут эту часть волокиты на себя

Во-первых, «выделенный» инспектор отдельно принимает документы от комиссаров, сверяет по базе, проверяет все фотографии с места ДТП на соответствие правилам, заверяет все справки.

Во-вторых, по правилам, если оформление ДТП по каким-либо причинам не подходит под «упрощенку», оно должно оформляться через ГИБДД, и нужно везти машину в батальон, чтобы показать инспектору. Но бывает так, что машина не на ходу, и если инспектор знакомый, можно с ним договориться, чтобы автомобиль в ГИБДД не возить, а лишь сделать побольше фото повреждений да отправить. Также вполне ожидаемо, что водители не хотят сидеть в очередях в ГИБДД, в таком случае комиссар также может договориться с инспектором, чтобы он оформил участников вне очереди.

В-третьих, часто водители долго стоят на дороге, комиссарам платить не хотят, ждут «бесплатного» инспектора. А у инспектора, например, ДТП с пострадавшими (на комиссарском сленге оно называется «дорожка»), и у него нет возможности поехать на то ДТП, где его уже долго ждут. Тогда инспектор через аваркома может позвонить участникам, все объяснить и сказать, чтобы они оформлялись с комиссаром. Иногда они не хотят оформляться с комиссаром по причине недоверия. Инспектор приезжает, говорит, что он такое ДТП оформлять не будет, т. к. у него много других, и рекомендует все же водителям воспользоваться услугами комиссара.

Бывает и так, что участники просто разъезжаются, махнув рукой на повреждения. Время и нервы дороже

Впрочем, если виновник и пострадавший уже «бывалые», то, как уже говорилось, можно все оформлять и самостоятельно. И при ДТП с «несогласными» либо в случае, если предполагаемый ущерб превышает 100 000 рублей, участники также могут воспользоваться приложением для смартфона «ДТП. Европротокол» (для Android, для iOS). Правда, приложение имеет ряд технических ограничений и требований (освещенность места происшествия, читаемость VIN-номера, зависимость от сигнала GPS и GSM, необходимость иметь учетную запись на Госуслугах и регистрировать ДТП в течение 60 минут с момента его возникновения). Но тем, кто любит квесты и у кого все в порядке с нервами, определенно стоит попробовать.

И все же чаще ДТП происходит либо впервые, либо до этого подобные происшествия случались давно, и правильная последовательность действий подзабылась. Да и изменения в законодательстве периодически случаются, поэтому люди теряются — и аварийные комиссары именно в этот момент «подсекают» крючок.

Как вести себя с аварийным комиссаром. Что входит в «пакет услуг»

На что обращать внимание при взаимодействии с комиссаром, если все-таки решили прибегнуть к его услугам? Как с первых минут определить, профессионал вам предлагает свои услуги или халтурщик?

При фиксации ДТП важно не только сфотографировать повреждения, но и взять общий план, знаки, разметку — все, что может иметь значение для страховой компании

Первичных профессиональных признаков, как вы догадываетесь, нет. Прежде всего комиссар должен убедиться, что в ДТП нет пострадавших (если есть, то помочь оказать первую помощь и вызвать медиков и ГИБДД). Если все живы-здоровы, далее по чек-листу выясняется, подходит ли ДТП под европротокол. Затем у участников выясняются обстоятельства аварии. Чаще всего легко разобраться, кто прав, а кто виноват. Если нет единого мнения, то комиссар объясняет виновнику, что к чему (само собой, аварком должен если не наизусть знать ПДД, то уметь быстро найти и продемонстрировать виновнику пункт Правил, который он нарушил). К слову, неплохо бы и самим знать Правила — никогда лишним не будет.

Если доводы комиссара виновнику кажутся неубедительными, то аварком в любом случае оформляет все документы и направляет участников в группу разбора. И в любом случае комиссары стараются убедить столкнувшихся быстрее убрать автомобили с проезжей части — иной раз мелкие ДТП провоцируют километровые пробки. Если автомобиль получил такие повреждения, что не может своим ходом покинуть место ДТП, то аварийный комиссар может вызвать эвакуатор (как правило, у всех контор есть аффилированные перевозчики, которые оперативно прибывают по таким вызовам).

В случае, когда участники ни в какую не желают двигать свои автомобили, комиссар составляет схему, стороны ДТП ее подписывают, и все разъезжаются. Ну или не разъезжаются, если сильно хотят получить штраф за создание помех движению транспортных средств.

Водители маршруток — самые стабильные участники ДТП. Иногда в качестве пострадавших… … но гораздо чаще в качестве виновников. Конкретно этот персонаж — уже вип-клиент аваркомов: четвертое ДТП за год

Особняком стоят ДТП, из-за которых останавливается общественный транспорт, не способный объехать столкнувшиеся автомобили. Комиссары такие аварии любят, потому что у них появляется дополнительный рычаг воздействия на неторопливых граждан — всегда можно припугнуть штрафами и неустойками, который муниципальный перевозчик может выписать виновнику за каждый час простоя каждой единицы транспорта. Ладно, если речь идет о небольшом провинциальном городе, а вот какой-нибудь «Мосгортранс» может выкатить весьма внушительный счет. Практика, прямо скажем, нечастая, но прецеденты есть, и их нужно иметь в виду. Да и люди, кроющие трехэтажным тех, кто из-за пустячных повреждений блокирует движение, плюсов в карму не добавляют.

С точки зрения оформления ДТП с участием муниципалов мало чем отличаются от обычных — если под «еврик» не подходит и надо ехать в ГИБДД, то (если это ДТП с трамваем или троллейбусом) приезжает подменный водитель, который отгоняет транспорт в депо, а водитель-участник вместе с документами и другим участником ДТП едет в ГИБДД на оформление.

Кстати, входит ли в «сервисный пакет» аварийных комиссаров психологическая помощь участникам ДТП? Сами комиссары утверждают, что такой услуги, конечно же, нет, но иной раз приходится успокаивать чересчур агрессивных или раздосадованных водителей, рассаживать по машинам. Все бланки в таких случаях заполняются тоже по раздельности.

Массовые ДТП тоже любят обслуживать комиссары — участники могут хорошо скинуться. В этом эпизоде микроавтобус покатился под горку без участия водителя и собрал четыре припаркованных автомобиля. Если бы владелец указал это в объяснении, страховая отказала бы в выплате и пострадавшим пришлось бы догонять компенсацию через суд. Но сообща (пострадавшие, виновник и комиссар) решили, что водитель микроавтобуса не справился с управлением. А также, что услугу комиссара тоже оплачивает он. На месте многое решается переговорами

Но вот сами пострадавшие говорят, что иногда сталкиваются с психологическим прессингом как раз-таки со стороны самих комиссаров. Ведь нередко в ДТП попадают представители, скажем так, разных социальных статусов — например, бизнесмен на дорогой иномарке, пенсионер на старой «Ниве» или студентка на микролитражке. И некоторые комиссары в таких случаях могут надавить на «менее влиятельного» участника — мол, «смотри, ты неправ, давай быстро оформимся и разъедетесь, зачем тебе лишние проблемы?».

Когда самые стрессовые моменты на месте ДТП пережиты, наступает бумажная часть процедуры — здесь также участники могут справиться самостоятельно, если знают нужную последовательность действий. И виновник, и потерпевший в пятидневный срок должны уведомить свои страховые компании о ДТП, предоставив копии извещения. Причем с 1 мая 2019 года немного смягчились условия по этому пункту для виновника — раньше, если он в указанный срок не уведомил должным образом свою страховую компанию, она могла в порядке регресса взыскать с него полную стоимость страховой выплаты. Теперь этот пункт упразднили, но регресс по-прежнему возможен, если виновник в течение пяти дней с момента получения требования от страховой компании не предоставил автомобиль на осмотр и в течение 15 дней с момента ДТП его отремонтировал.

Еще одно «комбо», когда колея сыграла злую шутку с водителем Infiniti. Сразу минус три небитых машины

Некоторые нечистые на руку компании могут пользоваться неосведомленностью людей и рассылать «письма счастья» виновникам, которые вовремя не оповестили страховую. А вариантов «неоповещения» достаточно — например, сотрудник СК принимает извещение, снимает с него копию, а оригинал возвращает на руки виновнику, при этом пометок никаких не делает. В таком случае считается, что виновник ДТП не оповестил должным образом страховую компанию. Кто-то на такие схемы ведется, кто-то нет. Как в том анекдоте про «не проканало».

На этом этапе могут проявиться ошибки при заполнении извещения о ДТП: некорректные данные автомобилей, страховых полисов и водительских удостоверений участников ДТП, адрес и дата ДТП, незаверенные исправления в европротоколе. Тут нужно понимать, что сам по себе некорректно заполненный европротокол не может послужить основанием для окончательного и бесповоротного отказа страховой компании в выплате — после устранения всех ошибок извещение страховая примет. Но если участники ДТП не сходятся во мнении относительно виновника, то неправильно или неточно составленная схема происшествия может повлиять на решение ГИБДД на комиссии. И в этом случае аварийный комиссар, если участники обратились к нему, также не понесет никакой ответственности.

Иногда чуть-чуть не хватает до обоюдки. Маневр хотели совершить оба, но Mazda стояла на месте, а Hyundai сдавал назад

Все, что касается дальнейших взаимодействий со страховыми компаниями, — оценок, экспертиз и ремонтов, аварийных комиссаров уже никак не касается. Они уже мчат на следующий вызов.

Словом, услуга аварийных комиссаров может быть полезной для попавших в ДТП впервые, а также тех, кто не хочет заморачиваться самостоятельным оформлением аварии, сбором справок, визитами в ГИБДД и стоянием в очередях. Ну а для тех, кто отличается хорошим самообладанием в стрессовых ситуациях, не находит ничего сложного в правильном оформлении ДТП и хочет сэкономить несколько тысяч рублей, мы подготовили небольшую памятку.

Памятка стоимостью 3000 рублей (или как оформить ДТП без участия аварийных комиссаров).

Хотите пройти тест по материалам статьи после ее прочтения? ДаНет

Редко когда удается сохранять спокойствие, попадая в серьезную аварию. В результате возникает масса ненужных действий либо наоборот — бездействие как следствие шока. Благодаря аварийному комиссару удается избежать неприятных разборок, однако данные услуги не бесплатны.

Следует заранее узнать, сколько может стоить вызов аварийного комиссара и как его найти, чтобы иметь полную картину о действиях при ДТП.

Кто такой аварийный комиссар

Каждый владелец страхового полиса, заключивший договор страхования, заинтересован в том, чтобы его права в рамках данного договора были полностью соблюдены. Аварийный комиссар, которым может быть как частное лицо, так и крупная организация, призван взять на себя заботы по регулированию ситуации по конкретному страховому случаю.

Следует понимать, что работать бесплатно специалист данного профиля не будет. Включение в полис такой опции, как безвозмездный вызов аваркома, в любом случае безвозмездной не будет — его услуги уже заложены в стоимость страховки, а на выезде такой сотрудник будет, скорее всего, представлять интересы страховщика, а не страхователя. По этой причине, не стоит слепо полагаться на действия комиссара, а проверять на соответствие все детали фиксируемых событий.

Дорожного комиссара вызывают, когда водителю требуется:

  • проведение оперативного разбирательства;
  • детальное изучение обстоятельств аварии с подробной фиксацией повреждений на фото и видео;
  • составление аварийного сертификата, содействие сотруднику автоинспекции при заполнении бумаг;
  • вызов всех необходимых на месте аварии служб (ГИБДД, скорая, эвакуатор);
  • работа по сбору свидетельских показаний, их фиксация, взятие контактных данных;
  • разбор происшествия и определение виновной стороны;
  • психологическая помощь водителю;
  • содействие при обращении в страховую компанию за выплатой.

Аварком возьмет на себя большинство проблем своего клиента, однако оправданность затрат иногда может вызвать сомнения.

На самом деле аварком – одна из дополнительных услуг, возникшая в результате потребности в профессиональной помощи во время аварии. Потребовать выезда сотрудника могут лишь те страховщики, в чьих договорах указано данное требование для получения возмещения на ремонт автомобиля после страхового случая. Чаще всего подобная услуга оплачивается при покупке КАСКО и уже является предоплаченной. В таком случае дополнительных затрат на аваркома не последует.

Сколько стоят услуги аваркома

Решать вопрос оплаты довольно просто, если она уже заложена в стоимость полиса, как это происходит с КАСКО. Если оба водителя, пострадавших в столкновении машин, обладают только обязательными страховками, остается решить вопрос, кто будет оплачивать услугу, так как в данном случае вызов комиссара оформляется отдельно и оплачивается согласно установленному тарифу. Оптимальным вариантом станет разделение стоимости выезда на двоих, что гарантирует максимальную объективность комиссара при разборе ситуации.

На стоимость услуг будет влиять множество факторов – от степени профессионализма и выполняемого спектра работ до особенностей региона, в котором потребовался аварком. Москва, как известно, относится к региону с наиболее высокими тарифами в сфере услуг. Расценки будут также зависеть от компании, в которую обращается водитель. Оптимальным вариантом станет приобретение годового договора, что позволит не задумываться о расходах на комиссара, попав и без того в сложную ситуацию на дороге.

Если на руках имеется полис КАСКО на транспортное средство, стоимость аваркома может быть заложена в страховые услуги, однако уровень сервиса будет отличаться. Для более дорогих страховок предусматривается весь спектр действий в компетенции комиссара, страховки со средней суммой покрытия предполагают выезд и сбор документов для СК. Наиболее дешевые полисы не предполагают такой функции.

Для держателей полиса ОСАГО расценки будут другие, как и порядок оформления вызова. Это может быть:

  1. Заблаговременная покупка годового пакета услуг в компании отдельно от полиса ОСАГО.
  2. Оплата однократного выезда на место.

Если есть риск попадания в аварию, или опыт за рулем недостаточен, рекомендуется оформить сразу годовое обслуживание, однако расходы в связи с этим вырастут по разным расценкам на несколько тысяч рублей. Однако если риск дорожно-транспортного происшествия минимален, возникают сомнения в оправданности затрат.

Существенный недостаток данной программы – ее действие только в случае невиновности автомобилиста, т. е. в рамках действия полиса ОСАГО. В то же время услуги по КАСКО производятся независимо от того, какая сторона была признана виновной.

Альтернативой программному подключению к услугам аваркома станет простой вызов на место аварии по факту произошедшего события. Выезд специалиста в разных регионах и компаниях оценивается от 1 тысячи рублей и более. Так, в Москве, оплата вызова составляет около 2 тысяч рублей за 1 случай.

Следует учитывать, что в данную стоимость входят только непосредственно выезд и помощь в оформлении. Остальной сервис потребует дополнительной оплаты — за сбор документов и эвакуатор доплачивают не менее 2 тысяч рублей. При подборе программы, следует помнить, что аварийный комиссар, действующий от страховщика, будет защищать интересы компании.

Выгодны ли услуги аваркома

Стоит ли вызывать дорожного комиссара, необходимо решать, оценивая ситуацию непосредственно на месте. В некоторых особо сложных случаях, когда виновность кого-либо вызывает сомнения, а величина ущерба значительна, лучше прибегнуть к помощи независимого профессионала, максимально защищая себя от дальнейших рисков при разбирательстве с ГИБДД и пострадавшей стороной.

Если ущерб от ДТП незначителен, имеет смысл действовать самостоятельно, не вызывая инспектора ГИБДД, и составив Европротокол.

Оплата аваркома отнюдь не гарантирует полную защиту от финансовых последствий, если вина водителя доказана. Однако его помощь поможет избежать каких-либо проблем в дальнейшем при согласовании выплаты компенсации в страховой, если все документы будут оформлены верно.

Хотите пройти тест по материалам статьи после ее прочтения? ДаНет

О существовании ДТП-комиссаров слышали, наверное, многие, однако мало кому известно, чем они занимаются и какие имеют полномочия. Эта служба в России находится только в стадии развития. Аваркомов иногда путают с сотрудниками ГИБДД, работниками ремонтных, эвакуационных или других служб.

Попав в ДТП, некоторые водители, не знают, как правильно подготовить документацию. Именно в этом им сможет помочь тот, кто владеет специальными знаниями, — аварийный комиссар.

Кто такой аварийный инспектор

Аварийный комиссар считается экспертом, обладающим необходимыми знаниями по вопросу правильного фиксирования аварий на дороге. Его требуется вызывать исключительно на место ДТП. Он приезжает, оказывает всевозможную помощь и защищает интересы автовладельца.

Если водитель находится в возбужденном состоянии и не может контролировать ситуацию, то аварком спокоен, оценивает произошедшее адекватно, беседует с инспектором ГИБДД, участниками аварии, ее случайными свидетелями. Этот специалист может оказывать реальную помощь и моральную поддержку автовладельцам, попавшим в дорожное происшествие.

Он соберет необходимую информацию, чтобы быстро оформить ДТП, подготовить документы для получения компенсационной выплаты от СК за причиненный ущерб транспорту или для взыскания морального ущерба с виновника в судебном порядке.

Каких-то особых полномочий и прав аварком не имеет, и не может быть свидетелем. Он только квалифицированный помощник в грамотном оформлении происшествия.

Выделяют три типа аварийных комиссаров, в зависимости от их места службы:

  1. Независимые эксперты – юр. лица, которые оказывают услуги самостоятельно на основании лицензии. Такой вариант считается самым объективным, надежным, но и наиболее затратным. Такие специалисты заинтересованы в оказании качественной помощи водителю, относятся к своим обязанностям ответственно, ситуацию рассматривают объективно. Можете быть уверены, что деньги вы платите не зря.
  2. Работники страховой компании – физ. лица, которые включены в штат фирмы. Его услуги включены в список услуг полиса КАСКО, а от их стоимости будут зависеть цены самого пакета страховки.
  3. Работники страховой фирмы – объединяют независимую деятельность со службой в СК. Здесь надо быть осторожным. Поскольку комиссар представляет страховую компанию, то обязательно будет действовать в ее интересах, а интересы автовладельца отойдут на второй план. В работе специально могут быть допущены ошибки, неточности в оформлении бумаг, чтобы снизить сумму выплаты.

В нескольких компаниях услугу предлагают в составе полиса КАСКО, если цена их автомобиля составляет 50 тысяч долларов и более. Для полисов ОСАГО подобное не предусмотрено, так как аварком сделает страхование невыгодным.

Стать комиссаром по ДТП несложно. Понадобится пройти специальные обучающие курсы. При отборе курсантов предпочтение отдается молодым людям с юридическим образованием или бывшим сотрудникам ДПС. Что должен знать и уметь аварийный комиссар:

  • основы юриспруденции и особенности страхования;
  • правила передвижения транспорта и пешеходов;
  • иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим;
  • правила законного оформления нужных документов по ДТП;
  • нюансы подготовки документации, дающей водителю право на получение страховой выплаты;
  • знать рыночные цены на запчасти для авто и проведение ремонтных работ в сервисных центрах.

Куда позвонить, чтобы вызвать аварийного инспектора

Многие водители интересуются, как можно вызвать аварийного комиссара. Эксперта приглашают обычно один раз. Для вызова у вас должна быть при себе визитка с соответствующими телефонными номерами службы аваркомов. Оплачивать их услуги вы будете сами.

Часто фирмы выдают годовые абонементы. В течение этого срока вы в любой момент можете воспользоваться услугами аваркома. Такие специалисты имеют расширенные полномочия – могут вызвать эвакуатор для транспортировки автомобиля или такси для доставки участников ДТП домой. Будет оказана и психологическая поддержка.

Можно составить договор на определенный срок со службой аваркомов. Причем это может быть совершенно другая страховая фирма, не та, услугами которой вы сегодня пользуетесь. При покупке расширенного полиса ОСАГО данная опция становится доступной и бесплатной.

Некоторые компании предлагают вызовы специалистов без дополнительной платы, другие, напротив, устанавливают небольшую доплату. Например, страхование КАСКО предусматривает как бесплатный вызов по договору, так и платный — в качестве дополнительной услуги. Подписывая бумаги, внимательно прочитайте пункт, где указана информация о вызове аваркома. Иногда сотрудники компании уполномочены сами решать вопрос о целесообразности выезда комиссара на место аварии, то есть он может и не прибыть к водителю на помощь, если менеджер не посчитает это необходимым.

Специалисту по дорожным происшествиям можно звонить по номеру, взятому с визитки службы или с официального сайта компании, где данный эксперт работает или где вы приобрели полис. Можно также найти организацию, занимающуюся оказанием экстренной помощи водителям в случае ДТП.

Обязанности аваркома при ДТП

Аварийный комиссар обязан приехать на место ДТП сразу же после поступившего от водителя звонка. И сделать это он должен оперативнее сотрудников ГИБДД.

Аварийный комиссар может разрешить вопрос возникновения аварии с наименьшими денежными потерями для клиента.

Какие действия предпринимает аварком:

  • звонит в «скорую», а до ее прибытия сам оказывает первую мед. помощь;
  • сообщает о происшествии в инспекцию ГИБДД;
  • устанавливает специальное ограждение по всему периметру места столкновения, чтобы сохранились нетронутыми следы аварии (тормозной путь, отпечатки протекторов, поврежденные и упавшие на дорогу детали авто) и чтобы дать возможность участникам дорожного движения безопасно объехать место ДТП;
  • проводит поиск и опрос свидетелей, записывает личные данные и номера телефонов;
  • предоставляет право каждому участнику столкновения высказать свое мнение о причине произошедшего;
  • внимательно осматривает автомобили и фиксирует место аварии, видимые повреждения транспортных средств с помощью фотоаппарата или видеокамеры;
  • собирает необходимые сведения об участниках происшествия:
  • участвует в заполнении документов вместе с сотрудниками ГИБДД;
  • составляет схему ДТП и протокол в качестве представителя участника происшествия;
  • помогает в написании объяснительной для органов ГИБДД;
  • проводит предварительную оценку ущерба, нанесенного авто при столкновении;
  • готовит извещение о ДТП, которое представляется в страховую компанию;
  • проводит консультацию, как правильно нужно действовать в сложившейся ситуации, какие документы входят в пакет для получения компенсации либо самостоятельно готовит и передает документы страховщикам;
  • занимается составлением аварийного сертификата (отчета), где четко описывается весь перечень проделанных им работ;
  • для транспортировки поврежденного авто комиссар имеет право вызывать эвакуатор, а затем сам сопровождает ТС до указанного места;
  • помогает участникам ДТП добраться до дома.

Чьи интересы защищает аварком

Этот специалист должен становиться защитником интересов автовладельцев, которые вызывают его на место ДТП. Он готовится к приезду сотрудников дорожной полиции, затем сам беседует с ними от имени водителя. Правильно проводит фотосъемку, чтобы можно было сохранить информацию о нанесенном ущербе. В этом случае страховая не сможет отказать пострадавшему в выплате компенсации. Комиссар может представлять интересы автовладельца даже в зале суда.

Сегодня на дороге все чаще используются мошеннические схемы по отношению к водителям, управляющим дорогими иномарками. Аварийный комиссар знает способы, позволяющие противостоять мошенникам. Он сообщит сотрудникам ГИБДД о наличии признаков мошеннических действий. Зачастую, узнав о намерении водителя вызвать аварийного комиссара, подобные лица стараются решить все мирным путем без применения штрафных санкций.

Если аварком служит в страховой фирме, то он, прежде всего, представляет ее интересы, ведь он получает зарплату от нее. Водителю в таком случае приходится рассчитывать только на совесть, порядочность и объективность оценок аварийного инспектора, что он не будет скрывать информацию и пытаться незаметно снизить сумму страховых выплат.

Услуги независимого комиссара стоят дороже, чем штатного специалиста фирмы по страхованию. Зато в первом случае хозяин авто получает гарантию полноценной защиты своих интересов.

Вполне реально бывает отыскать среди многообразия предложений страховую компанию, которая работает с независимыми комиссарами и заботится о собственном престиже. Здесь права автовладельца будут в полной мере соблюдены, и он получит именно ту сумму компенсации, которая ему полагается по закону.

Вызывать или нет аварийного комиссара при ДТП — решает автовладелец. Следует учесть, что это прекрасная возможность сохранить нервы и сделать процедуру оформления бумаг о происшествии и получение страховой выплаты простыми и быстрыми. Также эксперт поможет разрешить спорную или конфликтную ситуацию. Не все водители способны вести себя адекватно в сложные моменты.

Некоторые страховые фирмы отказываются возмещать ущерб при отсутствии оценки повреждений квалифицированным специалистом. Однако полностью полагаться на своего помощника не стоит, нужно знать, как вести себя в случае дорожной аварии. Звонить помощнику необязательно, если нет пострадавших и значительных повреждений. Участники сами смогут все решить и оформить нужные документы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *